19. Грабарь Я. Скандинавская сказка: высокие налоги - не помеха для
хорошей жизни // РБК. - URL: http://top.rbc.ru/
economics/i9/o4/20i3/854693.shtml.
20. Всемирный банк; ОЭСР. - URL: www.tradingeconomics.com.
УДК 332.14 И.С. Багдасарьян, С.М. Хорошева
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
I.S. Bagdasaryan, S.M. Khorosheva
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS THE BASIS OF YOUTH POLICY OF KRASNOYARSK REGION
Актуальность данной темы обусловлена тем, что молодежная политика - это важное направление государственной политики, которое закладывает будущие основы для социально-экономического развития региона и страны в целом. Объектом исследования является молодежная политика Красноярского края. Предметом исследования выступает социальное предпринимательство как наиболее перспективное направление молодежной политики края. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа существующей молодежной политики Красноярского края предложить рекомендации по ее совершенствованию за счет развития молодежного социального предпринимательства. Задачи: раскрыть сущность и особенности молодежной политики России и Красноярского края; показать место и роль социального предпринимательства в молодежной политике региона; определить пути совершенствования молодежной политики за счет развития социального предпринимательства в регионе. Основные выводы, к которым пришли авторы, заключаются в следующем. Показана роль социального предпринимательства в региональной экономике. Социальное предпринимательство способно решить в обществе несколько проблем. Во-первых, это элемент молодежной социальной политики, который позволяет вовлечь молодежь в предпринимательскую активную творческую деятельность. Во-вторых, социальное предпринимательство - позволяет использовать потенциал молодежи для развития экономики региона и страны в целом. В-третьих, социальное предпринимательство позволит решить многие задачи и поддержать многие направления социальной политики, финансирование которой в регионе (и в стране в целом) недоста-
точно и которая демонстрирует множество пробелов и нерешенных проблем. Таким образом, социальное предпринимательство способно одновременно решить несколько проблем в социально-экономической политике и поэтому оно для Красноярского края становится одним из важнейших направлений региональной политики. Определены основные проблемы развития социального предпринимательства в экономике региона и показаны пути их решения.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, экономика региона, молодежная политика, социально-экономическая эффективность, поддержка социального предпринимательства, развитие.
The relevance of this subject is caused by the fact that the youth policy is an important direction of state policy which lays future foundation for social and economic development of the region and the country in general. The object of research is the youth policy of Krasnoyarsk region. The subject of research is social business as the most perspective direction of youth policy of the region. The objective of this research is on the basis of the analysis of the existing youth policy of Krasnoyarsk region to offer recommendations on its improvement due to the development of youth social business. The tasks are to find out the essence and features of youth policy of Russia and Krasnoyarsk region; to show the place and role of social business in youth policy of the region; to define the ways of improvement of youth policy due to the development of social business in the region. The main conclusions of the authors are in the following. The role of social business in the regional economy is shown. Social business is capable to solve some problems of the society. First, it is an element of youth social policy which allows involving youth in business vigorous creative activity. Secondly, social business allows using youth potential for the development of economy of the region and the country in general. Thirdly, social business will allow solving many problems and support ing many directions of social policy which financing in the region is not enough (and in the country in general) and which shows the set of gaps and unresolved problems. Thus, social business is capable of solving at the same time some problems in social and economic policy and therefore for Krasnoyarsk region it becomes one of the most important directions of regional policy. The main problems of development of social business in economy of the region are defined and the ways of their decision are shown.
Keywords: social business, region economy, youth policy, social and economic efficiency, support of social business, development.
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Правительством РФ распоряжением от 29.11.14 № 2403-р определены основы молодежной политики РФ на период до 2025 г. Согласно утвержденному Правительством РФ документу, приоритетными задачами государственной молодежной политики являются:
- формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы РФ;
- развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;
- формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
- создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;
- создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
- формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи [2-4].
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь, были предложены различные проекты, такие как «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Молодая семья России» и «Карьера».
Молодежной политике в последние годы уделяется все больше внимания, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровне. Целями в данном случае являются привлечение молодежи к активному участию в общественной и политической жизни страны и города, формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной активности молодежи. Ведь именно работа с молодежью приведет к наиболее полному формированию человеческого капитала общества [7, с. 235-238].
