Научная статья на тему 'Проблема формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек'

Проблема формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / БИБЛИОТЕКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENT OF TOLERANT CULTURE / HIGH SCHOOL SENIOURS / LIBRARIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харьковская Елена Викторовна, Тутаева Галина Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования толерантной культуры учащихся старших классов в процессе библиотечной деятельности. Подтверждается, что библиотеки имеют огромный потенциал в формировании толерантной культуры у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харьковская Елена Викторовна, Тутаева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TOLERANT CULTURE AMONG HIGH SCHOOL SENIOUR STUDENTS THROUGH RECREATIONAL ACTIVITIES OF LIBRARIES

Tolerance is one of the most topical problems of the contemporary world. Family lays the groundwork for tolerance. Children are brought up by society, parents and school. Everyone knows that you should start directly with oneself, work hard, make constant efforts to improve. That’s where the library may help. Libraries as centres of modern civilisation and culture, fulfilling an important civic and educational function should serve missionaries of tolerance. Library is one of the most prepared and suitable platforms for the education and promotion of tolerance and can become a meeting place and place of integration, coexistence of different cultures, religions and nationalities. Resources of keeping-up-to-date libraries, whose work is related to the provision of services to the public, especially children, young adults represent a significant generalised social experience of mankind. It is libraries that become a starting point in the development of tolerant attitudes among the younger generation. Improvement of librariesleisure activities is now a pressing problem. The solution to this problem should be sought in all possible directions: improvement of mechanisms, methods of introduction to the culture, development of concepts of cultural institutions in the new conditions, approaches to the model and profession of a librarian, content of activities, planning and management of the institution. Libraries serve as an active socialising institution, facilitate the young man’s evolvement, shaping its legal, civil and moral position, and in our opinion, are the platform for the formation of tolerant culture among high school seniours.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек»

УДК 008-053.5:021.3

проблема формирования толерантной культуры старшеклассников в процессе досуговой деятельности библиотек

Е. В. Харьковская, Г. Н. Тутаева

(Белгородский государственный институт искусств и культуры)

Статья посвящена проблеме формирования толерантной культуры учащихся старших классов в процессе библиотечной деятельности. Подтверждается, что библиотеки имеют огромный потенциал в формировании толерантной культуры у подрастающего поколения.

Ключевые слова: формирование толерантной культуры; старшеклассники; библиотеки; социально-культурная деятельность; досуговая деятельность.

Опасные для человечества явления прогрессивного мира: войны, терроризм, бесчеловечные конфликты, вызывающие в обществе страх перед завтрашним днем, вынуждают людей подумать о том, как выжить в ХХ! в. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование различных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

О толерантности говорится много и в политике, и в образовании, и в общественном движении. Уже практически нет споров о том, отличается ли толерантность от терпимости и почему нужно терпеть тех, кто отличается от нас по каким-либо причинам, или тех, кто почему-то нам не нравится.

В последнее время стало модным говорить о толерантности как об одном из признаков нашего европейского выбора, а значит, тема включилась в систему образования через семинары, дискуссии, тренинги, «навалившись» всей своей массой на школьников и студентов.

Прежде всего, толерантность означает доброжелательное и терпимое отношение к чему-то, это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Основой толерантности считаются открытость мысли и общения, собственная свобода индивидуума и оценивание прав и свобод человека, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. Толерантность означает также активную позицию человека, а не пассивно-терпимое отношение к собы-

тиям. Другими словами, толерантный человек не может быть терпимым ко всему, например, к нарушению гражданского права либо манипуляциям и спекуляциям. То, что нарушает общечеловеческую мораль, не может восприниматься толерантно.

Очевидно, что следует различать толерантное поведение и рабскую терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему. Нужно знать, что манипуляторы (в том числе многие из политиков) призывают к лжетолерантности, поскольку людьми, которые относятся ко всему лояльно, легче управлять.

Особый интерес представляет спектр значений перевода термина «толерантность» с разных языков. Итак, в переводе с английского это — готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; французского — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; с китайского — позволение, проявление великодушия в отношении других; арабского — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; с персидского — «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [5, с. 491—494].

Большой энциклопедический словарь (социология, религия, философия, политэкономия) определяет толерантность как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, верованиям, идеям» [3, с. 752].

