Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста'

Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5875
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ENTREPRENEURSHIP / YOUTH / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович

В статье рассматриваются перспективы развития молодежного предпринимательства в России. Молодежное предпринимательство определяется как инструмент, обеспечивающий рост занятости, вовлечение молодых людей в хозяйственную деятельность, их социализацию и самореализацию. Развитие данного института позволяет использовать креативный потенциал молодого поколения в интересах инновационного развития страны. Автором представлены результаты анализа нормативно-правовых документов Российской Федерации, и ее субъектов, определяющих положение и возможности молодежи в сфере предпринимательства. Выявлены дополнительные резервы стимулирования молодежного предпринимательства посредством совершенствования общенациональной нормативно-правовой базы, преломляющейся через региональное законодательство и программы развития. На основе данных социологических исследований сделан вывод о наличии сформированных социальных стереотипов в общественном сознании, которые препятствуют и затрудняют вхождение молодежи в предпринимательскую среду и снижают ее готовность к организации самостоятельной предпринимательской деятельности. Предложен набор инструментов социально-экономического, нормативного, информационного и воспитательного характера, способствующих развитию системы государственной поддержки и сопровождения молодых людей, желающих организовать свой бизнес. Обоснован вывод о том, что только реализация общих усилий государства, бизнеса, институтов гражданского общества будет способствовать развитию молодежного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the prospects for the development of youth entrepreneurship in Russia. Youth entrepreneurship is defined as a means that ensures employment growth, involvement of young people in economic activities, their socialization and self-realization. The development of this institute makes it possible to use the creative potential of the younger generation in the interests of the country's innovative development. The author presents the results of the analysis of regulatory legal documents of the Russian Federation, and its subjects, determining the situation and opportunities of youth in the field of entrepreneurship. Additional reserves of stimulating youth entrepreneurship are identified through the improvement of the national regulatory framework, which is refracted through regional legislation and development programs. Based on the data of sociological research, it is concluded that there are formed social stereotypes in public consciousness that hamper the entry of youth into the business environment and reduce its willingness to organize independent businessl activities. A set of socio-economic, regulatory, informational and educational tools is proposed that facilitate the development of a system of state support and support for young people who want to organize their business. The conclusion is done that only implementation of joint efforts of the state, business, and civil society institutions will promote the development of youth entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста»

УДК: [334-053.6]:330.35 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-42-52

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Меркулов П.А.1

В статье рассматриваются перспективы развития молодежного предпринимательства в России. Молодежное предпринимательство определяется как инструмент, обеспечивающий рост занятости, вовлечение молодых людей в хозяйственную деятельность, их социализацию и самореализацию. Развитие данного института позволяет использовать креативный потенциал молодого поколения в интересах инновационного развития страны. Автором представлены результаты анализа нормативно-правовых документов Российской Федерации, и ее субъектов, определяющих положение и возможности молодежи в сфере предпринимательства. Выявлены дополнительные резервы стимулирования молодежного предпринимательства посредством совершенствования общенациональной нормативно-правовой базы, преломляющейся через региональное законодательство и программы развития. На основе данных социологических исследований сделан вывод о наличии сформированных социальных стереотипов в общественном сознании, которые препятствуют и затрудняют вхождение молодежи в предпринимательскую среду и снижают ее готовность к организации самостоятельной предпринимательской деятельности. Предложен набор инструментов социально-экономического, нормативного, информационного и воспитательного характера, способствующих развитию системы государственной поддержки и сопровождения молодых людей, желающих организовать свой бизнес. Обоснован вывод о том, что только реализация общих усилий государства, бизнеса, институтов гражданского общества будет способствовать развитию молодежного предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежь, молодежное предпринимательство, бизнес, гражданское общество.

YOUNG ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC GROWTH

MERKULOV P.A. - Doctor of Historical Sciences, Docent, Director of the Central Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), е-mail: [email protected]

The article considers the prospects for the development of youth entrepreneurship in Russia. Youth entrepreneurship is defined as a means that ensures employment growth, involvement of young people in economic activities, their socialization and self-realization. The development of this institute makes it possible to use the creative potential of the younger generation in the interests of the country's innovative development. The author presents the results of the analysis of regulatory legal documents of the Russian Federation, and its subjects, determining the situation and opportunities of youth in the field of entrepreneurship. Additional reserves of stimulating youth entrepreneurship are identified through the improvement of the national regulatory framework, which is refracted through regional

Меркулов Павел Александрович - доктор исторических наук, доцент, директор Среднерусского института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, е-mail: [email protected]

legislation and development programs. Based on the data of sociological research, it is concluded that there are formed social stereotypes in public consciousness that hamper the entry of youth into the business environment and reduce its willingness to organize independent businessl activities. A set of socio-economic, regulatory, informational and educational tools is proposed that facilitate the development of a system of state support and support for young people who want to organize their business. The conclusion is done that only implementation of joint efforts of the state, business, and civil society institutions will promote the development of youth entrepreneurship.

