ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ОндарЛ.М.
Тывинский государственный университет, Кызыл
В статье рассматриваются социально-психологические вопросы формирования толерантности у учащихся старшего школьного возраста. Исходным является положение о том, что старший школьный возраст особенно восприимчив к восприятию установок толерантности и общечеловеческих нравственных ценностей. Представлены результаты эмпирического исследования этнической и коммуникативной толерантности старших школьников, обучающихся в разных типах школ г. Кызыла.
In article socially-psychological questions of formation of tolerance at pupils of the senior school age are considered. Position that the senior school age is especially susceptible to perception of installations of tolerance and universal moral values is initial. Results of empirical research of ethnic and communicative tolerance of the senior schoolboys trained in different types of schools of Kyzyl are presented.
Ключевые слова: Этническая толерантность, этническая идентичность, интолерантности, этносоциальная и этнополитическая обстановка, социокультурный фактор.
Keywords: Ethnic tolerance, ethnic identity, intolerance, ethnosocial and ethnopolitical situation, a sociocultural factor.
Юное поколение нашей страны участвует в двух параллельных процессах. С одной стороны, это процессы этнического возрождения, идентификации себя по этническому признаку, особенно остро переживаемые в период самоопределения юношества. С другой стороны, происходит интенсификация процессов межкультурного
взаимодействия и межэтнических контактов. Эти процессы сопровождаются зачастую обострением межнациональных и межконфессиональных конфликтов и противоречий, проявлениями
нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры.
Поэтому особую актуальность приобретает сегодня формирование новых норм взаимоотношений между людьми разных этнических и культурных групп, воспитание у детей и молодежи навыков толерантных отношений, воспитание неприятия к проявлению жестокости и насилия. Именно толерантность должна стать основой жизни и взаимодействия как на уровне государств и социальных структур, так и на уровне межличностных взаимоотношений людей.
Этническую толерантность мы понимаем с позиций социальной психологии как позитивное отношение к собственной этнической группе в сочетании с позитивным отношением к другим этническим группам (Н.М. Лебедева). Для нашего исследования важными являются результаты эмпирических исследований Н.М. Лебедевой, Л.И. Науменко,
Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягиной, С.Н. Ениколопова, в которых показана взаимосвязь этнической толерантности с другими социально-психологическими феноменами. В частности, этнопсихологами было установлено, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность (Н.М. Лебедева). Под позитивной этнической
идентичностью понимается баланс толерантности по отношению к собственной (автостереотип) и другим (гетеростереотипы) этническим группам (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, А. Татарко, Г.У. Солдатова) [1; 2].
Этническая толерантность - качество личности, характеризующееся
уважительным отношением к взглядам,
традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп, при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям.
Если этническая толерантность предполагает терпимость в плане межэтнического взаимодействия, то коммуникативная толерантность является более широким понятием.
Коммуникативная толерантность - это толерантность в сфере общения, в сфере межличностных отношений в целом. Она является основой для других видов толерантности. Таким образом, различают общую коммуникативную толерантность человека, ситуативную, типологическую, профессиональную [3].
Исследование толерантных установок старшеклассников является одной из интересных и важных проблем, так как именно в этом возрасте развиваются социальная активность и ответственность, стремление проявить себя, формируются и закрепляются мировоззрение, личностное самоопределение, этническое сознание, самосознание, усваиваются социально значимые ценности, идет поиск приемлемых социальных ролей, закладываются толерантные (интоле-рантные) качества личности.
По мнению психологов и педагогов (В.М. Басова, М.И. Волк, Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, И.Ю. Забродина, И.С. Кон, А.Г.Ковалев, А.В.Мудрик, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), данный возраст характеризуется тем, что деловая и межличностная коммуникация является доминантой в развитии личности, рефлексии, самосознания.
