Научная статья на тему 'Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование'

Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2170
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE JUSTICE / ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / JUVENILE POLICY / СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / JUVENILE COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хромова Наталия Михайловна

Рассмотрены вопросы толкования понятия «ювенальная юстиция» и ее места в системе национального законодательства и международных актов, психологии личности подростка и ее места в системе правосудия по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justice for Juveniles: Broad Interpretation

The author in the research devoted to justice concerning minors, considers it as part of social policy of the state. State approaches on realization of social policy, by means of the analysis of the federal legislation and other bylaws are for this purpose investigated. Also the analysis of the international documents concerning juvenile justice and their introduction in the national legislation is provided. The author provides the short analysis of features of mentality in teenage age and its influence on behavior of the minor, his ability of an assessment and perception of in society. Such analysis allows the author to draw a conclusion on importance of knowledge of the specified features at investigation of criminal cases concerning minors and administration of justice on such affairs. For interest of readers historical information on justice development concerning minors is given in Russia where existence of specialization of judges on affairs in the relation of minors is noted. The current state of judicial system of Russia concerning administration of justice concerning minors, and also court role is analyzed. Result of research is the conclusion about need of creation for Russia juvenile justice.

Текст научной работы на тему «Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование»

ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование

ХРОМОВА Наталия Михайловна, научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34

Рассмотрены вопросы толкования понятия «ювенальная юстиция» и ее места в системе национального законодательства и международных актов, психологии личности подростка и ее места в системе правосудия по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: правосудие по делам несовершеннолетних, ювенальная политика, суд по делам несовершеннолетних.

Justice for Juveniles: Broad Interpretation

N. M. Khromova

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: [email protected]

The author in the research devoted to justice concerning minors, considers it as part of social policy of the state. State approaches on realization of social policy, by means of the analysis of the federal legislation and other bylaws are for this purpose investigated. Also the analysis of the international documents concerning juvenile justice and their introduction in the national legislation is provided. The author provides the short analysis of features of mentality in teenage age and its influence on behavior of the minor, his ability of an assessment and perception of in society. Such analysis allows the author to draw a conclusion on importance of knowledge of the specified features at investigation of criminal cases concerning minors and administration of justice on such affairs. For interest of readers historical information on justice development concerning minors is given in Russia where existence of specialization of judges on affairs in the relation of minors is noted. The current state of judicial system of Russia concerning administration of justice concerning minors, and also court role is analyzed. Result of research is the conclusion about need of creation for Russia juvenile justice.

Keywords: juvenile justice, juvenile policy, juvenile court.

DOI: 10.12737/2920

Отношение к детям — это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества.

Нам необходима нормальная система защиты детства во всех смыслах этого слова. Сегодня такой системы в стране просто нет...

Д. А. Медведев1

Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом «против» является боязнь изъятия ребенка из семьи.

Статья 7 Конституции РФ определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, юве-нальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.

На законодательном уровне юве-нальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.

1 См.: Медведев Д. А. Вступительное слово на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 марта 2009 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2009/03/ 16/1716_type63378type82634_214012.shtml

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012— 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.

Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенально-го уголовного правосудия2.

Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего),

2 Заключение Комитета ООН по правам

ребенка по Второму периодическому госу-

дарственному докладу Российской Федерации о реализации Россией Конвенции о правах ребенка. Документ ООН CRC/C/15/ Add.110. Октябрь 1999. URL: http://juvenjust. org/txt/index.php/t336.html.

направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.

Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций3, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних4. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.

Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном — судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. оригинальная английская версия «juvenile justice» в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.

Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социаль-

3 См. документ CRC/C/15/Add.126.

4 См. п. 7 документа CRC/C/RUS/CO/3.

ной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.

Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т. е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств — способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их ис-полнения5. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей6, при этом «под-

5 См.: Ситковская О. Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий (постатейный). М., 2009.

6 См.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143—150.

росток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы»7.

В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.

Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая ис-тощаемость), усиление нейрогормо-нальных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.

Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый суд по делам несовершеннолетних был учрежден

7 Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 142.

2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).

В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних"», в котором судам строго предписывалось применять указанное постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.

В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит «возрождение» ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы кон-

ца 1950-х — начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 3 июля 1963 г. № 6 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 180Ы была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что «наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно — специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...»8. В соот-

8 Концепция судебной реформы в Российской Федерации / сост. С. А. Пашин. М., 1992. С. 56—57.