Keywords: entrepreneurship, youth, youth entrepreneurship, business, civil society.

Одним из ключевых элементов современной экономики является предпринимательство, способствующее реализации проектных решений экономического развития и роста, продуцирующее снижение безработицы и обеспечивающее условия для увеличения рабочих мест и самозанятости населения.

Мировая практика показывает, что именно малый и средний бизнес играет важную роль в обеспечении занятости населения и экономического роста. Исследования, проводимые Всемирным банком, показывают, что инвестиции в национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта, если в стране малый и средний бизнес производит менее 40% ВВП1. Доля малого бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет порядка 20-25%, в то время как в Европе, в США этот показатель составляет 50%, в Китае - уже свыше 60%2. Следовательно, сегодня в России, как никогда, стоят задачи по расширению малого и среднего бизнеса. Одной из активных и мобильных социальных групп, имеющих субъективные и объективные предпосылки для вхождения в предпринимательскую среду, является молодежь.

В условиях жесткой рыночной конкуренции молодые граждане все больше задумываются о перспективах организации собственного дела и развития самозанятости. Постепенный выход из экономического кризиса, политика импортозамещения в стране увеличили потребность в формировании нового поколения предпринимателей - поколения молодых людей, современных, динамично развивающихся, способных активно функционировать в бизнесе, экономике и в целом в развитии общества.

Молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Молодое поколение, как правило, отличается креативным мышлением, что оказывается выгодной характерной особенностью для предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность в сфере бизнеса.

Молодежное предпринимательство занимает важное место в экономике ведущих стран, в том числе и потому, что представляет собой инструмент преодоления общемировой проблемы -проблемы молодежной безработицы, которая остро стоит в последнее время. Согласно статистике, примерно 300 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире либо не имеют постоянного места работы, либо вообще являются безработными3.

От активности, продуманности, системности и адекватности проводимой политики на государственном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависит вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

1 Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена до 50%. Экономика и жизнь [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. — 2013. — URL: http://www.eg-online.ru/

2 Маликов Р. И., Комаров А. Г., Богданова С. Ю. Современные тенденции формирования организационной культуры молодежного предпринимательства // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3(51). - С. 172 - 175.

3 Лопатина Р.Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека: [сайт]. [1999-2017]. — URL: http://dlib.rsl.ru/01006751585 (дата обращения: 19.05.2017).

Существует миф о негативном отношении россиян к предпринимательству. Однако сегодня это далеко не так. Последние исследования «Предпринимательство и самозанятость в России», проведенные ВЦИОМом1 в феврале 2017 года, показывают, что положительно относятся к малому и среднему бизнесу 93% россиян, причем доля однозначно позитивных оценок за последние четыре года возросла с 41 до 74%. Доля негативных оценок снизилась с 9 до 5%. Таким образом, положительные и негативные оценки предпринимательства достигли соответственно максимума и минимума за последние девять лет.

КАК ВЫ В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ЧАСТНЫМ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВОМ (МЕЛКИМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ)?

закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, без затруднившихся с ответом

«■ф» хорошо ^^ скорее хорошо скорее плохо ^)— плохо

ИСТОЧНИК: ВЦИОМ, ПОДАННЫМ КВАРТИРНЫХ ОПРОСОВ «ЭКСПРЕСС»

Рисунок 1 - Динамика отношения населения к предпринимательству2 Figure 1 - Dynamics of the population attitude towards entrepreneurship

По мнению социологов, главная причина улучшения отношения к предпринимательству как к профессии - это кризис. Но есть и другие объективные обстоятельства: у трети граждан, а в крупных городах у еще большей части среди родственников или друзей есть знакомые, которые занимаются малым бизнесом, и люди знают, что это предприниматели, которые вкалывают на полную катушку. Возникает не зависть, а понимание и поддержка этой группы в противовес крупному бизнесу.

