Научная статья на тему 'Бюджетная политика как инструмент стимулирования инновационного развития экономики'

Бюджетная политика как инструмент стимулирования инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАУКА / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕН-НОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮД-ЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SCIENCE / INNOVATION / INDUSTRY / INTELLECTUAL CAPITAL / FEDERAL BUDGET / FUNDING / PLANNING / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тодосийчук А. В.

В статье проанализирован федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в части финансирования науки, инноваций и промышленности, даны рекоменда-ции по совершенствованию бюджетного планирования инвестиций для обеспечения инновационного развития экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тодосийчук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiscal policy as an instrument to stimulate innovation economic development

The article analyzes the Federal budget for the medium term financing of science, innovation and industry, the recommendations for improving budget planning of investments for maintenance of innovative development of economy

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика как инструмент стимулирования инновационного развития экономики»

Бюджетная политика

как инструмент стимулирования

инновационного развития экономики

В статье проанализирован федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в части финансирования науки, инноваций и промышленности, даны рекомендации по совершенствованию бюджетного планирования инвестиций для обеспечения инновационного развития экономики.

Ключевые слова: наука, инновации, промышленность, интеллектуальный капитал, федеральный бюджет, финансирование, планирование, экономическое развитие.

ЙЩ

1

А. В. Тодосийчук,

д. э. н., профессор, почетный работник науки

и техники Российской Федерации, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке

[email protected]

о

СП

<

со о

Введение

В условиях кризиса одним из ключевых инструментов государственного стимулирования инновационного развития экономики является бюджетная политика. При формировании бюджетной политики должны учитываться состояние научно-технического и инновационного потенциала отечественных товаропроизводителей, платежеспособный спрос потенциальных потребителей инновационной и научно-технической продукции, прогнозные оценки мирового научно-технического и инновационного развития, иные стратегические факторы.

Структура экономики Российской Федерации по формам собственности предприятий и организаций такова, что основным источником финансирования программ и проектов является консолидированный бюджет страны. Бюджеты подавляющего большинства субъектов Российской Федерации (за исключением 5-7 субъектов) не являются «бюджетами инновационного развития», поскольку сами являются дотационными из федерального центра. Поэтому от объема и структуры запланированных расходов федерального бюджета во многом будет достижение поставленных стратегических целей страны.

Основные подходы к формированию федерального бюджета в 2000-х гг., сформулированные в стратегических документах президента и правительства страны, определяются необходимостью сохранения макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижения их зависимости от внешних конъюнктурных факторов, оптимизации действующих расходных обязательств, перераспределения

бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений государственной политики, повышение роли интеллектуального капитала в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.

В части обеспечения сбалансированности федерального бюджета в рамках «базового» варианта прогноза предполагается поэтапное приведение в соответствие объема расходов бюджета на непроизводительные статьи (социальная политика, оборона и безопасность, государственное управление) с ресурсными возможностями бюджета в соответствующих макроэкономических условиях. Решение данной задачи планируется достигнуть за счет реализации мер по оптимизации и повышению эффективности непроизводительных расходов. Высвобождаемые ресурсы бюджета в результате проведения вышеуказанных мер должны учитываться в базовом варианте прогноза в качестве источников, направленных на покрытие образовавшегося структурного дефицита бюджета и постепенное повышение расходов на ключевые производительные статьи.

Рассмотрим основные характеристики федерального бюджета на 2017-2019 гг., которые утверждены Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.» (далее — Закон № 415-ФЗ). Бюджет сформирован на основе «базового» варианта среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Прогноз основан на предпосылках о сохранении консервативных тенденций изменения внешних факторов, макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Проанализируем федеральный бюджет в части финансирования науки, инноваций и промышленности, как основных факторов, определяющих темпы и качество экономического роста и социального прогресса.

Наука

В России основным источником финансирования науки (более 70%) является федеральный бюджет. Рядом нормативных актов президента и правительства страны установлены нормативы финансирования науки.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 884 от 13 июня 1996 г. Доктрине развития российской науки предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3% его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол № 1 от 15 февраля 2006 г.) предусмотрено достижение устойчивого роста внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом должна увеличиваться доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.) предусмотрено, что удельный вес расходов бюджетной системы на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу должен быть не менее 0,7% от ВВП.

