Научная статья на тему 'Организационные основы государственной поддержки развития инноваций на транпорте в России'

Организационные основы государственной поддержки развития инноваций на транпорте в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ТЕХНОПАРКИ / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ / TRANSPORT / INNOVATION / GOVERNMENT SUPPORT / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INDUSTRIAL PARKS / ECONOMIC ZONES PROMOTIONAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малиновская Ольга Викторовна, Скобелева Инна Петровна

В статье рассматриваются возможности решения проблемы развития инноваций на транспорте, которые зависят от механизма государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. В ней определены основные формы государственной поддержки инноваций, необходимые для отрасли, и процесс их развития в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility solution of the problems of development innovation on transport, that depends on mechanism of state incentive activity in Russia. It identifies the main forms of state support of innovation and their development process in the modern economy.

Текст научной работы на тему «Организационные основы государственной поддержки развития инноваций на транпорте в России»

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

УДК 338.001.76 О. В. Малиновская,

д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;

И. П. Скобелева,

д-р экон. наук, профессор, СПГУВК

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ НА ТРАНПОРТЕ В РОССИИ

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF STATE SUPPORT FOR INNOVATION ON

TRANSPORT IN RUSSIA

В статье рассматриваются возможности решения проблемы развития инноваций на транспорте, которые зависят от механизма государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. В ней определены основные формы государственной поддержки инноваций, необходимые для отрасли, и процесс их развития в условиях современной экономики.

Possibility solution of the problems of development innovation on transport, that depends on mechanism of state incentive activity in Russia. It identifies the main forms of state support of innovation and their development process in the modern economy.

Ключевые слова: транспорт, инновации, государственная поддержка, институты развития, технопарки, технико-внедренческие зоны.

Key words: transport, innovation, government support, development institutions, industrial parks, economic zones promotional.

М

<ч ж

ш

178J

ИРОВАЯ история свидетельствует, что ведущую роль в экономическом прогрессе играли инновации в области транспорта и энергетики. На протяжении двух последних столетий железные дороги, водный, автомобильный транспорт, авиация, электроэнергетика преобразовали мировую экономику до современного состояния. Очередной экономический прорыв за счет инновационных технологий на транспорте возможен сегодня, особенно в условиях экономического кризиса, который одновременно является специфическим инструментом оздоровления экономики. Следует отметить, что инновации могут осуществляться в пределах наличествующих на практике отраслевых структур и технологий или могут быть альтернативными и дополняющими процесс отраслевого развития.

В первом случае они эффективны, если отрасль является успешной, а инновационная технология занимает в ней собственную

нишу, имеющую значительный отраслевой эффект.

Во втором случае инновационная технология — новый механизм, который по собственному содержанию чужд сложившимся организационным и производственным структурам. Для функционирования этого механизма необходим спрос, его жизнеспособность и конкурентоспособность в общем экономическом пространстве. Для появления этого механизма нужны специальные условия.

В современных условиях для того, чтобы транспорт выполнил свойственную ему функцию — инициатора экономического прогресса, необходимо принципиальное значение уделять второму виду инноваций, а создание специальных условий — это развитие многообразия форм и инструментов государственной поддержки инноваций на транспорте.

В области инновационной политики как приоритетного направления экономической

политики государства в последние несколько лет инициирован целый комплекс мер, направленных на стимулирование инноваций на транспорте (стимулирование спроса на инновации) и на рост качества предложений инновационных идей (поддержка науки и образования).

Прежде всего следует отметить комплекс мер, направленных на стимулирование спроса, в их ряду особое место занимает создание так называемых институтов развития, достаточно широко распространенных в мировой экономике.

Под институтами развития в данной работе рассматриваются механизмы рыночной инфраструктуры, направленные на повышение инновационного потенциала в отраслях и сферах экономики, имеющих социально-экономические приоритеты и связанных с производством общественно значимых благ.

Поскольку транспорт относится к отраслям, имеющим значительный социально-экономический эффект, то формирование этих институтов и их ориентация на инновации приобретают первоочередное значение для отрасли. Функционирование этих институтов в России осуществляется при значительной поддержке государства, а практика их развития свидетельствует о принципиальной роли транспорта в реализации инновационных проектов, финансируемых и поддерживаемых этими институтами.

