Научная статья на тему 'Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов'

Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
614
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ясюкова А. А.

В статье излагаются результаты социально-психологического исследования, в котором участвовало 100 российских бизнесменов (предприниматели, менеджеры, коммерсанты). Анализируются взаимосвязи морального, гражданского, правового сознания бизнесменов с их личностными особенностями, коммуникативными установками, трудовыми ценностями и общим эмоциональным самочувствием в современной социально-экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal consciousness in the mentality of Russian businessmen

The article sets forth the results of a socio-psychological research in which 100 Russian businessmen (entrepreneurs, managers, merchants) took part. The interrelations of moral, legal and civil mentality of businessmen with their individual features, communicative attitudes, labor values and emotional state in the modern socio-economic situation are studied.

Текст научной работы на тему «Правовое сознание в менталитете российских бизнесменов»

СОЦИОЛОГИЯ

Л. А. Ясюкова

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ В МЕНТАЛИТЕТЕ РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ

Экономическое развитие любого государства связано с упорядочиванием и правовой организацией деятельности его субъектов. Законодательно закрепленная, единая система правил, регулирующая социально-экономические отношения и деятельность граждан современных цивилизованных государств, способствует их дальнейшему прогрессивному развитию. Пример европейских стран показывает, что возможность преобразования современной России в демократическое, экономически стабильное общество связана с укреплением правового регулирования и развитием правового сознания ее граждан. Исследования социологов, проводившиеся в последние десятилетия, свидетельствуют, напротив, о слабой выраженности законопослушных установок у граждан России и о реальных нарушениях законов буквально во всех сферах жизни общества, что принято объяснять особенностями российского менталитета, которому традиционно свойственно негативное отношение к правовому регулированию1. Если для граждан США и развитых европейских государств основная функция закона — регуляторная (проводить в жизнь права и обязанности, предупреждать вмешательство в чужие дела, сохранять социальное согласие), то для россиян — карательная. Для россиян законы — это источник репрессий, помех для инициативной деятельности, произвольного вмешательства государства в частную жизнь. В делах и взаимоотношениях с окружающими они предпочитают руководствоваться чувством справедливости2. В сознании подавляющего большинства наших граждан само понятие справедливости соотносится с морально-этическими нормами и культурными традициями (которые существенно различаются в зависимости от этнической и религиозной принадлежности), противопоставляется законодательному регулированию как формальному, и, тем самым, блокируется одна из основных целей демократического государства: построение единого правового поля.

Исследования, проведенные нами в 1990-е гг., показали отсутствие правового сознания у абсолютного большинства обследованных нами представителей различных социально-профессиональных групп населения3. Такое положение дел представлялось нам закономерным следствием тоталитарного режима. Развитым правосознанием обладали только мужчины, имеющие высшее инженерно-техническое образование. Наиболее явный правовой нигилизм оказался характерен для депутатов, профсоюзных лидеров, журналистов, представителей культуры и искусства, преподавателей гуманитарных дисциплин (история, философия, филология, иностранные языки), а также лиц с образованием «ниже среднего», имеющих рабочие специальности, но не для бизнесменов.

© Л. А. Ясюкова, 2008

Вопреки сложившемуся общественному мнению, у большинства бизнесменов оказались сформированными правовые установки, регулировавшие их трудовую деятельность и деловые отношения. Наша практика консультирования в сфере бизнеса на протяжении последних 15 лет также свидетельствовала, что предприятие обретало стабильность, если у его руководства стояли люди с развитыми правовыми установками. Напротив, неразвитость правового сознания предпринимателей, их пренебрежение четким ведением документации, попытки действовать в обход трудового законодательства, ориентация на личные связи без правовой проработки проектов и договоров приводили фирмы к разорению. Таким образом, сама экономическая жизнь показывала, что развитость правового сознания является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности в сфере бизнеса.

Настоящее социально-психологическое исследование проводилось в 2004-2005 гг. Целью его являлось изучение особенностей правового и гражданского сознания российских бизнесменов, его связей с морально-этическими установками, отношением к окружающим людям, с самооценкой, личными качествами и системой трудовых ценностей. Группа обследуемых, отнесенных к представителям сферы бизнеса, состояла из работников частных предприятий Санкт-Петербурга (всего 100 чел.). Участвующие в опросе бизнесмены были заняты в торговле, строительстве, издательском деле и сфере услуг (образование, медицина, транспорт, ремонт, техническое обслуживание, обмен и продажа жилья). По характеру деятельности были выделены следующие группы: 1) предприниматели (владельцы фирм — 23 чел.); 2) менеджеры среднего звена (линейные руководители — 20 чел.); 3) администраторы (низовое звено управления — 16 чел.); 4) коммерсанты (торговые представители, низовое руководство в сфере торговли — 23 чел.); 5) риэлторы (обмен и продажа жилья — 18 чел.). Средний возраст респондентов составлял 33 года, мужчин было 37 %, женщин — 63 %. Предприниматели составляли более старшую группу (средний возраст 38 лет), наиболее молодые — коммерсанты (средний возраст 27 лет).

