ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ
TECHNOLOGY PLATFORMS ACTIVITY: INVESTMENT APPROACH Злывко Ольга Владимировна
аспирант кафедры
Экономики промышленности и организации предприятий Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»
zlyvko-olga@mail.ru
Zlyvko Olga Vladimirovna
Postgraduate
Economics of Industry and Enterprise Management Department National Research University «Moscow Power Engineering Institute»
zlyvko-olga@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены особенности формирования и развития российских технологических платформ в сравнении с опытом Евросоюза, а также проведен структурный анализ существующих механизмов и инструментов финансирования научной и инновационной деятельности в России и ЕС.
Abstract
This article describes the features of formation and development of the Russian technology platforms and compares them with their foreign counterparts. It also conducts structural analysis of the mechanisms and instruments of innovation and research funding.
Ключевые слова: технологическая платформа, финансирование
инновационной деятельности, государственно-частное партнерство.
Keywords: technology platform, innovation and research funding, public-private partnership.
Введение
Переход российской экономики на инновационный путь развития в значительной степени определяется эффективностью функционирования национальной инновационной системы, во многом зависящей от степени кооперации и координации ключевых субъектов инновационной сферы: вузов, научных организаций, бизнеса и государства. В ведущих странах должное развитие и укрепление подобных взаимосвязей осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), представляющего собой взаимовыгодное организационно-инвестиционное взаимодействие государства и частного бизнеса в целях реализации общественно значимых проектов в приоритетных отраслях народного хозяйства при разделении между собой рисков, ресурсов и выгод.
Выбор государственного курса, ориентированного на инновационное развитие, подкрепляется рядом правительственных инициатив, среди которых особое место отводится Стратегии инновационного развития России до 2020 г., предполагающей создание технологических платформ (ТП) в качестве одного из ключевых, основывающихся на концепции государственно-частного партнерства, механизмов, в рамках которого «наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок».
Технологическая платформа представляет собой направленный на активизацию усилий промышленного бизнеса, науки и государства механизм
для создания перспективных коммерческих технологий и новых продуктов, привлечения ресурсов на проведение исследований и разработок, а также совершенствования нормативно-правовой базы в инновационной сфере.
В основе ТП лежит отраслевой принцип формирования тематических проектов. Реализация платформ предусматривает разработку стратегической программы исследований, формирование программы внедрения и распространения результатов исследований, создание программ обучения и пр. в различных отраслях народного хозяйства, обеспечивая непрерывность инновационного процесса и поддерживая жизненный цикл инновации на всех его стадиях.
Сравнительный анализ организации государственно-частного партнерства в рамках европейских и российских технологических платформ
Концепция технологических платформ была сформулирована Еврокомиссией (ЕК) в 2003 г. в Плане инвестиций (Investing in Research: An Action Plan for Europe) в качестве одного из средств реализации инновационной политики Евросоюза. По своей сути Европейские технологические платформы рассматривались как политический инструмент для объединения участников инновационной деятельности с целью реализации программ научно-технической направленности в рамках стратегии развития ЕС.
Существенным шагом развития концепции ТП стало использование ее основных положений при разработке Европейской Седьмой рамочной программы (7РП), являющейся в Европе основным финансовым инструментом поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности на период до 2013 г.
Платформы создавались с целью развития и постоянного обновления научно-исследовательских направлений по конкретным отраслям народного
хозяйства. Всего было сформировано 36 ТП по приоритетным направлениям развития ЕС.
В данный момент европейские технологические платформы находятся на разных этапах развития - одни функционируют успешно и фактически трансформировались в альянсы с крупными компаниями, другие стагнируют или не развиваются. Часть ТП получили юридический статус неприбыльных организаций, действующих на основе членских взносов. Возможно, сложившаяся ситуация связана с тем, что для платформ не было установлено срока окончания их действия на законодательном уровне [1].
В конце 2012 г. Еврокомиссия опубликовала план развития технологических платформ на период до 2020 г. [2], в котором был представлен результат проведенного анализа деятельности ТП в 2008-2010 гг., определены цели и задачи на ближайшую перспективу.