В мировой и российской практике существует своеобразное деление этих институтов на финансовые и нефинансовые. Следует отметить, что данная классификация имеет достаточно условный и незавершенный характер, но в данном контексте мы опираемся именно на эту классификацию.

К финансовым институтам развития в России относятся Инвестиционный фонд РФ (Инвестфонд), Внешэкономбанк, Российская венчурная компания (РВК), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Россельхозбанк, Росагролизинг, Российская корпорация нанотехнологий (Роснанотех), Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Значительное место применительно к транспортной отрасли занимают самые перспективные институты развития — Инвест-фонд и Внешэкономбанк, именно эти институты в условиях экономического кризиса инициируют поддержку инновационных проектов на транспорте.

Особое место среди финансовых институтов развития занимает Роснано, РВК и аналогичный РВК фонд, специализирующийся в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Роснано (Российская корпорация нанотехнологий), созданная в июле 2007 г., имеет следующий целевой ориентир — содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

Значение этого института развития для транспортной отрасли также велико, поскольку нанотехнологии — это перспектива обновления технологий транспорта.

В свою очередь РВК становится основой для создания в России собственной системы венчурного инвестирования и отбора лучших венчурных компаний на конкурсной основе. Она призвана приобретать паи венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Ее значение для транспортной отрасли столь же велико, поскольку эта структура способна поддержать создание вновь вводимых технологий на транспорте. К примеру, технологий создания транспортных сетей, управляемых единой информационной компьютерной системой (принятое название Personal rapid transit — PRT), практически неразрабатываемых в России. Эти сети используют специальные транспортные сооружения, которые отличает высокая пропускная способность и надежность при низкой стоимости строительства и эксплуатации. Именно данные характеристики этих сетей обусловливают активную разработку PRT-систем в мировой практике. В Великобритании идет строительство системы ULTRA для доставки пассажиров в аэропорт Хитроу. Эта система принята в качестве основы для решения проблемы перевозки пассажиров в Атланте (США). Потенциал влияния таких систем на развитие

экономики сопоставим с железнодорожным строительством в середине XIX в.

В России также разрабатывается несколько вариантов систем такого типа. Среди них, например, «ЗЭСТ-ТРАНС», "Sky-Taxi", «Струнный транспорт Юнницкого». Однако разработка систем основана на энтузиазме и невозможности практического внедрения. Именно разработки данного типа и призваны финансово обеспечивать и поддерживать РВК, особенно в области внедрения.

Целью создания ИКТ становится разработка нового поколения систем информационных технологий, применяемых также и в транспортной отрасли.

К нефинансовым институтам можно отнести особые экономические зоны (промыш-ленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.

Среди этих зон особое место занимают особые портовые зоны, поддержка их государством может в значительной степени изменить облик российских портов.

Важнейшая задача институтов развития — создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных и инновационных проектов. Создание институтов развития, по сути, — сценарий постиндустриального и одновременно антикризисного рывка, при котором Россия окажется способной найти свою нишу в системе разделения труда при современной глобализации. Этот сценарий предполагает осуществление структурного маневра, в результате которого доля инновационного сектора должна будет повыситься с нынешних 10 % ВВП примерно до 20 %, а доля нефтегазового сектора, напротив, снизиться с нынешних 20 до 10-12 %.

Данная статистическая информация

™ является лишь стратегическим ориентиром

у

= для развития инноваций в национальной эко-

Л

00 номике. Вместе с тем практика функциони-

рования данных институтов, которые в большинстве своем были образованы в 2007 г., свидетельствует и о негативных тенденциях их функционирования.

