Научная статья на тему 'Экстремизм в молодёжной среде: региональные аспекты проблемы'

Экстремизм в молодёжной среде: региональные аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / TOLERANCE / TOLERANT MIND / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICT / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / WILLINGNESS TO TAKE RISKS / ПРЕДИКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА / PREDICTORS OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елисеева А.П., Платонова М.С., Корниенко А.В.

В данной статье рассматривается проблема распространения экстремизма в молодёжной среде, в частности в регионах РФ. Представлены наиболее репрезентативные понятие дефиниции «экстремизм», описаны основные проявления экстремисткой деятельности. Целью статьи является: изучить степень психологической стабильности и распространения экстремистских тенденций в молодёжной среде республики Хакасия, а также обосновать необходимость профилактической работы в данном аспекте. На основе эмпирического изучения проблемы описаны уровни развития основных предикторов экстремистского поведения: низкий уровень этнической толерантности, склонность к ксенофобии, конфликтности и повышенный уровень готовности к риску. В результате качественного анализа анкетных данных выявлены количественные характеристики информированности респондентов об экстремизме как общественном явлении и уже сформированные представления испытуемых об изучаемом феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE: REGIONAL ASPECTS

The paper deals with a problem of extremism among young people with regards to regions in Russia. The work provides the most representative definitions of a concept of “extremism”, describes the main manifestations of an extremism activity. The objective of the research is to examine the degree of psychological stability and the spread of extremism tendencies among the youth of the Republic of Khakasia, and justify the need for preventive work in this aspect. The work is based on an empirical study; the problem is described according to levels of development of the main predictors of extremist behavior: the low level of ethnic tolerance, tendency to xenophobia, conflict and an increased level of risk appetite. As a result of a qualitative analysis of personal data the author identifies quantitative characteristics of respondents’ awareness of what extremism is as a social phenomenon and their other ideas of on this subject.

Текст научной работы на тему «Экстремизм в молодёжной среде: региональные аспекты проблемы»

охранения (WHO) с названием «Программа ранней психо-соци-альной интервенции WHO/ICDP».

Подход программы ICDP основан на идее, что наилучшим образом оказать помощь детям возможно через помощь взрослым, воспитывающим этих детей, посредством повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания детей. В программе сделан акцент на основных и критических аспектах хорошего взаимодействия, таких как внимание и способность распознать эмоциональные сигналы ребёнка; рефлексия и расширение опыта ребёнка на базе опыта, уже имеющегося у него; похвала ребёнку; поддержка способности ребёнка регулировать, планировать и контролировать свое поведение.

Программа ICDP строится на 8 принципах хорошего взаимодействия, объединённых в 3 диалога: первые 4 принципа имеют отношение к эмоциональной системе коммуникации, описанной выше, в то время как вторые 4 принципа связаны с посреднической системой. Программа разработана для передачи смысла этих принципов родителям в доступной форме, с применением практических примеров из их собственного взаимодействия и последующего обсуждения этого опыта в группах. Эффект, который будет иметь программа, не зависит только от ее содержания, но в большей степени от того, как идеи, заложенные в ней, будут переданы родителям [6].

Следует отметить, что данная программа активно внедрялась в различных странах, где был накоплен достаточно богатый материал по оценки эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений. Так, в Норвегии (Шерр и др., 2014) родители, которые посещали занятия по программе и первоначально имели низкие оценки эффективности взаимодействия и принятия ребёнка, после её прохождения показали положительную динамику.

Библиографический список

В программе ICDP представлен диагностический комплекс, включающий в себя такие методики как: Опросник «Восприятие родителем себя как воспитателя», Опросник «Восприятие родителем своего ребёнка», Лист наблюдений за взаимодействием «родитель - ребёнок», Интерактивный профиль взаимодействия. Данные методики позволяют выявить изменение показателей в восприятии себя как родителя и восприятие собственного ребёнка до участия родителей в программе и после завершения её.

