Научная статья на тему 'Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков'

Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SOCIALIZATION / TEENAGER / COMMUNICATIVE TOLERANCE / TOLERANT PERSON / INTOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дрожжина Наталья Борисовна

в статье рассматриваются основные подходы к исследованию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, обосновывается применение психодиагностических методик для исследования особенностей и уровня сформированности коммуникативной толерантности у современных подростков. Приводятся результаты экспериментально-психологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the main approaches to the study of teenagers’ tolerance, the use of psycho-diagnostic methods for the study of the characteristics and level of modern teenagers’ communicative tolerance formation is justified. The results of experimental psychological research are included.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков»

Psychology

УДК 159.9.07 DOI 10.21661/r-115562

Н.Б. Дрожжина

Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к исследованию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте, обосновывается применение психодиагностических методик для исследования особенностей и уровня сформированности коммуникативной толерантности у современных подростков. Приводятся результаты экспериментально-психологического исследования.

I Ключевые слова: коммуникативная толерантность, социализация, толерантная личность, подросток, интоле-рантность.

N.B. Drozhzhina

Psychological research of communicative tolerance of modern teenagers

Abstract

The article deals with the main approaches to the study of teenagers' tolerance, the use of psycho-diagnostic methods for the study of the characteristics and level of modern teenagers' communicative tolerance formation is justified. The results of experimental psychological research are included.

■ Keywords: communicative tolerance, socialization, tolerant person, teenager, intolerance.

Проблема толерантности достаточно широко представлена в психолого-педагогических исследованиях.

В отечественной психологии коммуникативная толерантность рассматривается как личностная ценность, как степень успешности социализации личности и личностная установка (П.Ф. Комогоров, Д.А. Леонтьев, Г.У Сол-датова, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, М.М. Бахтин, С.Л. Братченко, Е.Б. Шестопал, М.Б. Хомяков и др.) [1; 2].

Такие авторы как Л.В. Байбородова, О.В. Лунева, А.М. Баймаков, Т.Г. Стефаненко, Т.Д. Марцинковская, Н.М. Лебедева и др. рассматривают коммуникативную толерантность личности как основу эффективного и конструктивного межличностного общения [1; 2].

По мнению Г.У. Солдатовой коммуникативная толерантность является интегративной характеристикой личности, состоящей из таких компонентов как - психологическая устойчивость; общие позитивные установки личности; индивидуальные личностные качества - эмпатия, альтруизм, терпимость к другим людям и их индивидуальным особенностям, способность к сотрудничеству и кооперации, способность устанавливать отношения и вести диалог; система личностных и групповых ценностей [1].

Коммуникативная толерантность определяется как характеристика отношения личности к людям, степень терпимости в общении к неприемлемым, по ее мнению, психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по коммуникации [4].

Психология

Высокий уровень сформированное™ коммуникативной толерантности личности проявляется в таких качествах личности как эмоциональная уравновешенность, способность устанавливать диалог с разными людьми, способность создавать и поддерживать психологически комфортную атмосферу для совместной деятельности и достижения общей цели.

Наличие коммуникативной толерантности раскрывается в таких качествах как способность к эмпатии, самоконтролю, выдержке и интеллектуальной гибкости [4].

Данная характеристика личности является очень важной, так как от нее зависит эффективность межличностного взаимодействия человека с другими людьми и успешность личности в целом. Коммуникативная толерантность необходима для оптимизации процессов межличностного взаимодействия. Уровень развития коммуникативной толерантности как черты личности говорит о степени психического здоровья и внутренней гармонии или, наоборот, дисгармонии личности [3].

Тем не менее, теоретическая разработанность основных аспектов толерантности личности должна пополняться и практическим исследованиями в этой области.

Особенную актуальность представляет собой психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков.

В данном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 60 подростков - учащиеся 10-х классов МОУ СОШ №34 г. Ставрополя (10 «А» класс, представленный преимущественно моноэтнической средой, более 90% русские; 10 «В» класс, представленный преимущественно полиэтнической средой, более 65% учащиеся различных национальностей). В экспериментально-психологическом исследовании использовалась методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

В результате сравнительного анализа полученных экспериментальных данных выявлены отличия в особенностях коммуникативной толерантности у подростков, обучающихся преимущественно в моно- и преимущественно в полиэтническом классе. Анализ данных по общей коммуникативной толерантности выявил следующие особенности у двух групп испытуемых (рис. 1).

Шкала 1. Непринятие или непонимание индивидуальности другого человека.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

-1"0- г- 9 —ГО- 9 го- 9 -ТО-

7 п 7 г-

4 1 3 1 3 II 3 1 3 1 4~ 1 4 1

N т, Ь- Ь <о Л £> О

Рис. 1. Распределение показателей общей

коммуникативной толерантности у подростков,

обучающихся в моно- и полиэтнических классах (в баллах)

Условные обозначения: 1 ряд - группа подростков, обучающихся в моноэническом классе; 2 ряд - группа подростков, обучающихся в полиэническом классе.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

У подростков, обучающихся в моноэническом классе в целом низкий уровень коммуникативной толерантности. Для них характерны следующие признаки, указывающие на коммуникативную интолерантность, которая раскрывается через шкалы:

Шкала 1. Непринятие или непонимание индивидуальности другого человека (11 баллов).

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей (11 баллов).

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей (10 баллов).

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров (10 баллов).

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

У подростков, обучающихся в полиэническом классе в целом высокий уровень коммуникативной толерантности, хотя выявлены признаки коммуникативной интолерантности всего по двум шкалам:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров (9 баллов).

92 Интерактивная наука | 10 • 2016

Psychology

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности (10 баллов).

Таким образом, с позиции коммуникативной толерантности подростки, обучающиеся в моноэтническом классе склонны к непринятию индивидуальности другого человека и категоричности или консерватизму в оценках других людей, а у подростков, обучающихся в полиэтническом классе - к неумению

скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров и неумению прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

В группе подростков, обучающихся в полиэтнической среде более высокий уровень коммуникативной толерантности, чем в группе подростков, обучающихся в моноэтнической среде.

Литература

1. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. -№1. - С. 49-53.

2. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов // Век толерантности. - М., 2001. - №1. -С. 8-18.

3. Дрожжина Н.Б. Исследование ориентации на здоровый образ жизни студентов первых курсов // Новое слово в науке: Перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. - №2 (8). - С. 117-118.

4. Рачитская Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности [Текст] // Современная психология: Материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, июль 2014 г.). -Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.