Научная статья на тему 'Подготовка молодежи северного кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования'

Подготовка молодежи северного кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНКУБАТОР СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЛЕТНЯЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / EDUCATIONAL PROGRAMS / INCUBATOR OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SUMMER SCHOOL OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Валерий Кириллович, Игропуло Ирина Федоровна, Арутюнян Марианна Мартуниевна

Освещается опыт реализации программ формального и неформального образования подготовки молодежи Северокавказского региона к социальному предпринимательству. Раскрывается содержание образовательных программ, формы и методы их реализации. Характеризуются факторы, детерминирующие мотивацию молодежи к освоению предлагаемых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the experience of the realization of the programs of formal and informal training of youth of the North-Caucasus region to social entrepreneurship. There are revealed the content of the educational programs, forms and methods of their implementation. There are characterized the factors that determine the youth’s motivation to mastering the suggested programs.

Текст научной работы на тему «Подготовка молодежи северного кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования»

В.к. ШАПОВАЛОВ, И.Ф. ИГРОПУЛО,

М.М. АРУТЮНЯН

(Ставрополь)

подготовка молодежи северного кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования*- **

Освещается опыт реализации программ формального и неформального образования подготовки молодежи Северокавказского региона к социальному предпринимательству. Раскрывается содержание образовательных программ, формы и методы их реализации. Характеризуются факторы, детерминирующие мотивацию молодежи к освоению предлагаемых программ.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, образовательные программы, инкубатор социального предпринимательства, летняя школа социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство в его международном понимании развивается в России с начала 2000-х гг. Начало оформления системы инфраструктурной поддержки развития отечественного социального предпринимательства положено В. Алекперовым в 2007 г. созданием фонда «Наше будущее».

В современных междисциплинарных исследованиях социального предпринимательства на Северном Кавказе особое значение приобретает изучение широкого социокультурного контекста, механизмов его влияния на становление и развитие предпринимательства как ресурса успешного решения острых социально-экономических проблем в регионе [4].

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (проект № 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»).

** Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М., 2019

'КИЕ науки -

Актуальность развития социального предпринимательства на Северном Кавказе обусловлена особенностями региона, к которым можно отнести высокий уровень безработицы, отток наиболее талантливой молодежи за пределы СКФО, сокращение бюджетных расходов на здравоохранение, образование, культуру, спорт, социальное обеспечение, что порождает сложную криминогенную ситуацию, увеличивает риск социального напряжения.

К базовым характеристикам социального предпринимательства исследователи относят целевую ориентацию на решение социальных проблем, использование уникальных решений для усиления социального воздействия и долгосрочного позитивного влияния на общественные проблемы [7]. Большинство экспертов считают, что приоритет необходимо отдавать социальным составляющим малого предпринимательства, поскольку это способно обеспечить:

• развитие самозанятости, создание рабочих мест с гибким режимом работы, что позволит получать определенный доход студентам, инвалидам, женщинам с маленькими детьми и другим социально уязвимым слоям населения;

• создание трудозатратных рабочих мест, что способно обеспечить большое количество сельского населения работой по найму (в основном трудозатратные работы ориентированы на производство утилитарных изделий народных художественных промыслов, в производстве которых исторически используется ручной труд мастеров).

В этих условиях социальное предпринимательство выступает одним из важнейших ресурсов эффективного решения социально-экономических проблем, снижения уровня эт-нополитического напряжения в регионе, профилактики молодежного экстремизма на Северном Кавказе.

Наряду с другими факторами одной из ведущих причин недостаточного развития отечественного социального предпринимательства является слабое теоретико-методологическое обоснование содержания и технологий обучения данному виду предпринимательской деятельности в системах как формального, так и неформального профессионального образования. В то же время эксперты оценивают спрос на обучение социальному предпринимательству в России как высокий и неудовлетворен-

ный [1], а «вовлеченность россиян в программы предпринимательского образования остается сегодня аномально низкой» [2, с. 150].

Анализ зарубежного опыта обучения социальному предпринимательству показывает наличие диверсифицированной системы образования в области социального предпринимательства в разных странах [3]. Академические и неакадемические программы обучения социальному предпринимательству в зарубежных странах отличаются длительностью, сочетанием форм образования (очных, онлайн, смешанных), возможностью получения стипендий, грантов на обучение и пр. Образовательные и иные организации, осуществляющие обучение социальному предпринимательству, стремятся к такому уровню развития профессиональных компетенций, который позволяет студентам планировать свою карьеру в этой области. Выпускники программ могут создать собственные социальные предприятия, стать исследователями в области социального предпринимательства, консультантами по социальным инновациям и пр. Следует особо отметить активное распространение образовательных программ по социальному предпринимательству для широкого круга лиц, не имеющих предпринимательского опыта и знаний, но желающих заниматься социальными проектами, решая социальные проблемы местного сообщества.

