Научная статья на тему 'Формирование и диагностика личностной толерантности подростков'

Формирование и диагностика личностной толерантности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
802
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ДИАГНОСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / УГЛУБЛЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ / ADOLESCENTS' COMMUNICATIVE ATTITUDES / TOLERANCE / TOLERANCE OF ADOLESCENTS / DIAGNOSTICS OF TOLERANCE / CULTURAL VALUES / THE PROFOUND ARTS EDUCATION / PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ясюкова Людмила Аполлоновна

В статье приводятся результаты исследования коммуникативной сферы учащихся 8-х классов (всего 74 чел.), которое выявило более высокий уровень личностной толерантности девочек и подростков с высоким уровнем интеллекта, в отличие от мальчиков и подростками, интеллект которых соответствует возрастной норме. Исследование не выявило положительного влияния расширенного и углубленного гуманитарного образования на формирование толерантных установок. Значимое влияние на формирование толерантности оказывает психологический климат класса, коммуникативные установки подростков по отношению к близким людям, конструктивный опыт поведения в конфликтах и наличие правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Diagnostics of Adolescents' Tolerance

In the article the results of a research into communication qualities of students of the 8th form (74 persons) are described. It has been found out that girls and adolescents with high level of intelligence have higher tolerance than boys and adolescents whose intelligence corresponds to the age norm. According to the results of this research humanitarian education exerts no positive influence on tolerance attitudes formation. A number of other factors such as climate in a group, communicative attitudes of adolescents towards friends, constructive experience in problem solving and developed legal conscience are more important for tolerance formation.

Текст научной работы на тему «Формирование и диагностика личностной толерантности подростков»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12. 2008. Вып. 4

Л. А. Ясюкова

ФОРМИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ*

Конец XX в. для России можно считать временем «великих потрясений», когда в очередной раз разрушились привычные ценности, появились, с одной стороны, иллюзии общественной и личной свободы, а с другой — ощущение собственной беспомощности, полной зависимости от финансового положения. Современная российская действительность противоречива. С одной стороны, происходит становление демократических ценностей, стимулирование инициативы, ориентация на полиментальность и плюрализм в различных жизненных сферах. С другой стороны, в стране присутствуют экономическая нестабильность, безработица, инфляция, социальное расслоение общества, размывание нравственных ориентиров, снижение роли культурных ценностей. В таких условиях, естественно, обостряются взаимоотношения между людьми, и поэтому проблема толерантности приобретает особую актуальность. Она обсуждается на различных уровнях учеными и политиками, рассматриваются ее теоретические и прикладные аспекты1.

Фактором, существенно осложняющим современную социальную ситуацию, является многонациональность состава Российской Федерации. Наше государство всегда отличалось этническим разнообразие областей и регионов, а в настоящее время миграционные процессы привели к новым структурным изменениям состава населения. Образовавшиеся многонациональные анклавы требуют как формирования новых общекультурных норм общения, так и сохранения этнического разграничения и самоопределения. Укрепление старых и формирование новых этноструктур не только в автономных республиках и областях, но и в центральных районах порой сопровождаются ростом сепаратизма и межэтническими конфликтами, доходящими до вооруженных столкновений.

В связи с этим задачи воспитания веротерпимости, миролюбия, непримиримости к национализму и экстремизму приобрели в современной России особую важность. И особо актуальным является воспитание подрастающих поколений, уже не имеющих положительной практики межэтнических отношений, которую имели те, кто воспитывался в советское время. Возрастные особенности молодежи, а именно: личностная и эмоциональная незрелость, — выступают как дополнительные психологические факторы, которые могут осложнять процессы коммуникации в полиэтнических и поликультурных средах.

Острота проблемы осознана на уровне государственного управления, т. к. Министерством образования РФ была разработана федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В качестве одного из главных направлений программы выделяется «формирование общетеоретических знаний: а) о единстве и специфике культурно-исторического развития народов; б) о характеристиках и условиях формирования этнических особенностей»2, для чего

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 07-06-00782а © Л. А. Ясюкова, 2008

предлагается расширение и углубление преподавания дисциплин гуманитарного цикла, более основательное изучение истории и культуры своего народа, а также знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов. образовательные программы средней школы предлагается расширить за счет введения соответствующих тем в рамках истории и литературы, а также программ культурно-эстетического цикла.

