[БВСВ^ИИЕ Мошкова Д М
ТУШИВВРСВИТРВТт3/^ Правовые основы финансирования инновационной деятельности
имени QE. Кутафина (МГЮА)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются особенности и условия финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Указываются основные направления, формы и принципы государственной поддержки инновационной деятельности. Особое внимание уделяется исследованию основных направлений финансовой поддержки инноваций в рамках реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Выделяются формы государственного финансирования субъектов инновационной деятельности. Автор рассматривает основные источники финансовых средств, используемых в сфере инноваций. Отмечается, что финансирование инновационной деятельности может осуществляться через государственные фонды. Анализируется порядок и условия предоставления субсидий субъектам РФ на поддержку территориальных инновационных кластеров. Рассматриваются недостатки правового регулирования финансирования инновационной деятельности и пути его совершенствования. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, государственная поддержка, финансирование, государственные фонды, субсидии.
The article deals with the characteristics and conditions of financing of innovative activity in the Russian Federation. Basic directions, forms and principles of state support of innovative activity are specified. Special attention is paid to the study of the main areas of financial innovation support in the implementation of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. The author also highlights forms of public financing of innovative companies. The author considers the main sources of funds used in the field of innovation. It is noted that the financing of innovation activities can be carried out through public funds. The procedure and conditions for granting subsidies to the subjects of the Russian Federation to support regional innovation clusters are analyzed. The shortcomings of the legal regulation of financing of innovative activity and ways of its improvement are discussed. Keywords: innovative activity, innovation, state support, funding, state funds, subsidies.
Важнейшим и приоритетным направлением государственной политики является инновационное развитие России. В настоящее время можно говорить о преобразовании российской экономики в инновационную, где основополагающее значение имеют темпы инновационного развития и вовлечение частного сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития.
Условием развития инновационной экономики является формирование национальной инновационной системы, которая должна:
Дарья
Михайловна
МОШКОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Ш m
л
4 □
"О
5
"О S Е S X m П
S
НАУКИ
© Д. М. Мошкова, 2014
>
ввсвдпее
128 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
— обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны за счет использования научно-технического потенциала;
— обладать самодостаточностью (опираться на собственные ресурсы национальной экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды;
— выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов;
— соответствовать мировым тенденциям развития, обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня;
— формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов1.
Следует отметить, что на современном этапе развития российского законодательства Закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует.
В свою очередь, понятие инновация и инновационная деятельность можно найти в следующих нормативно-правовых актах:
1. ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»2.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р3.
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. № Пр-834
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г
5. Программа модернизации российской электроэнергетики до 2020 г
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.5
Государство осуществляет поддержку инновационной деятельности в Российской Федерации по следующим направлениям:
— расширение поддержки научных и образовательных организаций (при этом поддержка будет смещена в сторону вузов), увеличение финансирования научных фондов, развитие грантовых инструментов финансирования через научные фонды;
— «принуждение к инновациям» крупных компаний с государственным участием и разработку ими программ инновационного развития, которые станут стимулом для повышения конкурентоспособности промышленности за счет увеличения спроса на существенно улучшенные товары и услуги, инновационные проекты;
— в достаточном объеме обеспечение финансирования инновационного центра «Сколково», инфраструктуры технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков, а также технологических платформ (они станут коммуникационным механизмом между государством, бизнесом, наукой и образованием, и сформиру-
1 Юлия Литвинова. Путь по инновационной лестнице. Экспертный канал «Открытая экономика» / http://www.opec.ru/1298377.html
2 СЗ. 1996. № 35. Ст. 4137.
3 СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
4 Документ официально не опубликован // Правовая система «ГАРАНТ».
5 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
ВВОИПЕШ
ШИВЕРШЕМЗта Мешковам. ф _ 129
имени □ е кутафина (мпад] Правлвые ленлвы финансирлвания иннлвацилннли деятельнлети ■ ^^
ют приоритеты инновационного развития соответствующих отраслей промышленности;). На региональном уровне территориями инновационного развития станут наукограды, инновационные территориальные кластеры (Правительство приняло решение о поддержке 25 пилотных программ развития инновационных кластеров);
— оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров;
— увеличение объемов бюджетного финансирования мероприятий в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающихся инновационной деятельностью.
При этом государственная поддержка должна осуществляться на основе следующих принципов:
— целевой характер использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности;
— обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
— приоритетное использование инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
— доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
— государственная и правовая защита субъектов инновационной деятельности .
Основным условием инновационного развития экономики России является привлечение юридических лиц, представляющих частный бизнес, а также представителей научного сообщества, в целях возникновения партнерских отношений государства, бизнеса и научных и образовательных организаций. Следовательно, можно сделать вывод, что важнейшая роль государства заключается в достижении баланса между общенациональными интересами и интересами представителей частного капитала и науки.
Инструментами такого взаимодействия могут стать так называемые « кластеры» и «технологические платформы», главной целью которых является реализация национальных приоритетов научно-технологического развития.
Инновационный территориальный кластер включает взаимодействие между собой образовательных учреждений, центров исследований и разработок, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования научным оборудованием, общественных организаций, находящихся на определённой территории (регионе).
