ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_
Инновационные инструменты государственно-частного партнерства в Российской Федерации Сашова Н. Г.
Сашова Наталья Геннадьевна / Sashova Natalya Gennadyevna - магистрант, кафедра гражданского и предпринимательского права, юридический факультет, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются основные механизмы развития научно-технологического потенциала РФ. Особое внимание уделено таким инструментам государственно-частного партнерства, как инновационный кластер и технологическая платформа. Определены направления реализации «Стратегии научно-технологического развития России...», на которых данные инструменты наиболее эффективны.
Abstract: the article analyzes the basic mechanisms of scientific and technological potential development in Russian Federation. Particular attention is paid to public-private partnership in forms named innovative clusters and technology platforms. These tools are most effective for realization of the "Strategy for Scientific and Technological Development of Russia...".
Ключевые слова: научно-технологическое развитие, государственные программы, государственно-частное партнерство, инновационный кластер, технологическая платформа.
Keywords: scientific and technological potential development, government programs, public-private partnership, innovative cluster, technology platform.
Научно-технологическое развитие является одним из приоритетных направлений государственной политики современной России. Наглядной иллюстрацией этого утверждения служит заявление Президента, сделанное на заседании Совета по науке и образованию 21 января 2016 года: «Наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан...». Также в своем выступлении глава государства подчеркнул необходимость подготовки к осени 2016 года «Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период» (до 2030 года) [1]. Данная стратегия должна быть разработана в продолжение Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Основные направлении развития науки, техники и технологии определены в Указе Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (дополнен Указом Президента РФ от 16 декабря 2015 г. N 623). К этим направлениям отнесены:
- безопасность и противодействие терроризму;
- индустрия наносистем;
- информационно-телекоммуникационные системы;
14
- науки о жизни;
- перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;
- рациональное природопользование;
- робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения;
- транспортные и космические системы;
- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Одним из основных механизмов развития, согласно утвержденной Стратегии [2], являются Государственные и Федерально-целевые программы. Всего на настоящий момент времени в РФ реализуется 40 государственных программ, еще четыре программы находятся в стадии разработки [3].
Ниже приведен перечень наиболее значимых с точки зрения научно-технического развития программ [4]:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы;
- Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»;
- Государственная программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013 - 2025 годы;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы»;
- Государственная программа РФ «Космическая деятельность России на 2013 -2020 годы»;
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 -2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426;
- Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2538-р;
С целью реализации инновационной политики РФ действуют различные инструменты государственно-частного партнерства [5]:
- технологические платформы;
- инновационные территориальные кластеры;
- государственные институты развития.
Как было отмечено на круглом столе «Технологические платформы как инструмент модернизации экономики», состоявшемся 12 ноября 2012 года, технологические платформы являются скорее координирующим механизмом для консолидации интересов органов власти, бизнеса, научного сообщества и промышленных предприятий, чем инструментом прямого финансирования [6].
Инновационные территориальные кластеры представляют собой предприятия и организации, объединенные территорией и сферами научного, производственного и экономического интереса [7].
Как показано в докладе департамента инновационного развития Минэкономразвития России [8], бюджетное финансирование территориальных кластеров осуществляется в форме субсидий.
Государственные институты развития осуществляют инвестирование в инновационные проекты. По данным Минэкономразвития России в число институтов развития входят Внешэкономбанк, госкорпорация «Роснанотех», госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,
ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Росинфокоминвест», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и т.д. [9].
Во всех перечисленных выше случаях возможно использование нескольких форм финансирования [10, 11]:
- заключение государственного контракта на выполнение проектных и изыскательных работ;
- субсидирование с целью компенсации части затрат при реализации различных проектов;
- безвозмездная передача денежных средств для целевого использования выдача грантов;
- бюджетное кредитование с минимальной ставкой по кредитам;
- предоставление налоговых льгот.