В исследовании использовались психологические тесты: 16ФЛО Кеттелла (личностные особенности), Фидлера-Ясюковой (социальный интеллект, коммуникативные установки и самооценка), Самойловой (выраженность синдрома авторитарного сознания), Ясюковой (правовое и гражданское сознание, трудовые ценности), а также специально разработанная анкета, в которой респондент, кроме сведений общего характера (пол, возраст, образование, профессия, должность, материальный достаток), отмечал преобладающее у него в последнее время настроение (предлагалось пять градаций: от оптимистичного до подавленного) и свое отношение к законам и правовому регулированию (какие законы следует выполнять; причины, побуждающие подчиняться существующим законам; как существующие законы влияют на его собственную жизнь).

Сформированность у человека правового сознания оценивалась по 4-м сферам: готовность придерживаться правовых норм в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, зрелость гражданской позиции и уровень правовых знаний. При несфор-мированности правосознания в бытовой сфере человек не признает равноправного существования различных этических систем, ориентируется только на те морально-нравственные нормативы, которые сам разделяет. Отрицательно относится к любым другим моральноэтическим нормам и жизненным ценностям, не совпадающим с его собственными, и в связи с этим характеризуется потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях. При несформированности правосознания в деловой сфере у человека и в профессиональной деятельности доминирует ориентация на личную договоренность, сочетающаяся с пренебрежением к документальному оформлению работы, склонностью действовать в обход трудового законодательства и не соблюдать (или не полностью соблюдать)

договорные обязательства, если ему будет так выгоднее, или, по его мнению, так будет лучше для дела. При незрелости гражданского сознания человека характеризует социальный инфантилизм, активность в плане предъявления требований к окружающим и к государству, нежелание прикладывать личные усилия, самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за то, как она складывается. Такие люди склонны, в первую очередь, отстаивать свои права, но «забывают» про свои обязанности, у них отсутствует гражданская ответственность.

Формированию правовых установок могут препятствовать пережитки авторитарного сознания, укрепившиеся на протяжении жизни многих поколений россиян как закономерное наследие тоталитарного режима. Исследования В. А. Самойловой, проведенные в 1990-х гг., выявили достаточно широкую распространенность среди граждан России авторитарного личностного синдрома, который проявляется в комплексе таких свойств, как стереотипность и ригидность мировосприятия, некритичное следование за лидерами, категоричность суждений, жесткость воспитательских установок, недостаточная и избирательная сострадательность, подозрительность и недоверие к лю-дям4. Авторитарная личность не осознает подверженность социальному внушению и всегда уверена в правильности собственных моральных императивов, которым следует. Пережитки авторитаризма в сознании осложняют процесс самоопределения и адаптации личности к изменяющимся условиям жизни.

В табл. 1 представлены результаты исследования правового сознания петербургских бизнесменов. Количественные значения показателей несколько превышают средний уровень, но еще далеки до того, когда можно делать выводы о полноценном правовом поведении. Сравнение особенностей правового сознания представителей выделенных нами профессиональных групп показало, что наиболее высокий его уровень характерен для администраторов (21,62) и предпринимателей (20,68), наиболее низкий — для коммерсантов (18, 10).

Таблица 1

Характеристика особенностей правового и гражданского сознания представителей сферы бизнеса