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Многие исследователи этого возраста (И.С. Кон, Е.А. Шумилин) связывают переход к юношеский возрасту с появлением новой личностной позиции,
суть которой заключается в устремленности старшеклассников в будущее. И.С. Кон отмечает, что главные приобретения юноши - открытие своего внутреннего мира, формирование новой временной перспективы, направленность в будущее. При этом он полагал, что если в подростковом возрасте (12 - 14 лет) формируются, прежде всего, те компоненты «Я», которые связаны с осознанием своего сходства и отличия от других людей, то в юности (15 - 18 лет) на первый план выдвигается социальное самоопределение, выбор жизненного пути, мировоззрения и определение своего места в мире [4]. Обращенные к себе в процессе рефлексии вопросы у юноши, в отличие от подростка, чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование юности.
Главное приобретение юношеского возраста - открытие своего внутреннего мира, открытие своей уникальности, неповторимости, непохожести. Это сопровождается новыми мыслями, чувствами, переживаниями. Юношеское «Я» расплывчато, диффузно,
неопределенно. Нередко возникает чувство одиночества, беспокойство, чувство внутренней пустоты, которую надо заполнить. С одной стороны, сильна потребность в общении, а с другой - есть желание уединения и избирательность в общении.
Многие исследователи считают, что проблема идентификации наиболее остро стоит в подростковом и юношеском возрасте. Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста перенос социального сознания во внутренний план мышления [5]. Л. И. Божович подчеркивает появление у подростка способности и потребности к рефлексии - познать самого себя как личность, обладающую присущими только ей качествами, отличными от качеств других людей [6]. Результатом
рефлексии становится, по выражению Э. Эриксона, «обретение идентичности».
Такое представление о центральном новообразовании юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности, которое было введено Э. Эриксоном. Идентичность -
тождественность человека самому себя и преемственность личности во времени. Это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации.
Перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей» или «спутанная идентичность».
Высокая степень готовности к новым образцам поведения, сензитивность к социальным изменениям - так характеризуют юношей Дж. Финни и Т.Г. Стефаненко. Именно в этот период человек начинает задумываться о своей национальной принадлежности, изучать свою этническую группу, ее причастность к его жизни, сравнивать ее с другими группами. Дж. Финни выделила три стадии становлении идентичности подростков: а) «непроверенная» идентичность, когда у ребенка отсутствует пока интерес к этнической проблематике, членству в этнической группе. На ней находятся младшие подростки и взрослые, не имеющие проблем с этнической идентичностью. Стадии «непроверенной» идентичности соответствуют два подвида идентичности: диффузная, когда индивиды просто не задумываются о своей национальной принадлежности и предварительная, когда индивиды принимают («всасывают») позитивные этнические аттитюды родителей и других взрослых; б) поиск этнической идентичности (мораторий), когда человек пытается понять значение
этничности в своей жизни. Собственный опыт и жизненные события (как правило, это случаи дискриминации и оскорблений по национальному признаку)
стимулируют этническое пробуждение подростка. На данной стадии происходит интенсивное погружение в культуру своего народа; в) реализованная этническая идентичность, когда достигается ясное и четкое понимание незыблемости этнических особенностей, привязанности к этнической общности. При этом исследовательница считает, что реализованное этническое Я совпадает с достижением вполне определенной личностной идентичности [7].
В исследованиях Т.Г. Стефаненко и О.Л. Романовой (1994) показано, что на становление этнической идентичности в подростковом возрасте влияют опыт межэтнического взаимодействия и характеристика этноконтактной среды. У подростков, воспринимающих социальную ситуацию как нестабильную, разрушается позитивный автостереотип, что приводит к негативной этнической идентичности. При этом устанавливаются психологические границы между собой и группой, которые выражаются в приписывании негативных характеристик не себе, а другим членам своего этноса. Для подростков, успешно адаптировавшихся к условиям радикальных социальных перемен, характерна когнитивная стратегия, состоящая в приписывании членам своей этнической группы наиболее ценимых в ней качеств. На формирование этнической
идентичности влияет статус этнической группы. Подростки, воспринимающие свою группу как этническое меньшинство, также как и сверстники группы большинства характеризуются «размытой» идентификацией со своей группой и вместе с тем реализованной биэтнической идентификацией [8].
