УДК 316.485.25(470)
DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2019-4/66-90 Воронцов Сергей Алексеевич1
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия Е-mail: [email protected]
Мамычев Алексей Юрьевич2
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия Е-mail: [email protected]
Понеделков Александр Васильевич3
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия Е-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ (ПОЛЕВЫХ) ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты экспертного опроса
0 состоянии и направлении совершенствования механизма противодействия идеологии терроризма в современной России. Социологическое (полевое) исследование проводилось в августе - сентябре 2019 г. в форме опроса экспертов из 25 регионов Российской Федерации, в которых было опрошено от 50 до 200 экспертов. Полученные выводы и материалы данного исследования представляются в обобщённом виде с необходимыми аналитическими пояснениями. Последние могут быть использованы в
1 Сергей Алексеевич Воронцов, доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия.
2 Алексей Юрьевич Мамычев, доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Дальневосточный федеральный университет, г. Москва, Россия.
3 Александр Васильевич Понеделков, доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой политологии и этнополитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заслуженный деятель науки РФ, г. Москва, Россия.
Для цитирования: Воронцов С. А., Мамычев А. Ю., Понеделков А. В. Противодействие идеологии терроризма в современной России: по материалам социологических (полевых) исследований // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2019. № 4. С. 66-90.
© Воронцов С. А., Мамычев А. Ю., Понеделков А. В., 2019
контексте повышения уровня организации деятельности по противодействию идеологии терроризма, совершенствования кадрового, аналитического, организационно -технического и финансового обеспечения предупредительно-профилактической работы на данном направлении антитеррористической деятельности.
Ключевые слова: антитеррористическая деятельность, государственная политика, идеология, интернет, медиа, механизм превенции и противодействия, право, правовая политика, социологические исследования, терроризм, экспертный опрос, экстремизм
Vorontsov Sergey A.1, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Mamychev Alexey Yu.2, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Ponedelkov Alexander V.3, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
COUNTERING THE IDEOLOGY OF TERRORISM IN MODERN RUSSIA: BASED ON SOCIOLOGICAL (FIELD) RESEARCH
Abstract. This article presents the results of an expert survey on the state and directions of improving the mechanism for countering the ideology of terrorism in modern Russia. The sociological (field) study was conducted in August-September 2019 in the form of a survey of experts from 25 regions of the Russian Federation, in which 50 to 200 experts were interviewed. The findings and materials of this study are presented in a generalized form with the necessary analytical explanations. The latter can be used in the context of increasing the level of organization of activities to counter the ideology of ter-
1 Sergey A. Vorontsov, Doctor of Law, Professor of the Department of Procedural Law of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.
2 Alexey Yu. Mamychev, Doctor of Political Science, Candidate of Law, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
3 Alexander V. Ponedelkov, Doctor of Political Science, Professor; Head of the Department of Political Science and Ethnopolitics of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Honored Scientist of the Russian Federation, Moscow, Russia.
For citing: Vorontsov S. A., Mamychev A. Yu., Ponedelkov A. V. Countering the ideology of terrorism in modern Russia: based on sociological (field) research // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2019. No 4. Pp. 66-90.
rorism, improving personnel, analytical, organizational, technical and financial support for preventive work in this area of anti-terrorist activities.
Keywords: anti-terrorist activities, state policy, ideology, Internet, media, prevention and counteraction mechanism, law, legal policy, sociological research, terrorism, expert survey, extremism.
Введение
Терроризм является одним из наиболее опасных видов противоправной деятельности, политически или финансово мотивированной, сочетающей в себе идеологический, психологический, информационный и физический компоненты, которые реализуются как отдельными лицами, так и группами лиц с целью принудить личность, общество, государство исполнить их требования.
Деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и дестабилизацию работы органов государственной власти, отнесена к числу основных угроз государственной и общественной безопасности [1]. Под безопасностью мы понимаем способность и возможность гражданского общества развиваться в условиях конфликтов, неопределённости, риска и реализацию этой способности и возможности в реальной действительности [2].
Под идеологией терроризма понимается деятельность отдельно взятых физических лиц или общественных объединений, которые посредством прямых воздействий или при помощи различных политических и иных технологий создают в обществе новые или развивают уже существующие случаи разрозненности, недоверия и неуверенности населения в государственном устройстве, подрывая основы государственного строя и сводя на нет все усилия отдельно взятых государственных и муниципальных служащих, общественных деятелей, силовых структур и ведомств, а также системы государственного управления в целом, которые, в свою очередь, направлены на устойчивое и благополучное развитие государства и гражданского общества. Подобная деятельность с большой долей вероятности может повлечь за собой реальные террористические акты [3].
В Российской Федерации с января по август текущего года зарегистрировано 1260 преступлений террористического характера. При этом, наряду с ростом числа преступлений на 1,2% к аналогичному периоду прошлого года, выявлено 469 лиц, совершивших преступления террористического характера, что на 12% меньше, чем за этот же период в прошлом году [4]. Таким образом, органам государственной власти и местного самоуправления, при координирующей роли Национального антитеррористического комитета (далее - НАК), удалось существенно минимизировать число лиц, совершивших преступления террористического характера. При
этом тенденция роста преступлений данной направленности сохраняется благодаря распространению идеологии терроризма в российском информационном пространстве с использованием возможностей сети Интернет, что обеспечивает идеологам терроризма масштабность аудитории (в большинстве молодёжи), анонимность пропагандистов, экономию материальных затрат.
Учитывая специфику пропагандистской деятельности террористических и экстремистских организаций, аппаратом НАК во взаимодействии с другими заинтересованными субъектами антитеррористической деятельности спланировано и осуществляется системное противодействие террористической угрозе в соответствии с указанием Президента Российской Федерации В. В. Путина, что «в борьбе с терроризмом... следует действовать на опережение - вовремя отслеживать в Интернете сайты экстремистской направленности» [5].
