УДК 159.922.6(470.64); 316.346.32-053.6(470.64);94(470.64).084.9
А. Д. Вислова
ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований-филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр Кабардино-Балкарского научного центра РАН»; e-maiL:[email protected]
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается влияние межличностной коммуникации на процесс социокультурной адаптации подростков. На основе данных эмпирического исследования установлена гетерохронность выраженности различных характеристик толерантности в коммуникации, определяющих специфику адаптации подростков разного возраста. Выявлены особенности адаптации активно адаптирующихся, пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся подростков. Показано, что активная позиция адаптации в наибольшей степени обнаруживается в младшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: межличностная коммуникация; общение; социокультурная адаптация; подростки; возраст; толерантность.
A. D. Vislova
Leading Researcher of the Institute of Humanitarian Research-branch of the Federal Research Center for Science and Technology of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
INTERPERSONAL COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF ADOLESCENT
The articLe considers the infLuence of interpersonaL communication on the process of socio-cultural adaptation of adolescents. The data of the empirical research establish the heterochronicity in the expression of various characteristics of tolerance in communication, which determine the specificity of adaptation of adolescents of different ages. The peculiarities of adaptation of actively-adapted, passively-adapted and difficult-adapting adolescents are revealed. It is shown that the active position of adaptation is most pronounced in younger adolescence.
Key words: interpersonal communication; communication; sociocultural adaptation; teenagers; age; tolerance.
Важнейшим фактором адаптации подростков в социокультурной среде является общение. Из этого следует, что особенности межличностной коммуникации являются показателем адаптивности личности. Ключевую роль во взаимоприспособлении субъектов
коммуникации играет толерантность как позитивное отношение к окружающим людям и механизм регуляции моделей поведения. Чем меньше негативных ассоциаций испытывает подросток в контексте межличностной коммуникации, тем выше его способность к адаптации [Вислова 2016].
Настоящее исследование посвящено изучению коммуникативной толерантности, определяющей особенности социокультурной адаптации подростков.
Цель исследования: изучение взаимосвязи различных характеристик коммуникативной толерантности с адаптивностью подростков.
Гипотеза исследования: существует гетерохронность выраженности уровня адаптивности у подростков разного возраста.
Задачи исследования:
- выявить особенности проявления различных характеристик толерантности в коммуникации как показателей адаптивности подростков;
- выделить группы подростков, различающихся по уровню адаптивности.
Выборка: в исследовании приняли участие три возрастные группы респондентов двух средних общеобразовательных школ г. Нальчика: младшие школьники (8-11 лет); младшие подростки (12-14 лет); старшие подростки (15-17 лет). Общую выборку составили 292 человека.
Для проведения исследования использовалась методика «Диагностика общей коммуникативной толерантности» [Бойко 1998]. Процедура диагностики состояла в том, что испытуемым предъявлялись 9 шкал, каждая из которых включала в себя 5 утверждений. Сумма баллов по каждой отдельной шкале отражает степень толерантности и адаптивности респондента. «Максимальное число баллов по каждой шкале - 15, общее по всем шкалам - 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности» [Практическая психодиагностика 2001].
При обработке данных расчеты проводились в статистическом пакете SPSS v.20.0. Применение метода описательной статистики позволило выявить среднее значение и стандартное отклонение по каждой шкале (см. табл. 1).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее высокие показатели связаны с категоричностью и консерватизмом в оценках других людей, а также неумением скрывать или сглаживать неприятные эмоции при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. Данные результаты объясняются ограниченностью опыта и недостаточной сформированностью у подростков критического анализа своих реакций, что не позволяет им осознать существование иной логики и промежуточных вариантов, помимо абсолютизации собственных взглядов.