При рассмотрении механизмов правового регулирования различных форм финансирования необходимо учитывать как положения, касающиеся непосредственно формы финансирования, так и правовое регулирование, присущее отдельным инструментам реализации инновационной политики РФ.
Далее рассмотрим особенности таких инновационных инструментов, как инновационные кластеры и технологические платформы.
Идея организации кластеров появилась в нашей стране после 2002 года в результате заимствования западной модели объединения предприятий [12]. Импульс для создания кластеров с характеристикой «инновационный» приходится на 2012 год. Перечень инновационных территориальных кластеров был утвержден правительством РФ (поручение от 28 августа 2012 года № ДМ-П8-5060). Отбор кластеров осуществлялся из следующих принципов:
- конкурентоспособность предприятий, расположенных на территории кластера;
- сочетание роста объемов производства и научно-технического потенциала, научно-производственных и образовательных учреждений, расположенных на территории кластера.
Государственная поддержка инновационных территориальных кластеров осуществлялась в форме субсидирования в рамках Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 467-р.
При этом стоит отметить, что идея организации объединения предприятий по территориальному принципу не нова. Прообразом кластеров, ядром которых является крупное учебное заведение, а основной задачей разработка и освоение перспективных технологий, можно считать научно-производственные объединения (НПО)1.
Кластеры, в большей степени ориентированные на промышленность и имеющие в качестве ядра крупное промышленное предприятие, во многом сходны с функционировавшими в СССР территориально-производственными комплексами (ТПК)2
Традиционно для нашей страны инициатива создания инновационных кластеров спускается сверху вниз. Однако если в СССР объединение предприятий в НПО или
1 Научно-производственное объединение - одна из форм соединения науки с производством в СССР. Создавались на базе научно-исследовательских институтов, возглавляющих объединения. Кроме того, в их состав обычно входят на правах юридических лиц технологические, проектно-конструкторские организации, опытные производства и заводы серийного выпуска продукции (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112705/
%D0%9D%D0%B0%D1%83%D 1 %87%D0%BD%D0%BE).
2Территориально-производственный комплекс - совокупность экономически и технологически взаимосвязанных предприятий, находящихся на компактной территории, использующих ее ресурсы и общую инфраструктуру (https://allendy.ru/regecon/60-teor-tpk.html).
16
ТПК происходило, как правило, планово-принудительно, то объединение организаций в кластеры носит добровольный характер.
Опрос участников некоторых инновационных кластеров показал, что большинство отмечают такие достоинства кластеров как информационное взаимодействие между участниками и упрощение производственной кооперации. Также, исходя из информации, представленной на сайтах координаторов инновационных кластеров [13-16], можно сделать вывод о деятельности координационных центров кластеров в части рекламы и привлечения инвестиций к предприятиям-участникам, а также озвучивание их интересов на региональном и государственном уровне.
Как правило, координационной деятельностью в рамках кластера занимается отдельное юридическое лицо. По форме организации это может быть некоммерческое партнерство (например, НП «Алтайский биофармацевтический кластер»), автономная некоммерческая организация (например, АНО «Центр развития ядерного инновационного кластера города Димитровграда Ульяновской области»), реже иная форма некоммерческой организации (например, ассоциация «Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области»).
Координационная деятельность может вестись также на базе научно -производственных территориальных комплексов (технопарков). Например, координация деятельности кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов», организованного в Кемеровской области, осуществляется на базе ОАО «Кузбасский технопарк». Может сложиться ситуация, при которой координацию кластера осуществляет один из его участников, как правило, являющейся инициатором создания кластера. Например, организатором-координатором деятельности инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области является Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ), по инициативе которого данный кластер был организован.
Общие положения, касающиеся организаций, осуществляющих координационную деятельность в рамках кластеров, изложены в «Требованиях к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779. Строго говоря, «инновационные кластеры» не являются исключительно промышленными, так как их отличает направленность на освоение производства продукции, не только соответствующей мировому техническому уровню, но и превосходящей его, являющейся инновационной и уникальной в своем роде. Однако принципы, изложенные в указанных Требованиях, распространяются на большинство инновационных кластеров.
