УДК 026/027
БИБЛИОТЕКИ КАК ЦЕНТРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Елена Викторовна ХАРЬКОВСКАЯ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме формирования толерантной культуры учащихся старших классов в процессе библиотечной деятельности. Описаны результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающей, что библиотеки имеют огромный потенциал в формировании толерантной культуры у подрастающего поколения.
Ключевые слова: формирование толерантной культуры; старшеклассники, библиотеки.
Наметившиеся в последнее столетие в мировом сообществе тенденции к интеграции стали сегодня определяющими в складывающейся конфигурации глобального социального пространства. В этих условиях проблема гармонизации социальных отношений актуализируется двумя обстоятельствами, во-первых, обострением и выявлением ценностно-нормативных различий как неиз-
бежного следствия интеграции и, во-вторых, включенностью людей через средства массовой информации в неограниченное количество социальных связей.
Перед педагогической общественностью стоит комплексная проблема разработки и реализации системы мер по формированию толерантной культуры как мировоззренческого качества личности. В настоящее время
толерантная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми.
Библиотека как социокультурный институт объективно участвует в процессах общественной жизни общества. Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции и проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в т. ч. социальных норм и ценностей, стабилизирующих общество.
Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в формировании толерантной культуры старшеклассников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2009-2010 гг. на следующих базах: Центральная районная библиотека Централизованной библиотечной системы Белгородского района Белгородской области, Муниципальное образовательное учреждение «Стрелецкая общеобразовательная школа Белгородского района», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода».
Исследование было направлено на изучение сформированности толерантной культуры старшеклассников, разработку и апробирование педагогической программы в процессе досуговой деятельности библиотек.
В исследовании приняло участие 344 человека: в констатирующем этапе эксперимента - 340 человек - учащихся 10-11 классов; в формирующем этапе эксперимента приняли участие 334 учащихся 10-11 классов (из числа тех, кто участвовал в констатирующем этапе эксперимента) и 4 человека -организаторы досуговой деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено изучение сформированности толерантной культуры испытуемых с помощью тестовой методики «Насколько Вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся Вам людей» с целью изучения уровня сформированности толерантной культуры старшеклассников.
Число опрошенных составляло 340 человек. Испытуемым предлагался тест, позволяющий выявить девять поведенческих признаков, которые характеризуют уровень сформированности толерантной культуры: неприятие или непонимание индивидуальности человека; использование себя в качестве эталона при оценке других; категоричность или консерватизм в оценках людей; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; стремление переделать, перевоспитать партнеров; стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным; неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера; неумение приспосабливаться к партнерам.
Тест состоял из 45 вопросов. За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов (максимальный балл - 3, минимальный балл - 0). Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 135, а минимальное - 0 баллов. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.
У каждого учащегося определялся уровень сформированности толерантной культуры с использованием следующей шкалы.
От 0 до 44 баллов - высокий уровень сформированности толерантной культуры, предполагающий понимание и принятие индивидуальности каждого человека, признание самоценности личности, полное принятие партнера по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, умение выслушать, умение прощать другому ошибки, проявление великодушия.
От 45 до 89 баллов - средний уровень сформированности толерантной культуры, при котором человек умеренно выражает категоричность, консерватизм, не всегда умеет скрывать или сглаживать чувства при столкновении с неприятными качествами партнеров, не всегда умеет приспосабливаться к партнерам, не всегда умеет выслушать другого.
От 90 до 135 баллов - низкий уровень сформированности толерантной культуры, предполагающий непонимание и непринятие
индивидуальности другого человека, завышенное стремление переделать, перевоспитать партнера, неумение прощать другому ошибки, неумение приспосабливаться к партнеру, неумение выслушивать другого. излишняя категоричность.
В зависимости от количества набранных баллов все участники эксперимента были условно распределены следующим образом (рис. 1).
Кроме того, нами было проведено экспресс-анкетирование «Я и другие», результаты которого были следующими. На вопрос, знают ли они, что такое толерантность, 69,7 % опрошенных ответили, что с понятием толерантности знакомы, 31,3 % дали отрицательный ответ. Из 69,7 % имеющих представление о толерантности, отметили, что толерантность - это: доброжелательность (34,8 %), снисходительное отношение к людям (23,8 %), готовность к сотрудничеству (17,9 %), способность ценить свободу личности (9,6 %), невмешательство в конфликтные ситуации (2,7 %), предупреждение конфликтов (4,2 %). На вопрос «В чем Вы видите основное различие между людьми?» 4 % опрошенных не дали ответа. 49 % испытуемых в качестве основных различий между людьми указали поступки людей и их интересы, увлечения; 23 % респондентов - традиции, ук-
лад жизни человека; 24 % - внешние данные человека. Важность качеств толерантности для учащихся по результатам второго блока экспресс-анкеты составила М = 7,34, (средневзвешенная оценка) из 15 возможных. Таким образом, уровень толерантной культуры старшеклассников по ценностно-смысловым и интеллектуально-гносеологическим критериям нельзя охарактеризовать как высокий.
Таким образом, в результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что уровень сформированности толерантной культуры у большинства старшеклассников недостаточно высокий, что обусловлено современными реалиями жизни: отсутствием традиционных устоев, появлением криминальных структур и деструктивных сект, обострением национальной борьбы и т. п. Решение проблемы, на наш взгляд, может оказаться возможным при использовании потенциала библиотек как центров формирования толерантной культуры подрастающего поколения.
Констатация недостаточного уровня
сформированности толерантной культуры у большинства испытуемых показала необходимость разработки педагогической программы с использованием потенциала библиотек как центров формирования толерантной культуры.
