УДК 376.1 ББК Ч 106.311
ГСНТИ 14.33.05
Код ВАК 13.00.01
Локтева Рузалия Шайхулловна,
аспирант, Нижневартовский государственный гуманитарный университет; преподаватель иностранных языков, Меги-онский профессиональный колледж; 628680, Ханты-Мансийский АО - Югра, г. Мегион, ул. Пионерская, д. 1, кв. 8; e-mail: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА МЕГИОНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА»)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экстремизм; воспитательная работа; воспитание; толерантность; личность; обучающийся; профилактика.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме профилактики экстремизма в молодёжной среде образовательного учреждения среднего профессионального образования. Автор описывает профилактические мероприятия, указывая на место и роль образования в противодействии идеологии терроризма.
Lokteva Ruzaliya Shaykhullovna,
Post-graduate Student, Nizhnevartovsk State University, Teacher of Foreign Languages, Megion Vocational College, Megion, Russia.
EXTREMISM PREVENTING AND TOLERANCE BREEDING AS COMPONENTS OF MORAL DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PERSONALITIES IN VOCATIONAL COLLEGE (ON THE EXAMPLE OF MEGION VOCATIONAL COLLEGE EXPERIENCE)
KEY WORDS: extremism; educational work; education; tolerance; personality; student; prophylaxis.
ABSTRACT. The article is devoted the problem of extremism prophylaxis in youth environment of educational Institution of vocational secondary education. The author describes the preventive measures pointing to the place and role of education in ideology of terrorism opposition.
Э
кстремизм и терроризм - опаснейшие явления современности. Кризис общественного сознания, неблагоприятная социальная атмосфера ведут к тому, что воспитание нравственности и гражданской ответственности становятся приоритетными задачами в деле обеспечения национальной безопасности страны (5).
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного социального явления. Основой в борьбе с экстремизмом молодёжи должно стать устранение причин и создание условий недопущения их провоцирования. Общество тогда способно успешно противостоять угрозе экстремизма, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Решение этой задачи требует консолидации всех субъектов воспитания - семьи, образовательного учреждения, общественных организаций, конструктивного диалога педагогов и представителей религиозной общественности в деле подрастающего поколения (5). Именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании российского общества. Важным делом является установление системы нравственного формирования детей и подростков.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся профессионального колледжа является одним из приоритетных направ-
лений в воспитательной работе. Среди основных направлений такого воспитания -формирование у обучающихся норм толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия и противодействия различным видам экстремизма, чтобы создать фундамент социального согласия в обществе (6).
Наиболее системно, последовательно, глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования и просвещения. Не секрет, что контингент обучающихся профессионального колледжа в г. Мегионе многонационален. Соответственно направления деятельности образовательного учреждения ориентированы на:
- создание условий для снижения агрессии и напряжённости;
- создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодёжи, оказавшихся в сложной социальной ситуации, снижения чувств незащищённости, невостребованности;
- создание условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности. По нашему мнению, необходимо ставить обучающихся в ситуацию успеха.
Важно отметить, если потребности подростков и молодых людей не удовлетворены, то эти потребности могут привести подрастающее поколение в неформальные объединения девиантной направленности. Ведь наиболее опасен возраст вхождения в
© Локтева Р. Ш., 2013
поле экстремистской активности от 14 до 22 лет. Сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека также является важным моментом системы профилактической работы образовательного учреждения.
На наш взгляд, целесообразна система опосредованной и мягкой профилактики. Предметом профилактической работы в Мегионском профессиональном колледже выступают основные конкретные действия по снижению экстремистских проявлений в молодёжной среде:
- оптимизация социальной среды учреждения, в частности, её улучшение, создание в ней пространства конструктивного взаимодействия обучающихся и преподавателей, мастеров производственного обучения, положительных эмоций, реальные социальные проекты (например, приобщение обучающихся колледжа к научно-исследовательской работе в рамках проведения I Окружного конкурса социальных проектов, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику ксенофобии и экстремизма в молодёжной среде», состоявшегося в мае 2012 года в г. Нижневартовске - представлена работа в направлении «Научно-исследовательская работа, посвящённая вопросам профилактики и противодействия проявлению экстремизма в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре», пять работ в направлении «Социальный проект», работы на лучшую эмблему «Югра - территория мира и согласия»; педагог-психолог в апреле 2012 года в г. Ханты-Мансийске выступила с проектом «Профилактика экстремизма в молодёжной среде»; работники библиотеки реализуют проект «Библиотека - территория толерантности», направленный на формирование у обучающихся установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе;
- в рамках преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» создан военно-патриотический клуб «Патриот»;
- второй год реализуется проект «Школа первокурсника» (ответственный педагог-психолог, кураторы);
- педагог-психолог непосредственно вносит вклад в общее дело по профилактике экстремизма: проводится психодиагностика групп - социометрия, определяется уровень сплочённости, ценностно-ориентационное единство, психологический климат в группах, составляется карта наблюдений и др.;
- в основе гражданского воспитания лежат принципы культуры мира, прав человека, толерантности, поэтому во взаимо-
отношения между педагогами и обучающимися, руководство колледжа творчески внедряет принцип толерантности. Главная педагогическая задача - помочь обучающимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Проводя различные мероприятия, касающиеся темы «Толерантность», педагоги воспитывают в обучающихся симпатию по отношению к другим людям, снисходительность, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимое отношение к национальным различиям, способность не обвинять других, гуманизм, умение слушать людей, сочувствовать. В процессе формирования культуры межнационального взаимодействия социально-психологические службы колледжа и педагоги используют как народную педагогику, так и активные методы новых технологий преподавания в образовательном процессе. Наиболее яркими стали: фестиваль «Свадебные традиции народов России», «Этические ценности мировых религий», «Шкатулка самоцветов» (о культуре народов мира), «Воспитание толерантности в молодежной среде», диспут «К чему ведет агрессия?», психологические тренинги, круглые столы;
- тесное сотрудничество с диаспорами различных религиозных конфессий;
- с целью профилактики экстремизма в молодёжной среде при работе с Интернетом установлена программа по ограничению доступа User gate, URL FILT;
- согласно локальному акту в колледже создана комиссия, проверяющая (один раз в квартал) библиотечный фонд на тему экстремистского характера;
- на встречи с обучающимися приходят сотрудники полиции, комнаты по делам несовершеннолетних, писатели, журналисты;
Как показатели работы по профилактике экстремизма можно назвать следующее:
а) количество правонарушений в колледже сократилось;
б) удовлетворённость образовательным учреждением возросла (отклики родителей, работодателей, обучающихся);
в) имидж учреждения растёт в глазах общества (материалы публикаций в прессе, на телевидении);
г) главное, что не зафиксированы случаи и нет фактов экстремистских проявлений среди обучающихся Мегионского профессионального колледжа.
Таким образом, можно заключить, что в профессиональном колледже г. Мегиона созданы условия для осуществления воспитательной деятельности в направлении духовно-нравственного становления обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
2. Кашепов В. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Уголовное право. 2009. № 1.
3. Козлов А. А. Молодежный экстремизм. СПб., Питер. 2008.
4. Фридинский С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. № 6.
5. URL: http://kompozitmetal.livejournal.com/6689.html URL: http://scienceport.ru/
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. А. Ибрагимова.