Оценивая результаты работы в рассматриваемой сфере, следует объективно признать, что органам государственной власти и местного самоуправления удалось несколько снизить уровень терроризма по сравнению с предыдущими годами, однако угроза совершения преступлений данной направленности сохраняется.
Основная часть
Сложившаяся ситуация требует изменения подходов к обеспечению национальной безопасности в сфере медиа, прежде всего к противодействию пропаганде терроризма [6].
Реализация комплекса мер в рамках Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ в 2013-2018 гг. [7] позволила сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия идеологии терроризма. Создано методическое и научное обеспечение данной деятельности, скоординирована деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных институтов и граждан по пропаганде идеологии терроризма. В целях дальнейшей реализации положений Стратегии национальной безопасности России и Концепции противодействия терроризму Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28.12.2018 г. утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 20192023 годы [8].
В соответствии с п. 4.5.1. Комплексного плана, Лабораторией проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС (г. Ростов-на-Дону) в августе - сентябре 2019 г. проведено социологическое исследование в форме опроса экспертов. Исследованием было охвачено 25 регионов Российской Федерации, в которых было опрошено от 50 до 200 экспертов: г. Санкт-Петербург, области - Ростовская, Московская, Астраханская, Волгоградская, Курганская, Саратовская, Сверд-
ловская, Смоленская, Челябинская, Ярославская; края - Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Ставропольский; республики - Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан.
Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной экспертами. Ниже приведены наиболее значимые данные опроса.
1. Учитывая, что в Комплексном плане в качестве приоритетной задачи указано разъяснение сущности и опасности идеологии терроризма, практический интерес представлял вопрос: знают ли сами эксперты, в чём выражается идеология терроризма?
Как показал опрос, подавляющее число экспертов (96%) знают, или скорее знают, содержание данного негативного феномена (табл. 1).
Таблица 1
Знаете ли Вы, в чём выражается идеология терроризма?
(1 вариант ответа) %
1.1. Знаю 74,0
1.2. Скорее, знаю 22,0
1.3. Скорее, не знаю 3,0
1.4. Не знаю 0,0
1.5. Затрудняюсь ответить 1,0
Лишь 1% экспертов затруднились с ответом, а 3,0% указали, что они скорее не знают чёткого ответа на данный вопрос.
2. В том, что в современной России существует проблема пропаганды идеологии терроризма убеждено подавляющее большинство экспертов. Так, 51% считают, что данная проблема существует и 29% при ответе на вопрос, приведённый в таблице 2, выбрали ответ: скорее существует. Лишь 2% экспертов полагают, что подобной проблемы нет, 15% считают - скорее нет. 3% экспертов затруднились с ответом.
Таблица 2
Существует ли в современной России проблема пропаганды
идеологии терроризма? (1 вариант ответа) %
2.1. Да, существует 51,0
2.2. Скорее, да 29,0
2.3. Скорее, нет 15,0
2.4. Не существует 2,0
2.5. Затрудняюсь ответить 3,0
3. Ожидаемое единодушие эксперты проявили в оценке опасности пропаганды идеологии терроризма для общества. Так, 96,0% участников исследования считают, что да, эта деятельность опасна, 3% полагают, что скорее опасна. Лишь 1% экспертов выбрал ответ «скорее не опасна».
Таблица 3
Опасна ли пропаганда идеологии терроризма для общества?
(1 вариант ответа) %
3.1. Да, опасна 96,0
3.2. Скорее, да 3,0
3.3. Скорее, нет 1,0
3.4. Нет, не опасна 0,0
3.5. Затрудняюсь ответить 0,0
4. В отношении целей, преследуемых пропагандой идеологии терроризма (табл. 4), 49,0% экспертов указали запугивание населения в целях подрыва существующей власти, инициируемое геополитическими противниками России.
28,0% экспертов считают, что пропаганда идеологии терроризма направлена на насильственное достижение политических целей сторонниками экстремистских организаций.
16% участников опроса считают, что целью пропаганды идеологии терроризма является запугивание населения, организуемое сторонниками религиозных экстремистских организаций.
Заслуживает более глубокого исследования тот факт, что всего 6,0% экспертов видят в качестве цели пропаганды идеологии терроризма насильственное достижение политических целей сторонниками радикальной оппозиции. Видно уроки, преподнесённые украинскими «майданами» как инструментарием свержения конституционного строя, ещё не в полной мере осознаны обществом.
Таблица 4
Какие цели преследует пропаганда идеологии терроризма?
(1 вариант ответа) %
4.1. Запугивание населения, в целях подрыва существующей власти, инициируемое геополитическими противниками России 49,0
4.2. Насильственное достижение политических целей сторонниками экстремистских организаций 28,0
4.3. Насильственное достижение политических целей сторонниками радикальной оппозиции 6,0
4.4. Запугивание населения, организуемое сторонниками религиозных экстремистских организаций 16,0
К числу иных целей (1,0%) эксперты отнесли:
^ формирование геополитическими противниками России, при содействии своих единомышленников в России, условий для роста хаоса, в которых государство ослабляется, нарастают межнациональные конфликты и межрелигиозные распри, разрушается экономика;
^ создание в долгосрочной перспективе условий для оказания давления на руководство РФ;
^ пополнение рядов террористов путём пропаганды идеологии насилия и устрашения;
^ дискредитация действующей государственной власти и её политических лидеров, с помощью насилия, демонстрация слабости власти и её неспособности противостоять данным угрозам.
5. Анализируя характеристики, которые подходят к определению содержания понятия «пропаганда идеологии терроризма» (табл. 5), в качестве первой ранговой позиции эксперты указали насилие (82,0%), на второй позиции - приверженность к крайним взглядам (61,0%), замыкает тройку ведущих характеристик - нарушение закона (60%).
