Научная статья на тему 'Вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции'

Вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕНАЛЬНЫЙ СУД / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / ПРАВА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупова Гульмира Хасимовна, Нәзір Асығат Асланұлы

В настоящей статье авторы исследуют вопросы развития ювенальной юстиции в Казахстане. Предлагается дальнейшее совершенствование законодательства в сфере ювенальной юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции»

Юсупова Гульмира Хасимовна,

старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, магистр юридических наук

Нэз1р Асыгат Аслащлы,

студент 4-го курса гуманитарно-юридического факультета Университета «Туран-Астана»

вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции

Государственная политика Республики Казахстан в интересах детей, являясь приоритетной областью деятельности государственных органов Республики Казахстан, требует дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения прав и законных интересов детей, в том числе несовершеннолетних, вовлеченных в судопроизводство.

Усиление защищенности, охраняемых Конституцией и законом прав и законных интересов детей, а также реализация социальной политики, определенной Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, предполагает необходимость принятия правовых мер, направленных на функционирование системы ювенальной юстиции. Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:

1) определения приоритетных направлений дальнейшего развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан;

2) совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции.

Для осуществления этих задач следует руководствоваться такими принципами государственной политики Республики Казахстан в интересах детей, как:

1) законодательное обеспечение прав ребенка;

2) государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

3) установление и соблюдение государствен-

ных минимальных социальных стандартов, направленных на улучшение жизни детей с учетом региональных особенностей;

4) ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

5) государственная поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих функции по защите прав и законных интересов ребенка [1].

Первый этап создания в Казахстане системы ювенальной юстиции обозначен принятием в 2008 году Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, которой определены основные направления данной сферы. В частности, необходимость создания системы ювенальной юстиции в Казахстане, состоящей из специализированных служб: ювенальной полиции, ювенальной прокуратуры, ювенальных судов, ювенальной адвокатуры, ювенальных уголовно-исполнительных инспекций, социальных психологов и региональных органов по защите прав детей [2].

Центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции стали специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних (далее - ювенальные суды), функционирующие с 5 июля 2008 года в городах Астана и Алматы, а также ювенальные суды, образованные в городах республиканского значения и областных центрах в феврале

2012 года. Следует отметить, что создание юве-нальных судов позволило снизить карательную практику. Так, за 2008 год по ювенальному суду города Алматы количество осужденных всего составило 44 несовершеннолетних, из них к лишению свободы 9, т.е. 20%, за 2009 год всего 62, из них 4 несовершеннолетних к лишению свободы, т.е. 6%, за 2010 год количество осужденных несовершеннолетних составило 103, из них к лишению свободы 5, т.е. 5%, за 2011 год осуждены 79, из них 5 к лишению свободы, т.е. 6%. Применяются и альтернативные решения [3].

При этом полагаем, что снижение карательной практики обусловлено тем, что важнейшими целями отправления правосудия в отношении несовершеннолетних являются:

1) содействие благополучию несовершеннолетнего. Это - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти, но в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;

2) соблюдение «принципа соразмерности». Этот принцип широко известен как средство ограничения использования карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения. Реакция на действия молодых правонарушителей должна основываться на учете не только тяжести правонарушения, но и особенностей личности. Индивидуальные особенности правонарушителя (например, социальный статус, положение в семье, ущерб, нанесенный правонарушителем, и прочие факторы, связанные с личностью правонарушителя) должны оказывать влияние на соразмерность ответных действий (например, принятие во внимание желания правонарушителя компенсировать ущерб, нанесенный жертве, или ее или его желание вести полноценную и полезную жизнь) [4].

Однако одновременно с положительным влиянием деятельности ювенальных судов на реализацию судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, имеется ряд нерешенных проблем при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан содержатся нормы о том, что если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолет-

них, отнесенные к его подсудности дела вправе рассматривать районный (городской) суд [5]. Аналогичные нормы закреплены в Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан и Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях. При этом, расположенность ювенальных судов только в городах республиканского значения и областных центрах создает проблематичность для организации судебного процесса (обеспечение явки и выезд несовершеннолетних правонарушителей, других участников процесса в месту рассмотрения дела) по делам, возбужденным правоохранительными органами, расположенными в отдаленных районах.

Вместе с тем, содержащаяся в указанных процессуальных нормах формулировка «вправе рассматривать» предоставляет судам право свободного усмотрения при решении вопросов принятия судебных дел к производству суда, тем самым судьи вправе не рассматривать некоторые дела, ссылаясь на Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2012 года № 266, которым созданы ювенальные суды. В связи с чем, предлагается в статье 290-1 Уголовно-процессуального кодекса, статье 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, статье 538 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях закрепить нормы о том, что если на территории соответствующей административно-территориальной единицы не образован специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних, отнесенные к его подсудности дела рассматривают районными (городскими) судами. Учитывая, что создание новых ювенальных судов в отдаленных районах республики, не представляется возможным ввиду необходимости дополнительных затрат из государственного бюджета, полагаем, что возложение такой обязанности на районные (городские) суды общей юрисдикции, позволит решить проблему с отсутствием ювенальных судов.