Группы Правовое сознание Авторитаризм сознания

Общий уровень Бытовое Деловое Гражданское Знания

Максимальный балл 32 10 10 10 8 11

Предприниматели 20,68 6,36 5,73 6,68 6,23 4,55

Менеджеры 19,53 7,21 4,68 5,89 5,47 6,00

Администраторы 21,62 7,31 5,69 6,62 6,69 4,77

Коммерсанты 18,10 6,38 4,48 5,62 5,05 5,86

Риэлторы 19,18 5,82 5,94 5,94 5,41 5,41

Мужчины 19,14 6,14 4,92 6,22 5,76 5,54

Женщины 20,11 6,75 5,49 6,16 5,70 5,06

Высшее образование 20,21 6,43 5,56 6,32 5,91 4,77

Среднее образование 19,16 6,64 4,80 6,09 5,48 5,84

Оптимисты 19,85 6,52 5,35 6,21 5,76 4,85

Раздраженные 20,73 6,91 5,45 6,64 6,64 4,82

Тревожные 19,00 6,35 5,00 6,04 5,17 6,57

Законопослушные 21,00 7,08 5,76 6,34 6,16 5,06

Традиционалисты 17,50 5,67 4,50 5,67 5,17 5,67

Моралисты 18,44 6,00 4,86 5,92 5,42 5,31

Индивидуалисты 19,50 6,00 4,75 7,25 4,88 5,75

Совестливые 18,38 6,47 4,28 5,94 5,19 5,69

Рационалисты 20,54 6,61 5,79 6,39 5,92 4,95

Выявленные различия статистически достоверны (использовался критерий Стьюдента). Предприниматели имеют наиболее высокий уровень гражданской ответственности, правовых знаний и правовых установок в деловых отношениях. Администраторы проявляют кроме этого и более высокую корректность в межличностных контактах, что предпринимателям свойственно несколько в меньшей степени.

Менеджеры и коммерсанты имеют достоверно более низкий уровень правовых знаний и правовых установок в деловой сфере. Последнее означает, что они чаще действуют, используя неформальные отношения и личную договоренность, не уделяют необходимого внимания документальной стороне дела, точному выполнению договорных обязательств, соблюдению должностных инструкций. Хорошо развитое у менеджеров правовое сознание в бытовой сфере свидетельствует о том, что они могут достаточно успешно вести дела, устанавливая необходимые личные контакты, используя приятельские отношения. Более высокая четкость и надежность в деловых отношениях характерна для предпринимателей, администраторов и риэлторов.

Наиболее высоким уровнем толерантности, наименее выраженными пережитками авторитаризма в сознании отличаются предприниматели (4,55). Это и обеспечивает им более высокую степень контактности и адаптивности, гибкости поведения, необходимые в профессиональной деятельности. Наиболее высокий уровень авторитаризма, низкая толерантность свойственна менеджерам среднего звена (6,00). Менеджеры предпочитают подбирать людей, с которыми им удобно работать, но не стремятся сохранять хорошие отношения с людьми, которые их в чем-то не устраивают. Сравнение по данным теста Кеттелла личностных особенностей представителей различных групп сферы бизнеса показало, что наиболее высокий уровень конформизма, компанейскость свойственны администраторам, менеджерам и коммерсантам (Q ^). Предприниматели и риэлторы более независимы и самодостаточны (Q Т). Это вполне согласуется с характером их работы.

Использование теста Фидлера-Ясюковой показало, что все представители сферы бизнеса высоко доброжелательны как в деловы контактах, так и в неформальном межличностном общении (MPC > 7). Они могут отмечать сильные стороны и положительные качества даже в тех людях, которые им не нравятся (LPC > 4). Подобные коммуникативные установки абсолютно необходимы для работы в сфере бизнеса. Предприниматели лучше других разбираются в людях, способны наиболее объективно оценивать их деловые и личные качества, не склонны к категоричным суждениям (ASO = 12,50). Менеджеры также достаточно дипломатичны и умеют разбираться в людях (ASO = 13,73). Администраторы и коммерсанты иногда могут проявлять некоторую категоричность в суждениях о людях (ASO = 15,19). Риэлторы в людях разбираются хуже, могут быть несправедливы в оценке их деловых и личных качеств, склонны преувеличивать недостатки людей, которые им не нравятся (ASO = 17,79 и LPC = 3,70). Они более успешны в работе с документами, чем в установлении и поддержании доброжелательных отношений.

Сравнительный анализ иерархии трудовых ценностей (методика Ясюковой) показал, что только для предпринимателей главным является самостоятельность, творчество в работе. На втором месте по значимости — благоприятный психологический климат и общение с хорошими людьми, на третьем — общие комфортные условия работы, заботы о финансовом достатке занимают только четвертое место. Для администраторов и коммерсантов наиболее значимы общие комфортные условия труда, на втором месте — удовлетворение коммуникативных потребностей; проблемы материальной обеспеченности занимают третье место. Для риэлторов и менеджеров главное — это удовлетворение коммуникативных потребностей. Для менеджеров на втором месте — самостоятельность, творчество в работе, на третьем — общие комфортные условия, забота о финансовом

положении занимает только четвертое место. Для риэлторов материальное положение более значимо и занимает второе место в системе трудовых ценностей, далее идет самостоятельность в работе, а условия не важны совсем (пятое место).