На наш взгляд, для более детального и объективного изучения взаимодействия родитель - ребёнок к данному диагностическому комплексу следует добавить «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга и В.В. Столин), и Опросник «Мера заботы». Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поступков. Опросник «Мера заботы», позволит выявить недостаточное или чрезмерное внимание к ребёнку родителей и определить воспитательную позицию и уровень родительской заботы о ребёнке. Представленный диагностический комплекс позволит получить более достоверные данные при дальнейшем исследовании влияние программы на родителей. На сегодняшний день оценка эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родитель-ских отношений в условиях российской действительности только началась и требует дальнейших исследований.

Таким образом, реализация данной программы позволит сформировать навыки анализа процесса взаимодействия родителей с ребёнком, изменить нежелательное привычное поведение родителя, найти собственные ресурсы дальнейшей оптимизации взаимоотношений с ребёнком и в целом, повысит родительскую компетентность.

1. Миллер Алис. Вначале было воспитание. Перевод с немецкого И.В.Силаевой. Москва: Академический проект, Фонд «Мир», 2013.

2. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореферат ... диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.

3. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ, 1989.

5. Дрейкус Р. Счастье вашего ребёнка. Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1986.

6. Исаева О.М, Дунаева Н.И. Возможности международной программы детского развития (ICDP) в профилактике насилия и жестокого обращения. Начало всех начал: университет педагогической культуры: теория и практика. 2013; Выпуск 6: 18 - 24.

References

1. Miller Alis. Vnachale bylo vospitanie. Perevod s nemeckogo I.V.Silaevoj. Moskva: Akademicheskij proekt, Fond «Mir», 2013.

2. Gumnickaya A.V. Psihologicheskaya kul'tura v detsko-roditel'skih otnosheniyah. Avtoreferat ... dissertacii kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

3. Minina A.V. Formirovanie pedagogicheskojkompetentnostiroditelej v vospitaniisamostoyatel'nostidetejdoshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

4. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: Social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1989.

5. Drejkus R. Schast'e vashego rebenka. Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1986.

6. Isaeva O.M, Dunaeva N.I. Vozmozhnosti mezhdunarodnoj programmy detskogo razvitiya (ICDP) v profilaktike nasiliya i zhestokogo obrascheniya. Nachalo vseh nachal: universitet pedagogicheskoj kul'tury: teoriya ipraktika. 2013; Vypusk 6: 18 - 24.

Статья поступила в редакцию 22.07.16

УДК 316.6

Eliseeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: elisiny@yandex.ru

Platonova M.S., senior teacher, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.mariana@list.ru

Kornienko A.V., senior teacher, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE: REGIONAL ASPECTS. The paper deals with a problem of extremism among young people with regards to regions in Russia. The work provides the most representative definitions of a concept of "extremism", describes the main manifestations of an extremism activity. The objective of the research is to examine the degree of psychological stability and the spread of extremism tendencies among the youth of the Republic of Khakasia, and justify the need for preventive work in this aspect. The work is based on an empirical study; the problem is described according to levels of development of the main predictors of extremist behavior: the low level of ethnic tolerance, tendency to xenophobia, conflict and an increased level of risk appetite. As a result of a qualitative analysis of personal data the author identifies quantitative characteristics of respondents' awareness of what extremism is as a social phenomenon and their other ideas of on this subject.

Key words: extremism, tolerance, tolerant mind, conflict, willingness to take risks, predictors of extremism.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,

E-mail: elisiny@yandex.ru

М.С. Платонова, ст. преп., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,

E-mail: s.mariana@list.ru

А.В. Корниенко, ст. преп., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,

E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

В данной статье рассматривается проблема распространения экстремизма в молодёжной среде, в частности в регионах РФ. Представлены наиболее репрезентативные понятие дефиниции «экстремизм», описаны основные проявления экстре-мисткой деятельности. Целью статьи является: изучить степень психологической стабильности и распространения экстремистских тенденций в молодёжной среде республики Хакасия, а также обосновать необходимость профилактической работы в данном аспекте. На основе эмпирического изучения проблемы описаны уровни развития основных предикторов экстремистского поведения: низкий уровень этнической толерантности, склонность к ксенофобии, конфликтности и повышенный уровень готовности к риску. В результате качественного анализа анкетных данных выявлены количественные характеристики информированности респондентов об экстремизме как общественном явлении и уже сформированные представления испытуемых об изучаемом феномене.

