Научная статья на тему 'Регулирование социального предпринимательства в России'

Регулирование социального предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1385
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНТР ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / MECHANISM OF STATE MANAGEMENT / LEGISLATIVE REGULATION / THE CENTER OF SOCIAL SPHERE INNOVATION / EDUCATION AND CONSULTATION SUPPORT / FINANCING ENTITIES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Наталия Ивановна, Сурова Надежда Юрьевна

В России в течение последнего десятилетия создаются и развиваются социальные предприятия (субъекты социального предпринимательства). С 2012 г. они вошли в государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Рост числа субъектов социального предпринимательства, а также накопленный за период с 2012 по 2017 г. опыт государственного регулирования и поддержки их деятельности обусловливают необходимость систематизации и анализа данного управленческого опыта. В статье описывается генезис системы государственного регулирования в сфере социального предпринимательства в России. Показано, что в настоящее время происходит процесс становления и выработки как понятийного аппарата, так и целей, задач и инструментов государственной политики. Рассмотрев применяемые инструменты законодательного регулирования, инфраструктурной, образовательной и финансовой поддержки субъектов социального предпринимательства в России, авторы констатируют отсутствие единой программы развития этого сектора у государства, отражающееся в разделении всех инструментов поддержки в соответствии с организационно-правовыми формами социальных предприятий, что фактически дублирует инфраструктуру и усложняет администрирование финансового направления поддержки. Авторами даны рекомендации по выработке единой программы развития сферы социального предпринимательства в России с принятием соответствующего законодательства и корректировкой механизма управления этим сектором экономики со стороны государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n Russia social enterprises (entities of social entrepreneurship) are set up and develop during the last decade. In 2012 they were included in the state program of support for small and medium entrepreneurship. The growth in the number of social entrepreneurship and the experience of state regulation and support to their work accumulated within the period 2012 2017 stipulate the need to systematize and analyze this managerial experience. The article describes the origin of the system of state regulation in the field of social entrepreneurship in Russia. It shows that today the process of establishment and development of the conceptual kit, goals, tasks and tools of state policy is going on. Having studied tools of legislative regulation, infrastructure, education and finance support to entities of social entrepreneurship in Russia the authors pointed to the absence of the unique program of this sector development, which is obvious in dividing all tools of support in accordance with organizational-legal forms of social enterprises and it actually duplicates infrastructure and makes administration of finance support more difficult. The authors put forward recommendations dealing with designing a unique program of social entrepreneurship development in Russia with adopting relevant legislation and correcting the mechanism of managing this sector of economy on the part of state.

Текст научной работы на тему «Регулирование социального предпринимательства в России»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-5-101-109

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Н. И. Зверева

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»,

Москва, Россия Н. Ю. Сурова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В России в течение последнего десятилетия создаются и развиваются социальные предприятия (субъекты социального предпринимательства). С 2012 г. они вошли в государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Рост числа субъектов социального предпринимательства, а также накопленный за период с 2012 по 2017 г. опыт государственного регулирования и поддержки их деятельности обусловливают необходимость систематизации и анализа данного управленческого опыта. В статье описывается генезис системы государственного регулирования в сфере социального предпринимательства в России. Показано, что в настоящее время происходит процесс становления и выработки как понятийного аппарата, так и целей, задач и инструментов государственной политики. Рассмотрев применяемые инструменты законодательного регулирования, инфраструктурной, образовательной и финансовой поддержки субъектов социального предпринимательства в России, авторы констатируют отсутствие единой программы развития этого сектора у государства, отражающееся в разделении всех инструментов поддержки в соответствии с организационно-правовыми формами социальных предприятий, что фактически дублирует инфраструктуру и усложняет администрирование финансового направления поддержки. Авторами даны рекомендации по выработке единой программы развития сферы социального предпринимательства в России с принятием соответствующего законодательства и корректировкой механизма управления этим сектором экономики со стороны государства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, механизм государственного управления, законодательное регулирование, Центр инноваций социальной сферы, образовательная и консультационная поддержка, финансирование субъектов социального предпринимательства.