Немаловажным в судебной практике для обеспечения принципа последовательного рассмотрения дел в судебных инстанциях является пересмотр судебных актов судами разных инстанций в соответствии со специализацией судов. Согласно действующему процессуальному законодательству, пересмотр судебных актов ювенальных судов производят судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

В Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» закреплена возможность

образования Президентом Республики Казахстан ювенальных судов со статусом областного или районного суда [6].

В целях распространения положительного опыта деятельности вышестоящих судебных инстанций, специализирующихся на пересмотре судебных актов ювенальных судов предлагается проработать вопрос о создании судебных коллегий по делам несовершеннолетних в областных и приравненных к ним судах на всей территории республики. Обеспечение принципа последовательного рассмотрения дел в судебных инстанциях потребует внесения поправок в процессуальное законодательство республики в части того, что пересмотр судебных актов ювенальных судов будет осуществляться специализированными судебными коллегиями по делам несовершеннолетних областных и приравненных к ним судов.

Реализация целей Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы предусматривала необходимость создания специализированных подразделений в структурах субъектов ювенальной юстиции. Однако следует обратить внимание, что некоторые положения указанной концепции до настоящего времени остались не в полной мере реализованными. К примеру, из указанной Концепции следует, что возникла необходимость создания специализированных ювенальных юридических консультаций в городах и областных центрах республики. Однако в связи с тем, что адвокатура является самообразуемой, самофинансируемой организацией, органы государственной власти не участвуют в развитии этого направления ювенальной юстиции. Тогда как государство должно принимать участие в становлении и развитии ювенальной адвокатуры. В данной ситуации предлагается рассмотреть целесообразность создания государственной адвокатуры. В частности, это позволит обеспечить помещениями адвокатов, специализирующихся в сфере ювенальной юстиции и практикующих в отдаленных районах, отредактировать размеры оплаты труда адвокатам по назначению органов, ведущих уголовный процесс и т.д.

Кроме того, в Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы содержится необходимость принятия нормативных правовых актов, предусматривающих значительное изменение роли социальных служб и их активное участие в качестве социального работника, изучающего социальное окружение подростка, оказавшегося в конфликте с законом, а также готовящего спектр социализирующих решений - для предложения

судье в качестве вариантов, возможных в виде альтернативы лишению свободы [2]. Однако до настоящего времени на законодательном уровне в Казахстане не определен процессуальный статус и организация участия социальных работников в судопроизводстве по делам несовершеннолетних. В связи с чем, при рассмотрении вопросов целесообразности введения института социальных работников, предлагается рассмотреть опыт применения ювенальных технологий в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних в рамках пилотных проектов Программы Развития ООН в Российской Федерации «Поддержка становления правосудия в отношении несовершеннолетних», проведенных в период с 1999 по 2003 годы. Так, внедрение ювенальных технологий в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних осуществлялось в разных регионах России в трех вариантах:

1. Доклад суду о личности, карту социального сопровождения готовит помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника, секретарь судебного заседания) с момента поступления в суд головного дела о преступлении несовершеннолетнего. Доклад о личности (карта социального сопровождения) наполняется информацией из уголовного дела, при необходимости, с несовершеннолетним подсудимым и его родителями проводятся беседы. Карта изучается в судебном заседании в виде характеризующих несовершеннолетнего материалов, равно как и иные характеризующие материалы, и приобщается к материалам дела.

2. После поступления в суд уголовного дела о преступлении несовершеннолетнего суд поручает подготовить доклад суду о личности, составить карту социального сопровождения какому-либо специалисту системы профилактики (чаще-психологу или социальному работнику органов соцзащиты). В этом случае карта также исследуется в судебном заседании, ее докладывает тот специалист, который ее составлял, которого суд может допросить в судебном заседании в соответствии со статьей 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). В этом случае информация из карты, оглашенная специалистом, заносится в протокол судебного заседания, в котором указывается процессуальное положение и дача показаний такого лица именно как специалиста. Зачастую такой специалист - это социальный работник органа социальной защиты населения осуществляется социальное сопровождение несовершеннолетнего после суда, организует проведение с несовершеннолетним индивидуальной профилакти-

ческой работы.

