УДК 374(082)
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
© Елена Викторовна ХАРЬКОВСКАЯ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассматриваемые в настоящей статье подходы к формированию толерантной культуры старшеклассников в психологических и педагогических исследованиях позволили выявить потенциал деятельности библиотек в решении этой проблемы; сформулировать сущность и специфику формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе библиотечной деятельности.
Ключевые слова: формирование толерантной культуры; старшеклассники; досуговая деятельность; библиотеки.
Поиск оптимальных форм социального взаимодействия всегда был и продолжает оставаться предметом научного осмысления. Идеи гуманизма, родившиеся в 90-е гг. прошлого века, свое логическое завершение и практическое приложение получили в теориях правового государства и гражданского общества. Эти теории не утратили актуальности и в настоящее время.
Начало демократического переустройства общества было связано с борьбой за права человека, которые понимались как неотъемлемо присущие человеку по факту его существования независимо от фенотипических, социально-демографических характеристик, а также мировоззренческих установок. Результатом этого было политико-правовое оформление прав человека, прежде всего, как права на индивидуальность.
Наметившиеся в последнее столетие в мировом сообществе тенденции к интеграции, чему способствовало стремительное развитие средств массовой коммуникации, стали сейчас определяющими в складывающемся глобальном социальном пространстве. В этих условиях проблема гармонизации социальных отношений актуализируется, во-первых, обострением и выявлением ценностно-нормативных различий как неизбежного следствия интеграции и, во-вторых, включенностью людей через средства массовой информации в неограниченное количество социальных связей.
Кардинальные преобразования в социокультурной сфере, реформирование образовательной системы, формирование и укрепление стабильной нормативно-законодательной базы подлинно правового демократиче-
ского государства требуют изменений в функционировании всех социальных институтов, всех сфер деятельности образовательно-воспитательных структур.
Воспитание толерантности у подрастающего поколения в нашей стране является одной из приоритетных задач государственного масштаба. На протяжении многих лет ведутся поиски наиболее эффективных средств и способов использования толерантности как инструмента межкультурного общения и взаимопонимания.
Все более очевиден тот факт, что, наряду с экономикой и политикой, культурная сфера есть и остается важнейшим фактором регулирования не только внутренней жизни, но и взаимоотношений между странами. Поэтому Организация Объединенных Наций объявила 2000-2010 гг. «Международным десятилетием культуры мира». Впервые на таком уровне было дано научное определение термина «культура мира», который призван подчеркнуть значение множества факторов, как содействующих, так и препятствующих укреплению мира.
В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Современная проблематика толерантности многообразна: толерантность в архаических сообществах (Э.В. Сандагийн), толерантность в онтологии общественного сознания и самосознания (В.М. Золотухин, А.М. Кондаков, В.И. Красиков), толерантность в процессе обретения целостности (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Казаков, В.А. Тишков), психосемантическое исследование этнических стереотипов
(В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова), ментальная толерантность между людьми разных культур (А.В. Перцев), проблемы межэтнической толерантности (А.В. Петрицкий, Г.У. Солдатова), границы толерантности
(П.М. Колычев, Д.В. Сухушин) и мн. др.
Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сфере.
Толерантность (лат. ШвгапНа) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. (В том же году перевод Декларации с английского на русский язык был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».) В ст. 1 говорится, что «толерантность» - это:
- уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
- добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;
- не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека [1, с. 262-263].
Данное определение помогает раскрыть сущность толерантности в социальном аспекте, ее онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты.
Как указано в документе, «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и по-
литическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира.
Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, подчеркивается в Декларации, - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [2, с. 7-10].
В отечественной науке, как и в общественно-политической лексике, термин «толерантность» закрепился с конца 1980-х гг., чему способствовали академические исследования гуманитарных наук, необходимость сохранения культурного плюрализма России, стремление адаптировать к российским условиям западный опыт формирования гражданского общества.
Одна из трудностей в изучении толерантности и внедрении ее основ в практику воспитательной работы в современных образовательных учреждениях состоит в том, что сегодня отсутствует единство в понимании сущности этого феномена и исследовательская традиция.
Так, в краткой философской энциклопедии толерантность понимается как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [3, с. 457].
Аналогичное определение толерантности содержится в Новой философской энциклопедии, где толерантность определяется «как качество, характеризующее отношение к
другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание, диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [4, с. 75-76].
К рассматриваемому понятию активно стали обращаться социологи и психологи через личность, включенную в этническую группу, т. е. в области межэтнических отношений. Л.М. Дробижева рассматривает толерантность не как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействия с ними [5, с. 52-53].
Заметим, что проблема толерантности связана с плюрализмом - относительностью наших знаний и убеждений - и является альтернативой единомыслия, мономерной конъюнктурой идеологии авторитарного мышления. Философия диалога способствует новому способу понимания толерантности. Известно, что идеи «диалогизма» от М. Бубера до М. Бахтина направлены против монологического «Я». В то же время любой диалог, имеющий целью стать доминантой, не способствует взаимодополнительности людей, народов и государств.
Закономерно встают вопросы: какой диалог составляет основу толерантности; какая модель толерантности является эффективной для современной России и может быть с наибольшим успехом использована в практике досуговой деятельности школьников.
В. А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:
- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик;
- толерантность как невозможность взаимопонимания, т. е. уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать;
- толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним;
- толерантность как расширение собственного опыта; толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное измене-
ние позиций в результате критического диалога.
Такое понимание толерантности и плюрализма В.А. Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна в частности [6].
Согласно В.А. Лекторскому, «диалог между мною и другим предполагает целую систему внутренних диалогов, в том числе: образом самого себя и тем образом меня, который, с моей точки зрения, имеется у другого человека (диалектика: «я для себя», «я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т. д.)».