Указом Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации поручено уже к 2015 г. обеспечить увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 642 от 1 декабря 2016 г. «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» финансовое обеспечение реализации указанной стратегии должно осуществляться за счет ассигнований из федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, а также за счет средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. Финансирование осуществляется в зависимости от роста эффективности сферы науки, технологий и инноваций посредством поэтапного увеличения затрат на исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2% от ВВП, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень

которых к 2035 г. должен быть не ниже государственных.

Опыт прошедших лет показал, что указанные нормативы финансирования науки, как правило, не соблюдаются. Например, внутренние затраты на исследования и разработки в 2015 г. составили 854,3 млрд руб. или 1,06% от ВВП.

Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2017 г. запланированы в объеме 348,3 млрд руб., в

2018 г. — 339,2 млрд руб., в 2019 г. — 324,4 млрд руб. В процентах от ВВП расходы на гражданскую науку составят: 2017 г. — 0,4%, 2018 г. — 0,37%; 2019 г. — 0,33%. Налицо отрицательная тенденция сокращения бюджетных ассигнований на гражданскую науку, как в стоимостном, так и относительном выражениях в процентах от ВВП. При этом напомним, что в 2015 г. по данным Росстата объем бюджетных ассигнований на гражданскую науку из федерального бюджета составил 439,4 млрд руб. или 0,54% от ВВП, что значительно больше, чем планируется выделить в 2017-2019 гг. даже без учета инфляции.

На финансирование фундаментальных научных исследований в 2017 г. из федерального бюджета предусмотрено выделить 117474,3 млн руб., в 2018 г. —

124168.2 млн руб., в 2019 г. — 128963,0 млн руб.

На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2017 г. из федерального бюджета предусмотрено выделить

171369.3 млн руб., в 2018 г. — 159003,0 млн руб., в

2019 г. — 143594,9 млн руб.

Очевидно, что при такой структуре бюджетного финансирования научных исследований на фоне индифферентности предпринимательского сектора к науке трудно обеспечить целостность научно-исследовательского цикла, технологическое единство научной и научно-технической деятельности.

Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 301 от 15 апреля 2014 г.).

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг. на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2016-2019 гг. представлены в табл. 1.

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» ниже паспортных значений на 19,2% в 2017 г., на 23,8% — в 2018 г., на 27,1% — в 2019 г.

Анализ структуры государственной программы «Развитие науки и технологий» свидетельствуют о том, что основная часть бюджетных ассигнований (более 60%) направляется на реализацию подпрограммы «Фундаментальные исследования».

Параметры финансового обеспечения подпрограммы «Фундаментальные научные исследования» в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом увеличены на 4658,9 млн руб., в 2018 г. — на 51,3 млн руб., в 2019 г. — на 1056,3 млн руб. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Гранто-

о

СП

<

со О

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг. на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий» (млн руб.)

Наименование 2016 2017 2018 2019

Закон Изменение к Закон Изменение к Закон Изменение к

№ 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, %

1 2 3 4=3/2*100 5 6=5/3*100 7 8=7/5*100

Всего 142357,2 150815,7 105,9 154907,5 102,7 157375,4 101,6

в том числе:

Подпрограмма «Фундаментальные научные 84865,3 89524,2 105,5 89575,5 100,1 90631,8 101,2

исследования»

Подпрограмма «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок» 7840,4 9222,9 117,6 6579,4 71,3 6534,6 99,3

Подпрограмма «Институциональное развитие 7951,7 21480,9 270,1 27979,5 130,2 31266,7 111,7

научно-исследовательского сектора»

Подпрограмма «Международное сотрудничество в сфере науки» 20545,8 11783,1 57,3 7763,3 65,9 9129,1 117,6

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направ- 21154,0 18804,6 88,9 22009,8 117,0 19801,2 89,9

лениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.»

Таблица составлена и рассчитана автором на основе на основе федеральных законов «О федеральном бюджете на 2016 г» и «О федеральном бюджете на 2017 г и плановый период 2018 и 2019 гг.»

