ность всех цветов и оттенков, использованных в художественных произведениях, общее впечатление от цветового строя картины, характера подбора тонов [4, с. 12]. Холодный, тёплый, серебристый, мрачный, воздушный, эти названия вариантов колористического строя произведения приводят к мысли, что большое значение в его определении имеет эмоционально-психологическая оценка произведения зрителем и цветовые представления самого художника, его художественного направления.
Таким образом, художественный образ в дизайне современного костюма - это гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде. Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно подразделяется на два этапа. К первому относится возникновение образной идеи, воплощенной в виде форм, линий, цвета и фактуры материала. Ко второму - создание целостного художественного образа единства костюма и человека.
Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма. Выбирать свой цвет рекомендуется, учитывая свой тип внешности и использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй - подчеркивать его и оттенять, а третий - расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.
При монохроматическом сочетании цветов используется только один цвет, но со всем многообразием тонов - от самых светлых до самых темных. Очень важна так называемая созвучность оттенков, находящихся в одном цветовом ряду. Например, синий цвет взаимосвязан с фиолетовым, зеленым и голубым. Оттенки могут располагаться ближе к первому, второму или третьему ряду, позволяющим изменять в разных деталях одежды яркость и насыщенность цвета. Это могут быть неоновый или цвет морской волны, а также васильковый, небесно-голубой, лазурный. Названия оттенков фиолетового цвета переданы через названия цветков: лиловый, фиалка, лавандовый и сиреневый. Бирюзовый, салатовый, аквамарин, изумрудный и оливковый -оттенки зелёного. У оранжевого цвета не менее богатая палитра красок: медовый, рыжий, морковный, апельсиновый, янтарный
Библиографический список
(включает группу оттенков от желтого до коричневого), коричневый, который получается благодаря слиянию серого и оранжевого. А у красного - алый, розовый, кармин, бордо, багряный, багровый и кардинал [6, с. 47].
Ахроматическое сочетание цветов позволяет использовать чёрный, серый и белый с обязательным добавлением ярких цветных акцентов, выраженных с помощью аксессуаров: брошей, браслетов, шарфика. При комплиментарном сочетании цветов используются контрастные цвета. Таким образом, при грамотном использовании цветовой палитры, сочетание цветов удачно дополняют друг друга, создавая баланс и гармонию в художественном образе. Выбор цвета будущих коллекций каждого нового сезона всегда определяется разработками Института цвета РапЬпе - мирового авторитета в области цвета и цветовых стандартов для индустрии моды и дизайна.
В результате исследования вопроса роли цвета в композиции костюма стало очевидным, что цвет в костюме в совокупности с формой даёт богатые по своему содержанию произведения. Используя цвет в качестве средства выражения художественного образа, следует учитывать характер физиологического воздействия цвета на человека, физические и эмоциональные ассоциации, вызываемые цветом. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Цвет в композиции костюма - это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи некой информации и является неоспоримым преимущественным условием при создании гармоничного дизайна костюма конкурентно способного в современных рыночных отношениях.
Специфика творчества в дизайне костюма заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Но и с его помощью происходит преодоление сложившихся стереотипов в отношении человека к самому себе, навыках, движениях, манере держаться, поведении в целом. Вещи, созданные дизайнером, создают не только новую вещественность, но и новую человечность. Данную функцию легко представить в дизайне одежды. Модельеры систематически обращаются к элементам истории и культуры и находят в них новые решения, которые позволяют им создавать уникальные коллекции.
1. Нестерова М.А. Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды. Автореферат ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.
2. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ляхова Н.Б., Финащина Е.М. Композиция костюма. Москва, 2003.
3. Шокорова Л.В., Киселева Н.Е. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2-х ч. Тамбов: Грамота, 2014; 9 (47); Ч. II: 203 - 205.
4. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Москва: Легпромбытиздат, 1997.
5. Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1990.
6. Брызгов Н.В. Функции цвета в различных видах искусства. Искусство и образование. Москва, 2009; № 4.
References
1. Nesterova M.A. Telopodobnyj i formoobrazuyuschij kostyumy kak dve tendencii v istorii evropejskoj mody. Avtoreferat ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.
2. Gusejnov G.M., Ermilova V.V., Lyahova N.B., Finaschina E.M. Kompoziciya kostyuma. Moskva, 2003.
3. Shokorova L.V., Kiseleva N.E. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya iiskusstvovedenie. Voprosy teoriiipraktiki: v 2-h ch. Tambov: Gramota, 2014; 9 (47); Ch. II: 203 - 205.