В целом работа платформ была оценена положительно. Успех был достигнут в вопросах выработки совместного видения, определения приоритетов исследований и разработок для рамочных программ, создания некоторыми странами национальных ТП в целях усиления своей роли в ЕС. Однако вместе с тем были продекларированы некоторые недостатки действующих ТП: сложность участия в деятельности платформ малых инновационных компаний, риски «захвата» платформ крупными компаниями-участниками, риски дублирования исследований и разработок, др.
При этом Еврокомиссией подчеркивается особая значимость работы платформ в вопросе обеспечения согласованных действий между всеми участниками в целях реализации концепции инновационной политики ЕС.
Технологические платформы как инструмент налаживания и укрепления взаимодействия между ключевыми субъектами инновационной деятельности очень актуален и для России. В соответствии с международными сопоставлениями, наша страна сильнее всего отстает именно по параметрам, характеризующим связность национальной инновационной системы, к
которым относятся уровень расходов частного сектора на НИОКР, сотрудничество частных компаний и университетов, уровень защиты прав интеллектуальной собственности и пр. [1].
Разработка и адаптация механизма ТП в России началась в 2010 г. и впервые была сформулирована на законодательном уровне Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. По состоянию на начало 2013 г. в России функционирует 30 ТП в ключевых отраслях народного хозяйства. Также как и в ЕС, разработка платформ в России призвана усилить связь субъектов инновационной системы в рамках создания перспективных коммерческих технологий. Сравнительная характеристика формирования технологических платформ в России и ЕС представлена в Таблице 1 [3].
Таблица 1 - Сравнительная характеристика формирования технологических
платформ в России и ЕС
Характеристика ЕС Россия
Принцип формирования, инициаторы «снизу вверх» по инициативе крупных промышленных предприятий частного сектора «сверху вниз» по инициативе государства при активном участии научных организаций и компаний с госучастием
Решаемые вопросы дублирование НИОКР и перераспределение финансовых средств низкая инновационная активность бизнеса, его оторванность от науки
Источники финансирования государственное, частное, самофинансирование бюджетное и внебюджетное финансирование, софинансирование при участии институтов развития
Роль государства продвижение концепции платформ в ЕС, ограниченное влияние Еврокомиссии инициирование создания платформ, участие представителей государства в управлении ТП, контроль достижения целей платформ
Как показал проведенный анализ, роль ТП в инновационном процессе в России и в ЕС понимается по-разному. В Евросоюзе, главным образом, решается вопрос дублирования проводимых в разных странах исследований и разработок и, соответственно, перераспределения финансовых средств на НИОКР. В России же внимание обращено на такие первоочередные проблемы функционирования инновационной системы, как низкая
инновационная активность предпринимательского сектора и его оторванность от науки.
В отличие от ЕС, где главными инициаторами выступают крупные частные компании, обеспечивающие актуальность исследований и разработок с позиции реального сектора экономики, в России основная активность исходит от органов исполнительной власти, государственных научных организаций и предприятий с государственным участием. Ввиду отсутствия у представителей российского бизнеса необходимого опыта стратегического планирования, предприятия фактически не ориентированы на долгосрочное инновационное развитие. Отсюда поведение государства, исполняющего ведущую роль в формировании ТП, выглядит вполне логичным.
Еще одно отличие от европейских ТП состоит в том, что отечественным платформам с момента их формирования не было оказано государственной финансовой поддержки на решение организационных вопросов, включая разработку требуемых документов. В связи с этим некоторые платформы еще даже не составили окончательных планов своих НИОКР. Другие же, наоборот, не только самостоятельно изыскали необходимые средства на начало своей работы, но уже активно пользуются средствами действующих источников финансирования научно-технической деятельности, в т.ч. и по той причине, что коллективные проекты платформ являются хорошо проработанными [1].
Спустя два года с момента инициирования формирования технологических платформ все еще остаются вопросы, связанные с их функционированием в части финансирования деятельности.
