Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики: состояние и механизмы поддержки'

Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики: состояние и механизмы поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1996
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / YOUTH BUSINESS / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / MARKET / STATE YOUTH POLICY / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Вадим Вячеславович

В статье автора проанализированы современные механизмы государственного регулирования молодежного предпринимательства в России. Систематизированы факторы, сдерживающие развитие молодежного инновационного потенциала в современных условиях рынка. Развитию малого бизнеса способствуют меры государственной поддержки: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение административных барьеров, реальное увеличение объемов финансирования. Автор останавливается на программно-целевом механизме государственной поддержки молодежного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Выявлены первостепенные задачи, стоящие перед органами государственного управления, призванными поддерживать развитие молодежного предпринимательства в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article modern mechanisms of state regulation of youth business in Russia are analyzed. The factors constraining development of youth innovative potential in modern conditions of the market are systematized. Development of small business is promoted by measures of the state support: improvement of standard and legal base, decrease in administrative barriers, real increase in the amounts of financing. The author stops on the program and target mechanism of the state support of youth business at the federal and regional levels. The paramount tasks facing the state bodies designed to keep development of youth business in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики: состояние и механизмы поддержки»

УДК: [334-053.6]:323 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-4-48-55

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: СОСТОЯНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ

Соколов В.В.1

В статье автора проанализированы современные механизмы государственного регулирования молодежного предпринимательства в России. Систематизированы факторы, сдерживающие развитие молодежного инновационного потенциала в современных условиях рынка. Развитию малого бизнеса способствуют меры государственной поддержки: совершенствование нормативно-правовой базы, снижение административных барьеров, реальное увеличение объемов финансирования. Автор останавливается на программно-целевом механизме государственной поддержки молодежного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях. Выявлены первостепенные задачи, стоящие перед органами государственного управления, призванными поддерживать развитие молодежного предпринимательства в России.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, малое предпринимательство, государственная поддержка, рынок, государственная молодежная политика, государственная программа

YOUTH BUSINESS IN SYSTEM OF PRIORITIES OF STATE YOUTH POLICY: STATE AND SUPPORT MECHANISMS

SOKOLOV V.V. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science, State аnd Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

In the article modern mechanisms of state regulation of youth business in Russia are analyzed. The factors constraining development of youth innovative potential in modern conditions of the market are systematized. Development of small business is promoted by measures of the state support: improvement of standard and legal base, decrease in administrative barriers, real increase in the amounts of financing. The author stops on the program and target mechanism of the state support of youth business at the federal and regional levels. The paramount tasks facing the state bodies designed to keep development of youth business in Russia are revealed.

Keywords: youth business, small business, state support, market, state youth policy, state program

В условиях жесткой рыночной конкуренции, вызванной постепенным выходом европейских государств из экономического кризиса, политика импортозамещения в России, процессы глобализации и новая миграционная политика увеличили потребность в инициативных и ответственных гражданах, способных решать задачи профессионального развития и

Соколов Вадим Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Среднерусский институт управления - филиал, адрес: 302028, г. Орел., б. Победы д. 5а, e-mail: [email protected]

самозанятости. Сегодня молодые граждане все больше задумываются о перспективах организации собственного дела и повышении материального благополучия. Молодежное предпринимательство занимает важное место в экономике ведущих стран в том числе и потому, что представляет собой инструмент преодоления общемировой проблемы - проблемы молодежной безработицы, которая остро стоит в последнее время.

Малые предприятия, создаваемые молодыми людьми, способны особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов. Однако внешние и внутренние социально-экономические реалии Российского государства демонстрируют ряд объективных и субъективных причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства в стране, а именно:

- молодому поколению свойственны отсутствие производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низкий профессиональный статус;

- слабая развитость системы финансирования бизнес-проектов, недостаток финансовой базы;

- отсутствие полноценной законодательной базы в области молодежного предпринимательства;

- наличие высоких налоговых и кредитных ставок;

- низкая медиаактивность ресурсов, предлагающих молодым людям необходимую информацию о существующих программах поддержки предпринимательства;

- коррупционные барьеры и «теневая» экономика.

- низкое качество услуг бизнес-образования. Уровень и содержание образовательных программ зачастую отстают от требований экономического рынка. «Традиционные российские учебные заведения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна»1;

- неразвитость культуры предпринимательского сектора;

- отсутствие налаженного механизма эффективного и взаиморазвивающего взаимодействия, сотрудничества между субъектами бизнес-образования и бизнеса, которое бы способствовало инновационному развитию.