4. Parmon F.M. Kompoziciya kostyuma. Odezhda, obuv', aksessuary. Moskva: Legprombytizdat, 1997.
5. Platov Yu.T., Isaev S.M. Cvet, motiv, vybor. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1990.
6. Bryzgov N.V. Funkcii cveta v razlichnyh vidah iskusstva. Iskusstvo i obrazovanie. Moskva, 2009; № 4.
Статья поступила в редакцию 03.11.15
УДК 37
Kudrin V.S., postgraduate (Pedagogy), Lieutenant Colonel of Police, instructor-methodologist, Center of Command and Staff
Training, Academy of Management, Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
THE EXTREMIST ACTIVITIES OF YOUTH: CLASSIFICATION, FORMS AND TYPES. The article discusses the extremist activities of youth as one of phenomena of modern socio-cultural situation in a changing paradigm of the modern society. The author analyzes approaches of researchers to this phenomenon through the definition of its forms and types, classification of organizations of an extremist nature. It is emphasized that the phenomenon of extremism, including the extremism of youth is an urgent problem in the Russian society in the XXI century. It not only has slowed down the social development and personal formation, but also has become a threat to the security of our country and humanity in general. The article notes that the problem of extremism arise, where there is a confrontation and collision with concrete manifestations of intolerance, aggression and confrontation, and that extremism is a multifaceted, multilayered and heterogeneous phenomenon, defined as a commitment to extreme measures and opinions, reject-
ing the existing social norms and cultural components. The manifestations of extremism are of nationalist, religious, environmental, political character. As formed by sustainable types of extremist activity on the basis of the criterion determining the specific nature of the extremist affect of the subjects of extremism on their opponents, and nature of solving the problems, there are five main types of extremist activity: organized extremist activity, terrorism, open illegitimate violence, exploring the open political military pressure on the opposing side, advocacy of open and covered types. The analysis of studies on this issue enables the author to draw conclusions that: a) extremism is a multifaceted phenomenon, and each of its forms is specific in different regions of the Russian Federation; b) classifications of extremism, proposed by different researchers, allow systematizing its types and forms and determine the required preventive actions for identification and prevention of extremism in young people's environment, and to form new systems and appropriate measures preventing the unlawful actions of young people by the law enforcement agencies and institutions of education and culture.
Key words: extremism, extremist classification of youth organizations, youth, extremism of youth, socio-cultural phenomenon, form of extremism, extremism.
В.С. Кудрин, соискатель степени канд. пед. наук, подполковник полиции, преподаватель-методист Центра
командно-штабных учений, Академия управления МВД России, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЁЖИ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ
В статье рассматривается экстремистская деятельность молодёжи как один из феноменов современной социально-культурной ситуации в меняющейся парадигме современного общества. Автор анализирует подходы исследователей к данному явлению через определение его форм и видов, классификацию организаций экстремистской направленности. Подчёркивается, что феномен экстремизма, включая молодёжный экстремизм, как актуальная проблема в российском обществе в ХХ1 веке стал не только тормозом общественного развития и формирования личности, но и угрозой безопасности нашей страны и человечества в целом. В статье отмечается, что проблемы экстремистского толка возникают там, где имеется противостояние и столкновение с конкретными проявлениями нетерпимости, агрессии и противоборства, что экстремизм - это многогранное, многослойное и неоднородное явление, определяющееся как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы и культурные составляющие. По формам проявления экстремизм делится на националистический, религиозный, экологический, политический. По сформировавшимся устойчивым видам экстремистской деятельности на основе критерия, определяющего специфический характер экстремистского воздействия субъектов экстремизма на их противников, а также характер решаемых при этом задач, выделяют пять основных видов экстремистской деятельности: организационная экстремистская деятельность, терроризм, открытое нелегитимное насилие, осуществление открытого политического силового давления на противостоящую сторону, информационно-пропагандистская деятельность открытого и скрытого характера. Анализ исследований по данной проблеме позволяет автору сделать выводы о том, что: а) экстремизм - явление многогранное, все его виды и каждая из его форм весьма специфичны и в различных субъектах Российской Федерации проявляются по-разному; б) предлагаемые разными исследователями классификации экстремизма позволяют систематизировать его виды и формы и определить необходимые профилактические мероприятия по выявлению и предупреждению экстремизма в молодёжной среде, формировать новые установки и соответствующие меры пресечения противоправных действий молодёжи со стороны органов внутренних дел и институтов образования и культуры.