■ Низкий Средний Высокий
Рис. 1. Диаграмма, демонстрирующая распределение испытуемых в соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры (данные констатирующего этапа эксперимента)
Формирующий этап эксперимента проводился в 2009-2010 гг. В нем принимали участие 334 человека: 84 человека составили экспериментальную группу; 250 человек -контрольную группу (из числа тех, которые принимали участие в констатирующем эксперименте). На формирующем этапе эксперимента в педагогической работе принимали участие 4 организатора досуговой деятельности.
Задачи: формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом обществе; формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, продуктивного сотрудничества на основе комфортной интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки; воспитание умения ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей; развитие убежденности в том, что совершенное проявление толерантности - это уважение достоинства личности и ее прав и свобод; сохранение и поддержка «инаковости» личности; признание взаимозависимости человеческого существования, универсальности ряда ценностей; мотивация к осуществлению усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп; замена репродуктивной методологии в руководстве деятельностью на продуктивную, при которой умения и навыки формируются в процессе интерактивной деятельности.
Осуществление вышеперечисленных задач предусматривает: признание самоценности личности как системообразующего фактора воспитания в духе толерантности; равенство позиций взаимодействующих сторон, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность стать на позицию другого; отсутствие оценок, полное принятие партнера по общению таким, какой он есть; уважение и доверие к нему; наличие у партнеров сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации; равнозначность, многообразие этнических, национальных, конфессиональных культур в едином поликультурном
пространстве России; деятельностная природа развития и воспитания личности.
1. Разработка программы «Уникум» по формированию толерантной культуры старшеклассников.
2. Проведение целенаправленной работы по подготовке организаторов досуговой деятельности к проведению занятий по разработанной нами программе «Уникум». В процессе формирования толерантности старшеклассников огромное значение имеет педагогическая стратегия, избираемая педагогом во взаимодействии с ребенком в образовательной деятельности. Важно сформировать у педагогов желание и умение ориентироваться в своей профессиональной деятельности на личность учащегося.
3. Апробирование программы «Уникум», рассчитанной на 10 месяцев. Участники экспериментальной работы были поделены на две группы (84 человека составили экспериментальную группу, с которыми проводилась целенаправленная педагогическая работа по авторской программе «Уникум», 250 человек составили контрольную группу - с ними экспериментальная работа не проводилась). Продвижение участников экспериментальной работы в новой для них области знаний проходило «поэтапно»: формирование толерантного отношения к другим; формирование толерантного отношения к себе; формирование навыков толерантного бесконфликтного поведения.
4. После осуществления целенаправленной педагогической работы с учащимися старших классов по разработанной нами программе «Уникум» мы провели повторное анкетирование. В анкетировании приняли участие 84 старшеклассника экспериментальной группы. Анкетирование показало, что уровень сформированности толерантной культуры у большинства участников, входящих в экспериментальную группу, повысился (рис. 2).
Таким образом, тестирование показало, что уровень сформированности толерантной культуры у большинства участников, входящих в экспериментальную группу, повысился.
Мы провели тестирование и в контрольной группе - специальная педагогическая работа по программе «Уникум» с ними не проводилась.
В итоге мы получили следующие результаты (рис. 3).
Низкий
Средний
Высокий
Рис. 2. Диаграмма, демонстрирующая условное распределение старшеклассников экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры (формирующий этап эксперимента)
8%
11,2 %
80,8 %
■ Низкий ■ Средний ■ Высокий
Рис. 3. Диаграмма, демонстрирующая условное распределение старшеклассников контрольной группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности толерантной культуры
Контрольный этап экспериментальной работы предполагал сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента.
Данные сравнительного анализа, полученные в экспериментальной группе, представлены в столбчатой диаграмме (рис. 4).
Результаты сравнительного анализа показали, что на участников эксперимента положительно повлияли мероприятия, осуществляемые в соответствии с разработанной нами программой «Уникум».
Кроме того, мы сравнили данные, полученные в экспериментальной группе, с данными, полученными в контрольной группе (рис. 5).
Сравнение уровней сформированности толерантной культуры до и после проведения опытно-экспериментальной работы показывает, что предложенные и апробированные нами программа «Уникум» достаточно эффективна для формирования толерантной культуры старшеклассников.
Таким образом, проведенный контрольный эксперимент показал, что разработанная нами программа оказалась эффективной в формировании толерантной культуры старшеклассников, что полностью подтвердило правомерность выдвинутой ранее гипотезы исследования.
х
Р
X
ф
31
о
а
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
до педаг. работы после педаг. работы
о
Р
ей
У
S
Ц
£
82%
63% 1
3%
Высокий 3% 63%
Рис. 4. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение участников экспериментальной группы до и после проведения педагогической работы (данные контрольного этапа эксперимента)
х
Р
X
ф
1
о
а
с
00
о
Р
а
У
S
Ц
£
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Высокий
81%
63%
37%
11% 8%
0%
Средний
|Экспериментальная
63%
37%
0%
Контрольная
11%
81%
8%
Рис. 5. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение участников экспериментальной и контрольной групп (данные контрольного этапа эксперимента)
Поступила в редакцию 16.09.2011 г.
UDC 026/027
LIBRARIES AS CENTERS OF FORMATION OF TOLERANT CULTURE OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS
Elena Viktorovna KHARKOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to a problem of formation of tolerant culture of senior high school students in library activity. The results of skilled and experimental work proving that the libraries have huge potential in formation of tolerant culture at growing up generation are described.
Key words: formation of tolerant culture; senior high school students; libraries.