Результаты исследований показывают, что возросла и доля тех, кто сам хотел бы открыть свое дело: в 2017 году это 27% против 19% в 2009 г. Чаще всего подобные стремления выражают мужчины - 37%. Такое желание максимально среди 18-24-летних - это 52%, но оно стремительно убывает с возрастом.

1 Пресс-выпуск № 3314. Предпринимательство и самозанятость в России [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. [2000-2017]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 15.05.2017).

2 Данные квартирных опросов «Экспресс» [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. [2000-2017]. — URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).

В национальном отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия - 2012»1 выявлено, что молодежь воспринимает предпринимательскую деятельность как основу материального благополучия и профессионального роста. Необходимо отметить, что молодежь является ядром активной предпринимательской деятельности, так как большая часть планирующих начать бизнес принадлежит к молодому поколению. В связи с этим становится актуальным вопрос, связанный с рассмотрением нормативно-правовых и организационных основ предпринимательской деятельности молодежи.

Впервые понятие «молодежное предпринимательство» было упомянуто в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». С тех пор начали реализовываться различные программы поддержки молодежного предпринимательства в РФ.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. закреплено следующее понятие молодежного предпринимательства: «...молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет, либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%».

В ряде распорядительных и нормативно-правовых актов регионов определено понятие субъектов молодежного предпринимательства, однако оно имеет разные варианты трактования. Например, в некоторых регионах России приняты нормативные акты, определяющие субъекты молодежного предпринимательства как хозяйствующие субъекты: юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%, и индивидуальные предприниматели в возрасте до 30 лет. Подобные формулировки понятия «молодежного предпринимательства» отражены в официальных документах, например, нормативных актах Хабаровского края, Архангельской, Новосибирской, Амурской, Свердловской, Мурманской областей, Удмуртской Республики, Республики Башкортостан и ряде других субъектов Российской Федерации.

Облегчить выход на рынок молодых предпринимателей позволяет поддержка государства. Систему поддержки молодежного предпринимательства составляют органы и структуры федерального, регионального и местного уровней. Эффективность данной системы обеспечивается постановкой единой цели, определением общих задач, продуманной законодательно-нормативной базой, налаживанием организационно-правовых отношений и действием в рамках единых методических подходов.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена следующая цель государственной молодежной политики: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны, реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным

1 Верховская О. Р., Дорохина М. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012 [Электронный ресурс] // Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: [сайт]. 2017]. -URL: http://gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (дата обращения: 11.05.2017)._

стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.

В основе государственной поддержки молодежного предпринимательства лежит стимулирование молодежной активности в сфере предпринимательства посредством формирования и реализации в субъектах РФ системы мер по вовлечению молодежи в данную сферу.

Основными направлениями государственной поддержки молодежного предпринимательства являются:

1. вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;

2. оказание помощи в трудоустройстве молодым людям в сферах малого и среднего бизнеса;

3. оказание содействия в сфере продвижения инновационных проектов молодых предпринимателей;

4. финансовая и имущественная поддержка молодого бизнеса;

5. содействие в повышении уровня образования и квалификации субъектов молодежного предпринимательства.

Данные и иные направления государственной поддержки реализуются на средства Федеральных программ, региональных программ и частных инициатив поддержки молодежного предпринимательства.

С 2005 года Минэкономразвития Российской Федерации реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В рамках программы предусмотрены как прямые, так и непрямые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- поддержка и развитие молодежного предпринимательства;

- создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи.

Включено отдельное мероприятие по содействию развитию молодежного предпринимательства: сопровождение и поддержка молодых предпринимателей.

Федеральная программа «Ты - предприниматель» охватывает молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, желающих создать собственный бизнес. Программа предусматривает создание максимально комфортных условий для вовлечения, отбора и обучения молодых людей основам предпринимательской деятельности с целью дальнейшего открытия ими собственных компаний1. В 2017 году в программе задействовано уже 68 регионов.

В рамках программы действует комплекс мероприятий, способствующих вовлечению молодежи в предпринимательскую сферу:

- вовлечение молодежи в предпринимательство;

- поддержка начинающих молодых предпринимателей на первых этапах хозяйственной деятельности предприятий;

- поддержка успешных молодых предпринимателей.

1 Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. - 2011. - № 10-2 (194). - С. 11-16.