для проверки гипотезы о положительном влиянии углубленного гуманитарного образования на становление личностной толерантности нами было проведено сравнительное психологическое исследование восьмиклассников одной из школ Санкт-Петербурга, обучавшихся по различным учебным программам. Всего было обследовано 74 человека (в 8 «А» классе — 26 чел., в 8 «Б» классе — 22 чел., в 8 «В» классе — 26 чел.), 43 мальчика и 31 девочка. образовательные программы в данных трех классах (начиная с 1-го класса) имели существенные различия. В «А» классе углубленно изучались литература, история и предметы культурно-эстетического цикла, в «Б» классе — иностранные языки (английский и немецкий), в «В» классе была общеобразовательная программа. Таким образом, представилась возможность выявить влияние расширенного и углубленного гуманитарного образования, которое получали учащиеся 8 «а» класса, на формирование у них толерантного сознания в сравнении с учащимися параллельных классов.

Психологическое обследование учащихся 8-х классов проводилось в октябре 2007 г. с использованием следующих тестов: шкала Кеттелла для экспресс-оценки интеллекта (Вс), методика Лсюковой для изучения правового и гражданского сознания, тест Фидлера-Лсюковой для исследования социального интеллекта, коммуникативных установок, самооценки, фрустрационный тест розенцвейга и опросник толерантности Лсюковой. Этот опросник был специально разработан для изучения толерантности как психологического свойства личности. для выбора суждений, характеризующих толерантные и не толерантные установки, предварительно были рассмотрены определения понятия толерантности и характеристики толерантной личности. В этом мы опирались на литературный обзор, проделанный по данной теме А. П. Садохиным. Он, анализируя понятие толерантности, пришел к следующему заключению: «в научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия»3. Далее он добавляет, что «толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей»4. В методику отбирались суждения, характеризующие толерантные и не толерантные установки, взгляды, поступки. В итоговый вариант методики вошли 20 суждений, на каждое из которых предлагается три варианта ответов. Степень толерантности оценивается в баллах (т 0 до 2-х баллов) в зависимости от того, какой вариант ответа выбрал испытуемый. Суждения в методике сгруппированы в шкалы, которые

нацелены на измерение пяти факторов толерантного (или не толерантного) поведения, а именно: 1) широта взглядов — культурная ограниченность; 2) доверие, признание равноправия — предубеждение, подозрительность; 3) доброжелательность, терпимость — агрессивность, мстительность; 4) эмпатия, сострадание — черствость, равнодушие; 5) контроль эмоций — ситуативная раздражительность.

Результаты обследования учащихся 8-х классов представлены в таблицах 1-3. Анализировались также особенности личностной толерантности, связанные с гендером и уровнем интеллекта. Для оценки роли интеллекта в формировании толерантного сознания обследованные восьмиклассники были разбиты на две группы: 33 человека с интеллектом, превышающим возрастную норму (Вс = 10-13 баллов, или Вс Т), и 41 человек, имеющие средний и ниже среднего уровни интеллекта (Вс Мы предположили, что более высокое интеллектуальное развитие будет способствовать расширению кругозора, а также позволит подросткам сделать самостоятельный выбор в пользу гуманистических коммуникативных установок. Логично было также предположить, что гендерные традиции воспитания у девочек терпения, сострадательности, заботливости, доброжелательности, будут более способствовать формированию их личностной толерантности, по сравнению с мальчиками. Соотношение девочек и мальчиков в обследованных классах следующее: в 8 «А» классе — 11 девочек (42,3 %) и 15 мальчиков (57,7 %), в 8 «Б» — 8 девочек (36,4 %) и 14 мальчиков (63,6 %), в 8 «В» — 9 девочек (34,6 %) и 17 мальчиков (65,4 %).

Таблица 1

Характеристика интеллекта, правового и гражданского сознания и личностной толерантности учащихся 8-х классов

Группы Вс ПБ Пд ПГ Пз По Т1 Т 1 2 Т 1 3 Т4 Т5 Т 1 о чел.