В ходе работы нами был проведен анализ существующей молодежной политики Красноярского края и рассмотрена возможность реализации социального предпринимательства молодежи в рамках ее направлений.
Молодёжная политика Красноярского края направлена на развитие потенциала молодёжи в интересах территории, а осуществляет ее на уровне края Агентство молодежной политики. Ключевым инструментом Агентства является работа с инициативами молодых людей, их выявление, поддержка и институционализация.
На сегодняшний день разработаны и реализуются программы модернизации направлений молодёжной политики (флагманские программы) с учетом имеющихся ресурсов, необходимых административных мер, партнерских связей. К ним относятся: молодежное правительство дублеров Красноярского края; территория инициативной молодежи «Бирюса». Молодежное правительство дублеров Красноярского края работает с 2009 года, его персональный состав утверждается губернатором Красноярского края. Правительство занимается экспертизой законов, законопроектов и сфер социально-экономического развития региона. По результатам проведенной работы выносятся предложения по изменению настоящего положения дел. За шесть лет молодежным правительством было реализовано более 70 проектов. Среди наиболее успешных: городской портал общественного контроля «НашКрасно-ярск.рф», карта доступности городской среды для маломобильных групп населения «Красдоступ.рф», «Молодежное кадровое агентство», проект по поддержке молодежных инициатив «Территория 2020». На сегодняшний день эти проекты работают на территории всего края, а полученный опыт и технологии используются в других регионах России.
На территории края постоянно реализуются масштабные инфраструктурные проекты, предоставляющие поддержку молодёжи в образовательном, методическом, организационном и финансовом началах. К таким проектам относятся: «Инфоцентр», «Кадровый
центр», «Коворкинг», «Международный центр», «Молодежное правительство дублеров Красноярского края», «Молодежный Конвент», «Новый Фарватер», «Студенческое самоуправление», «Территория 2020», «ТИМ Бирюса», «ТИМ Юниор», «Фандрайзинговый центр», «Ювенальные службы».
На территории края реализуется ряд молодежных инициатив, таких как «Беги за мной! Сибирь», ТИМ «Юниор», «IQ-бал», «Территория 2020», «Х-СПОРТ» и другие [9].
В Красноярском крае ведется активная работа в области молодежной политики. Однако, чего действительно не хватает в крае, так это ее единой общей стратегии, которая бы опиралась на социальноэкономические программы края.
Именно поэтому данный вопрос был поднят 28 марта 2016 года при обсуждении Стратегии развития Красноярского края до 2030 года. Так, предлагалось обсудить Стратегию в контексте молодежной политики и программ общественного развития. На наш взгляд, более логичным будет обсудить сначала Стратегию развития молодежной политики до 2030 года (которой пока нет) в рамках существующих и планируемых программных документов Красноярского края.
Стратегия государственной молодежной политики в Красноярском крае должна быть разработана на период до 2030 года и определять содержательные основы и место молодежи в реализации стратегических задач Красноярского края.
Ключевыми задачами Стратегии, на наш взгляд, должны стать:
- привлечение молодежи к инновационной, творческой и научнопрактической деятельности;
- позиционирование молодежи в рамках концепции промышленного развития региона;
- вовлечение молодежи в промышленную и социально значимую предпринимательскую деятельность края;
- модернизация системы молодежной политики, повышение её эффективности;
- снятие социальной напряженности в молодежной среде;
- разработка комплекса мер для реализации оптимистичных жизненных сценариев молодежи.
Одним из важных факторов является то, что территория Красноярского края имеет большой потенциал инновационного развития. На данный момент в крае разрабатываются две стратегии: стратегия развития инновационной системы и стратегия развития научнообразовательного комплекса. Обе эти функции соединены и находятся в ведении Агентства науки и инновационного развития. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Натальи Рязанцевой, такое решение губернатором было принято неспроста; вне всякого сомнения, первым источником пополнения инноваций являются идеи и разработки, которые должны генерироваться в научно-образовательном комплексе с участием молодежной студенческой элиты [10].
