5.8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И НАСТРОЕНИЙ
Дадова Залина Исмеловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме экстремизма и терроризма в молодёжной среде, которая является одним из ключевых вопросов современности, и если не принимать кардинальные меры по её решению, в статистике преступлений она может занять ведущее место. По мнению автора, большое значение в решении этой проблемы имеет процесс гражданской социализации молодёжи, отражающийся на формировании гражданской идентичности, а также на отношениях с гражданскими институтами общества.
На сегодняшний день из-за слабого социального взаимодействия отсутствуют условия формирования и реализации гражданских компетенций.
На формирование ценностей, общественно полезных ориентиров прежде всего в рамках семьи оказывается большое влияние родителями, родственниками, и уже после них школой, обществом, государством.
Автор уверен, что досуговые организации (кружки, клубы, спортивные секции и т.д.) могут выступить в данном случае мощным средством в процессе воспитания толерантности, а также выработки навыков межкультурной коммуникации, которая имеет немаловажное значение для профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.
Так как экстремизм и терроризм являются разновозрастными явлениями, меры по их профилактике должны применяться в том числе и с учётом возраста молодого человека. В статье отмечается необходимость усилий для улучшения социального положения семей, трудовой занятости.
Автор приходит к выводу, что проблема профилактики экстремизма и терроризма может найти плодотворное решение при активном участии органов государственной власти, образовательных учреждений, семьи и, конечно же, самого индивида.
Ключевые слова: профилактика экстремизма и терроризма, гражданская идентичность, социализация молодёжи, эффективные способы воспитания, нравственное воспитание, система ценностей, воспитание толерантности, нравственные идеалы.
YOUTH SOCIALIZATION AS A FACTOR OF EXTREMISM AND TERRORISM IDEAS AND MOODS PREVENTION
Dadova Zalina I., PhD in philology, senior teacher of the state, civil and law disciplines chair
Place of employment: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: the article is devoted to the actual problem of extremism and terrorism among the youth, which is one of the key issues of our time, and if we do not take drastic measures for its solution, it can take the leading place in the crimes statistics. In the author's opinion, the youth civic socialization process, reflected in the formation of civic identity as well as on relations with civil institutions of society is of high importance in the solution of the problem.
Due to a weak social interaction there are no conditions for civil competencies formation and implementation at present.
Parents and relatives, and school, society, state after them within the family have a great influence on the formation of values, socially useful guides.
The author is sure that leisure organizations (clubs, sports clubs) can become a powerful tool both in the process of tolerance education and the skills of intercultural communication development, which is of no less importance for the extremist and terrorist manifestations prevention among the youth.
As extremism and terrorism comprise people of different ages, measures for their prevention should be taken according to the age of a young person. The article notes the need for efforts to improve the social status of families and employment.
The author comes to the conclusion, that the problem of extremism and terrorism prevention can find a successful solution with active participation of public authorities, educational institutions, family, and the individual himself.
Keywords: extremism and terrorism prevention, civil identity, youth socialization, effective methods of education, moral upbringing, system of values, tolerance education, moral ideals.
Проблема экстремизма и терроризма является одним из ключевых вопросов современности, и если не принимать кардинальные меры по её решению, в статистике преступлений она может занять ведущее место. «Се-
годня экстремизм среди молодёжи в России стал массовым явлением» [3, с.124]. Необходим ряд мер по профилактике и предупреждению молодёжного экстремизма и терроризма, как общих, так и специальных.
Дадова З. И.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ И НАСТРОЕНИЙ
Экстремизм и терроризм являются разновозрастными явлениями. Контингент колеблется от 13 до 28 лет. Следовательно, меры по их профилактике должны применяться в том числе и с учётом возраста молодого человека.
Если для лиц младшего возраста подойдёт принятие общих мер профилактического характера, то для лиц постарше, проникшихся всецело идеями как экстремизма, так и терроризма, их будет недостаточно. Только ряд специальных мер, направленных на нивелирование экстремистских идей и настроений, может плодотворно повлиять на положительное решение данного вопроса.
Среди основных задач борьбы с экстремизмом -устранение причин и условий, способствующих девиа-нтному поведению. Причинами же существования данной проблемы являются снижение авторитета семьи, семейное неблагополучие, утрата духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти. Ничего, кроме озлобленности, нетерпимости и агрессии, это не может вызвать.