Ключевые слова: виды экстремизма, классификация молодёжных экстремистских организаций, молодёжь, молодёжный экстремизм, социально-культурный феномен, формы экстремизма, экстремизм.
Экстремизм как социальное явление, характеризуется практически всеми исследователями с позиций своей сложности и неоднородности. Как социально-культурный феномен экстремизм тоже представляет собой многогранное, многослойное и неоднородное явление, определяющееся как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы и культурные составляющие. В случае проявления молодёжного экстремизма как социально-культурного феномена его характеристику, как правило, связывают с проявлениями юношеского максимализма, при которых присутствует постоянное желание противостоять, противодействовать, проявлять агрессию, осуществлять неприятие других взглядов, при этом возможными и приемлемыми считаются только две крайние позиции - «чёрное» или «белое».
Подобные действия ведут молодых людей к действиям экстремистского характера со свойственной им экспрессивностью, необходимостью выделиться в общей массе, нетерпимостью по отношению к другим людям, отличающимся по каким-либо параметрам, при этом не обязательно у этих людей другой цвет кожи, другая национальность или иное вероисповедание, это может быть другой уровень образования, другой уровень материального благосостояния, просто иные взгляды на события и явления.
Учитывая, что процесс духовно-нравственных преобразований, происходящих в настоящее время в нашем обществе, характеризуется отсутствием патриотической идеи, расслоением общества по материальным благам, политическим взглядам, жизненным ценностям, стимулам, установкам и мотивам, все более просматриваются ослабевающие социально-психологическая и социально-культурная ориентации молодёжи на толерантность, готовность к сотрудничеству и склонность к компромиссам во всех сферах жизнедеятельности, со всеми возрастными категориями, в профессиональных и деловых кругах. В молодёжной среде все больше находят проявление и оказывают отрицатель-
ное влияние на молодёжь самые разнообразные, зачастую противоречивые мотивы и социальные ценности, которые не только временно дезориентируют молодое поколение, но и оказывают отрицательное влияние на развитие каждой личности в отдельности и общества в целом. Основные тенденции молодёжного экстремизма в современной социально-культурной ситуации как одного из негативных явлений рассмотрены нами в статье [1].
В молодёжной среде экстремизм, выступающий как негативное социально-политическое явление, имеет сложную структуру. Основными составляющими этой структуры, как явления, выступают идеологический, деятельностный и организационный аспекты.
Ю.И. Авдеев отмечает сложность каждого из них, характеризуя данные аспекты в рамках молодёжного экстремизма. Говоря об идеологическом аспекте экстремизма в молодёжной среде, автор указывает, что он «выражается в тех или иных теориях, концепциях (и т. п.) экстремистской направленности (прокоммунистического, неонацистского, анархистского характера и др.), предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества.
Организационный аспект экстремизма в молодёжной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определенной экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности и т. п.
Деятельностный аспект экстремизма в молодёжной среде, или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии на противников экстремистов - объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер и т. д. Он носит целенаправленный
характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций» [2, с. 343].
Определённый интерес представляет материал, опубликованный С.А. Сергеевым по теме: «Исследования экстремизма и радикализма в зарубежных и отечественных социальных науках», в котором доктор политических наук дает характеристику количественному анализу выполненных по данному направлению диссертационных работ. В орбиту анализа ученого попадает и 45 диссертаций, связанных с проблемами экстремизма и молодёжного экстремизма. При этом, предваряя анализ, автор подчёркивает, что «нередко в качестве специфической разновидности экстремизма (и радикализма) выделяется молодёжный экстремизм (радикализм) - и далее, цитируя РМ. Афанасьева, считающего, что «экстремизм в молодёжной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодёжи как особой социальной группы и специфической категории населения» -С.А. Сергеев отмечает, что «в этом, конечно, можно усмотреть
этих видов лежит критерий, определяющий специфический характер экстремистского воздействия субъектов экстремизма на их противников, а также характер решаемых при этом задач.
По данному критерию выделяют пять основных видов экстремистской деятельности: организационная экстремистская деятельность, терроризм, открытое нелегитимное насилие, осуществление открытого политического силового давления на противостоящую сторону, информационно-пропагандистская деятельность открытого и скрытого характера. Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеризуется с точки зрения проявления его в процессе экстремистской деятельности. В Методических рекомендациях по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде (разработаны Минспорттуриз-мом России совместно с МВД России и ФСБ России) содержится характеристика проявления экстремизма каждого из этих видов деятельности [5].