REGULATING SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Nataliya I. Zvereva

Fund of Regional Social Programs "Our Future",

Moscow, Russia Nadezhda Yu. Surova Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

In Russia social enterprises (entities of social entrepreneurship) are set up and develop during the last decade. In 2012 they were included in the state program of support for small and medium entrepreneurship. The growth in the number of social entrepreneurship and the experience of state regulation and support to their work accumulated within the period 2012 - 2017 stipulate the need to systematize and analyze this managerial experience. The article describes the origin of the system of state regulation in the field of social entrepreneurship in Russia. It shows that today the process of establishment and development of the conceptual kit, goals, tasks and tools of state policy is going on. Having studied tools of legislative regulation, infrastructure, education and finance support to entities of social entrepreneurship in Russia the authors pointed to the absence of the unique program of this sector development, which is obvious in dividing all tools of support in accordance with organizational-legal forms of social enterprises and it actually duplicates infrastructure and makes administration of finance support more difficult. The authors put forward recommendations dealing with designing a unique program of social

entrepreneurship development in Russia with adopting relevant legislation and correcting the mechanism of managing this sector of economy on the part of state.

Keywords: social entrepreneurship, mechanism of state management, legislative regulation, the Center of social sphere innovation, education and consultation support, financing entities of social entrepreneurship.

Государственное регулирование сферы социального предпринимательства в России находится в процессе развития и включает законодательные, финансовые, инфраструктурные, образовательные и информационные аспекты. Основополагающим элементом государственного регулирования любой социально-экономической системы является формирование законодательства. Первыми его элементами стали ежегодные приказы Министерства экономического развития Российской Федерации (с 2012 по 2016 г.), определявшие критерии отнесения предприятий к разряду социальных и регламентировавшие виды государственной поддержки таких предприятий, а также порядок выделения средств субъектам Российской Федерации, подавшим заявку на участие в программе поддержки социальных предприятий (в 2012 г. - Приказ от 23 апреля 2012 г. № 223, в 2013 г. - Приказ от 24 апреля 2013 г. № 220, в 2014 г. - Приказ от 1 июля 2014 г. № 411, в 2015 и 2016 гг. - Приказ от 25 марта 2015 г. № 167). В этот период федеральный бюджет выделял субсидии регионам для распределения грантов, а также субсидии для возмещения затрат в рамках программ поддержки малого предпринимательства, в том числе и субъектам малого и среднего бизнеса, относящимся к социальному предпринимательству.

Сумма субсидии постепенно увеличивалась от 600 тыс. рублей на одного получателя поддержки в 2012 г. до 1,5 млн рублей в 2015 и 2016 гг. С помощью этого механизма была уже оказана поддержка 1 800 социальным предприятиям в 32 субъектах Российской Федерации [6].

В продолжение ежегодных приказов Минэкономразвития России 30 декабря 2014 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1605

«О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», которое дало определение социальному предпринимательству, соответствующее ранее отраженному в приказах Министерства экономического развития Российской Федерации: субъекты социального предпринимательства - это субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ограничив понимание социального предпринимательства деятельностью

предприятий, зарегистрированных в коммерческих организационно-правовых формах и занимающихся определенными постановлением видами деятельности, государство тем не менее приняло ряд мер для поддержки некоммерческих организаций (НКО), решающих социальные проблемы. В частности, 5 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», а 23 августа 2011 г. - Постановление Правительства Российской Федерации № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», в соответствии с которым выделяются

субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям приоритетных, по мнению законодателя, направлений.

К социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО) относятся организации, созданные в формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества, а также деятельностью, предусмотренной статьей 31.1 данного федерального закона (п. 2.1 ст. 2). На сайте Минэкономразвития России публикуются материалы по конкурсу государственных субсидий на поддержку социально ориентированных некоммерческих предприятий

[7].

Следующей вехой стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он закрепил понятие и виды социальных услуг, ввел реестр поставщиков социальных услуг, утвердил порядок и стандарты предоставления социальных услуг. Поставщиком социальных услуг по данному закону может стать любая организация или индивидуальный предприниматель. Компенсация за оказанные социальные услуги производится по утвержденным расценкам после оказания услуги, но социальный предприниматель вправе предоставлять и дополнительные услуги с оплатой непосредственно от получателя услуги. Также поставщики социальных услуг вправе временно применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций при соблюдении ряда условий.

В июне 2016 г. председатель правительства Российской Федерации Д. Медведев утвердил дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфе-

ре», которая будет реализовываться не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях в период с 2016 по 2018 г. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте Правительства Российской Федерации 21 июня 2016 г. Пункт 8 данной дорожной карты предписывает ввести понятие «социальное предпринимательство» в федеральное законодательство до декабря 2016 г., что не было осуществлено в указанный срок.