Таблица 5
Отметьте характеристики, которые, на Ваш взгляд, подходят к определению пропаганда идеологии терроризма?
(Не более 5 вариантов ответа) %
5.1. Насилие 82,0
5.2. Нарушение закона 60,0
5.3. Деятельность спецслужб иностранных государств 41,0
5.4. Борьба за власть 42,0
5.5. Борьба за свободы 1,0
5.6. Проявление жестокости 3,0
5.7. Революционное движение 48,0
5.8. Борьба этнических групп 4,0
5.9. Стремление сделать мир лучше 18,0
5.10. Нетерпимость 1,0
5.11. Религиозный фанатизм 28,0
5.12. Приверженность к крайним взглядам 61,0
5.13. Устрашение 41,0
Обращает на себя внимание выбор такой характеристики пропаганды идеологии терроризма, как революционное движение, которую эксперты поставили на 4 -ю позицию (48,0%). Данное обстоятельство, на наш взгляд, вы-
зывает озабоченность, так как и СМИ, в публикациях о террористических и экстремистских проявлениях, достаточно часто употребляют термины «революционеры», «политические заключённые» и др., романтизирующие облик правонарушителей, что может способствовать привлечению в ряды террористов маргинальной молодёжи [9].
6. Ранжируя гипотезы о движущих силах пропаганды идеологии терроризма (табл. 6), большинство экспертов поставили на первую ранговую позицию радикальные исламские группировки, находящиеся за пределами России (88,0%).
59,0% экспертов в качестве движущей силы пропаганды идеологии терроризма видят зарубежные спецслужбы, 58,0% - радикальные исламские группировки, находящиеся на территории России.
Заслуживает внимание мнение 20,0% экспертов, что в качестве движущей силы пропаганды идеологии терроризма выступают психически неуравновешенные личности, которых, по мнению экспертов, больше, чем политических противников режима (19%).
Таблица 6
Кто, на Ваш взгляд, является движущей силой пропаганды идеологии терроризма? (Не более 3 вариантов ответа) %
6.1. Радикальные исламские группировки, находящиеся
за пределами России 88,0
6.2. Радикальные исламские группировки, находящиеся
на территории России 58,0
6.3. Зарубежные спецслужбы 59,0
6.4. Националистические организации 39,0
6.5. Люди, доведённые до отчаяния 2,0
6.6. Психически неуравновешенные личности 20,0
6.7. Политические противники режима 19,0
7. В числе субъектов противодействия пропаганде идеологии терроризма 95,0% экспертов поставили на первую ранговую позицию органы ФСБ России, на вторую позицию - Национальный антитеррористический комитет (89,0%), затем органы МВД России (60,0%). Таким образом, участники опроса видят основными субъектами противодействия пропаганде идеологии терроризма силовые структуры, занимающиеся борьбой с терроризмом, а также координацией антитеррористической деятельности (табл. 7).
Органы государственной власти (43,0%) и органы местного самоуправления (29,0%), которые по определению должны быть ведущими субъектами противодействия пропаганде идеологии терроризма, таковыми в оценках экспертов не являют-
ся. При этом следует положительно оценить информированность 56,0% экспертов о роли и месте в противодействии пропаганде идеологии терроризма антитеррористических комиссий в субъектах и муниципальных образованиях.
Таблица 7
Как вы считаете, какие органы власти и общественные организации реально осуществляют противодействие пропаганде идеологии терроризма?
(Не более 5 ответов) %
7.1. МВД 60,0
7.2. ФСБ 95,0
7.3. Прокуратура 25,0
7.4. Следственный комитет 38,0
7.5. Национальный антитеррористический комитет 89,0
7.6. Антитеррористические комиссии в субъектах и муниципальных образованиях 56,0
7.7. Органы государственной власти 43,0
7.8. Органы местного самоуправления 29,0
7.9. Политические партии 3,0
7.10. Религиозные организации 21,0
7.11. Молодежные организации 20,0
В качестве особого мнения эксперты указали, что эффективность деятельности структур, перечисленных в п. 7.7-7.11., вызывает сомнение, т. к. в основном их деятельность выражается в проведении массовых мероприятий (митингов, форумов, уроков, публикаций, телепередач и др.), оцениваемых по количеству мероприятий и участвующих в них лиц, т. е. по формальным показателям, которые не позволяют судить об эффективности профилактического воздействия на радикально настроенную молодёжь, которую эти мероприятия не заинтересуют.
8. Оценивая динамику пропаганды распространения идеологии терроризма в России, большинство экспертов считают, что ситуация остаётся стабильной (30%), имеется тенденция к незначительному снижению (21%), либо существенно снижается (7%).
28% экспертов отметили рост пропаганды идеологии терроризма, но он не является крупным, 5% экспертов полагают, что заметен значительный рост данной угрозы (табл. 8).
Таблица 8
Какова, на Ваш взгляд, динамика пропаганды идеологии терроризма в России? (1 вариант ответа) %
8.1. Заметен значительный рост 5,0
8.2. Рост пропаганды идеологии терроризма есть, но он не является крупным 28,0
8.3. Ситуация остается стабильной: нет ни её роста, ни снижения 30,0
8.4. Угроза незначительно снижается 21,0
8.5. Угроза существенно снижается 7,0
8.6. Затрудняюсь ответить 10,0
9. При оценке эффективности противодействия пропаганде терроризма в стране, регионе и муниципальном образовании эксперты отметили, что данная работа проводится не всегда эффективно (соответственно, 59,0%, 49,0%, 47,0%). На недостаточный уровень данной работы указали, соответственно, 16,0%, 15%, 15% экспертов.
В том, что работа по противодействию пропаганде терроризма в стране, регионе и муниципальном образовании ведётся очень эффективно, убеждены, соответственно, 21%, 29%, 31% экспертов (табл. 9).
