Научная статья на тему 'Источники финансирования инновационной деятельности'

Источники финансирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1026
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСКОРПОРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATION ACTIVITY / FINANCING / STATE-OWNED CORPORATION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рейхерт Е. С.

В статье проанализированы источники финансирования инновационной деятельности за счет частного капитала и за счет средств публичных образований. Раскрыты такие формы государственной поддержки как налоговое регулирование, создание совместных организаций, создание государственных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the ways of innovative activity financing at the expense of private funds and funds of public formations. Such forms of state support are revealed as tax regulations, the creation of joint institutions, the establishment of state-owned corporations.

Текст научной работы на тему «Источники финансирования инновационной деятельности»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 336 № 3 (6) / 2015, с. 39-43

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. С. Рейхерт

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье проанализированы источники финансирования инновационной деятельности за счет частного капитала и за счет средств публичных образований. Раскрыты такие формы государственной поддержки как налоговое регулирование, создание совместных организаций, создание государственных корпораций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, финансирование, госкорпорация, государственная поддержка.

SOURCES OF INNOVATIVE ACTIVITY FINANCING

E. Reykhert

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

The article analyzes the ways of innovative activity financing at the expense of private funds and funds of public formations. Such forms of state support are revealed as tax regulations, the creation of joint

institutions, the establishment of state-owned corporations.

Keywords: innovation activity, financing, state-owned corporation, state support.

Осознание необходимости перехода к инновационной модели развития государства, по мнению О. Безруковой и В. Елизарова [1], было и в СССР: уже в 1990 г. существовал Союз инновационных предприятий СССР, тогда же был создан Республиканский инновационный фонд1, в 1991 г. появился Республиканский инновационный биотехнологический центр в г. Пущино Московской области, предпринимались отдельные попытки придать инновационной деятельности организованный вид, системность1 2. Первым серьезным шагом в рамках системного государственного регулирования следует считать Концепцию инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.3, которая впервые на официальном уровне ввела терминологию

1 Об образовании Республиканского инновационного фонда : постановл. Совета Министров РСФСР от 4 октября 1990 г. № 421 // СПС «Гарант».

2 О координации инновационной деятельности в РФ : распоряж. Председателя ВС РФ от 7 апреля 1992 г. № 2677 рп-I // СПС «Гарант».

3 Концепция инновационной политики Российской

Федерации на 1998-2000 гг. : постановл. Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3886.

инновационной деятельности. В развитие этого документа Правительством РФ были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (далее - Основные направления)4, в которых закрепились основные понятия в области инновационной деятельности.

Согласно Основным направлениям под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;

применение структурных, финансовоэкономических, кадровых, информационных

4 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года : письмо Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7 // СПС «Гарант».

Е. С. РЕИХЕРТ

39

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

На международном уровне анализом и систематизацией процессов инновационной деятельности занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), еще в 1992 г. опубликовавшая «Руководство по сбору и интерпретации информации об инновациях». Именно данный документ является основой для каждого государства при разработке правовой базы регулирования инновационной деятельности.

Однако недостаточно что-либо изобрести и придумать, необходимо еще и найти средства для внедрения полученных результатов в жизнь, коммерциализовать результат научной деятельности.

В этом заинтересованы и частный капитал, и публичные образования, поэтому на сегодняшний день можно говорить о трех способах финансирования инновационной деятельности:

полностью за счет частного капитала;

при совместном участии государственного и частного капитала;

полностью за счет государственного капитала.

Как отметили А.С. Нечаев и Д.А. Антипин инновационная деятельность характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового обеспечения инновационной сферы являются множественность источников финансирования, гибкость и адаптивность в быстроменяющейся среде инновационных процессов [5].

Организация инновационной деятельности за счет частного капитала осуществляется путем создания в организации структурных подразделений, отвечающих за инновационную деятельность. Более крупные организации могут позволить себе выделить такое структурное подразделение в самостоятельное юридическое лицо - инвестиционную компанию. Наличие отдельного юридического лица позволяет решить, например, проблемы с сохранением рабочих мест для научных работников, защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также проблемы убыточности.

Наиболее гибким финансовым механизмом при использовании частного капитала является венчурное финансирование. Оно предполагает создание несколькими юридическими и (или) физическими лицами небольшого предприятия для реализации

рискованной инновационной идеи. Причем учредители такого предприятия осознают высокий риск его убыточности.