Именно в подростковом и юношеском возрасте актуализированы многие черты интолерантности: агрессивность в отношении к «инаковости», непринятие индивидуальности другого, использова-
ние себя в качестве идеала, конформность и закрытость референтных групп [9; 10].
Основываясь на эмпирических исследованиях, Г.У. Солдатова, И.И. Кауненко составили интересную типологию юношей:
1. «Посредники» - юноши, настроенные на развитие позитивных взаимоотношений с представителями других этнических групп. Для них характерна этническая толерантность, готовность к межэтническим контактам.
2. «Пассивные посредники». В эту группу в ош ли юноши, выбрав шие «норму» и этническую индифферентность, либо только этническую индифферентность.
3. «Активные националы» - это те, кто дал позитивные ответы на индикаторы гиперидентичности. Представители данного типа характеризуются самосознанием «наступательного» типа, отражающего стремление к этническому доминированию.
4. «Пассивные националы» - юноши, выбравшие наряду с гиперидентичностью, либо «норму», либо этническую индифферентность.
5. «Человек мира» - юноши, выбравшие этнонигилизм [11: 59; 12: 36].
То, в какую группу попадет молодой человек, определяется рядом факторов: семья, образ жизни, ориентиры референтной группы, личные впечатления от отдельных людей, читаемые книги, СМИ и др. Влияние оказывают также этносоциальная, этнополитическая
обстановка в обществе, характер межэтнических отношений в обществе, миграционные процессы. Конечно, на развитие толерантности человека влияют и особенности этноконтактной среды (ее гетерогенность / гомогенность). Выявлено, что в условиях непосредственных межэтнических
контактов у человека раньше формируются знания о своей и других этнических группах, вырабатывается этнокультурная компетентность. С другой стороны, было обнаружено, что в условиях этнически гетерогенной среды формируется более низкий уровень
этнической идентичности, а также возможна маргинальность и
неустойчивость этнических ценностей (Т.Ц. Тудупова, 1997).
В качестве личностных характеристик выделяются некритичность восприятия, сензитивность к социальному контексту, догматизм, ригидность, особенности механизмов идентификации (P.A. Тагирова, 1997), общая самооценка личности, направленность реакции на фрустрирующую ситуацию, выраженность определенных характерологических черт(Э.Ц. Данзанова, 1997).
Одним из социкультурных факторов, влияющих на развитие толерантности в юношеском возрасте, являются тендерные различия, формирующиеся в соответствии с доминирующими в обществе культурными нормами, ценностями, образцами маскулинного и фемининного поведения. Подчеркивается, что особенно жестки и стереотипны тендерные представления в подростковом и юношеском возрасте. Желая утвердиться в своей мужской роли, мальчики всячески подчеркивают свое отличие от женского пола, стараясь преодолеть в себе терпимость, эмоциональную отзывчивость, способность понять другого и, тем самым, проявляя интолерантность по отношению к окружающим.
В качестве социокультурных факторов, влияющих на развитие личностных характеристик толерантности в юношеском возрасте, выделяются условия образовательной среды.
Вышесказанное делает актуальным исследование этнической и
коммуникативной толерантности старших школьников, обучающихся в разных типах школ в столице Республики Тыва -городе Кызыле.
На основе теоретического анализа литературы [4; 5; 6; 9; 10] нами был сделан вывод о сензитивности юношеского возраста для становления толерантных качеств личности, и выдвинуты гипотезы о том, что: 1) этническая толерантность старших школьников определяется уровнем развития их общей коммуникативной
толерантности; 2) толерантность учащихся, обучающихся в разных типах городских ОУ, имеет различия, а именно: учащиеся обычных общеобразовательных школ имеют в целом более низкие показатели этнической и
коммуникативной толерантности, чем учащиеся лицеев.