Несмотря на то, что кластеры призваны поддерживать и развивать не только крупные предприятия, являющиеся ядром кластера, но и различные формы мелкого и среднего предпринимательства, наибольший эффект от кластерной политики достигается в сфере крупного бизнеса. Для небольших предприятий, стремящихся выйти на рынок с новой продукцией, основная польза кластера состоит в возможности быстрого выстраивания кооперации при выполнении научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и опытно-технологических (ТР) работ и в дополнительных баллах, которые присваиваются участникам кластера при рассмотрении конкурсной документации на выполнение НИОКТР, получение грантов и т.д.
Более крупной формой объединения организаций является технологическая платформа. В СССР прообразом технологических платформ можно считать научно -исследовательский, опытно-конструкторский и хозяйственный комплекс под
названием «хозрасчетное научное объединение»1 (ХНО) [17]. В России технологические платформы начали создаваться после их утверждения решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4) «Порядок формирования перечня технологических платформ». На 2015 год в РФ насчитывалось 35 технологических платформ, охватывающих различные области экономики [18].
По организационной форме технологические платформы являются консорциумами2. Для обеспечения деятельности технологической платформы создается некоммерческое партнерство.
Высшим органом управления технологической платформы является «Общее собрание Участников Технологической платформы». На нем избираются:
- председатель консорциума;
- руководящий комитет;
- наблюдательный совет;
- научно-технические совет или советы.
Координаторами деятельности технологической платформы являются организации (как правило, одна или две) из состава членов технологической платформы. В функции координатора входят:
- организационное и информационное обеспечение;
- обеспечение взаимодействия участников технологической платформы.
Также, согласно реалиям времени, координаторы занимаются привлечением инвестиций, рекламной деятельностью, рекламируя как платформу в целом, так и входящие в нее организации (как правило, это участие в выставках, конференциях, семинарах и т. д. или их организация), представляют интересы участников платформы на федеральном уровне.
Технологические платформы отличаются широким разбросом участников. Распределение участников платформы по территории РФ на примере технологической платформы «Медицина будущего» приведено на рисунке 1.
Хозрасчетное научное объединение единый научно-исследовательский, опытно-конструкторский и хозяйственный комплекс, в который входили высшие учебные заведения (в части научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности) и организации типа КБ, НИИ, экспериментальные производства и т. п (Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/artide/n/o-nauchno-innovatsionnom-potentsiale-vysshey-shkolyt-i-o-ee-reformah#ixzz46yS2iUG6).
^Консорциум - временное объединение юридических лиц на основе особого (так называемого консорциального) соглашения для совместного достижения каких-либо целей, обычно для реализации крупных экономических проектов, при сохранении ими организационной самостоятельности (http ://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1026/%D0%9 A %D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%9E%D0%A0%D0%A6%D0%98%D0%A30/oD0%9C).
18
Рис. 1. Распределение участников технологической платформы «Медицина будущего»
Необходимо отметить, что качественный состав участников технологических платформ принципиально отличается от состава участников инновационных кластеров [19]. Если кластеры ориентированы на промышленные предприятия и в существенно меньшей степени в них представлены высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, то в составе технологических платформ совместная доля учебных и научных организаций-участников составляет около половины. Отсюда следует и различный уровень решаемых задач. Участники кластера, как правило, тяготеют к промышленным разработкам, введению в производство новых изделий, совершенствованию технологий. В рамках технологических платформ решаются различные научные задачи, проводятся экспериментальные исследования и ведутся инновационные разработки. Специально, для поддержки технологических платформ Министерство образования и науки (Минобрнауки) в рамках ФЦП «Исследования и разработки» осуществило сбор предложений на формирование тематик на выполнение НИР, ОКР и/или ТР [20]. Для участия в конкурсах по отобранным тематикам допускались только организации-члены технологических платформ. При этом участники технологических платформ, наравне с участниками кластеров, имеют преференции в виде дополнительных баллов при рассмотрении конкурсной документации как на заключение государственных контрактов на выполнение НИР, ОКР и/или ТР, так и на получение субсидий из различных инвестиционных фондов.
