УДК 334.012.6, УДК 338.24 JEL P41 DOI 10.26425/1816-4277-2019-3-107-113
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. Приведены результаты исследования проблем молодежного предпринимательства. Рассмотрены институты и программы его поддержки. Рекомендованы мероприятия по устранению выявленных проблем привлечения молодежи к предпринимательской деятельности. Предложено формирование новой программы поддержки «Акселерация молодежного предпринимательства» и создание координационных центров в субъектах Российской Федерации «Региональный молодежный центр». Представлена модель системы поддержки малого молодежного предпринимательства, которая позволит повысить предпринимательскую активность среди молодежи и создать новые рабочие места.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, малое предпринимательство, государственная поддержка, финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационно-консультационная поддержка.
FORMATION OF SYSTEM OF SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SMALL YOUTH BUSINESS
Abstract The results of the research of youth entrepreneurship problems have been adduced. Institutions and programs of its support have been considered. Measures to eliminate the identified problems of attracting young people to entrepreneurship have been recommended. The formation of a new program of support «Acceleration of youth entrepreneurship» and the creation of coordination centers in the subjects of the Russian Federation «Regional youth center» have been offered. The model of the system of support of small youth entrepreneurship, which will increase entrepreneurial activity among young people and create new jobs, has been presented.
Keywords: youth entrepreneurship, small business, state support, financial support, property support, information and consulting support.
Развитие малого молодежного предпринимательства является одним из альтернативных способов создания новых рабочих мест, сокращения безработицы среди молодежи. Важность развития молодежного предпринимательства подчеркивается тем обстоятельством, что данная категория предпринимателей через несколько лет будет определять бизнес среду и скорость экономического развития страны. Тема исследования становится наиболее актуальной в связи с увеличением пенсионного возраста, поскольку через 5 лет рабочие места будут заняты в том числе людьми предпенсионного возраста, что может вызвать социальную напряженность среди молодежи. Новизна представленного исследования заключается в том, что предложено формирование программы поддержки «Акселерация молодежного предпринимательства», создание координационных центров в субъектах Российской Федерации (далее - РФ) «Региональный молодежный центр», разработана модель системы поддержки малого молодежного предпринимательства (далее - ММП).
По данным Росстата доля безработных среди молодежи до 25 лет в ноябре 2018 г. составила 21,2 %, в январе 2018 г. этот показатель составлял 20,1 %. Таким образом, наблюдается повышение числа безработных почти на 1% [10].
Проблема молодежной безработицы актуальна для Европейских стран, в том числе для бывших союзных республик: Армении, Грузии, Украины. Проблема безработицы сопряжена с такими вопросами, как
© Руденко Л.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Руденко Людмила Геннадьевна
канд. экон. наук, ЧОУВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва
e-mail: [email protected]
Rudenko Lyudmila
Candidate of Economic Sciences, Moscow S. U. Witte University, Moscow
e-mail: [email protected]
неполный рабочий день, занятость в неформальном секторе, серая зарплата, нарушение трудового права. Другая важная проблема - работающая молодежь остается малоимущей. Эксперты отмечают, что 156 млн работающей молодежи в мире (37,7 %) живут в условиях крайней нищеты (менее чем на 1,90 долл. США на душу населения в день) или в умеренной бедности (между 1,90 и 3,10 долл. США).
Проблемы трудоустройства молодежи часто связаны с такими факторами как экономический спад, недостаточный уровень знаний и тем более опыта работы, несимметричность рынка труда, отсутствие контрактных рабочих мест для новичка. Для устранения указанных поблеем в странах создаются различные проекты и программы поддержки молодежного предпринимательства.
В России разрабатывается молодежная политика, основной целью которой является социализация молодежи, вовлечение ее в экономические институты для развития инновационного потенциала экономики. Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определено, что «молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 %» [1].
