5. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Анализ современных подходов к исследованию психической нормы. Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции. 2010: 443 - 45l.
6. Шамшикова О.А., Волохова В.И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна. Мир науки, культуры и образования. 2013; 5 (42): 244 - 248.
7. Шамшикова Е.О., Волохова В.И. Теоретический анализ модели границ в психике Эрнста Хартманна. Социокультурные проблемы современного человека: материалы Iv Международной научно-практической конференции. 2010: 521 - 534.
8. Шамшикова Е.О., Волохова В.И. Адаптация зарубежного опросника «границы в психике» Эрнста Хартманна. Развитие человека в современном мире: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы: Н.Я. Большунова, О.А. Шамшикова; Новосибирский государственный педагогический университет. 2011: 277 - 287.
9. Кабанов М.М., Незнанов Н.Г. Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование. Санкт-Петербург, 2003.
10. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа. 2004; 1: 43 - 56.
11. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2006: 549 - 672.
12. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности группы в новой социо- и этнокультурной среде. Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 2005; Вып. 2: 4 - 22.
References
1. Kravcov I.A. Didakticheskij aspekt social'no-psihologicheskoj adaptacii kursantov k uchebe i sluzhbe v voennoj akademii. Psihologicheskij zhurnal. 2004; 3 (3): 43 - 50.
2. Levi T.S. Metodika diagnostiki psihologicheskoj granicy lichnosti. Voprosy psihologii. Redaktor E.V. Schedrina. 2013; №1, yanvar'-fevral': 131 - 146.
3. Shamshikova E.O. Narcissicheskie korrelyaty psihologicheskogo prostranstva lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Novosibirsk, 2010.
4. Shamshikova E.O. Adaptaciya zarubezhnoj metodiki «Granicy Ya» N. Braun. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 4: 167 - 173.
5. Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Analiz sovremennyh podhodov k issledovaniyu psihicheskoj normy. Sociokul'turnye problemy sovremen-nogo cheloveka: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2010: 443 - 451.
6. Shamshikova O.A., Volohova V.I. Psihometricheskij analiz i standartizaciya zarubezhnoj metodiki «Psihologicheskie granicy lichnosti» 'E. Hartmanna. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2013; 5 (42): 244 - 248.
7. Shamshikova E.O., Volohova V.I. Teoreticheskij analiz modeli granic v psihike 'Ernsta Hartmanna. Sociokul'turnye problemy sovremennogo cheloveka: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2010: 521 - 534.
8. Shamshikova E.O., Volohova V.I. Adaptaciya zarubezhnogo oprosnika «granicy v psihike» 'Ernsta Hartmanna. Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nauchnye redaktory: N.Ya. Bol'shunova, O.A. Shamshikova; Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2011: 277 - 287.
9. Kabanov M.M., Neznanov N.G. Ocherki dinamicheskojpsihiatrii. Transkul'tural'noe issledovanie. Sankt-Peterburg, 2003.
10. Osnickij A. K. Opredelenie harakteristik social'noj adaptacii. Psihologiya i shkola. 2004; 1: 43 - 56.
11. Maklakov A.G., Chermyanin S.V. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'» (MLO-AM). Prakticheskayapsihodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie. Red. i sost. Rajgorodskij D.Ya. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M». 2006: 549 - 672.
12. Gricenko V.V. Teoreticheskie osnovy issledovaniya social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti gruppy v novoj socio- i 'etnokul'turnoj srede. Problemy social'noj psihologii lichnosti: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo un-ta, 2005; Vyp. 2: 4 - 22.
Статья поступила в редакцию 19.05.17
УДК 159
Medvedeva N.I., Doctor of Science (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT. The article raises a problem of attracting young people into extremist and terrorist organizations and suggests psychological reasons for the spread of terrorism and extremism in the youth environment. The author discusses how to effectively oppose this global societal problem. The article notes that psychological personality characteristics, immaturity, categorical and straightness of thinking are used to realize ideas of terrorism and extremism in form of beautiful slogans. To prevent and combat all forms of propaganda it is necessary to actively promote the development of independent critical thinking and tolerant youth. First of all, this work should be carried out in the educational process of young people in high school means humanitarian disciplines.