Подобное переосмысления «я» в процессе диалога, опирающееся не только на понимание и восприятие «другого», но и на критическое осмысление своего «я» (свою точку зрения, убеждения, мысли и т. д.), формирует толерантное отношение к другому и направлено на свободную самореализацию индивида.
Такое новое понимание онтологии «я» и «другого» позволяет более четко ограничить объем рассматриваемого феномена, придать ему качественную определенность и выявить его сущность.
Особенностью любого общества, как и мира в целом, является разнообразие сторон и форм его существования - социокультурных укладов, образа жизни, способов жизнедеятельности, природных условий и т. д.
Толерантность формируется на основе определенного опыта и, следовательно, представляет собой качество социокультурного порядка. В антропосоциокультурной сфере толерантность может выступать как культурная норма и как принцип мировоззрения. Важно найти подход к решению столь сложной и фактически новой для педагогики социально-образовательной проблемы, указать возможные направления исследовательской и практической деятельности в этой области.
Библиотека как социокультурный институт объективно участвует в процессах общественной жизни общества. Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции и проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое обще-
ственное развитие, в т. ч. социальных норм и ценностей, стабилизирующих общество.
Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей прочность связей и отношений в рамках общества, на наш взгляд, имеет огромный потенциал в формировании толерантной культуры школьников.
Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно, ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Социальные функции библиотеки представляют собой обобщенный перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института [7, с. 4].
Социальные (внешние) функции, являющиеся реакцией библиотеки на потребности общества, способом взаимодействия с внешней средой, рассматриваются как средство адаптации элемента к системе более высокого порядка. «Они способствуют разрешению противоречий со средой, служат средством приспособления к ней. В ходе этого разрешения любая социальная система не только воспроизводит себя в качестве целого, но и постоянно развивается, а именно в этом - суть функционирования библиотеки как социального института» [8].
Как отмечают многие отечественные библиотековеды, публичная библиотека все чаще становится местом проведения свободного времени читателей, востребована как многопрофильный центр досуга (М.Д. Афанасьев, В.М. Беспалов, И.И. Ганицкая, М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, Г.К. Олзоева, В.Д. Стельмах, В.Р. Фирсов и др.). Как и большинство культурологов-исследователей (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, И.Н. Еро-шенков, Т.Г. Киселева, А.И. Кравченко, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, Э.В. Соколов и др.), библиотековеды рассматривают досуг в качестве синонима (или части) свободного времени. Под культурно-досуговой деятельностью публичной библиотеки понимается активная работа библиотеки, направленная на организацию культурного досуга населения; формирование, удовлетворение и возвышение жизненно-насущных досуговых потребностей человека в сфере свободного
времени, связанных с самосозиданием, совершенствованием и развитием его личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы).
Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственную сферу деятельности, т. к. в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационновосстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени старшеклассниками является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает старшеклассников его нерег-ламентированностью и добровольностью выбора различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части старшеклассников социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни старшеклассников.
Особое значение эта сторона деятельности библиотек приобрела в последние годы, когда во многих населенных пунктах наметилась тенденция к закрытию клубов, и они перестали быть для жителей центрами культуры и отдыха. Поэтому библиотеки в силу своих особенностей - открытости, доступности и бесплатности - взяли на себя функции организации досуга населения, открывая свои помещения различным клубам и объединениям по интересам. Их популярность и жизнеспособность определяются не какой-то особой темой или сверхзадачей, а, главным образом, царящей в них атмосферой. Свободное, непринужденное общение оказывается очень полезным для подрастающего поколения.
В большинстве своем дети и подростки с удовольствием посещают разнообразные клубы по интересам, которые организуют
для них библиотечные работники. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни и др. Но, несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить подрастающему поколению культуру чтения, способствовать их нравственно-эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь старшеклассникам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.
На основе вышеизложенного нами определена сущность формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс организации культурного досуга с целью выработки у старшеклассников способности понимать и принимать естественность и многообразие способов самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности, позволяющей сосуществовать с другими людьми на основе уважения, принятия и понимания богатого многообразия видов и форм отношений; и направленный на стабилизацию общества.
Специфика формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек заключается, на наш взгляд, в том, что воспитание понимания и принятия индивидуальности каж-
дого человека, признание самоценности личности, принятие партнера по общению, уважение и доверие к нему, умение выслушать, проявление великодушия происходит в свободное время, отличается нерегламентиро-ванностью и добровольностью выбора различных форм, демократичностью и эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать различные виды деятельности.
1. Декларация принципов толерантности // Физдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
2. Декларация принципов терпимости. Париж, 1995.
3. Леви-Стросс К. Раса и история // Леви-Стросс К. Путь масок / пер. с фр. М., 2000.
4. Новая философская энциклопедия. ВНТ. М., 2001. Т. 4.
5. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 1997.
6. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.
7. Карташов Н.С. Общее библиотековедение. М., 1997. Ч. 2.
8. Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий
подход // Научные и технические библиотеки. 1985. № 5. С. 15-20.
Поступила в редакцию 8.06.2011 г.
UDC 374(082)
FORMATION OF TOLERANT CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PROCESS OF LEISURE ACTIVITY OF LIBRARIES
Elena Viktorovna KHARKOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The approaches, considered in at present clause, to formation of tolerant culture of the students of senior classes in psychological and pedagogical researches have allowed revealing potential of activity of libraries in the decision of this problem; to formulate essence and specificity of formation of tolerant culture of students of senior classes during library activity.
Key words: formation of tolerant culture; senior students; leisure activity; libraries.