Министерство образования и науки также реализует федеральные программы, ориентированные на поддержку развития молодежного предпринимательства в России1:

1. Программа «УМНИК.» предусматривает финансирование начальных этапов инновационного процесса и направлена на выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность. Основной целью программы является оказание стимулирования участия молодежи в инновационной и научно-технической деятельности путем поддержки инновационных проектов малых инновационных предприятий. Участниками программы могут быть молодые ученые в возрасте до 28 лет. Успешно завершившие эту программу ученые имеют возможность принять участие в программе «Старт».

2. Программа «СТАРТ» получила признание у научно-технической общественности по всей России. В рамках программы осуществляется финансирование начальных этапов инновационного процесса. «СТАРТ» - это эффективный инструмент государственной поддержки инициатив организации высокотехнологического бизнеса.

Целью программы является поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации.

3. Программа «Развитие» ориентирована на поддержку успешных малых инновационных предприятий, реализующих проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Основные программно-целевые механизмы поддержки малых форм хозяйствования, в том числе молодых начинающих фермеров, осуществляющиеся Министерством сельского хозяйства, включают в себя:

- выделение специальных грантов на создание и развитие своего крестьянского (фермерского) хозяйства;

- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

- государственную поддержку кредитования малых форм хозяйствования;

- предоставление поручительств залогового фонда;

- оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сегодня активно создаются совместные организации, которые оказывают помощь в развитии

молодежного предпринимательства. К ним относятся:

- Международный форум лидеров бизнеса (IBLFRUSSIA);

- Российский центр содействия молодежному предпринимательству;

- Бизнес-молодость;

- Ассоциация молодых предпринимателей России;

- ООО «Опора России»;

- Российский союз промышленников и предпринимателей.

В сотрудничестве с российским филиалом Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) разработана программа «Молодежный бизнес России». Она действует в 8 регионах России: Калужской области, Воронежской области, Новосибирской области, Ростовской области, Кировской области, Приморском крае, Краснодарском крае, городе Москве. Программа направлена на создание условий для получения молодыми людьми доступных финансовых

1 Рекомендации [Электронный ресурс] // Инновации в России: [сайт]. [2016]. - URL:

http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/6012/716.pdf (дата обращения: 18.05.2017).

средств (кредитов и займов) на открытие собственного дела. Каждому молодому человеку, получающему кредит, назначается наставник - доброволец, готовый посвятить свое время оказанию помощи молодым людям, начинающим свой бизнес, который обладает предпринимательскими навыками и опытом практической деятельности.

Кроме федеральных программ в субъектах Федерации реализуются региональные программы поддержки молодежного предпринимательства. Ниже представлена карта развития малого и среднего бизнеса.

В 2017 г. регионам выделяются субсидии на господдержку малого и среднего бизнеса, включая крестьянские фермерские хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Таблица 1 - Карта развития малого и среднего бизнеса на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства

Table 1 - Map of development of small and medium business at the Federal Portal of small and medium enterprises

ФО Кол-во Программы гос. Программы Муниципаль-

субъектов поддержки субъекта РФ ные программы

ДФО 9 32 23 9

ПФО 14 73 67 6

Республика Крым 2 1 1 -

С-ЗФО 11 65 37 28

С-КФО 7 25 24 1

СФО 12 125 52 73

УФО 6 42 23 19

ЦФО 18 120 65 55

ЮФО 6 24 20 4

В 2017 г. регионам выделяются субсидии на господдержку малого и среднего бизнеса, включая крестьянские фермерские хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Общий объем - 7 513 983,2 тыс. руб. Выделяемые регионам деньги можно потратить на закупку оборудования, погашение процентной ставки по кредитам, договорам займа, новые исследования и разработки. Кроме того, субсидии можно направить на оплату маркетинговых исследований.

В Орловской области реализуется государственная программа «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», целью которой является создание условий для устойчивого поступательного развития предпринимательства, деловой активности и инвестиционной деятельности как основы для повышения уровня жизни населения Орловской области. Цель программы развития малого и среднего предпринимательства в Орловской области связана с созданием благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, представленный анализ нормативно-правовых и организационных основ свидетельствует о том, что сегодня в Российской Федерации создана система поддержки и развития молодежного предпринимательства. Однако возникает резонный вопрос: если на организационном уровне и на уровне потребностей и мотивации молодежи мы видим готовность к созданию собственного бизнеса, почему же молодежное предпринимательство не становится массовым явлением?