Изучение иерархии трудовых и жизненных ценностей показало, что обследованных бизнесменов мало заботит финансовая сторона их деятельности. Возможно, причина состоит в том, что все респонденты вполне удовлетворены своим материальным достатком. Предлагалась 5-балльная шкала (от «еле свожу концы с концами» до «ни в чем себе не отказываю»). Наиболее удовлетворены своим материальным положением, естественно, предприниматели (3,14), в несколько меньшей степени — администраторы (2,54). Тем не менее, все самооценки уровня достатка превосходят средние значения.

Респондентам предлагалось оценить степень удовлетворенности существующим законодательством и то, как законы влияют на их жизнь и профессиональную деятельность. Предприниматели отмечали, в какой степени российские законы защищают или унижают их, учат жизни или дезориентируют, организуют или тормозят их деятельность, помогают или мешают им жить. При максимально положительном отношении к законам итоговый индекс достигал 30 баллов, при нейтральном отношении индекс равнялся 15. Если преобладало негативное отношение, то значение общего индекса было менее 15 баллов. Исследование показало, что существующая система законодательства российских бизнесменов скорее не удовлетворяет (индекс = 14,05). Более явное недовольство высказывают предприниматели и менеджеры (13,18 и 13,95), отношение коммерсантов и риэлторов ближе к нейтральному (14,29 и 14,24), в некоторой степени она удовлетворяет только администраторов (15,38).

Сравнение бизнесменов с высшим (56 %) и неполным высшим и средним (44 %) образованием показало, что правовое сознание более развито у тех, кто имеет высшее образование (20,21 против 19,16). У них выше уровень правовых знаний и правовых установок в деловой сфере. Они в целом более законопослушны, в то время как 47 % бизнесменов со средним образованием готовы не подчиняться закону, если он представляется им в чем-то несправедливым или неправильным. 60 % из них также считают приоритетным бороться за свои права, а выполнению своих обязанностей отводят второе место. Более чем у половины бизнесменов со средним образованием (51 %) доминируют националистические установки, пренебрежительное или настороженное отношение к представителям других национальностей. Бизнесмены с высшим образованием более толерантны, у них в меньшей степени выражены пережитки авторитаризма в сознании (4,77), и в то же время они более самостоятельны и независимы (0,2Т). У бизнесменов, имеющих только среднее образование, пережитки авторитаризма в сознании (5,84) более явно выражены, они нетерпимее и категоричнее, в то же время они более конформны и несамостоятельны (02 ^). Однако именно благодаря конформизму они сохраняют свои позиции в бизнесе. Уступчивость, соглашательство, полное принятие сложившихся условий ведения дел помогает сглаживать вероятные конфликты из-за недостатков толерантности. Их также более устраивает существующее законодательство (14,52), чем бизнесменов с высшим образованием (13,68). Сравнение системы трудовых ценностей показало, что для бизнесменов с высшим образованием наиболее значимы общение, наличие дружеских отношений с коллегами и самостоятельность, творчество в работе, а со средним образованием — наиболее значимы комфортные условия труда, хорошие отношения с окружающими людьми и материальные выгоды от работы.

Анализ гендерных различий выявил более высокий уровень правового сознания у женщин по сравнению с мужчинами (20,11 и 19,14). У них более явно выражены правовые установки, как в деловой сфере, так и в межличностных контактах. Женщины в сфере

бизнеса проявляют большую четкость в документальном ведении дел и менее конфликтны в межличностных взаимоотношениях по сравнению с мужчинами. Мужчины (61 %) предпочитают поступать «по совести», а не в соответствии с трудовым правом и должностными требованиями. Ответы на вопросы анкеты позволили выявить и наиболее вероятную сферу конфликтов. Более чем у половины опрошенных мужчин-бизнесменов (53 %) явно выражены националистические установки. Они не признают равноправия представителей разных национальностей. Эти бизнесмены считают, что законодательство должно учитывать, в первую очередь, запросы доминирующей в государстве нации, а не общие гуманистические принципы. Они с предубеждением относятся к представителям ряда национальностей, заведомо считая их склонными к мошенничеству, несоблюдению норм морали. Преобладающему большинству деловых женщин подобные националистические установки не свойственны. Женщины более удовлетворены существующим законодательством (14,62), нежели мужчины (13,08). Вместе с тем, деловые женщины более независимы, самостоятельны (0^) по сравнению с мужчинами-бизнесменами. Именно мужчины оказались более конформными, подверженными групповому давлению, предпочитающими заручиться поддержкой (02^). Тем не менее, для мужчин, занятых в сфере бизнеса, главное — это сама работа, реализация своих идей, а общение — на втором месте, далее — комфортные условия, а материальный достаток их заботит значительно меньше. Главным в иерархии трудовых ценностей деловых женщин является общение, далее — общие комфортные условия труда, на третьем месте — финансовое благополучие.

