Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативной толерантности и оценки психологического климата в коллективе у старшеклассников с различной эмоциональной устойчивостью'

Взаимосвязь коммуникативной толерантности и оценки психологического климата в коллективе у старшеклассников с различной эмоциональной устойчивостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
953
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валиуллина Марина Евгеньевна

В статье представлены эмпирические данные, дающие возможность достаточно полно рассмотреть специфику различий во взаимосвязях между характеристиками коммуникативной толерантности и субъективными представлениями старшеклассников о психологическом климате в их учебном коллективе. Результаты исследования выявляют механизмы, определяющие структурные различия во взаимосвязях в группах эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валиуллина Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативной толерантности и оценки психологического климата в коллективе у старшеклассников с различной эмоциональной устойчивостью»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 3 Гуманитарные науки 2008

УДК 159.95

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

М.Е. Валиуллина Аннотация

В статье представлены эмпирические данные, дающие возможность достаточно полно рассмотреть специфику различий во взаимосвязях между характеристиками коммуникативной толерантности и субъективными представлениями старшеклассников о психологическом климате в их учебном коллективе. Результаты исследования выявляют механизмы, определяющие структурные различия во взаимосвязях в группах эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых испытуемых.

Межличностные отношения, складывающиеся в коллективе школьников, во многом определяют их работоспособность, возможность продуктивного усвоения знаний.

Межличностные отношения определяются Г.М. Андреевой как «субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе» [1, с. 82].

Содержанием межличностных отношений являются чувства, симпатии, антипатии, ценности, то есть все, что связано с проявлением личности и личных интересов. Но это еще не все: межличностные отношения существуют только тогда, когда личные позиции и чувства взаимно интересуют партнеров, когда помимо желания говорить о своих чувствах есть еще желание выслушать партнера, интерес к его собственным мнениям и чувствам. Межличностные отношения базируются на взаимном интересе, симпатиях или антипатиях [2].

Термин «психологический климат», ныне широко употребляемый, принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения коллектива.

«Социально-психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь, атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т. д.» [3, с. 37].

Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат характеризует качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [4]. По своему значению понятие социально-психологического климата близко к понятию «сплоченности коллектива, под которым понимается степень эмоциональной приемлемости, удовлетворенности отношениями между членами группы» [5, с. 213].

Неоспоримо важным фактором, оказывающим влияние на социальнопсихологический климат коллектива, является коммуникативная толерантность каждого из членов, входящих в единую группу. Коммуникативную толерантность принято определять как «характеристику отношения личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию» [6, с. 200].

Коммуникативная толерантность является собирательной характеристикой личности, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. При низком уровне коммуникативной толерантности черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.

Высокий уровень коммуникативной толерантности характеризуется тем, что человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей.

Толерантность воспринимается окружающими как положительное энергетическое проявление личности. Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на различия, обнаруженные между подструктурами своей личности и личности партнера [6].

Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоции в свое время указывал П.К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в одно целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма» [7, с. 173].

Тем не менее, если человек не может контролировать свои эмоции в должной степени, страдает не только его психическое, но и физическое здоровье. Высокая эмоциональная устойчивость как индивидуально-психологическая характеристика личности, напрямую связанная с врожденными особенностями нервной системы, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации, в то время как низкий уровень эмоциональной устойчивости делает личность менее защищенной.

Д.И. Фельдштейн, рассматривая генезис развития подростка, отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социальнопсихологические характеристики [8].

Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными.

Выявлено, что «предпочитаемые» и «отвергаемые» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становится активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Подростки с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками.

Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и пси-

хологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов [9]. Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.

Именно в школьном коллективе в течение десяти лет дети проводят значительную часть своего времени, и, поскольку каждый ребенок обладает своими индивидуально-психологическими особенностями, в частности таким качеством, как эмоциональная устойчивость, необходимо учитывать их влияние на способы построения взаимоотношений каждого отдельного ребенка с другими детьми. Таким образом, проблема влияния индивидуально-психологических характеристик личности на особенности ее коммуникативной толерантности и, соответственно, на восприятие психологического климата в классе является интересной и открытой для изучения и в наши дни.

Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей влияния коммуникативной толерантности на оценку психологического климата в коллективе (в учебном классе) у старшеклассников с различной эмоциональной устойчивостью.