Известно, что в Красноярском крае сосредоточен очень большой потенциал, который может быть реализован посредством формирования кооперационных, консорциумных проектов. Тех проектов, которые локализованы не в одном вузе, а которые собирают компетенции из разных университетов и академических институтов. Потенциал края весьма существенен в силу того, что есть мощная ресурсная база, а также серьезный человеческий потенциал с востребованными профессиональными компетенциями. Однако взаимосвязь бизнеса и науки в этом сегменте требует своего развития. У нас недостаточно развиты компетенции по трансферу и внедрению технологий, что в целом выражается в
том, что не все вузы имеют офисы коммерциализации, центры трансфера технологий. Проще говоря, университеты не в полной мере работают с бизнесом.
Точно также социально значимые идеи молодежи не всегда находят отклик и свое практическое решение. Часто творческая и инициативная молодежь предлагает социально значимые проекты, однако их развитие невозможно из-за слабой увязки университетской и бизнес-среды, а также взаимосвязи с органами государственной власти. В этом видится серьезная проблема.
Из мировой практики известно, что инновационная система часто формируется вокруг крупных университетов. Возможно ли это в крае? Считаем, что курс, взятый сегодня правительством края, несомненно направлен на такой конгломерат. Заметим, что крупные университеты -это основа не только для инновационного творчества, но и для социально ориентированного предпринимательства.
Подтверждением тому является создание опорного регионального инженерно-технического вуза предпринимательского типа, вокруг которого формируется пояс инновационных компаний малого и среднего бизнеса. Этот университет тесно работает со многими компаниями в области машиностроения, приборостроения и других высокотехнологичных отраслей.
Большая роль в социально-экономическом развитии региона отведена краевому бизнес-инкубатору (КРИТБИ). Нам представляется, что в ближайшей перспективе он должен стать институтом развития инновационного и социального предпринимательства: создавать для этого условия, осуществлять взаимодействие с вузами и НИИ, выявлять и выращивать перспективные молодежные стартапы, а также взаимодействовать с крупным бизнесом и интегрировать выращенные предприятия в этот бизнес. Было бы весьма эффективным открытие филиалов КРИТБИ в других городах края для привлечения талантливой молодежи из удаленных регионов в сферу инновационного и социального предпринимательства.
Целесообразно увеличивать количество центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) (сейчас их 13), создавать крупный Центр робототехники, распределенный по территории края, и 1Т-центр, который будет локализован в КРИТБИ.
Одной из важных задач молодежной политики региона является вовлечение молодежи в социальное предпринимательство, что весьма актуально как и для края в целом, так и с точки зрения вовлечения молодежи в активную предпринимательскую деятельность.
Социальное предпринимательство в современном обществе предполагает альтруистическую манеру ведения бизнеса, сосредоточенную на общественных выгодах. Проще говоря, предпринимательство становится социальным, когда оно трансформирует социальный капитал таким
образом, что тот начинает оказывать позитивное влияние на общество. Это влияние рассматривается социальным предпринимателем как выгодоприобретение, поскольку успех социального предприятия зависит от ряда факторов, связанных с социальным воздействием и не приоритетных для традиционных предприятий. Таким образом, разница между предпринимательством и социальным предпринимательством заключается прежде всего в целеполагании. Социальные предприниматели стремятся преобразовать общество в целом, а не извлечь из него максимум прибыли, как предприниматели классические.
В процессе преобразования общества социальные предприниматели, как правило, имеют дело непосредственно с острыми социальными проблемами, причём стремятся рассматривать их в широком контексте, на пересечении различных сфер знаний. Такой подход даёт лучшее понимание корней общественных проблем, позволяет разрабатывать инновационные решения и мобилизовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для наиболее эффективного влияния на общество в глобальном масштабе. Как частные, так и государственные агентства во всем мире оказывают поддержку нуждающимся сообществам и отдельным лицам, в общей сложности на миллиарды долларов в год. Такая поддержка может способствовать формированию и широкому распространению инновационных идей.
Под социальным предпринимательством с точки зрения правового поля понимается социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, относящихся к таковым в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, направленная на достижение общественно полезных целей, обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения, а также выпуск социально значимой продукции [1].
Таким образом, миссия социального предпринимательства в инновационной экономике - это способствование формированию человеческого капитала. А это означает, что социальное предпринимательство должно быть локализовано в традиционных для социальной политики сферах: образование, здравоохранение, социальная защита. Тем более что в условиях существующей социальной политики государство не в состоянии самостоятельно обеспечить эти направления.