Формирование детской психики происходит на ранних этапах его развития. И психологи, и социологи сходятся во мнении относительно факторов, оказывающих влияние на формирование сознания подростка: это семья, улица, школа. И если один из факторов начинает влиять на подростка отрицательно, то положительное влияние другого должно перекрыть отрицательное. А для этого, естественно, надо усилить это положительное влияние.
Семья - относительно закрытый институт общества. И на формирование ценностей, общественно полезных ориентиров прежде всего в рамках семьи оказывается большое влияние родителями, родственниками, и уже после них потом школой, обществом, государством.
В настоящее время назрела необходимость усилий для улучшения социального положения семей, трудовой занятости.
Ведь чаще всего ситуация с антисоциальным, де-виантным поведением подростка - результат самовоспитания, а также отрицательного влияния социальной среды, в качестве которой выступает скорее всего не совсем удачная компания сверстников. Отсутствие контроля за поведением детей, безусловно, может привести к их криминализации.
Подростки с отклоняющимся поведением воспринимают окружающий мир достаточно агрессивно. Необходима положительная альтернатива так называемой уличной компании, или контркультуре, которая может привести к десоциализации, выражающейся в аддик-ции к употреблению спиртных напитков, токсических или наркотических препаратов и т.д.
«Существенная роль в воспитании, духовно-нравственном формировании ребёнка принадлежит школе. Ведь в школе ребёнок не только получает знания, но также приобретает навыки социального поведения» [4, с.199]. Школа - важный социальный институт, способный реализовать государственную политику, нацеленную на работу с молодёжью, подростками в частности. Это достаточно важный инструмент воспитания подрастающего поколения. Функцией социализации обладают и вузы, а также другие профессиональные учебные заведения. Но всё же главная из учебных заведений по значимости - школа, потому что пик формирования и развития сознания личности приходится именно на период обучения в ней, и как раз в
этот период имеется возможность повлиять на развитие личности.
«Развитие личности обеспечивается множеством факторов, в том числе его собственной активностью, но этой активности следует придать нужное направление» [7, с.117]. Следует принять во внимание, что в различного рода неформальные организации вовлекаются чаще всего молодые люди, которые не заняты какой-либо общественной деятельностью, не состоят в каких-либо спортивных секциях, клубах, иных заведениях дополнительного образования. «Немаловажную роль играет вовлечение несовершеннолетних в общественно полезные виды деятельности, являясь значительной предупредительной меро» [5, с.162].
Досуговые организации, кружки, клубы, спортивные секции могут выступить в данном случае мощным средством в процессе воспитания толерантности, а также выработки навыков межкультурной коммуникации, которые, в свою очередь, имеют немаловажное значение для профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде.
Если имеет место агрессия - спортивная секция, например, - именно то место, которое способно направить её в «мирное русло».
Работа психологов в школе должна быть направлена не только на изучение среды, консультацию детей, но и на координацию действий преподавателей для преодоления проблем в общении с детьми. Очень часто речь идёт о детях из финансово обеспеченных семей, которые в силу разных причин ограничены в общении с родителями. Чаще всего так происходит в силу постоянной занятости последних.
Далее, поступив по окончании школы в лицеи, колледжи либо вузы, молодые люди подпадают под влияние различных политических структур и течений, легко идут на поводу.
Молодёжь как губка усваивает те понятия, ценности и нормы, которые доминируют в обществе. Большое значение имеет процесс гражданской социализации молодёжи, отражающийся на формировании гражданской идентичности, а также на отношениях с гражданскими институтами общества.
Молодёжь, как правило, отождествляет себя с наиболее активными социальными общностями, через которые происходит реализация её интересов, целей, достижение благополучия.
К мерам специального назначения следует отнести «комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня преступлений экстремистской направленности» [8, с.220].
Вовремя проводимые социологические исследования состояния проблемы помогают своевременному правильному подбору средств воздействия на обстоятельства, способствующие возникновению и распространению экстремистских идей и настроений, установок и взглядов
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что на сегодняшний день завербовать молодого человека агенту террористической или экстремистской организации не представляет особой сложности по ряду причин:
1. Социальная нестабильность;
2. Отдаление детей от родителей в эмоциональном плане;
3. Разрыв связей между поколениями.