Исходя из вышеуказанной цели, основную задачу нашей работы мы определили как проведение сравнительного анализа результатов психологического тестирования (при помощи соответствующих методик), полученных в группах с различной эмоциональной устойчивостью. При анализе использовались такие математические методы обработки данных, как статистическое сравнение с использованием /-критерия Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ, а также анализ попарного сравнения корреляционных матриц.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методики:

1) методика изучения психологического климата группы школьников Ф. Фидлера (адаптация Ю.Л. Ханина) [10, с. 101-102];

2) методика «Коммуникативная толерантность» [6];

3) опросник EPQ (методика Айзенка).

В исследовании участвовало 60 испытуемых в возрасте 15-16 лет (учащиеся 10-х классов г. Казани). Испытуемые были поделены на 2 группы - лица с высокой эмоциональной устойчивостью и с низкой эмоциональной устойчивостью. Группа эмоционально устойчивых школьников включала в себя 32 человека, группа эмоционально неустойчивых - 28 человек.

Методика изучения психологического климата группы содержит перечень парных противоположных по смыслу утверждений, характеризующих взаимоотношения в классе. Испытуемым предлагается отметить степень выраженности предлагаемых характеристик (при помощи специальной шкалы) так, чтобы ответы отражали их мнение о взаимоотношениях в своем учебном коллективе. В табл. 1 представлены характеристики психологического климата, содержащиеся в данной методике.

Методика изучения коммуникативной толерантности позволяет выявить характеристики отношения личности к людям, отражающие степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Табл. 1

1 Дружелюбие Враждебность

2 Согласие Несогласие

3 Удовлетворенность Неудовлетворенность

4 Увлеченность Равнодушие

5 Продуктивность Непродуктивность

6 Теплота Холодность

7 Содружество Отсутствие сотрудничества

8 Взаимная поддержка Недоброжелательность

9 Занимательность Скука

10 Успешность Безуспешность

Методика содержит 45 вопросов, на основе которых разработано 9 шкал (9 показателей, которые совместно дают целостную картину коммуникативной толерантности испытуемого). Чем большее количество баллов набирает испытуемый, тем в меньшей степени у него выражено такое качество, как коммуникативная толерантность. В методике рассматриваются следующие показатели:

1) неприятие индивидуальности человека;

2) использование себя в качестве эталона при оценке других;

3) категоричность в оценках других;

4) неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров;

5) стремление перевоспитать партнеров;

6) стремление «подогнать» партнера под себя, сделать его «удобным»;

7) неумение прощать другому ошибки;

8) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера;

9) неумение приспосабливаться к партнерам.

Опросник EPQ (методика Айзенка) предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма (эмоциональной устойчивости), интро-, экстраверсии и психотизма. Эта методика была необходима при разделении общей выборки на группы по уровню эмоциональной устойчивости.

Описание результатов исследования и выводы

Сравнивая группу эмоционально устойчивых старшеклассников с эмоционально неустойчивыми по степени выраженности у них исследуемых нами показателей, мы обнаруживаем следующие достоверные отличия (табл. 2).

В группе эмоционально неустойчивых старшеклассников наблюдается более выраженная экстравертированность, склонность чувствовать в большей степени отсутствие сотрудничества в классе, склонность манипулировать партнером ради своего удобства, а также эмоционально неустойчивые старшеклассники отличаются тем, что в меньшей степени способны прощать другим ошибки (р < 0.05).

Табл. 2

Данные сравнительного анализа показателей с учетом /-критерия Стьюдента

ялетазакоп Название показателя X - средне-арифметическое значение показателя (эмоционально устойчивые) X - средне-арифметическое значение показателя (эмоционально не-устойчивые) Значе- ния /-крите- рия Стью- дента Досто-верность различий, р

1 Психотизм 7.25 8.83 -1.45 -

2 Интроверсия - Экстраверсия 15.95 18.43 -2.35 р < 0.05

3 Нейротизм 8.35 17.65 13.08 р < 0.00 1

4 Искренность (субъективизм) 12.05 9.09 2.53 р < 0.05

5 Дружелюбие - Враждебность 3.15 2.96 0.47 -

6 Согласие - Несогласие 3.55 3.91 -0.85 -

7 Удовлетворенность -Неудовлетворенность 3.30 3.61 -0.71 -

8 Увлеченность - Равнодушие 3.30 3.87 -1.03 -

9 Продуктивность -Непродуктивность 3.20 3.91 -1.5 -

10 Теплота - Холодность 3.60 4.17 1.09 -

11 Содружество - Отсутствие сотрудничества 2.65 3.91 -2.26 р < 0.05

12 Взаимная поддержка -Недоброжелательность 3.50 3.87 0.76 -

13 Занимательность - Скука 3.05 3.22 0.32 -

14 Успешность - Безуспешность 3.10 3.04 0.1 -

15 Общая сумма баллов по методике определения психологического климата 33.40 36.48 0.86