Технологическая платформа в России — это инструмент, направленный на соз- в
дание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, привлече- К
ние дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе О
участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского и
общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития6. Следовательно, технологическая платфор- И ма представляет собой инструмент содействия инновационному развитию российской экономики, работающий на базе партнерских отношений государства, бизнеса Ч
Е
К
6 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии ин- °
новационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1.
Ст. 216 НАУКИ
__ ввсвдпее
130 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
и научного сообщества, учитывающий интересы различных сторон по конкретным отраслевым направлениям.
В целом, стимулировать участие частного капитала в инновационной деятельности можно путем осуществления государственной поддержки и предоставлением определенных выгод от такого участия. В свою очередь, определение и нормативно-правовое закрепление механизмов стимулирования участия частного капитала в инновационной деятельности, на сегодняшний день является одной из приоритетных задач инновационной политики государства.
Среди основных форм государственной поддержка инновационной деятельности выделяют:
— предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
— финансовое обеспечение;
— реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
— поддержка экспорта;
— предоставления информационной и консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
— формирования спроса на инновационную продукцию;
— обеспечение инфраструктуры7.
В рамках реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года8 предусмотрены следующие приоритеты в финансировании науки, образования и поддержки инновационной деятельности:
— поэтапное увеличение объемов частного и государственного финансирования научных исследований, сферы образования и поддержки инноваций;
— создание условий для роста частных проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и частных инвестиций (в первую очередь в рамках технологических платформ, развития территориальных инновационных кластеров и ПИРов компаний с государственным участием);
— значительное повышение результативности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и на высшее профессиональное образование;
— оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики и формированию инновационных кластеров.
Таким образом, предполагается, что инновационная деятельность будет финансироваться как за счет государственных ресурсов, т.е. за счет бюджетных средств, так и за счет частного капитала. Государственное финансовое обеспечение будет осуществляться за счет субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал, а также федеральных бюджетных целевых программ, реализация которых будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства.
В настоящее время фундаментальные научные исследования финансируются в основном за счет средств федерального бюджета (преимущественно за счет субсидий), в котором определяются годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
См.: Постановление Правительства РФ от 16.11.2012 № 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области поддержки инновационной деятельности // СЗ РФ. 2012. № 48. Ст.81.
СЗ РФ. 2012. № 1.Ст. 216.
ввеиаин
ШИВЕПФЕМЗта МешковаM. ô é 131
имени □ е кутафина (мпад] Правлвые ленлвы финансирлвания иннлвацилннли деятельнлети ■ ^^ ■
В 2013 году в целях урегулирования процедуры субсидирования развития инновационных территориальных кластеров был принят ряд нормативно-правовых актов. Наиболее значимым нормативно-правовым актом, регламентирующий порядок предоставления субсидий на развитие инновационных территориальных кластеров, является Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».
Постановление закрепило правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации, в целях финансирования инновационных территориальных кластеров. В тоже время, в процессе отбора программ развития инновационных территориальных кластеров, которым необходима государственная поддержка в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, существует неопределенность в части оценки поданных заявок.
Данный пробел необходимо разрешить путем закрепления детально разработанной процедуры анализа предоставленных заявок и соответствующей их оценки в соответствии с разработанными критериями и условиями.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности может осуществляться государственными и негосударственными фондами поддержки инновационной деятельности за счет грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
Государственные фонды создаются в форме бюджетных или автономных учреждений в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансового обеспечения такой деятельности. Функции и полномочия учредителя федеральных государственных фондов осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственный фонд осуществляет финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, отбор которых осуществлен по результатам конкурса.
Можно выделить следующие государственные фонды поддержки инновационной деятельности:
1. Федеральный фонд производственных инноваций9 создан в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств в качестве государственного учреждения.
2. Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития, ^ финансирующих научные исследования, разработки и реализацию инновационных К проектов. î
В России также создано открытое акционерное общество Российская венчурная и
компания со 100-процентным государственным участием, которая занимается финансированием инновационных разработок, причем государство берет на себя зна- И чительную часть рисков, свойственных такой деятельности.
Итак, учитывая то, что инновационная деятельность будет финансироваться £
за счет бюджетных средств, встает вопрос о порядке осуществления финансового ™
К □
9 См.: Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде
производственных инноваций» // СЗ РФ.1995. № 36. Ст. 3540. НАУКИ
__ ввоинин
132 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
контроля за их использованием, в первую очередь государственного финансового контроля. На данный момент имеется недостаточное правовое регулирование финансового контроля за такой деятельностью и, как следствие, сложность и недостаточная урегулированность процедуры привлечения соответствующих субъектов к ответственности за нецелевое использование выделенных им средств или имущества. В тоже время и сама система оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, в частности порядок финансирования данной сферы, отличается наличием большого количества пробелов в законодательстве.
Также, можно сделать вывод о том, что назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности в Российской Федерации. В данном нормативно-правовом акте следует закрепить понятие «инновация» и «инновационная деятельность», принципы такой деятельности, ее цели, задачи и инструменты, правовой статус субъектов и их ответственность. Это позволит осуществить единообразное правовое регулирование инновационной деятельности, что приведет к более эффективному ее осуществлению.