Устойчивость и эффективность трансляции ценностей зависит от стабильности общества. Социальные
кризисы, как правило, оказывают отрицательное воздействие на сложившиеся социальные институты общества. И в этом случае имеет место альтернативная социализация, происходит уход от традиционных институтов социализации. Даже получил распространение такой термин, как эскапизм, который подразумевает бегство от реальности.
С распространением Интернета и развитием его доступности данное явление получило особое распространение в современном обществе. «Широкие коммуникационные и информационные возможности социальных сетей всё чаще используются в преступных целях» [2, с.28].
Молодые люди зачастую не просто порывают с социальными институтами общества, а начинают противопоставлять себя обществу в целом. В таких условиях риск развития асоциального девиантного поведения особенно возрастает. И это имеет достаточно разрушающие негативные последствия для общества.
Итак, семья - один из самых главных институтов социализации в современном обществе. Сложившиеся в обществе социокультурные изменения оказали негативное влияние на данный институт. Фактором риска стали неблагоприятные тенденции развития семьи. «Внутрисемейные отношения оказывают решающее влияние на формирование личности человека, обусловливают его поведение» [6, с.50].
Система образования - важный институт для подрастающего поколения и молодёжи в целом. Но надо заметить, что воспитательные функции учреждений образования в наше время сведены к минимуму. Их положительную воспитательную роль в социализации подростков необходимо повысить, чтобы была возможность обеспечить эффективную социализацию, так же, как и осуществлять профилактику негативных явлений экстремизма. Для успешной социализации молодёжи необходимо сочетание ряда факторов [1].
На сегодняшний день из-за слабого социального взаимодействия отсутствуют условия формирования и реализации гражданских компетенций. И как раз здесь проблема профилактики экстремизма могла бы найти плодотворное решение при участии органов государственной власти, образовательных учреждений, семьи и, конечно же, самого индивида.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,05%.
Список литературы:
1. Бозиев А.Т. Социализация молодёжи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов (на примере КБР) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №4. С.236-239.
2. Бураева Л.А. О некоторых аспектах использования социальных сетей террористическими и экстремистскими организациями // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 5 (61). С.28-32.
3. Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодёжной среде на примере Кабардино-Балкарской Республики // Теория и практика общественного развития. 2014. №14. С.124-126.
4. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков
// Теория и практика общественного развития. 2014. №17. С.199-201.
5. Дадова З.И. Экстремизм несовершеннолетних как актуальная проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. №11. С.161-163.
6. Дадова З.И. Организация воспитательной работы с подростками с девиантным поведением // Социально-гуманитарный вестник юга России. 2013. №11. С.49-52.
7. Курашинова А.Х. Духовный вакуум как предпосылка криминализации общества // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Издательский дом «Юр-ВАК» 2017. №3. С.117-119.
8. Трофимова И.Н. Социальная среда как фактор предупреждения экстремизма среди молодёжи // Конфликтология. 2016. Т. 2. С. 220-227.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Социализация молодёжи как фактор предупреждения экстремистских и террористических идей и настроений», подготовленную старшим преподавателем кафедры
государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России кандидатом филологических наук
Дадовой Залиной Исмеловной Проблема профилактики и противодействия экстремизму в подростковой и молодежной среде, рассматриваемая в статье, становится все более актуальной в последнее время. Актуализация этой проблемы связана как с распространением экстремизма, ростом террористических организаций по всему миру, в том числе и в России, так и с развитием значительного числа каналов (как печатных, так и электронных) распространения информации и рекламы, носящих открыто экстремистский характер.
Автор считает, что человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Обращается внимание на то, что роль школы так же немаловажна. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.
Отмечается, что устойчивость и эффективность трансляции ценностей зависит от стабильности общества. Социальные кризисы, как правило, оказывают отрицательное воздействие на сложившиеся социальные институты общества. И в этом случае имеет место альтернативная социализация, происходит уход от традиционных институтов социализации.
Автор приходит к выводу, что воспитательные функции учреждений образования в наше время сведены к минимуму. Их положительную воспитательную роль в социализации подростков необходимо повысить, чтобы была возможность обеспечить эффективную социализацию, так же, как и осуществлять профилактику негативных явлений экстремизма. Необходимо развитие альтернативных социальных программ для молодёжи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым.
Считаю, что статья «Социализация молодёжи как фактор предупреждения экстремистских и террористических идей и настроений», представленная Дадовой З.И., затрагивает актуальную проблему и может быть рекомендована к опубликованию.
Доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук
А.Х. Курашинова