Таблица 1
Средние показатели различных характеристик коммуникативной толерантности и адаптивности подростков
N Минимум Максимум Среднее Станд. отклонение
Категоричность или консерватизм в оценках других людей 292 0 15 6,54 2,936
Неумение скрывать или сглаживать неприятные эмоции при столкновении с некоммуникабельными партнерами 292 0 15 6,35 3,290
Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 292 0 15 5,57 3,036
Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности 292 0 13 5,49 2,864
Стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным» 292 0 15 5,36 3,105
Стремление переделать, перевоспитать партнеров 292 0 15 5,09 3,074
Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 292 0 13 4,92 2,557
N Минимум Максимум Среднее Станд. отклонение
Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других 292 0 15 4,68 2,779
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 292 0 15 4,16 3,172
N валидных (целиком) 292
Рис. 1. Распределение средних значений различных характеристик коммуникативной толерантности как показателей адаптивности в кластерах Обозначения: 1-й кластер - пассивно адаптирующиеся; 2-й кластер - активно адаптирующиеся; 3-й кластер - трудно адаптирующиеся
В меньшей степени выражены неумение приспосабливаться к характеру, привычкам других и прощать им ошибки, неловкость,
непреднамеренно причиненные неприятности, стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным». В зоне среднего уровня находятся показатели, соответствующие стремлению переделать, перевоспитать другого человека, неприятию индивидуальности и использованию себя в качестве эталона при оценке его поведения и образа мыслей. Демонстрация своего превосходства и самоуверенность может быть внешним проявлением внутренних противоречий и заниженной самооценки, что указывает на проблемы в сфере конструирования компромиссных отношений, являющихся признаками адаптивности. Такой показатель, как нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, находится на самом низком уровне. Вероятно, здесь проявляются особенности коллективистской культуры, к которой принадлежит подавляющее большинство респондентов. Эти особенности заключаются в толерантном отношении к нарушению границ личного пространства человека.
Проведение процедуры кластерного анализа позволило выделить три группы подростков, различающихся по степени выраженности различных характеристик коммуникативной толерантности, которые рассматриваются и как показатели адаптивности (см. рис. 1).
Представленный график центров кластеров тождествен распределению средних значений по предложенным шкалам в трех кластерах:
1-й кластер - пассивно адаптирующиеся (число наблюдений - 111),
2-й кластер - активно адаптирующиеся (число наблюдений - 126),
3-й кластер - трудно адаптирующиеся (число наблюдений - 54).
Активно адаптирующиеся обладают высокой способностью ориентироваться в социальной ситуации и проявлять инициативу в общении и конструировании оптимальных отношений с другими людьми. Пассивно адаптирующиеся принимают социальные нормы и готовы поддерживать общение и отношения с окружающими. Трудно адаптирующихся отличают низкие возможности интеграции в социальную среду и испытывают сложности в общении и отношениях с другими.
Наиболее высокие показатели, полученные по всем шкалам, значительно ниже максимального числа баллов, определяемых методикой (9:15 баллов соответственно). Вместе с тем самые высокие показатели во всех трех группах обнаружены только по одной шкале «категоричность в оценках других людей». Она обусловлена неприятными ассоциациями, которые вызывает необычный внешний вид человека:
нетипичная прическа, яркая косметика, сомнительные наряды; в отсутствии расположения к тем, кого считают недостаточно умными и образованными, кто обладает низкой культурой и стремится обогатиться любой ценой [Вислова 2018]. Наряду с этим, если исходить из заданного методикой диапазона баллов, полученный балл по данной шкале в группе активно адаптирующихся является низким, у пассивно адаптирующихся - средним. Важно подчеркнуть, что в группе активно адаптирующихся получены очень низкие показатели по всем шкалам, что свидетельствует об их высоком адаптивном потенциале.
Если сравнивать группы пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся, то наиболее высокие баллы получены по шкале «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами», что проявляется в готовности отвечать на грубость грубостью, в неспособности скрывать неприятное впечатление о самоуверенном человеке, стремящемся в споре настоять на своем и удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который создает проблемы другим.
Одинаково ниже среднего показатели в группе пассивно адаптирующихся и чуть выше среднего у трудно адаптирующихся по шкалам «стремление переделать, перевоспитать и подогнать партнера под себя, сделать его «удобным», а также «неумение прощать другим ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности». Такая не очень высокая тенденция к неадаптивности обнаруживается в склонности поучать и воспитывать кого-то, делать замечания в адрес другого человека и возмущаться по поводу его невоспитанности, склонности командовать близкими. Чтобы партнер стал более «удобным», они могут раздражаться, если им будут перечить, и отвергать возражения против своей «правильной» позиции. Объяснить это можно склонностью данной категории респондентов к эгоинтолерантности, импульсивностью и повышенной эмоциональностью, которые обусловлены особенностями взросления подростков.
