Научная статья на тему 'Формирование толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования'

Формирование толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОCТЯМИ / TOLERANT / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL / CHILDREN WITH LIMITED ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапрунова Наталья Васильевна

В нашей статье рассматривается проблема формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. Цель нашего исследования заключается в научном обосновании процесса формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. Результаты проведенного исследования показали, что создание необходимых социально-культурных условий для формирования толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо для развития всего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапрунова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of teenage tolerant culture in extracurricular educational establishments

The article deals with the problem of forming teenage culture in extracurricular educational establishments. The purpose of the research concerns the idea of scientific foundation of the process of teenage culture formation in extracurricular educational establishments. The results of the research show that it is important to create certain social-cultural conditions for teenage culture formation in extracurricular educational establishments for development of the whole of the state.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Сапрунова

В нашей статье рассматривается проблема формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. Цель нашего исследования заключается в научном обосновании процесса формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. Результаты проведенного исследования показали, что создание необходимых социальнокультурных условий для формирования толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо для развития всего государства.

Ключевые слова: толерантность, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями.

Проблема толерантности относится к категории «вечных». Политические, экономические изменения последних лет, происходящих в социуме, способствовали усилению насилия. В отношениях между людьми растут отчуждение, черствость, нередко проявляется агрессия. Сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность.

Формирование толерантности в межличностных взаимоотношениях, понимаемой нами как принятие другого человека, может стать альтернативой агрессии. Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности как одного из ведущих гражданских, нравственно-политических качеств личности, является важнейшей целью воспитания личности. Таким образом, формирование толерантности становится в настоящее время важнейшей задачей всех институтов воспитания.

Существует большое количество определений толерантности. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «толерантность» полностью отождествляется со словом «терпимость» [1].

Большой толковый психологический словарь определяет толерантность как «...установку либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других» [2].

Чрезвычайно удачным является и способ, которым А.Г. Асмолов старается охарактеризовать смысл толерантности. Это понятие определяется им не только через описание самого феномена толерантности, но и через анализ различных проявлений ее противоположности

- интолерантности: в диапазоне от обычной

невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей. Такой подход как нельзя лучше позволяет понять, с какой важной и в тоже время сложной проблемой мы имеем дело [3]. Проблемой толерантности занимались такие ученые, как Г.Д. Дмитриев, Н.М. Лебедева, В.А. Лекторский, М.С. Мири-манова, Ф.М. Мохова, А.А. Погодина, П.В. Степанов, В.А. Тишков и др.

Необходимо признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, заключаются в провозглашении локальных (хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных) или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных акций. Анализ современной научной литературы также показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков во внеурочное время, несмотря на то, что идея толерантности получила некоторое развитие в ряде сфер и направлений [4].

Изучение источников по проблематике дополнительного образования позволяет выделить его отличительные особенности, которые способствуют личностному развитию, а также формированию толерантности детей:

дополнительное образование является личностно-ориентированным по своей сути; основано на добровольном целенаправленном использовании ребенком свободного времени для наиболее полного развития своих потенциальных возможностей через выбор видов деятельности; оно быстро и гибко реагирует на социальные запросы детей, родителей, общества, государства, на возникающие потребности; направлено на творческое развитие личности, разновозрастный и поли-профессиональный характер занятий в объединениях учащихся; дополнительное образование органично сочетает разнообразные виды организации досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, являющегося предпосылкой к проявлению экстремизма в подростковой среде, также развивает способность личности к выбору позиции, к ценностно-ориентационной деятельности

через праздники, через досуг, которые формируют у человека чувство принадлежности к социуму, общие ценности, чувство единства с другими людьми и позволяют выбирать и расширять круг общения, соответствующий интересам личности, предоставляют ребенку возможность самому формировать развивающую среду.

Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру. Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития подростка является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша - это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности, в вопросах, не относящихся к актуальному моменту». Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, т. е. оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире [5].