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова слово © Харьковская Е. В., Тутаева Г. Н., 2013

«толерантность» полностью отождествляется со словом «терпимость» [8, с. 608]. Большой психологический словарь определяет толерантность как установку либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других [2, с. 496].

В. А. Лекторский, анализируя толерантность, предлагает четыре возможных способа ее понимания:

— толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик: последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество;

— толерантность как невозможность взаимопонимания, т. е. уважения к другому, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать;

— толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;

— терпимость как расширение собственного опыта. Толерантность при этом выступает как уважение к чужой позиции, что сочетается с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Такое понимание толерантности и плюрализма В. А. Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна в частности [4].

П. В. Степановым был разработан проект «Воспитание толерантности», в котором предложены теоретические, методические основы толерантности и ее диагностики [6]. Автор работы делает акцент на формировании толерантности в подростковом возрасте, так как считает его наиболее сенситивным: «В этом возрасте активизируется поиск ребенком собственной социальной идентичности, а соответственно повышается его интерес к вопросам культурной принадлежности. В этом возрасте ребенок начинает проявлять большой интерес к другим людям, их взглядам, ценностным ориентациям, поведению, заявлять о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, по-

литическим, проблемам. В этом возрасте особую значимость для ребенка приобретает становление его собственной позиции» [7, с. 152]. Предпосылками этого являются повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, ответственности.

По мнению Г. В. Безюлевой, уважение к другим точкам зрения, терпимость к мнению другого — это обязательные компоненты любой личности. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо больше задумываться о таких понятиях, как мир, равенство, личность, свобода, демократия, права, справедливость [1].

Следовательно, толерантность является достаточно тонкой категорией, которой, безусловно, нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.

Толерантность — одна из самых острых проблем современного мира. Базы толерантности закладываются в семье. Детей воспитывают общество, родители, школа. Каждый понимает, что начинать нужно непосредственно с себя, работать над собой, делать постоянные усилия для самосовершенствования. Неоценимую помощь в этом может оказать библиотека.

Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя существенную гражданскую и просветительную функции, должны выступать проповедниками идей толерантности. Библиотека — одна из наиболее подготовленных и подходящих площадок для воспитания и пропаганды толерантности. Она может стать местом встречи и интеграции, сосуществования представителей различных культур, вероисповеданий и национальностей.

Ресурсы идущих в ногу со временем библиотек, чья работа связана с оказанием услуг общественности, в первую очередь детям, юношеству, — это значительный обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством, и именно библиотеки становятся своего рода отправной точкой в развитии толерантных отношений у подрастающего поколения.

Наша традиционная школа предоставляет мало возможностей для

развития у школьников такого качества, как толерантность. Нельзя назвать толерантным и преобладающее в обществе отношение к детству. Д. И. Фельдштейн отмечает, что ребенок часто воспринимается взрослыми как неравный субъект, ему недостает понимания и уважения со стороны взрослых [9]. Еще Януш Корчак писал о существовании двух неравноправных «классов» — «класса взрослых» и «класса детей». Власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей собственностью и неспособны встать на их место, а дети — главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности и признания.

Одной из злободневных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения задачи формирования толерантности является организация досуга подрастающего поколения. В силу кризисного состояния общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и низкого качества предоставляемых ими услуг наблюдаются падение интереса у подростков к деятельности досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга, образование различных молодежных субкультур.

Досуг старшеклассника, бесспорно, должен быть интересным, познавательным, разнообразным, эмоционально окрашенным, носить увеселительный и ненавязчивый характер: предлагаемые занятия, развлечения должны отвечать интересам и потребностям молодых людей, положительно восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг — это предоставить возможность каждому активно проявить себя, собственную инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

Совершенствование деятельности библиотек по организации досуга в настоящее время составляет актуальную проблему. Ее решение должно идти активно по всем направлениям, среди которых — улучшение механизмов, методов приобщения к культуре; разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходов

к модели и профессии библиотекаря, к содержанию деятельности, планированию и управлению деятельностью учреждения.

В настоящее время задачей развития библиотек является переустройство их в культурно-досуговые центры, где будут максимально реализовываться развивающие досуговые программы и мероприятия для молодых людей. Улучшение организации культурных форм молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного и толерантного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы подростков и юношества.

