Научная статья на тему 'Анализ генезиса угроз, продуцируемых сочетанием организованной преступности, терроризма и "цветных революций" в едином механизме гибридной войны и возможные политико-правовые меры по их нейтрализации'

Анализ генезиса угроз, продуцируемых сочетанием организованной преступности, терроризма и "цветных революций" в едином механизме гибридной войны и возможные политико-правовые меры по их нейтрализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
POLITICAL PROCESS / GEOPOLITICS / POLITICAL ELITE / IDEOLOGY / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / NATIONAL SECURITY / CIVIL SOCIETY / ORGANIZED CRIME / HYBRID WAR / "COLOR REVOLUTIONS" / FIFTH COLUMN / TERRORISM / IDEOLOGY OF TERRORISM / EXTREMISM / INTERNATIONAL RELATIONS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЕОПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ИДЕОЛОГИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / "ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ" / ПЯТАЯ КОЛОННА / ТЕРРОРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тишкин Дмитрий Николаевич, Крицкая Анна Александровна

В статье анализируются такие негативные явления, как гибридная война, «цветные революции», организованная преступность, пятая колонна, экстремизм, терроризм и его идеология, дается оценка их влияния, взаимодействия и взаимопроникновения. Авторами предлагаются определенные политико-правовые меры, нацеленные на обеспечение национальной безопасности России и обеспечивающие организацию эффективного противодействия указанным угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Тишкин Дмитрий Николаевич, Крицкая Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE GENESIS OF THREATS PRODUCED BY A COMBINATION OF ORGANIZED CRIME, TERRORISM AND "COLOR REVOLUTIONS" IN A UNIFORM HYBRID WAR MECHANISM AND POSSIBLE POLITICAL AND LEGAL MEASURES TO THEIR NEUTRALIZE

The article analyzes such negative phenomena as the hybrid war, «color revolutions», organized crime, the fifth column, extremism, terrorism and its ideology, and their influence, interaction and interpenetration are assessed. The authors propose certain political and legal measures aimed at ensuring the national security of Russia and ensuring the organization of effective counteraction to these threats.

Текст научной работы на тему «Анализ генезиса угроз, продуцируемых сочетанием организованной преступности, терроризма и "цветных революций" в едином механизме гибридной войны и возможные политико-правовые меры по их нейтрализации»

УДК 323 (470) + 327 ББК 66.3

Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitriy Nikolayevich

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.

Deputy Head of the Department of Tactical and Special Training of the Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]

Крицкая Анна Александровна Kritskaya Anna Alexandrovna

доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации кандидат политических наук.

Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopolitics of the South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Politics. E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА УГРОЗ, ПРОДУЦИРУЕМЫХ СОЧЕТАНИЕМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ТЕРРОРИЗМА И «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» В ЕДИНОМ МЕХАНИЗМЕ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ

ПО ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Analysis of the genesis of threats produced by a combination of organized crime, terrorism and «color revolutions» in a uniform hybrid war mechanism and possible political and legal measures to their neutralize

В статье анализируются такие негативные явления, как гибридная война, «цветные революции», организованная преступность, пятая колонна, экстремизм, терроризм и его идеология, дается оценка их влияния, взаимодействия и взаимопроникновения. Авторами предлагаются определенные политико-правовые меры, нацеленные на обеспечение национальной безопасности России и обеспечивающие организацию эффективного противодействия указанным угрозам.

Ключевые слова: политический процесс, геополитика, политическая элита, идеология, транснациональные корпорации, национальная безопасность, гражданское общество, организованная преступность, гибридная война, «цветные революции», пятая колонна, терроризм, идеология терроризма, экстремизм, международные отношения.

На современном историческом отрезке можно выделить различного рода динамические изменения международной обстановки, которые связаны с рядом важных факторов для каждого государства. Например, с масштаб-

The article analyzes such negative phenomena as the hybrid war, «color revolutions», organized crime, the fifth column, extremism, terrorism and its ideology, and their influence, interaction and interpenetration are assessed. The authors propose certain political and legal measures aimed at ensuring the national security of Russia and ensuring the organization of effective counteraction to these threats.

Keywords: political process, geopolitics, political elite, ideology, transnational corporations, national security, civil society, organized crime, hybrid war, «color revolutions», fifth column, terrorism, ideology of terrorism, extremism, international relations.