Таблица 9
Как Вы считаете, эффективно ли ведётся противодействие пропаганде терроризма? (1 вариант ответа в каждом разделе) %
9.1. В стране:
9.1.1. Очень эффективно 21,0
9.1.2. Не всегда эффективно 59,0
9.1.3. Недостаточно эффективно 16,0
9.1.4. Затрудняюсь ответить 4,0
9.2. В регионе (крае, области, автономии):
9.2.1. Очень эффективно 29,0
9.2.2. Не всегда эффективно 49,0
9.2.3. Недостаточно эффективно 15,0
9.2.4. Затрудняюсь ответить 7,0
9.3. В муниципальном образовании (городе, районе, поселении):
9.3.1. Очень эффективно 31,0
9.3.2. Не всегда эффективно 47,0
9.3.3. Недостаточно эффективно 15,0
9.3.4. Затрудняюсь ответить 7,0
10. 61,0% экспертов, задействованных в социологическом опросе, считают, что полномочия органов власти в стране, в субъекте и муниципальном образовании соответствуют решению задач по противодействию идеологии терроризма. Данное мнение большинства экспертов позволяет говорить о существенном совершенствовании в последние годы правовой основы обеспечения процесса противодействия идеологии терроризма (табл. 10). При этом 19% экспертов считают, что имеющихся полномочий для решения указанной задачи недостаточно.
Таблица 10
Как Вы считаете, соответствуют ли полномочия органов власти в субъекте и муниципальном образовании решению задач противодействия идеологии терроризма? (1 вариант ответа) %
10.1. Да, соответствуют 61,0
10.2. Не соответствуют 19,0
10.3. Затрудняюсь ответить 20,0
11. Мнения экспертов заметно разделились и в вопросе о соответствии объёма бюджетного финансирования подразделений органов власти в субъекте и в муниципальном образовании для решения задач противодействия идеологии терроризма (табл. 11). Лишь 19% экспертов удовлетворены размером бюджетного финансирования, 22% считают, что установленное финансирование соответствует не в полной мере, а 22% убеждены, что выделяемые средства не соответствуют качественному решению задач по противодействию идеологии терроризма.
Таблица 11
Как Вы считаете, соответствует ли бюджетное финансирование подразделений органов власти в субъекте и муниципальном образовании решению задач противодействия идеологии терроризма?
(1 вариант ответа) %
11.1. Да, соответствует 19,0
11.2. Соответствует не в полной мере 43,0
11.3. Не соответствует 22,0
11.4. Затрудняюсь ответить 16,0
12. Более единодушными эксперты оказались при ответе на вопрос: «Чувствуете ли Вы себя в безопасности от террористических угроз?» Так, полностью защищённы-ми от террористических угроз ощущают себя 8,0% экспертов. 62,0% опрошенных выбрали вариант «скорее, да». Не уверены в своей безопасности от террористических угроз 19,0% экспертов, и 3,0% ощущают себя полностью не защищёнными.
Таблица 12
Чувствуете ли Вы себя в безопасности от террористических угроз?
(1 вариант ответа) %
12.1. Полностью, да 8,0
12.2. Скорее, да 62,0
12.3. Затрудняюсь ответить 8,0
12.4. Скорее, нет 19,0
12.5. Полностью, нет 3,0
По мнению экспертов, уязвимость личности, общества, государства перед террористической угрозой обусловлена: ^ либеральными взглядами;
^ наличием национальных, религиозных проблем, имеющих для государства и общества важное значение и связанных с его самооценкой, духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями; ^ отсутствием единой государственной платформы (идеологии), объединяющей усилия всего населения России и органов государственной (муниципальной) власти в достижении стратегических целей; ^ социально-экономическими проблемами, расслоением общества, социальным неравенством;
^ навязыванием населению религиозных идей;
^ ростом агрессии со стороны разного рода правозащитных организаций, финансируемых из-за рубежа, которая приобретает всё более скрытый характер;
^ безразличием основной массы населения к возможной террористической угрозе;
^ недостатками воспитания в семье, неэффективной работой по воспитанию молодежи;
^ применением террористами новых информационных технологий.
13. Достаточно категорично эксперты оценили возможность при каких-нибудь обстоятельствах оправдать для себя лицо, распространяющее идеологию терроризма (табл. 13). Так, 76% экспертов полностью отвергают такую возможность, и 19% выбрали ответ - скорее, нет. 2,0% опрошенных готовы оправдать такое лицо, если от данных действий зависит жизнь членов его семьи, либо существует угроза жизни и здоровью близких. Ни один из экспертов не готов безоговорочно оправдать лиц, распространяющих идеологию терроризма. 2% затруднились с ответом.
Таблица 13
Можете ли Вы при каких-нибудь обстоятельствах оправдать для себя лицо, распространяющее идеологию терроризма?
(Один вариант ответа) %
13.1. Полностью, да 0,0
13.2. Скорее, да 2,0
13.3. Скорее, нет 19,0
13.4. Полностью, нет 76,0
13.5. Затрудняюсь ответить 2,0
14. Объективность ответа экспертов на вопрос, предваряющий таблицу 13, подтверждают ответы на вопрос о том, считают ли они лиц, распространяющих идеологию терроризма, преступниками (табл. 14)?
Так, 82% экспертов утвердительно ответили на данный вопрос, 15% выбрали вариант «скорее, да».
По 1% экспертов выбрали ответы «нет» и «скорее, нет», не разъяснив в приложении свою позицию.