ветствии с постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. № 133 «О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года» для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия — юве-нальная юстиция.

Однако, как отмечено в постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования», идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.

Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.

Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей, в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия судебной практики применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся судебной практики в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви право-

судия — ювенальной юстиции — необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.

Как уже отмечалось, ювеналь-ная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.

Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах, таких как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.

К таким принципам относятся:

1. Охранительная ориентация правосудия. Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).

Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:

1) обеспечение благополучия несовершеннолетнего — главная цель тех

правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;

2) соблюдение принципа «соразмерности», который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т. е. согласно п. «а» правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества9.

2. Социальная насыщенность правосудия. Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.

Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в

9 Подробнее см.: Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Рос-

сийской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2012. С. 245—267.

отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз)10.

Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой — играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.

Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.

Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует юве-нальная юстиция, судам предоставлено право поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть право поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.

В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершен-

10 См.: Ситковская О. Д. Указ. соч.

нолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса. В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре11.

4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые суд решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.

В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.

В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна «являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддер-

11 См.: Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации. М., 2013. С. 412.

жанию мирного порядка в обществе» (правило 1.4).

Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.

Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты12.

9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение № Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювеналь-ных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка13.

12 См. постановление VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования».

13 См. постановление Президиума Совета

судей Российской Федерации от 6 августа

2009 г. № 185 «О ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации».

Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное законодательство создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя14.

Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее — постановление № 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.

В пункте 4 постановления № 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психоло-

14 См.: Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации. С. 260.

гии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР15 специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.

Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих ор-

15 К примеру, методические указания прокуратуры СССР и постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 июля 1963 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» предусматривали специализацию следователей и судей по делам несовершеннолетних (в том числе в кассационном и надзорном производстве). По таким делам рекомендовалось вызывать народных заседателей из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт воспитания детей. В производстве специализированных судей были сосредоточены уголовные и гражданские дела, связанные с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. На протяжении более 40 лет закон признавал обязательным производство предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних, исключал расследование их в форме дознания. С 1961 г. и до 1978 г. дела этой категории расследовались следователями прокуратуры, затем следователями органов внутренних дел, с 1997 г. — следователями тех органов, к предметной подследственности которых отнесено расследование соответствующих преступлений.

ганов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).

Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А. А. Гравина отмечает, что «ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков»16.

В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р. Р. Максудов: «Ювеналь-ная юстиция — не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа

16 Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / отв. ред. В. П. Кашепов. М., 2010. С. 256; также см.: Гравина А. А. Концепция развития законодательства о судоустройстве // Концепции развития российского законодательства. М., 2010; Руднев В. И. Концепция развития уголовно-процессуального законодательства // Там же.

с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка»17.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации юве-нальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

17 Опыт и перспективы введения элементов ювенальной юстиции в России: матер. семинара / отв. за выпуск Р. Р. Максудов. М., 2003. С. 10.

Гравина А. А. Концепция развития законодательства о судоустройстве // Концепции развития российского законодательства. М., 2010.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации / сост. С. А. Пашин. М., 1992.

Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. П. Каше-пов. М., 2012.

Опыт и перспективы введения элементов ювенальной юстиции в России: матер. семинара / отв. за выпуск Р. Р. Максудов. М., 2003.

Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации. М., 2013.

Руднев В. И. Концепция развития уголовно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 2010.

Ситковская О. Д. Уголовный кодекс Российской Федерации: психологический комментарий (постатейный). М., 2009.

Малозначительность деяния в уголовном праве: признаки и формы

ВИНОКУРОВ Виктор Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Российская Федерация, 660131, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, д. 20

Рассматриваются признаки малозначительных деяний, к которым, по мнению автора, относятся деяния, совершенные умышленно или неосторожно, содержащие все признаки состава преступления, наказуемые только в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и не влекущие административной или материальной ответственности. Условно к формам малозначительности относятся совершение деяний, посягающих на такие личные неимущественные права, как свобода передвижения, неприкосновенность жилища и частной жизни; выражающихся в совершении действий с предметами материального мира; причиняющих нематериальный вред, когда последствия описаны посредством оценочных признаков.

Ключевые слова: малозначительность деяния, последствия, небольшой вред, правонарушение.

Insignificance of Offense in Criminal Law: Features and Forms

V. N. Vinokurov, PhD in Law

Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia

20, Rokossovskiy st., Krasnoyarsk, 660131, Russia

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.