8-е кл. 8,30 4,37 3,96 3,58 4,35 13,43 5,26 3,55 3,26 4,09 4,49 20,65 74

8 «А» 9,08 4,85 3,88 3,50 4,69 13,58 5,54 3,77 2,81 4,00 3,96 20,08 26

8 «Б» 8,86 5,45 3,86 4,23 4,58 14,73 5,27 3,95 4,00 5,18 4,64 23,05 22

8 «В» 7,04 4,00 4,12 3,18 3,81 12,19 4,96 3,00 3,08 3,27 4,88 19,19 26

М 8,49 4,60 4,16 3,88 4,42 13,81 5,19 3,28 2,81 3,53 4,23 19,05 43

д 8,03 4,90 3,69 3,16 4,26 12,90 5,35 3,94 3,87 4,87 4,84 22,87 31

Вс Т 10,42 5,21 3,97 3,91 4,73 14,48 5,52 4,09 3,84 4,39 4,27 21,91 33

Вс ^ 6,59 4,34 3,95 3,32 4,05 12,59 5,05 3,12 3,95 3,85 4,66 19,63 41

Условные обозначения: Вс — уровень интеллекта; ПБ — правовое сознание в бытовой сфере; Пд — правовое сознание в деловых отношениях; ПГ — гражданское сознание; ПЗ — правовые знания; По — общий уровень правового сознания; Т1 — широта взглядов - культурная ограниченность; Т2 — уважение чужих взглядов, доверие — предубеждение, подозрительность; Т3 — доброжелательность, терпимость — агрессивность, мстительность; Т4 — эмпатия, сострадание - черствость, равнодушие; Т5 — контроль эмоций - ситуативная раздражительность; То — общий уровень толерантности.

Из данных таблицы 1 видно, что имеются достоверные различия в уровне интеллекта учащихся. Интеллектуальное развитие учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов соответствует верхней границе возрастной нормы и достоверно (по критерию Стьюдента: t = 3,421 и t = 3,032) превосходит средний уровень интеллекта учащихся 8 «В» класса,

который соответствует нижней границе нормы. Достоверных различий в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек не обнаружено. Наиболее толерантное (ТО t = 2,497), уважительное отношение к людям, которые придерживаются иных взглядов и жизненных ценностей, свойственно только учащимся 8 «Б» класса. Учащиеся двух других классов могут проявлять агрессивность, нетерпимость в ситуациях общения с представителями иных социально-национальных групп. Наиболее низкий общий уровень толерантности свойственен мальчикам, по сравнению с девочкам (ТО t = 3,070), а также большинству учащихся 8 «В» класса. Девочки по сравнению с мальчиками также более доброжелательны, эмпатичны и сострадательны (Т31 = 2,327; Т4 t = 2,981). Поскольку значение Т1 превосходит 4 балла, то нельзя говорить о культурной ограниченности обследованных учащихся. Напротив, большинство из них отличаются высокой степенью общей осведомленности, широтой взглядов и интересов. Однако уважительное отношение к чужим взглядам, признание равных прав за представителями других культур (Т2) свойственны только подросткам, имеющим наиболее высокий уровень интеллекта ^ = 2,436), а также учащимся 8 «Б» класса ^ = 2,010). Углубленное гуманитарное образование, которое получали учащиеся 8 «А» класса, не привело к формированию у подростков подобного уважительного отношения. К сожалению, многие из обследованных учащихся с подозрительностью и предубеждением относятся к людям, имеющим иные взгляды и культурные установки. Доброжелательность, сочувствие к людям, проявления эмпатии (Т3, Т4) в некоторой степени свойственны только учащимся 8 «Б» класса (Т3 t = 2,011; Т4 t = 2,310 и t = 3,278). Для остальных подростков (в т. ч. и учащихся 8 «А» класса, которые получают углубленное гуманитарное образование) в большей степени характерны равнодушие, эмоциональная черствость по отношению к людям посторонним, проявления агрессивности и мстительности к тем, кто имеет иные убеждения и взгляды. Учащиеся 8 «А» класса характеризуются и наиболее явно выраженной ситуативной раздражительностью, слабым контролем эмоций (Т51 = 2,009). Остальные подростки, как правило, могут контролировать свои эмоциональные реакции в различных ситуациях общения, вести себя более сдержанно и уравновешено. В целом анализ показал, что толерантные установки свойственны в большей степени девочкам, а также учащимся 8 «Б» класса и подросткам с более высоким уровнем интеллекта.