Key words: extremism, terrorism, and critical thinking of young people, tolerance.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
В статье поднимается проблема привлечения современных молодых людей в экстремистские и террористические организации, обосновываются психологические причины распространения терроризма и экстремизма в молодёжной среде. Автор рассуждает, каким образом эффективно противодействовать этой глобальной проблеме общества. В статье отмечается, что для проведения идей терроризма и экстремизма под ореолом красивых лозунгов используются психологические особенности личности юношества, незрелость, категоричность и прямолинейность их мышления. Для профилактики и противодействия любым формам пропаганды, воздействия необходимо активно содействовать развитию самостоятельного критического и толерантного мышления молодёжи. Прежде всего, эту работу необходимо проводить в процессе обучения молодёжи в вузе средствами, прежде всего, гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, критическое мышление молодёжи, толерантность.
Процессы глобализации общества в экономической, политической, культурной сферах влияют на миграцию населения разных стран, усложняют структурные связи конкретного общества и человеческого сообщества в целом. В последние годы проблема миграции приняла глобальный и болезненный характер, усилила напряжённость в межнациональных отношениях, сопро-
вождалась межэтническими конфликтами. Сегодня назревшей и глобальной проблемой явился рост террористической деятельности, сопровождающийся наращиванием потенциала и превращением экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усилением жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразием форм деятельности, стремлением
спровоцировать общественный резонанс, устрашить население. Стремительно расширяются информационные, идеологические, психологические, интернет ресурсные взаимосвязанности экстремистских сообществ и групп в отдельных городах и странах. Прогрессивное общество всего мира взволновала эта проблема, так как самой незащищённой в социальном отношении категорией населения оказалась молодёжь. Такая проблема встала в России, её сверхважность оценена на разных уровнях, от правящих политических кругов до образовательных организаций.
Молодые люди находятся в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Исследователями отмечается, что среди молодёжи отмечена дезорганизованность, подверженность влиянию экстремизма, разрушающему традиционные ценности национальной культуры народов, населяющих Россию [1]. Вместе с тем, отмечены тревожные симптомы, которые прогрессируют в среде молодых людей, социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, воинствующий национализм, диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации, девиантное и делинквентное поведение [2].
Молодёжный экстремизм в России стал набирать быстрые темпы. Увеличилось число преступлений, поднялся уровень жестокости и насилия, проявления которого стал более профессиональным. В этом ряду особое место уделено совершению противоправных действий насильственного характера по политическим мотивам, характеризующее экстремистское поведение молодёжи [2]. При анализе проблемы экстремизма среди молодёжи нельзя не затронуть психологические возрастные особенности молодых людей, которым свойственны максимализм и подражание, которые в условии острейшего социального кризиса являются почвой для агрессивности и молодёжного экстремизма. Стремительное развитие экстремизма среди молодёжи представляет особую угрозу обществу, так как связано с негативной социальной адаптацией, развитием аномальной установки в групповом сознании молодых людей [2]. Развитие экстремизма создает угрозу формированию ценностей, предпочтительным образцам поведения, оценке социального взаимодействия, что напрямую влияет на социальную и политическую культуру российского общества в её проективном сознании.
В настоящее время активизировались асоциальные молодёжные организации экстремистского характера (РНЕ, лимонов-цы, скинхеды, фанаты и т.д.), спекулирующие на идеях национального возрождения и провоцирующие рост преступных акций на этнорелигиозной, политической почве.
Несмотря на заинтересованность современного общества в решении проблемы, появлению многих исследований в области психологии, социологии, юриспруденции, педагогики, актуальная проблема мало разработана. В отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений. Необходимо научное осмысление психологической сущности вовлечения молодёжи в экстремистские группировки, социально-психологических условий противодействия экстремистским установкам личности в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций.