Недостаточное умение прощать ошибки и непреднамеренно причиненные неприятности связаны с тем, что им приходится выслушивать упреки в злопамятстве по отношению к близким людям и брюзжании по поводу их нетактичности. На самом деле в связи с освоением подростками более широкого социального контекста взаимодействия и
решением задач самоопределения им приходится конструировать новые модели поведения, субъективно воспринимаемые как более зрелые, что на практике не всегда находит подтверждение. Толерантное отношение взрослых к приобретаемому подростками опыту позволит найти наиболее оптимальные способы реагирования на окружающих, способствующие успешной социальной адаптации.
Наряду с этим показатель по шкале «умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других» в группе трудно адаптирующихся немного выше средних значений по методике, но более высокий, чем в группах активно и пассивно адаптирующихся. Отсутствие указанной способности заключается в том, что им труднее даются компромиссы во взаимоотношениях с людьми и взаимопонимание с теми, у кого сложный характер. У них возникают проблемы в совместной деятельности с новыми партнерами. Безусловно, отсутствие гибкости вынуждает их прибегать к стратегии избирательности отношений, что может обусловить проблемы в адаптации. Не всегда оправданная категоричность и принципиальность могут оттолкнуть от них людей.
Таким образом, между группами активно адаптирующихся, пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся существуют различия в сфере коммуникативной толерантности.
Дальнейшая обработка данных методом математической статистики выявила различия в показателях распределения групп младших школьников, младших подростков и старших подростков по трем кластерам: пассивно адаптирующихся, активно адаптирующихся и трудно адаптирующихся (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение респондентов по возрасту и степени выраженности коммуникативной толерантности
Возраст Пассивно адаптирующиеся Активно адаптирующиеся Трудно адаптирующиеся
8-11 лет 41 (32 %) 56 (44 %) 31 (24 %) 128
12-14 лет 15 (28 %) 30 (57 %) 8 (15 %) 53
15-17 лет 55 (50 %) 40 (36 %) 15 (14 %) 110
Всего 111 126 54 291
Согласно полученным результатам анализа, в группе пассивно адаптирующихся младшие школьники составляют 32 %, активно адаптирующихся - 44 0% и трудно адаптирующихся - 24 0%. Доля младших школьников в группе активно адаптирующихся является наиболее представительной по сравнению с группами пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся.
Показательно, что больше половины младших подростков относятся к группе активно адаптирующихся. Почти третью часть младших подростков составляют пассивно адаптирующиеся и только 15 % - трудно адаптирующиеся. Можно заметить, что активно адаптирующихся младших подростков больше, чем пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся вместе взятых.
Ровно половина старших подростков относится к категории пассивно адаптирующихся и более трети - к активно адаптирующимся. Среди них значительно меньше трудно адаптирующихся - 14 %.
Наибольшая адаптивность выявлена у младших подростков по сравнению с другими группами. Наименьшая адаптивность обнаружена у младших школьников. Почти на одном уровне находятся показатели неадаптивности в группах младших и старших подростков.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень неадаптивности с возрастом становится ниже. Из этого следует, что с возрастом увеличиваются и адаптивные возможности подростка.
Для проверки существования значимых различий между группами младших школьников, младших подростков и старших подростков по различным характеристикам коммуникативной толерантности, рассматриваемых как показатели адаптивности, мы использовали критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок (группы сравнивались попарно, см. табл. 3).
В результате анализа значимые различия получены между группами младших школьников и младших подростков по шкалам «использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других» (р = ,002) и «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами» (р = ,009). Различия на уровне тенденции обнаружены по шкале «стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным» (р = ,056). По остальным шкалам коммуникативной толерантности
в данных группах значимых различий не наблюдается. Таким образом, группы младших школьников и младших подростков действительно различаются по степени выраженности коммуникативной толерантности и адаптивности.
Таблица 3
Показатели анализа различий между группами младших школьников, младших подростков и старших подростков по характеристикам коммуникативной толерантности по критерию Манна-Уитни
Мл. школьники Мл. подростки Мл. школьники Стар. подростки Мл. подростки Стар. подростки
Неприятие индивидуальности 5833,500 ,022 2082,500 ,003
Использование себя в качестве эталона 2413,500 ,002 5889,500 ,046 2317,500 ,033
Неумение скрывать 2556,000 ,009 2007,500 ,001
Стремление подогнать 2783,000 ,056 5923,000 ,034 1841,500 ,000
Нетерпимость к дискомфорту 5892,500 ,029
Примечание. В верхних строчках - значения коэффициента, в нижних -значимость различий (указаны только значимые и тенденции).