Поскольку все респонденты отмечали преобладающее в последнее время настроение, то были выделены три группы, для которых характерны следующие настроения: 1) преимущественно спокойное, оптимистичное (66 %), 2) раздраженное (11 %) или 3) тревожноподавленное (23 %). Опрос показал, что подавляющее большинство бизнесменов чувствуют себя уверенно и настроены оптимистично. Анализ типологических особенностей тревожных бизнесменов показал, что для них характерны более низкий уровень правового сознания (19,00), недостаток правовых знаний (5,17) и более низкие правовые установки в деловой сфере (5,00). В их сознании наиболее сильно выражены пережитки авторитаризма (6,57), нетерпимости к инакомыслию, а по данным теста Кеттелла они характеризуются как наиболее консервативные и ригидные (01^). Одновременно они отличаются наиболее явно выраженным конформизмом, несамостоятельностью (0^), высокой исполнительностью и самокритичностью (тест Фидлера-Ясюковой, Р = -8,05) по сравнению с другим бизнесменами. Тревожных бизнесменов не устраивает современное законодательство (12,96). Напротив, бизнесмены, настроенные оптимистично, более положительно относятся к существующим законам (14,62), а по тесту Кеттелла выглядят более динамичными, готовыми к переменам, склонные к экспериментированию (01^). Они достаточно толе-рантны, имеют средний уровень правового сознания и самостоятельности.

Сравнение ответов на вопросы анкеты выявило достоверные различия в позициях представителей этих групп. Оптимистично настроенные бизнесмены руководствуются принципом приоритетности профессионализма в любой сфере деятельности, а моральные аспекты склонны относить к второстепенным, желательным, но не обязательным требованиям деловых отношений. Их не обескураживает коррупция и прочие подобные особенности наших властных структур. Они это принимают как данность. Тревожные бизнесмены, напротив, считают, что во властных структурах должны работать морально безупречные, справедливые люди, ожидают помощи и поддержки со стороны городской администрации и официальных инстанций. Многие из них настроены на то, чтобы отстаивать свои права, добиваться справедливых решений и взаимоотношений. Эти установки у них преобладают над готовностью выполнять свои обязанности. Оптимисты, напротив,

приоритетным считают выполнение своих обязанностей, и не склонны тратить время на отстаивание справедливости. Ответы оптимистично настроенных бизнесменов показывают, что они не ожидают невозможного от нашего государства и представителей властных структур, а строят свою деятельность, исходя из реалий современного экономического и правового поля, сложившейся этики отношений.

Раздраженные бизнесмены имеют наиболее высокий уровень правового сознания и, особенно, правовых знаний, причем проявляют наибольшее недовольство современным законодательством (12,91). Они наиболее независимы (QÎ). достаточно толерантны, но им не хватает динамичности, интеллектуальной гибкости, стремления экспериментировать (Q1I). По отношению к людям у них сформировалась скептичная установка (MPC < 7 и LPC < 4, а именно MPC = 6,76 и LPC = 3,09). Они склонны в первую очередь обращать внимание на недостатки людей (подчеркивать и преувеличивать их) и недооценивать положительные стороны, их высказывания о людях часто несправедливы, излишне резки и категоричны (ASO = 17,83), а им самим не достает самокритичности (P > 0). Следовательно, особенности их эмоционального состояния являются прямым следствием недостатков их коммуникативных способностей и завышенной самооценки. При этом консерватизм и несамокритичность не позволяют им изменить собственную позицию и манеру общения.