О

СП

<

СО

о

вое финансирование фундаментальных научных исследований Российским фондом фундаментальных исследований» в 2017 г. составят 11577,9 млн руб., в 2018 г. — 11577,9 млн руб., в 2019 г. — 10352,5 млн руб. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Грантовое финансирование фундаментальных научных исследований Российским научным фондом» в 2017 г. запланированы в объеме 5175,5 млн руб., в 2018 г. — 7821,2 млн руб., в 2019 г. — 13525,0 млн руб.

Ресурсное обеспечение подпрограммы «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок» в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом увеличено на 1418,5 млн руб., в 2018 г. уменьшено на 2643,5 млн руб., в 2019 г. — на 44,8 млн руб.

Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» по сравнению с предыдущим годом увеличены в 2017 г. на 13829,2 млн руб., в 2018 г. — на 6498,6 млн руб., в 2019 г. — на 3287,2 млн руб.

Объемы финансового обеспечения реализации подпрограммы «Международное сотрудничество в сфере науки» по сравнению с предыдущим годом в 2017 г. уменьшены на 8762,7 млн руб., в 2018 г. — на 4019,8 млн руб., в 2019 г. увеличены на 1365,8 млн руб.

Параметры финансового обеспечения федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» по сравнению с предыдущим годом в 2017 г. уменьшены на 2349,4 млн руб., в 2018 г. — на 3205,2 млн руб., в 2019 г. — на 2208,6 млн руб.

Основным исполнителем государственной программы «Развитие науки и технологий» является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). В 2017 г. на финансирование указанного ведомства

предусмотрено выделить 74602,9 млн руб., в 2018 г. — 73448,7 млн руб., в 2019 г. — 70101,6 млн руб.

Выделенные бюджетные ассигнования зачастую не всегда эффективно используются, а то и вовсе не используются полном объеме в отчетном финансовом году для выполнения научных исследований и разработок. В частности, как следует из отчета Счетной палаты Российской Федерации за 2015 г., остаток средств на счетах организаций, подведомственных ФАНО, по состоянию на 1 января 2016 г. составил 11,6 млрд руб. [1].

Мониторинг качества финансового и научного менеджмента свидетельствует о низком уровне организации бюджетного процесса в научно-технической сфере и его исполнения распорядителями и получателями бюджетных средств, а также о сохраняющейся тенденции недостаточно эффективного использования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Из-за низкой финансово-экономической и научной обоснованности научных программ, подпрограмм и проектов, несоответствия фронта научно-исследовательских работ имеющемуся научно-техническому потенциалу ее исполнителей, уже на начальном этапе их реализации (в 2014-2016 гг.) имели место факты недостижения ранее планируемых значений целевых индикаторов. Снижение ассигнований на реализацию научных мероприятий за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также низкого качества финансового менеджмента и управления научными исследованиями и разработками, неизбежно негативно отразится на результативности научной и научно-технической деятельности и в последующие годы.

Очевидно, что сокращение финансирования науки при сохранении действующей системы управления научно-техническим развитием неизбежно повлечет за собой снижение результативности научной,

научно-технической и инновационной деятельности, что в свою очередь не позволит создать условия для устойчивого экономического роста в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Инновации

Основным инструментом реализации государственной инновационной политики в Российской Федерации является государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства РФ № 316 от 15 апреля 2014 г.). Основными целями Программы являются: создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, повышение эффективности государственного управления, повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций с 9,1% в 2012 г. до 14,2% в 2020 г.

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг. на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» представлены в табл. 2.

Анализ структуры государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2016-2019 гг. свидетельствует о том, что основная часть бюджетных средств направляется на финансирование мероприятий, безусловно, важных, но непосредственно не связанных с созданием благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения

инновационного бизнеса. В частности, удельный вес бюджетных ассигнований, направленных на реализацию подпрограмм «Государственная регистрация прав, кадастр и картография», «Официальная статистика» и Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)» в 2016 г. составил 54,3%. А удельный вес бюджетного финансирования подпрограммы «Стимулирование инноваций» составил всего 6,2%.