В результате изучения литературы по вопросам формирования толерантности детей и проблематике дополнительного образования можно сделать вывод о том, что образовательный процесс в учреждении допол-

нительного образования наилучшим образом подходит для формирования толерантности подростков в следующих практико-ориенти-рованных направлениях: расширение и углубление знаний в области социально-гуманитарных дисциплин, не предусмотренных стандартом общего среднего образования (философия, социология, психология, краеведение, этнография); активное использование нетрадиционных методов, приемов, форм организации занятий и досуговых мероприятий в работе с подростками; развитие культуры диалога участников образовательного процесса (педагогов и учащихся).

Тамбовская область является полноправным субъектом РФ, а администрация Тамбовской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Тамбовской области как части Центрального федерального округа России. Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работают 85 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое творчество, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое развитие, музыкальное и др. Их посещает более 60 тыс. учащихся. Ежегодно увеличивается количество кружков и объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях области, которые в настоящее время посещает свыше 90 тыс. учащихся. Очевидна высокая востребованность в программах дополнительного образования. В городах области у детей имеется возможность получить дополнительное образование практически по всем перечисленным выше направлениям. Вместе с тем в сельской местности ситуация значительно сложнее. В семи городах области сосредоточено 45 учреждений дополнительного образования детей, а остальные 40 приходятся на 23 сельских района. Только 16 тыс. детей, живущих в сельской местности, посещают секции, кружки, клубы соответственно своим склонностям и интересам. За последнее десятилетие органам исполнительной власти области удалось не только сохранить сеть учреждений дополнительного образования детей, но

и расширить ее. По направлениям и профилям деятельности учреждения дополнительного образования области разнообразны: Дворец творчества детей и молодежи, Центры и дома детского и юношеского творчества (30 учреждений), станции юных туристов (5 учреждений), учреждения эколого-биоло-гической направленности и технического творчества (10), детские юношеские спортивные школы (35) и другие (5). Большую часть сети системы дополнительного образования детей составляют дома и центры детского и юношеского творчества - 41 %; детско-юношеские спортивные школы - 41 %; учреждения эколого-биологического, технического направления - 11,8 %; туристско-краеведческого направления - 5,9 %.

В системе дополнительного образования детей есть учреждения, обеспечивающие музыкальное, художественно-эстетическое развитие детей (5,9 %). Это Новотомниковская школа искусств Моршанского района, Центр театрального искусства «Кристалл» г. Мор-шанска, лицей «Восхождение» г. Тамбова, детская художественная школа г. Мичуринска. В городах Тамбове, Мичуринске, Мор-шанске, Уварово, Котовске, Инжавинском районе созданы практически все перечисленные виды учреждений дополнительного образования детей. Растет сеть кружков и объединений дополнительного образования детей в основных и средних общеобразовательных школах области: создано 314 кружков технического творчества (4836 детей), 358 - эколо-го-биологических (5586 детей), туристско-краеведческих - 305 (4833 школьника), спортивных - 954 (10069 детей), художественных - 1565 (28489 детей), других видов - 1089 (18298 человек). Всего в 4585 кружках занимаются 81111 школьников (57 %).

Однако в организации дополнительного образования детей области есть ряд недостатков, нерешенных проблем, снижающих эффективность работы. Очень серьезной проблемой является и то, что основным контингентом учреждений дополнительного образования детей остается младший и средний школьный возраст, что негативно сказывается на занятости старшеклассников, росте правонарушений и безнадзорности. В учреждениях дополнительного образования Тамбовской области используется большое количество различных программ, однако во-

просам формирования толерантной культуры уделяется малое количество времени, что позволяет нам сделать предположение о том, что эта проблема является актуальной для нашей области.

Перспективным подходом формирования толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья мы считаем объединение их в группы на базе учреждений дополнительного образования, где они смогут научиться уважать других детей, проявлять терпимость к ним, сдерживать свое агрессивное поведение и выработать новые стратегии и стили поведения в различных жизненных ситуациях.