В рамках реализации данной дорожной карты в регионах активно применяются целевые субсидии на оплату социальных услуг, сертификаты на оказание социальных услуг, безвозмездное или льготное предоставление имущества в аренду по договору ГЧП или концессионному договору.

Доказательством успешности реализации данного плана должно стать соответствие целевым ориентирам следующих показателей:

- количества субъектов Российской Федерации, в которых в течение года заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в социальной сфере, которое к концу 2018 г. должно составить 70;

- количества субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, которое в 2018 г. должно составить 80;

- удельного веса численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций, который должен увеличиться до 1,9%;

- количества негосударственных организаций, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, которое должно увеличиться с 1 435 до 1 660;

- удельного веса учреждений социального обслуживания, основанных на иных (негосударственных) формах собственности, от общего количества учреждений социального обслуживания всех форм собственности, которое должно увеличиться с 4,4 до 10%.

Параллельно с данным планом мероприятий был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации-исполнителя общественно полезных услуг». Присвоение данного статуса возможно сроком на 2 года, предполагает внесение организации в соответствующий реестр и дает преимущества при выделении государственного финансирования.

Под некоммерческой организацией -исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Последней законодательной инициативой Правительства Российской Федерации стал проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)», который находится в настоящее время в процессе обсуждения и доработки. Он сформулирован в соответствии с положениями Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Данный законопроект предусматривает финансовую (в форме льгот по налогам), образователь-

ную, консультационную, маркетинговую, имущественную поддержку (в форме договоров ГЧП и концессионных договоров) для социальных предприятий, а также ведение единого реестра социальных предприятий.

Для регулирования поддержки социальных предприятий на региональном уровне, а также для участия в федеральных конкурсах и программах по выделению финансирования для обучения, консультирования и предоставления иных видов поддержи социальным предприятиям законодательные органы субъектов Российской Федерации принимают дополнительные нормативно-правовые акты. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре таким нормативно-правовым актом является Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 419-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 20162020 годы». В нем статья 13 дублирует определение социального предпринимательства, введенное в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 220.

Для развития и совершенствования законодательной базы социального предпринимательства были созданы Экспертный совет по вопросам развития социального предпринимательства при Комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; Совет по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Координационный совет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства; Комитет по социальному предпринимательству при предпринимательском объединении «Опора России»; направление деятельно-

сти «Социальные проекты» в АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Следующим элементом реализации регулятивной функции государства в отношении системы социального предпринимательства стало формирование инфраструктуры его развития. До 2012 г. для социальных предпринимателей ввиду их малочисленности не создавалась отдельная инфраструктура поддержки, поэтому социальные предприниматели пользовались услугами государственных организаций, созданных для поддержки коммерческого предпринимательства, а также ресурсными центрами некоммерческих организаций. К числу таких организаций относятся государственные микрокредитные, гарантийные фонды, центры поддержки предпринимательства, а также созданное в 2015 г. АО «Корпорация «МСП».

Вместе с тем к 2012 г. социальные предприятия стали заметным явлением в экономике России, требующим специфических инструментов поддержки. Тогда, действуя через АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), государство инициировало создание сети центров инноваций социальной сферы. Первый центр был создан в Омске на базе действующего с 2001 г. ресурсного центра для некоммерческих организаций.

В настоящее время в различных субъектах Российской Федерации создано 23 центра инноваций социальной сферы1. Центры создаются в различных организационно-правовых формах и как самостоятельные организации, а также в качестве структурных подразделений центров поддержки предпринимательства. Согласно концепции АСИ, в задачи центров входят популяризация, продвижение, обучение, консультационное, информационное и аналитическое сопровождение социальных проектов малого и среднего предпринима-

1 ЦКЬ: http://soc-biz.ru/left-menu-soc-biz-

development/soc-biz-development-startups/index.php

тельства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Создание центров в разных регионах России не носило единообразного характера. В результате 18 из 23 существующих центров имеют государственное финансирование, а 5 из них финансируются из негосударственных источников. Таким образом, все 23 центра формируют государственную и негосударственную инфраструктуру поддержки социального предпринимательства и, несмотря на различия в порядке финансирования, выполняют в различных регионах сходные задачи, соответствующие концепции АСИ.

Общий объем субсидий из федерального бюджета в рамках финансовой поддержки центров в 2015 г. составлял 137,6 млн рублей, а в 2016 г. - свыше 200 млн рублей.