Наряду с этим между группами младших школьников и старших подростков выявлены значимые различия по шкале «неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (р = ,022), «нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми» (р = ,029). Возможно, это является следствием неадекватной самооценки и эмоциональной возбудимости. Менее выраженное в группах младших школьников и старших подростков стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным» (р = ,034) можно рассматривать как проявление большей склонности к адаптивным отношениям. В этом смысле выделяется показатель на уровне тенденции, связанной со шкалой «использование себя
в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других» (р = ,046). Можно предположить, что у младших школьников и старших подростков усиливается личностная позиция, и они меньше сравнивают себя с другими.
Между младшими и старшими подростками выявлены ярко значимые различия по шкале стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным» (р = ,000).
Обнаружены значимые различия между данными группами по шкале «неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» (р = ,003).
Согласно критерию Манна-Уитни различия между группами подростков являются значимыми по шкале «использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других» на уровне тенденции (р = ,033).
В целом попарное сравнение групп между собой по степени выраженности характеристик коммуникативной толерантности позволяет сделать вывод, что группы младших школьников, младших подростков и старших подростков различаются по уровню адаптивности.
Далее мы провели вычисление коэффициента корреляции Пирсона для определения взаимосвязи между различными характеристиками коммуникативной толерантности (см. табл. 4).
Таблица 4
Корреляционный анализ различных характеристик коммуникативной толерантности
сд со ю СО со <п
то то то ТО то то т то то
то то то то то то то то то
3 3 3 3 3 3 3 3 3
Неприятие PC 1 ,388** ,466** ,447** ,358** ,407** ,380** ,283** ,370**
индивидуальности Шкала 1 P ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Использование себя PC 1 ,338** ,332** ,399** ,402** ,329** ,317** ,325**
в качестве эталона Шкала 2 P ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Категоричность PC 1 ,362** ,351** ,410** ,319** ,301** ,315**
или консерватизм Шкала 3 P ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 Шкала 7 Шкала 8 Шкала 9
Неумение скрывать или сглаживать Шкала 4 PC 1 ,343** ,503** ,402** ,323** ,401**
P ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Стремление переделать партнеров Шкала 5 PC 1 ,392** ,455** ,258** ,257**
P ,000 ,000 ,000 ,000
Стремление подогнать партнера под себя Шкала 6 PC 1 ,439** ,421** ,458**
P ,000 ,000 ,000
Неумение прощать другим ошибки Шкала 7 PC 1 ,412** ,441**
P ,000 ,000
Нетерпимость к дискомфорту Шкала 8 PC 1 ,434**
P ,000
Неумение приспосабливаться Шкала 9 PC 1
P
Примечание. РС - коэффициент корреляции Пирсона, р - значимость.
В результате анализа полученных данных выявлена значительно выраженная взаимосвязь между различными характеристиками коммуникативной толерантности, рассматриваемых как признаки адаптивности. Обнаружена положительная корреляция между неприятием или непониманием индивидуальности другого человека и использованием себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других. Реакция группирования, характерная для подростков, предполагает гомогенность группы, в которую они входят. Групповые нормы становятся определяющими в системе отношений, что противоречит принципам индивидуальности, воспринимаемой как отход от негласных законов подростковой среды. Доминирующая ценность общегруппового эталона ведет к отвержению индивидуальных моделей. Как правило, индивидуальность «растворяется»
в системе референтных установок ин-группы на солидарность. Индивидуальность в понимании подростков несет в себе дух соперничества со «своими». За склонностью к сравниванию других с собой может стоять стремление подростков к самопрезентации в позитивном свете. Вместе с тем отсутствие понимания индивидуальности положительно связано с категоричностью в оценках других людей, неумением скрывать неприятные чувства по отношению к некоммуникабельности партнера и стремлением переделать, перевоспитать и сделать его «удобным», а также отсутствием умения прощать ошибки. В данном случае можно говорить об эгоизме, низком самоконтроле, нежелании вникать в детали и признавать за собой право определять критерии коммуникабельности / некоммуникабельности другого человека, а возможно, и списывать на чужой счет собственные проблемы самоотношения и неэффективных интеракций. Вполне логично, что недостаточный уровень развития эмпатии создает проблемы коммуникации с окружающими людьми, что проявляется в неумении приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.