Из таблицы 1 также видно, что формирование правового сознания (ПО t = 2,509) и правовых установок в межличностном общении (ПБ t = 1,994) существенно зависит от интеллектуального развития. Восьмиклассники с более высоким уровнем интеллекта (Вс Т) имеют и более высокие значения по данным показателям. Правовые установки в межличностном общении, уважительное отношение к людям, а также гражданское сознание, социальная ответственность оказалось более развитым у учащихся 8 «Б» класса ^ = 2,590 и t = 2,160). Для учащихся двух других классов в большей степени характерны потенциальная конфликтность в общении с представителями других культур, а также социальный инфантилизм, иждивенчество, потребительские, безответственные установки. В целом база правового сознания имеется только у учащихся 8 «Б» класса и у подростков с более высоким уровнем интеллекта ^ = 2,651 и t = 2,509). Учащиеся 8 «А» и 8 «В» классов, а также подростки с посредственными интеллектуальными способностями характеризуются правовым нигилизмом. В деятельности и взаимоотношениях с окружающими людьми они руководствуются субъективными представлениями, групповым мнением и эмоциональными установками. Каких-либо достоверных различий в правовом сознании, связанных с гендером, не обнаружено.

Таблица 2

характеристика социального интеллекта, коммуникативных установок и самооценки учащихся 8-х классов

Группы МРСд МРСЛ ^Сд LPCл СОд СОЛ ASO Рд Рл

8-е кл. 7,13 7,07 3,40 3,15 6,85 6,84 22,51 -2,80 -2,24

8 «А» 7,46 7,41 3,63 2,87 6,97 6,98 23,86 -4,92 -4,31

8 «Б» 7,41 7,33 3,58 3,55 6,98 7,28 21,20 -4,36 -0,55

8 «В» 6,56 6,50 3,01 3,10 6,68 6,34 22,27 0,65 -1,62

М 6,92 6,88 3,20 2,98 6,75 6,80 22,82 -1,70 -0,88

д 7,42 7,32 3,67 3,37 6,99 6,91 22,07 -4,32 -4,13

Вс t 7,41 7,50 3,88 3,02 6,98 7,10 23,73 -4,27 -1,97

Вс i 6,90 6,88 3,41 3,25 6,74 6,64 21,52 -1,61 -2,46

Условные обозначения: МРСд—отношение к деловым качествам друзей; МРСЛ — отношение к личным качествам друзей; ЬРСд — отношение к деловым качествам людей, которые не нравятся; LP СЛ — отношение к личностным качествам людей, которые не нравятся; СОд — оценка своих деловых качеств; СОЛ — оценка своих личных качеств; ASO — умение разбираться в людях или субъективность, категоричность суждений; Рд — самокритичность в оценке деловых качеств; РЛ — самокритичность в оценке своих личных качеств.

На основании данных таблицы 2 можно сделать выводы относительно взаимодействия подростков с людьми их ближайшего окружения. Большинству учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов, а также подросткам с более высоким уровнем интеллекта свойственно доброжелательное отношение к людям, которые их окружают, т. к. индексы МРСд и МРСЛ превышают 7 баллов. Учащиеся 8 «В» класса, а также подростки, имеющие посредственный уровень интеллекта (Вс i), скептично относятся к окружающим людям. Они склоны обращать внимание в первую очередь на недостатки людей (особенно тех, кто им близок) и недооценивать их хорошие стороны и качества. Наиболее резко негативное отношение к людям, которые чем-либо не нравятся подросткам (наиболее низкие значения LPCЛ), но с которыми им приходится ежедневно общаться, свойственно учащимся 8 «А» класса. Остальные подростки даже по отношению к людям, которые им не нравятся, относятся более терпимо. Абсолютное большинство обследованных подростков плохо разбираются в людях, склонны к категоричным суждениям, их социальный интеллект развит явно недостаточно, т. к. индекс ASO во всех группах превышает 20 баллов (должен быть ниже 15 баллов). Наиболее несправедливы и субъективны в высказываниях о людях учащиеся 8 «А» класса, следовательно, расширенное и углубленное гуманитарное образование само по себе не способно оптимизировать коммуникативные установки подростков. У учащихся 8 «В» класса полностью отсутствует критичность в отношении своих интеллектуальных способностей и деловых качеств, т. к. индекс Рд положителен. Исследование показало, что взаимоотношения с людьми ближайшего окружения наименее конфликтно и наиболее конструктивно у учащихся 8 «Б» класса и подростков с более высоким уровнем интеллекта.