Система поддержки молодежного предпринимательства в России опирается на основные институты: Министерство экономического развития РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство сельского хозяйства России, Федеральное агентство по делам молодежи, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Молодежная общественная палата, Международная молодежная палата, Фонд содействия инновациям, Ассоциация молодых предпринимателей России, Комитет по делам молодежи «ОПОРА РОССИИ» и др.
Российский центр содействия молодежному предпринимательству реализует ряд программ, среди которых программа «Ты - предприниматель», направленная на поддержку молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, способствующая развитию бизнес-инициатив. Данный федеральный проект позволил открыть около 16 тыс. новых организаций в 60 регионах страны [12].
Программа «Ты - Инноватор» ориентирована на поддержку молодых людей в возрасте 14-30 лет включительно, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность на территории РФ.
Фонд содействия инновациям реализует ряд программ, которые продолжают действовать в 2019 г.: «Вовлечение школьников в инновационную деятельность», «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация», «Кооперация» [13].
В программе «Умник» могут участвовать лица в возрасте 18-30 лет, максимальная сумма гранта составляет 500 тыс. руб., срок реализации научно-исследовательской работы - 2 года.
Программа «Старт» рассчитана на поддержку начинающих инновационных малых предприятий. Гранты выдают сроком на 1 год по результатам конкурса «Старт-1» - 2 млн руб., конкурса «Старт-2» - 3 млн руб., конкурса «Старт-3» - 4 млн руб. и по программе «Бизнес-Старт» выделяют 5 млн руб.
Комитет по делам молодежи «ОПОРА РОССИИ» объединяет предпринимателей из 35 регионов станы. Комитетом запущен проект «Академия молодых предпринимателей» для школьников 7-11 классов.
Особое место в поддержке молодежного предпринимательства играют центры молодежного инновационного творчества (далее - ЦМИТ), которые представляют собой негосударственные площадки, созданные за счет бюджетных субсидий для научно-технического творчества, оборудованные 3D-принтерами, фрезерными, гравировальными, лазерными станками, необходимым инструментом и принадлежностями. ЦМИТ начали свою работу с 2012 г., за период с 2012 г. по 2016 г. в России создано и работает 200 ЦМИТ в 40 регионах Росси.
АО «Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП) на 2019 г. запланировано обучение участников системы WolrdSkills Russia по программам «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимателя». В программах обучения участвуют сертифицированные тренеры, реестр которых ведется Корпорацией МСП.
При поддержке Министерства экономического развития России реализованы сервисные услуги для субъектов МСП: внедрена услуга по принципу «одного окна», запущены инновационные сервисы, такие как МСП-бот и онлайн платформа знаний для предпринимателей.
В России в целом улучшаются условия ведения бизнеса. По данным всемирного банка на май 2018 г., Россия по легкости ведения бизнеса находится на 31 месте из 189 возможных, ей удалось подняться на несколько ступеней, к сравнению в 2016 г. она занимала 51 место [11]. Исследование условий ведения бизнеса проводилось по десяти индикаторам: легкость регистрации организации, быстрота получения разрешений на строительство, число дней подключения к системе электроснабжения, скорость регистрации собственности, одобрения кредита, степень защиты инвестора, существующий уровень и тяжесть налогового бремени, развитие международной торговли, защита и обеспечение выполнения контрактов, скорость ликвидации предприятия. По прежнем Россия занимает не высокий рейтинг по защите инвестора (57), по уровню налогообложения (53), скорости ликвидации предприятия (59) и самый низкий уровень - благоприятности международной торговли (99).
