УДК 316.37
ОБСУЖДЕНИЕ результатов констатирующего этапа
ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК КОМПОНЕНТА
ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
О.А. Спицына
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что современная ситуация диктует нам о необходимости формирования толерантности, и как мы помним, все подлежит более интенсивному формированию на примерах, которые мы получаем, именно поэтому перед глазами современных детей должны быть примеры толерантного поведения их педагогов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление современного состояния этой проблемы. В качестве основного метода исследования было выбрано пилотное исследование уровня толерантности у нынешних студентов, будущих педагогов и педагогов-психологов, которое положено в основу программы формирования педагогической толерантности.
Ключевые слова: толерантность, студенты, уровни толерантности, критерии толерантности.
DISCUSSION OF THE RESULTS OF THE ASCERTAINING
STAGE OF THE STUDY OF TOLERANCE, AS A COMPONENT
OF THE PERSONAL POTENTIAL OF FUTURE PSYCHOLOGISTS
O. Spitsyna
Abstract. The relevance of the study is due to the fact that the current situation implies the need to form tolerance, and as we remember, everything is subject to more intensive formation using the examples we receive, that is why there should be examples of tolerant behavior of their teachers before the eyes of the modern children. In this regard, this article aims to identify the current state of this problem. A pilot study of the level of tolerance viewed by the modern students, future teachers and educational psychologists was chosen as the main method of the study.
Keywords: tolerance, students, level of tolerance, the criteria of tolerance.
Теоретический анализ литературы по данной проблеме показывает, что проблема толерантности и отношение к ней человечества являлась актуальной как в зарубежной, так и в отечественной психологии, однако мало изученной. Проблема толерантного отношения не раз являлась центром обсуждения в художественной литературе, философии, психологии, лингвистики, социологии и других науках.
В настоящее время термин «толерантность» используется в различных науках, и его значение меняется, исходя из научного контекста -философского, медицинского, этического, психологического, политического.
В нашем исследовании мы опирались на определение толерантности Г.У. Солдатовой -толерантность является ведущей позицией в жизни каждой зрелой личности, имеющей свои приоритеты и интересы, которая готова их защищать, но при этом она принимает и относится с уважением к ценностям и приоритетам других людей [3].
Также, были выделены общие критерии толерантности: чувство юмора, самообладание, адекватная самооценка, рефлексивность и
критичность, гибкость мышления, социальная активность, ориентация на себя, меньшая потребность в определении, высокий уровень коммуникативных способностей, ответственность за свои поступки, защищенность. Мы определили основные механизмы, которые помогают формированию толерантности личности; они связаны с формированием когнитивного, поведенческого, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компонентов, которыми мы руководствовались в нашем исследовании
[1;4].
Сегодня в системе российского образования и воспитания в юношеском возрасте ставка, в первую очередь, делается на изучение прав гражданина, законов, формирующих
юридическую грамотность населения. Обращается внимание на правовой контроль поведения человека, но принижается роль моральных, культурных регуляторов поведения человека, в связи с чем, уровень нравственности и толерантности среди молодежи катастрофически снижается.
В юношеском возрасте начинается открытое взаимодействие с другими людьми, культурами, социальными группами и т.д. В данном возрасте в
полной мере проявляется отношение личности ко всему чужому и новому, именно поэтому важно, чтобы у юношей было сформировано толерантное мировоззрение [5].
Юность - это переход от подросткового возраста к взрослости. Возрастные границы этого периода очень размыты и определяются в интервалах: от 15 - 16 до 21 - 25 лет. Анализ литературы также выявил, что юношеский возраст сензитивен к формированию в нем толерантности потому что, юноши более осознанно готовы воспринимать других людей без стереотипов и ярлыков и готовы к толерантному взаимодействию [2].
Особо остро вопрос развития толерантности поднимается в вузах, где реализуются образовательные стандарты третьего поколения. Современному государству очень важно получить не только квалифицированного специалиста, но так же и культурного человека, способного к быстрой адаптации в новых постоянно меняющихся условиях жизни, и готового к самосовершенствованию [4].