Таблица 14
Считаете ли Вы, что лица, распространяющие идеологию терроризма,
являются преступниками? %
14.1. Полностью да 82,0
14.2. Скорее, да 15,0
14.3. Скорее, нет 1,0
14.4. Полностью нет 1,0
14.5. Затрудняюсь ответить 1,0
15. 92% экспертов считают, что деятельность лиц, распространяющих идеологию терроризма, должна пресекаться правоохранительными органами, и 6% экспертов выбрали вариант ответа «скорее, да» (табл. 15).
Таблица 15
Должна ли деятельность лиц, распространяющих идеологию терроризма, пресекаться правоохранительными органами? %
15.1. Полностью, да 92,0
15.2. Скорее, да 6,0
15.3. Скорее, нет 1,0
15.4. Полностью, нет 1,0
15.5. Затрудняюсь ответить 0,0
При этом, также по 1% экспертов указали варианты ответов «нет» и «скорее, нет», не разъяснив, как и в предыдущем вопросе, почему противоправная деятельность не должна пресекаться.
16. Мнения экспертов разделились при ответе на вопрос: допустимо ли в целях противодействия идеологии терроризма ограничивать права и свободы граждан во имя обеспечения общественной безопасности (табл. 16)?
Так, 66% экспертов согласны с правом государства и общества защищать себя от пропаганды террористической идеологии с использованием методов, ограничивающих в установленных законом случаях права и свободы граждан. 19% экспертов не согласны с этим. 4% экспертов считают, что:
^ ограничения могут допускаться только под жёстким контролем со стороны прокуратуры, суда и гражданского общества, исключая использование данных ограничений в угоду тем или иным политическим силам;
^ всё зависит от того, в какой мере будут ограничиваться права и свободы и какие цели при этом будут реально достигаться, а не только декларироваться;
^ ограничения допустимы при наличии надлежащего контроля со стороны надзорных органов за теми структурами, которые будут ограничивать права и свободу граждан.
Таблица 16
Допустимо ли в целях противодействия идеологии терроризма ограничивать права и свободы граждан во имя обеспечения общественной
безопасности? (1 вариант ответа) %
16.1. Да 66,0
16.2. Нет 19,0
16.3. Затрудняюсь ответить 11,0
17. Представляют практический интерес ответы экспертов о достаточности (недостаточности) информации о противодействии идеологии терроризма для формирования представления о реально складывающейся ситуации в данной сфере (табл. 17).
Таблица 17
Как Вы считаете, достаточно ли у Вас информации о проводимой борьбе с идеологией терроризма? (1 вариант ответа) %
17.1. Вполне достаточно, чтобы иметь представление о реальной ситуации в этой сфере 47,0
17.2. Информации мало, и трудно делать выводы о реальной ситуации в этой сфере 47,0
17.3. Необходимой информации нет 3,0
17.4. Затрудняюсь ответить 3,0
47% экспертов, вероятно представляющих антитеррористические комиссии, считают, что они в достаточной мере владеют реальной ситуацией в рассматриваемой сфере. В противовес им, 47% экспертов убеждены, что информации недостаточно для выдвижения обоснованных выводов о реальной ситуации с противодействием идеологии терроризма. 3% экспертов отметили, что не имеют необходимой информации.
18. На наш взгляд, следует положительно оценить, что 68% экспертов ознакомились с «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.» (табл. 18).
Таблица 18
Знакомы ли Вы с «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.»?
(1 вариант ответа) %
18.1. Да 68,0
18.2. Нет 32,0
19. При этом 32% экспертов оценили данный документ как неэффективный, а 65% убеждены в эффективности заложенных в план мероприятий (табл. 19). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что число экспертов, считающих план неэффективным, совпадает с числом экспертов, не знакомых с данным документом.
Таблица 19
Если «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.» Вам известен, считаете ли Вы это план эффективным или, наоборот, неэффективным в вопросе
противодействия терроризму (впишите Ваш вариант ответа) %
19.1. Эффективным 65,0
19.2. Неэффективным 32,0
19.3. Затрудняюсь ответить 3,0
20. Недостаточная информированность экспертов по вопросам противодействия идеологии терроризма побудила проранжировать каналы получения ими сведений по данной проблеме (табл. 20).
На первую ранговую позицию эксперты поставили телевидение (83,0%), на вторую, со значительным отрывом, - социальные сети (61,0%), на третью - газеты и журналы (51,0%). В числе источников искомой информации эксперты назвали также встречи с представителями правоохранительных органов, передачи радиостанций и беседы с непосредственным окружением.
Таблица 20
По каким каналам Вы получаете информацию о проводимой борьбе с распространением идеологии терроризма? %
20.1. Социальные сети 61,0
20.2. Телевидение 83,0
20.3. Радио 33,0
20.4. Газеты и журналы 51,0
20.5. Встречи с представителями правоохранительных органов 47,0
20.6. Информация пресс-служб правоохранительных органов 42,0
20.7. Непосредственное окружение 20,0
20.8. Другое (укажите) 0,0
21. Заслуживает внимания информация, что за последние 3 года 66% экспертов не участвовали в работе программ повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих по вопросам противодействия идеологии терроризма, 15% (по-видимому, сотрудники АТК) участвовали неоднократно, 19% - единожды. Представляется, что с учётом сохранения в обозримый период террористических угроз и вызовов данная работа должна быть активизирована.
Таблица 21
Были ли Вы в последние 3 года участником программ повышения квалификации государственных (муниципальных) служащих по вопросам противодействия идеологии терроризма?
(1 вариант ответа) %
21.1. Да, единожды 19,0
21.2. Да, неоднократно 15,0
21.3. Нет 66,0
22. По мнению экспертов, основной объём пропаганды идеологии терроризма реализуется с использованием возможностей интернета (99,0% - первая ранговая позиция). На вторую ранговую позицию эксперты поставили каналы религиозной пропаганды (речь идёт об исламизме), реализуемой в т. ч. при содействии лиц, обучавшихся за рубежом (87,0% и 80,0%).
