УДК 343.9
DOI 10.23672/e6209-1009-6378-v
Кудряшов Константин Викторович
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры истории и теории государства и права АНО ВО «СКСИ», г. Ставрополь kv-26@yandex.ru
Понеделков Александр Васильевич
Заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, профессор, заведующий лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ponedelkov@uriu.ranepa.ru
Косенко Оксана Константиновна
глава Целинского района Ростовской области га_271 @сеПпа^опрас.ги
Семеренко Алина Сергеевна
магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ semerenko_polit@mail.ru
Konstantin V. Kudryashov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and Theory of State and Law of the ANO VO «SCSI», Stavropol kv-26@yandex.ru
Alexander V. Ponedelkov
Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Political Sciences, Professor,
Head of the Laboratory of the South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy National Economy and State Services under the President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.ranepa.ru
Oksana K. Kosenko
Head of the Tselinsky district of the Rostov region ra_271 @celina.donpac.ru
Alina S. Semerenko
Master's student at the Faculty of Political Science,
South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy National Economy and State Services under the President of the Russian Federation semerenko_polit@mail.ru
Правовые новеллы
российского законодательства о противодействии молодежному экстремизму
Аннотация. В статье анализируются основные причины изложения Президентом Российской Федерации Стратегии противодействия экстремизму в России в новой редакции. Авторами рассматриваются основные угрозы, новые и обновлённые определения Стратегии, причины радикализации поведения среди отдельных групп населения, способы дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране, привлечения несовершеннолетних в ряды экстремистских организаций, прямые и косвенные последствия экстремизма. Авторы обосновывают новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также - по минимизации его последствий.
Legal innovations
of the russian legislation on countering youth extremism
Annotation. The article analyzes the main reasons for the presentation by the President of the Russian Federation of the Strategy for Countering Extremism in Russia in the new edition. The authors consider the main threats, new and updated concepts of the Strategy, the reasons for radicalization among certain groups of the population, ways of destabilizing the socio-political and socio-economic situation in the country, attracting minors into the ranks of extremist organizations, direct and indirect consequences of extremism. The authors substantiate new requirements for organizing activities to counter extremism at all levels, as well as to minimize its consequences.
Ключевые слова: основные угрозы экстремизма, преступность, причины экстремизма в молодёжной среде, профилактика экстремизма, распространение радикализма, экстремизм.
Keywords: main threats of extremism, crime, causes of extremism in the youth environment, prevention of extremism, the spread of radicalism, extremism.
Президент РФ В.В. Путин в своем майском Указе 2020 г. изложил Стратегию противодействия экстремизму в РФ в новой редакции. Срок действия самой Стратегии не изменился, она по-прежнему - до 2025 г., как, собственно, и была принята в 2014 г. Однако динамичный ход событий, связанных с шестью прошедшими годами, не могли не повлиять на первоначальные планы противодействия этому крайне опасному явлению, порождающему такие крайние формы насилия, как терроризм [1].
События «русской весны», повлёкшие вхождение Крыма в состав России, открытая русофобия стран Запада, санкции США, ЕС, направленные на то, чтобы «порвать экономику России в клочья», неоднократные попытки внести «цветные» революции на постсоветское пространство, двойные стандарты и обвинения России в систематических нарушениях прав человека, попытки разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей и содействие странами Запада и Залива деятельности международных экстремистских и террористических организаций повлияли на распространение радикализма и экстремистской идеологии в российском обществе [2].
Всё это, в конечном, итоге неизбежно привело к переосмыслению самой Стратегии и к началу выработки её новой редакции [3].
Формально внести поправки в действующую Стратегию предложило МВД России, однако, о том, что отечественное законодательство об экстремизме нуждается в обновлении, в решении множества накопившихся проблем, начиная с 2014 г., шла речь на научных конференциях, писалось в работах представителей самых различных отраслей знания: философами, политологами, юристами, экономистами и др., докладывалось по различным служебным инстанциям судьями, прокурорами, сотрудниками ФСБ и иными работниками правоохранительной системы России [4]. Они предлагали, в частности:
- вести борьбу с разрушительным влиянием иностранных и (или) международных неправительственных организаций (НКО);
- приобщать российскую молодёжь к патриотическим, нравственным и духовным ценностям через интернет;
- ввести постоянный общероссийский мониторинг интернет-сетей на предмет экстремизма и осуществлять учёт уже заблокированных сайтов с экстремистскими и террористическими материалами [5].