Несмотря на ряд мер по поддержке малого молодежного предпринимательства существует ряд проблем в его деятельности:
- недостаточный уровень образования, знаний и умений, чтобы начать свой бизнес. Российское образование в основном направлено на получение теоретических знаний и умений, несмотря на увеличение объема часов, выделяемых на прохождение практики [8];
- отсутствие первоначальных инвестиций для создания бизнеса;
- низкая социальная настроенность молодежи, неготовой идти на риск, отсутствие духа предпринимательства и собственной мотивации. Молодые люди охотнее выбирают возможность трудоустройства в крупных фирмах и государственных компаниях [9]. Зачастую ими предприниматель воспринимается как человек, постоянно преодолевающий трудности, а не тот, кто стремится к успеху;
- высокие административно-правовые барьеры для открытия бизнеса;
- отсутствие деловых экономических и производственных контактов;
- высокие ставки налогов и кредитов для начинающих предпринимателей;
- сложное и противоречивое законодательство;
- деятельность институтов поддержки МСП не ориентирована на поддержку молодежного предпринимательства [6].
Е. Г. Шумик, Е. В. Белик, М. П. Блинов отмечают, еще одну проблему: существующие образовательные программы не формируют стимулов к предпринимательской деятельности и поведенческие компетенции [9]. С данным утверждением можно согласиться частично. Стимулы и положительный образ предпринимательства должны формироваться не только в стенах конкретного учебного заведения, но и за его пределами. Поведенческие компетенции возможно сформировать только при выполнении практических действий, например, в рамках бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, получая опыт практической работы и ведения переговоров. Поэтому весьма целесообразным будет предложение ввести в образовательную программу подготовки бакалавров, специалистов годичную практико-ориентированную подготовку в бизнес-инкубаторах и акселераторах по принципу наставничества. Бизнес инкубаторы в данном случае рекомендуется создавать на базе вузов с привлечением предпринимателей.
Большим плюсом молодежного предпринимательства является то, что эта категория людей наиболее мобильна, гибка в восприятии новшеств, и соответственно имеет достаточный социально-экономический потенциал [5]. Также среди плюсов можно назвать высокий инновационный потенциал и склонность к рискам, высокий уровень освоения новых знаний и предпринимательских навыков, достаточный запас здоровья и стрессоустойчивость.
В то же время без государственной поддержки, становление бизнеса проходит достаточно сложный путь и требует к себе особо пристального внимания со стороны представителей органов власти и разработки целенаправленной политики по поддержке.
Среди основных мероприятий по привлечению молодежи к предпринимательской деятельности можно назвать:
- популяризацию предпринимательства среди молодежи. Формирование социальной рекламы о положительном облике предпринимателя, информирование о проводимых программах поддержки, проведение бизнес-курсов, тренингов, конкурсов бизнес-проектов [2];
- организацию системы бизнес-клубов на базе университетов, либо как самостоятельно действующих сообществ при поддержке государства и предпринимательских кругов. Для проведения бизнес-тренингов
и для консультирования по созданию бизнес-планов, решению бизнес-кейсов целесообразно привлекать действующих предпринимателей [3];
- массовое вовлечение молодежи в студенческие бизнес-клубы и отбор талантливых детей, который рекомендуется проводить не только по результатам участия в бизнес-конкурсах и бизнес-олимпиадах, но и по стрессоустойчивости, склонности к риску, умению работать в команде, другим поведенческим и психологическим характеристикам;
- расширение числа программ поддержки для победителей конкурсов и олимпиад;
- снижение административных барьеров, упрощение процедур открытия бизнеса молодежного предпринимательства, создание отдельных МФЦ по принципу «одного окна»;
- разработка доступных кредитных механизмов для ММП из числа молодежи, включающих сниженные проценты по кредитам, систему гарантий, комфортных сроков кредитования и графиков платежей [7];
- предоставление имущества и помещений на льготных условиях, первый год на условиях бесплатной аренды;
- разработка образовательных программ, предусматривающих последний год практико-ориентирован-ного обучения в бизнес-инкубаторах.
Используя опыт программы по «выращиванию» малого предпринимательства (далее - МП), рекомендуем создать программу «Акселерация молодежного предпринимательства» в регионах. Для реализации, предложенной программы целесообразно создать региональные молодежные центры (далее - РМЦ), либо определить организации инфраструктуры, осуществляющие функции РМЦ.