Важнейшей задачей социального предпринимательства в условиях развития экономики и роста зон инновационного развития экономики является формирование социальной инфраструктуры этой самой экономики. Государство не способно столь же быстро создать социальную инфраструктуру в соответствии с потребностями формирующихся инновационных кластеров. И здесь может помочь социальное предпринимательство, которое может реализовываться на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Регионам, ориентированным на инновационное развитие, ближе именно эта модель социального предпринимательства. В Красноярском крае разработан программный документ - промышленная Концепция, ориентированная на промышленное инновационное развитие региона.
Целями Концепции промышленной политики являются:
1. Формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному.
2. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.
3. Обеспечение занятости населения и повышения уровня жизни граждан Российской Федерации.
4. Обеспечение сбалансированного развития промышленности в муниципальных образованиях Красноярского края.
Для достижения целей промышленной политики необходимо решить следующие задачи:
1. Создание и развитие современной промышленной инфраструктуры.
2. Стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрением результатов интеллектуальной деятельности и освоением производства инновационной промышленной продукции.
3. Для стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
4. Увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции.
5. Поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение.
6. Обеспечение технологической независимости национальной экономики.
Таким образом, модель социального предпринимательства для инновационной экономики характеризуется тем, что оно встраивается в ниши развивающейся инновационно-кластерной экономики региона [8, с. 597-598].
Основная идея молодежной политики в области социального предпринимательства края выражается в том, что социальная инициатива молодежи должна перейти от идеи к реализации проекта.
Одним из направлений молодежной политики является вовлечение студенчества в социально ориентированную предпринимательскую деятельность. Это возможно через решение ряда задач:
- поддержка инновационных идей в области социально ориентированного предпринимательства;
- определение наиболее перспективных и креативных идей в сфере социального предпринимательства и их практическая реализация;
- привлечение внимания общества к актуальным социальным проблемам в предпринимательстве;
- создание коммуникационной площадки между социально активной молодежью, бизнесом и властью;
- воспитание нового поколения социально ответственных предпринимателей, менеджеров и финансистов.
В Красноярском крае и России в целом на сегодня слабо проработаны вопросы социального предпринимательства, как на теоретикометодологическом, так и нормативно-правовом уровне. Это требует от властей большой работы, так как данный вид предпринимательства способен решить вопросы молодежной занятости и безработицы и другие социальные проблемы, что делает его особо актуальным и значимым, и можно смело поставить его в ряд приоритетных задач региональной экономики.
Для включения в Стратегию молодежной политики вопросов социального предпринимательства необходимо провести исследования по следующим направлениям:
- выявить потенциал развития социального предпринимательства в Красноярском крае (для конкретной сферы: здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, реабилитация и развитие карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья, социализация трудных подростков, адаптация мигрантов, развитие самозанятости на селе и т.п.);
- проанализировать лучшие практики развития социального предпринимательства и вовлечения студентов университетов в работу с местными сообществами;
- исследовать практику поддержки и регулирования социального предпринимательства в России и за рубежом;
- провести анализ специфики экономических моделей действующих социальных предприятий в России и за рубежом;
- изучить историю социального предпринимательства в России (на примере конкретных предприятий или предпринимателей);
- юридические аспекты и правовое регулирование деятельности социальных предпринимателей в России и за рубежом;
- исследовать социологию социального предпринимательства: анализ субъектов и социальной среды;
- провести обучение социальных предпринимателей в сфере социального предпринимательства: российская и мировая практика;
- выявить специфику налогообложения социальных предпринимателей.
В России вопросами социального предпринимательства серьезно занимается Фонд Вагита Аликперова «Наше будущее».
В Красноярском крае работу по внедрению социального предпринимательства взяло на себя Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития. Агентство начало работу по налаживанию взаимодействия с вузами и в рамках этого уже заключило договор с Сибирским федеральным университетом по проведению конкурса социального предпринимательства, который прошел летом 2016 года. Были представлены молодежные креативные инновационные проекты по социальному предпринимательству, лучшие проекты были поощрены денежными призами [9].
