118 7 № 1 (17) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
А.Ж. ДАУЛЕТИЯР,
магистр юриспруденции, старший преподаватель, соискатель Казахского гуманитарно-юридического университета
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
В международной практике систему правосудия по делам несовершеннолетних определяют термином «Ювенальная юстиция» или «Juvenile Justice». В последние годы этот термин все чаще используется и в казахстанской практике.
Как определено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, «основным вектором развития судебной системы является специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов.... При этом ювенальные суды должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы юве-нальной юстиции» [1]. В связи с этим огромный интерес вызывают вопросы становления и перспективы дальнейшего развития казахстанской модели ювенального правосудия.
Зачастую с ювенальной юстицией связывают, прежде всего, специализированные судебные органы, предназначенные для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних. Однако в более широком социальном плане система правосудия в отношении несовершеннолетних представляет собой систему защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, объединяющую вокруг специализированного суда по делам нгсовер-шеннолетних различные специализированные структуры в правоохранительных органах, учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуре и правозащитных организациях.
В настоящее время ювенальная юстиция существует более чем в 60 странах мира. Впервые ювенальный суд был создан в 1899 году в США, в штате Иллинойс. Его создание явилось признанием того, что у несовершеннолетних правонарушителей существуют особые проблемы, которые могут быть более эффективно решены лишь определенной системой правосудия в отношении несовершеннолетних [2]. Наряду с США, Канадой, Бельгией, Англией одним из первых государств была и Россия, которая еще в 1910 году ввела систему ювенальных судов, практически просуществовавшую до 1918. В 2004 году юве-нальная система правосудия в России была вновь возрождена.
Следует отметить, что предпосылками становления и развития ювенальной юстиции в каждом отдельном государстве являются: имплементация закрепленных норм международного права в национальное законодательство; определение концепции юридического воздействия; формирование нормативно-правовой базы; формирование институциональной базы; определение системы подготовки и повышения квалификации кадров.
В Казахстане на сегодняшний день институт судов по делам несовершеннолетних является достаточно новым. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» от 23.08.07г., специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды) в качестве пилотных проектов были созданы в г. Астане и г. Алматы [3].
В Республике Казахстан, как и во многих других государствах, идея создания ювенальной юстиции, ее дальнейшее развитие обусловлены необходимостью эффективного обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при отправлении правосудия по уголовным, гражданским и административным делам в практической деятельности государства. Такая система защиты прав несовершеннолетних основывается на международно-правовых нормах в сфере защиты прав несовершеннолетних, которые в свою очередь являются основой формирования концепции юридического воздействия. Как было отмечено председателем Верховного Суда РК К. Мами: «Потребность в создании ювенальных судов возникла в связи с тем, что у нас были проблемы с вопросами международного усыновления, есть проблемы применения уголовного законодательства либо гражданского, семейного законодательства при совершении несовершеннолетними преступления. Именно в этой связи мы хотим пойти на создание юве-нальных судов» [4].
В связи с вышеуказанным, особый интерес представляют следующие положения: вопросы имплементации норм международного права в
Трибуна молодого ученого
ПШ
сфере осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в национальное законодательство Казахстана; определение конституционно-правового статуса специализированных юве-нальных судов в стране, перспективы их развития, а также опыт зарубежных стран.
Международная правовая база в сфере защиты прав несовершеннолетних представлена в основном следующими международными правовыми актами: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985г.), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности в отношении несовершеннолетних (Эр-Рияд-ские руководящие принципы, 1990 г.) и многие др.
Следует отметить, что в международных стандартах не содержится прямого требования о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. В большинстве стран подобные суды отсутствуют. Однако в этих странах суды всегда слушают дела несовершеннолетних в особых условиях (например, на закрытых заседаниях) и приговаривают их к иным и, как правило, более мягким мерам наказаниям, чем взрослых.
В то же время в международных стандартах выражена мысль о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении» [5]. Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), также указывают на необходимость создания системы правосудия в отношении несовершеннолетних.
Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о правах ребенка 8 июня 1994 года, ратифицировав ее, а в июле 2000 г. подписала факультативные протоколы к ней, взяв на себя ряд международных обязательств, в том числе в соот-
ветствии со статьей 44 Конвенции - представлять Комитету по правам ребенка, учрежденному согласно этой Конвенции, через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, доклады о принятых мерах по закреплению признанных в Конвенции прав ребенка и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.
Одной из деклараций ООН, направленных на защиту несовершеннолетних в области судопроизводства и исполнения наказаний являются минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года [6].
Пекинские правила устанавливают общие положения наступления уголовной ответственности для несовершеннолетнего (минимальный возраст, особый статус несовершеннолетнего, его права). В документе также определяются основные принципы обращения с несовершеннолетним на этапе задержания, предварительного заключения и во время судопроизводства; в документ включены руководящие принципы вынесения решения и выбора мер воздействия в отношении несовершеннолетнего.
В Казахстане еще в 2001 году прошли первые встречи представителей Администрации Президента РК, Верховного Суда, Министерства юстиции, МВД, Генеральной прокуратуры и неправительственного сектора. В ходе совместной работы участники встреч признали необходимость изменения методов работы с несовершеннолетними в системе уголовного правосудия. В этих целях была начата работа по инициированию проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане», определены его цели, задачи и принципы. Предложенный проект реализовывался в течение четырех лет, начиная с января 2003 года, при поддержке фонда Сорос-Казахстан, Правовой инициативы открытого общества, международных экспертов, масштабной группой специалистов в области юриспруденции и психологов в двух пилотных районах - Ауззовском - г. Алматы и Кара-сайском - Алматинской области [7].
Актуальные вопросы формирования нормативной и институциональной базы ювенальной юстиции были отражены в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949.