16 Неприятие индивидуальности человека 6.00 5.83 0.25 -

17 Использование себя в качестве эталона при оценке других 5.25 5.30 0.06

18 Категоричность в оценках других 5.95 6.35 0.48 -

19 Неумение скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 7.30 8.30 1.09

20 Стремление «переделать» партнеров 5.25 5.74 0.46 -

21 Стремление «подогнать» партнера под себя 5.65 8.17 -2.62 р < 0.05

22 Неумение прощать другому ошибки 5.60 7.87 -2.47 р < 0.05

23 Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера 5.45 6.74 1.13

24 Неумение приспосабливаться к партнерам 6.05 7.00 1.00 -

25 Общая сумма баллов по методике «Коммуникативная толерантность» 52.40 61.22 1.54

Анализ попарного сравнения корреляционных матриц (табл. 3) позволяет сделать вывод о существенных различиях в структуре взаимосвязей между характеристиками коммуникативной толерантности и представлениями испытуемых об особенностях психологического климата в классе (названия показателей с соответствующими присвоенными им номерами указаны в табл. 2).

Табл. 3

Попарное сравнение корреляционных матриц двух групп испытуемых

Эмоционально устойчивые Эмоционально неустойчивые Достоверность различий, р Показатели (взаимосвя- зи)

г (коэффициент корреляции) Р г (коэффициент корреляции) Р

-0.38 - 0.36 - 0.05 1-17

-0.65 0.01 -0.06 - 0.05 2-8

-0.77 0.001 -0.11 - 0.01 2-11

0.27 - -0.44 0.05 0.05 3-22

0.25 - -0.45 0.05 0.05 3-25

0.81 0.001 0.33 - 0.05 5-6

0.54 0.05 -0.11 - 0.05 5-17

0.33 - -0.31 - 0.05 5-19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.39 - -0.45 0.05 0.01 5-20

0.35 - -0.31 - 0.05 5-22

0.48 0.05 -0.31 - 0.05 5-25

0.68 0.001 0.07 - 0.05 6-8

0.48 0.05 -0.33 - 0.05 7-18

0.26 - -0.44 0.05 0.05 7-22

0.33 - -0.32 - 0.05 7-23

0.30 - -0.43 0.05 0.05 7-25

0.82 0.001 0.32 - 0.05 8-11

0.73 0.001 0.07 - 0.05 8-12

0.75 0.001 0.16 - 0.05 8-13

0.49 0.05 -0.13 - 0.05 8-17

0.35 - -0.39 - 0.05 8-20

0.46 0.05 -0.22 - 0.05 8-22

0.53 0.05 -0.08 - 0.05 10-17

0.62 0.01 0.01 - 0.05 10-18

0.55 0.05 -0.27 - 0.01 10-20

0.61 0.01 -0.07 - 0.05 10-25

0.42 - -0.23 - 0.05 11-16

0.51 0.05 -0.27 - 0.05 11-17

0.62 0.01 -0.19 - 0.01 11-18

0.56 0.01 -0.38 - 0.01 11-20

0.58 0.01 -0.05 - 0.05 11-22

0.41 - -0.37 - 0.05 11-24

0.60 0.01 -0.40 - 0.01 11-25

0.85 0.001 0.40 - 0.05 12-13

0.52 0.05 -0.11 - 0.05 12-18

0.39 - -0.30 - 0.05 12-23

0.45 0.05 -0.33 - 0.05 12-25

0.65 0.01 -0.02 - 0.05 15-18

0.45 0.05 -0.34 - 0.05 15-20

0.57 0.01 -0.19 - 0.05 15-25

-0.10 - 0.54 0.01 0.05 17-21

0.20 - 0.75 0.001 0.05 17-24

-0.16 - 0.69 0.001 0.01 19-21

0.77 0.001 0.29 - 0.05 20-22

-0.05 - 0.63 0.01 0.05 21-23

0.28 - 0.79 0.001 0.05 23-24

0.66 0.01 0.92 0.001 0.05 24-25

Обширное количество данных, которые представлены в таблицах, дает возможность достаточно глубоко и тщательно изучить специфику структуры взаимосвязей характеристик коммуникативной толерантности и субъективных представлений об особенностях психологического климата у эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых школьников. Как показывают результаты, в целом эмоционально устойчивые испытуемые и эмоционально неустойчивые по-разному реагируют на изменения атмосферы в классе, поскольку имеют разную систему ценностей.