Для того чтобы социальное предпринимательство в регионе начало развиваться, необходимо сделать следующие шаги по вовлечению органов государственной власти в решение проблем развития молодежного социального предпринимательства.
1. Включить развитие социального предпринимательства в приоритетные задачи развития Красноярского края и, как следствие, отразить его в программных документах края.
2. Разработать Стратегию молодежной политики Красноярского края с отражением в ней развития молодежного социального предпринимательства.
3. Переориентировать бизнес-структуру региона на поддержку социального предпринимательства, а не только инновационно-значимого предпринимательства.
4. Краевым властям совместно с научным сообществом подключиться к разработке правовой и методологической базы по вопросам социального предпринимательства.
5. Создать программу по развитию социального предпринимательства с учетом комплексного подхода, а именно - учесть то, что вопросами социального предпринимательства должны заниматься различные ведомства, а конкретно: Министерство экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края (должно заниматься вопросами координации программ развития по социальному предпринимательству); Министерство социальной политики (должно участвовать в грантовом отборе проектов по социальному предпринимательству).
6. Министерство образования края должно подключиться к развитию профессиональной системы обучения социальных предпринимателей.
Все предложенные мероприятия в рамках Стратегии молодежной политики позволят увеличить валовой региональный продукт, уровень и благосостояние жизни граждан региона, а также развить компетенции и предпринимательскую инициативу молодежи региона. Именно молодежь - это та креативная и наиболее способная часть населения, которая должна быть основной движущей силой развития социального пред-
принимательства. Поэтому в разработке региональной политики развития социального предпринимательства упор должен быть сделан на систему молодежной политики.
Литература
1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016, с изм. от 03.07.2016) // Справочно-поисковая система Консультант Плюс. - URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.
2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предо-
ставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Информационно-правовой портал «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products
/ipo/prime/doc/70736848/.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 10.08.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» // Справочно-поисковая система Консультант Плюс. - URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - М., 2014.
5. Приказ Министерства экономического развития № 220 от
24.04.2013. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/ smal-lbusiness/ doc20130424_06.
6. Концепция промышленной политики Красноярского края до 2030 года. - URL: http://www.krskstate.ru/promtorg/strateg.
7. Сочнева Е.Н. Наращивание человеческого капитала как важное направление социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 235-238.
8. Sochneva E., Vassilyeva Z., Bagdasarian I. [et al.]. Social entrepreneurship in emerging economy // International multidisciplinary scientific conference on social sciences & arts SGEM 2016. Conference proceedings. Book 2. Political sciences, law, finance, economics & tourism. -2016. - V. IV. - P. 595-600.
9. Официальный сайт Агентства молодежной политики и реализации
программ общественного развития. - URL:
http://gokrk.ru/futureagency/.
10. Рязанцева Н. Программы развития опорного университета переплетены с задачами Красноярского края. - URL: http://www.24ras.ra/more.php?UID=i30i76.
УДК 005.954 А.А. Малахова
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
A.A. Malakhova
THE ASSESSMENT OF PERSONNEL OF THE ORGANIZATION ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH
В данной статье рассматривается система оценки персонала, проводится критический анализ методов оценки персонала. В представленном исследовании под системой оценки персонала понимается набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных основными функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие, работа с кадровым резервом, контроль и принятие кадровых решений. В статье подчеркивается, что регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. В Корпоративном университете ОАО «РЖД» создан отдел оценки персонала, который является методологическим и методическим центром разработки и внедрения современных стандартов, технологий и инструментов оценки корпоративных компетенций. Специалистами отдела разработаны программы оценки в соответствии с актуальными задачами развития холдинга ««РЖД» на основе Модели корпоративных компетенций. Между тем не уделяется достаточно внимания оценке компетенций рабочих и специалистов. Для их оценки в статье предлагается разработка тестирования, адаптированного специально для рабочих. Данная методика не потребует больших финансовых вложений и может быть реализована силами специалистов Центра. Другой выявленной проблемой является то, что каждый год оценивается малое количество работников Красноярской железной дороги. Для сокращения трудовых ресурсов, используемых в оценке персонала, и увеличения численности оцениваемых в статье предлагается внедрить дистанционную оценку персонала. Предложенные рекомендации по совершенствованию системы оценки позволят выявить перспективы