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Шадринский государственный
педагогический университет, на студентах возраста 18 - 20 лет. В эксперименте приняли участие 117 человек.
Результаты исследования, полученные в ходе констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности толерантности у юношей, распределились следующим образом.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова). Опросник состоит из 22 утверждений, с которыми испытуемым нужно было соглашаться или не соглашаться.
По данным диагностики можно сказать, что среди студентов преобладает средний уровень общей толерантности (69%), что говорит о том, что для испытуемых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях испытуемые могут проявить себя толерантной личностью, в других могут проявить интолерантность.
При обработке результатов по шкале «Этническая толерантность» выявился преобладающий уровень: средний 61%. Это значит, что испытуемые имеют тенденции и к толерантности, и к интолерантности. В зависимости от ситуации испытуемые могут проявить себя совершенно по-разному.
Отвечая на утверждения, относящиеся к социальной толерантности, студенты проявили средний уровень толерантности (71%). Это говорит о неоднозначном отношении
испытуемых к представителям различных социальных групп: религиозным, нищим, психически больным.
Анализируя результаты по шкале «Толерантность как черта личности», можно сказать о том, что большинство опрошенных проявили тенденцию к среднему уровню толерантности (77%), это значит, что в различных ситуациях их убеждения не устойчивы. Высокий уровень выявлен у 9% опрошенных.
Методика «Шкала фашизма» (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд) состоит из 28 утверждений, которые раскрывают отношение испытуемого к различным проявлениям других людей и общества в целом. С помощью данного вопросника можно выявить уровни подверженности антидемократической идеологии (фашизму).
По имеющимся данным можно заключить, что из всех опрошенных у: 13% - высокий уровень подверженности антидемократической идеологии (фашизму), это говорит, о том, что у опрошенных характерно стремление к сильной власти, воинствующий антидемократизм, расизм. У 84% опрошенных - средний уровень, что свидетельствует, о том, что для опрошенных характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт личности. Диагностика общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко): методика состоит из 6 шкал, которые раскрывают отношение испытуемого к различным проявлениям других людей и общества в целом. Также, данный опросник определяет общий уровень коммуникативной толерантности испытуемых.
Шкала 1: «Приятие или понимание индивидуальности другого человека». Результаты исследования позволяют сказать, что большинство испытуемых (57%) имеют высокий уровень толерантности, что свидетельствует о доброжелательном отношении к
индивидуальным особенностям других людей. Низкий уровень толерантности был выявлен у 42% опрошенных, что говорит о негативном отношении к индивидуальности других людей и неспособности их принять, большинство опрошенных способны принять и понять индивидуальные особенности других людей.
Шкала 2: «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей». Подавляющее большинство опрошенных (52%) имеют низкий уровень толерантности по данной шкале, т.е., испытуемые проявили интолерантность, соглашаясь с такими утверждениями, как: «Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который
уступает мне по уровню знаний и культуры», 48% опрошенных имеют высокий уровень, это говорит о том, что они не имеют особенности, оценивая других людей, рассматривать себя в качестве эталона.
Шкала 3: «Категоричность или консерватизм в оценке других людей». По результатам данных можно сделать вывод о том, что 51% испытуемых проявили интолерантные черты, соглашаясь с такими утверждениями, как: «Современная молодежь вызывает неприятное чувство своим внешним видом (прически, макияж, одежда)», это значит, что более половины опрошенных студентов категоричны и консервативны в оценках людей. У 49% испытуемых был выявлен высокий уровень толерантности по данной шкале; это говорит о том, что они не проявляют категоричность и консервативность, оценивая других людей.
Шкала 4: «Умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров». Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большинство (64%) опрошенных студентов проявили толерантность, не соглашаясь с такими утверждениями: «Считаю, что на грубость нужно отвечать тем же», - это говорит о том, что испытуемые умеют скрывать или хотя бы сглаживать неприятные эмоции и чувства, возникающие при столкновениями некоммуникабельными
качествами у партнеров. Низкий уровень толерантности был выявлен у 36% опрошенных, что свидетельствует о том, что они не могут скрыть свои негативные эмоции при общении с озлобленными, высокомерными, грубыми людьми.