Мы сравнили также законопослушных бизнесменов, которые считают, что соблюдать надо все законы, с теми, кто склонен избирательно относиться к тому, какие законы следует соблюдать. Нами были выделены четыре группы: 1) «законопослушные», 2) «традиционалисты» (согласны соблюдать только те законы, которые согласуются с традициями нашего общества), 3) «моралисты» (согласны соблюдать законы, которые соответствуют морально-этическим нормам), 4) «индивидуалисты» (согласны соблюдать законы, которые соответствуют личным убеждениям). В выборке абсолютно преобладают представители первой и третьей групп (50 % и 36 %), во второй группе оказалось всего 6 %, а в четвертой — 8 % опрошенных. Естественно, наиболее высокий уровень правового сознания свойственен «законопослушным» (21,00), несколько ниже — у «индивидуалистов» (19,50), еще ниже — у «моралистов» (18,44), а у «традиционалистов» оно почти отсутствует (17,50). Наиболее высокий уровень правовых установок у «законопослушных» бизнесменов, они готовы общаться доброжелательно и равноправно, корректно вести переговоры с представителями различных национальностей, религиозных убеждений, уровня достатка и пр., точно соблюдать договорные обязательства (7,08 и 5,76). «Традиционалисты» наиболее конфликтны в межличностных контактах (5,67) и наименее надежны в делах (4,50). Наиболее высокий уровень правовых знаний у законопослушных бизнесменов (6,16), а наиболее низкий — у «индивидуалистов» (4,88). Только уровень гражданской ответственности выше у «индивидуалистов» (7,25) по сравнению с «законопослушными» (6,34), но у «моралистов» и «традиционалистов» он еще ниже (5,92 и 5,67). «Индивидуалисты» склонны к лидерству (фактор EÎ теста Кеттелла), однако, им свойственно скептичное отношение к людям, недооценка их способностей, излишне критичное отношение к недостаткам (MPC = 6,93 и LPC = 3,64), поэтому их руководство содержит элементы авторитаризма и пренебрежения, но не является конструктивным взаимодействием. «Традиционалисты», напротив, испытывают сложности в ситуациях, когда надо самостоятельно принимать решения (Е^), у них в наибольшей степени выражена исполнительская позиция, стремление подчиняться официально принятым нормам и требованиям (GT), но конформизм (как компанейскость) им не свойственен (Q2T). У них могут возникать конфликты во взаимоотношениях, т. к. они несправедливы в оценке людей, склонны к категоричным суждениям (ASO = 19,44). Эти качества, несомненно, осложняют профессио-

нальную деятельность данных бизнесменов. «Законопослушные» наиболее справедливы в оценках деловых и личных качеств окружающих людей (ASO = 13,72), «моралисты» и «индивидуалисты» занимают промежуточное положение (ASO = 14,97 и ASO = 14,77). В системе трудовых ценностей «моралистов» и «законопослушных» бизнесменов приоритетным является установление хороших взаимоотношений с окружающими людьми и самостоятельность в деятельности, реализация своих идей. Для «индивидуалистов» важнее комфортные условия работы и материальная обеспеченность, взаимоотношения с людьми и самостоятельность в делах менее важны. В системе жизненных ценностей «традиционалистов» самостоятельность, творчество занимает последнее место, а на первых местах — хорошие взаимоотношения с коллегами и такая работа, которая не требует личной ответственности и о которой не надо думать вне рабочего времени.

Выявлены достоверные различия между «законопослушными» бизнесменами и представителями других групп в ответах на вопросы анкеты. Естественно, «законопослушные» считают, что всем законам надо подчиняться, даже если они кажутся несправедливыми, а незнание законов не освобождает от ответственности. Напротив, более половины остальных респондентов (58 %) уверены, что законам не следует подчиняться, если они кажутся несправедливыми, а если кто-то, не зная, случайно нарушил закон, его нельзя привлекать к ответственности (30 %). Абсолютное большинство «законопослушных» бизнесменов считает, что договорные обязательства надо соблюдать всегда и так, как записано в договоре, в то время как остальные больше склоняются тому, что следует делать то, что выгодно и действовать по собственному усмотрению. Не только большинство «традиционалистов» и «индивидуалистов», но также и «моралистов» с предубеждением относятся к представителям других национальностей, заранее подозревая их в мошенничестве и несоблюдении договоренностей. У «законопослушных» бизнесменов подобные установки не выражены.

В анкете также спрашивалось, почему респонденты в основном склонны не нарушать существующие законы, и предлагалось на выбор шесть вариантов. Бизнесмены выбирали в основном только два варианта: «совесть не позволяет нарушать законы» (32 %) и «рационально заключаю, что законы следует соблюдать» (61 %). (В единичных случаях отмечали, что боятся наказаний или осуждения окружающих людей, но никто не ответил, что доверяет существующим законам.) Мы обозначили получившиеся группы в соответствии с доминирующими мотивами подчинения законам — «совестливые» и «рационалисты». «Рационалисты» личностно выглядят более привлекательными. У них более высокий уровень правового сознания в целом (20,54 против 18,38), а также правовых знаний и ответственности в деловых отношениях (5,92 против 5,19 и 5,79 против 4,28). Они более толерантны (4,95 против 5,69), более справедливы по отношению к людям, объективны в оценке их деловых и личных качеств (ASO = 13,90 против ASO = 15,61), а также более самокритичны, по сравнению с «совестливыми» бизнесменами (Р = -6,39 против Р = -3,03). «Совестливые», напротив, более нетерпимы к инакомыслию, к людям, придерживающимся иной системы ценностей, склонны к категоричности суждений, несправедливым оценкам, часто не замечая при этом своих недостатков. Они действуют так, будто априори обладают моральным превосходством над всеми остальными людьми. Достоверные различия проявились между этими группами и при ответах на вопросы анкеты. «Совестливые» считают, что в стране будет порядок, если граждане будут руководствоваться в своих действиях этическими представлениями, а во главе государства будут стоять морально безупречные, справедливые люди. «Рационалисты» считают, что гражданский мир и порядок будут в том случае, если все будут соблюдать закон, а во главе государства и на любых должностях