Параметры финансового обеспечения подпрограммы «Инвестиционный климат» в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом уменьшены на 4700,5 млн руб., в 2018 г. уменьшены на 1912,5 млн руб., в 2019 г. уменьшены на 196,5 млн руб.

Параметры финансового обеспечения подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» по сравнению с предыдущим годом в 2017 г. увеличены на 9259,7 млн руб., в 2018 г. уменьшены на 14846,1 млн руб., в 2019 г. уменьшены на 1489,0 млн руб. за счет сокращения объемов бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия «Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства».

Параметры финансового обеспечения подпрограммы «Стимулирование инноваций» по сравнению с предыдущим годом в 2017 г. увеличены на 104,2 млн руб., в 2018 г. увеличены на 45,5 млн руб., в 2019 г. увеличены на 76,2 млн руб., что обусловлено, в том числе выделением с 2018 г. в рамках реализации основного мероприятия «Содействие развитию современной инновационной инфраструктуры в сфере нанотехно-

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг. на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (млн руб.)

Наименование 2016 2017 2018 2019

Закон Изменение к Закон Изменение к Закон Изменение к

№ 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, %

1 2 3 4=3/2*100 5 6=5/3*100 7 8=7/5*100

Всего 99169,2 98843,7 99,7 78596,9 79,5 75493,3 96,1

в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подпрограмма «Инвестиционный климат» 14312,8 9612,3 64,0 7699,8 80,1 7503,3 97,5

Подпрограмма «Развитие малого и среднего 11354,2 20613,9 181,5 5767,8 28,0 4278,8 74,2

предпринимательства»

Подпрограмма «Государственная регистрация 30717,2 31106,5 101,3 30359,4 97,6 30697,8 101,1

прав, кадастр и картография»

Подпрограмма «Совершенствование системы 287,8 507,8 176,6 417,0 82,2 417,2 100,1

государственного управления»

Подпрограмма «Стимулирование инноваций» 6198,7 6302,9 101,7 6348,4 100,7 6424,6 101,2

Подпрограмма «Управленческие кадры» 316,4 316,4 100,0 316,4 100,0 316,4 100,0

Подпрограмма «Совершенствование системы 167,7 380,7 227,9 287,7 75,5 287,7 100,0

государственного стратегического управления»

Подпрограмма «Официальная статистика» 20615,4 14374,7 69,7 13564,7 94,4 11950,7 88,1

Подпрограмма «Создание и развитие инноваци- 12610,5 11860,2 94,0 11485,6 96,8 11235,9 97,8

онного центра «Сколково»

Федеральная целевая программа «Развитие 2588,7 1768,3 68,3 2349,9 132,8 2380,8 101,3

единой государственной системы регистрации

прав и кадастрового учета недвижимости (20142019 гг.)»

Таблица составлена и рассчитана автором на основе на основе федеральных законов «О федеральном бюджете на 2016 г» и «О федеральном бюджете на 2017 г и плановый период 2018 и 2019 гг.»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

логий, механизмов и инструментов для реализации потенциала наноиндустрии» субсидий Фонду инфраструктурных и образовательных программ на развитие наноиндустрии с помощью инфраструктурных и образовательных программ.

Что касается финансирования подпрограммы «Создание и развитие инновационного центра «Скол-ково» следует отметить, все предусмотренные средства, например в 2017 г., направляются на финансирование двух основных мероприятий: «Создание и развитие инновационной экосистемы, управление инфраструктурой инновационного центра «Сколково» (6730,1 млн руб.) и «Создание и развитие Сколковского института науки и технологий» (5130,0 млн руб.). Финансирование указанных мероприятий оформляется в виде субсидий некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее — Фонд).

В этой связи следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ от 28 сентября 2010 г. «Об инновационном центре «Сколково» финансовое обеспечение инновационного центра «Сколково» в первую очередь должно осуществляться за счет собственных средств управляющей компании и дочерних обществ. При этом, как отметила в своем отчете Счетная палата Российской Федерации, расходы консолидированного бюджета Фонда в 2013-2015 гг. почти на 95%

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг.

