Научная статья на тему 'Структура и динамика бюджетных ассигнований на стимулирование инновационных процессов в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»'

Структура и динамика бюджетных ассигнований на стимулирование инновационных процессов в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / INNOVATION / COMPETITIVENESS / THE STATE PROGRAM "ECONOMIC DEVELOPMENT AND INNOVATIVE ECONOMY" / BUDGET ALLOCATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Анна Константиновна

Недостаточная развитость современного инновационного потенциала России подтверждается исследованием темпов роста затрат на НИОКР, которые уменьшаются ежегодно, начиная с 2008 г., и рейтингом Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index) 2015, в котором наша страна занимает лишь 48-е место. В статье обосновывается необходимость совершенствования инновационных процессов в России, признанная Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Как приоритетное направление развития отечественной экономики рассматриваются формы государственного стимулирования инновационной деятельности. Автор раскрывает сущность и задачи государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой основным методом финансовой поддержки инновационной деятельности выступают бюджетные ассигнования, проводит анализ структуры и динамики объемов бюджетных ассигнований на ее реализацию в 2015-2016 гг., рассматривает возможные пути оптимизации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nsufficient development of innovative potential of modern Russia is confirmed by the study of the growth rate of R & D costs, which is decreasing every year since 2008 and the analysis of the rating of the Global Innovation Index 2015, in which our country occupies only 48th place. The author justify the need to improve the innovation process in Russia, accepted by the Concept of a long-term Russia's social and economic development until 2020 as one of the priority directions of development of the national economy, examine the forms of state stimulation of innovative activity in the Russian Federation. The author disclose the nature and objectives of the state program “Economic development and innovative economy”, in which the main method of financial support for innovation are the budget allocations, analyze the structure and dynamics of the volume of budgetary allocations on the implementation in the years 2015-2016 and consider possible ways of its optimization.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика бюджетных ассигнований на стимулирование инновационных процессов в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»»

УДК 336.57

Структура и динамика бюджетных ассигнований на стимулирование инновационных процессов в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Аннотация. Недостаточная развитость современного инновационного потенциала России подтверждается исследованием темпов роста затрат на НИОКР, которые уменьшаются ежегодно, начиная с 2008 г., и рейтингом Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index) - 2015, в котором наша страна занимает лишь 48-е место. В статье обосновывается необходимость совершенствования инновационных процессов в России, признанная Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Как приоритетное направление развития отечественной экономики рассматриваются формы государственного стимулирования инновационной деятельности. Автор раскрывает сущность и задачи государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой основным методом финансовой поддержки инновационной деятельности выступают бюджетные ассигнования, проводит анализ структуры и динамики объемов бюджетных ассигнований на ее реализацию в 2015-2016 гг., рассматривает возможные пути оптимизации.

Ключевые слова: инновации; конкурентоспособность; государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»; бюджетные ассигнования.

Abstract. Insufficient development of innovative potential of modern Russia is confirmed by the study of the growth rate of R & D costs, which is decreasing every year since 2008 and the analysis of the rating of the Global Innovation Index - 2015, in which our country occupies only 48th place. The author justify the need to improve the innovation process in Russia, accepted by the Concept of a long-term Russia's social and economic development until 2020 as one of the priority directions of development of the national economy, examine the forms of state stimulation of innovative activity in the Russian Federation. The author disclose the nature and objectives of the state program "Economic development and innovative economy", in which the main method of financial support for innovation are the budget allocations, analyze the structure and dynamics of the volume of budgetary allocations on the implementation in the years 2015-2016 and consider possible ways of its optimization.

Keywords: innovation; competitiveness; the state program "Economic development and innovative economy"; budget allocations.

В настоящее время, в век жесткой конкуренции, развитие инноваций является необходимым условием развития конкурентоспособности экономики страны. Лидирующие позиции в современном мире могут занять только те государства, которые активно внедряют новейшие технологии.

Научный руководитель: Будович Ю.И., доктор экономических наук, профессор Департамента экономической теории.

Лебедева

Анна Константиновна,

студентка

Финансового университета И [email protected]

Сам термин «инновации» впервые появился в научных исследованиях XIX в.: он произошел от латинского слова novatio, которое переводится как «обновление» («изменение»). В настоящее время под инновацией понимают внедренное новшество, которое является продуктом интеллектуальной деятельности человека и способно обеспечить качественный рост эффективности процессов производства [1].

К сожалению, в настоящее время Россия сильно отстает от развитых стран по финансированию НИОКР, доля затрат на научные разработки в российском ВВП по-прежнему низкая. Исходя из табл. 1, после кризиса 2008 г. до 2011 г. в России происходило увеличение затрат на НИОКР, начиная с 2012 г. данный показатель ежегодно уменьшается.

Также необходимо отметить, что в 2015 г. в рейтинге Глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index), который рассчитывается на основании располагаемых ресурсов для проведения инноваций и достигнутых результатов в инновационной сфере, Россия занимает лишь 48-е место, что свидетельствует о невысоком инновационном потенциале страны. Лидерами рейтинга являются Швейцария, Объединенное Королевство и Швеция [2, с. 380].