будут профессионально компетентные специалисты.

Результаты корреляционного анализа позволяют глубже понять взаимосвязи между правовым сознанием, личностными особенностями и эмоциональным самочувствием бизнесменов. На рис. 1 представлены взаимосвязи компонентов в структуре правового сознания работников сферы бизнеса. Выявлены высоко достоверные (Р = 0,99) зависимости правовых установок в деловых отношениях (П.) и меж-

Рис. 1. Взаимосвязи компонентов в структуре правового сознания бизнесменов

личностных контактах (ПБ) от уровня правовых знаний (ПЗ). Также выявлена определенная взаимосвязь (Р = 0,95) между правовыми установками в деловых (Пд) и межличностных отношениях (ПБ). Однако показатель гражданской зрелости и ответственности оказался автономным компонентом, не связанным с другими аспектами правового сознания бизнесменов. Следовательно, можно заключить, что структуру правового сознания работников сферы бизнеса составляют формирующиеся под влиянием правовых знаний правовые установки, действующие в сфере деловых отношений и межличностных контактов, т. е. в сугубо профессиональной сфере. Понятие гражданского долга, ответственности перед государством в эту структуру не вписывается.

На рис. 2 представлены системы факторов, влияющих на формирование правового сознания бизнесменов. Общий уровень правового сознания (ПО) и правовых установок в деловых взаимоотношениях (Пд) зависит от того, в каком ключе человек склонен воспринимать существующие законы. Те, кто считает, что существующие законы их защищают (2), учат жизни (3), организуют их деятельность (4), в целом помогают в работе (1), имеют более высокий уровень правового сознания и правовых установок в деловой сфере. Напротив, если существующие законы воспринимаются преимущественно негативно (унижают, дезориентируют, мешают, тормозят деятельность), то усиливается установка на неподчинение законам. Выявлена высоко достоверная отрицательная корреляция между исполнительской позицией ^Т) и установкой на работу в правовом поле, применение законов для организации собственной деятельности (4). Представления о том, что не всякий может добиться успехов в бизнесе, что для этого надо иметь незаурядные деловые способности и личные

Рис. 2. Характеристика факторов, влияющих на формирование правового сознания бизнесменов Условные обозначения отношения к законам: 1 — помогают (мешают); 2 — защищают (унижают); 3 — учат жизни (дезориентируют); 4 — организуют (тормозят) деятельность

качества (методика Фидлера-Ясюковой, индекс I), усиливает положительную ориентацию на законы (1,3). Высокая самокритичность (СО^) и гражданская ответственность (ПД понимание ненадежности личных договоренностей (МРС^) также способствуют формированию правового сознания. Напротив, самоуверенность (СОТ), низкая гражданская ответственность (ПГ^), ориентация на личные взаимоотношения (МРСТ), традиционализм, ригидность сложившихся представлений и установок (0^) — препятствуют формированию правового сознания и правового поведения.

На рис. 3 представлены зависимости общего самочувствия бизнесменов от комплекса социально-психологических характеристик. Более оптимистично настроены бизнесмены, умеющие видеть положительные стороны в существующем законодательстве, обладающие развитым правовым сознанием (ПО) и правовыми установками в деловой сфере (П.), считающие, что для успеха в бизнесе необходимы незаурядные способности (I),

Рис. 3. Зависимость общего самочувствия бизнесменов от комплекса социально-психологических характеристик