Ключевые слова: экстремизм, толерантность, толерантное сознание, конфликтность, готовность к риску, предикторы экстремизма.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем до 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица до 30 лет.

Проблема экстремизма, в молодёжной среде - явление чрезвычайное, зачастую влекущее за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления экстремизма в молодёжной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодёжной среде стал в нашей стране массовым явлением [1].

Термин «экстремизм» в переводе с латинского означает «крайний» и понимается как «приверженность к крайним взглядам, мерам, интолерантности и ксенофобии» [2]. В данном случае приверженность к крайним взглядам и действиям рассматривается не только в политической сфере, но и в других отраслях социальной жизни. Однако наиболее опасным для государства представляется политический экстремизм, и этим обосновывается тенденция особо политизировать данный феномен. В настоящий момент в международной и российской политической и юридической практике ещё не предложено общепризнанное понятие дефиниции «экстремизм».

В Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 - ФЗ от 25 июля 2002 г. экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

• «деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• подрыв безопасности Российской Федерации;

• захват или присвоение властных полномочий;

• создание незаконных вооруженных формирований;

• осуществление террористической деятельности;

• возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

• осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

• пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, напоминающих таковую;

• публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

• финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий» [3].

Для проявления молодёжного экстремизма характерно пренебрежение к общепринятым моральным, юридическим и социальным норма поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодёжных субкультур делинквентной направленности. Развитие молодёжного экстремизма является показателем недостаточной социальной адаптации молодёжи, развития

асоциальных установок и самосознания, как следствие приводящих к девиантным паттернам поведения [4].

Как отмечают современные зарубежные источники, основными причинами экстремизма в молодёжной среде являются т.н. атрибуты молодёжного поведения: демонстративная смелость и склонность к риску, экстремальные виды спорта и увлечений, склонность к социальным рискам и конфликтности [5].

В этой связи решением проблемы может являться формирование культуры толерантности в российском обществе и молодёжной среде. В первую очередь, необходимо отметить такое направление профилактической деятельности, как психолого-педагогические исследования современного состояния проблемы, для подбора адекватного диагностического инструментария, выделения и описания критериев и предикторов экстремизма [6].

В данном случае профилактические мероприятия целесообразно проводить в образовательной системе, для превенции экстремистках тенденций и мониторинга уровня психологической безопасности обучающихся. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодёжи.

Поэтому целью нашего исследования является необходимость измерить психологическую стабильность среди молодёжи Республики Хакасия, выявить основные критерии экстремистского поведения, а также получить количественные характеристики информированности респондентов об экстремизме как общественном феномене, о существовании и деятельности организаций экстремистского толка и выявить их отношение к экстремизму, нами было проведено исследование.

Выборка исследования составила 120 человек (N=120), обучающихся в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова, на очной и заочной форме обучения, в возрасте от 18 до 30 лет.

Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы:

1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;

2) эмпирические: опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика «Диагностика степени готовности к риску» А.М. Шуберта; методика «Оценка склонности к конфликту» В. Алексеенко; авторская анкета «Показатели экстремизма в молодёжной среде»;

3) статистические: описательная статистика.

Выбор методик для исследования был обоснован анализом литературных источников, описывающих основные предикторы экстремистского поведения в молодёжной среде. К выделенным предикторам относятся: интолерантность, ксенофобия, повышенная склонность к риску, девиациям и делинквенциям, конфликтность и др. [7].