В такой ситуации облегчить выход на рынок молодых предпринимателей, по нашему убеждению, во многом может поддержка государства. Система поддержки молодежного предпринимательства в России представлена организационными структурами федерального, регионального и местного уровней. Генеральные направления деятельности органов государственного и муниципального управления обусловлены целью и задачами, нормативно-правовой базой, организационно-правовыми отношениями в сфере политики развития малого и среднего предпринимательства.

Нормативно-правовое регулирование государственной поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики, базируется прежде всего на следующих законодательных актах:

- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»;

- Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 (ред. от 25.05.2016) «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства,

1 Меркулов П.А., Малик Е.Н. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы// Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - № 2 (32). - С. 131.

включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2015 году»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.

Основными субъектами государственной политики по поддержке молодых предпринимателей выступают Министерство экономического и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), а также Министерство образования и науки. Целесообразно более детально рассмотреть программно-целевые механизмы участия данных институтов в процессе создания стимулов и благоприятных условий развития молодежного предпринимательства на федеральном, а также региональном уровнях.

Министерство экономического и социального развития РФ является ключевым органом государственной власти, ответственным за реализацию мер по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Министерством определены приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства, включая молодежный сегмент1: поддержка малых инновационных компаний; гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела; обращение за кредитом в микрофинансовый фонд; обращение в региональный гарантийный фонд. В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Минэкономразвития России созданы и действуют более 70 гарантийных фондов; развитие лизинга оборудования и т.д.

С 2012 года предусмотрены субсидии федерального бюджета на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на обеспечение деятельности в научно-технической сфере субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи. Центр молодежного инновационного творчества - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из оборудования, ориентированного на технологии прямого цифрового производства и позволяющего выполнять на основе современных технологий быстрое прототипирование, изготовление опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции, а также необходимых для этого помещений и инфраструктуры.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) координирует реализацию программы «Ты - предприниматель». Программа предусматривает создание максимально комфортных условий «для вовлечения, отбора и обучения молодых людей основам предпринимательской деятельности с целью дальнейшего открытия ими собственных компаний. «Основные направления программы:

1) вовлечение молодежи в предпринимательство - создание системы мероприятий, сопровождающей молодых авторов перспективных предпринимательских идей на всем пути до этапа создания нового предприятия;

2) поддержка начинающих молодых предпринимателей на первых этапах хозяйственной деятельности предприятий - оказание консультационной, инвестиционной, инфраструктурной поддержки;

3) поддержка успешных молодых предпринимателей - создание коммуникационных, консультационных площадок для успешных молодых предпринимателей»2.

1 Федеральный портал молодого предпринимателя [Электронный ресурс] http://young.oldsmb. economy.gov.ru/content/ guide/programs/mer/

2 Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) [Электронный ресурс]

С 2016 года реализация мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства осуществляется Росмолодежью в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года №316 (с изм. от 29.12.2016 г.). В рамках указанных программных направлений в российских регионах Росмолодежь широко реализует следующие мероприятия, стимулирующие предпринимательские инициативы и экономическую активность молодежи, а именно:

1. Конкурс «Молодой предприниматель России».

2. Международный молодежный экономический форум в городе Санкт-Петербурге.

3. Комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков предпринимательства у старшеклассников.

4. Всероссийский образовательный форум «Селигер».

На данную программу в 2016 году федеральным бюджетом было предусмотрено 0,25 млрд. рублей. В 2017 году в программе задействовано уже 68 регионов.

Министерство образования и науки также реализует федеральные программы, ориентированные на поддержку развития молодежного предпринимательства в России:

1. Программа «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») предусматривает предпосевное финансирование начальных этапов инновационного процесса и направлена на выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность. Основная цель программы - стимулирование участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем поддержки инновационных проектов для формирования на их основе стартующих малых инновационных предприятий. Участники программы - молодые ученые в возрасте до 28 лет. Успешно завершившие ее имеют возможность попробовать свои силы в программе «Старт».

2. Программа «СТАРТ» относится к посевному финансированию начальных этапов инновационного процесса и получила признание у научно-технической общественности по всей России как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив, связанных с тем, чтобы организовать высокотехнологический бизнес.

Цель программы заключается в поддержке малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Основными направлениями программы стали такие сферы, как: информационные технологии, программные продукты и телекоммуникационные системы; медицина, фармакология, биотехнология для медицины; химия, химические технологии, новые материалы, строительство; электроника, приборостроение, машиностроение; биотехнология, сельское хозяйство, пищевая промышленность.