Центры инноваций социальной сферы являются основными субъектами реализации образовательной и консультационной функции государственного регулирования системы социального предпринимательства. Образовательная функция реализуется с помощью таких форматов, как школа социального предпринимательства, вебина-ры, мастер-классы, круглые столы, краткосрочные бизнес-тренинги. Самым популярным образовательным форматом для центров стало проведение школы социальных предпринимателей. Самой массовой школой в 2016 г. стала школа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Она была проведена одновременно в 5 городах: Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Советском и Нягани. Ее выпускниками стали 219 человек. Если принять во внимание, что первая школа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре состоялась в 2013-2014 гг. и ее выпускниками стали 35 социальных предпринимателей, эффект масштабирования к 2016 г. налицо.

Получателями услуг реализованных участниками школы в 2016 г. социальных проектов стали 3 010 жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(в сравнении с 2015 г. динамика составила плюс 69%). По статистике более 80% выпускников школ создают социальные предприятия, которые успешно реализуются на территории округа [9].

По данным отчетов Омского центра инноваций социальной сферы1, в 2016 г. школу социального предпринимательства окончили 66 выпускников, из них 47 осуществляют социально-предпринимательскую деятельность. В период с 2011 по 2015 г. школу окончили 232 выпускника в Омске и 284 - в других регионах России, где Омский центр инноваций социальной сферы проводил выездные школы. По статистике 65% выпускников запустили свои проекты [5].

Важным элементом деятельности центра инноваций социальной сферы как Югры, так и Омска представляется их деятельность в интересах социальных предприятий, созданных в коммерческих организационно-правовых формах, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, что подтверждает на практике искусственность ограничения законодательного понимания социального предпринимательства как деятельности только субъектов коммерческой предпринимательской деятельности.

Консультационная деятельность центров инноваций социальной сферы включает проведение индивидуальных консультаций для начинающих и действующих социальных предпринимателей, подбор и работу с ментором, выездные круглые столы по различным аспектам работы социальных предпринимателей, консультационное сопровождение выпускников школ социального предпринимательства в течение определенного периода после окончания школы, организацию встреч социальных предпринимателей с представителями профильных региональных департаментов по трудностям, возникающим в работе поставщиков социальных услуг, по работе с различными инструментами

1 ЦКЬ: Ьйр://cissinfo.ru/godovye-otchety/ 106

государственной поддержки, по внедрению сертификатов на социальные услуги.

Вместе с тем деятельность центров инноваций социальной сферы ограничена тем, что в концепцию и задачи этих организаций, финансируемые со стороны федерального бюджета, не входят функции учета социальных предприятий (в форме сертификации или в иной форме), сбора данных об их деятельности и формирования стандартов социальной отчетности, а следовательно, имеющиеся у центров данные недостаточны для формирования обратной связи и корректировки данной системы.

Другими субъектами образовательной, консультационной и инфраструктурной поддержки начинающих и действующих социальных предпринимателей являются государственные вузы. Инфраструктурную поддержку социальным предпринимателям они оказывают на базе созданных при них бизнес-инкубаторов; образовательную, консультационную и менторскую - в рамках образовательных программ по социальному предпринимательству в формах бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования, а также в рамках акселерационных программ.

К числу бизнес-инкубаторов при вузах, ориентирующихся на работу с социальными предпринимателями, относятся, например, бизнес-инкубатор «Добрый бизнес» в Высшей школе экономики, работающий с 2013 г. и имеющий на своем счету 53 выпускных проекта [3], а также АНО «Инкубатор социального предпринимательства», созданный в 2015 г. в качестве научно-инновационного парка при РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Первые образовательные программы по социальному предпринимательству появились в МГУ им. М. В. Ломоносова и Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. В РЭУ им. Г. В. Плеханова с 2016 г. проводится обучение по двум программам высшего образования: по направлению «Менеджмент», профиль «Менеджмент в ин-

новационном и социальном предпринимательстве» (бакалавриат) и «Инновационное и социальное предпринимательство» (магистратура). Кроме того, в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Сибирский федеральный университет» с 2015 г. действует образовательная программа магистерской подготовки 38.04.02.00.01 «Менеджмент в социальной сфере», а с 2017 г. - дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Социальное предпринимательство» и дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Социальное предпринимательство».