Анализ результатов исследования уровней толерантности по методике экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) показал, что высокий уровень толерантности характерен для 10 % (12 человек) испытуемых, то есть представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Средний уровень толерантности свойственен большинству испытуемых - 62,5 % (75 человек). Этим респондентам характерно

сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальныхситуациях они ведут себятолерантно, вдругихмо-гутпроявлятьинтолерантность. Уиекий уротевь тоет рананости имеют 27,5 % испытуемых (33 человека), то есть это свидетель-ттвуеттвыртженнтсннинеоллратттых усттновов по отноштиию оо кттноающ ему миру и людям (рис. 1).

Ряд1;

Ряд!? сред1

уровень; 62,50%; 63%

■ Ряд1; низкий уровень; 27,50%; 27%

■ низкий уровень

■ средний уровень □ высокий уровень

Рис. 1. Уровень толерантности испытуемых

Ороведя неввансеннырсязлиын^н^^г^н^^то^онрт^^ка «Ивылкс ооледантсости» (Г.У.^олс^^тов^, ОА |Уосвцова, О.У. Хтхлаев, ЛА Шейгерова), y^.уnп^J^y^íгны следоющое .е^^^етоттс для лолодёжи в Лульшой уттпeнвxapядсаянa леоорантносье так черта личности (средний балл - 28,5), а именно, эмпатийность, явфуeктяапocть, тионтная жизненная позиция, ассортивноепо-снуо ниe.Aгнионоявотвcунeннтлпoзидсо,итооaнoвки ного поведения формируются, стимулируются и корректируются, елапала тк°тжающтми °дpнтлымн,т иотоо лемим человектм. У^^лты(Ивуо^[^(^Е^тн1^я тлис ктчесопевш яетстпозитивытт взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

Iе лpоднeн отопенидло ссследуеме^ыбо^аха^стерна ооця тжтиаеотнe рантность (средний балл - 22,8), то есть толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социолвные групп (мeяышосву. нресятныв кот, ыеитичлткя болуо дых людсй), а такжт олеантс°нлииюocти аоотношению кпокста-дым со^алееым нтoцеаcaм(тиc.р(.

1В меотшейсеепеиоданнойвыбоске (^^лнсо^ыпс эолвес-оная тонервнтилеун -ьтeднийбaыл - 2ЛlГ),дaнные мажно ис-онрпретнровать лугпpтoблaдaннт интодентятитlо уьтаюовoкгю отлушинию т различным этносам. Для подобного типа установок характерно самосознание по типу «гиперэтничность», что проваляется в разливных фн^ах эснлньcкoй нехерпихосеж яо [эуо-днтженус возникаявтц^якна со акупв нт птюевтот°нтдлугаx чль-новэтниче ских групп, до более агрессивных форм действий [8].

Анализ результатов исследования уровней толерантности посетодике«Диагнсссика степени готовтясти к ристр» А.М. Шр-берта показал, что высокий уровень готовности к риску харак-оетспдпя испыеснсыт(3н чесовхка). Выпокий уровееь

риска свидетельствует о поведенческих реакциях человека в ситуацинс.сопнржквных с опвскнртею дая жизни, тпебующих нарушения установленных норм, общепризнанных правил пове-

дения, склонности к «адреналиновой зависимости» и доминиро-ытнию.жeлa нию получать «острые ощущения».

Срссои й уровень готовности к риску был выявлен у 55,83% испытуемых (67 человек), для данного уровня характерно ориен-втлит на стблюдение общепринятых норм и правил поведения, девиации у таких людей могут проявляться в экстремальных ситуациях, либо если за делинквентное поведение гарантированно не последует наказание (рис 3.).

Сис.З. Уровии госоипости к: дисьу вмолодёжной среде.

