ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Н. Н. ИВАНОВА
Статья посвящена проблеме воспитания толерантной культуры у студентов дефектологического профиля. Проблема толерантности - одна из самых острых в современном мире, а восприятие другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда корректно и адекватно. В статье отмечено, что без проведения целенаправленной педагогической работы у студентов сформированность толерантной культуры недостаточна.
Ключевые слова: толерантность, толерантная культура, признание, понимание, принятие другого.
Актуальность проблемы воспитания толерантной культуры у молодого поколения связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, идеи диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т. п.).
Проблема развития толерантной позиции личности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений, сохранения внутреннего равновесия, обретения гармонии и целостности, крайне актуальна.
В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденций ее динамики.
Понимание на государственном уровне необходимости специальной работы с молодым поколением по вопросам толерантности отражено в Конституции РФ (1993 г.). 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, и 16 ноября того же года ЮНЕСКО приняло «Декларацию принципов толерантности». Между тем до сих пор проблема остается нерешенной и продолжает требовать к себе внимания.
Особую актуальность проблема воспитания толерантной культуры приобретает в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов системы специального образования.
Широкий круг профессиональных обязанностей учителя-дефектолога как ведущего из спе-
циалистов, участвующих в психолого-медико-педагогическом сопровождении ребенка, предполагает не только серьезную профессиональную подготовку. Для осуществления эффективного воспитательно-образовательного процесса ему недостаточно только знания специфики коррекци-онно-развивающей работы и владения методиками обучения, ему необходим определенный набор профессионально-личностных качеств, одним из которых является достаточный уровень сформиро-ванности толерантной культуры личности.
Представители так называемого личностного подхода (В. А. Адольф, Е. А. Жукова, Е. А. Климов, Н. В. Кухарев, А. К. Маркова, Е. И. Рогов, Р. М. Султанова и др.) выделяют в структуре профессиональной компетентности личностный компонент как ведущий и рассматривают понятие профессиональной компетентности как совокупность психофизиологических, психологических и личностных характеристик педагога, обеспечивающую эффективный уровень решения сложных профессиональных задач.
По определению В. А. Адольфа, профессиональная компетентность представляет собой обобщенные личностные качества, заключающие в себе теоретико-методологическую, культурологическую, предметную, психолого-педагогическую и технологическую готовность к продуктивной педагогической деятельности. Он утверждает, что профессиональная компетентность как личностное качество педагога базируется на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности и имеет структурно-уровневое устрой-
ство в виде мотивационных, целеполагающих и содержательно-операционных компонентов.
При определении понятия профессионализма прослеживается тенденция внимания к возможностям личности качественно преобразовывать собственную профессиональную деятельность:
- «под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [1];
- «профессионализм понимается не просто как некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенная системная организация сознания, психики... целостного образа мира профессионала» [1].
- «профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику и следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию» [2].
Толерантность - новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок молодежи. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности или ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других.
Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям,
признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей.
В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном обществе.
Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (циви-лизационная, этническая, социальная формы).
Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность - это формирование у подрастающего поколения культуры достоинства, самовыражения личности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе деятельности педагога должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, к пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) - М. М. Бахтин, к пониманию через сомышление - В. Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2010/2011 учебном году и была направлена
на изучение сформированности толерантной культуры студенческой молодежи, а затем предполагала разработку и апробирование педагогической программы по воспитанию у студентов-дефектологов толерантных качеств.
Базой исследования являлась Академия социальных и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.
На констатирующем этапе исследования в экспериментальной работе приняло участие 58 человек - студентов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».
Были поставлены следующие задачи опытно-экспериментальной работы: подобрать методики, адекватные задачам исследования, и с их помощью провести изучение сформированности толерантной культуры студентов дефектологического профиля; провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.
В нашем исследовании использовались методики, позволяющие, на наш взгляд, достаточно достоверно выявить уровень толерантной культуры студентов-дефектологов.
Мы провели изучение сформированности толерантной культуры испытуемых с помощью тестовой методики «Насколько Вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей» с целью изучения уровня сформированности толерантной культуры студенческой молодежи. Испытуемым предлагался тест, позволяющий выявить девять поведенческих признаков, которые характеризуют уровень сформированности толерантной культуры:
1) неприятие или непонимание индивидуальности человека;
2) использование себя в качестве эталона при оценке других;
3) категоричность или консерватизм в оценках людей;
4) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров;
5) стремление переделать, перевоспитать партнеров;
6) стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным;
7) неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности;
8) нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера;
9) неумение приспосабливаться к партнерам.
Тест состоял из 45 вопросов. За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов (максимальный балл - 3, минимальный балл - 0). Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 135, а минимальное -0 баллов.
У каждого испытуемого определялся уровень сформированности толерантной культуры с использованием следующей шкалы.
От 0 до 33 баллов - высокий уровень сфор-мированности толерантной культуры, предполагающий понимание и принятие индивидуальности каждого человека, признание самоценности личности, полное принятие партнера по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, умение выслушать, прощать другому ошибки, проявление великодушия.
От 34 до 67 баллов - средний уровень сфор-мированности толерантной культуры, при котором человек умеренно выражает категоричность, консерватизм, не всегда умеет скрывать или сглаживать чувства при столкновении с неприятными качествами партнеров, не всегда умеет приспосабливаться к партнерам, не всегда умеет выслушать другого.
От 68 до 101 балла - низкий уровень сформи-рованности толерантной культуры, при котором человек выражает категоричность, не умеет скрывать или сглаживать чувства при столкновении с неприятными качествами партнеров, не умеет приспосабливаться к партнерам, достаточно категоричен в оценках людей.
От 102 до 135 баллов - очень низкий уровень сформированности толерантной культуры, предполагающий непонимание и непринятие индивидуальности другого человека, завышенное стремление переделать, перевоспитать партнера, неумение прощать другому ошибки, неумение приспосабливаться к партнеру, неумение выслушивать другого, излишняя категоричность.
В зависимости от количества набранных баллов все испытуемые были условно распределены следующим образом:
- высокий уровень - 0 %;
- средний уровень - 10 %;
- низкий уровень - 50 %;
- очень низкий уровень - 40 %.
В соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры личности все испытуемые условно были распределены на группы. Наглядно полученные данные мы отразили на диаграмме (рис. 1).
высокий 0% средний
50% 10%
-1 низкий
оч.низкий
Рис. 1. Диаграмма, демонстрирующая распределение испытуемых в соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры (данные констатирующего эксперимента)
Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что уровень сформированности толерантной культуры у большинства студентов-дефектологов недостаточно высок. Решение проблемы, на наш взгляд, может оказаться возможным на основе проведения целенаправленной педагогической работы по формированию толерантной культуры студентов дефектологического профиля.
Литература
1. Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
2. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998.
* * *
EDUCATION OF TOLERANT CULTURE AT THE STUDENTS OF DEFECTOLOGY PROFILE DURING HIGH SCHOOL PREPARATION
N. N. Ivanova
Article is devoted to a problem of education of tolerant culture at the students of defectology profile. A problem of tolerance - one of the acute in the modern world, and perception by other man is such as it is not always correct and adequately. In article is marked, that without realization of purposeful pedagogical job at the students the level of tolerant culture is insufficient.
Key words: tolerance, tolerant culture, recognition, understanding, acceptance another.