«Развитие промышленности и повышение

были обеспечены за счет средств федерального бюджета [2]. Указанная структура консолидированного бюджета Фонда является своего рода барометром низкой инвестиционной привлекательности проекта «Сколково».

Анализ структуры и объемов финансирования государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» позволяет сделать вывод о том, что вряд ли стоит ожидать серьезных технологических прорывов от ее реализации в 2016-2019 гг.

Промышленность

Инновационное развитие экономики во многом зависит от инновационной активности промышленных предприятий (организаций). По данным Росстата в 2015 г. осуществляли технологические инновации всего лишь 8,3% предприятий (организаций).

Основным инструментом реализации государственной промышленной политики является государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 814 от 15 апреля 2014 г.).

Расходы федерального бюджета в 2016-2019 гг. на реализацию государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» представлены в табл. 3.

Таблица 3

на реализацию государственной программы ее конкурентоспособности» (млн руб.)

Наименование 2016 2017 2018 2019

Закон Изменение к Закон Изменение к Закон Изменение к

№ 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, % № 415-ФЗ предыдущему году, %

1 2 3 4=3/2*100 5 6=5/3*100 7 8=7/5*100

Всего 144549,2 146432,7 101,3 139327,9 95,1 136784,5 98,2

в том числе

Подпрограмма «Развитие транспортного и 94521,0 98982,8 104,7 105358,3 106,4 106196,1 100,8

специального машиностроения»

Подпрограмма «Развитие производства 2537,2 956,6 37,7 1241,2 129,8 1198,3 96,5

средств производства»

Подпрограмма «Развитие легкой и текстиль- 2017,0 1730,4 85,8 2090,0 120,8 2057,2 98,4

ной промышленности, народных художествен-

ных промыслов, индустрии детских товаров»

Подпрограмма «Развитие производства тради- 6108,7 1901,5 31,1 1600,0 84,2 900,0 56,2

ционных и новых материалов»

Подпрограмма «Содействие в реализации 12954,0 22461,4 173,4 9372,9 41,7 10292,6 109,8

инвестиционных проектов и поддержка произ-

водителей высокотехнологической продукции

в гражданских отраслях промышленности»

Подпрограмма «Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в 6790,6 4904,2 72,2 5718,4 116,6 7223,2 126,3

гражданских отраслях промышленности»

Подпрограмма «Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки 5144,5 4948,3 96,2 5663,2 114,4 5998,4 105,9

деятельности в сфере промышленности»

Подпрограмма «Развитие системы техническо- 3027,7 2907,5 96,0 2911,3 100,1 2918,7 100,2

го регулирования, стандартизации и обеспече-

ние единства измерений»

Президентская программа «Уничтожение 11448,6 7640,0 66,7 5372,6 70,3 0,0 0,0

запасов химического оружия в Российской

Федерации»

о

СП

<

со

о

Таблица составлена и рассчитана автором на основе на основе федеральных законов «О федеральном бюджете на 2016 г» и «О федеральном бюджете на 2017 г и плановый период 2018 и 2019 гг.»

Анализ показал, что основная часть средств федерального бюджета, выделенных на реализацию государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2016-2019 гг., направлена на финансирование подпрограммы «Развитие транспортного и специального машиностроения», что в процентном выражении составляет 65,4, 67,6, 75,6 и 77,6%, соответственно.

На фоне деградации материально-технической базы экономики (уровень износа основных фондов вырос с 43,5% в 2005 г. до 50,5% в 2015 г.) выражает серьезную обеспокоенность низкий уровень бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Развитие производства средств производства» в 2016-2019 гг., что в процентном выражении составляет 1,7, 0,6, 0,9 и 0,9%, соответственно, выделенных на реализацию государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Очевидно, что при такой бюджетной и промышленной политике отечественным товаропроизводителям будет крайне затруднительно успешно развивать промышленное производство без импорта современной инвестиционной техники.

Выражает также серьезную обеспокоенность низкий уровень бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие производства традиционных и новых материалов, а также на проведение научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности. Результаты расчетов свидетельствуют о крайне низком уровне наукоемкости отечественной промышленности в 2016-2019 гг.: 4,7, 3,3, 4,1 и 5,2%, соответственно, что в разы ниже, чем в развитых странах мира. Очевидно, что при таких объемах затрат на проведение научных исследований и разработок будет крайне затруднительно разрабатывать конкурентоспособную на мировом рынке промышленную продукцию.