3. Составление карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется с момента возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. После возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего следователь направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего поручение в соответствии со статьями 38, 73, 421 УПК РФ о предоставлении ему подробной информации о личности несовершеннолетнего. Сбором юридически значимой информации о несовершеннолетнем занимается специалист по пробации комиссии по делам несовершеннолетних, который составляет карту социального сопровождения. Весь собранный материал о личности и карта из комиссии по делам несовершеннолетних направляются сделавшему запрос следователю. По окончании расследования уголовное дело направляется в суд вместе с картой социального сопровождения. В судебном заседании при необходимости подготовивший карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя специалист по пробации комиссии по делам несовершеннолетних, может быть допрошен в качестве специалиста в соответствии со статьей 58 УПК РФ, сама карта исследуется в судебном заседании и приобщается к материалам дела [7].

Таким образом, несмотря на определенные

успехи в создании системы ювенальной юстиции Республики Казахстан в деятельности субъектов ювенальной юстиции все еще остается немало нерешенных проблем, негативно влияющих на эффективность защиты прав несовершеннолетних. Поэтому особое внимание следует уделить не только развитию новых инструментов по защите несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности институтов, существующих в системе ювенальной юстиции. С одной стороны, обеспечение ювенальной политики требует создания надежной нормативной правовой базы - ювенального права, с другой, полноценное развитие ювенальной юстиции невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних [8]. Полагаем, что вопросы целесообразности принятия соответствующих мероприятий, направленных на определение модели ювенальной юстиции в Казахстане требуют проведения комплексного исследования. В связи с чем, второй этап развития в Казахстане системы ювенальной юстиции должен охарактеризоваться принятием Концепции дальнейшего совершенствования ювеналь-ной юстиции в Республике Казахстан. Принятие данной Концепции и ее реализация позволят сформулировать и законодательно оформить ювенальную политику Республики Казахстан, что положительно отразится на защите прав несовершеннолетних.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан».

2. Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года № 646«О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы» // «Казахстанская правда» от 28 августа 2008 года № 188 (25635).

3.Файзуллина Б.А. Правосудие в отношении несовершеннолетних // Информация (по состоянию на 27.08.2013г.) с сайта: http://www.atroЫsud.kz/rus/mdex.php?name=news&op=view&id=145

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.

5.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года №206// Информация с базы данных «Зац» (по состоянию на 27.08.2013г.).

6. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» // Информация с базы данных «Зац» (по состоянию на 27.08.2013г.).

7. Справка по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации // Информация (по состоянию на 27.08.2013г.) с сайта:

http://www.juvenilejustice.ru/documents/rabgr/monit_reg/monreg/page3/

8. Уруймагов Р. Проблемы преступности несовершеннолетних // Информация (по состоянию на 27.08.2013г.) с сайта: http://stav-roo.ru/blog-rukovoditelya/441-rukovodstvo.html

Осы мацалада авторлар Цазацстандагы ювенальдт эдшет саласындагы зацнаманы api царай даму мэселелеpдi зеpттейдi. Ювенальдiк эдшет саласындагы зацнаманы api-царай жетiлдipудi усынады.

Ty^h свздер: ювенальдiк эдшет, ювенальдiк саясат, ювенальдiк сот, кэмелетке толмаган тулгалар, балалар цуцыцтары.

В настоящей статье авторы исследуют вопросы развития ювенальной юстиции в Казахстане. Предлагается дальнейшее совершенствование законодательства в сфере ювенальной юстиции.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальная политика, ювенальный суд, несовершеннолетние лица, права детей.

In the present article the author investigates questions of development ofjuvenile justice in Kazakhstan. Further improvement of the legislation in the sphere ofjuvenile justice is offered.

Keywords: juvenile justice, juvenile policy, juvenile court, minor persons, rights of children.

^лмира ^асым^ызы Юсупова,

КР Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстыщ-ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшiц ага гылыми ^ызметкер^ зац гылымдарыныц магиcтрi Ась^ат Аслан^лы Ha3ip,

«Туран-Астана» университет гуманитарлыщ-зац факультетшщ 4-курс студент Ювенальды эдшет саласындаFы зацнаманы эр1-карай жетiлдiру мэселелерi

Юсупова Гульмира Хасимовна,

старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, магистр юридических наук

^3ip Асы^ат Аслан^лы,

студент 4-го курса гуманитарно-юридического факультета Университета «Туран-Астана» Вопросы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере ювенальной юстиции

Yusupova Gulmira Hasimovna,

senior research fellow of the criminal, criminal procedure, criminal law enforcement and forensic of Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, master of juridicial science Nazir Asygat Aslanula,

student of the 4th course of humanitarian law department of «Turan Astana University» Questions of further improvement of the legislation in the sphere of juvenile justice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.