Выбрав эту группу респондентов, мы исходили из следующего:
старшеклассники - представители поколения, воспитывающегося в постперестроечный период, когда ценности предшествующего поколения сменяются новым мировоззрением, а их мнение будет служить ориентиром последующим. Кроме того, это категория населения, которой предстоит жить уже в новой для республики Тыва социальной ситуации, характеризующейся большой национальной разнородностью и социальной подвижностью. В силу названных причин толерантность как социально-психологическая характеристика данной категории имеет особо большое значение.
Экспериментальной базой
исследования послужили образовательные учреждения г. Кызыла: МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 3, Тувинский республиканский лицей-интернат.
Выборка состояла из 132 испытуемых юношеского возраста тувинской национальности, учащихся 10 - 11 классов (из них 50 юношей и 82 девушки). Средний возраст испытуемых - 16 - 17 лет.
Методики исследования: тест-опросник «Этническая толерантность»; опросник «Уровни коммуникативной
толерантности» (автор В.В. Бойко), методика «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, шкала социальной дистанции Э. Богардуса (в модификации О. Л. Романовой), методика исследования эмоционально-ценностного компонента этнической идентичности, методика изучения авто-гетеростереотипов,
опросник О.Л. Романовой для изучения этнической идентичности детей и подростков.
Диагностика уровня этнической и
коммуникативной толерантности
учащихся разных ОУ показала наличие общего и различного в выраженности толерантных черт личности. Общее: у старшеклассников обнаружен часть невысокий (средний) уровень этнической толерантности, проявляющийся в наличии у них как толерантных, так и интолерантных черт. При этом наименьшую толерантность они проявили в сфере межэтнического взаимодействия (этническая толерантность). К различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям и т.д.), а также к социальным процессам, происходящим в обществе, респонденты демонстрируют большую толерантность (социальная толерантность). Выявлен недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения; наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и других этнических групп.
Исследование показало, что старшие школьники (независимо от типа ОУ) не всегда правильно оценивают ситуацию, сложившуюся в ходе общения; часто не умеют поставить себя на место другого человека; проявляют излишнюю
категоричность в суждениях, т.е. выявлен недостаточный уровень развития у них коммуникативной толерантности. Полагаем, что отсутствие у большинства старших школьников толерантности в общении может быть вызвано преобладанием поляризированного
сознания (юношеский максимализм), конфликтности, методов прямого, силового воздействия в решении различных коммуникативных задач.
При этом наименьшие показатели коммуникативной толерантности обнаружены у учащихся обычной общеобразовательной национальной
школы. Выявлены и тендерные различия в коммуникативной толерантности. Юноши в целом оказались более толерантны в межличностном взаимодействии.
Данные корреляционного анализа показали наличие связи между этнической
и коммуникативной толерантностью старшеклассников.
Исследование выявило, что наиболее остро во всех группах опрошенных стоит вопрос об отношении к грузинам, чеченцам и киргизам. Результаты нашего исследования показали наличие тесных установок учащихся со своей этнической группой (методика «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса в модификации О.Л. Романовой).
Учащиеся лицея продемонстрировали хорошее знание психологических характеристик представителей своего и русского народов, по сравнению с учащимися школы № 3 и в особенности школы № 2. Причем эти авто- и гетер о стереотипы носят преимущественно положительный характер.
У школьников зафиксированы преобладание позитивных этнических чувств (гордость за принадлежность к тувинской национальности, гимн и флаг Тувы) над негативными.
В целом, в группе школьников из лицея мы зафиксировали более высокий уровень развития позитивной этнической идентичности, которая характеризуется высокой степенью выраженности этнического Я и национальных чувств, интересом к культуре и истории своего народа, положительным отношением к собственной национальной принадлежности. Такие результаты мы объясняем более высоким интеллектуальным уровнем лицеистов, их широкими интересами, кругозором, осведомленностью, а также условиями проживания в городской среде, дающей возможность взаимодействовать с представителями разных этнических групп. Известно, что позитивная этническая идентичность связано с толерантными установками личности. Учащиеся национальной школы № 2 прибывают из тувинских сел и не имеют возможности широкого
межэтнического общения в условиях мононационального окружения. Их отличает более низкий уровень кругозора, начитанности, познавательной мотивации по сравнению с учащимися республиканского лицея-интерната и
школы № 3. Старшеклассники школы № 3 занимают по данным нашего исследования промежуточное положение между учащимися школы № 2 и лицея.