У многих молодых людей нет четко выраженной личностной самоидентификации, выработаны поведенческие стереотипы, которые обуславливают деперсонализацию установок. Позицию отчуждения в его экзистенциональном преломлении можно просмотреть в отношении к социуму, в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодёжного досуга. Социальное отчуждение просматривается в апатии, безразличии к политической жизни общества, в позиции «стороннего наблюдателя». Эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Межгенерационное отчуждение включает большой спектр неприятия личности от разрушения внутрисемейных контактов, базирующихся на взаимопонимании и взаимном доверии, до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.
Молодёжь, проживая в социальном и культурном пространстве общества, является той социальной группой, на которой
явно отразился кризис общества, повлиявший на содержание и направленность молодёжной субкультуры. Кризис повлиял на институт семьи и семейного воспитания, проявился в подавлении индивидуальности и инициативности ребенка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, привёл к социальному и культурному инфантилизму, к прагматизму и социальной неадаптиро-ванности, к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Негативные стили воспитания порождают негативную молодёжь, сами взрослые приводят молодёжь к межгенерационному отчуждению. Вырастая, ребёнок не может простить ни педагогам, ни родителям, ни обществу в целом ориентацию на послушного безынициативного исполнителя в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, направляемого в русло социальных ожиданий.
Успешное предупреждение преступлений, совершаемых экстремистами возможно, если изучить психологические особенности личности преступника. Необходимо учесть, что и в такой специфической сфере, как преступление, человек действует как общественное существо, носитель различных форм общественной психологии, с приобретенными нравственными, правовыми, этическими и иными взглядами и ценностями, индивидуально-психологическими особенностями. Это становится источником преступного поведения, субъективной причиной, предопределяющей необходимость исследования совокупности психологических, правовых, психиатрических и других аспектов личности преступника.
Личность участника молодёжных экстремистских групп имеет своеобразные психологические особенности. Общая масса участников экстремистских групп по своей сути неоднородна. У каждой группы есть своя система ценностей, идеология и назначение. Молодёжный экстремизм в нашей стране является новым социальным явлением, до конца не сформировавшимся, находящимся если уже не в зародышевом состоянии, но переживающим процессы адаптации под ментальность народа и претерпевающим постоянную борьбу за признание аналогичных групп.
Сегодняшние студенты обучались в школах в обострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов. Часто созревали национальные конфликты с тяжелыми последствиями для участников. Психологическая безопасность в молодёжной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самой молодёжи, применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодёжи. На первый план выходит развитие духовности, формирование системы морально-этических ценностей, духовное просвещение, воспитание толерантности. Формирование толерантных отношений у молодёжи является сегодня критически важным. Обострению межнациональных конфликтов, сложной социально-экономической обстановке, геополитическим изменениям и значительным миграционным потокам способствуют негативные межэтнические отношения. Основу межэтнических конфликтов составляют глубинные психологические проблемы, которые исходят из идентичности личности, памяти и восприятия справедливости в молодёжной среде. Часто акты насилия и агрессии совершаются в стенах общеобразовательных школ, университетов, за её пределами, там, где подростки, молодые люди проводят большую часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы являются «горячими точками» агрессии. В образовательных пространствах школы или вуза должна быть сформирована атмосфера, в которой педагоги и обучающиеся признавая акты жестокости, насилия и агрессии, относились к ним со всей серьёзностью, не считали незначительными случаи насилия и агрессии, систематически отслеживали, жестокость единодушно считалась недопустимой. Такие меры требуют специальных методов решения проблемы и предусматривают:
1. Подготовку педагогического коллектива, включающую осведомленность преподавателей о психологических и социальных факторах, которые способствуют вовлечению молодых людей в деструктивные группы, о структуре и методах действия групп.
2. Эффективные образовательные подходы к профилактике, к которым относится пропагандистская, обучающая работа (например: организация встреч с представителями «конструктивной молодёжи», к которой относятся спортсмены, талантливая молодёжь.
3. Создание кодекса внешнего вида и поведения.
4. Комплекс мер, позволяющий избежать насилия в образовательном учреждении: установление видеокамер, аппаратуры просмотра местности, охраны.