Однако и сама инициатива МВД РФ была важна уже тем, что на официальном портале
нормативных правовых актов началось общественное обсуждение поправок к разработанной МВД РФ Стратегии противодействия экстремизму до 2025 г. Проектом будущего указа и была, фактически, подготовлена новая редакция Стратегии, в последствие, ставшей основой для утверждённого текста.
В Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г., были определенны и целевые показатели, и ожидаемые результаты от её реализации. В тексте Стратегии были внесены изменения следующего характера:
- актуализированы состояние и источники угроз экстремизма в современной России;
- дополнительно сформулированы понятия «идеология насилия», «сепаратизм», «пропаганда экстремизма»;
- предусмотрен комплекс задач организационного и правового характера, охватывающий не только законодательную и правоохранительную деятельность, но и практически все направления государственной политики, включая национальную, миграционную, молодёжную, культурную и информационную;
- важное значение определно выявлению фактов распространения радикальной идеологии в средствах массовой информации и сети Интернет;
- существенная роль отводится участию институтов гражданского общества, образовательных организаций в противодействии экстремистским проявлениям на территории нашей страны.
В действующей Стратегии были даны определения понятиям «идеология экстремизма (экстремистская идеология)», «проявления экстремизма (экстремистские проявления)», «субъекты противодействия экстремизму», «противодействие экстремизму» и «радикализм». Новый вариант предполагает дополнение этого перечня следующими понятиями:
- «идеология насилия» - система общественных теорий, взглядов и идей, оправдывающих насилие, в том числе, с применением экстремистских (террористических) методов и средств для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей;
- «сепаратистские проявления (сепаратизм)» -одна из разновидностей экстремизма, выражающаяся в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности государства, в том числе, на отделение от него части его территории или дезинтеграцию государства, совершаемых противоправным путем, а равно - планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему;
- «пропаганда экстремизма» - выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической или экстремистской деятельности.
Полагаем, что в новой редакции Стратегии даётся и более уточненное описание угроз безопасности, которые традиционно классифицируются как внешние и внутренние угрозы [6].
К внешним угрозам отнесены, помимо деятельности международных экстремистских и террористических организаций, «поддержка и стимулирование рядом государств через иностранные или международные неправительственные организации деструктивной деятельности в целях дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в нашей стране, нарушения единства и территориальной целостности РФ, в том числе, с использованием технологий и сценариев, так называемых, «цветных революций», разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1].
Что касается внутренних угроз, то в Стратегии определено, что к ним относится не просто деятельность различных объединений и отдельных лиц, а их попытки «использовать для реализации своих целей экстремистские и террористические формы и методы деятельности, распространять идеологию насилия, направленную на склонение, вербовку или иное вовлечение российских граждан и, находящихся на территории страны иностранцев, в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность, формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов, а также, имеющие исторические и социально-экономические корни межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах РФ, стимулирующие сепаратистские проявления» [1].
К экстремизму в нескольких пунктах Стратегии отнесено проведение несогласованных публичных мероприятий, в том числе, протестных акций (в ранее действующей редакции был использован менее точный термин «несогласованные акции».
Отдельное внимание в новой версии документа уделено вовлечению в экстремистские структуры несовершеннолетних [7].
В Стратегии также упоминается «информационно-психологическое воздействие» зарубежных спецслужб, которые имеют цель «разрушения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране». Если в действующей редакции Стратегии далее упоминается деятельность зарубежных НПО (неправительственных организаций) по распространению экстремистской идеологии, то теперь предлагается уточнить, что «дестабилизирующее влияние на ситуацию» оказывают как зарубежные организации, так и подконтрольные им российские структуры «под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных
проектов», а также, «инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономических, экологических и других факторов».
По мнению авторов документа, в сфере национальной политики был внесен ряд изменений, где наиболее любопытными нам показались следующие предложения:
- в сфере правоохранительной деятельности -борьбой с угрозами «применения технологий «цветных революций»;
- «в сфере информационной политики: приобщать молодёжь к ценностям русской культуры предлагается как через СМИ (не только государственные), так и через интернет, причем указано, что это - «духовные, нравственные и патриотические» ценности;
- в образовательный процесс, согласно новой редакции Стратегии, должен формировать у детей «общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм, гражданскую ответственность, чувство гордости за историю России», а также, воспитывать «культуру межнационального и межрелигиозного общения». Кроме того, отмечена важность развития исламского образования в России [8].