Нами были проанализированы основные сходства и различия между такими инновационными инструментами, как кластеры и технологические платформы. Результаты сравнения представлены в таблице 1.
Фактор сравнения Кластеры Технологические платформы
Типичное число участников До нескольких десятков От нескольких десятков до сотен
Процентный состав участников Преобладают промышленные предприятия (крупные, средние, мелкие) До половины участников ВУЗы и НИИ
Территориальный охват В рамках региона (территории) По всей стране
Типичные решаемые задачи Внедрение новых технологий, освоение и производство промышленной продукции Научно-исследовательские
Кооперативные связи Между производственными предприятиями В рамках НИР или ОКР (ТР)
Основные направления рекламной политики Реклама законченных промышленных изделий Результаты научных исследований и экспериментальные разработки (опытные и опытно-промышленные образцы)
Координатор деятельности Некоммерческая организация Некоммерческая организация, организации-координаторы из числа участников
Источники финансирования работ Собственные средства организаций-участников, участие в работах по ФЦП, инвестиционные фонды Собственные средства организаций-участников, участие в работах по ФЦП, инвестиционные фонды
Инициатива создания В рамках государственной программы: - рассмотрение инициатив кластеро-образующих организаций; - субсидирование организации кластеров В рамках государственной программы; - рассмотрение инициатив организаций-координаторов; - субсидирование организации технологических платформ
Из вышесказанного можно сделать вывод, что имея сходные механизмы создания и финансирования, деятельность технологических платформ и инновационных кластеров направлена на решение различных задач.
Кластерная структура наиболее эффективна для реализации промышленных решений, серийного производства и введения в товарооборот продукции, соответствующей мировому техническому уровню. Поскольку инновационные кластеры являются территориальными структурами с развитой промышленной кооперацией, то они более динамичны и легко координируются для выполнения текущих проектов.
Технологические платформы являются инструментом для проведения масштабных фундаментальных исследований, работ на долгосрочную перспективу. Включая в свой состав серьезную научную школу, технологические платформы обладают всей инерционностью крупных общественных организаций.
Нельзя не отметить, что технологические платформы и инновационные кластеры не являются взаимоисключающими организациями. Так, в состав многих технологических платформ входят организации-координаторы инновационных кластеров. Эти решения позволяют максимально эффективно использовать оба
инновационных инструмента и воплощать в конечные промышленные решения инновационные научные разработки.
Литература
1. Заседание Совета по науке и образованию. Москва, 21 января 2016 г. [Электронный ресурс]: Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51190. (дата обращения, 04.03.2016 г.).
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: Инновации в России. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf. (дата обращения: 04.03.2016 г.).
3. Государственные программы. [Электронный ресурс]: Правительство России. URL: http://government.ru/programs/ (дата обращения 05.03.2016 г.).
4. Федеральные программы. Наука и право. [Электронный ресурс]: Элементы. URL: http://elementy.ru/law/program.htm. (дата обращения: 09.03.2016 г.).
5. Участники инновационного процесса. [Электронный ресурс]: Инновации в России. URL: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/405 (дата обращения: 09.03.2016 г.).
6. Технологические платформы как инструмент модернизации экономики. [Электронный ресурс]: Наука и технологии России — STRF.RU. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=378&d_no=34973#.VulvipyLTWK. (дата обращения: 09.03.2016 г.).
7. Гусева М. С. Инновационные территориальные кластеры как катализатор регионального развития // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2014. № 1. C. 201-205.