Венчурные инвестиции позволяют значительно ускорить реализацию инновационных разработок и на ранних этапах определить их рыночные перспективы. Из преимуществ венчурного инвестирования можно назвать также гибкость, возможность привлечения средств из различных источников, получение практического результата и достижение коммерческого успеха в кратчайшие сроки.

На территории Российской Федерации инновационная деятельность осуществляется, как правило, при государственной поддержке в той или иной форме. Она может выражаться в предоставлении государственных кредитов, совместном участии в инновационных организациях, предоставлении грантов, формировании благоприятных налоговых условий.

Согласно ст. 16.4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-Фз «О науке и государственной научно-технической политике»5 финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации с учетом основных направлений государственной поддержки.

Государственная поддержка предоставляется прежде всего малому и среднему бизнесу, так как он является основой экономики и позволяет быстро реализовывать инновационные проекты. Так, в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 14б0 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»6 * * государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющим производственную и инновационную деятельность в следующих отраслях: машиностроение

и металлообработка; микробиологическая, медицинская и биотехнологическая отрасли промышленности; электронная промышленность; деревообрабатывающая промышленность; стройиндустрия (промышленность

5 О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.

6 О комплексе мер по развитию и государственной

поддержке малых предприятий в сфере материального

производства и содействию их инновационной деятельности: постановл. Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 240.

40

Е. С. РЕИХЕРТ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

строительных материалов и строительство); пищевая промышленность, переработка, хранение и упаковка сельскохозяйственной и пищевой продукции; производство товаров народного потребления.

Еще одна составляющая государственной поддержки - благоприятные налоговые условия. Действующая налоговая система не должна создавать препятствий для деятельности налогоплательщиков и в сфере осуществления научных исследований, и в сфере внедрения результатов полученных исследований. По мнению Н.Н. Татаренко [6], именно путем налогового стимулирования необходимо создавать предпосылки для формирования конкурентных преимуществ у субъектов инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности выражается также в создании совместных с частным бизнесом организаций.

Так, в состав ОАО «Газпром» входят 12 научных и проектных институтов и организаций; РАО «ЕЭС России» - 4 научно-технических центра, объединяющих 45 научно-исследовательских организаций; ОАО «ЛУКОЙЛ» - 4 научно-исследовательских центра и института. Аналогичная картина наблюдается также и в других крупных компаниях - ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «СУАЛ-холдинг»7.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»8 высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть

7 Решение Экономического совета СНГ от 11 марта 2005 г. «Об Обзоре торговой политики Российской Федерации» // СПС «Гарант».

8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : федер. закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. -№ 31. - Ст. 3923.

учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ.

Деятельность учреждаемых хозяйственных обществ регламентируется внедрением результатов научно-исследовательских и технических разработок, исключительные права на которые принадлежат бюджетным научным учреждениям и высшим учебным заведениям, так как большинство из них создаются на местах за счет бюджетных средств [2].

Непосредственной формой участия государства в инновационной деятельности являются государственные корпорации.

Форма государственной корпорации введена в современную систему российских юридических лиц в результате принятия поправок в Федеральный закон от 12 января 1999 г. «О некоммерческих организациях»9 и представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона

В частности, правовой статус Роснано определяется Федеральным законом от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий»10 11 *. В 2009 году Президент в своем Послании назвал эту форму в целом бесперспективной11.

Однако целый ряд авторов считают, что, несмотря на некоторые недостатки, такая форма, как государственные корпорации, должна остаться.

П.А. Денисов отмечает, что «на нынешнем этапе любая другая организационноправовая форма не позволит решать приоритетные специфические задачи» [3].

На взгляд Е.О. Кузьминой, «целесообразность государственных корпораций обусловлена тем, что они являются уникальным и единственным (за исключением механизма государственного заказа) способом непосредственного участия государства в инновационной деятельности» [4].

Перспективным направлением в настоящее время является создание научных и

9 О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 января 1999 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

10 О Российской корпорации нанотехнологий : федер. закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 25 июля.

11 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Феде-

ральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Парламентская газета. - 2009. - 13-19 ноября.

Е. С. РЕИХЕРТ

41

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

технологических парков, инновационно-технологических центров и инкубаторов бизнеса. Например, в рамках осуществления государственной поддержки на региональном уровне в Челябинской области был принят Закон Челябинской области от 26 мая 2005 г. «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области»12.