Северо-Кавказский федеральный университет с 2013 г. осуществляет образовательные и просветительские мероприятия, направленные на повышение уровня знаний профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СКФУ и других университетов региона, предпринимателей в области социальных инвестиций и инноваций, социального предпринимательства. С 2017 г. данное направление работы реализуется и в рамках Программы трансформации Северо-Кавказского федерального университета в университетский центр инновационного, технологического и социального развития Ставропольского края.

в этой деятельности мы ориентируемся на четыре ключевых принципа предпринимательского образования, сформулированных в докладе Глобальной образовательной инициативы (Global Education Initiative) «Развитие предпринимательских способностей как ответ на вызовы XXI века»:

- трансформация образовательных систем: активное использование новых методов

и инструментов XXI в. для развития инноваци-онности и способности решать проблемы;

- создание предпринимательской экосистемы на основе укрепления сотрудничества и партнерства между представителями академического сообщества и бизнеса;

- стремление к эффективности и социальному воздействию: влияние предпринимательского образования на экономику и социальную сферу;

- технологии как способы достижения цели: широкое распространение идей предпринимательского образования на основе ИКТ и новых медиа [8, с. 6-7].

Российские образовательные программы по социальному предпринимательству менее разнообразны по используемым формам, чем в зарубежных странах. Это чаще всего краткосрочные курсы, тематические семинары, практикумы, онлайн-курсы, менторские сессии и др. Ведущие российские вузы предлагают студентам разных направлений подготовки как отдельные курсы по социальному предпринимательству, так и специализированные магистерские программы [1; 6].

В Северо-Кавказском федеральном университете успешно реализуются основные и дополнительные образовательные программы по социальному предпринимательству: магистерская программа «Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона» (по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»), в магистерские программы «Менеджмент в образовании», «современные технологии непрерывного образования» (по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование») включена дисциплина «Социальное предпринимательство в образовании» [5]. Дисциплины по социальному предпринимательству входят в 135 образовательных программ высшего образования в СКФУ, включая все программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование».

В 2017 г. в СКФУ был открыт Инкубатор социального предпринимательства как коммуникативно-экспертная и консультативно-образовательная площадка интеграции науки, образования, социально ориентированного бизнеса, органов власти по разработке и реализации инновационных решений в социальной сфере региона. Перечислим основные задачи Инкубатора социального предпринимательства:

- научное обоснование и проектирование социально ориентированного предпринимательского образования;

- разработка и реализация образовательных программ для социальных предпринимателей и представителей социально ориентированных некоммерческих организаций СКФо;

- разработка и реализация социально-предпринимательских образовательных программ для школьников, студентов СПО, вузов;

- экспертиза молодежных социальных проектов, оценка их предпринимательского потенциала;

- менторское сопровождение перспективных социальных проектов предпринимательской направленности;

- комплексное консультативное сопровождение молодежных социальных предприятий;

- укрепление партнерских связей между субъектами социального предпринимательст--ва СКФо;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества в целях развития социального партнерства и социального предпринимательства.

Команда Инкубатора состоит из профессиональных специалистов (тьюторов, модераторов, консультантов, менеджеров), прошедших обучение по направлению «Социальное предпринимательство», имеющих практический опыт организации социального бизнеса и являющихся представителями российского и зарубежного академического сообщества, некоммерческих организаций, органов власти.

На базе Инкубатора социального предпринимательства реализуются дополнительные профессиональные программы различной длительности и в рамках неформального образования - обучающие курсы по социальному предпринимательству. Дополнительные образовательные программы разработаны для различных категорий слушателей: государственных и муниципальных служащих, начинающих и действующих социальных предпринимателей, преподавателей вузов и организаций СПО, представителей СО НКО.

Для школьников и студентов организаций среднего профессионального образования в СКФУ функционирует Школа социального предпринимательства, на базе которой реализуется образовательная программа «Основы социального предпринимательства», нацеленная на овладение слушателями базовы-

КИЕ нАУКИ -

ми предметными знаниями в области социальных трансформаций, развитие креативности, предприимчивости, инновационного потенциала, коммуникативных навыков и лидерских качеств.

Неформальное образование в сфере социального предпринимательства регулярно осуществляется в рамках традиционной международной Летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» при поддержке фонда «Наше будущее» и наших немецких партнеров - Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета, Ассоциации МитОст , Благотворительного фонда БМВ. Ставропольская региональная общественная организация «Центр поддержки сетевых инициатив» привлекает к занятиям в летней школе молодых предпринимателей из всех республик Северного Кавказа.

Образовательные программы летней школы включают циклы интерактивных лекций, семинаров, тренингов, мастер-классов зарубежных и отечественных экспертов, тренеров, менторов из числа действующих социальных предпринимателей. Использование интерактивных образовательных технологий обеспечивает активную вовлеченность всех участников летней школы в осознанное усвоение всех этапов запуска социального стартапа от поиска и генерации идей, разработки бизнес-плана и выбора бизнес-модели до создания прототипа, фандрайзинга, пиар-сопровождения и рекламы проекта. По завершении занятий Летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе» проводятся публичные презентации слушателями авторских проектов социальных предприятий в области социальной работы для детей с ОВЗ, организации дополнительных образовательных услуг, переработки вторичного сырья, производства натуральной косметики и др.