Значимое место (74,0%) в пропаганде идеологии терроризма эксперты отвели оппозиционным власти СМИ, на что должно быть обращено внимание надзорных органов (табл. 22). Разумеется, речь не может идти о введении цензуры, но уровень самоцензуры журналистов, как, впрочем, и уровень контрпропаганды должен быть существенно повышен.
Таблица 22
По каким каналам, по Вашему мнению, осуществляется пропаганда идеологии терроризма?
(Не более 5 вариантов ответа) %
22.1. Интернет 99,0
22.2. Религиозная пропаганда 87,0
22.3. Обучение за рубежом 80,0
22.4. Зарубежные фильмы 57,0
22.5. Оппозиционные власти СМИ 74,0
22.6. Ближайшее окружение 47,0
22.7. Другое (укажите) 1,0
23. Несомненный интерес представляет мнение экспертов о том, какими мотивами руководствуются россияне, примыкающие к деятельности по пропаганде идеологии терроризма в своей стране (табл. 23).
Таблица 23
Какими мотивами руководствуются россияне, примыкающие к деятельности по пропаганде идеологии терроризма?
(Не более 5 вариантов ответа) %
23.1. Идеологическое противостояние существующей власти 84,0
23.2. Общение с единомышленниками 56,0
23.3. Обретение смысла жизни 28,0
23.4. Ощущение несправедливости и произвола власти 56,
23.5. Чувство безысходности 47,0
23.6. Желание отомстить 60,0
23.7. Желание «прославиться» 51,0
23.8. Материальное вознаграждение 85,0
23.9. Другое (укажите): ■ Любопытство, стремление разобраться в ситуации, получить информацию из неофициальных источников (при недоверии к официальным СМИ и власти) ■ Искажённые религиозные понятия
■ Под воздействием наркотических средств 2,0
По мнению экспертов, в большинстве случаев это происходит под влиянием меркантильных соображений (первая ранговая позиция - 85,0%). Второй по значимости мотив, указанный экспертами, - идеологическое противостояние существующей власти.
В ряде случаев, как полагают эксперты, россияне участвовали в пропаганде идеологии терроризма под влиянием несправедливости и произвола власти, в основном, на местах, а также из чувства безысходности.
Следует особо отметить мнение экспертов (51,0%) о том, что примыкание к деятельности по пропаганде идеологии терроризма обусловлено стремлением некоторых молодых людей «прославиться» любой ценой, ибо других путей попасть на телевизионные экраны и в сводки новостей у них нет.
24. Отвечая на вопрос, от кого в наибольшей степени зависит успешное противодействие идеологии терроризма в условиях современных политических процессов в России, эксперты поставили на первую ранговую позицию государство (92,0%). Вторую позицию заняли СМИ (60,0%), которые формируют общественное мнение (табл. 24). Далее следуют население, общественные организации, религиозные деятели и политики.
Таблица 24
От кого в наибольшей степени зависит успешное противодействие идеологии терроризма в условиях современных политических процессов
в России? (Не более 3 вариантов ответа) %
24.1. Государства 92,0
24.2. Общественных организаций 37,0
24.3. Самих простых людей 46,0
24.4. Религиозных деятелей 33,0
24.5. Политиков федерального, регионального и местного уровня 28,0
24.6. Средств массовой информации 60,0
24.7. Затрудняюсь ответить 2,0
24.8. Другое (укажите) 1,0
25. Учитывая «живучесть» идеологии терроризма, представляет интерес исследование причин, которые, по мнению экспертов, в наибольшей степени влияют на интерес граждан к идеологии терроризма (табл. 25).
В качестве основных причин эксперты выделили падение уровня жизни; социально-экономические проблемы; напряжённость в обществе и пессимизм; отсутствие постоянной работы и низкий заработок; криминализацию различных сфер жизни; «исламский фактор» и подрывную деятельность иностранных террористических организаций; неэффективную работу по идеологическому воспитанию молодёжи; недостатки воспитания в семье.
Таблица 25
Какие причины, на Ваш взгляд, в наибольшей степени влияют на интерес граждан к идеологии терроризма?
(Не более 10 вариантов ответа) %
Социально-экономические проблемы в целом, напряжённость в
25.1. обществе и пессимизм 88,0
25.2. Падение уровня жизни 89,0
25.3. Рост бедности населения 78,0
25.4. Трудные жизненные ситуации 67,0
25.5. Отсутствие постоянной работы и низкий заработок 63,0
25.6. Криминализация различных сфер жизни и деятельности 63,0
25.7. Недостатки воспитания в семье 49,0
Влияние псевдорелигиозной экстремистской литературы, ради-
25.8. кальных религий 56,0
25.9. Влияние воинствующего национализма 29,0
«Исламский фактор» и подрывная деятельность иностранных тер-
25.10. рористических организаций 61,0
Отсутствие веры в своё будущее и жизненные перспективы при
25.11. существующем общественно-политическом строе 36,0
Наличие этнических, национальных, религиозных противоречий в
25.12. обществе 37,0
Отсутствие эффективной государственной антитеррористической
25.13. политики 28,0
25.14. Неэффективная работа по идеологическому воспитанию молодёжи 61,0
Недостаточная профилактическая работа по противодействию
25.15. терроризму 32,0
Отсутствие веры в то, что можно добиться справедливости в рам-
25.16. ках существующего закона 35,0
Наличие ярких лидеров и пропагандистов террористической дея-
25.17. тельности 26,0
Нежелание граждан сотрудничать с правоохранительными орга-
25.18. нами в деле борьбы с терроризмом 39,0
Явное или скрытое сочувствие граждан идеям террористических
25.19. организаций 15,0
25.20. Затрудняюсь ответить 1,0
25.21. Другое (укажите) 1,0
26. На фоне значительного числа причин, которые, по мнению экспертов, влияют на интерес граждан к идеологии терроризма, повышенный интерес представляют возможные направления усиления противодействия пропаганде идеологии терроризма в регионе, которым следует уделить первостепенное внимание (табл. 26).