Важно отметить, что, в отличие от ранее действующей редакции, новый вариант Стратегии имеет целевые показатели. Учитываться, по задумке разработчиков, должна ежегодная динамика:
- зарегистрированных преступлений экстремистского характера;
- численности выявленных лиц, совершивших такие преступления;
- количества административных правонарушений экстремистской направленности;
- численности выявленных лиц, совершивших такие правонарушения;
- процентной доли преступлений насильственного характера в общем количестве экстремистских преступлений;
- количество заблокированных сайтов с материалами экстремистской и террористической направленности.
Названы ожидаемые результаты от реализации Стратегии в новой редакции. Среди них:
- «сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации;
- уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности;
- недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети «Интернет»;
- повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму;
- активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений; формирование в обществе, особенно среди молодёжи, атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии; повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений» [1].
Полагаем, что принятие новой Стратегии в мае 2020 г. не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также -внесения изменений в нормативные правовые акты РФ.
Считаем, что Стратегия в её новой редакции уделяет большее внимание молодёжному экстремизму, в частности, лидеры современных экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются именно на молодёжь, проявляя повышенное внимание к националистам, вербуя их в свои ряды, подталкивая и провоцируя их на различные правонарушения, включая и преступления [9].
Не может не вызывать тревогу и распространение радикализма в спортивной среде, проникновение последователей экстремистской деятельности в тренерско-преподавательский состав.
Не стоит исключать и внешнего информационно-психологического воздействия на российскую молодёжь, преследующего размывание традиционных ценностей с последующей дестабилизацией общественно-политической и социально-экономической обстановки в России [10].
Считаем, что, благодаря использованию современных технологических достижений, возможна и необходима социальная реклама и нравственно-патриотическое воспитание.
Назрели давно изменения и в образовательной сфере, и в сфере государственной молодёжной политики, и в организации досуга молодёжи, обеспечения доступности для молодёжи объектов культуры, спорта и отдыха [11].
Полагаем оправданными и необходимыми, в условиях продолжающейся информационной войны против России, меры государственной поддержки воспитания и последовательного включения в учебные планы, учебно-методические материалы предметов, направленных на формирование у российских детей и молодёжи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России и патриотизма [12].
Очевидно, что необходимо, также и увеличение роли координационных органов при федеральных и региональных органах исполнительной власти в деятельности по формированию общероссийской гражданской идентичности и воспитанию патриотизма у молодежи, создание в обществе условий для активного участия коллегиальных органов управления образовательных
организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов.
Необходимо также и дальнейшее развитие в будущем эффективного взаимодействия всех субъектов по противодействию экстремизму с молодёжными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий .
Проведение мониторинга деструктивного и де-виантного поведения молодёжи, своевременных социологических исследований социальной обстановки в различных образовательных организациях, а также - молодёжных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии позволит также повысить качество мероприятий, направленных на профилактику экстремистских проявлений в этих образовательных организациях. В конечном итоге, это будет способствовать оптимизации проведения мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации поведения среди несовершеннолетних.
Снижение уровня молодёжного экстремизма требует внимания региональных элит и государственной поддержки институтов гражданского общества, деятельность которых должна быть направлена:
- на профилактику экстремистских проявлений и использование их потенциала в целях патриотического воспитания граждан;
- на обеспечение единства многонационального народа России и формирование в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности;
- на неприятие экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей [13].
Необходима разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму и повышение профессионального уровня педагогических работников.
В целях исключения самой возможности влияния зарубежных религиозных организаций необходимо повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также, применение мер государственной поддержки общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях [14].
Полагаем, что всё это будет содействовать стабилизации общественно-политической ситуации в России, уменьшению случаев проявления радикализма и ксенофобии в обществе, укреплению общественной безопасности, стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений, вырабатыванию гражданского и духовного единства у многонационального народа РФ.
Литература:
Literature:
1. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // СПС «Консультант плюс».
2. Кудряшов К.В. Нарушения прав человека в России: мифы и реальность / К.В. Кудряшов, А.А. Санькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 1. С. 50-57. URL : http://e-koncept.ru/2018/183002.htm (дата обращения 19.08.2020).
3. Аверин А.Н. Участие элиты в противодействии экстремизму / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, А.Ю. Голобородько, Н.Н. Соколов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 10(101). С. 107-111.
