Научная статья на тему 'Технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как субъекты финансовых правоотношений'

Технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как субъекты финансовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / TECHNOLOGY PLATFORM / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INNOVATIVE REGIONAL CLUSTERS / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / СУБСИДИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / FEDERAL PROGRAM / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / NNOVATION / GOVERNMENT SUPPORT AND SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мошкова Д. М.

В статье рассматриваются технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как инструменты инновационной деятельности, являющиеся специфическими участниками финансовых правоотношений. Анализируется нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность, выявлены правовые проблемы и пробелы в данной сфере. Проведен сравнительный анализ опыта создания и функционирования технологических платформ и инновационных территориальных кластеров в зарубежных странах и России. Выявляются основы финансирования, а также направления и формы государственной поддержки данных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY PLATFORM AND INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS AS THE SPECIFIC SUBJECTS OF FINANCIAL RELATIONS

The article discusses the technology platform and innovative territorial clusters as instruments of innovation, which are the specific subjects of financial relations. The legal acts regulating their activities are analyzed and legal problems and gaps in this area are identified. A comparative analysis of the experience of creation and functioning of technology platforms and innovative territorial clusters in foreign countries and Russia is carried out. The author identifies the basics of financing, as well as directions and forms of state support of these entities.

Текст научной работы на тему «Технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как субъекты финансовых правоотношений»

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

Мошкова Д. М.

Технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как субъекты финансовых правоотношений

67

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются технологические платформы и инновационные территориальные кластеры как инструменты инновационной деятельности, являющиеся специфическими участниками финансовых правоотношений. Анализируется нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность, выявлены правовые проблемы и пробелы в данной сфере. Проведен сравнительный анализ опыта создания и функционирования технологических платформ и инновационных территориальных кластеров в зарубежных странах и России. Выявляются основы финансирования, а также направления и формы государственной поддержки данных субъектов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, технологические платформы, территориальные инновационные кластеры, государственно-частное партнерство, финансирование, субсидии, федеральные целевые программы, федеральный бюджет.

D. M. MOSHKOVA

Ph. D. (Law), Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

THE TECHNOLOGY PLATFORM AND INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS AS THE SPECIFIC SUBJECTS

OF FINANCIAL RELATIONS

The article discusses the technology platform and innovative territorial clusters as instruments of innovation, which are the specific subjects of financial relations. The legal acts regulating their activities are analyzed and legal problems and gaps in this area are identified. A comparative analysis of the experience of creation and functioning of technology platforms and innovative territorial clusters in foreign countries and Russia is carried out. The author identifies the basics of financing, as well as directions and forms of state support of these entities. Keywords: innovation, technology platform, innovative regional clusters, public-private partnership, financing, government support and subsidies, federal program, federal budget.

В

настоящее время в рамках повышения национальной конкурентоспособности, развития науки, инновационной деятельности и технологий предполагается осуществление тесного взаимодействия государства, научных и образовательных органи-

Дарья

Михайловна

МОШКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ш

m

Л

4 □

"0

5 "0

£ m

I

П

1 К

НАУКИ^ Ж

К

заций, с одной стороны, и представителей бизнеса — с другой, в инновационной сфере. © Д. М. Мошкова, 2015

68

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

ЕСТНИК

Инструментами такого взаимодействия могут стать инновационные территориальные кластеры и технологические платформы, главной целью которых является реализация национальных приоритетов научно-технологического развития.

Инновационный территориальный кластер включает взаимодействие между собой образовательных учреждений, центров исследований и разработок, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования научным оборудованием, общественных организаций, находящихся на определенной территории (регионе).

На сегодняшний день накоплен значительный опыт деятельности инновационных кластеров в Европе и США, который показал эффективность и результативность сотрудничества науки, бизнеса и государства.

Примерами могут служить:

— немецкие кластеры Иннорегио и Биорегио;

— полюса конкурентоспособности во Франции;

— в США: Кремниевая долина, Дорога 128, Администрация малого бизнеса, Национальный институт стандартов и технологий, Администрация по экономическому развитию, Национальный научный фонд, Центр по развитию образования присоединились к инициативе Министерства энергетики США по созданию энергетических инновационных кластеров в области солнечной энергии и ядерной энергетики.