Эксперты в числе данных направлений на первую позицию поставили улучшение взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами (49,9%). Вторым по значимости направлением эксперты видят улучшение всей системы воспитания молодёжи и работы с семьями (44,0%). На третьей позиции -повышение влияния гражданского общества (39,0%).
Таким образом, эксперты видят пути усиления противодействия пропаганде идеологии терроризма не в укреплении силовой составляющей, реализуемой правоохранительными органами, а в реализации гражданских технологий, в совершенствовании воспитательной работы с молодёжью, улучшении профилактической работы с лицами, подверженными идеологии терроризма, формировании у населения антитеррористического сознания.
Таблица 26
Какому из основных направлений усиления противодействия пропаганде идеологии терроризма в регионе следует уделить первостепенное внимание? (Не более 3 вариантов ответа) %
26.1. Повышение влияния гражданского общества 39,0
26.2. Улучшение взаимодействия гражданского общества с правоохра-
нительными органами 49,0
26.3. Повышение уровня бюджетного финансирования на цели анти-
террористической деятельности 19,0
26.4. Совершенствование деятельности правоохранительных органов 26,0
26.5. Улучшение всей системы воспитания молодежи и работы с семьями 44,0
26.6. Улучшение профилактической работы с лицами, подверженными
идеологии терроризма 31,0
26.7. Совершенствование законодательной базы, направленной на эффективное проведение антитеррористической государственной
политики 14,0
26.8. Осуществление мер по формированию у населения антитеррори-
стического сознания 30,0
26.9. Совершенствование мер информационно-пропагандистского ха-
рактера и защиты от идеологии терроризма 27,0
26.10. Расширение полномочий спецслужб и проведение самой жёсткой силовой политики борьбы с любыми проявления терроризма, причём как с непосредственными участниками подготовки и проведения террористических актов, так и с теми, кто занимается
идеологическим обоснованием и пропагандой терроризма 30,0
26.11. Затрудняюсь ответить 1,0
26.12. Другое (укажите) 1,0
27. В числе первоочередных мер, которые необходимо предпринять, чтобы снизить уязвимость молодежи от воздействия идеологии терроризма (табл. 27), эксперты указали активизацию работы по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве, в том числе в социальных интернет-сетях (60,0%), системное проведение на базе образовательных организаций антитеррористических воспитательных и культурно-просветительских мероприятий (59,05), реализацию мер, направленных на формирование религиозной, межнациональной терпимости, в том числе с помощью организации молодёжных межрегиональных образовательных форумов (48,0%).
Таблица 27
Как Вы считаете, что необходимо предпринять, чтобы снизить уязвимость молодежи от воздействия идеологии терроризма?
(Не более 3 вариантов ответа) %
27.1. Системно проводить на базе образовательных организаций соответствующие воспитательные и культурно-просветительские мероприятия 59,0
27.2. Привлекать к работе с молодёжью религиозных лидеров и авторитетных политиков, несмотря на их оппозиционность 23,0
27.3. Вовлекать молодёжь в практическую работу по подготовке проектов антитеррористической направленности 33,0
27.4. Создавать условия для эффективной социальной адаптации молодежи, противодействующей асоциальному поведению молодых людей 35,0
27.5. Активизировать работу по противодействию идеологии терроризма в информационном пространстве молодёжи, в том числе в социальных интернет-сетях 60,0
27.6. Повысить эффективность противодействия терроризму в молодёжной среде путём обучения кадров, участвующих в противодействии терроризму, информационному противостоянию в сети Интернет, организации на базе образовательных организаций высшего образования научных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации 35,0
27.7. Формировать религиозную, межнациональную терпимость, патриотизм, здоровый образ жизни, в том числе с помощью организации молодежных межрегиональных образовательных форумов 48,0
27.8. Затрудняюсь ответить 1,0
27.9. Другое (укажите): ■ В том числе обеспечение выпускников учебных заведений рабочими местами ■ Обеспечение обязательной занятости молодёжи учёбой, работой, спортом, интересными делами, проектами 4,0
Заслуживают внимания предложения о вовлечении молодёжи в практическую работу по подготовке и реализации проектов антитеррористической направленности; привлечении к работе с молодёжью религиозных лидеров и авторитетных политиков, несмотря на их оппозиционность; развитии системы обучения молодых кадров, участвующих в противодействии терроризму, информационному противостоянию в сети Интернет, системной организации на базе образовательных организаций высшего образования научных семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации.
28. Оценивая виды идеологии терроризма, представляющие наибольшую опасность (табл. 28), эксперты поставили на первую ранговую позицию идеологию радикального ислама (87,0%), далее следуют идеология, связанная с попытками инспирирования «цветных революций» (61,0%), и праворадикальная, фашистская и расистская идеология (40,0%).
Таблица 28
Какой вид идеологии терроризма Вы считаете имеющим наибольшую опасность для Вашего региона? (Не более 3 вариантов ответа) %
28.1. Связанный с радикальным исламом 87,0
28.2. Связанный с радикальными направлениями в христианстве 32,0
28.3. Связанный с иными радикальными религиозными течениями 29,0
28.4. Связанный с политическими идеологиями антикапиталистического и коммунистического толка 11,0
28.5. Связанный с анархистской идеологией 9,0
28.6. Связанный с праворадикальной, фашистской и расистской идеологией 40,0
28.7 Связанный с попытками инспирирования «цветных революций» 61,0
28.8. Затрудняюсь ответить 9,0
28.9. Другое (укажите): ■ Региональный сепаратизм 2,0
29. Следует положительно оценить, что 93% экспертов готовы не только советовать, но и оказать содействие, как граждане, сотрудникам правоохранительных органов в противодействии пропаганде идеологии терроризма (табл. 29).