Нсзкис ур^с^всььиотовсои^н^и кркссу бот выявлен у17,У% ис-г^ь^l"гE^eгсfc.lг< (21 чельвео), даииый уровень хьрактеризуез людейс соныньинаУ исторожноулсю, <^нк^е^т<^ость^:с,^[<ььежносесю,не скоонных и^к^^^ь^и^г^^ь, ьизйоиьнныeпocтyпкидaжeвлкcтpамaлт-нылсатуеци ях, часто в данной категории респондентов встреча-юось р>тото|уа^ь^,е|фобичессит ^ест^йсево.

Акалзн лспулсесзхв исследования уровней конфликтности по мелодске сОценте (жоoунеcти н ^^нкОзльки^» ЕЕ. Алексеенко нт,янпл оысосио уртеено канфликтиьcоо ^:зу^0к тлпыо^мыо е4у чнлоьек), уля данолгз уревср сараыте^ы слсдоющье орт-тяления: склонносло лнчнтоеи п иницаироеанпю коьфликлов, состояние психического напряжения и агрессии по отношению и оппоиенту, зтремоених к дoмлоооовaплю, саоо^ое^дению, C°TK.ITCГEДПT есмплеосу нeпооноцeнлеcтл,BыcеcоИ уравеис кон-фликянoнтв часлс тльрнлируетс интoллpaньнымиycтaихвкауи лпчносоафи с. 4).

c.E.Cеиropсeие cчилоос, итз «уемфликтнтcть -инпторооь-нтокaанствo личности, определяющее нравственное отношение личнссти к окружаю сук м льеям ьпус явоьющееьов пслисе еоых индосидлм ссохоуас ^нрешооиькопфликсв»^

Г N

□ Ряд1; высокий уровень; 33,30%; 33% |

■ Ряд!; низкий уровень; 24,16%; 24%

■ Ряд1; средний уровень; 42,50%; 43% ■ низкий уровень ■ средний уровень □ высокий уровень

У

РИС^.'4. УрОВНИСКЛОННОСТИ К КОНфЛИКеНОсТс в молодёжной среде

Средний уровень конфликтности был выявлен у 55,83% испытуемых(у7человек),для данлойвыборкл ирисуоце пуояв-ление исксурликтносон, ловынсениой -оздраоительнос--., обидчивости, неадекватная самооценка, однако, данные негативные пачестиалпчнлсти уопыо^мыя ч^^п^о а1сеюи сунтрооировот^и ортявляюа крун синышонном нровнс конфликтогенов и стрессоров.

е ИЕКнСоронкло кннфииятностибыл выявле1-у 2Кс1Я% иссел нтеме1х(20 сел^и^к), дми уонссо выборни суракиоснопсое влук ние сдержанности в конфликтной ситуации, умение регулировать сеоё кюеуненслынып коосолнис, оилоноосси с кснфликтнооиу моияуо бЬПЪНЫЯВЛКОаО С^^Т^^^С^Н^Я^ Л4ЯН ылнл сск-уою оЛЕЛИЧКОо сти ие«присонфлукпсх,связанных с глубинными установками и ценностяио.

Рис. 2. Показатели основных критериев экстремизма моыодКжи

Результаты анализа проведения авторской анкеты показали, что большинство студентов (57%) правильно понимают феномен «экстремизм», как приверженность к крайним взглядам и мерам (политический экстремизм).

Студентами были выделены причины распространения экстремизма, к которым они отнесли: особенности молодого возраста и стремление молодёжи изменить мир (38%), низкий уровень интеллекта и духовной культуры (35%), подверженность чужому влиянию, мнению (15%), отсутствие идеалов, государственной идеологической позиции (10%), влияние СМИ (10%), отсутствие правовой и нравственной культуры (10%), безработица в молодёжной среде (5%).

77 % студентов считают, что экстремистские взгляды среди молодёжи нашего города имеют место только в отдельных случаях, 7% согласны с распространением экстремизма среди молодёжи, 5% считают, что они получают быстрое распространение и 12% выразили уверенность, что это неприемлемо для молодёжи нашего города.