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что наиболее несдержанно в стрессовых ситуациях (Б|) ведут себя учащиеся 8 «А» класса и большинство мальчиков. девочки ведут себя в конфликтных ситуациях наиболее сдержанно. Чувство личной вины и ответственности (I|), способность учиться на собственных ошибках в большей степени

Таблица 3

Характеристика особенностей поведения учащихся 8-х классов в конфликтных и стрессовых ситуациях

Группы Е I М О-Э Е-Э К-Р ССЯ Е I е 1

8-е кл. 47,64 23,19 29,19 28,29 37,61 34,03 46,78 5,42 2,49 3,90 2,88

8 «А» 51,77 20,59 27,65 26,05 38,55 35,42 43,41 5,81 2,15 4,60 3,63

8 «Б» 45,85 25,49 28,66 28,07 37,41 34,30 52,60 5,48 2,68 3,36 3,36

8 «В» 44,81 23,89 31,34 30,74 36,77 32,27 44,94 4,96 2,67 3,65 2,71

М 50,42 20,54 29,07 27,57 39,59 32,61 45,13 5,24 2,17 3,96 2,54

д 43,96 26,69 29,35 29,11 34,99 35,90 48,85 4,34 2,90 3,82 3,34

Вс Т 49,43 22,53 28,06 26,92 38,09 34,84 47,55 5,78 2,28 4,03 3,03

Вс ^ 46,21 23,71 30,09 29,28 37,23 33,38 46,07 5,18 2,65 3,80 2,76

Условные обозначения: Е — внешние проявления эмоционального реагирования; I — чувство личной вины, ответственности; М — устойчивость к фрустрациям, нечувствительность к неприятностям; О-Э — застревание в стрессе, несвоевременное реагирование; Е-Э — чувствительность, впечатлительность, слабость «Я»; К-Р — умение находить рациональный выход из стресса; ССЯ м адаптивность; Е — склонность к обвинению окружающих; I — склонность к самообвинениям; е — инфантильность, потребность в помощи со стороны окружающих людей; 1 — самостоятельность в решении возникающих проблем.

свойственны учащимся 8 «Б» класса и девочкам, в меньшей степени — учащимся 8 «А» класса и мальчикам. Наибольшую чувствительность к стрессу (М|), впечатлительность (Е-Э|), проявляют учащиеся 8 «А» класса, меньше обращают внимания на неприятности, спокойнее их переносят учащиеся 8 «В» класса и подростки с более низким уровнем интеллекта. Мальчики эмоционально тяжелее переносят неприятности, чем девочки (Е-Э Девочки легче забывают ссоры и конфликты. Застревание в стрессе (О-Э|) характерно для учащихся 8 «В» класса: они обычно долго ничего не предпринимают, надеются, что неприятности исчезнут сами собой, ждут, что ситуация сама «рассосется». Напротив, учащиеся 8 «А» класса не склонны откладывать решение проблем, начинают действовать сразу, как они возникают (О-Э|). Они же, как и большинство девочек, лучше других умеют находить рациональный выход из стрессовых, конфликтных ситуаций (К-Р|). Способность к социальной адаптации хорошо развита у учащихся 8 «Б» класса, т. к. индекс ССЯ превосходит 50 %. Учащихся 8 «А» класса наименее адаптивны. Наиболее агрессивно ведут себя в конфликтах (Е|) мальчики, наименее агрессивно — девочки. Девочки в наибольшей степени склонны к самообвинениям (!|), а учащиеся 8 «А» класса вообще никогда и ни в чем не считают себя виноватыми, не видят и не признают своей вины ни в каких конфликтных ситуациях. Оказываются не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы (Ц) учащиеся 8 «В» класса, большинство мальчиков, а также подростки с более низким уровнем интеллекта. Учащиеся 8 «А» класса в стрессовых, конфликтных ситуациях значительно чаще других восьмиклассников обращаются за помощью к другим людям (е|), умеют заставить окружающих решать их проблемы. В меньшей степени при решении возникающих проблем к помощи других людей прибегают учащиеся 8 «Б» класса. Исследование показало, что наиболее конструктивно могут действовать в незнакомой обстановке и в стрессовых ситуациях девочки, учащиеся 8 «Б» класса и подростки с более высоким уровнем интеллекта.