ным переделом сфер мирового влияния, развитием и внедрением в политическую реальность новых геостратегий ведущих держав, с борьбой за материальные, духовные, информационные ресурсы, с выходом на мировую

арену новых политических акторов, сменой власти и так далее.

Политическая наука наряду с психологией, социологией и конфликтологией не менее подробно изучает природу, сущность и особенности различного рода конфликтов между социальными группами, общественными институтами, государствами и даже целыми циви-лизационными кластерами. Исследованием этих областей социальной реальности в политологии занимается геополитика, являющаяся одним из интеллектуальных и очень влиятельных направлений научной мысли, в исследовательское поле которой попадают военно-политические и внешнеполитические государственные стратегии, принятие долгосрочных стратегических решений, прогнозирование на базе анализа конфликтов, начиная от локальных и заканчивая международными. В связи со сложностью объекта изучения данной общественной науки ученые так и не пришли к ее единому общепринятому определению, принимая при этом за базис положение о том, что это научное мировоззрение, отражающее влияние на политику географического фактора.

По мнению доктора военных наук К. В. Сив-кова, «в структуре деятельности общества геополитика занимает высшее по иерархии место», формируя стабильное и устойчивое общество, «задавая длительно действующие цели-ориентиры для других более частных по отношению к ней областей - политики, экономики, науки» [1].

Но не стоит забывать, что весь смысл геополитики, а также геополитического обоснования какого-либо явления либо процесса, например, терроризма, сводится к определенному дуализму - фундаментальной основе существования политической реальности - полюсам атлантизма и евразийства. Эти понятия намного шире обычных политических полюсов, под которыми подразумеваются сверхдержавы и в некоторых случаях мощные региональные державы. Атлантизм и евразийство - это основная, первоначальная ступень разделения современных цивилизационных кластеров.

З. К. Бжезинский озвучивал позицию о том, что в этом разделении и кроется одна из главных причин международного терроризма, параллельно в других высказываниях раскрывая сущность глобальной политики (лоббируемой

транснациональными корпорациями), им открыто декларировалось стремление построить «новый мировой порядок против России, за счет России и на обломках России» [2].

К. В. Сивков, заложив в базис своих исследований существование в геополитике таких основополагающих понятий, как «морская и континентальная цивилизации», доминантой существования первой выделяет преобладание идеологии власти денег во всех сферах общества, а во второй - преобладание созидательных и общинных ценностей, при этом выводя основной геополитический закон о «противоположности фундаментальных основ жизни морской и континентальной цивилизаций, исключающей возможность их взаимопроникновения - конвергенции» [1].

Известный ученый-геополитик Л. Г. Ивашов приходит к выводу о том, что, опираясь на латентные клубы людей со сверхдоходами и транснациональные корпорации, сосредоточившие в своих руках огромную власть и глобальные энергоресурсы земли, мировая финансовая олигархия сумела взять под тотальный контроль цивилизации как Востока, так и Запада [3, с. 175].

В России, действующей все решительнее в отстаивании своих как национальных, так и геополитических интересов (возвращение Крыма), благодаря своему лидеру в 2015 году была принята новая Стратегия национальной безопасности (далее - Стратегия), продемонстрировавшая более жесткий и независимый подход к проблемам данной сферы государственной деятельности. В Стратегии, по сравнению с ранее действующей, четко определено положение РФ в современном мировом пространстве, обозначены и описаны источники угроз, а также дана оценка наращиванию силового потенциала Североатлантического альянса (НАТО), сопровождающегося приближением его военных инфраструктур к нашим границам и взявшего на себя глобальные мировые функции в нарушение норм международного права, создавая очаги напряженности по всему миру и активизируя миграционные процессы. Проявление политики двойных стандартов со стороны США и их союзников по отношению к различным террористическим организациям, а, в частности, Исламского государства, приводят к укреплению влияния терроризма в мире, способствуют

свержению легитимных политических режимов, обрекая на внутригосударственную нестабильность многие страны, создавая новые «горячие точки» и одновременно превращая эти государства в плацдарм для «распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма» [4].

Несмотря на очевидность указанных в Стратегии источников угроз, российская политическая элита не всегда демонстрирует четкое и ясное понимание истинных стратегических противников РФ. В этой связи экспертами отмечается тенденция по навязыванию для населения нашей страны в качестве вражеского объекта номер один и исламского фундаментализма, международного терроризма, не взирая на очевидность того, что эти негативные явления во многом искусственно выращиваются и финансируются глобальным Западом.