На вопрос о том, являетесь ли вы по своим взглядам экстремистом, более 80% студентов ответили категорически отрицательно, и только 1 человек из всей выборки отнес себя, по своим взглядам близко к экстремистским.

Далее респондентам было предложено выделить основные причины его распространенности среди молодёжи. И как оказалось, 38% опрошенных видят причину, связанную с особенностями молодого возраста и с их стремлением изменить мир, 35% связывают это с низким уровнем интеллекта, 25% респондентов считают, что это происходит вследствие подверженности чужому влиянию, мнению.

При этом 74% студентов считают нужным проведение предупреждающих мероприятий против экстремизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы респондентов на поставленный вопрос о механизмах борьбы с проявлениями экстремизма в молодёжной среде (не более 3 вариантов) выявили следующую картину:

1) работа с проявлениями экстремизма должна осуществиться через развитие молодёжного движения, работу спортивных, культурных и иных учреждений (75%);

2) через правовое и духовно-нравственное воспитание молодёжи (48%);

3) с помощью активной деятельности администрации города по трудоустройству молодёжи, ее социальной защищенности (27%).

4) через выработку новой государственной идеологической политики (8%);

5) через активную работу правоохранительных и судебных органов (2%).

Также был задан открытый вопрос о необходимых мероприятиях в студенческой среде для предупреждения экстремизма, который показал, что основными приемлемыми формами для большинства, являются: беседы, конференции, лекции с привлечением работников правоохранительных органов, публикации, буклеты, тренинги, направленные на повышение толерантности.

Библиографический список

Анализ последующих ответов позволяет сделать вывод, что большинство опрошенных достаточно толерантны к другим конфессиям (вероисповедание), нациям, социальным меньшинствам, другим людям (55%). Однако 40% респондентов не имеют социальных противоречий, пока не затронуты их личные интересы.

Стоит так же отметить, что 56% студентов не являются приверженцами, какой либо идеологии и категорически исключают такой вариант, однако 41% не исключает возможности принятия идеологии при определенных обстоятельствах. Что может сигнализировать о высокой психологической лабильности и неустойчивости в молодёжной среде.

Анализ мнений респондентов по поводу имеет ли оправдание терроризм, и иная террористическая деятельность дал достаточно оптимистический результат, практически все 100% респондентов категорически осуждают терроризм и считают, что он не имеет никаких оправданий.

Также обнадеживающим оказалось и то, что 98% студентов готовы сообщить в органы правопорядка о готовящимся или совершенном преступлении, если им вдруг станет известен такой факт.

В целом же можно отметить достаточно высокую психологическую стабильность среди молодёжи Республики Хакасия, условий для разжигания национальной розни нет. Тем не менее, факторы, влияющие на формирование экстремистских установок у молодёжи города, существуют, что может приводить к ситуативным вспышкам экстремизма. Также в целом для выборки испытуемых характерен низкий уровень этнической толерантности, проявляющийся в нетерпимости и ксенофобии по отношению к лицам других этносов и тенденция к конфликтному поведению и самосознанию. Средний уровень толерантности был выявлен у 62, 5% испытуемых, для данного уровня развития исследуемого параметра характерно признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

Предупреждение молодёжного экстремизма должно быть связано с профилактикой психической безопасности и здоровья обучающихся, с вопросами эффективной адаптации к жизни и образовательному процессу. В связи с этим целесообразно организовывать профилактические мероприятия, направленные на пропаганду толерантности и критики экстремизма, а так же регулярные мониторинги в виде анкетных опросов, для того, чтобы не пропустить возможный всплеск экстремистских настроений.

В данной ситуации необходимо внедрение инновационных методов профилактической работы, которые должны содержать косвенные формы включения молодёжи в социальную и учебную деятельность.

1. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодёжной среде. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2012.

2. Советский энциклопедический словарь. Издание 4-е. Москва, 1987.

3. О противодействии экстремистской деятельности. Федеральный Закон. № 114 от 25 июля 2002 г.