8. Доклад департамента инновационного развития Минэкономразвития России «О проекте перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров» от 05.07.2012. [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a5dcd004bf64bef858d9d77bb90350d/doklad_ proekt.pdf?MOD=AJPERES. (дата обращения: 10.03.2016 г.).
9. Институты развития. Направления. Деятельность. [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/indexdocs. (дата обращения: 10.03.2016 г.).
10. Костина Д. В. Бюджетное финансирование инновационных разработок в медицинской промышленности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2013. № 9-10.
11.Алексеева Д. Г., Андреева Л. В., Андреев В. К. Российское предпринимательское право. Под ред. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. М.: Велби, Проспект, 2010. 1072 с.
12. Шалмина Г. Г. Территориальные кластеры России (история, проблемы, решения) // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2008. № 1 (2). C. 82-92.
13. Алтайский биофармацевтический кластер. [Электронный ресурс]: AltaiBio. URL: http://altaybio.ru/ (дата обращения: 12.03.2016 г.).
14. Биофармацевтический кластер «Северный». [Электронный ресурс]: Северный. Биофармкластер на базе МФТИ. URL: http://pharmcluster.ru/ (дата обращения: 12.03.2016 г.).
15. Титановая долина. Особая экономическая зона. [Электронный ресурс]: Титановая долина. Особая экономическая зона. URL: http://titanium-valley.com/ (дата обращения: 12.03.2016 г.).
16. Руссофт [Электронный ресурс]: RUS®SOFT. URL: http://www.russoft.ru/ (дата обращения: 12.03.2016 г.).
17. Калинин Э. К. О научно-инновационном потенциале высшей школы и об ее реформах // Инновация, 2005. № 6. C. 18-30.
18. Сводный перечень российских технологических платформ. [Электронный ресурс]: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // URL: https://www.hse.ru/org/hse/tp/catalogue. (дата обращения: 14.03.2016 г.).
19. Дежина И. Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Издательство Института Гайдара, 2013. 164 с.
20. Минобрнауки: Конкурс предложений на формирование тематики проектов 2012 года по технологическим платформам. [Электронный ресурс]: Управление научных исследований Санкт-Петербургский государственный университет. URL: http://csr.spbu.ru/archives/31784. (дата обращения: 15.03.2016 г.).
Единоличный исполнительный орган специализированных обществ: правовое регулирование Будакова Л. Д.
Будакова Лидия Дмитриевна /Budakova Lidiia Dmitrievna - студент магистратуры, кафедра предпринимательского и корпоративного права, юридический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: статья посвящена вопросам организации управления специализированных финансовых обществ и специализированных обществ проектного финансирования. Автором рассматривается действующее законодательство в данной сфере, анализируются проблемы правового регулирования. Акцент делается на управляющей компании специализированных обществ. В результате автор предлагает пути решения рассматриваемых проблем. Abstract: the article is devoted to the organization of management of SPV. The author considers the existing legislation in this area and analyzes the legal regulation of the problem. The emphasis is on the management of SPV. As a result, the author proposes ways to solve the problems.
Ключевые слова: специализированные общества, специализированное финансовое общество, специализированное общество проектного финансирования, управляющая компания, управляющий, единоличный исполнительный орган.
Keywords: special purpose vehicle, SPV, SPE, management company, the manager, the sole executive body.
Не так давно законодатель предусмотрел возможность создания специализированных обществ (далее - СО): специализированное финансовое общество (далее - СФО) и специализированное общество проектного финансирования (далее - СОПФ). Данный институт был введен в законодательство России через Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) на основании опыта американского законодательства и практики, по аналогии со Special Purpose Vehicle (SPV), название которых в переводе на русский язык звучит как <общества> «специального назначения». Также нормы о СО содержатся в новой редакции Гражданского кодекса РФ, а именно, в п. 7 ст. 66 (которая перечисляет виды хозяйственных обществ, статус которых устанавливается специальными федеральными законами), п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) и в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об