В русле исследования необходимо четкое понимание соотношения и взаимопроникновения такого понятия, как экстремизм, подпитывающего терроризм идейно и духовно, при этом одновременно содействуя его развитию, собственно, с самим терроризмом. В целом экстремизм произрастает из крайностей восприятия жизни общества, а терроризм, в свою очередь, является производной от крайностей экстремизма [5].

В п. 43 Стратегии к основным угрозам отнесены: деятельность как террористических, так и экстремистских организаций; деятельность общественных объединений радикального толка, «использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, направленную на...дестабилизацию ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; деятельность различного рода преступных формирований, включая транснациональные; а также коррупция» [4].

На заседании коллегии ФСБ России в рамках подведения итогов 2018 года В. В. Путин особенно отметил наличие очагов насилия и нестабильности как у границ Российской Федерации, так и в различных регионах мира, что служит базой для активности террористических объединений, распространяющих свое влияние на территорию нашей страны, а весь личный состав органов безопасности Прези-

дент нацелил на продолжение последовательной, жесткой и непримиримой борьбы с любыми проявлениями террора. В своем выступлении В. В. Путин озвучил десятилетнюю положительную динамику по сокращению количества преступлений террористической направленности (2008 год - 997, 2018 год - 9), выделив сохраняющееся относительно высокое число предотвращенных терактов (порядка 20 ежегодно), при этом акцентировал внимание на следующих существенных моментах: необходимости продолжения эффективной оперативной работы на опережение; внедрении новых форм и методов противодействия указанным угрозам; активизации превентивных действий по изобличению вербовщиков и сообщников террористов; перекрытии каналов поступления оружия и финансов, а также пресечении пропагандистской деятельности радикально-экстремистских элементов в сети Интернет. Национальный антитеррористический комитет в лице его руководства должен держать эту системную деятельность под постоянным контролем [6].

Идеология террора, как и сам террор, нашли широкое применение среди элитарных классов еще в эпоху Просвещения, становясь удобным инструментарием государственной политики. Эти традиции, институциализиро-ванные во Франции в XVIII веке, стремительно распространились по всему Европейскому континенту, явившись надежным подспорьем для властных элит того времени. Соответственно, неудивительна и весьма логично выглядит современная практика применения таких методов в качестве долгосрочных внутригосударственных и международных манипуляций наследниками западноевропейских завоевателей Северо-Американского континента в лице либерально-демократических кланов США.

Текущий исторический момент охарактеризован безудержным стремлением США не допустить утраты своего глобального лидерства, временно достигнутого в результате холодной войны (1945-1991) и разрушения СССР, что в целом определяет современную эволюцию мировой военно-политической обстановки, давая толчок к широкому распространению новых форм ведения войн, связанных как со значительным увеличением количества субъектов войны, так и с появлением вариативных комбинаций, сочетающих в себе

вооруженные и невооруженные методы и средства насилия.

у» ^ ____ ______

В этой связи представляется актуальной концепция так называемой гибридной войны, привлекающая внимание исследователей своей феноменальностью, заключающейся в следующих параметрах: латентном характере конфликта, сложности его внутренней структуры, интегрированности противостояния и большой длительности, а, главное, отсутствии определенного и легитимно закрепленного в международных документах статуса.

Гибридные войны, обобщенно понимая, можно охарактеризовать как принципиально новый тип организованного насилия, сочетающего в себе смесь «боевых действий, организованной преступности и массовых нарушений прав человека» [7], в которых принимают участие глобальные и локальные акторы, а также властные и негосударственные структуры. Гибридные войны в сочетании с «цветными революциями» ведутся для достижения, обеспечения и сохранения глобального доминирования Западной цивилизации, продиктованного интересами «транснациональных корпораций и частных компаний, с использованием высокоточного оружия, тактик скрытого проникновения, односторонних и незаконных мер принуждения в виде экономических санкций, ки-беропераций, террора и дестабилизации, "пятой колонны", манипулирования толпой» [7] и объединенных общим замыслом по предварительному ослаблению, хаотизации «оккупируемых территорий» (стран-мишеней), сопровождаемых интенсивным информационно-психологическим прессингом на сознание правящих элит и населения.