Молодёжь отличают определённые психологические особенности, среди которых выделяются эмоциональная восприимчивость, тревожность, поиск личностного и жизненного выбора, стремление переосмыслить нравственные и ценностные истины. Данные психологические особенности личности сочетаются с категоричностью, прямолинейностью, императивностью принятых решений. Своеобразие психологических особенностей личности юношеского возраста в сумме с неустойчивостью сформированных ценностно-смысловых структур сознания выступают той психологической основой, сквозь фильтр которой проходит новая информация.
Библиографический список
Для профилактики и противодействия любым формам пропаганды, воздействия выступит развитие самостоятельного критического и толерантного мышления молодёжи. Способность воспринимать, осмысливать получаемую информацию, размышлять о ней, анализировать, отделять существенное и несущественное, выделять достоверную и недостоверную информацию, критически перерабатывать полученную информацию - это всё операции, которые относятся к мышлению и мыслительной деятельности человека [3]. Критическое мышление направлено на оценку, тестирование получаемой информации. Критическое мышление выражается, прежде всего, в способности человека видеть слабые места, ошибки, разного рода недочеты. Работу по формированию критического мышления необходимо проводить в процессе обучения молодёжи в вузе средствами, прежде всего, гуманитарных дисциплин и специально организованной воспитательной работы.
1. Василенко В.И. Международный терроризм в условиях глобального развития (Политологический анализ): Диссертация ... доктора политических наук. Москва, 2003.
2. Алексеев А.И. Криминология (курслекций). Москва, 1999.
3. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты: Диссертация ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2003.
References
1. Vasilenko V.I. Mezhdunarodnyj terrorizm v usloviyah global'nogo razvitiya (Politologicheskij analiz): Dissertaciya ... doktora politicheskih nauk. Moskva, 2003.
2. Alekseev A.I. Kriminologiya (kurs lekcij). Moskva, 1999.
3. Fridinskij S.N. Bor'ba s 'ekstremizmom: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskie aspekty: Dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.
Статья поступила в редакцию 22.05 17
УДК 159
Prokhorova I.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Solovieva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
INVESTIGATION OF THE PARTICULAR FEATURES OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF INTELLECTUAL PUBLIC STUDENTS. The urgency of studying the problem of social and psychological adaptation of gifted students is substantiated in the article, the results of the conducted research of features of social and psychological adaptation of gifted high school students are substantiated. The necessity of rendering psychological and pedagogical assistance and support from adults in solving their problems of social and psychological adaptation is indicated to the gifted child. The authors conclude that it is necessary to create conditions to ensure the holistic development of the individual child, in order to maintain and implement his gifts. Such children should develop, not realizing our oneness as compared with other children, and experiencing a sense of responsibility, tolerance towards others people.
Key words: intellectual giftedness, social and psychological adaptation, disadaptation, self-realization.
И.С. Прохорова, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Соловьева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,
ФГАОУ ВО «(Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
В статье обоснована актуальность изучения проблемы социально-психологической адаптации одарённых учащихся, представлены результаты проведенного исследования особенностей социально-психологической адаптации одарённых старшеклассников, обозначена необходимость оказания одарённому ребенку психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны взрослых в решении его проблем социально-психологической адаптации. Авторы делают вывод о том, что необходимо создавать условия для обеспечения целостного развития личности ребёнка, для сохранения и реализации его одарённости. Такие дети должны развиваться, осознавая не свою исключительность по сравнению с другими детьми, а переживая чувство ответственности, толерантности по отношению к окружающим людям.
Ключевые слова: интеллектуальная одарённость, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, самореализация.
Поиск и создание условий, обеспечивающих выявление одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является актуальной задачей современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсификации исследований в этой области (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли. А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.С. Юркевич и др) .
В психологических исследованиях отмечается, что одарённые дети - особые дети, которые, в отличие от обычных, харак-
теризуются, как правило, ускоренным психическим развитием. Оно вызывает множество сложностей, связанных с социальной адаптацией и взаимоотношениями с окружающим миром, в том числе со сверстниками, затрудняет процесс самоактуализации и развития личности, приводя к высокому нервно-психическому напряжению, невротизации, дезадаптации. Не случайно одарённых детей относят к группе риска [1; 2; 3].
Попытки одарённого ребенка самостоятельно решить возникающие трудности порождают у него еще большее количество