Важно отметить значительную роль государства в создании и функционировании инновационных кластеров. Так, в Европе и США в большинстве случаев именно государство выступает инициатором создания инновационного кластера, а также оказывает ему всяческую поддержку. Анализ зарубежного опыта показывает, что финансы инновационных кластеров складываются из следующих источников:

— за счет средств государственного, региональных и местных бюджетов;

— за счет членских взносов;

— за счет доходов от оказания услуг;

— из других источников (некоммерческих).

Технологическая платформа — это инструмент, направленный на создание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития1.

Следовательно, технологическая платформа представляет собой инструмент содействия инновационному развитию экономики, работающий на базе партнерских отношений государства, бизнеса и научного сообщества, учитывающий интересы различных сторон по конкретным отраслевым направлениям.

Технологическая платформа является добровольной, самофинансируемой, самоуправляемой организацией. Создание технологической платформы направлено:

— на объединение усилий государства, бизнеса, науки, т.е. расширение бизнеса и научной кооперации;

— технологическую модернизацию в наиболее перспективных для экономики направлениях за счет развития государственно-частного партнерства;

— привлечение финансовых средств из различных источников, как государственных, так и негосударственных ресурсов, в инновационную сферу.

Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1.

Ст. 216.

в

'/Щ^^/^У/ЖТ Мошкова Д. М.

УНИВЕРСИТЕТА Технологические платформы и инновационные территориальные

'вниаЕ^^^мпой кластеры как субъекты финансовых правоотношений

Правительство Российской Федерации, в частности Комиссия по высоким технологиям и инновациям, принимает решение об утверждении перечня технологических платформ на основании представленных предложений Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере под председательством заместителя министра экономразвития РФ.

В 2012 г. решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден перечень технологических платформ, который включает в себя 30 платформ в таких приоритетных направлениях, как: медицинские и биотехнологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика, технологии транспорта, электроника и машиностроение, добыча природных ресурсов и нефте-газопереработка, технологии металлургии и новые материалы, экологическое развитие.

Высшим руководящим органом технологической платформы является бюро, состоящее из руководителей ведущих участников технологической платформы, которое определяет формы и методы руководства технологической платформы. В его состав входит координатор, который руководит деятельностью технологической платформы между заседаниями бюро. Для обеспечения текущего руководства координатор формирует дирекцию, в состав которой входят специалисты по основным направлениям деятельности платформы.

Координатор технологической платформы ежегодно в срок до 1 февраля представляет в Рабочую группу письменный отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы, с планом действий на ближайший год, включая конкретные результаты, достигнутые за отчетный период.

Концепция технологических платформ была разработана Европейской комиссией в 2002 году в качестве одного из инструментов тематического развития Европейского Союза. Сегодня европейские технологические платформы являются механизмом формирования научно-технических приоритетов. Отличительной особенностью технологических платформ является их непосредственная направленность на практическую реализацию научных достижений средним и малым бизнесом2.

Важное отличие российского варианта технологических платформ от европейского — наличие организаций-координаторов у каждой платформы. В Европе отдельных координаторов у платформ нет. В России существуют организации, координирующие сразу несколько платформ. Следует отметить, что среди организаций-координаторов большую часть составляют государственные корпорации («Рос-нано», «Росатом», «Ростехнологии»), а также различные организации с государственным участием.

Итак, европейская модель главную роль в функционировании платформы отводит промышленным предприятиям и частному бизнесу. Евросоюз при этом является лишь координатором взаимодействия между участниками платформы. В России платформы призваны решать немного отличные от европейских задачи, поэтому здесь, по сути, главенствующая роль отведена государству. Оно является непосредственным инициатором создания платформ наряду с другими участниками и условий для кооперации к участников, а также напрямую финансирует разработки и инновации. о Следовательно, можно сделать вывод, что через технологические платформы и и инновационные территориальные кластеры реализуется механизм государственно- Р частного партнерства. Д Важно отметить, что государство в лице компетентных органов осуществляет госу- и дарственную поддержку инновационной деятельности в Российской Федерации. Сре- С