Цель нашего исследования заключается в научном обосновании процесса формирования толерантной культуры подростков в условиях дополнительного образования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить основные теоретические положения по проблеме толерантной культуры подростков и на этой основе уточнить содержание понятия «толерантная культура подростков»;

2) обосновать сущность процесса формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;

3) разработать социально-культурную модель формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;

4) выявить социально-культурные условия формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования;

5) разработать и апробировать программу формирования толерантной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья будет эффективной при следующих социальнокультурных условиях, если:

- будет обоснована совокупность принципов и условий эффективности социально-культурной деятельности с подростками по формированию толерантного отно-

шения к детям с ограниченными возможностями здоровья;

- будет осуществлен учет особенностей детей в данном возрасте и дифференциальный подход к каждому подростку;

- будет проведен анализ методов и средств социально-культурной деятельности, обеспечивающих формирование толерантной культуры подростков;

- будут разработаны и внедрены в педагогический процесс учреждений дополнительного образования модель и программа формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья;

- будет обеспечена подготовка педагогического персонала учреждений дополнительного образования к осуществлению данной деятельности.

Нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования респондентов, которое было направлено на выявление уровня толерантности подростков. Число опрошенных составляло 362 человека. Анкета была составлена на основе анкеты, разработанной Г.Е. Конторовым, и состояла из 16 вопросов. Анкетирование показало, что 196 человек имеют низкий уровень толерантности (53 % респондентов), 91 человек имеют средний уровень толерантности (26 % респондентов) и 78 человек имеют высокий уровень толерантности (21 % респондентов).

В результате были получены следующие данные: большинство испытуемых не прикладывают все усилия, чтобы решать поставленные перед собой цели, не могут выполнять одну и туже работу длительное время, им не нравится заниматься делом, которое требует от них усилия воли, часто бросают начатое дело, часто злят кого-нибудь из родных или друзей, не выслушивают исповеди друзей, на грубость отвечают грубостью, не могут скрывать негативное отношение к человеку, их также раздражают старики, оказывающиеся в городском транспорте или в общественных местах. В результате проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень толерантности подростков является низким и поэтому необходимо вести работу в данном направлении.

Следующим этапом нашего эксперимента было формирование двух групп подростков: контрольной и экспериментальной. В

экспериментальную группу вошли подростки, занимающийся в Центре детско-юношеского творчества г. Мичуринска Тамбовской области в количестве 32 человек, контрольную группу составили подростки, посещающие Станцию юных туристов г. Мичуринска Тамбовской области в количестве 28 человек.

Одним из этапов эксперимента было проведение анкеты, направленной на выявление уровня толерантной культуры подростков по отношению к детям с ограниченными возможностями. По результатам проведения первичной диагностики с целью отслеживания динамики сформированности толерантной культуры подростков по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья было осуществлено условное разделение их на 2 группы: первую группу составили испытуемые с высоким и средним уровнями сформированности толерантной культуры по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (29 %), вторую - с низким уровнем сформированности толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья (71 %). В результате были получены следующие данные: большинство испытуемых считают, что люди не созданы равными; некоторые лучше, чем остальные; при встрече с детьми с ограниченными возможностями испытывают равнодушие; отношение к таким детям брезгливое или вызывает жалость; в общественных местах либо иногда пропускают без очереди или совсем не пропускают этих детей; считают, что жить они должны в отдельных населенных пунктах; не готовы способствовать интеграции таких детей в общество и тем более иметь таких друзей или знакомых, а те, кто согласен иметь таких друзей, то только для того чтобы повысить собственную самооценку; также считают, что такие дети имеют низкий уровень образования. Главное условие, препятствующие повышению уровня толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья, то, что государство должно обеспечивать нормальный уровень жизни таких людей и вся ответственность переходит только на государственные специальные органы, а население страны в целом не обязано обращать на этих детей свое внимание. Все вышеперечисленное говорит о

низком уровне сформированности толерантной культуры подростков по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В результате проведенного анкетирования подтвердилось предположение о том, что большинство подростков имеют низкий уровень толерантной культуры по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, поэтому необходимо помочь подростку переосмыслить и сформировать позитивное отношение к таким детям.

Следующим этапом констатирующего эксперимента было изучение личностного профиля с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттела. Для своего исследования мы взяли фактор А (доброта, сердечность - обособленность, отчужденность), фактор С (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и фактор G (высокая совестливость - недобросовестность). Данные диагностики свидетельствуют о том, что испытуемые обеих групп имеют низкие оценки по всем трем факторам: по фактору А - свидетельствует о низком уровне выраженности таких качеств, как доброта, сердечность, по фактору С - это говорит о низком уровне выраженности эмоциональной устойчивости, по фактору G - это говорит о том, что у подростков низкий уровень ответственности, обязательности, дисциплинированности, упорности.