3. Программа «Развитие» ориентирована на поддержку успешных малых инновационных предприятий, реализующих проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». В рамках данной программы

https://fadm.gov.ru/activity/scope/18

предусмотрена подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», направленная как раз на поддержку начинающих малых компаний в сфере сельского хозяйства.

Основные программно-целевые механизмы поддержки малых форм хозяйствования, в том числе молодых начинающих фермеров:

- Гранты начинающим фермерам. Выделение специальных грантов на создание и развитие своего крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

- Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;

- Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;

- Предоставление поручительств залогового фонда;

- Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Сегодня активно создаются совместные организации в рамках государственно-частного

партнерства, которые оказывают помощь в развитии молодежного предпринимательства. К ним относятся:

- Международный форум лидеров бизнеса (IBLF RUSSIA);

- Российский центр содействия молодежному предпринимательству;

- Бизнес-молодость;

- Ассоциация молодых предпринимателей России;

- ООО «Опора России»;

- Российский союз промышленников и предпринимателей.

В сотрудничестве с Российским филиалом Международного форума лидеров бизнеса (IBLF), Британской неправительственной некоммерческой организацией OXFAM и «Королевским Банком Шотландии» разработана программа «Молодежный бизнес России»1. Общее управление Программой осуществляется филиалом IBLF в России. Данная программа действует в 8 регионах России: Калужской области, Воронежской области, Новосибирской области, Ростовской области, Кировской области, Приморском крае, Краснодарском крае, городе Москве.

Кроме федеральных программ в субъектах РФ реализуются региональные программы поддержки молодежного предпринимательства. Регионам выделяются субсидии на господдержку малого и среднего бизнеса, включая КФХ, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика»2. К примеру, в Орловской области реализуется государственная программа Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области». Однако анализ основных направлений реализации мероприятий программы в

1 Международный форум лидеров бизнеса (IBLF RUSSIA) [Электронный ресурс] // http://www.iblfrussia. org/programmes/ current/detail.php?ID=290

2 Грошева И.А., Грошев И.Л., Грошева Л.И. Индексная оценка эффективности молодёжного предпринимательства и бизнеса // Агропродовольственная политика России. - 2015. - № 7 (19). - С. 52.

рамках двух базовых подпрограмм «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области» и «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области» дает нам основание утверждать, что программа не в полной мере учитывает особенности ведения бизнеса представителями различных возрастных групп представителей малого и среднего предпринимательства и в связи с этим не выделяет молодежное предпринимательство в отдельный кластер. Комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, планируется осуществлять при методическом и информационном взаимодействии с Федеральным агентством по делам молодежи.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что около 20% молодых граждан обладают отличными способностями для начала собственного бизнеса и в силу различных причин только 5% решаются на это1. В данной связи первостепенными задачами, стоящими перед государственными структурами, призванными поддерживать развитие молодежного предпринимательства в России, следует назвать:

1) популяризацию предпринимательской деятельности в молодежной среде. Решение данной стратегической задачи предусматривает следующие мероприятия:

- проведение игровых мастер-классов, тренингов, олимпиад по предпринимательству для старшеклассников;

- организацию выпусков социальной рекламы, ориентированной на формирование позитивного отношения молодого поколения к предпринимательству;

- проведение информационной политики о государственной поддержке молодых предпринимателей; разработку и распространение рекламных материалов, пропагандирующих честность и социальную ответственность предпринимателя, что является основой экономического прогресса страны; информирование молодежи о проводимых конкурсах бизнес-проектов;

2) вовлечение молодого поколения в предпринимательскую деятельность. В рамках данной задачи необходимо предпринять следующие меры:

- распространение агитационных материалов о программах, проводимых государством;

- проведение мониторинга экономических предпочтений молодежи, методик профессиональной ориентации в образовательных учреждениях;

- проведение «круглых столов», коллоквиумов и диспут-клубов с молодежью, желающей открыть собственные предприятия, с приглашением для участия успешных предпринимателей, представителей бизнеса и органов власти;

3) создание системы государственной поддержки и сопровождения молодых людей, начинающих свой бизнес:

- осуществление отбора молодежи, имеющей способности к ведению предпринимательской деятельности;

- проведение экспертных сессий в форме открытого диалога, собеседования; конкурсов бизнес-идей, при этом оценивать работы молодых авторов должны успешные предприниматели;

- составление базы данных молодых людей, стремящихся стать предпринимателям;

4) создание образовательных программ, направленных на приобретение навыков ведения предпринимательской деятельности и создания малого бизнеса:

1 Международный форум лидеров бизнеса (IBLF RUSSIA) [Электронный ресурс]// http://www.iblfrussia.