Эксперты-элитологи в связи с приведенным определением полагают, что «опасность "цветных революций" в РФ будет сохраняться до тех пор, пока доминирующими элитами не будут предложены новые практически реализуемые ценности» [8, с. 58].

Авторитетным экспертом в области обороны и нацбезопасности генерал-майором ФСБ России в отставке А. Г. Михайловым выражена особенная точка зрения о том, что в РФ, к сожалению, элита отсутствует, так как не является продуктом длительной селекции, а лишь назначается «сверху», при этом у некоторых ее представителей полностью атрофированы такие понятия, как Родина, патриотизм, правила

поведения и этикета, при этом имеется двойное гражданство. А. Г. Михайлов в связи с арестом по подозрению в госизмене помощника полпреда по Уральскому федеральному округу А. В. Воробьева заявил, что ни один чиновник, работающий в госорганах, не должен иметь двойного гражданства. Говоря об аресте высокопоставленных сотрудников силовых структур, им выражена особенная позиция: «За коррупцию судить не надо, надо судить за государственную измену», так как наносится ущерб не материальный, а наносится сокрушительный удар по авторитету государства [9].

По мнению известного эксперта А. А. Бар-тоша, мощнейшим источником гибридной агрессии представляется международный терроризм, манипулируемый внешними силами, которые, в свою очередь, умело задействуют заблаговременно вскормленную пятую колонну широкого спектра - от представителей радикального ислама до экстремистско-оппози-ционного населения, разделяя и стравливая граждан одной страны между собой [10]. Причем данным экспертом к числу наиболее актуальных проблем, препятствующих эффективному противодействию гибридным войнам в России, причислены такие, как «неразвитость системы сдержек и противовесов между ветвями власти, .. .несовершенство и несправедливость социально-экономических отношений, отсутствие объединяющей национально-государственной идеи» [11, с. 128], а негативный разрушительный потенциал описываемого феномена многократно возрастает при применении методик стратегического прогнозирования и планирования этого процесса.

В контексте проблемы необходимо отметить высказывание знаменитого прусского политика Отто фон Бисмарка, первого канцлера Германской империи, о том, что «русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет, но можно привить ложные ценности, и тогда они победят сами себя» [12].

На стратегическом уровне противостояния операции гибридных войн охватывают все сферы жизнедеятельности страны-мишени, в первую очередь подрывая моральный дух населения и сотрудников силовых структур, обеспечивающих безопасность, навязывая ложные ценностные категории, подавляя способность нации к активному и организован-

ному сопротивлению, при этом действуя высокотехнологично и дистанционно (без оккупации территорий), посредством пятой колонны, то есть не просто чужими руками, а руками самой жертвы агрессии.

В целях реализации положений вышеуказанной Стратегии, а также Концепции противодействия терроризму в РФ разработан и успешно реализуется Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, в качестве приоритетов актуализирующий такие направления, как формирование у населения антитеррористического сознания, совершенствование мер информационно-идеологического характера, оптимизация мер, способствующих повышению эффективности функционирования субъектов противодействия терроризму [13].

Экспертным сообществом дается положительная оценка советского периода в части несостоятельности вербовочных мероприятий террористической направленности в молодежной среде, а в зеркальном отражении находится современная ситуация в России, связанная с сознательным разрушением советской идеологической парадигмы и до сих пор не выработанной стратегией эффективного просветительского и воспитательного процесса становления молодежи [14], позволяющая эффективно проводить подобные вербовки.

В качестве еще одного положительного примера проявления активной жизненной позиции подрастающей советской молодежи можно привести институт так называемых оперативных отрядов и комсомольского прожектора, формировавшихся на базе комсомольских организаций в каждом вузе СССР, опыт которых будет полезен и в настоящее время. Суть этих подразделений сводилась к тому, что из активистов-комсомольцев выбирали и назначали стажерами в качестве кандидата в члены «оперативного отряда» или «комсомольского прожектора» (стажерский стаж доходил до одного года) наиболее подготовленных, обладающих высокими морально-деловыми качествами студентов, способных в свободное от учебы время выполнять общественную работу. Численность «оперативного отряда» составляла около 50 человек, а штаба «комсомольского прожектора» около 10-12 человек. При этом членам штаба «комсомольского прожектора» выдавались соответствую-