Таким образом, несмотря на то, что Россия является одним из лидеров в мире по числу специалистов с высшим образованием и по количеству выданных патентов, уровень развития инновационной сферы на данный момент не позволяет стране называться инновационно развитым государством.

Возможным решением данной проблемы может служить расширение сотрудничества стран в научной сфере, в том числе совместное финансирование проектов коллективов ученых из разных стран, создание парков инновационных технологий, а также привлечение в НИОКР частных инвестиций.

Исходя из вышесказанного, стимулирование инновационных процессов признается одним из приоритетных направлений развития экономики России, как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В Российской Федерации государственное стимулирование инновационной деятельности осуществляется в следующих формах [3]:

• льготы по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

• предоставление образовательных услуг;

• информационная поддержка;

• формирование спроса на инновационную продукцию;

• финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

• реализация целевых программ, подпрограмм, мероприятия в рамках государственных программ Российской Федерации;

• поддержка экспорта;

• обеспечение инфраструктуры и др.

В рамках государственных программ, нацеленных на инновационное развитие, основным методом государственной финансовой поддержки инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», разработанная Министерством экономического развития РФ (утверждена Правительством Российской Федерации в 2013 г.), предусмотрена для реализации в 2013-2020 гг.

Программа нацелена на решение следующих задач [4]:

• создание условий для привлечения инвестиций в экономику;

• создание благоприятной конкурентной среды;

Таблица 1

Темпы роста затрат на НИОКР в России (в % к предыдущему году)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

130,2 136,6 119,7 88,3 112,4 120,6 108,3 104,6 94,7

Источник: Статистика ЕАЭС: Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.

• повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства;

• формирование экономики знаний и высоких технологий;

• повышение качества государственного и муниципального управления и др.

Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» состоит из девяти подпрограмм, на реализацию которых в 20152016 гг. из федерального бюджета выделяются денежные средства - ассигнования. На основании данных табл. 2 рассмотрим структуру и динамику объема бюджетных ассигнований, направленных на реализацию подпрограмм государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015-2016 гг.

В 2015 г. в структуре бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Программа) выделяется подпрограмма «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», на которую было направлено 29,4 % средств, предназначенных для реализации Программы. Также в нынешнем году существенный объем средств был выделен на реализацию подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра „Сколково"» (16,6% от общего объема) и «Развитие малого и среднего предпринимательства» (16,3%). Планируется, что в 2016 г. наибольшая доля в общем объеме бюджетных ассигнований на реализацию Программы будет также выделена на развитие рынка недвижи-

Таблица 2

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015-2016 гг., тыс. руб.

№ Наименование 2015 г. Доля в общем объеме 2016 г. Доля в общем объеме Прирост +/-

Всего 128 903 100,0 % 122 776 100,0 % -4,8 %

1 Подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды», в том числе: субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» 13 471 5 000 10,5 % 20 333 10 780 16,6 % 50,9 % 115,6 %

2 Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», в том числе: субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 20 978 19 173 16,3 % 16 386 14 524 13,3% -21,9 % -24,3 %

3 Подпрограмма «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», в том числе: создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе: объектов общегражданского назначения 37 941 352 29,4% 37 822 323 30,8 % -0,3 % -8,3 %

4 Подпрограмма «Совершенствование государственного и муниципального управления», в том числе: межбюджетные трансферты на создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления госуслуг 3 338 3 000 2,6 % 336 0,3% -89,9%

Окончание табл. 2

№ Наименование 2015 г. Доля в общем объеме 2016 г. Доля в общем объеме Прирост +/-

5 Подпрограмма «Стимулирование инноваций», в том числе: субсидии на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров 11 172 2 500 8,7% 6 450 5,3% -42,3 %

6 Субсидии Фонду инфраструктурных и образовательных программ на развитие наноиндустрии с помощью инфраструктурных и образовательных программ 2 169

7 Подпрограмма «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» 724 0,6% 727 0,6 % 0,5%

8 Подпрограмма «Кадры для инновационной экономики» 387 0,3 % 356 0,3 % -8,0 %

9 Подпрограмма «Совершенствование системы государственного стратегического управления» 172 0,1 % 174 0,1 % 1,2 %

10 Подпрограмма «Формирование официальной статистической информации» 15 863 12,3 % 23 043 18,8 % 45,3 %

11 Подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра „Сколково"» 21 356 16,6 % 13 719 11,2 % -35,8%

12 Подпрограмма «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)» 3 500 2,7% 3 430 2,8% -2,0 %

Источник: Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 28.11.2015).

мости (30,8% от общего объема). Большое внимание будет уделено реализации подпрограмм «Формирование официальной статистической информации», на которую будет направлено 18,8 % бюджетных ассигнований на реализацию Программы, а также «Формирование благоприятной инвестиционной среды» (16,6% от общего объема).

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. предусмотрено меньше средств на реализацию Программы почти на 5 % за счет сокращения расходов на реализацию большей части подпрограмм. По нашему мнению, это связано с ухудшением и усложнением экономической ситуации в

стране, что вызывает необходимость сокращать расходы бюджета.