Опыт реализации программ формального и неформального образования, ориентированных на подготовку молодежи к социальному предпринимательству, выявил ряд факторов, затрудняющих интенсификацию и результативность этой деятельности. В первую группу таких факторов следует отнести слабую осведомленность молодежи Северокавказского региона о социальном предпринимательстве, его значении в решении проблем развития региональных сообществ и различных социальных групп. Вторая группа представляет собой совокупность проблем неготовности организаций высшего и среднего профессионального

образования к разработке и реализации в массовом масштабе образовательных программ и отдельных учебных дисциплин по проблематике социального предпринимательства. Такие программы и дисциплины предполагают наличие у преподавателей междисциплинарных компетенций в сферах экономики, менеджмента, социологии, культурологии, психологии и образовательных технологий различных групп желающих обучаться по программам формального и неформального образования. На нынешнем этапе реализации указанных программ в СКФУ практикуются межфакультетское сотрудничество преподавателей и краткосрочная подготовка преподавателей по темам соответствующих дисциплин.

Интеграция основных и дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству в рамках формального образования, неформальное образование старших школьников и работающей молодежи позволяют развивать гражданские и предпринимательские инициативы студентов и молодежи, создавать сообщество социальных предпринимателей в открытом образовательном пространстве региона с учетом этнокультурных особенностей каждой республики северного Кавказа.

Список литературы

1. Бородина A.B., Шецак О.В. Социальное предпринимательство в России: отечественные и зарубежные трактовки феномена, структура поддержки и образовательные практики // Вестн. Удмурт. ун-та. Социология. Политика. Международные отношения. 2017. Т. 1. Вып. 4. С. 409-418.

2. Духон А.Б., Зиньковский К.В., Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России // Вопр. образования. 2018. № 2. С. 139-172.

3. Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5(53). С. 84-106.

4. Чепуренко А.Ю., Яковлев A.A. Теория предпринимательства: важность контекста // Рос. журн. менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 51-60.

5. Шаповалов В.К., Игропуло И.ф. Подготовка студентов педагогической магистратуры к социальному предпринимательству // Мир образования - образование в мире. 2016. № 3(63). С. 56-60.

6. Шубенкова Е.В., Войкина Е.А., Куксова О.Д. Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. 2017. № 5(69). С. 165-168.

7. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneur-ship // Comments and suggestions contributed from the Social Entrepreneurship Funders Working Group. 1998. Vol. 31. P. 28-33.

8. Final Report on the Entrepreneurship Education Workstream, June 2011 [Electronic resource]. URL: https://www.weforum.org/reports/final-report-entrepre neurship-education-orkstream-summer-2011 (дата обращения: 23.07.2019).

* * *

1. Borodina A.V., Shecak O.V. Social'noe pred-prinimatel'stvo v Rossii: otechestvennye i zarubezhnye traktovki fenomena, struktura podderzhki i obra-zovatel'nye praktiki // Vestn. Udmurt. un-ta. Socio-logiya. Politika. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T. 1. Vyp. 4. S. 409-418.

2. Duhon A.B., Zin'kovskij K.V., Obrazcova O.I., Chepurenko A.Yu. Vliyanie programm predprinima-tel'skogo obrazovaniya na razvitie malogo biznesa v Rossii // Vopr. obrazovaniya. 2018. № 2. S. 139-172.

3. Logvinova I.L. Obuchenie social'nomu pred-prinimatel'stvu: zarubezhnyj opyt // Sovremennaya konkurenciya. 2015. T. 9. № 5(53). S. 84-106.

4. Chepurenko A.Yu., Yakovlev A.A. Teoriya predprinimatel'stva: vazhnost' konteksta // Ros. zhurn. menedzhmenta. 2013. T. 11. № 2. S. 51-60.

5. Shapovalov V.K., Igropulo I.F. Podgotovka studentov pedagogicheskoj magistratury k social'nomu predprinimatel'stvu // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016. № 3(63). S. 56-60.

6. Shubenkova E.V., Vojkina E.A., Kuksova O.D. Rossijskij opyt realizacii obrazovatel'nyh programm v sfere social'nogo predprinimatel'stva // Vestn. Sarat. gos. soc.-ekon. un-ta. 2017. № 5(69). S. 165-168.

Training of youth in the North Caucasus to social entrepreneurship in the context of formal and informal education

The article deals with the experience of the realization of the programs of formal and informal training of youth of the North-Caucasus region to social entrepreneurship. There are revealed the content of the educational programs, forms and methods of their implementation. There are characterized the factors that determine the youth's motivation to mastering the suggested programs.

Key words: social entrepreneurship, educational programs, incubator of social entrepreneurship, summer school of social entrepreneurship.

(Статья поступила в редакцию 09.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.