Анализ существующих механизмов инвестирования российских и европейских технологических платформ
В Евросоюзе существует множество разнообразных финансовых инструментов реализации научно-технической и инновационной политики.
Причем поддержка может быть осуществлена напрямую в основном через рамочные программы, учрежденные Европейской комиссией, и опосредованно при участии национальных и региональных органов власти, Европейского Инвестиционного банка и других финансовых структур через отраслевые, структурные фонды, специальные совместные инициативы регионального развития и пр. Источники финансовой поддержки инновационной деятельности ЕС представлены в Таблице 2 [3].
Таблица 2 - Источники финансовой поддержки инновационной
деятельности ЕС на период 2007-2013 гг.
Источник Бюджет (млрд. евро)
7 РП 52,25
Сотрудничество 32
Идеи 7,5
Люди 4,75
Ресурсы 4
7 РП Евратом 4
Конкурентоспособность и инновации 3,63
Предпринимательство и инновации 2,17
ИКТ 0,73
Рациональная энергетика 0,73
Структурные фонды 86
Европейский фонд регионального развития
Европейский социальный фонд
Фонд Сплочения
Седьмая Рамочная исследовательская программа (7РП), рассчитанная на период с 2007 по 2013 гг., с бюджетом более 50 млрд. евро способствует реализации междисциплинарных исследований и разработок путем предоставления участникам научной деятельности в соответствии с их проектными предложениями денежных грантов. Реализуется 7РП по следующим направлениям [4, 5, 6]:
- Сотрудничество: способствует налаживанию тесных взаимосвязей между представителями научно-исследовательского сообщества и промышленными компаниями частного сектора.
- Идеи: поддерживает независимые от тематических приоритетов 7РП фундаментальные исследования, способствующие генерации новых знаний.
- Люди: обеспечивает существенную поддержку международной и межотраслевой мобильности и карьерного роста научных кадров.
- Ресурсы: ориентирована на укрепление инновационного потенциала, повышение уровня научных знаний, усиление конкурентоспособности научно-технической сферы.
Исследования и образовательная деятельность в области ядерной энергетики вынесены в отдельную рамочную программу 7РП Евратом, нацеленную на обобщение и развитие накопленных знаний в области атомной энергии, повышение уровня квалификации специалистов, усовершенствование технологий в вопросах безопасности, надежности, энергоэффективности.
Еще одним инструментом финансовой поддержки, организованным Еврокомиссией, является специализированная рамочная программа «Конкурентоспособность и инновации» (The Competitiveness and Innovation Framework Programme - CIP) с бюджетом 3,63 млрд. евро, нацеленная на повышение уровня конкурентоспособности европейских малых и средних компаний, которая включает следующие направления: предпринимательство и инновации, ИКТ, рациональная энергетика.
Региональная поддержка инновационной и научно-технической деятельности при содействии национальных органов власти ориентирована главным образом на осуществление политики сплочения в целях активизации экономической и социальной кооперации стран-членов ЕС путем ликвидации основных региональных диспропорций, и осуществляется за счет части средств (общий объем 86 млрд. евро) следующих фондов:
- Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF) реализует финансовую поддержку стран-участниц, корректируя дисбаланс между регионами ЕС.
- Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF) нацелен на
повышение уровня занятости населения регионов ЕС и качества рабочей силы.
- Фонд Сплочения (Cohesion Fund) ориентирован на содействие развитию стран-участниц, внутренний национальный доход которых составляет менее 90% среднеевропейского.
Интересно, что независимо от источника, финансирование научнотехнической и инновационной деятельности в Евросоюзе рассчитано на период действия исследовательской рамочной программы, на сегодняшний день - 7РП (2007-2013 гг.). Основным принципом работы 7РП является софинансирование научно-технических проектов путем предоставления грантов на конкурсной основе и с учетом экспертной оценки. Размер подобного гранта не является фиксированным и определяется ЕК в ходе рассмотрения проектного предложения. При этом степень финансового участия Еврокомиссии зависит от организационно-правовой формы участника инновационной деятельности, системы ведения бухгалтерского учета, масштабов проекта и пр.