Из таблицы видно, что существенно будет сокращен объем средств, предназначенных для подпрограммы «Совершенствование государственного и муниципального управления», на 90% (при этом не планируется выделять средства на создание и развитие сети МФЦ), а также подпрограммы «Стимулирование инноваций» - на 42 % (не будут выделяться субсидии на развитие инновационных территориальных кластеров и наноиндустрии). При этом необходимо отметить увеличение расходов на финансирование подпрограммы «Формирование благоприятной

инвестиционной среды» на 51% в 2016 г., в рамках которой планируется выделить почти в два раза больше средств на развитие моногородов. Как считают авторы, увеличение доходов бюджета в 2016 г. планируется достичь и за счет иностранных инвестиций, чем и вызвана необходимость улучшения инвестиционной привлекательности России.

Создание и развитие моногородов на современном этапе также играет существенную роль в развитии экономики России. С одной стороны, способствует привлечению иностранных инвесторов, с другой стороны, создание моногородов - это хороший способ организации новых рабочих мест для граждан в условиях кризиса, а также отличная возможность для развития отечественной промышленности в период нестабильности отношений с иностранными партнерами, поставляющими России импортную продукцию. Увеличение расходов на финансирование подпрограммы «Формирование официальной статистической отчетности» на 45% в 2016 г., по нашему мнению, связано с проведением Всероссийской сельскохозяйственной переписи, на что планируется выделить субвенции в размере 2 млн руб. в следующем году.

Итак, можно отметить неравномерность финансирования подпрограмм в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»: мы считаем, что сокращение расходов (около 20%) на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в России в 2016 г., на реализацию подпрограммы «Стимулирование инноваций» (на 42%) с отменой финансирования проектов по развитию инновационных территориальных кластеров и развитию наноиндустрии, а также почти на 40% - сокращение средств, выделяемых на развитие комплекса «Сколково», не может не повлиять на инновационное развитие и модернизацию российской экономики.

По нашему мнению, было бы целесообразно увеличить расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства (табл. 3), а также на развитие инновационного центра «Сколково» и стимулирование инноваций: реализация данных подпрограмм необходима для укрепления инновационного потенциала России в условиях кризиса и нестабильности мировой экономики. Однако данный шаг был осуществлен за счет сокращения финансирования моногородов, рынка недвижимости и системы государственного стратегического управления.

Таблица 3

Оптимизированные объемы бюджетных ассигнований* на реализацию подпрограмм государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015-2016 гг., тыс. руб.

№ Наименование 2015 г. Доля в общем объеме 2016 г. Доля в общем объеме Прирост +/-

Всего 128 903 100,0 % 122 776 100,0 % -4,8 %

1 Подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды», в том числе: субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» 13 471 5 000 10,5 % 18 553 9 000 15,1 % 37,7% 80,0%

2 Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», в том числе: субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 20 978 19 173 16,3 % 19 929 18 000 16,2 % -5,0 % -6,1 %

3 Подпрограмма «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», в том числе: создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе: объектов общегражданского назначения 37 941 352 29,4 % 36 044 323 29,4% -5,0 % -8,3 %

Окончание табл. 3

№ Наименование 2015 г. Доля в общем объеме 2016 г. Доля в общем объеме Прирост +/-

4 Подпрограмма «Совершенствование государственного и муниципального управления», в том числе: межбюджетные трансферты на создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления госуслуг 3 338 3 000 2,6 % 336 0,3% -89,9%

5 Подпрограмма «Стимулирование инноваций», в том числе: субсидии на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров 11 172 2 500 8,7% 7 250 5,9% -35,1%

6 Субсидии Фонду инфраструктурных и образовательных программ на развитие наноиндустрии с помощью инфраструктурных и образовательных программ 2169

7 Подпрограмма «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования» 724 0,6 % 615 0,5% -15,0%

8 Подпрограмма «Кадры для инновационной экономики» 387 0,3 % 356 0,3 % -8,0 %

9 Подпрограмма «Совершенствование системы государственного стратегического управления» 172 0,1 % 120 0,1 % -30,0 %

10 Подпрограмма «Формирование официальной статистической информации» 15 863 12,3% 21 415 17,4% 35,0 %

11 Подпрограмма «Создание и развитие инновационного центра „Сколково"» 21 356 16,6% 15 538 12,7% -27,2%

12 Подпрограмма «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)» 3 500 2,7% 2 975 2,4% -15,0%

"Выделено курсивом.

Литература

1. Термин «инновация». Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoros.ru/ publications/analytics/12/termin-innovatsiya (дата обращения: 09.09.2016).

2. The Global Innovation Index 2015. Effective Innovation Policies for Development: Cornell University, INSEAD, the World Intellectual Property Organization (WIPO), edit. Soumitra Dutta, Bruno Lanvin and Sacha Wunsch-Vincent. P. 380.

3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп.). Принят Государственной Думой 12.07.1996 // Информационно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 08.09.2016).

4. Экономическое развитие и инновационная экономика. Сайт Государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gosprog.ru/gosprog-015/ (дата обращения: 08.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.