Внешние и внутренние социально-экономические реалии Российского государства демонстрируют ряд объективных и субъективных причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства в стране. К ним относятся:

- отсутствие информационного ресурса, в котором молодые люди смогли бы найти необходимую информацию о существующих программах поддержки предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие коррупционных барьеров и «теневая» экономика;

- отсутствие полноценной законодательной базы в области молодежного предпринимательства;

- слабая развитость системы финансирования бизнес-проектов, недостаток финансовой базы;

- отсутствие опыта и недостаточная профессиональная подготовка молодых предпринимателей.

По результатам социологических исследований1 главными препятствиями к началу своего дела в нашем обществе считаются бюрократия (26%) и большие налоги (20%), а также серьезные финансовые затраты в целом (14%), отсутствие необходимого стартового капитала (12%), жесткая конкуренция (11%) и др.

Интересно, что респонденты, уже имеющие предпринимательский опыт, чаще говорят о налогах (27%), чем те, кто сам не вел бизнес (18%). С другой стороны, последние больше опасаются финансовых затрат (15%), чем знающие о частном предпринимательстве не понаслышке (9%).

Результаты опроса среди молодежи Орловской области2 также позволили выявить проблемы, препятствующие предпринимательской активности среди молодежи. Среди основных: отсутствие стартового капитала (56,4%), недостаточные знания о создании бизнеса (22,3%), трудности в получении кредита (13,1%).

Таким образом, можно говорить о сформированных социальных стереотипах в общественном сознании, которые препятствуют и затрудняют вхождение в предпринимательскую среду и снижают готовность к организации самостоятельной предпринимательской деятельности молодежью. Проводимые нами исследования позволили выявить некоторые особенности образа предпринимателя в общественном сознании молодежи. Так, чертами, препятствующими и снижающими желание и готовность к предпринимательской деятельности, являются: инфантильность, патернализм, неготовность к риску, низкий уровень открытости к инновациям, неизвестность или иллюзорность представлений о предпринимательстве в целом.

1 Пресс-выпуск № 3314. Предпринимательство и самозанятость в России [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. [2000-2017]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 15.05.2017).

2 Положение молодежи Орловской области в 2015 году. Научное издание. Коллективная монография / Под общ. ред. П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. - 264 с. Социально-экономические и социально-политические процессы в Орловской области: оценка состояния и перспективы развития: Коллективная монография / Под общ. ред. Н.В. Проказиной. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2012. - 232 с.

Исследование, проведенное Сбербанком, «Тридцать фактов о современной молодежи»1 заставляет по-иному посмотреть на разработанные нормативные и организационные основы поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации.

Перечислим лишь некоторые черты современной молодежи:

1. Онлайн - ведущее измерение реальности.

2. В сознании молодежи повреждена модель постепенного движения к успеху.

3. Ярко выраженной установкой является установка на гедонизм.

4. «Вкалывать» молодые люди не готовы.

5. Прослеживается минимальный горизонт планирования.

В итоге получается, что идеи по поддержке и стимулированию молодежного предпринимательства отличные, но механизмы их реализации не всегда отвечают современным реалиям, а именно потребностям, интересам и запросам молодежи. Таким образом, необходимо констатировать факт становления молодежного предпринимательства как отдельной сферы экономических отношений, специфической области предпринимательской деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные мероприятия поддержки развития молодежного предпринимательства в России с учетом характеристик современной молодежи:

1) популяризация предпринимательской деятельности в молодежной среде. Реклама и информация должны быть сдвинуты в Интернет, необходимо искать своих агентов влияния, своих блогеров;

2) вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Молодежи необходимо больше показывать, а не рассказывать;

3) создание системы государственной поддержки и сопровождения молодых людей, начинающих свой бизнес. Но следует учитывать, что апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традициям сегодня практически бесполезно. Единственный способ активного взаимодействия - убеждать, объяснять, обсуждать, приводить аргументы;

4) создание образовательных программ, направленных на приобретение навыков ведения предпринимательской деятельности и создания малого бизнеса. Необходимо не перегружать молодежь большими объемами информации, следует, напротив, визуализировать информацию, вовлекая молодежь в активное практическое взаимодействие;

5) объединение ресурсов и возможностей всех участников процесса развития предпринимательства в Российской Федерации (федеральные и региональные органы государственной власти, институты развития в сфере малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, общественные организации).

Таким образом, только реализация общих усилий государства, бизнеса, институтов гражданского общества будет способствовать развитию молодежного предпринимательства как основы устойчивого экономического роста экономики России.

Библиография/References:

1. Верховская О. Р., Дорохина М. В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012: Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. -URL: http://gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (дата обращения: 11.05.2017).

2. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе //

1 30 фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // Sberbank.ru: [сайт]. -11Р1-:М1р8:/^Ыех.ги/пе\л/8/ге8еагсИе8/2017/03/10/158487.phtml.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

Российское предпринимательство. - 2011. - № 10-2 (194). - С. 11-16.

3. Данные квартирных опросов «Экспресс»: ВЦИОМ. - URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 15.05.2017).

4. Лопатина Р.Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2013 -URL: http://search.rsl.ru/en/record/01006751585 (дата обращения: 19.05.2017).

5. Маликов Р. И., Комаров А. Г., Богданова С. Ю. Современные тенденции формирования организационной культуры молодежного предпринимательства // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3(51). - С. 172 - 175.

6. Положение молодежи Орловской области в 2015 году. Научное издание. Коллективная монография / Под общ. ред. П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. - 264 с.

7. Предпринимательство и самозанятость в России: ВЦИОМ Пресс-выпуск № 3314. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 15.05.2017).

8. Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства. - URL: http://innovation.gov.ru/ sites/default/files/ documents/2016/6012/716.pdf (дата обращения: 18.05.2017).

9. Социально-экономические и социально-политические процессы в Орловской области: оценка состояния и перспективы развития: Коллективная монография / Под общ. ред. Н.В. Проказиной. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2012. - 232 с.

1. Verkhovskaia, O. R., Dorokhina, M. V. Global'nyi monitoring predprinimatel'stva. Rossiia 2012 [Global enterprise monitoring. Russia 2012]: Vysshaia shkola menedzhmenta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - URL: http://gsom.spbu.ru/ files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf (data obrashcheniia: 11.05.2017). (In Russ.)

2. Vlasov, G.Iu. (2011) Razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva na sovremennom etape [Development of youth entrepreneurship at the present stage] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 10-2 (194). — P. 11-16. (In Russ.)

3. Dannye kvartirnykh oprosov «Ekspress»[ The data of the housing polls "Express"]: VTsIOM. -URL: https://wciom.ru/ (data obrashcheniia: 15.05.2017). (In Russ.)

4. Lopatina, R.F. (2013) Sotsial'no-kul'turnye usloviia formirovaniia motivatsii studencheskoi molodezhi k predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Socio-cultural conditions for the formation of motivation of student youth for entrepreneurial activity]: diss. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo. - URL: http://search.rsl.ru/en/record/01006751585 (data obrashcheniia: 19.05.2017). (In Russ.)

5. Malikov, R. I., Komarov, A. G., Bogdanova, S. Iu. (2014) Sovremennye tendentsii formirovaniia organizatsionnoi kul'tury molodezhnogo predprinimatel'stva [Modern trends in the formation of the organizational culture of youth entrepreneurship] // Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics]. - № 3(51). - P. 172 - 175. (In Russ.)

6. Polozhenie molodezhi Orlovskoi oblasti v 2015 godu [The situation of youth in the Orel region in 2015]. Nauchnoe izdanie. Kollektivnaia monografiia / Pod obshch. red. P.A. Merkulova, N.V. Prokazinoi. - Orel: Izdatel'stvo Orlovskogo filiala RANKhiGS, 2015. - 264 p. (In Russ.)

7. Predprinimatel'stvo i samozaniatost' v Rossii [Entrepreneurship and self-employment in Russia]: VTsIOM Press-vypusk № 3314. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (data obrashcheniia: 15.05.2017). (In Russ.)

8. Rekomendatsii po obespecheniiu koordinatsii programm, realizuemykh po gosudarstvennoi podderzhke sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, po sodeistviiu samozaniatosti bezrabotnykh grazhdan, po podderzhke malykh form khoziaistvovaniia na sele i po podderzhke malykh form innovatsionnogo predprinimatel'stva [Recommendations on ensuring coordination of programs implemented by state support of small and medium-sized businesses, promoting self-employment of unemployed citizens, supporting small forms of rural management and supporting small forms of innovative entrepreneurship]. - URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/6012/716.pdf (data obrashcheniia: 18.05.2017). (In Russ.)

9. Sotsial'no-ekonomicheskie i sotsial'no-politicheskie protsessy v Orlovskoi oblasti: otsenka sostoianiia i perspektivy razvitiia: Kollektivnaia monografiia [Social and economic and socio-political processes in the Oryol region: assessment of a condition and prospect of development] / Pod obshch. red. N.V. Prokazinoi. - Orel: Izdatel'stvo Orlovskogo filiala RANKhiGS, 2012. - 232 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.