В указанных методических рекомендациях по идеологической составляющей экстремистов классифицируют по пяти группам, как представлено нами в табл. 1.
Таблица 1
Классификация экстремистов по идеологической составляющей
№№ п.п. Название экстремистской организации, группировки Наименование и характеристика входящих в состав групп
1. националисты ксенофобы, неофашисты, неонацисты
2. радикалы в области социально-экономических вопросов «оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты, анархо-коммуни-сты и т. д.
3. религиозные экстремистские формирования ваххабиты, сатанисты и т. п.
4. экологические и культуро-охранные (так называемые «зеленые») экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты окружающей природной среды, сохранения памятников истории, архитектуры и культуры, борьбы с глобализацией
5. мимикранты под видом экстремистской деятельности данными группами совершаются преступления обще криминального характера
некоторое нарушение логических принципов классификации (есть молодёжный экстремизм, но нет экстремизма зрелого возраста или экстремизма пожилых), но данный термин де-факто укоренился со времен «молодёжной революции» 1960-х гг. в странах Западной Европы и США. Одним из первых отечественных исследователей экстремизма в молодёжной среде в социологическом аспекте является санкт-петербургский социолог А.А. Козлов» [3].
Таким образом, следует заметить, что молодёжный экстремизм выделяется в исследованиях в классификациях экстремизма в самостоятельный вид.
Экстремизм имеет различную идеологическую ориентацию и целевую направленность. Он может вторгаться в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные, межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические.
В основе разделения экстремизма, включая молодёжный, на отдельные формы и виды лежат определённые критерии. В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» [4, с.450].
В соответствии с данным определением в основе принятого разделения экстремизма на отдельные формы лежит критерий «всесторонности», по которому они классифицируются как:
1. Националистический (радикализм в целях защиты интересов одной нации).
2. Религиозный (нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий).
3. Экологический (крайние действия, направленные на незамедлительное закрытие вредных производств, вне зависимости от экономических возможностей).
4. Политический (радикальная деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, насильственный захват либо насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности, публичные призывы к противоправным действиям и иное применение насилия в политических целях).
В настоящее время сформировалось несколько устойчивых видов экстремистской деятельности. В основе классификации
Анализ исследований по проблемам экстремизма и экстремистской деятельности позволяет выделить работы авторов, в которых представлено их видение классификации экстремистских организаций. Например, В.А. Смирнов в своём исследовании выделяет два основания для типологии экстремизма: 1) по направленности экстремистской активности и 2) по степени сформированности экстремистских установок [6].
Составленная нами табл. 2 с учётом данных оснований, содержит выделяемые автором виды экстремизма и даваемую им характеристику этих видов.
Отдельные исследователи дополнительно к предлагаемой классификации выделяют еще одну позицию - информационный экстремизм. Его характеризует активное развитие тенденции перехода экстремизма, особенно в молодёжной сфере, в пространство информационно-коммуникационных технологий. Учитывая их стремительное развитие в последние десятилетия, следует подчеркнуть, что данный вид экстремизма не только начинает свое обозначение и проявление, но и превращается в одну из острых проблем современного информационного общества, проблем безопасности нашей страны и общества в целом. О.С. Жукова, Р.Б. Иванченко и В.В. Трухачев определяют информационный экстремизм, «как деятельность, связанную с созданием, хранением и (или) распространением информации, обрабатываемой компьютером, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности, использованием этой информации для деструктивного воздействия на психику людей, не осознаваемыми ими. Критерием информационного экстремизма является нанесение законным интересам, правам и свободам граждан физического, материального, морального и иного ущерба» [7, с.105-106].