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) проводит масштабный акселерационный образовательный проект социальных инициатив RAISE. Проект направлен на вовлечение студентов в разработку и реализацию социальных проектов. Программа реализуется в течение учебного года и завершается трехдневной сессией, в которой определяются проекты-победители. За 5 лет реализации проекта в нем приняли участие более 3 000 человек, создано 430 социальных проектов.

Важнейшей формой реализации государственного регулирования является финансовая поддержка социальных предприятий, выделяемая Министерством экономического развития Российской Федерации как в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, созданного в коммерческих организационно-правовых формах, так и в рамках грантовой поддержки социально-ориентированных НКО, а также НКО, получивших статус «поставщик общественно полезных услуг».

В настоящее время в реализацию мероприятий по поддержке социального предпринимательства вовлечены 52 региона. Так, в 2012 г. средства федерального бюджета привлекли 15 субъектов Российской Федерации, в 2013 г. - 28 субъектов, в 2014 г.

- 40 субъектов, в 2015 г. - 32 субъекта, в

2016 г. - 29 субъектов. Общий объем финансирования мероприятий в сфере поддержки социального предпринимательства с 2012 г. составил 1,5 млрд рублей. В соответствии с Федеральным законом № 15455-7 «О федеральном бюджете на

2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций составят 411,6 млрд рублей.

Новым элементом инфраструктуры поддержки социального предпринимательства призван стать учрежденный в 2017 г. Агентством стратегических инициатив Фонд поддержки социальных проектов. Основными направлениями деятельности Фонда должна стать образовательная и финансовая поддержка социальных проектов. Предполагаемая капитализация фонда на 3 года (начиная с 2018 г.) составит 1,5 млрд рублей. Фонд будет финансировать социальные проекты в форме беззалоговых займов на срок от 1 до 3 лет, средний размер займа планируется на уровне 2,5 млн рублей [1].

Ежегодно фонд планирует обучать порядка 500 человек и финансировать от 20 до 80 проектов. В настоящее время в публикациях фонда не специфицируется вопрос доступности его продуктов для социальных предприятий, созданных в коммерческих и некоммерческих организационно-правовых формах, поэтому пока не ясно, насколько деятельность Фонда сможет компенсировать разрозненность мер государственной поддержки для социальных предприятий, созданных в коммерческих и некоммерческих организационно-правовых формах.

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что государство создало разнообразный спектр инструментов управления социальным предпринимательством, однако в силу отсутствия единой программы развития этого сектора оно выбрало стратегию разделения всех инструментов поддержки в соответствии с

организационно-правовыми формами социальных предприятий, что фактически дублирует инфраструктуру и усложняет администрирование финансового направления поддержки. В связи с этим сохраняется актуальность задачи выработки еди-

ной программы развития сферы социального предпринимательства в России с принятием соответствующего законодательства и корректировкой механизма управления этим сектором экономики со стороны государства.

Список литературы

1. АСИ: капитализация фонда по поддержке социальных проектов составит 1,5 млрд рублей [Электронный ресурс]. - URL: https://asi.ru/news/80055/

2. Гришина Я. С. Критический анализ европейского опыта государственно-правового управления социальным предпринимательством как основа совершенствования российского экономического законодательства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2015. - № 5-6. - С. 204-210.

3. Добрый бизнес: программы для социальных предпринимателей от HSE {Inc} [Электронный ресурс]. - URL: http://inc.hse.ru/article/2016/04/25/hse-inc

4. Калугина Д. А., Климова Г. Г. Государственная поддержка предпринимательства и социального предпринимательства как путь преодоления проблемы социального неравенства // Вопросы политологии и социологии. - 2013. - № 2. - C. 29-41.

5. Направления деятельности Омского центра инноваций социальной сферы. Наши успехи [Электронный ресурс]. - URL: http://cissinfo.ru/about/

6. Пономарев С. Дополнительные источники финансов для социальных предпринимателей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-forum.ru/business/advices/ dopolni-telnye-istochniki-kapitala.html

7. Сурова Н. Ю. Проектирование управления интеграционными процессами в образовании для создания класса социальных предпринимателей как стратегические ориентиры развития экономики России // Вестник Академии (Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы). - 2017. - № 2 (52). - С. 29-35.

8. Сурова Н. Ю. Социальное проектирование как инструмент разработки инфраструктурной поддержки развития социального предпринимательства в регионах России: образовательный и акселерационный аспект // Образование. Наука. Научные кадры. -2016. - № 2. - С. 105-110.