Так, финансовые институты развития в целом как организационная форма

поддержки инвестиций и инноваций сформировались в организационно-правовой форме — государственная корпорация, правовой основой их функционирования являлись федеральные законы, созданные под каждую государственную корпорацию. Эти законы провозглашали некоммерческий статус государственных корпораций, что принципиально меняло ориентиры их деятельности, в отличие от коммерческого сектора. В то же время достаточно непродолжительный период их функционирования (2-3 года) доказал неэффективность этой правовой формы, особенно в период экономического кризиса. Их деятельность в течение 2008-2009 гг. не была подчинена реализации цели, ради которой они создавались. В условиях значительного объема бюджетного финансирования этих структур на протяжении двух лет экономического кризиса они решали проблемы собственного развития на основе «подогрева» валютного и фондового рынка, реальный сектор экономики был практически не задействован в их финансовых играх. Вымывание бюджетных средств этими структурами создает основу не для выхода из кризиса, а для неэффективного и бесконтрольного использования бюджетных средств. При этом в условиях развития глобальной неликвидности банковского сектора и роста стоимости денег во времени деятельность этих организационно-правовых структур нанесла значительный ущерб национальной экономике, не говоря уже о том, что процесс инновационного развития, который они призваны стимулировать, отодвигается в их деятельности на второй план.

Нефинансовые институты развития — прежде всего технопарки и технико-внедренческие зоны — также пока остаются чрезвычайно неэффективной структурой в российской экономике.

Технопарки. Современный этап в развитии технопарков, создаваемых с целью поддержки инноваций, начал формироваться на основе Федеральной целевой программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-Р. Согласно этой Программе создание технопарков должно было обеспе-

чить «территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики», а также объединение предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научных организаций, учебных заведений, обеспечивающих научный и кадровый потенциал таких предприятий. При их создании взаимосвязь науки, образования и производства рассматривалась как основа деятельности технопарков и основа развития инновационного потенциала отдельных территорий и отраслей экономики, что в дальнейшем способствовало бы формированию территориальных кластеров.

Привлекательность этих организационных структур инновационной деятельности поддерживается государством. Так, юридическое лицо, функционирующее на территории технопарка, получает поддержку в виде льготных условий аренды помещения, что особенно важно для малых инновационных предприятий, находящихся на стадии start up, а также поддержку в доступе к коллективному использованию дорогостоящего оборудования, что упрощает процесс доработки проектов и доведения их до производственной стадии.

Чаще всего технопарки оказывают следующие виды услуг:

— предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду;

— информационные услуги малым предприятиям;

— консультационные услуги в области бизнес-планирования;

— содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов;

— подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;

— организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий;

— оценка и правовая защита интеллектуальной собственности;

— разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;

— помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;

— содействие внешнеэкономической деятельности;

— предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах;

— создание центров коллективного пользования оборудованием;

— создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности.

В целом идея использования технопарков представляется оптимальной, однако практика последних лет показала, что данный инструмент развития инноваций в России недостаточно эффективен. Это связано с тем, что в значительном числе случаев технопарки создавались регионами не столько с целью развития инновационной деятельности, сколько с целью получения федеральной поддержки (в настоящее время из средств Федеральной целевой программы предоставляются субсидии с целью создания технопарков на региональном уровне). При этом их резидентами никакой (или практически никакой) реальной инновационной деятельности не велось. По мнению многих экспертов, в настоящее время проекты по созданию технопарков в значительной степени продолжают использоваться для «освоения» бюджетных средств и земельных участков, так же как это делалось в 1990-е гг. вузами, создававшими технопарки, до принятия соответствующей Федеральной целевой программы. В связи с этим в 2009 г. ряд технопарков был закрыт, а финансирование новых технопарков по целому ряду направлений приостановлено. Данный негативный элемент деятельности технопарков вовсе не означает, что такого вида организационной поддержки инновационной деятельности не должно существовать, а свидетельствует только об отсутствии правового контроля организационно-экономической деятельности технопарков.