Вся работа современных библиотек должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая не только удовлетворяла бы потребности в отдыхе или в новой информации, но и развивала бы способности личности, навыки самореализации, самоутверждения в коллективе, поднимала уровень толерантности у подрастающего поколения. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей.

В настоящее время мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый век развития. Складывается новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура понимается как процесс творения идей, вещей, знаков, символов и образов поведения, оказывающий решающее воздействие на развитие общественных и толерантных отношений. В данном смысле учреждения культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.

Библиотеки как культурно-досуговые центры придают совместной социально-культурной деятельности школьников качественную значимость, определенность как для отдельной личности, так и для общества в целом. При этом происходят развитие общественной активности, формирование культурных запросов и потребностей,

№ 2, 2013

творческого потенциала, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание критериев для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в области досуга, укрепление солидарности между людьми, формируется чувство принадлежности к данной группе, что обеспечивает прочность связей и отношений в рамках общества. В этом и состоит предназначение учреждения культуры как социально-культурного института. Культурно-досуговые центры являются универсальными учреждениями в организации досуга, местом некой концентрации социально-культурной деятельности людей в области досуга, где любой человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, навык досугового поведения.

В багаже культурно-досугового центра — неисчерпаемые возможности организации массового активного отдыха, развлечений, способствующих возобновлению физических и духовных сил подрастающего поколения, создания ситуаций успеха для любого человека (что благотворно сказывается на укреплении его достоинства), высокий уровень культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высочайший художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для человека превращается в стиль жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

Содержание работы центров досуга включает в себя как необходимые компоненты следующие виды занятий:

— культурно-зрелищные программы с интенсивным вовлечением гостей в театрализованное действие;

— деловые игры, логические игры, изображающие конфликтные и проблематичные ситуации, знакомые всем посетителям;

— аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;

— досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссозда-

ющие культурные нормы разных народов мира;

— подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов.

Все большую популярность в работе библиотек по формированию толерантной культуры подрастающего поколения приобретает и такая форма индивидуальной работы, как консультация. Консультация отличается от обычных ответов на вопросы тем, что она содержит советы, предложения, рекомендации, разъяснения. Все консультации можно подразделить по содержанию на следующие виды: общественно-политические, производственные, научно-технические, юридические, культурно-бытовые и др.

Среди форм социально-культурной деятельности наибольшую популярность завоевывают диспуты, клубные гостиные и т. д.

Диспут — это столкновение различных точек зрения. Проведение диспута во многом зависит от ведущего, который должен добиваться активности аудитории, уметь корректировать ошибочные мнения, разрешать конфликтные ситуации. Важно грамотно сформулировать тему диспута: она должна отражать современные проблемы, предполагать поиск решения наболевших вопросов.

Культурно-просветительные мероприятия по формированию толерантности в библиотеках должны быть направлены на преодоление существующих стереотипов в представлениях о культуре и образе жизни разных народов. Это могут быть выставки с публикацией каталогов, сопутствующими конференциями и книгораспростра-нением, культурологические форумы, встречи, вечера, праздники чтения. Ширится практика участия российских библиотек в международных библиотечных и общекультурных проектах и в международных книжных выставках.

Библиотеки активно выполняют функции социализирующего института, способствуют становлению молодого человека, воспитанию правовой, граж-

данскои и нравственной позиции и, на наш взгляд, являются площадкой для формирования толерантной культуры старшеклассников.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безюлева, Г. В. Толерантность в педагогике / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. — Москва : Изд. центр АПО, 2002. — С. 54—58.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Москва : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.

3. Большой энциклопедический словарь. — Москва : МФЦП, 2002. — 1008 с.

4. Лекторский, В. А. О толерантности / В. А. Лекторский // Филос. науки. — 1997. — № 3/4. — С. 14—19.

5. Современный словарь иностранных слов. — Москва : Наука, 1993. — 740 с.

6. Степанов, П. В. Воспитание в духе толерантности / П. В. Степанов // Классный руководитель. — 2002. — № 2. — С. 18—20.