С целью выявления проявлений агрессивности и враждебности испытуемым обеих групп было предложено тестирование «Вопросник Басса- Дарки». Результаты контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента практически не отличаются друг от друга. То есть большая часть испытуемых легко раздражаются, часто повышают голос в споре, часто бывают грубыми по отношению к людям, при раздражении хлопают дверью, способны на грубые шутки, постоянно нарушают установленные правила, не выполняют просьбы, пока их не попросят по-хорошему.

Следующим этапом нашей экспериментальной работы было проведение формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент был проведен в рамках деятельности созданной нами группы подростков, занимающихся на базе Центра детско-юно-

шеского творчества г. Мичуринска Тамбовской области.

Первый этап формирующего эксперимента предполагал создание программы по формированию толерантной культуры подростков с использованием средств социально-культурной деятельности. Программа формирования толерантной культуры подростков состоит из 23 занятий продолжительностью 1-1,5 часа. Мероприятия в рамках программы имеют различные направления в зависимости от блока. В программе уделяется внимание вопросам формирования толерантной культуры подростков, осознанию различий внутреннего мира разных людей, обучению понимать собеседника, осознанию уникальности других людей, формированию позитивного отношения к людям, а также обучению безконфликтного стиля поведения в общении с другими людьми.

Следующим этапом формирующего эксперимента была реализация программы, предполагающей целенаправленное создание условий для развития терпимости к инакомыслию, умения понять другого, осознания норм собственного поведения, устойчивости к конфликтам. Цель программы «На пути к взаимопониманию» - формирование у подростков готовности к толерантному поведению. Программа предусматривает обучение детей умению самостоятельно рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий, таких как личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс, насилие и т. п., даже если результатом будут глубокие расхождения относительно значений этих понятий. Также программа предполагает большой объем практических занятий для овладения процедурами рационального размышления, выявления стереотипов и предрассудков и в смягчении конфликтов способами разрешения эмоциональной напряженности, проявления терпимости и нахождения разумных компромиссов. Это возможно при использовании на занятиях методов создания проблемных ситуаций, включения поисковых механизмов, организации дискуссии. Цель таких занятий - приобретение навыков аргу-ментативного, критического рассуждения, навыков ведения дискуссии, межличностных отношений, необходимых для мирного решения человеческих проблем. К числу таких

навыков мы относим, например, понимание взаимозависимости целей и средств, умение раскрывать альтернативы, умение анализировать ценности, принятие в расчет иных точек зрения и т. д. В процессе внедрения программы нами использовался ряд психоло-го-педагогических приемов и методов, предусмотренных педагогической технологией ценностного образования и направленных на формирование системы ценностей подростков в соответствии с общечеловеческими, выстраивание адекватного «Образа Я», позитивного отношения к себе, развитие гибкости и критичности мышления. Особенностью реализации программы по формированию толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья являлось то, что работа велась с учетом специфики указанного возраста и сложившимся отрицательным отношением к этим детям, четкой формулировкой целей занятий и мероприятий, продуманного плана. Также нами была проведена работа с педагогическим персоналом, работающим в учреждениях дополнительного образования, в форме бесед, лекций, консультаций, тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения.

Третий этап формирующего эксперимента предполагал проведение повторной диагностики подростков для изучения сформированности толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья по тем же методикам, которые использовали в констатирующем эксперименте: анкета № 2 «Выявление уровня толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья», вопросник Басса-Дарки, личностный опросник Р. Кеттела.

Проведенное повторное анкетирование показало, что произошло повышение уровня толерантной культуры подростков к детям с

ограниченными возможностями здоровья в обеих группах (табл. 1).

В результате повторной диагностики мы получили следующие данные: подростки не только стали признавать наличие в обществе слабозащищенных категорий населения, но согласились с мнением, что все люди созданы равными, таким детям нужно предоставлять равные права и возможности для участия в жизни общества, подростки не только поддерживают интеграцию этих детей в общество, но и готовы способствовать этому, они готовы иметь таких знакомых и поделиться с ними опытом, а также чем-то помочь в достижении их жизненных целей.