2 Годенов И. С. Европейские технологические платформы / Центр Европейского Союза в Си- Й

бири. Томск, 2011. НАУК1

3/2015

>

70 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

ди форм государственной поддержки инновационной деятельности можно выделить следующие:

— предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

— формирование спроса на инновационную продукцию;

— финансовое обеспечение (в том числе за счет субсидий, грантов, кредитов, займов, гарантий, взносов в уставный капитал; федеральных бюджетных целевых программ, реализация которых будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства);

— реализацию целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

— обеспечение инфраструктуры и др.

Важнейшим направлением государственной политики в сфере инновационного развития является оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим инновационному развитию и формированию территориальных инновационных кластеров.

В 2013 году в целях урегулирования процедуры субсидирования развития инновационных территориальных кластеров был принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления субсидий на развитие инновационных территориальных кластеров, а именно постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров»3.

В соответствии с ним субсидии выделяются только тем субъектам Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие кластеры, при этом финансируются программы, предусматривающие реализацию мероприятий по важнейшим направлениям науки, техники и общества.

В связи с этим Минэкономразвития РФ приняло ряд приказов, которые:

— утвердили порядок отбора мероприятий, которые будут учитываться при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития инновационных территориальных кластеров;

— определили уровни софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет средств субсидий развития инновационных территориальных кластеров4.

Законодатель установил для каждого субъекта Российской Федерации, осуществляющего программы развития инновационных территориальных кластеров, уровни софинансирования, выраженные в процентном соотношении (15-70 %).

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

иыаны П F kvnuhuua ШГК1Л\

СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1037.

Приказ Минэкономразвития России от 21.05.2013 № 275 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" в 2013 году» // Российская газета. 2013. № 175 ; приказ Минэкономразвития России от 13.08.2013 № 457 «Об утверждении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров на 2013 год» // Российская газета. 2013. № 196.

в

'/Щ^^/^У/ЖТ Мошкова Д. М.

УНИВЕРСИТЕТА Технологические платформы и инновационные территориальные ^71

'вниаЕ^с^Дгоч кластеры как субъекты финансовых правоотношений

На данный момент механизм финансирования инновационных территориальных кластеров за счет средств федерального бюджета посредством их субсидирования представляет собой двухуровневую систему: федеральный и региональный уровни, между которыми устанавливаются отношения по распределению и расходованию средств федерального бюджета, конечными получателями которых являются инновационные территориальные кластеры.

В то же время распределение и предоставление соответствующих субсидий на данный момент урегулировано не в полной мере. Так, в процессе отбора программ развития инновационных территориальных кластеров, которым необходима государственная поддержка в форме предоставления субсидий из федерального бюджета, существует неопределенность в части оценки поданных заявок.

Также встает вопрос о порядке осуществления контроля и надзора за деятельностью субъектов Российской Федерации и инновационных территориальных кластеров по реализации программ развития, субсидированных из федерального бюджета, включая участие представителей общественного контроля, в части использования данных субсидий по целевому назначению.

Основным источником финансирования технологических платформ на стадии их формирования и развития являются Федеральные целевые программы развития высоких технологий, реализация которых будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках ФЦП формируются соответствующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по приоритетным направлениям, на которые будет выделяться финансирование.

Однако на данный момент порядок и условия предоставления денежных средств из соответствующего бюджета технологическим платформам подробно не урегулированы.

Так, фундаментальные научные исследования финансируются в основном за счет средств федерального бюджета, в котором определяются годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Впоследствии, когда наладятся механизмы взаимодействия науки и бизнеса, основная роль в финансировании платформ будет передана частному капиталу.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что технологические платформы и инновационные территориальные кластеры являются специфическими участниками финансовых правоотношений, так как финансируются из федерального бюджета. Однако, несмотря на постоянное реформирование системы нормативных актов, регламентирующих процедуры их государственного финансирования и поддержки, остаются существенные пробелы в нормативном регулировании данной сферы отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.