7. Степанов, П. В. Толерантный человек : как его воспитать? / П. В. Степанов // Нар. образование. — 2001. — № 6. — С. 152—157.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. — Москва : Русские словари, 1994. — Т. 4. — 726 с.

9. Фельдштейн, Д. И. Современное Детство : проблемы и пути их решения / Д. И. Фельдштейн // Вестн. практ. психологии образования. — 2009. — № 2. — С. 28—32.

Поступила 09.04.13.

Об авторах:

Харьковская Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г Белгород, Россия), кандидат педагогических наук, [email protected]

Тутаева Галина николаевна, методист факультета социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г. Белгород, Россия), [email protected]

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TOLERANT CULTURE AMONG HIGH SCHOOL SENIOUR STUDENTS THROUGH RECREATIONAL ACTIVITIES OF LIBRARIES

E. V. Kharkovskaya, G. N. Tutaeva

(Belgorod State Institute of Arts and Culture)

Tolerance is one of the most topical problems of the contemporary world. Family lays the groundwork for tolerance. Children are brought up by society, parents and school. Everyone knows that you should start directly with oneself, work hard, make constant efforts to improve. That’s where the library may help.

Libraries as centres of modern civilisation and culture, fulfilling an important civic and educational function should serve missionaries of tolerance. Library is one of the most prepared and suitable platforms for the education and promotion of tolerance and can become a meeting place and place of integration, coexistence of different cultures, religions and nationalities.

Resources of keeping-up-to-date libraries, whose work is related to the provision of services to the public, especially children, young adults represent a significant generalised social experience of mankind. It is libraries that become a starting point in the development of tolerant attitudes among the younger generation.

Improvement of libraries’ leisure activities is now a pressing problem. The solution to this problem should be sought in all possible directions: improvement of mechanisms, methods of introduction to the culture, development of concepts of cultural institutions in the new conditions, approaches to the model and profession of a librarian, content of activities, planning and management of the institution.

Libraries serve as an active socialising institution, facilitate the young man’s evolvement, shaping its legal, civil and moral position, and in our opinion, are the platform for the formation of tolerant culture among high school seniours.

Keywords: development of tolerant culture; high school seniours; libraries; social and cultural activities; leisure activities.

№ 2, 2013

REFERENCES

1. Bezjuleva G. V, Shelamova G. M. Tolerantnost’ v pedagogike [Tolerance in pedagogy]. Moscow, APO Publ., 2002, pp. 54—58.

2. Bol’shoj psihologicheskij slovar’ [Great psychological dictionary]. Ed. by B. G. Meshcheriakova. Moscow, Prime EVROZNAK Publ., 2003, 672 p.

3. Bol’shoj jenciklopedicheskij slovar’ [Great Encyclopedic Dictionary]. Minsk, Color-book Publ., 2002, 1008 p.

4. Lektorskij V. A. O tolerantnosti [On tolerance]. Filosofskie nauki [Philosophical studies]. 1997, no. 3—4, pp. 14—19.

5. Sovremennyj slovar’ inostrannyh slov [Modern dictionary of foreign words]. Moscow, Nauka Publ., 1993, 740 p.

6. Stepanov P. V. Vospitanie v duhe tolerantnosti [Educating tolerance]. Klassnyj rukovoditeV [The class teacher]. 2002, no. 2, pp. 18—20.

7. Stepanov P. V. Tolerantnyj chelovek: kak ego vospitat’? [A tolerant person: how to bring up?]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 2001, no. 6, pp. 152—157.

8. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka [Defining Dictionary of Russian language]. vol. 4 Ed. By D. N. Ushakov. Moscow, Russian dictionaries Publ., 1994. 726 p.

9. Fel’dshtejn D. I. Sovremennoe Detstvo: problemy i puti ih reshenija [Modern Childhood: Problems and Solutions]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija [Newsletter of practical psychology of education]. 2009, no. 2, pp. 28—32.

About the authors:

Kharkovskaya Elena Viktorovna, seniour lecture, Chair of Socio-cultural Activity, Belgorod State Institute of Culture and Arts (Belgorod, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in pedagogical sciences, [email protected]

Tutaeva Galina Nikolayevna, methodologist, Faculty of socio-cultural and Library and Information Activity, Belgorod State Institute of Culture and Arts (Belgorod, Russia), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.