Также в результате повторной диагностики по личностному опроснику Р. Кеттела произошли небольшие изменения и положительный сдвиг в сторону положительной оценки по выбранным факторам. В результате мы получили следующие данные: подростки стали гибкими, мягкосердечными, более легкими в общении, менее холодными, упрямыми, более спокойными, более выдержанными, менее безответственными и беспринципными.

По вопроснику Басса-Дарки ответы которого оцениваются по восьми шкалам, результаты изменились. После повторной диагностики по данному тесту мы получили следующие данные: подростки стараются сдерживать свои негативные чувства, менее вспыльчивы и грубы, стараются не прибегать к «сильным» выражениям, не так часто повышают голос, больше соглашаются, чем спорят.

Сравнение данных проведенного исследования показало, что разработанные и внедренные в практическую деятельность модель и программа формирования толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом

Таблица 1

Условное распределение подростков на группы в соответствии с выявленным уровнем сформированности толерантной культуры в учреждениях дополнительного образования (данные констатирующего и формирующего экспериментов).

Уровни сформированности толерантной культуры подростков Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

Низкий уровень 69 % (19 чел.) 72 % (22 чел.) 64 % (18 чел.) 32 % (11 чел.)

Средний и высокий уровни 31 % (9 чел.) 28 % (8 чел.) 44 % (10 чел.) 68 % (21 чел.)

социально-культурных условий оказали позитивное влияние на испытуемых. Данное утверждение подтверждают результаты контрольного эксперимента.

Контрольный эксперимент предполагал анализ динамики изменений уровней сформированности толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья после проведения экспериментальной работы, а также подтверждения эффективности разработанной и внедренной в практику программы с использованием средств социально-культурной деятельности.

После внедрения программы в экспериментальной группе наблюдается серьезная динамика изменений уровней сформированности толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья. Увеличилось процентное соотношение в сторону высокого и среднего уровня. При сравнении данных установлено, что показатели высокого уровня по всем видам агрессивных реакций уменьшились, а количество показателей среднего и низкого уровня увеличились. Произошли изменения по биполярным показателям 16-факторного опросника Р. Кеттела. В результате сравнения показателей по факторам можно заключить, что произошли значительные изменения в проявлении личностных качеств подростков. Подростки, имевшие низкий уровень сформированности толерантной культуры, пересмотрели свое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, к условиям их жизни и к проблемам, с которыми чаще всего сталкиваются эти дети. Также необходимо отметить, что в результате проведения экспериментальной работы произошли определенные изменения в уровне осознания ценности неповторимости каждого человека и принятия человека со всеми его особенностями. Немаловажно для нашего исследования то, что снизились показатели по вербальной агрессии и косвенной агрессии, т. е. испытуемые осознали, что агрессия не способствует, а только препятствует личностно-

му развитию подростка, они также оценили значимость умений разговаривать и владеть бесконфликтным стилем общения.

Таким образом, разработанная и внедренная нами программа по формированию толерантной культуры подростков по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья была эффективной. Результаты проведенного исследования показали, что создание необходимых социально-культурных условий для формирования толерантной культуры подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо для развития всего государства. В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, подтверждена гипотеза.

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.

2. Большой толковый психологический словарь / под ред. С.Ю. Солодовникова. М., 2002.

3. Степанов П.В. Феномен толерантности // Классный руководитель. 2004. № 3.

4. Межведомственная программа «Толерантность». План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. М., 1999.

5. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М., 1999. С. 205.

Поступила в редакцию 4.06.2008 г.

Saprunova N.V. Formation of teenage tolerant culture in extracurricular educational establishments. The article deals with the problem of forming teenage culture in extracurricular educational establishments. The purpose of the research concerns the idea of scientific foundation of the process of teenage culture formation in extracurricular educational establishments. The results of the research show that it is important to create certain social-cultural conditions for teenage culture formation in extracurricular educational establishments for development of the whole of the state.

Key words: tolerant, extracurricular educational, children with limited abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.