org/programmes/ current/detail.php?ID=290

- проведение профильного обучения с целью привития молодым людям навыков ведения бизнеса. Молодежь должна проходить углубленное модульное обучение по курсу бизнес-планирования, формирования проектных команд;

- привлечение к образовательному процессу сертифицированных бизнес-тренеров, силами которых будут проводиться мастер-классы, устраиваться экспертные сессии с успешными предпринимателями, со специалистами разных сфер деятельности, связанных с бизнесом (работники налоговых органов, специалисты по трудовому законодательству, сотрудники санэпидемстанций, пожарные, экологи, бухгалтеры);

5) объединение ресурсов и возможностей всех участников процесса развития предпринимательства в Российской Федерации (федеральные и региональные органы государственной власти, институты развития в сфере малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, общественные организации); проведение регулярных бесплатных мастер-классов и практических семинаров; организация стажировок студентам;

6) развитие кооперации и субконтрактинга в молодежном предпринимательстве. Целесообразно предусмотреть следующие программные мероприятия:

- налоговое стимулирование крупного и среднего бизнеса, активно развивающего субконтрактинг;

- формирование законодательных норм по развитию в России кооперации и субконтрактинга;

- создание системы государственного и муниципального заказа на продукцию молодежных предприятий.

- формирование системы общественного контроля и информационной открытости, ориентированной на эффективное и быстрое формирование корпорации молодых предпринимателей, ориентированных на развитие предпринимательства в России.

Таким образом, реализация указанных приоритетных направлений государственной поддержки молодёжного предпринимательства будет способствовать генерации нового поколения предпринимателей - динамичных, инициативных современных граждан, способных стать активным субъектом в развитии бизнеса, экономики и прогресса общества в современной России. Эффективное использование бизнес-потенциала молодежи будет способствовать укреплению положения России на мировой экономической арене.

Библиография/References:

1. Грошева И.А., Грошев И.Л., Грошева Л.И. Индексная оценка эффективности молодёжного предпринимательства и бизнеса // Агропродовольственная политика России. -2015. - № 7 (19). - С. 50-53.

2. Захарова Г.В., Моргун Т.Н., Тищенкова Г.З., Русанова М.В., Хохлова И.И. Молодежное предпринимательство как сегмент малого бизнеса на мезоуровне. - Смоленск, 2011.

3. Кашхчян О.С. Молодежное предпринимательство в России: значение и формы поддержки // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 941-944.

4. Международный форум лидеров бизнеса (IBLF RUSSIA). - URL: http://www.iblfrussia.org/programmes/ current/detail.php?ID=290 (дата обращения 6.03.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы // Вестник ОрелГИЭТ. - 2015. - № 2 (32). - С. 130-133.

6. Федеральный портал молодого предпринимателя. - URL: http://young.oldsmb.economy.gov.ru/ content/ guide/programs/mer/

1. Grosheva, I.A., Groshev, I.L., Grosheva, L.I. (2015) Indeksnaia otsenka effektivnosti molodezhnogo predprinimatel'stva i biznesa [Index-based assessment of the effectiveness of youth entrepreneurship and business]// Agroprodovol'stvennaia politika Rossii. - № 7 (19). - P.50-53. (In Russ.)

2. Zakharova, G.V., Morgun, T.N., Tishchenkova, G.Z., Rusanova, M.V., Khokhlova, I.I. (2011) Molodezhnoe predprinimatel'stvo kak segment malogo biznesa na mezourovne [Youth entrepreneurship as a segment of small business at the meso level]. - Smolensk. (In Russ.)

3. Kashkhchian, O.S. (2016) Molodezhnoe predprinimatel'stvo v Rossii: znachenie i formy podderzhki [Youth entrepreneurship in Russia: the importance and forms of support] // Ekonomika i sotsium. - № 5-1 (24). - P. 941-944. (In Russ.)

4. Mezhdunarodnyi forum liderov biznesa (IBLF RUSSIA) [International Business Leaders Forum (IBLF RUSSIA)]. - URL: http://www.iblfrussia.org/programmes/ current/detail.php?ID=290. (In Russ.)

5. Merkulov, P.A., Malik, E.N. (2015) Molodezhnoe predprinimatel'stvo v Rossii: problemy i perspektivy [Youth entrepreneurship in Russia: problems and prospects] // Vestnik OrelGIET [OrelSIET Bulletin]. - № 2 (32). - P. 130-133. (In Russ.)

6. Federal'nyi portal molodogo predprinimatelia [Federal portal of the young entrepreneur]. -URL: http://young.oldsmb.economy.gov.ru/content/ guide/programs/mer/ (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.