Согласно ст. 2 указанного закона на территории Челябинской области действуют:

1) инновационный бизнес-инкубатор -организация, созданная в целях поддержки субъектов инновационной деятельности на ранней стадии их деятельности посредством предоставления имущества, оказания консультационных и иных услуг на льготных условиях;

2) инновационный технопарк - организация, объединяющая ресурсы научных, образовательных, финансовых и иных организаций, индивидуальных предпринимателей с целью создания материально-технической, сервисной, финансовой и иной базы для поддержки субъектов инновационной деятельности и коммерциализации инноваций;

3) венчурный фонд - организация, обеспечивающая накопление финансовых средств из различных источников и эффективное управление ими, специализирующаяся на финансировании рисковых инновационных проектов;

4) инновационный центр Челябинской области - организация, создаваемая Правительством Челябинской области для стимулирования инновационной деятельности, координации деятельности и развития инновационной инфраструктуры в Челябинской области, оказания содействия в привлечении финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов.

Однако не только на государственном, но и муниципальном уровне проводятся мероприятия по развитию инновационной деятельности. Распоряжением Администрации города Челябинска от 12 ноября 2013 г. утверждена муниципальная программа «Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске в 2013-2016 годах». Целью Программы является создание условий для ускорения развития научно-технической и инновационной деятельности в городе Челябинске, коммерциализации технологий, а также удовлетворение города в научноисследовательских и опытно-конструкторских разработках.

12 О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области : закон Челябинской области от 26 мая 2005 г. № 383-ЗО // Южноуральская панорама. -2005. -9 июня.

В настоящее время обеспечение условий развития инноваций в городе Челябинске реализуется Администрацией города программным методом и основывается на выполнении следующих направлений:

1) финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности, реализующих инновационные проекты в приоритетных направлениях социально-экономического развития города;

2) информационно-консультационная поддержка субъектов инновационной деятельности.

Таблица 1

Суммы денежных средств, выделяемых бюджетом г. Челябинска на поддержку инновационной деятельности

Год Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности (тыс. руб.) Информационноконсультационная поддержка субъектов инновационной деятельности (тыс. руб.)

2013 4 899,94 69,0

2014 4 355,0 145,0

2015 4 355,0 145,0

2016 4 355,0 145,0

Источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета города13.

Несмотря на существование различных источников и способов финансирования инновационной деятельности, именно государственная поддержка оказывает наибольшее влияние и создает предпосылки для дальнейшего развития этой деятельности и внедрения ее результатов в процесс производства.

Для увеличения эффективности мер государственной поддержки можно было бы внести изменения в налоговое законодательство (увеличение максимального предела инвестиционного налогового кредита; расширение перечня научно-исследовательских работ, не облагаемых НДС), ввести ускоренную амортизацию научного оборудования, стимулировать развитие банковского кредитования субъектов инновационной деятельности.

13 Об утверждении муниципальной программы «Развитие инновационной деятельности в городе Челябинске в 2013-2016 годах» : распоряжение Администрации города Челябинска от 12 ноября 2013 г. № 6901. - http://cheladmin.ru/municipalnaya-programma-razvitie-bshchestvennogo-samoupravleniya-v-gorode-chelyabinske-na-2013-2016.

42

Е. С. РЕИХЕРТ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Примечания

1. Безрукова О., Елизаров В. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. - 2009. - № 5. - С. 26.

2. Грудцына Л. Ю. Особенности финансирования деятельности инновационных предприятий при образовательном учреждении // Право и жизнь. - 2012. - № 9, 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Денисов П. А. Перспективы развития государственных корпораций в России // Административное право и процесс. - 2009. - № 6. - С. 27.

4. Кузьмина Е. О. Государственная корпорация как форма непосредственного участия государства в инновационной деятельности // Мир современной науки. - 2011. - № 4. - С. 2.

5. Нечаев А. С., Антипин Д. А. Некоторые аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 3 (11). - http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/3/nechaev.pdf

6. Татаренко Н. Н. Механизм налогового стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 9. - С. 102.

РЕЙХЕРТ Екатерина Сергеевна,

преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов,

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: vbr1@mail.ru

REYKHERT Ekaterina,

Lecturer, Chair of State and Civil Subjects, Faculty of Law Enforcement Officers’ Training,

South Ural State University (National Research University).

E-mail: vbr1@mail.ru

Е. С. РЕИХЕРТ

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.