Параметры классификации экстремизма и виды его разделения в этих параметрах мы рассмотрели на примере исследований Н.Б. Бааль, который, характеризуя молодёжный политический экстремизм в современном российском обществе, классифицирует его по методам воздействия, по целям, по средствам, используемым при осуществлении акций. Проанализировав излагаемый автором материал, мы в табл. 3 представили эти основные три параметра, по которым автор даёт классификацию экстремизма, и определили виды разделения экстремиз-
Таблица 2
Типология экстремизма по направленности экстремистской активности и по степени сформированности экстремистских установок
№№ п.п. Наименование вида экстремизма Характеристика вида экстремизма
по направленности экстремистской активности
1. экстремизм в сфере межэтнических отношений националистические, фашистские идеи, конфликт между представителями разных национальностей
2. религиозный экстремизм конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории
3. политический экстремизм это социально - экономические идеи против политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов
4. экстремизм в сфере молодёжных субкультур конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия
5. социальный экстремизм конфликт разных социальных групп, искоренение и уничтожение отдельных сообществ
по степени сформированности экстремистских установок
1. стихийный экстремизм проявляющийся эпизодически, основанный на стереотипах, архетипах, традиционных социокультурных образах и мифах. Экстремистская активность такого типа выражается спонтанно, аффективно. В сознании носителя данного типа отсутствуют чёткие когнитивные установки экстремистского толка, есть лишь некоторые смутные ощущения, эмоции, стереотипы и образы
2. организованный экстремизм рассматривает экстремистскую активность как один или единственный метод улучшения мира и решения существующих проблем. Данный тип реализуется в рамках экстремистских субкультур, радикальных организаций, группировок, сект
ма в выделенных параметрах классификации, характеризуемые автором [8]. Подобные действия было необходимо осуществить для разработки профилактики экстремистского поведения молодёжи и определения мероприятий по взаимодействию органов
внутренний дел и организаций образования и культуры по предупреждению и профилактике проявлений экстремизма в молодёжной среде, что крайне важно и актуально на современном этапе развития общества.
Таблица 3
Параметры классификации экстремизма и виды его разделения в этих параметрах
№№ п.п. Параметры классификации экстремизма Виды разделения экстремизма в выделенных параметрах классификации
1. по методам воздействия с использованием физического насилия (лишение отдельных лиц или даже целых их групп жизни, нанесение увечий и иных телесных повреждений, ограничение свободы)
экстремизм, сопряженный с уничтожением материальных объектов (поджог, разрушение государственных объектов, общественного, коллективного или частного имущества)
экстремизм с применением методов морально-психологического насилия (угрозы, шантаж, демонстрация силы, ультимативные требования, распространение панических слухов и т.д.)
2. по целям сплачивающий экстремизм, акции которого направлены на объединение различных структур криминального толка
экстремизм демонстрационный, призванный обеспечить «рекламу» той или иной экстремистской организации и проводимой ею в жизнь идеологии и политике, а также продемонстрировать силу и готовность ее членов к решительным действиям
провокационный, когда субъекты насильственных действий стремятся заставить своего политического противника перейти к непопулярным среди населения или тактически выгодным для экстремистов действиям
3. по средствам, используемым при осуществлении акций традиционный (с применением огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и других средств совершения политических убийств, известных человечеству в течение ряда веков)
технологический (использование в экстремистских акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники и т. д.)
В материалах, подготовленных по результатам научно-практических семинаров, проведённых в различных субъектах Российской Федерации по изучению основных методов профилактики распространения экстремизма и терроризма среди молодёжи (г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи и др.) по теме «Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Роль и задачи муниципальных образований», авторы классифицируют молодёжный экстремизм по основным течениям - это националистиче-ско-расистская направленность, религиозная направленность и политическая направленность.
В указанном сборнике итоговых материалов научно-практических семинаров [9] даётся характеристика данных направлений. При характеристике экстремизма националистиче-ско-расистской направленности основное внимание уделяется движению скинхедов и футбольным фанатам. Религиозная направленность характеризуется ростом активности ряда объединений, которые культивируют религиозный фанатизм, основывающийся на извращенных духовных канонах. Наибольшую опасность для национальной безопасности государства представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - ваххабизм и такое религиозное течение, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, как сатанисты. В политической направленности наиболее активно проявляет себя крупная праворадикальная политиче-
Библиографический список
ская организация, относящаяся к числу экстремистских политических организаций и движений, наиболее активно действующих на территории России и ставящих своей целью изменение конституционного строя в России, партия «Русское национальное единство» (РНЕ). Кроме того, заметна деятельность леворадикальных объединений: Революционный коммунистический союз молодёжи (большевиков) и Авангард красной молодёжи (АКМ), которые возникли после раскола РксМ (Российского коммунистического союза молодёжи), а также запрещённая ныне Национал-большевистская партия.
Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что экстремизм - явление многогранное, все его виды и каждая из его форм весьма специфичны и в различных субъектах Российской Федерации проявляются по-разному, исходя из социальных, экономических, политических, этнических и других условий, а также от складывающейся в регионе оперативной обстановки.
На наш взгляд, представленные исследователями классификации экстремизма позволяют систематизировать его виды и формы и наиболее эффективно определять необходимые профилактические мероприятия по выявлению и предупреждению экстремизма в молодёжной среде, формировать новые установки и соответствующие меры пресечения противоправных действий молодёжи, которые необходимо осуществлять при взаимодействии органов внутренних дел и институтов образования и культуры.