Результаты корреляционного анализа подтвердили достоверность шкал, выделенных в методике толерантности, и предоставили дополнительную информацию, позволившую глубже понять особенности формирования толерантных установок подростков. Результаты представлены в виде корреляционных плеяд на рисунках 1-4. Только с первой шкалой («широта взглядов — культурная ограниченность») не было получено никаких значимых корреляций. На основе анализа связей в плеяде на рисунке 1 можно сказать следующее. Общий уровень личностной толерантности (ТО) высоко значимо связан с развитостью правовых установок в бытовой сфере (ПБ). Это означает, что личностная толерантность формируется только в том случае, если подросток осознает социальную относительность этических норм и жизненных ценностей, понимает, что в различных человеческих общностях и культурах представления о справедливом, правильном поступке или идеальном человеке могут существенно отличаться. Он признает, что люди в личной жизни в праве руководствоваться теми правилами, которые приняты в их ближайшем окружении, но выше этих правил стоят положения закона, где прописаны права и обязанности, обязательные для всех граждан государства, даже если какие-то из этих положений не устраивают представителей тех или иных социальных групп. Если же подросток абсолютизирует представления о жизни, свойственные той социальной группе, к которой он принадлежит, только свою позицию, свой взгляд на мир считает правильными, то толерантное сознание не формируется. Можно сказать, что формирование правового сознания способствует становлению личностной толерантности.

Из корреляционной плеяды на рисунке 1 также видно, что личностная толерантность (Т2) и правовое сознание (ПО) зависят от уровня интеллектуального развития подростка (Вс). Наиболее умные восьмиклассники с доверием относятся к представителям других культур, готовы уважать взгляды и мнения, которые не совпадают с их собственными. Чем ниже уровень интеллекта,

Рис. 1. Взаимосвязи общего показателя толерантности и шкалы «доверие — предубежденность» с другими личностными характеристиками

тем с большим предубеждением и подозрительностью подростки относятся к людям, которые принадлежат к другим культурам, национальностям, придерживаются иных взглядов и жизненных ценностей. Из плеяды на рисунке 1 также следует, что уважительное отношение к представителям иных культур зависит от того, как относится подросток к людям своего ближайшего окружения (родственникам, друзьям, одноклассникам и просто знакомым). Если он доброжелательно относится к близким людям, умеет прощать их недостатки (МРСд | и МРСЛ|), может отмечать достоинства даже в тех, кто ему не нравится (ЬРСЛ|), имеет положительную самооценку (СОЛ|), то и к другим, незнакомым ему людям он будет относиться с уважением (Т2|). Если подросток пренебрежительно относится к близким людям, обращает внимание в первую очередь на их недостатки (МРСд | и МРСЛ|), не способен видеть ничего хорошего в человеке, если он ему не понравился (ЬРСЛ|), о самом себе не высокого мнения (СОЛ|), то и к чужим, не похожим на него людям, он будет относиться с предубеждением и подозрительностью (Т2|).

Выявлены взаимосвязи шкалы «уважительного (предубежденного) отношения» с показателями теста Розенцвейга (рис. 1). Чем выше у подростка чувство ответственности, понимание собственной вины в конфликте (1|), способность самостоятельно решать возникающие проблемы (1|), а также менее выражены экстрапунитивные реакции (Б|) и стремление обвинять в случившемся окружающих людей (Е\), тем в большей степени проявляются и укрепляются толерантные установки (Т2|). Напротив, если подросток привык во всем обвинять других (Е|), не пытается сдерживать свои эмоциональные реакции в конфликтных ситуациях (Б|), считает себя безвинно пострадавшим (Ц) и не прикладывает самостоятельных усилий для решения проблем (Ц), то, естественно, толерантные установки у него не формируются (Т2|).