Остановимся лишь на некоторых явных различиях между двумя группами, которые в большей степени привлекли наше внимание.

• Если эмоционально устойчивые школьники вынуждены нарушать социальные нормы (установленные обществом правила поведения), то они в значительно меньшей степени начинают использовать себя в качестве эталона для оценки других, то есть по этому параметру коммуникативной толерантности они становятся более толерантными к другим. Если же в подобной ситуации оказываются представители другой, изучаемой нами группы, то наблюдается противоположная картина, когда нарушение общественных норм повышает самооценку испытуемых и они все чаще начинают себя видеть в качестве эталона для подражания.

• Снижение эмоциональной устойчивости под воздействием стрессогенных факторов в группе эмоционально устойчивых школьников приводит к снижению общего уровня их коммуникативной толерантности, в то время как еще

большее повышение эмоциональной неустойчивости в группе, в которой и так был достаточно высокий уровень невротизации, ведет к усилению качеств коммуникативной толерантности.

• Для эмоционально устойчивых школьников такие понятия, как враждебность в классе, равнодушие одноклассников друг к другу, скука, общая недоброжелательность, являются тесно связанными между собой характеристиками. Это означает, что если им в классе скучно, то это практически тождественно тому, что в классе враждебные отношения. Соответственно, для эмоционально устойчивых испытуемых простое отсутствие интереса к ним со стороны других одноклассников расценивается как ухудшение психологического климата. В группе эмоционально неустойчивых между вышеупомянутыми понятиями нет взаимосвязи, что свидетельствует о том, что для них равнодушие со стороны одноклассников вовсе не означает проявления недоброжелательности или враждебности.

• Ухудшение общего психологического климата в классе (по субъективным оценкам испытуемых) в группе эмоционально устойчивых приводит к снижению их коммуникативной толерантности, так как эта категория испытуемых, обладая достаточно высокой самооценкой, склонна представлять себя в качестве эталона для подражания. Кроме того, ухудшение психологического климата приводит к тому, что для представителей первой группы такое качество, как индивидуальность каждой отдельной личности, все более обесценивается. Что касается второй группы, принимающей участие в исследовании, ухудшение психологического климата приводит, наоборот, к развитию качеств толерантности, и одновременно индивидуальность как ценность становится все более значима.

Полученные выводы являются еще одним свидетельством того, что у лиц с эмоциональной устойчивостью и неустойчивых эмоционально субъектов существуют качественные различия в механизмах компенсации возникающего в процессе общения напряжения. Данные нашего исследования могут позволить педагогам, школьным психологам формировать более адекватные подходы к учащимся старших классов с учетом их эмоциональности, так как глубокое понимание мотивов поведения субъектов в процессе общения необходимо для разработки мероприятий по улучшению психологического климата в том или ином коллективе.

Summary

M.E. Valiullina. Interrelation of Communicative Tolerance with Estimating Psychological Climate among Senior Pupils with Various Emotional Stability.

This article presents empirical data that enable us to examine carefully a specificity of distinctions in interrelations between characteristics of communicative tolerance and subjective representations of senior pupils about psychological climate in educational collective. The research results display mechanisms defining structural differences in interrelations within groups of emotionally un/stable test people.

Литература

1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Моск. гос. ун-т, 1998. - 432 с.

2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - 682 с.

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.

4. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организации коллектива. - Воронеж: ОНИКС, 1991. - 128 с.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 341 с.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996 - 472 с.

7. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - Москва: АСТ; Минск: Харвест, 1997. - 976 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. М.О. Шуаре. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 268 с.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ.; под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 616 с.

10. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. -М.: Моск. психол.-социальный ин-т: Флинта, 2000. - 264 с.

Поступила в редакцию 22.11.07

Валиуллина Марина Евгеньевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры общей психологии Казанского государственного университета.

E-mail: marinaval_63@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.