Экономическое развитие

Несомненно, что значения основных макроэкономических показателей (величина ВВП и его структура, доходы и расходы консолидированного, в том числе федерального бюджета, уровень инфляции, производительность труда и др.) в перспективном периоде зависят от размеров и структуры инвестиций в науку, образование, инновации, развитие промышленности, сделанных в прошлом периоде.

Основные характеристики федерального бюджета на среднесрочную перспективу в ценах соответствующих лет определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 86806,0 млрд руб. в 2017 г., 92296,0 млрд руб. — в 2018 г. и 98860,0 млрд руб. — в 2019 г. и уровня инфляции, не превышающего 4,0%. Прогнозируется также и рост объема доходов федерального бюджета с 13487,6 млрд руб. в 2017 г. до 14028,5 млрд руб. в 2018 г. и 14844,8 млрд руб. в 2019 г.

Характерной особенностью анализируемого федерального бюджета является прогнозируемое сокращение его расходной части на фоне показанного выше номинального роста ВВП и общего объема до-

ходов: 16240,8 млрд руб. в 2017 г., 16039,7 млрд руб. — в 2018 г. и 15986,9 млрд руб. — в 2019 г.

Напомним, что начиная с 2014 г. формирование федерального бюджета осуществляется на программной основе. На реализацию государственных программ Российской Федерации в 2017 г. из федерального бюджета предусмотрено выделить 13478,5 млрд руб., в 2018 г. — 13371,8 млрд руб., в 2019 г. — 13269,5 млрд руб. В процентах от расходной части федерального бюджета это составит: в 2017 г. — 83,0%, в 2018 г. — 83,4%, в 2019 г. — 83,1%.

Анализ значений приведенных макропоказателей позволяет сделать вывод о низком вкладе интеллектуального капитала страны в производстве ВВП (по экспертным оценкам его вклад не превышает 1%), что неизбежно негативно отражается и на состоянии самой экономики.

За последние годы был проведен ряд реформ, призванных существенно повысить результативность научной, научно-технической и инновационной деятельности, качество и доступность образования, увеличить вклад интеллектуального капитала в экономический рост и социальный прогресс. Однако, несмотря на ряд принятых мер, состояние экономики страны по-прежнему в значительной степени зависит от экспорта нефтегазовых ресурсов.

С высокой степенью вероятности можно предположить, что в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.» уже в первом полугодии 2017 г. будут вноситься изменения, поскольку прогноз макроэкономических показателей основан на стабилизации в течение прогнозного периода цен на нефть марки Urals на уровне $40 за баррель в 2017-2019 гг.. Для справки, по состоянию на 12 января 2017 г. мировая цена на нефть марки Urals составила $56,09 за баррель.

В заключение следует отметить, что анализ федерального бюджета на 2017-2019 гг. свидетельствует о том, что бюджетная политика по сути дела направлена на консервацию производств реликтовых технологических укладов и не предполагает кардинального изменения модели экономического развития на инновационной основе. Государственные программы, призванные создать условия для инновационного развития экономики, на мой взгляд, не в полной мере выполняют возложенные на них задачи по причине своей несбалансированности и несогласованности, отсутствия четкой ориентации на конечный результат.

В изменившихся внешнеэкономических и геополитических условиях, федеральный бюджет, а также и региональные бюджеты необходимо переформатировать в бюджеты инновационного развития, как в части расходных обязательств, так и в части мер, направленных на мобилизацию доходов за счет наращивания и эффективного использования интеллектуального капитала страны. При этом комбинация принимаемых изменений должна быть составлена таким образом, чтобы создать благоприятные условия для экономического роста на инновационной основе в долгосрочном периоде.