Цель программы - рост числа МП, организованных молодыми предпринимателями, способных конкурировать на отраслевом сегменте рынка.
Задачи программы:
- стимулирование инновационного потенциала молодежи в рамках работы ММП, развитие проектной и исследовательской деятельности;
- эффективная организация взаимодействия субъектов ММП с субъектами и институтами инфраструктуры поддержки;
- координация и разработка отдельных инструментов поддержки в рамках программы «Акселерация молодежного предпринимательства»;
- развитие успешной среды для конкуренции ММП;
- создание мотивации молодежи к предпринимательской деятельности, к открытию МП.
Выделим следующие этапы реализации региональной программы «Акселерация молодежного предпринимательства».
1 этап - создание сети бизнес-клубов, дискуссионных клубов на базе колледжей и вузов с целю обучения, консультирования и отбора бизнес идей, бизнес проектов и талантливой молодежи;
2 этап - тестирование потенциальных участников программы на предмет склонности к предпринимательской деятельности, способности работать в команде, обладания профессиональными компетенциями. На данном этапе целесообразно проводить отбор претендентов при подаче заявки на участие в программе «Акселерация молодежного предпринимательства»;
3 этап - оказание финансово-гарантийной, имущественной, информационно-консультационной поддержки, а также обучение, переподготовка и координация с субъектами инфраструктурной поддержки для оказания комплекса сервисных услуг;
4 этап - текущий контроль РМЦ за реализацией программы, оценка эффективности программы и деятельности ММП в рамках программы, предоставление отчетности в региональные исполнительные органы.
Среди основных функций РМЦ в системе поддержки молодежного предпринимательства является взаимодействие с другими институтами поддержки, а также мониторинг, анализ молодежного предпринимательства и предоставление отчетности в Министерство экономического развития по программе «Акселерация молодежного предпринимательства.
В системе поддержки малого молодежного предпринимательства целесообразно выделить финансово-гарантийную, имущественную, информационно-консультационную поддержку, а также систему обучения и повышения квалификации.
Для оказания финансовой поддержки субъектам МСП, в том числе молодым предпринимателям создана Национальная гарантийная система в рамках которой реализуют свою работу Региональные гарантийные организации, заключившие соглашение с Корпорацией МСП и получивших аккредитацию. Региональные гарантийные фонды предоставляют предпринимателям совместно с Корпрацией МСП следующие виды гарантий: контргарантии, согарантии и синдикативные гарантии. Общая сумма гарантий и поручительств достигает 70 % от суммы займа МСП.
При поддержке Минэкономразвития России в 2019 г. размер микрозаймов увеличен с 3 млн руб. до 5 млн руб. С 2017 г. реализуются программы льготного кредитования по ставке 6,5 % для субъектов МСП, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях.
В 2019 г. можно рассчитывать начинающим предпринимателям на разные программы поддержки: единовременная субсидия от центра занятости на открытие собственного дела в размере 12 размера пособия по безработице; финансовая помощь на подготовку документов, оплату госпошлины, покрытие нотариальных расходов, изготовление печатей, консультацию и услуги правого характера; гранатовая поддержка, по которой на основе конкурсного отбора выдаются суммы на безвозвратной и безвозмездной основе до 600 тыс. руб.; поддержка начинающим фермерам - до 3 млн руб. [4].
Имущественная поддержка оказывается Росимуществом, а также такими институтами как бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технопарки, промышленные парки, ЦМИТ.
Сегодня консультационную поддержку оказывают различные центры: Центр поддержки предпринимательства (далее - ЦПП), Региональные интегрированные центры (далее - РИЦ), Центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП (далее - ЦПЭ), Центры народно-художественных промыслов (далее - ЦНХП), Центры сельскохозяйственного консультирования (далее - ЦСХК), Центры инноваций социальной сферы (далее - ЦИСС).