щие удостоверения, предоставляющие право полного контроля учебной, административной и хозяйственной деятельности вуза, а членам «оперативного отряда» - удостоверения внештатных сотрудников милиции по линии уголовного розыска или отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (аналог нынешних подразделений экономической безопасности). Студенты-активисты, входящие в указанные организации, гласно привлекались к охране общественного порядка, помогая милиции пресекать правонарушения и преступления, а также в случае служебной необходимости (в основном по собственной инициативе) участвовали в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых оперативными подразделениями как МВД, так и КГБ СССР, являясь одновременно достоверными источниками получения различной информации. Подобные мероприятия доставляли множество хлопот коррупционерам того времени, приводя многих в места лишения свободы, так как террористические проявления были неактуальны.

В настоящее время во многих учреждениях имеются отдаленно напоминающие вышеуказанные формирования - народные дружины, но они не обладают ни полномочиями советского периода, ни, самое главное, идеологической мотивацией, присущей молодежным активистам Советского Союза.

Для системного и оптимально эффективного противодействия комплексу угроз, продуцируемых гибридными войнами, а также ее составными частями - терроризмом с его идеологией, организованной преступностью и «цветными революциями» - необходимо также обратить внимание на мнение исследователей, полагающих, что «метод индикаторов может быть успешно применим в современных условиях для прогнозирования различных видов угроз» [15, с. 40], поэтому применительно к исследуемой проблеме целесообразно, усилив взаимодействие правоохранителей различных сфер с институтами гражданского общества и научно-экспертной средой, при ведении борьбы с вышеуказанными негативными явлениями использовать метод индикаторов, повысив его эффективность за счет умелого сочетания результатов, прогнозов, всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий и главное - профессионально подготовленной агентуры.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что с целью обеспечения национальной безопасности России, а также парирования угроз, продуцируемых сочетанием организованной преступности, терроризма и «цветных революций» в едином механизме гибридной войны, возможно принятие следующих политических решений: утверждение и легитимизация объединяющей национально-государственной идеи; «создание госструктур, объединяющих усилия всех органов государственной власти, задействованных в противодействии угрозам, продуцируемым гибридными технологиями» [16, с. 101]; максимальная мобилизация «усилий всего социума и силового блока, обеспечивая эффективную информационную и кадровую политику, базирующуюся на патриотическом воспитании населения РФ» [17, с. 68]; ужесточение уголовной ответственности для госслу-

жащих, имеющих двойное гражданство; восстановление института «оперативных отрядов» на правовой базе Федерального закона Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и приказа МВД России от 10.01.2012 № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции», но значительно расширив круг полномочий. Целесообразно также при принятии стратегических решений использование метода индикаторов как источника наиболее достоверного прогнозирования, усилив при этом сотрудничество между спецслужбами и экспертным сообществом, умело сочетая результаты прогнозов, весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а главное - профессионально подготовленную агентуру.

Литература

1. Сивков К. В. Основные направления геополитического развития Российской Федерации на период до 2050 года. URL: http:// www.ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/ 154-n2011-03-26-1622.

2. Збигнев Бжезинский - «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России». URL: https:// www.politforums.net/other/1437933628.html.

3. Ивашов Л. Г. Радикальная доктрина Но-вороссии. М., 2014.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 31 декабря.

5. Воронцов С. А. О слабых звеньях в системе предупреждения экстремизма и терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 9 (100).

6. Заседание коллегии Федеральной службы безопасности. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59978.

7. Бартош А. А. Гибридная война - угроза третьей ступени. Россия и Запад остановились на поворотном пункте // Военно-промышленный курьер. 2019. Вып. № 27 (790). URL: https:// www.vpk-news.ru/articles/51453.

8. Артюхин О. А., Крицкая А. А., Рожок С. Н., Вергуш А. В. «Цветные револю-

Bibliography

1. Sivkov K. V. The main directions of the geopolitical development of the Russian Federation for the period up to 2050. URL: http://www. ozakaz.ru/index.php/articles/n-15-06-2007/154-n 2011-03-26-1622.

2. Zbignev Bzhezinskij - «The new world order will be built against Russia, on the ruins of Russia and at the expense of Russia». URL: https:// www.politforums.net/other/1437933628.html.