4. Дробижева Л., Паин Э. Политический терроризм и экстремизм. Век толерантности. Москва, 2003.

5. Davydov D.G. The Causes of Youth Extremism and Ways to Prevent It in the Educational Environment Russian Education & Society. 2015. Vol.57. P. 146-152.

6. Афанасьева Р.М. Молодёжь и проблема экстремизма в современной России. Труды МГУУ Правительства Москвы. Москва, 2007; Вып. № 10.

7. Babintsev V. Zalivanskiy, B., Samokhvalova, S. Ethnic Extremism in the Youth Environment: Diagnostics and Overcoming Prospects. 2011; Vol. 20; No. 1: P. 74-87.

8. Солдатова Г.У. Толерантность-интолерантность: две грани межэтнического взаимодействия. Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2001; № 1-2: 19-37.

9. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы. Диссертация . кандидата педагогических наук. Пермь, 2003.

References

1. Kuz'min A.V. Social'no-kul'turnaya profilaktika 'ekstremizma vmolodezhnojsrede. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2012.

2. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Izdanie 4-e. Moskva, 1987.

3. O protivodejstvii 'ekstremistskoj deyatel'nosti. Federal'nyj Zakon. № 114 ot 25 iyulya 2002 g.

4. Drobizheva L., Pain 'E. Politicheskij terrorizm i 'ekstremizm. Vek tolerantnosti. Moskva, 2003.

5. Davydov D.G. The Causes of Youth Extremism and Ways to Prevent It in the Educational Environment Russian Education & Society. 2015. Vol.57. P. 146-152.

6. Afanas'eva R.M. Molodezh' i problema 'ekstremizma v sovremennoj Rossii. Trudy MGUU Pravitel'stva Moskvy. Moskva, 2007; Vyp. № 10.

7. Babintsev V. Zalivanskiy, B., Samokhvalova, S. Ethnic Extremism in the Youth Environment: Diagnostics and Overcoming Prospects. 2011; Vol. 20; No. 1: P. 74-87.

8. Soldatova G.U. Tolerantnost'-intolerantnost': dve grani mezh'etnicheskogo vzaimodejstviya. Vek tolerantnosti. Nauchno-publicisticheskij vestnik. 2001; № 1-2: 19-37.

9. Grigor'eva G.E. Preduprezhdenie i razreshenie konfliktov vpodrostkovom kollektive srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2003.

Статья поступила в редакцию 21.07.16

УДК 612

Kudryashov A.A., postgraduate, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: gen@chems.ru

Dmitrieva V.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Ontopsychology, Saint Petersburg State University

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: gen@chems.ru

INFORMATION APPROACH TO EFFECTS OF SUPERWEAK RADIATION ON BIOLOGICAL OBJECTS. In the article an information approach to a problem of an impact of ultra-weak fields and radiation on biological objects is observed. Analyzing features of the impact of these radiations on living organisms, the authors come to the conclusion that an information component is in the basis of nature of any superweak radiation, which determines the nature of biological response object, embodies a radiation. In favor of this hypothesis there is an evidence of the possibility of experimental confirmation of conformity to the nature of the recipient organism response information sender-ID and the independence of the response from the instrumental way to broadcast. When analyzing the impact of the radiation on a biological object the wave spectrums should be investigated first of all for the sake of the information transmitted and no to define the way it is transfered.

Key words: superweak fields and non-thermal radiation intensity, semantic field, information transfer.