Технико-внедренческие зоны (ТВЗ), статус которых, а также минимально необходимые требования, предъявляемые к резидентам ТВЗ, урегулированы на уровне Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статус резидента ТВЗ фиксируется специализированным соглашением организации или индивидуального предпринима-

теля с органами управления ТВЗ. Основным преимуществом осуществления деятельности на территории ТВЗ является возможность использования режима свободной таможенной зоны (то есть освобождения от уплаты налогов и таможенных пошлин на товары, ввозимые на ее территорию). Также к числу льгот можно отнести преимущества, связанные с льготным использованием резидентами инфраструктуры ОЭЗ, включая льготные условия аренды помещений и земельных участков. Контроль над деятельностью ТВЗ в настоящее время осуществляют Минэкономразвития России, специально созданное и подведомственное ему Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и наблюдательные советы, представляющие собой органы управления ТВЗ.

В целом опыт использования зон технико-внедренческого типа в России пока можно оценивать как успешный, но некоторые изменения налогового законодательства могут негативно сказаться на их деятельности. Так, начиная с 2010 г. резиденты ТВЗ лишаются ряда предоставлявшихся им преференций, что может существенно понизить их интерес к осуществлению внедренческой деятельности. До 2010 г. резиденты ТВЗ, помимо таможенных льгот, пользовались также льготами по единому социальному налогу (ЕСН). Согласно ст. 241 НК РФ резиденты ТВЗ должны были уплачивать налог по ставке 14 % (вместо стандартной ставки 26 %). Значение данной льготы для инновационных компаний было особенно велико в связи с тем, что в научно-техническом секторе значительную долю текущих расходов составляют заработная плата специалистов, а также ряд «зарплатных» преференций, которые для других секторов экономики, не связанных с инновациями, играют существенно менее важную роль. В 2009 г. был принят закон, в соответствии с которым с начала 2010 г. ЕСН был заменен отдельными страховыми взносами во все внебюджетные фонды. Новый закон предусматривает отмену льгот, ранее предоставлявшихся резидентам ТВЗ по «зарплатным» налоговым изъятиям. Хотя эта отмена будет осуществляться поэтапно, вплоть до 2014 г., негативный эффект для инновационных компаний очевиден: пер-

спектива потерять льготы в среднесрочном периоде уже сейчас может снижать инвестиционную привлекательность внедренческой деятельности на территории ТВЗ для потенциальных инвесторов. Изменение экономического режима функционирования инновационной деятельности негативно сказывается на ее развитии.

Рассмотренные в данном контексте формы государственной поддержки инновационной деятельности относятся к вновь создаваемым легитимным структурам экономики, в то же время в области теории и практики продолжают развиваться формы государственной поддержки, основанные на функционирующих в экономике структурах. Перечень новаций в этой сфере также представителен:

— включение в новую четвертую часть ГК РФ, вступившую в силу в 2008 г., положения о том, что по общему правилу права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные на основании государственных контрактов, принадлежат исполнителям. В качестве исполнителей НИОКР в большинстве случаев выступают НИИ и вузы, имеющие статус бюджетных учреждений;

— разрешение бюджетным учреждениям (НИИ и вузам) создавать юридические лица с целью внедрения инноваций, права на которые принадлежат бюджетным учреждениям;

— внесение поправок в Налоговый кодекс, облегчающих и поощряющих проведение научных исследований на предприятиях и стимулирующих обновление технологической базы;

— создание инвестиционных парт-нерств (инвестиционных товариществ), данное предложение инициировано Роснано, и правовая основа его развития находится на стадии разработки.

Рассмотрим эти формы более подробно.

Передача исполнителям государственных контрактов исключительных прав на создаваемые разработки. Положения ст. 1373 ГК РФ, введенной в 2008 г., оказались первым шагом на пути разрешения бюджетным учреждениям коммерциализировать созданные ими разработки самостоятельно. В 2009 г. законодатель сделал второй

шаг на этом пути, разрешив бюджетным организациям создавать малые инновационные предприятия.

Таким образом, с формально-правовой точки зрения в 2008-2009 гг. бюджетные учреждения получили целый ряд организационных стимулов для развития инноваций. Однако практическая реализация норм ст. 1373 ГК РФ оказалась весьма затруднена. Это объясняется тем, что условия государственного контракта фактически определяются одной стороной, а именно государственным заказчиком, в лице которого, как правило, выступает конкретное министерство или агентство. Исполнитель — бюджетная организация — практически не может повлиять на содержание государственного контракта. При этом заказчик, как правило, не заинтересован в том, чтобы передавать исключительные права на РИД, создаваемые в ходе выполнения государственного контракта, исполнителю. Следствием этого является то, что процесс передачи лицензий через бюджетные учреждения в частный сектор не имеет эффективного механизма.