3. Ivashov L. G. The radical doctrine of New Russia. Moscow, 2014.

4. Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 № 683 «On the national security Strategy of the Russian Federation» // Russian newspaper. 2015. December 31.

5. Vorontsov S. A. On the weak links in the system of preventing extremism and terrorism // Science and education: farming and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. № 9 (100).

6. Meeting of the board of the Federal security service. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/59978.

7. Bartosh A. A. Hybrid warfare is a third-level threat. Russia and the West stopped at a turning point // Military-industrial courier. 2019. Issue № 27 (790). URL: https://www.vpk-news.ru/ articles/51453.

8. Artyukhin O. A., Kritskaya A. A., Rozhok S. N., Vergush A. V. «Color revolutions»

ции» как угроза гражданскому единству: эли-тологический подход // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 4 (95).

9. Рычкова Е. Генерал ФСБ Александр Михайлов: «Коррупция - это тоже государственная измена». URL: https://www.nakanune.ru/ar-ticles/115297/.

10. Бартош А. А. Гибридная война - переход от неудач к победе. URL: https://vpk.name/

news/217343_gibridnaya_voina__perehod_

ot_neudach_k_pobede.html.

11. Бартош А. А. Туман гибридной войны. Неопределенности и риски конфликтов XXI века. М., 2019.

12. Цитаты. Отто фон Бисмарк. URL: http:// tsitaty.com.

13. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 28.12.2018 № Пр-2665). URL: https://xn—b1aew.xn—p1ai/ upload/site 15/notmativnye_akty_2017/Kom-pleksnyy_plan_protivodeystviya_ideologii_terro-rizma_2019-2023.pdf.

14. Воронцов С. А., Понеделков А. В., Ус-манов Р. X. О «слабых звеньях» в системе противодействия идеологии терроризма // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 2 (51).

15. Власова М. Г. Прогнозирование в разведке: метод индикаторов в современных условиях // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3.

16. Тишкин Д. Н., Митин А. И., Солда-тов Н. Ф. Историко-институциональный подход к принятию Российской Федерацией ответных политических мер для противодействия угрозам, продуцируемым «гибридными технологиями», в системе международных отношений // Философия права. 2019. № 3 (90).

17. Зубенко В. В., Тишкин Д. Н., Шувалов А. П. Историко-институциональный подход к принятию политических решений в сфере противодействия РФ различным формам организованной преступности в системе международных отношений // Философия права. 2019. № 2 (89).

as a threat to civil unity: an elitological approach // Science and Education: farming and economics; entrepreneurship; law and management. 2018. № 4 (95).

9. Rychkova E. FSS General Alexander Mikhailov: «Corruption is also high treason». URL: https://www.nakanune.ru/articles/115297/.

10. Bartosh A. A. Hybrid war - the transition from failure to victory. URL: https://vpk.name/

news/217343_gibridnaya_voina__perehod_

ot_neudach_k_pobede.html.

11. Bartosh A .A. Fog of hybrid warfare. Uncertainties and risks of conflicts of the 21st century. Moscow, 2019.

12. Quotes. Otto von Bismarck. URL: http:// tsitaty.com.

13. A comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023 (approved by the President of the Russian Federation 28.12.2018 № Pr-2665). URL: https://xn—b1aew.xn—p1 ai/upload/site15/ notmativnye_akty_2017/Kompleksnyy_plan_ protivodeystviya_ideologii_terrorizma_2019-2023.pdf.

14. Vorontsov S. A., Ponedelkov A. V., Us-manov R. Kh. On the «weak links» in the system of counteracting the ideology of terrorism // Caspian region: politics, economy, culture. 2017. № 2 (51).

15. Vlasova M. G. Forecasting in intelligence: the method of indicators in modern conditions // Bulletin of the peoples friendship University of Russia. Series: International relations. 2015. Vol. 15. № 3.

16. Tishkin D. N., Mitin A. I., Soldatov N. F. The historical and institutional approach to the adoption by the Russian Federation of reciprocal political measures to counter the threats posed by «hybrid technologies» in the system of international relations // Philosophy of law. 2019. № 3 (90).

17. Zubenko V. V., Tishkin D. N., Shuvalov A. P. Historical and institutional approach to political decision-making in the field of countering the Russian Federation to various forms of organized crime in the system of international relations // Philosophy of law. 2019. № 2 (89).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.