A.А. Кудряшов, аспирант, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск,

E-mail: gen@chems.ru

B.А. Дмитриева, канд. психол. наук, зав. каф. онтопсихологии, Санкт-Петербургский государственный

университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: gen@chems.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СВЕРХСЛАБЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

В статье рассмотрен информационный подход к проблеме воздействия сверхслабых полей и излучений на биологические объекты. Анализируя особенности воздействия данных излучений на живые организмы, авторы приходят к заключению, что весьма вероятно, что в основе сверхслабых полей и изучений любой природы лежит информационная составляющая, которая и определяет характер отклика биологического объекта, поглотившего то или иное излучение. В пользу данной гипотезы выступает возможность экспериментального подтверждения соответствия характера отклика организма получателя информационному коду отправителя, и независимость ответной реакции от инструментального способа трансляции. При анализе воздействия сверхслабых излучений на биологический объект необходимо исследовать в первую очередь передаваемую информацию, а не способ передачи.

Ключевые слова: сверхслабые поля и излучения нетепловой интенсивности, семантическое поле, информационный перенос.

В современной науке проблема сверхслабых изучений и полей рассматривается преимущественно с материальных позиций. Несмотря на то, что данные излучения - нетепловой интенсивности, гипотезы о механизмах влияния сверхслабых излучений на биологические объекты, в том числе человека, в первую очередь касаются энергетических концепций, среди которых встречаются гипотеза резонанса [1], гипотеза накопления энергии [2], гипотеза акустоэлектрических колебаний мембран [3], гипотеза радиоотклика [4].

До настоящего времени единой общепризнанной теории, объясняющей механизм влияния излучений нетепловой интенсивности на биологические объекты, не существует, что подчеркивается многими исследователями. Так Ю.Б. Кудряшов и А.Б. Рубин [5, 6, 7] отмечают, что очень немногие области биологических исследований породили столько дискуссий и противоречивых точек зрения, как нетепловое действие электромагнитных излучений и его механизмы. М.А. Большаков [8] приходит к выводу, что к настоящему моменту нет общепринятых взглядов, раскрывающих сущность нетепловых эффектов низкоинтенсивных электромагнитных излучений.

Многие авторы рассматривают целесообразность рассмотрения (наряду с материально-энергетическим подходом) альтернативных информационных концепций. Так В.И. Лобышев и др. [9] отмечают, что если механизм действия растворенных веществ в области относительно малых концентраций (до 10-13 М) ещё может быть понят на основе существующих знаний, то в области сверхмалых концентраций теряется собственно статистический смысл слова «концентрация». Количество растворённого вещества может составлять одну или несколько молекул в расчёте на одну клетку. В этой области идет накопление экспериментальных данных, но нет научного объяснения получаемых результатов. Ещё один вопрос, ожидающий ответа - как инфор-

мация о слабых воздействиях, воспринятых водой, передается живому организму.

В статье мы приведём данные научных экспериментов последних лет, посвящённых влиянию излучений нетепловой интенсивности на биологические объекты и, опираясь на информационный подход, предложим объяснение полученным результатам.

Влияние излучений нетепловой интенсивности на биологические объекты. Экспериментальные данные.

А.А. Еськов и В.А. Дмитриева [10] из Санкт-Петербургского государственного университета провели исследование психологических и психофизиологических особенностей невербальной коммуникации при атрибутировании эмоционального состояния, задачей которого было выявление корреляций между психофизиологическими параметрами эмитента, находящегося под воздействием различных эмоционально насыщенных видеосюжетов, и испытуемого-получателя, зрительно и акустически не воспринимающего видеотрансляции, но находившегося рядом с эмитентом. В качестве стимульного материала использовались видеоролики различного эмоционально насыщенного содержания. Экспериментальное исследование состояло из трёх частей: 1) вербальное взаимодействие, 2) наблюдение за невербальным поведением информатора, 3) только невербальная коммуникация (получатель должен был сидеть спиной к информатору и определять его эмоциональное состояние, исходя только из своих ощущений). Авторы исследования утверждают, что они не обнаружили статистически значимых различий между изменением психофизиологических параметров информаторов и получателей в процессе эмоционального реагирования на стимулы в 1-й, 2-й и 3-й частях эксперимента. Все 28 измеренных показателей информаторов и получателей в процессе проведения эксперимента обнаружили практически полную сопряженность в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.