Эта проблема может быть решена за счет более детальной регламентации в ГК РФ условий, при которых заказчик может претендовать на исключительные права в отношении разработок, создаваемых на основе государственного контракта, иначе утрачивается собственно основа ст. 1373 ГК РФ.

Процесс реорганизации бюджетного сектора, начавшийся в 2010 г. (изменение законодательства) и вступающий в силу с 2011 г., некоторым образом будет способствовать решению этой проблемы.

Разрешение бюджетным учреждениям (НИИ и вузам) создавать хозяйственные общества. Возможность создавать хозяйственные общества была предоставлена НИИ и вузам, имеющим статус бюджетных учреждений, в 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 2.08.2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интел-

лектуальной деятельности». В Законе № 217-ФЗ прямо указано, что бюджетные учреждения «в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями». Кроме того, закон констатирует, что бюджетные учреждения в уставный капитал могут вносить «денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в (их) оперативном управлении в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации». При этом доля бюджетного учреждения в уставном капитале вновь создаваемого общества (АО, ООО) должна составлять не менее 25 % в акционерном обществе и одной трети в обществе с ограниченной ответственностью. В настоящее время можно утверждать, что Закон, позволяющий бюджетным учреждениям создавать инновационные юридические лица, начал действовать. Его реализация стимулируется в том числе и тем, что профильные министерства и агентства рассматривают создание инновационных компаний подведомственными научными учреждениями и вузами в качестве одного из критериев качества их работы, позволяющим повысить рейтинг вузов и НИИ.

Представленные масштабные инициативы, призванные стимулировать спрос на инновации, свидетельствуют о тенденциях их неустойчивого и разнопланового развития, что может негативно сказаться на функционировании инновационной деятельности в целом, особенно на транспорте. Существующая транспортная отрасль имеет столько своих проблем, что не может тратить силы и средства для последовательного развития альтернативных технологий. В то же время венчурный капитал не рискует связываться с отраслью, в которой провозглашен принцип «единого государственного управления» («Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г.») и отсутствует масштабная практика коммерческих отношений, которая только формируется. При этом Россия — страна с высокой долей транспортных затрат в валовом продукте, для нее развитие новых технологий в этой сфере — ес-

тественная и принципиальная задача, поскольку необходимо снижать долю транспортных издержек и в экономике, и социальной сфере. На основе инновационных технологий мо-

гут быть созданы сотни эффективных новых предприятий на транспорте, которые позволят снизить значительные издержки, которые несет в этой сфере и общество, и население.

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / ред. и вступ. ст. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.

2. Нейсбит Дж. Мегатренды. — М.: АСТ, 2003.

3. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2004.

4. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. — М.: АСТ, 2007.

5. Фукуяма Ф. Великий разрыв. — М.: ACT, 2004.

6. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф. Фу-куяма. — М., 2004.

7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / пер. с англ. М. Б. Левина. — М., 2004.

УДК 338.2:658.1 Н. Н. Селезнева,

д-р экон. наук, профессор, СПГУВК;

А. С. Забелло,

аспирант, СПГУВК

ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР НА ТРАНСПОРТЕ

COST MANAGEMENT PRINCIPLES OF THE TRANSPORT INTEGRATED

STRUCTURES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются структуры холдингового типа на транспорте на примере ОАО «Северо-Западное пароходство»; одним из направлений исследования являются вопросы оценки стоимости интегрированных структур с целью повышения эффективности работы транспорта.

This article discusses the structure sustains in transport by the example of North-Western shipping; one of directions of researches are issues of valuation of integrated structures to increase the efficiency of transport.

Ключевые слова: создание и классификация холдинговых структур; цели управления интегрированных структур; система управления, ориентированная на рост стоимости.

Key words: creating and classification holding structures; goals for integrated structures; managing-for-height value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.