Таблица 29
Готовы ли Вы оказать содействие, как гражданин, сотрудникам правоохранительных органов в противодействии
пропаганде идеологии терроризма? %
29.1. Готов 74,0
29.2. Скорее, готов 19,0
29.3. Скорее, не готов 2,0
29.4. Не готов 2,0
29.5. Затрудняюсь ответить 3,0
30. В завершении социологического опроса в числе причин, снижающих эффективность работы по противодействию идеологии терроризма (табл. 30), эксперты указали недостаточное взаимодействие государственных структур и общественных организаций, недостаточное международное сотрудничество, формализм, недостаточный профессионализм ответственных лиц, заниженный уровень ответственности должностных лиц за допущенные просчёты.
Таблица 30
Что, на Ваш взгляд, мешает эффективной работе
по противодействию идеологии терроризма? %
30.1. Недостаточное взаимодействие государственных структур и общественных организаций 56,0
30.2. Недостаточное взаимодействие между ведомствами 4,0
30.3. Недостаточное взаимодействие между центром и регионами 11,0
30.4. Недостаточное международное сотрудничество 21,0
30.5. Другое (укажите): ■ Формализм в организации работы государственных структур, нацеленность на написание отчёта, получение «галочки» ■ Недостаточная подготовка работников, отвечающих за данное направление деятельности, недостаточное понимание сути проявлений идеологии терроризма ■ Отсутствие должного контроля медиа пространства ■ Низкий уровень взаимодействия госструктур и общественных отношений ■ Заниженный уровень ответственности должностных лиц за допущенные просчёты ■ Проблемы системного характера, такие как коррупция и слабая экономика ■ Нет понимания простыми обывателями сути деятельности спецслужб на данном направлении, решений государственных структур 8,0
Выводы
Полагаем, что материалы проведённого социологического исследования могут быть использованы в целях повышения уровня организации деятельности по противодействию идеологии терроризма, совершенствования кадрового, аналитического, организационно-технического и финансового обеспечения предупредительно-профилактической работы на данном направлении антитеррористической деятельности.
Список литературы
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. - URL: https://www.mchs.gov.ru/doku menty/ukazy-prezidenta-rf/2933 (дата обращения: 19.12.2019).
2. Воронцов, С. А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6, № 4. - С. 6-18.
3. Терроризм - крайняя форма экстремизма и современная угроза национальным интересам России. 21.12.2016. - URL: https://nic-pnb.ru/terrorizm-ekstremizm-separatizm/terrorizm-krajnyaya-forma-ekstremizma/ (дата обращения: 19.12.2019).
4. Портал правовой статистики Генпрокуратуры РФ. - URL: http://crimes tat.ru/ (дата обращения: 19.12.2019).
5. Кириленко, В. П. Противодействие идеологии современного терроризма / В. П. Кириленко, Г. В. Алексеев // Управленческое консультирование. - 2018. -№ 5. - С. 8-18.
6. On the need to improve approaches to ensuring russia's national security in the media sphere / S. Vorontsov, A. Goloborodko, A. Ponedelkov, A. Steinbuh, O. Kravets // Медиаобразование. - 2018. - № 2. - С. 61-70.
7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы : утв. Президентом Российской Федерации 26 апреля 2013 г. № Пр-1069. URL: https://www.nstu.ru/static_files/40742/file/Komplex_plan.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
8. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации от 28 декабря 2018 г/ № Пр-2665. - URL: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (дата обращения: 19.12.2019).
9. On improving of outreach work in the media sphere to counter the ideology of terrorism / S. A. Vorontsov, A. Yu. Goloborodko, A. V. Ponedelkov, A. G. Shteinbukh // Медиаобразование. - 2019. - Т. 59, № 3. - С. 454-460.
References
1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683. Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/ukazy-prezidenta-rf/2933 (accessed 19 December 2019). (In Russian).
2. Vorontsov S. A. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya gosudarstvennoi poli-tiki i upravleniya v sfere bezopasnosti [On the need to improve public policy and management in the field of security]. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 6-18.
3. Terrorism is an extreme form of extremism and a modern threat to Russia's national interests. 12.21.2016. Available at: https://nic-pnb.ru/terrorizm-ekstremizm-separatizm/terrorizm-krajnyaya-forma-ekstremizma/ (accessed 12 December 2019). (In Russian).
4. Portal of legal statistics of the Prosecutor General of the Russian Federation. URL: http://crimestat.ru/ (accessed 12 December 2019). (In Russian).
5. Kirilenko V. P., Alekseev G. V. Protivodeistvie ideologii sovremennogo ter-rorizma [Opposition to the ideology of modern terrorism]. Upravlencheskoe konsul'tiro-vanie, 2018., no. 5, pp. 8-18.
6. Vorontsov S., Goloborodko A., Ponedelkov A., Steinbuh A., Kravets J. On the need to improve approaches to ensuring Russia's national security in the media sphere. Mediaobrazovanie, 2018, no. 2, pp. 61-70.
7. A comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2013-2018: approved The President of the Russian Federation on April 26, 2013 No. Pr-1069. Available at: https://www.nstu.ru/static_files/4074 2/file/Komplex_plan.pdf (accessed 12 December 2019). (In Russian).
8. A comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019-2023, approved by the President of the Russian Federation dated December 28, 2018 No. Pr-2665. - Available at: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.htm (accessed 12 December 2019). (In Russian).
9. Vorontsov S. A., Goloborodko A. Yu., Ponedelkov A. V., Shteinbukh A. G. On improving of outreach work in the media sphere to counter the ideology of terrorism. Mediaobrazovanie, 2019, vol. 59, no. 3, pp. 454-460.