1. Кудрина Е.Л., Кудрин В.С. Основные тенденции молодёжного экстремизма в современной социально-культурной ситуации. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015; 32: 205-212.
2. Авдеев Ю.И. Политический экстремизм в современной России. Реформирование России: от мифов к реальности: монография. Под редакцией Г.В. Осипова, В.К. Левашова. Изд. ИСПИ РАН, 2001; 1: 343.
3. Сергеев С.А. Исследования экстремизма и радикализма в зарубежных и отечественных социальных науках. Available at: http://kpfu.ru/docs/F110664239/Statya.Ekstremizm.radikalizm.sokr.bibliograf.pdf
4. Большая советская энциклопедия. Москва: Сов. Энциклопедия, 1973; 13: 450.
5. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде (разработаны Минспорттуриз-мом России совместно с МВД России и ФСБ России). Наша молодёжь. 2011; 6.
6. Смирнов В.А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма. Вестник Челябинского государственного университета. 2008; 14: 78 - 87.
7. Жукова О.С., Иванченко Р. Б., Трухачёв В. В. Информационный экстремизм в современном государственно-правовом государстве. Философия права. Издательство: Ростовский юридический институт МВД, 2010: 105 - 108.
8. Бааль Н. Б. Молодёжный политический экстремизм в современном российском обществе. Российский следователь. 2007; 12.
9. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи. Роль и задачи муниципальных образований. Сборник итоговых материалов научно-практических семинаров, проведённых в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи. Москва: «НЕФТЬ и ГАЗ», 2012.
References
1. Kudrina E.L., Kudrin V.S. Osnovnye tendencii molodezhnogo 'ekstremizma v sovremennoj social'no-kul'turnoj situacii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2015; 32: 205-212.
2. Avdeev Yu.I. Politicheskij 'ekstremizm v sovremennoj Rossii. Reformirovanie Rossii: ot mifov k real'nosti: monografiya. Pod redakciej G.V. Osipova, V.K. Levashova. Izd. ISPI RAN, 2001; 1: 343.
3. Sergeev S.A. Issledovaniya 'ekstremizma i radikalizma v zarubezhnyh i otechestvennyh social'nyh naukah. Available at: http://kpfu.ru/docs/ F110664239/Statya.Ekstremizm.radikalizm.sokr.bibliograf.pdf
4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Sov. 'Enciklopediya, 1973; 13: 450.
5. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodejstviyu 'ekstremizmu v molodezhnoj srede (razrabotany Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii). Nasha molodezh'. 2011; 6.
6. Smirnov V.A. Osnovy molodezhnoj politiki v sfere profilaktiki 'ekstremizma. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008; 14: 78 - 87.
7. Zhukova O.S., Ivanchenko R. B., Truhachev V. V. Informacionnyj 'ekstremizm v sovremennom gosudarstvenno-pravovom gosudarstve. Filosofiya prava. Izdatel'stvo: Rostovskij yuridicheskij institut MVD, 2010: 105 - 108.
8. Baal' N. B. Molodezhnyj politicheskij 'ekstremizm v sovremennom rossijskom obschestve. RossiJskiJsledovatel'. 2007; 12.
9. Formy i metody protivodeJstviya rasprostraneniyu ideologii 'ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rol' i zadachi municipal'nyh obrazovaniJ. Sbornik itogovyh materialov nauchno-prakticheskih seminarov, provedennyh v g. Moskva, g. Rostov-na-Donu, g. Stavropol', g. Sochi. Moskva: «NEFT'' i GAZ», 2012.
Статья поступила в редакцию 11.11.15
УДК 378
Ledenyova A.V., postgraduate, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
MASTER STUDENT'S PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL EDUCATION AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE. The study deals with a phenomenon of professional activity of master students. Particular attention is paid to the activity approach in the development of master students' professional activity on the basis of a concept that an activity is a basis of human development. The researcher describes characteristics of the activity approach in the master students' educational process. The presented analysis of published research on the problem substantiates the idea that there are three major personal characters, one of which is active, and the requirements under the FSES particular importance in the education of various kinds of professional activities. The author gives a generalized description of the professional activities of MA students in terms of professional skills and a master student's professiogram. This trend is complemented by the idea of formation a professional activity as an integrative personal character in educational and professional process.
Key words: professional activity, master student, activity approach, character of an individual.