Поддержка при взаимодействии с РМЦ
Финансово-гарантийная
Информационно-консультационная
Имущественная
| Обучение и повышение квалификации
> - /■ \
Институты: Институты: Институты: Институты:
Корпорация МСП, РИЦ, Росимущество, Российский центр содействия молодежному
Гарантийные фонды, ЦПЭ, Бизнес-инкубаторы, предпринимательству,
Фонд развития ЦИСС, Бизнес-акселераторы, Молодежная общественная палата,
инноваций, ЦПП, Технопарки, Международная молодежная палата,
Микрофинансовые ЦНХП, Промышленные Фонд содействия инновациям,
организации, ЦСХК парки, Ассоциация молодых предпринимателей России,
АО МСП Банк, ЦМИТ Комитет по делам молодежи «Опора - России»
Банки-партнеры ^ V У V. У V У
г
Мониторинг, оценка результатов и отчет о реализации проекта (функции РМЦ) ^ Составлено автором по материалам исследования
Рис. 1. Модель системы поддержки МСП
Помощь в обучении и повышении квалификации осуществляют Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Молодежная общественная палата, Международная молодежная палата, Фонд содействия инновациям, Ассоциация молодых предпринимателей России, Комитет по делам молодежи «ОПОРА РОССИИ».
В тоже время одни и те же институты могут оказывать разный перечень сервисных услуг, например, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, ЦМИТ могут осуществлять имущественную поддержку, обучение, а также консультирование.
На рисунке 1 представлена модель системы поддержки МПС.
Предложенная программа «Акселерация молодежного предпринимательства», создание координационных центров в субъектах Российской Федерации «Региональный молодежный центр», модель системы государственной поддержки малого молодежного предпринимательства позволят повысить предпринимательскую активность среди молодежи. Новая система будет способствовать вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, увеличению количества молодежных проектов, раскрытию инновационного потенциала молодежи, росту социальной ответственности бизнеса, популяризации предпринимательства, созданию новых рабочих мест и самозанятости молодежи, что позволит впоследствии снизить социальную напряженность в обществе.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 12.01.2019).
2. Власов, Г. Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. -2011. - Том 12. - № 10. - С. 11-16.
3. Карпунина, М. А. и др. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России [Электронный ресурс] / М. А. Карпунина, С. Ю. Савинова, Н. Г. Шубнякова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=12360 (дата обращения: 12.01.2019).
4. Крицкая, М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса - 2019 [Электронный ресурс] // Журнал Контур. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 27.01.2019).
5. Морковкин, Д. Е. Самозанятость населения как направление государственной политики в области управления человеческими ресурсами в малом инновационном предпринимательстве / Д. Е. Морковкин, А. Ю. Латыш; под ред.: Т. В. Алекса-шиной, Д. Е. Морковкина // Социальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты: материалы научно-практической конференции, 2013. - С. 319-326.
6. Руденко, Л. Г. Формирование сбалансированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в сфере здравоохранения: монография / Л. Г. Руденко. - М.: изд. «МУ им. С. Ю. Витте», 2015. - 130 с.
7. Суптело, Н. П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 4 (19). - С. 30-35.
8. Черницов, А. Е. и др. Исследование уровня предпринимательского потенциала студентов вузов в условиях стратегии развития малого бизнеса в России [Электронный ресурс] / А. Е. Черницов, Ю. С. Артамонова, А. В. Ионова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-3. - С. 623-627. - Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=41886 (дата обращения: 09.01.2019).
9. Шумик, Е. Г. и др. Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения / Е. Г. Шумик, Е. В. Белик, М. П. Блинов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - № 40. - С. 184-194.
10. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2018 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm (дата обращения: 10.01.2019).
11. Рейтинг стран [Электронный ресурс] // Всемирный банк. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 12.01.2019).
12. Российский центр содействия молодежному предпринимательству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ро-спредприниматель.рф/you-re-an-entrepreneur/ (дата обращения: 10.01.2019).