т. е. настроенные на самосовершенствование. Преобладание тревожно-подавленного эмоционального состояния характерно для бизнесменов, которые имеют низкий уровень правового сознания и правовых установок в деловых отношениях, негативно относятся к существующим законам, а также считают, что любой может добиться успеха в бизнесе, никаких особых способностей, знаний для этого не надо. С оптимизмом в будущее смотрят наиболее толерантные, гибкие, готовы к переменам и склонные к экспериментированию бизнесмены (01Т). Последняя характеристика отрицательно связана с возрастом, т. е. большую гибкость, готовность экспериментировать проявляют наиболее молодые люди. Чем старше, тем в большей степени начинают проявляться консерватизм установок и потребность в стабильности, соответственно, оптимизма становится меньше. Более высокая толерантность свойственна бизнесменам с развитым гражданским сознанием (ПГ), имеющим более высокий материальный достаток, социально независимым, не склонным к буквальному исполнительству ^^). Напротив, тревожно-подавленное настроение свойственно бизнесменам, которые придерживаются традиционных взглядов, консервативны, нетерпимо относятся ко всем, чьи системы жизненных ценностей не схожи с их собственными представлениями (01^). Сами же являются по своей натуре

исполнителями имеющими низкий уровень гражданского сознания (Пг), и при

этом не удовлетворены своим материальным достатком. Проявилась взаимосвязь материального достатка с коммуникативным поведением бизнесменов: чем в большей степени они удовлетворены своим материальным достатком, тем более корректным становится их общение с окружающими (ПБ). Напротив, чем менее удовлетворены работники в сфере бизнеса собственным материальным положением, тем менее корректным становится их взаимодействие с людьми.

На рис. 4 представлены взаимосвязи доминирующих трудовых ценностей с личностными особенностями деловых людей. Значимость трудовых ценностей выяснялась ранжированием и оценивалась с помощью ранговых баллов. Соответственно, чем ниже ранговый балл (ближе к единице, т. е. к первому месту), тем более значима данная трудовая ценность для респондента. Возрастание величины показателя свидетельствует о снижении значимости соответствующей трудовой ценности. Из плеяды на рис. 4 видно, что с возрастом бизнесмены становятся более самокритичными, менее

Рис. 4. Взаимосвязи доминирующих трудовых ценностей с личностными особенностями бизнесменов

Условные обозначения трудовых ценностей: 1 — самостоятельность, реализация собственных идей; 2—материальный достаток; 3 — комфортные условия работы; 4—отсутствие личной ответственности, исполнительство

авторитарными и доминантными (Е^), начинают лучше относиться к тем людям, которые им не нравятся ^РСТ), объективно оценивать их деловые и личные качества (АЗО^). В иерархии трудовых ценностей у них начинает преобладать потребность в реализации собственных идей, теряет значимость наращивание материального достатка, менее важными становятся общие условия работы. Неприятие исполнительской позиции зависит не только от развитого воображения и творческого потенциала личности (МТ), но и от самокритичности (СО^, Р^), и с возрастом становится все более явным. Напротив, молодые бизнесмены более самоуверенны и доминантны (ЕТ), более негативно относятся к людям ^РС^, АЗОТ), а достижение материального благополучия и значимость комфортных условий работы у них может доминировать над самим ее содержанием, и им может быть все равно, какие и чьи идеи при этом они будут реализовывать.

В целом проведенное исследование выявило важную роль правового сознания в профессиональной деятельности российских бизнесменов, в налаживании и поддержании ими деловых отношений, в личностном самосовершенствовании. Оно показало, что правовые знания и установки тесно связаны с такими качествами, как энергичность, динамичность, гибкость, толерантность в целостном комплексе способностей к предпринимательской деятельности. Оптимизм бизнесменов и уверенность в будущем также зависят от их готовности работать в правовом поле.

Исследование проведено при поддержке РГНР, грант 04-06-004а.

1 Ефремова Г. Х., Гранат Н. Л. Эмпирическое исследование правосознания: реальное содержание и задачи формирования // Психологический журнал. 1988. № 6; Ильин И. А. О сущности правосознания: Собр. соч. в 2-х т. СПб., 1993. Т. 1; Наков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа в современной психологии понимания. М., 1993.

2 Здравомыслова О. А., Арутюнян М. А. Культурная модель и правовая идеология // Преемственность поколений: диалог культур / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. Вып. 2. С. 23-24; Самойлова В. А. О некоторых психологических детерминантах правосознания россиян // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 4 (№ 27); Шматкова Н. А. Особенности развития морально-правового сознания в разных культурах // Преемственность поколений: диалог культур / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. Вып. 2. С. 158-160.

3 Ясюкова Л. А. Особенности правосознания населения и тенденции развития общества // Человек в изменяющемся мире. Ч. 1. СПб., 1993. С. 35-37; Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4.

4 Самойлова В.А. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населения // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 3 (№ 20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.