Наиболее распространенной формой софинансирования крупномасштабных проектов, в т.ч. и в рамках технологических платформ, является возмещение целевых прямых и косвенных расходов каждого из участников в зависимости от стадии инновационного проекта: на этапах проведения научно-исследовательских, научно-технологических работ возмещению подлежат не более 75% всех предполагаемых затрат для некоммерческих, научно-исследовательских организаций, вузов, малых и средних предприятий, для всех остальных организаций - не более 50% затрат; на стадии опытно-конструкторских работ возмещается не более половины всех затрат каждому из участников; расходы на проведение организационных мероприятий, а также исследования по приоритетным направлениям Европейского совета по научным исследованиям могут быть покрыты полностью из средств рамочной программы.
Несмотря на значимость технологических платформ для реализации инновационной политики ЕС, их проекты не получают дополнительных льгот при рассмотрении в конкурсных заявках 7РП. Преимущество проектов ТП, заключается в том, что формирование тематик рамочной программы проходило при активном непосредственном участии представителей платформ, что и обеспечивает наибольшее соответствие проектных предложений заявленным со стороны Еврокомиссии требованиям при рассмотрении заявок на получение гранта.
Важным шагом в содействии реализации проектов ТП является разработанная Еврокомиссией совместно с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) программа финансирования деятельности европейских технологических платформ (Guide to Financing Projects from European Technology Platforms) [7], в которой рассматриваются возможные механизмы финансирования за счет грантов 7РП и займов ЕИБ последовательно каждой из стадий всего инновационного проекта (от проведения фундаментальных и прикладных исследований до коммерциализации технологий) в зависимости от стоимости такого проекта, сроков его реализации, уровня риска и пр.
Также Еврокомиссией при участии Европейского Инвестиционного банка был сформирован Фонд распределения финансовых рисков (Risk Sharing Finance Facility - RSFF), деятельность которого направлена на расширение поддержки компаний частного сектора, осуществляющих инновационную деятельность в рамках исследовательских программ Евросоюза, включая работу технологических платформ. На период 2007-2013 гг. бюджет Фонда был сформирован в равных долях за счет средств 7РП и собственных средств ЕИБ и составил 2 млрд. евро [8].
Однако вне зависимости от источника средств для получения соответствующего финансирования проекты европейских технологических платформ (в т.ч. отдельно по каждой из стадий) должны быть детально проработаны, на основании чего составлен комплексный финансовый план. Такой подход позволяет окончательно определиться со схемой
финансирования каждого из этапов и проекта в целом до начала его реализации в рамках ТП.
В России на сегодняшний день основным источником финансирования инновационной деятельности в рамках реализации крупномасштабных научно-технических проектов (в т.ч. и технологических платформ) является государство, осуществляя поддержку в виде безвозмездных бюджетных ассигнований, в т.ч. через систему научных грантов и механизм федеральных целевых программ (ФЦП); на возвратной основе через внебюджетные фонды; а также на основе софинансирования проектов через созданные институты развития. Характеристика основных источников финансирования инновационной деятельности в России представлена в Таблице 3 [3].
Таблица 3 - Характеристика основных источников финансирования научнотехнической и инновационной деятельности в России.
Источник Ресурсы, млрд. руб., 2012 г. Объем поддержки, млн. руб., 2012 г.
Внешэкономбанк бюджет банка - 383 не менее 1000
МСП-банк бюджет банка - 50 до 60-150
РВК бюджет всех фондов - 30 до 300-1000
Фонд посевных инвестиций РВК уставный капитал - 2 до 25
РОСНАНО 22,2 не менее 250
Фонд «Сколково» 27,1 1,5-300
ФЦП «Исследования и разработки» 32,02 до 50-100 в год
РФФИ, РГНФ 9,35 до 0,5 в год
Фонд Содействия 4 до 6-15 в год
РФТР 1,3 до 300
В рамках финансирования посредством федеральных целевых программ следует обратить особое внимание на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», через которую государство осуществляет научно-техническую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными для российской экономики и способствуют
повышению ее конкурентоспособности. Через целевую программу
осуществляется финансирование проектов в рамках следующих функциональных блоков [9]: генерация знаний, разработка технологий, коммерциализация технологий, институциональная база исследований и разработок, инфраструктура инновационной системы.