В результате проведенного
исследования можно утверждать, что наша первая гипотеза подтвердилась: оба вида толерантности (этническая и коммуникативная) взаимосвязаны. Общая коммуникативная толерантность личности как толерантность в межличностном общении определяет его толерантность в сфере этнического взаимодействия. Подтвердилась и вторая гипотеза: учащиеся обычных общеобразовательных школ имеют в целом более низкие показатели этнической и
коммуникативной толерантности, чем учащиеся лицеев. Это обусловлено, на наш взгляд, их общим интеллектуальным и культурным развитием.
Несмотря на то, что у большинства школьников обнаружен средний уровень толерантности (характеризующийся
избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и предубеждением к людям некоторых национальностей), тем не менее, данные, полученные в нашем исследовании, заставляют задуматься, так как являются свидетельством общего недостаточного уровня толерантности у учащихся старших классов, что в свою очередь, свидетельствует о явной недостаточности педагогической работы по формированию толерантности у старших школьников.
Итак, в результате эмпирического исследования выявлено, что
старшеклассники, обучающиеся в разных городских школах (среди которых национальная школа, многонациональная школа и лицей для одаренных детей) имеют разные уровни толерантности, и оба вида толерантности (этническая и коммуникативная) взаимосвязаны. Общая коммуникативная толерантность личности как толерантность в межличностном общении определяет ее толерантность в сфере этнического взаимодействия.
Проблема изучения процесса формирования этнической и
коммуникативной толерантности у старшеклассников является недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания толерантности как качества личности. Требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования толерантности у учащихся юношеского возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.
Литература
1. Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 656-667.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М., «Ключ-С», 1999. - 224 с.
3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с.
4. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, - 1978. - 367 с.
5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т.4 - С.5-242.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
7. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -208 с.
8. Стефаненко Т. Г. Социальная психология этнической идентичности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук - М., 1999. - 46 с.
9. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 656 с.
10. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
11. Кауненко И.И. К проблеме формирования этнической идентичности в юношеском возрасте (на материале Молдовы) // Журн. прикладной психологии. - 2000. - № 1.-С. 58-60.
12. Кауненко И.И. Особенности формирования этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте (на материале Молдовы) // Журн. прикладной психологии. - 2001. - № 2. - С. 34-39.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВН
Ондар Т.А.
Тывинский государственный университет, Кызыл
В статье дается попытка обобщения опыта разработки, организации и реализации педагогического КВН, посвященного году Учителя. Проводится творческая самореализация студентов, где формируется нравственность через сопереживание детям-сиротам, брошенным собственными родителями. Укрепление дружеских связей между студентами разных факультетов. Воспитание ответственного поведения будущих родителей через социально-значимую акцию, посвященную детям-сиротам Дома малютки и школы-интерната «Сердце отдаю детям» по результатам конкурса поделок «Сундучок Арт-терапия».
The attempt of generalization of the experience of working out, the organization and realization of the pedagogical CFR devoted to Teacher's Year is given in this article. Creative self-realization of students is spent, where the morals are formed through empathy to the children orphans thrown by own parents. It is a strengthening of friendly relations between students of different faculties. Education of responsible behavior of the future parents through the socially-significant action devoted to children orphans of the Baby House and boarding school «I give my heart to children» by results of competition of hand-made articles «the Art therapy trunk».
Ключевые слова: самореализация, нравственновсть, креативность, эмпатия, ответственное поведение, арт-терапия, методы массово-затейной работы, разминка капитанов.
Keywords: self-realization, morals, creativity, the empathy, responsible behavior, art therapy, methods in large quantities-starting works, captains" warming up.
Как можно при помощи только для творческой самореализации педагогического КВН создать условия не студентов, но и сделать попытку