В качестве одного из перспективных направлений развития судебной системы страны в кон-
120 7 M 1 (17) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
цепции обоснованно указаны ювенальные суды.
Безусловно, специализированный (ювеналь-ный) суд должен являться наиболее важным звеном системы ювенальной юстиции. Это обусловлено положением Конституции Республики Казахстан о том, что «судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики» . Именно суд обладает наиболее широкими возможностями при решении вопросов, касающихся защиты прав и законных интересов нг-совершеннолетних.
30 марта 2007 года на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан рассмотрен вопрос о создании системы ювенальной юстиции в Казахстане, где в целом поддержаны предлагаемые основные подходы по созданию ювенальной юстиции и рекомендовано заинтересованным государственным органам завершить разработку модели специализированных служб ювенальной юстиции.
Как отмечалось выше, в Казахстане был осуществлен пилотный проект по внедрению системы ювенальной юстиции, действующий на сегодняшний день только в г. Астане и г. Алматы. По итогам реализации этого проекта были созданы координационный совет и рабочая группа, результатом работы которых явилась разработка проекта Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы.
В дальнейшем Главой государства был принят Указ «О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы» от 19.08.08 г. [8], который является еще одним шагом в развитии демократии, реализации социальной политики государства в области детства и создании условий для развития подрастающего поколения.
Целью Концепции является поэтапное внедрение и развитие в Казахстане элементов ювеналь-ной юстиции, которые позволят повысить эффективность и качество отправления правосудия в отношении несовершеннолетних на всех этапах. Это включает создание специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в органах юстиции, внутренних дел, образования и науки, в судах, прокуратурах и адвокатуре.
На наш взгляд, необходимо также определить работу социально- реабилитационных служб по привлечению к сотрудничеству неправительственных, общественных организаций, а также
решить вопрос специальной подготовки специалистов. Ювенальная юстиция требует широкого сотрудничества как судебных, правоохранительных, так и других государственных и социальных структур.
Таким образом, целью деятельности ювеналь-ных судов должно быть не столько само наказание, сколько исправление малолетних нарушителей закона, стремление понять, почему подросток пошел на то или иное преступление, разобраться в причинах случившейся трагедии и исправить сложившуюся ситуацию, и в этом заключается особенность исследуемых судов.
И только специализированные ювенальные суды способны сократить число малолетних рецидивистов. В этом сегодня уверены правоведы, судьи и представители общественных организаций. Есть, правда, и противники этой идеи, но и они единодушны со своими оппонентами в том, что менять систему и что-то срочно предпринимать необходимо, причем как можно быстрее.
26 июля 2008 года в действие введен Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних». Данным законом к подсудности ювенальных судов отнесены уголовные дела, совершенные несовершеннолетними или с их участием, дела по нарушению прав несовершеннолетних, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса; дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и гражданские дела, затрагивающие их интересы. К последним относятся дела об определении места жительства ребенка, о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав, усыновлении (удочерении), установлении опеки и попечительства (патроната).
По мнению официальных представителей Верховного Суда, ювенальные суды за время работы доказали свою эффективность: сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых, в отношении которых применялась такая мера пресечения, как арест, значительно чаще стали применяться альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы, и направленные на декриминализацию личности, в десятках случаев было отказано в возбуждении дела в связи с примирением сторон. В ближайшее время намечается создание ювенальных судов во всех регионах Казахстана. Так, в 2010 году планируется создать 14 специализированных судов, в 2011
Трибуна молодого ученого
ГОЛ
году еще 5. Таким образом, общее количество таких судов составит 21 [9].
Ювенальная юстиция - особое отношение к детям и подросткам. Она ориентирована на профилактику правонарушений и работу по реабили-
тации несовершеннолетних, нарушивших закон. Именно ювенальный суд должен стать инициатором актуализации проблемных вопросов воспитания и оказания помощи этой незащищенной категории граждан.
Использованная литература
1. Указ Президента РК «Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24.08.09 г.
2. Абдигалиева ГА. // Ювенальный суд - не наказывать, а исправлять. Материалы сайта от 31.07.08 г. - www.consult.kz.
3. Указ Президента РК «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» от 23.08.07 г.
4. Информационное агентство Regnum.ru (Регнум.ру) от 07.09.06 г.
5. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.01.1989 г.
6. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 10.12.1985 г.
7. Юрченко Р.Н. Развитие специализированных судов в Казахстане // Вопросы ювенальной юстиции. -2007. - №1.
8. Указ Президента РК «О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы» от 19.08.08 г.
9. Материалы сайта от 26.08.09 г. - www.supcourt.kz.
К,азацстандыц ювеналдыц сот тврелтнщ моделшц цалыптасуы мен перспективалыц даму сурацтары, втктлт отырган соттыц-цуцыцтыц реформаларга улкен цызыгушылыц тугызып отыр. Осы цоргалмаган азаматтар категориясына, нацты айтатын болсац, кэмелетке тол-маган жасвстр1мдерге тэрбие мен квмек кврсету мэселелер1 ювенальды соттыц нег1зг1 ак-туалды сурацтарыныц б1р1 болуы цажет.
В свете проводимых судебно-правовых реформ огромный интерес вызывают вопросы становления и перспективы дальнейшего развития казахстанской модели ювенального правосудия. Именно ювенальный суд должен стать инициатором актуализации проблемных вопросов воспитания и оказания помощи такой незащищенной категории граждан, как несовершеннолетние.
In the light of spent judicial-legal reforms huge interest is caused by questions of formation and prospect of the further development of the Kazakhstan model juvenile justice. Juvenile the court should become the initiator of actualisation of problem questions of education and rendering assistance of this not protected category of citizens.