9. Школа соцпредпринимательства Югры приняла рекордное число заявок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nb-forum.ru/news/shkola-socpredprinimatelstva-ugri-prinala-rekordnoe-4islo-zayavok.html

References

1. ASI: kapitalizatsiya fonda po podderzhke sotsial'nykh proektov sostavit 1,5 mlrd rubley [ASI: Capitalization of the Foundation for Supporting Social Projects will Make 1.5bl rub.] [e-resource]. (In Russ.). Available at: https://asi.ru/news/80055/

2. Grishina Ya. S. Kriticheskiy analiz evropeyskogo opyta gosudarstvenno-pravovogo upravleniya sotsial'nym predprinimatel'stvom kak osnova sovershenstvovaniya rossiyskogo ekonomicheskogo zakonodatel'stva [Critical Analysis of the European Experience of StateLegal Managing Social Entrepreneurship as a Basis for Developing Russian Economic Legislation]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhegododskiy University named after N. I. Lobachevskiy], 2015, No. 5-6, pp. 204-210. (In Russ.).

3. Dobryy biznes: programmy dlya sotsial'nykh predprinimateley ot HSE {Inc} [Kind Business: programs for social entrepreneurs from HSE {Inc}] [e-resource]. (In Russ.). Available at: http://inc.hse.ru/article/2016/04/25/hse-inc

4. Kalugina D. A., Klimova G. G. Gosudarstvennaya podderzhka predprinimatel'stva i sotsial'nogo predprinimatel'stva kak put' preodoleniya problemy sotsial'nogo neravenstva [State Support of Entrepreneurship and Social Entrepreneurship as a Way to Overcome the Problem of Social Inequality]. Voprosy politologii i sotsiologii [Issues of Politology and Sociology], 2013, No. 2, pp. 29-41. (In Russ.).

5. Napravleniya deyatel'nosti Omskogo tsentra innovatsiy sotsial'noy sfery. Nashi uspekhi [Directions of Work at the Omsk Center of Social Sphere Innovation. Our Progress] [e-resource]. (In Russ.). Available at: http://cissinfo.ru/about/

6. Ponomarev S. Dopolnitel'nye istochniki finansov dlya sotsial'nykh predprinimateley [Additional Sources of Finance for Social Entrepreneurs] [e-resource]. (In Russ.). Available at: http://www.nb-forum.ru/business/advices/dopolnitelnye-istochniki-kapitala.html

7. Surova N. Yu. Proektirovanie upravleniya integratsionnymi protsessami v obrazovanii dlya sozdaniya klassa sotsial'nykh predprinimateley kak strategicheskie orientiry razvitiya ekonomiki Rossii [Projecting Management of Integration Processes in Education in order to Create a Class of Social Entrepreneurs as a Strategic Landmarks for Russian Economy Development]. Vestnik Akademii (Moskovskaya akademiya predprinimatel'stva pri Pravitel'stve Moskvy) [Bulletin of the Academy (Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow)], 2017, No. 2 (52), pp. 29-35. (In Russ.).

8. Surova N. Yu. Sotsial'noe proektirovanie kak instrument razrabotki infrastrukturnoy podderzhki razvitiya sotsial'nogo predprinimatel'stva v regionakh Rossii: obrazovatel'nyy i akseleratsionnyy aspekt [Social Projecting as a Tool for Developing Infrastructural Support of Social Entrepreneurship in Regions of Russia: Educational and Acceleration Aspect]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry [Education. Science. Academic Personnel], 2016, No. 2, pp. 105-110. (In Russ.).

9. Shkola sotspredprinimatel'stva Yugry prinyala rekordnoe chislo zayavok [The School of Social Entrepreneurship in Yugra accepted the record number of applications] [e-resource]. (In Russ.). Available at: http://www.nb-forum.ru/news/shkola-socpredprinimatelstva-ugri-prinala-rekordnoe-4islo-zayavok.html

Сведения об авторах

Наталия Ивановна Зверева

директор Фонда «Наше будущее». Адрес: Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 2. E-mail: [email protected]

Надежда Юрьевна Сурова

директор института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nataliya I. Zvereva

Director of the Fund "Our Future". Address: Fund of Regional Social Programs "Our Future", 2 building, 8/13 Znamenka Str., 119019, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Nadezhda Yu. Surova

Director of Institute of Management and Social and Economic Design of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.