Грантовое финансирование научной и инновационной деятельности в России осуществляется через систему государственных фондов - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), а также Фонд содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.
Важной формой государственной поддержки инновационной
деятельности также является создание и функционирование внебюджетных фондов, основным из которых выступает Российский фонд технологического развития (РФТР), осуществляющим финансирование поздних стадий исследований и разработок, создания и испытания экспериментальных и опытно-производственных образцов.
В отечественной литературе часто проводятся аналогии схемы финансирования инновационной деятельности через ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-
технологического комплекса» в России с Седьмой рамочной программой в Евросоюзе. Однако при более подробном рассмотрении заметны существенные отличия.
Финансирование исследований и разработок через ФЦП осуществляется на конкурсной основе по итогам рассмотрения поступивших заявок на выполнение по определенной тематике конкретного технического задания, в котором указан перечень необходимых для выполнения работ, предельная сумма, сроки исполнения и пр. Т.е. в рамках программы осуществляется поиск исполнителей государственного заказа, причем решающими в большинстве случаев оказываются именно финансовые показатели. В рамках же 7 РП предусмотрено выделение грантов на проведение исследований и
разработок, когда решение о финансировании и размере гранта принимается на основе экспертной оценки в соответствии со значимостью проектного предложения для инновационного развития ЕС.
В последние годы российское правительство для реализации политики по модернизации экономики предпринимает решительные шаги к
формированию эффективной системы институтов развития, которые в общем виде представляют собой организационные структуры, специально создаваемые государством с целью реализации и софинансирования через механизм государственно-частного партнерства важных для экономики и общества проектов, развития приоритетных отраслей и инфраструктуры, перераспределения в их пользу ресурсов [10].
В России среди сформированных и функционирующих на сегодняшний день финансовых институтов развития можно выделить следующие:
- Г осударственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ) функционирует с целью интенсификации деятельности по обеспечению устойчивого инновационного социально-экономического развития страны на основе модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
- ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО МСП Банк) содействует развитию малого и среднего предпринимательства.
- ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) стимулирует создание в России собственной индустрии венчурного инвестирования.
- Фонд посевных инвестиций РВК ориентирован на инвестирование в малые российские инновационные компании с высоким потенциалом.
- OAO «РОСНАНО» организовано с целью коммерциализации разработок и координации инновационной деятельности в сфере наноиндустрии.
- Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») создан с целью формирования полного цикла инновационного процесса, включающего образование и научно-
исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и коммерциализацию их результатов.
Вне зависимости от того, что в России представлены разнообразные инструменты финансирования инновационной деятельности, связи между элементами инновационной системы специфичны и неэффективны во многих направлениях, движение инновационных проектов от одного института к другому полностью не налажено.
Несмотря на то, что в Евросоюзе, также как и в России, ни один из источников финансирования инновационной деятельности не предусматривает целенаправленного инвестирования в проекты технологических платформ, Еврокомиссией при участии различных финансовых структур (Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Европейского инвестиционного фонда, др.) разрабатываются специальные программы, предлагающие многообразные варианты софинансирования исследований и разработок с использованием средств различных источников (фонды ЕК, национальные, региональные инвестиционные фонды, банки, собственные средства), тем самым давая возможность участникам ТП самостоятельно определиться с наиболее удобной схемой финансирования своего проекта.
В России же предпринимаемые государством попытки создания различного рода финансовых институтов, способствующих реализации научно-технической деятельности, пока не гарантируют слаженной структурированной работы инновационной системы в целом. В виду сложностей налаживания функционального взаимодействия между участниками инновационного процесса российским технологическим платформам приходится рассчитывать главным образом на государственную поддержку.
Заключение
Технологическая платформа, по сути, представляет собой инструмент инновационной государственной политики, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий в области инновационного развития на основе участия промышленного бизнеса, науки и государства. В ее основе лежит отраслевой принцип формирования тематических проектов.