4. Воронцов С.А. Основы национальной безопасности Российской Федерации : учебное пособие / С.А. Воронцов, О.В. Локота, А.В. Понеделков. Ростов-н/Д., 2017. 320 с.
5. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте : дис. ... на соиск. уч. ст. д-ра юрид. наук / С.А. Воронцов; Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-н/Д., 2009. С. 57-58.
6. Воронцов С.А. Спецслужбы России : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Ро-стов-н/Д., 2016. Сер. Высшее образование (Издание 4-е, дополненное и переработанное).
7. Методические материалы по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде. URL : https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71293532/
8. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности России // Философия права. 2008. № 2. С. 94-100.
9. Понеделков А.В. О восприятии проблем национальной безопасности на региональном уровне // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 6(36). С. 93-100.
10. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте : автореф. дис. . на соиск. уч. ст. д-ра юрид. наук / С.А. Воронцов; Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-н/Д., 2009. С. 3-5.
11. Голобородько А.Ю. Актуальные направления государственной культурной политики в контексте укрепления культурного суверенитета современной России / А.Ю. Голобородько, А.В. Понеделков, В.В. Стеценко. Ростов-н/Д., 2019.
1. On approving the Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025: Decree of the President of the Russian Federation of 29.05.2020 N 344 // SPS «Consultant plus».
2. KudryashovK.V. Human rights Violations in Russia: myths and reality / K.V. Kudryashov, A.A. San-kova // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2018. № 1. P. 50-57. URL : http://e-koncept.ru/2018/183002.htm (accessed 19.08. 2020).
3. Averin A.N. Participation of the elite in countering extremism / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, A.Yu. Gol-oborodko, N.N. Sokolov // Science and education: economy and economy; business; law and management. 2018. № 10(101). P. 107-111.
4. Vorontsov S.A. Fundamentals of national security of the Russian Federation : textbook / S.A. Vorontsov, O.V. Lokota, A.V. Ponedelkov. Rostov-on/D., 2017. 320 p.
5. Vorontsov S.A. Anti-Extremist activity of state authorities and local self-government in Russia in the institutional and legal context. Dissertation for the degree of doctor of law / S.A. Vorontsov; Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Rostov-on/D., 2009. P. 57-58.
6. Vorontsov S.A. Special Services Of Russia. Textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty «Jurisprudence». Rostov-on/D., 2016. Ser. Higher education (4th Edition, updated and revised).
7. Methodological materials on countering the spread of extremism among young people. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71293532/
8. Vorontsov S.A. Islamic radicalism as a threat to the national security of Russia // Philosophy of law. 2008. № 2. P. 94-100.
9. Ponedelkov A.V. On perception of national security problems at the regional level // Bulletin of Volgograd state University. Series 4: History. Regional studies. International relations. 2015. № 6(36). P. 93-100.
10. Vorontsov S.A. Anti-Extremist activity of state authorities and local self-government in Russia in the institutional and legal context. Abstract of the dissertation for the degree of doctor of law / S.A. Vorontsov; Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Rostov-on/D., 2009. P. 3-5.
11. Goloborodko A.Yu. Actual directions of state cultural policy in the context of strengthening cultural sovereignty in modern Russia / A.Yu. Goloborodko, A.V. Ponedelkova, V.V. Stetsenko. Rostov-on/D., 2019.
12. Воронцов С.А. Патриотизм как базовая ценность российского государственного управления / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков, А.А. Вилков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.
13. Воронцов С.А. Роль и влияние административно-политических элит в процессе обеспечения региональной безопасности на Юге России / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков, Р.Х. Усманов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2(39). С. 234-244.
14. Абдулганеев Р.Р. Совершенствование системы предупреждения распространения идеологии религиозного экстремизма в сфере религиозного образования // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1(15). С. 50-54.
12. Vorontsov S.A. Patriotism as the basic value of Russian public administration / S.A. Vorontsov, A.V. Ponedelkov, A.A. Vilkov // State and municipal management. Proceedings of the SKAGS. 2015. № 3. P. 70-74.
13. Vorontsov S.A. The Role and influence of administrative and political elites in the process of ensuring regional security in the South of Russia / S.A. Vorontsov, A.V. Ponedelkov, R.H. Usmanov // The Caspian region: politics, economy, culture. 2014. № 2(39). P. 234-244.
14. Abdulganeev R.R. Improving the system of preventing the spread of the ideology of religious extremism in the sphere of religious education // Bulletin of the Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2014. № 1(15). P. 50-54.