Использование коэффициента корреляции Пирсона позволило определить наличие связи различных характеристик коммуникативной толерантности с возрастом (см. табл. 5).
Таблица 5
Корреляционный анализ различных характеристик коммуникативной толерантности и их связи с возрастом
н о то л сд то со то ТТ ТО ю то СО то т со то <п то
м то то <0 то <0 <0 <0 то то
т 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Неприятие PC ,125* 1 ,388** ,466** ,447** ,358** ,407** ,380** ,283** ,370**
индивидуальности Шкала 1 P ,033 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Использование PC -,158** 1 ,338** ,332** ,399** ,402** ,329** ,317** ,325**
себя в качестве
эталона P
Шкала 2 ,007 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Категоричность PC ,054 1 ,362** ,351** ,410** ,319** ,301** ,315**
или консерватизм Шкала 3 P ,356 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Возраст Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 Шкала 7 Шкала 8 Шкала 9
Неумение скрывать или сглаживать Шкала 4 PC ,035 1 ,343** ,503** ,402** ,323** ,401**
P ,550 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000
Стремление переделать партнеров Шкала 5 PC ,016 1 ,392** ,455** ,258** ,257**
P ,790 ,000 ,000 ,000 ,000
Стремление «подогнать» партнера под себя Шкала 6 PC ,103 1 ,439** ,421** ,458**
P ,081 ,000 ,000 ,000
Неумение прощать другим ошибки Шкала 7 PC -,016 1 ,412** ,441**
P ,782 ,000 ,000
Нетерпимость к дискомфорту Шкала 8 PC -,101 1 ,434**
P ,085 ,000
Неумение приспосабливаться Шкала 9 PC -,021 1
P ,720
Результаты анализа обнаружили связь неприятия, непонимания индивидуальности другого человека с возрастом. Выявилась отрицательная связь между использованием себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других и возрастом ^^ -,158**). Это означает, что с возрастом у подростков снижается склонность к сравниванию себя с другими, что свидетельствует о повышении самооценки и уверенности в себе.
Полученные результаты позволяют утверждать, что гипотеза о наличии гетерохронности выраженности уровня адаптивности у подростков разного возраста получила свое подтверждение. Статистически значимые различия зафиксированы по всем шкалам опросника ф < 0,05).
Выводы:
1. Подростки обладают общей коммуникативной толерантностью, что свидетельствует об их адаптивности. Уровень адаптивности различается в зависимости от конкретных характеристик толерантности в коммуникации и возрастных особенностей.
2. Общей для групп пассивно адаптирующихся, активно адаптирующихся и трудно адаптирующихся является их категоричность в оценках другого человека.
3. Существуют различия в сфере коммуникативной толерантности в группах активно адаптирующихся, пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся. Активно адаптирующиеся характеризуются высоким уровнем общей коммуникативной толерантности. Им присущи паттерны принятия, понимания и компромиссно сти. Пассивно адаптирующиеся характеризуются недостаточной коммуникативной толерантностью. Показатели в данной группе «сигнализируют» о тенденциях «мягкой» эгоинтолерантности и не выходят за рамки средних значений. В группе трудно адаптирующихся прослеживается тенденция к интолерантности в общении и взаимодействии. Они проявляют повышенную чувствительность к особенностям людей, и есть вероятность возникновения психологических барьеров в коммуникации.
4. Группы пассивно адаптирующихся и трудно адаптирующихся отличаются ориентированностью на категоричность в оценках другого человека, неумением скрывать неприятные чувства при столкновении с его некоммуникабельными качествами, а также стремлением переделать, перевоспитать партнера, «подогнать» его под себя и сделать «удобным». С возрастом нивелируется стремление к сравниванию себя с другими и к оценке людей в соответствии с представлениями о себе.
5. Наиболее высокая общая коммуникативная толерантность обнаружена в младшем подростковом возрасте, наименьшая - в младшем школьном возрасте. Уровень интолерантности в коммуникации с возрастом становится ниже, что свидетельствует о повышении адаптивности на последующих возрастных этапах онтогенетического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бойко В. В. Диагностика коммуникативной толерантности. URL : vsetesti.ru Вислова А. Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 102-112.
Вислова А. Д. Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 415 с. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : БАХРАХ-М, 2001. 672 с.