Подобный инструмент налаживания и укрепления связей между ключевыми субъектами инновационной деятельности очень актуален для России, поскольку, в соответствии с международными сопоставлениями, наша страна сильнее всего отстает именно по параметрам, характеризующим связность национальной инновационной системы.
Несмотря на то, что создание технологических платформ было инициировано еще в 2010 г., все еще остаются вопросы, связанные с финансированием деятельности ТП, предполагаемое из всех возможных источников: госкорпораций, фондов РВК, госбюджета через федеральные целевые программы или путем прямых ассигнований на реализацию НИОКР, через внебюджетные фонды и пр.
На основе проведенного исследования существующих источников и механизмов финансирования проектов российских технологических платформ встает вопрос построения модели организационноинвестиционного взаимодействия участников ТП, отражающей существующие условия обеспечения инновационной деятельности в России.
Список литературы
1. Дежина, И. Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? / И. Г. Дежина - М. : Издательство Института Гайдара, 2013. - 124 с.
2. European Technology Platforms - a DRAFT strategy paper. European Commission. Brussels, November 5, 2012, p. 4.
3. Злывко, О.В. Разработка модели организационно-инвестиционного взаимодействия участников российских технологических платформ / О. В. Злывко, Е. М. Лисин, Н. Д. Рогалев, В. Стриелковски // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 89-97.
4. FP7: the future of European Union research policy - [электронный ресурс]
- Режим доступа: URL: http://ec.europa.eu/research/fp7/mdex_en.cfm
5. New Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation. Competitive European Regions through Research and Innovation. October, 2011, p. 133.
6. Справочное руководство для участников 7-й Рамочной Программы Европейского Союза. Российский национальный контактный центр «Биотехнология, сельское хозяйство и пища» («РНКЦ-БИО»), Москва 2012.
7. Guide to Financing Projects from European Technology Platforms. Financing Instruments of the European Commission and the European Investment Bank. 2010, p. 14.
8. European Investment Bank. Sharing risk in research, development &
innovation (RSFF) - [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.eib.org/products/rsff/index.htm
9. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2013 годы» - [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://fcpir.ru/
10. Богатова, Е. Р. Институты развития - что это такое? / Е. Р. Богатова // «В курсе правового дела», 2011год, №17 - [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.vkursedela.ru/print/5129/
Bibliography
1. Dezhina, I. G. Technology platforms and innovation clusters: together or separately? / I. G. Dezhina - Moscow: Publishing House of Gaidar Institute, 2013.
- 124.
2. European Technology Platforms - a DRAFT strategy paper. European Commission. Brussels, November 5, 2012, p. 4.
3. Zlyvko, O. V. Model development of organization and investment cooperation of participants of Russian technology platforms / O. V. Zlyvko, E. M. Lisin, N. D. Rogalev, W. Strielkowski // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - № 4. - p. 89-97.
4. FP7: the future of European Union research policy - [электронный ресурс]
- Режим доступа: URL: http://ec.europa.eu/research/fp7/index_en.cfm
5. New Practical Guide to EU Funding Opportunities for Research and Innovation. Competitive European Regions through Research and Innovation. October, 2011, p. 133.
6. Reference Manual for the participants of the 7th Framework Program of the
European Union. A.N. Bach Institute of Biochemistry of the Russian Academy of Sciences, 2012. - [electronic resource] - URL: http://csr.spbu.ru/wp-
content/uploads/2010/05/Handbuch-2012.pdf
7. Guide to Financing Projects from European Technology Platforms. Financing Instruments of the European Commission and the European Investment Bank. 2010, p. 14.
8. European Investment Bank. Sharing risk in research, development &
innovation (RSFF) - [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
http://www.eib.org/products/rsff/index.htm
9. Federal Target Scientific and Technical Program "Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for 2007-2013" - [electronic resource] - URL: http://fcpir.ru/
10. Bogatova, E. R. Development institutions - what is it? "In the course of the
legal case", 2011, № 17 - [electronic resource] - URL:
http ://www.vkursedela.ru/print/5129/