На рисунке 2 представлены взаимосвязи шкалы «доброжелательность, терпимость — агрессивность, мстительность» с другими личностными особенностями

Рис. 2. Взаимосвязи шкалы «терпимость — агрессивность» с другими личностными

характеристиками

восьмиклассников. Доброжелательный позитивный настрой при взаимодействии с людьми иных культур и взглядов (Т3) зависит от уровня развития правовых установок подростка (ПБ). Если правовые установки не сформированы, то у подростков в ситуации конфликта интересов преобладает желание наказать другого за причиненные неудобства, отомстить «обидчику», и он даже не пытается понять, почему человек действует подобным образом. Сказываются и навыки поведения в стрессе. Если в стрессовых ситуациях подросток берет ответственность за разрешение проблемы на себя (I]), имеет опыт позитивного выхода из конфликтов (1]), не склонен обвинять окружающих (Е|) и действовать эмоционально (Е|), то это помогает ему понимать мотивы поведения людей, принадлежащих к иным культурам, и вырабатывать линию конструктивного взаимодействия с ними (Т3]). Если ребенок при возникновении неприятностей привык действовать агрессивно, сваливать вину на окружающих, то и в непривычной обстановке, сталкиваясь с людьми, живущими по иным правилам, он автоматически реагирует на все это только негативно (Т3|). Недаром общая способность к адаптации (ССЯ]) зависит от терпимости, доброжелательного настроя (Т3]). Если же подросток ведет себя агрессивно, не пытается понять окружающих его людей (Т3|), то и адаптируется он с трудом (ССЯ|). Терпимость, доброжелательность при взаимодействии с людьми иных культур оказалась связана с силой-слабостью «Я» (Е-Э). Чем впечатлительнее подросток, дольше помнит о своих неприятностях, глубже их переживает (Е-Э]), тем более характерны для него злопамятность, стремление отомстить (Т3|). Напротив, при сильном «Я», человек не углубляется в свои обиды (Е-Э скорее забывает о них, легче прощает и переходит к конструктивному общению (Т3]).

На рисунке 3 представлены связи шкалы «эмпатия, сочувствие — черствость, равнодушие» с другими качествами личности. Эмпатия, умение понимать непохожих на себя людей, сочувственное отношение (Т4]) способствуют социальной адаптации (ССЯ]) и формируются в том случае, если у подростка развито чувство личной вины и ответственности (I]). Напротив, если самокритичность, сознание собственной вины отсутствуют (Ц), то хуже адаптивность (ССЯ|) и равнодушнее отношение к людям (Т4|).

На рисунке 4 изображены связи шкалы « контроль эмоций — ситуативная раздражительность» с показателями экстрапунитивности и интропунитивности теста Розенцвейга. Подросток способен сдерживать свои негативные эмоции в общении с людьми других культур и национальностей (Т5]), если научился вести себя конструктивно при возникновении конфликтов при ежедневном общении (Е Е[, I], I], 1]). Напротив, если он несдержан, агрессивен в конфликтах с близкими людьми, то тем более он будет раздражаться в непривычных ситуациях, в общении с чужими и незнакомыми.

Проведенное обследование показало, что углубленное гуманитарное образование, которое получали учащиеся 8 «А» класса, не привело к формированию толерантных установок. Наиболее высоким уровнем личностной толерантности отличаются девочки, благодаря гендерным особенностям воспитания, и подростки с более высоким уровнем интеллекта. Наиболее хорошо воспитаны оказались учащиеся 8 «Б» класса. Они наиболее толерантны, корректны в общении, социально адаптивны. Вряд ли углубленное изучение иностранных

Рис. 3. Взаимосвязи шкалы «эмпатия — равнодушие» с показателями теста Розенцвейга

теста Розенцвейга

языков послужило причиной формирования толерантных установок у учащихся 8 «Б» класса. Возможно, более сильное влияние оказали какие-то неучтенные социально-психологические особенности классного коллектива и семейного воспитания. Исследование также выявило значимое влияние на формирование толерантных установок того, какие отношения сложились у подростков с людьми ближайшего окружения: с теми, кто им нравится, и с теми, кто им не нравится, но с кем приходится общаться. Фактически это указывает на важную роль общей обстановки, психологического климата в классе. Становлению личностной толерантности также способствует понимание роли правового регулирования, т. е. сформированность правового сознания, чувства ответственности, самокритичность и наличие опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

1 Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. научно-методических статей / Отв. ред. С. К. Бондырева. М.; Воронеж, 2003. С. 7.

3 Садохин А. П. Толерантное сознание: Сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. научно-методических статей / Отв. ред. С. К. Бондырева. М.; Воронеж, 2003. С. 24.

4 Садохин А. П. Толерантное сознание: Сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. научно-методических статей / Отв. ред. С. К. Бондырева. М.; Воронеж, 2003. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.