Для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на науку, целесообразно фор-

h-

о

CN

СП CN

<

со О

мировать государственный или муниципальный заказ не на отдельные разрозненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реализацию полного инновационного цикла «научные исследования - разработки - освоение и тиражирование инновационной продукции», т. е. на реализацию инновационных проектов «под ключ». При этом необходимо существенно повысить качество экспертизы научных и научно-технических проектов. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством в качестве головной экспертной организации в научно-технической сфере выступает Российская академия наук. Реализация такого подхода позволит обеспечить реальную, а не формальную интеграцию научных организаций, вузов и промышленных предприятий для осуществления инновационной деятельности.

Эффективная бюджетная политика наряду с другими инструментами государственной экономической политики должна обеспечить сбалансированное восстановление и последующий рост внутреннего спроса на научно-техническую и инновационную продукцию, качественное и доступное образование для всех слоев населения, что неизбежно положительно отразится на динамике человеческого (интеллектуального) капитала и производственной активности отечественных товаропроизводителей. Факторами повышения спроса

на науку и инновации будут развитие тенденций роста промышленного производства, увеличение доходов товаропроизводителей и домашних хозяйств, диверсификация конъюнктуры рынка в условиях гибкого налогообложения и доступности кредитных ресурсов за счет постепенного снижения учетной ставки Центрального банка России.

Список использованных источников

1. http://www.ach.gov.ru/activities/annual_report/874.

2. http://www.ach.gov.ru/activities/control/27416.

Fiscal policy as an instrument to stimulate innovation economic development A. V. Todosiychuk, dr. of economic sciences, professor, the honourable worker of a science and technologies of Russian Federation, chief adviser of the apparatus of the State Duma Committee for education and science.

The article analyzes the Federal budget for the medium term financing of science, innovation and industry, the recommendations for improving budget planning of investments for maintenance of innovative development of economy

Keywords: science, innovation, industry, intellectual capital, the Federal budget, funding, planning, economic development.

Обсуждение вопросов изучения и освоения Арктики, поднятых на «Технопроме-2016», будет продолжено на отраслевом форуме в Академгородке

Ученые и представители промышленных предприятий страны соберутся на форуме в марте в новосибирском Академгородке, чтобы обсудить разработки для освоения Арктики и внедрения их в производство. Об этом сообщил начальник департамента по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления аппарата полпреда президента РФ в СФО Василий Соколов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«13 марта в Академгородке мы проводим крупное мероприятие под председательством двух полномочных представителей — Уральского и Сибирского федеральных округов. Оно посвящено арктической тематике, вопросам научно-технического сопровождения арктических проектов и привлечения промышленного потенциала к их реализации», — сообщил Соколов на совещании, посвященном деятельности департамента промышленности, науки и предпринимательства мэрии Новосибирска.

Он пояснил, что мероприятие пройдет в рамках поручения председателя президиума государственной комиссии по развитию Арктики, вице-премьера Дмитрия Рогозина. Оно предполагает формирование реестра российских разработок для арктических нужд. Такой реестр должен быть сформирован к 15 марта, а в конце марта его представят президенту РФ.

Летом 2017 года арктическая тематика также будет в центре внимания в Новосибирске. 20-22 июня на выставке «НТИ Экспо» теме Арктики будет посвящен отдельный раздел - «Арктические технологии». Эксперты отрасли, ученые, исследователи и инноваторы смогут представить свои идеи и разработки и обсудить актуальные вопросы по данному направлению.

Обсуждению вопросов изучения и освоения Арктики был посвящен IV Международный форум технологического развития «Технопром». Основной повесткой форума в 2016 году стало научно-технологическое обеспечение решения стратегических задач Российской Федерации в Арктике. Ключевыми событиям Форума стали пленарное заседание «Российская Арктика. Стратегия и технологии освоения» и заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Как заявил Дмитрий Рогозин в ходе «Технопрома-2016», в настоящее время доля зарубежного исследовательского оборудования в Арктике достигает 90%, и эту долю необходимо снижать внедрением собственных разработок, которые следует кодифицировать.

По мнению губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, «значение Арктического региона сегодня приобретает стратегический характер, важно обсуждать все направления, с которыми можно подойти к его освоению. Важно изучить запрос арктических территорий и выяснить, чем новосибирская наука и про-

^ мышленность могут откликнуться на него». <

со О

г--

о

CN

СП CN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.