Шкала 5: «Стремление переделать, перевоспитать партнеров». По данным диагностики можно сказать, что из 100% испытуемых у 51% выявлен низкий уровень толерантности, что говорит о том, они стараются сделать партнера таким, каким они хотят его видеть. Они соглашались с такими утверждениями: «Я часто ловлю себя на мысли, что пытаюсь перевоспитать кого-либо», и т.п., это значит, что они стремятся переделать, перевоспитать, изменить по их желанию своего партнера по общению.
Шкала 6: «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»». По данным исследования можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых (70%) проявили интолерантные черты, соглашаясь с такими утверждениями: «Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском
транспорте или в магазинах», что свидетельствует о том, что им хочется, что бы другие подстраивались под их характер, привычки, желания. У 30% опрошенных был выявлен высокий уровень толерантности, это говорит о том, что они не пытаются подстроить под себя других людей.
Шкала 7: «Умение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности». Полученные данные можно интерпретировать так: у 51% студентов выявлен высокий уровень толерантности, они не могут не ответить на негатив негативом. Испытуемые проявили интолерантные черты, соглашаясь с такими утверждениями как: «Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам», что свидетельствует о том, что они не умеют прощать другим людям их ошибки, неловкость или нанесенный им непреднамеренно вред. Напротив, 49% проявили толерантные черты. Это свидетельствует о том, что они не отвечают негативными действиями на отрицательные действия других людей.
Шкала 8: «Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми»: у 63% опрошенных был выявлен низкий уровень толерантности. Соглашаясь с такими утверждениями: «Внутренне я не одобряю приятелей, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях» и пр., они проявили интолерантные черты, т.е. негативно относятся к дискомфорту психическому или физическому со стороны других людей. У 37% опрошенных мы выявили высокий уровень толерантности. Это говорит о том, что испытуемые относятся терпеливо к чужим жалобам, физическому или психическому дискомфорту со стороны других людей.
Шкала 9: «Умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других»: 62% испытуемых проявили интолерантные черты, согласившись с такими утверждениями: «Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе», и т.д., что говорит о том, что они не способны или плохо приспосабливаются к привычкам, характеру и особенностям других людей. У 38% опрошенных мы выявили высокий уровень толерантности, из чего следует, что они могут приспосабливаются к характеру и особенностям других людей.
По результатам диагностики с использованием методики «Диагностика общей коммуникативной толерантности» можно сделать вывод о том, что из всех испытуемых не нашлось ни одного человека с полным отчуждение окружающего мира. У 77% был выявлен средний
уровень общей коммуникативной толерантности, что говорит о сочетании толерантных и интолерантных черт у опрошенных. Возможно, они пытается понять и принять других людей, но у них это не получается.
Таким образом, эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности толерантности у студентов с помощью названных выше методик дает возможность сделать вывод: уровень толерантности у большинства опрошенных, а именно у 77%, по результатам анализа сводных данных, диагностирован средний с тенденцией к низкому.
Это говорит о том, что толерантное отношение у студентов не полностью или совсем не сформировано, что дает возможность осуществить подготовку и проведение специально организованной деятельности по изменению ситуации в лучшую сторону, что и запланировано в рамках внутривузовского гранта, ФГБОУ ВО Шадринского государственного педагогического университета по теме: «Личностный потенциал будущих педагогов: детерминанты и динамика».
Литература:
1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. - С. 8-18.
2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
3. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия» / Г.У. Солдатова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. -С. 132-135.
4. Спицына О.А. Особенности проявления толерантности у студентов / О.А. Спицына, Ю.Н. Беляева // Психология образования: проблемы и перспективы развития / Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции; Шадр. гос. пед. унт. - 2017. - С. 179-183.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.
Сведения об авторе:
Спицына Оксана Александровна (г. Шадринск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, факультет коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Spitsyna (Shadrinsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate Professor of the developmental Psychology and pedagogical psychology Department of the faculty of correctional pedagogy and psychology of the Federal state budgetary educational institution of Higher Education "Shadrinsky state pedagogical University", e-mail: [email protected]