13. Фонд содействия инновациям. Программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fasie.ru/programs/ (дата обращения: 10.01.2019).
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» ot 29.11.2014 g. № 2403-r [The order of the Government of the Russian Federation «About the statement of Bases of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025» dated November 29, 2014 № 2403-p]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 12.01.2018).
2. Vlasov G. Yu. Razvitie molodezhnogo predprinimatel'stva na sovremennom etape [Development of youth entrepreneurship at the present stage], Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2011, T. 12, I. 10, pp. 11-16.
3. Karpunina M. A., Savinova S. Yu., Shubnyakova N. G. Formirovanie molodezhnogo predprinimatel'skogo soobshchestva kak instrument povysheniya predprinimatel'skoi aktivnosti v Rossii [Formation of the youth business community as a tool for increasing entrepreneurial activity in Russia], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, I. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (accessed 12.01.2019).
4. Kritskaya M. Gosprogrammy podderzhki malogo biznesa - 2019 [State programs of small business support - 2019], Zhurnal Kontur. Available at: https://kontur.ru/articles/4710 (accessed 27.01.2019).
5. Morkovkin D. E., Latysh A. Yu. Samozanyatost' naseleniya kak napravlenie gosudarstvennoi politiki v oblasti upravleniya chelovecheskimi resursami v malom innovatsionnom predprinimatel'stve [Population self-employment as a direction of state policy in the field of human resource management in small innovative entrepreneurship], Sotsial'naya napravlennost' menedzhmenta: inno-vatsii, problemy, prioritety: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social orientation of the management: innovation, challenges, priorities: proceedings of scientific-practical conference]; pod red. T. V Aleksashinoi, D. E. Morkovkina. 2013, pp. 319-326.
6. Rudenko L. G. Formirovanie sbalansirovannoi infrastruktury podderzhki malogo predprinimatel'stva v sfere zdravookhraneniya: monografiya [Formation of a balanced infrastructure to support small business in the health care sector: monograph], M.: izd. «MU im. S. Yu. Vitte», 2015, 130 p.
7. Suptelo N. P. Organizatsiya byudzhetnoi podderzhki malogo biznesa na regional'nom urovne [Organization of budget support ofsmall business on regional level], Vestnik universiteta imeni S. Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie, 2016, I. 4 (19), pp. 30-35.
8. Chernitsov A. E., Artamonova Yu. S., Ionova A. V. Issledovanie urovnya predprinimatel'skogo potentsiala studentov vuzov v usloviyakh strategii razvitiya malogo biznesa v Rossii [Study of the level of entrepreneurial potential of University students in the context of strategy of development of small business in Russia], Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental study], 2017, I. 10-3, pp. 623-627. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41886 (accessed 09.01.2019).
9. Shumik E. G., Belik E. V., Blinov M. P. Molodezhnoe predprinimatel'stvo: problemy i puti resheniya [Youth entrepreneurship: problems and ways of solution], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2017, I. 40, pp. 184-194.
10. Zanyatost' i bezrabotitsa v Rossiiskoi Federatsii v yanvare 2018 goda (po itogam obsledovaniya rabochei sily) [Employment and unemployment in the Russian Federation in January 2018 (based on labour force survey)]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/ free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm (accessed 10.01.2019).
11. Reiting stran [The rating of countries], Vsemirnyi bank [WorldBank]. Available at: http://russian.doingbusiness.org/ru/rankings (accessed 12.01.2019).
12. Rossiiskii tsentr sodeistviya molodezhnomu predprinimatel'stvu [Russian promotion centre for youth entrepreneurship]. Available at: http:// http://xn--80ahccnaxfhglcicdk2a6p.xn--p1ai/about/ (accessed 10.01.2019).
13. Fond sodeistviya innovatsiyam. Programmy [The Fund for the promotion of innovation. Programs]. Available at: http://fasie. ru/programs/ (accessed 10.01.2019).