В результате многочисленных исследований были обоснованы различные виды идентичности: социальная идентичность (отождествление себя с социальной позицией или статусом), национально-культурная идентичность (отождествление себя с культурной традицией), этническая идентичность (отождествление себя с определенной этнической
1. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 1996, 421 с.
2. Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - 672 с.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.
4. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в
группой), групповая идентичность (отождествление себя с той или иной общностью или группой). В научной литературе также используется термин "психосоциальная идентичность", интегрирующий различные аспекты индивидуальной самоидентификации.
зарубежной социальной психологии. - М., 1995. - с. 15-16.
5. Абель с X. Инт ер акция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб., 2000.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность икризис. - М., 1996. - 342 с.
JI. М. Ондар
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются подходы и направления в изучении этнической идентичности личности. Представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности двух групп тувинских старшеклассников -проживающих в городе и проживающих в селе. Выявлена зависимость выраженности этнической идентичности от места проживания: этническая идентичность городских старшеклассников оказалось более сформированной по сравнению с сельскими.
In article touches upon approaches and directions in studying of ethnic identity of the person. Presented the results of empirical research of ethnic identity of two groups of the tuvan senior pupils - living in a city and living in village. Dependence of expressiveness of ethnic identity on a residing place is revealed: ethnic identity of city senior pupils it has appeared more generated in comparison with rural.
В последние годы в отечественный научный оборот вошел термин «этническая идентичность». По мнению психологов, этническая идентичность личности - это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, относящаяся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [1].
Важность этнической идентичности для гармоничного развития личности отмечается как зарубежными (Э. Эриксон, Дж. Финни), так и отечественными исследователями (Т.Г. Стефаненко, И.И. Кауненко, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова). Исследования А.В. Сухарева показали, что потеря индивидами этнической идентичности влияет на их психическое, психосоматическое здоровье, популяц ионную и с оц и а ль но-психологическую адаптацию (А.В. Сухарев, 1996, 1998). Особенно часты психические нарушения у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции и у потомков межнациональных браков, когда у человека не сформирована ясная и позитивная идентичность.
Позитивная этническая идентичность дает ощущение психологической безопасности и стабильности, способствует развитию
индивидуальности человека, обеспечивает уважение не только к самому себе, но и к другим людям, в том числе представителям разных национальностей [2; 3; 4]. В исследованиях эмпирически показано, что основой толерантного отношения к людям является позитивная этническая идентичность, когда позитивный образ своей этнической группы сосуществует с позитивным отношением к другим этническим группам (Н.М. Лебедева, 1999). Негативная же этническая идентичность приводит к усилению межэтнической напряженности.
Актуальность исследований феномена этнической идентичности усиливается в связи с участившимися в последнее время по всему миру, в том числе в России, конфликтами и убийствами на национальной почве, усилением националистических настроений в обществе, появлением мощных экстремистских молодежных организаций.
В отечественной этнопсихологии и этносоциологии исследованы специфические особенности этнической идентичности (З.В. Сикевич); описаны ее структура (Л.М. Дробижева; В.Ю. Хотинец; Т.Г. Стефаненко; О.Н Юденко); типы (Ю.В. Арутюнян; Г.У. Солдатова), выделены стадии ее формирования (В.Ю.Хотинец; И.АСнежкова;
О.Л.Романова; Т.Г. Стефаненко; В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте; И.И. Кауненко и др.); выявлены факторы и условия, влияющие на формирование и развитие этнической идентичности (В.П. Левкович, Л.Д. Кузмицкайте; В.Ю. Хотинец; О.В. Чернова; К. А Тимошенко; Ж.В. Топоркова;Т. АТалалуева; Т.Г. Стефаненко и др.).
Выделим еще одно направление в изучении этнической идентичности - исследование связи между особенностями этнической идентичности у человека и его некоторыми личностными характеристиками (Э.Ц. Данзанова, 1999; М. Козлова, 2001; и др.). Так, выявлено, что низкий уровень этнической идентичности у подростков связан с недостаточным знанием себя, отсутствием критичности, стремления понять другого, конформной направленностью в общении (стремления способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному благополучию и развитию). Кроме того, у подростков с низким уровнем этнической идентичности обнаружены консерватизм, низкая тревожность, эгоцентризм в общении, неуважение к чужой точке зрения. Высокий уровень этнической идентичности преобладает у подростков с такими личностными характеристиками как: отсутствие агрессии, неудовлетворенность собой и желание изменений, высокий уровень тревожности, ориентация на равноправное общение, коммуникативное сотрудничество, взаимопонимание, стремление к диалогической направленности в общении.
Как было уже сказано, условием сохранения психического здоровья личности и условием благополучия межэтнических отношений является толерантное поведение, в основе которого находится позитивная этническая идентичность, когда человек, испытывая естественный патриотизм, в то же время имеет положительные установки на общение с другими народами. Он может объективно оценить вклад других народов в истории, испытывать дружелюбные чувства и уважение к ним. И напротив, межнациональной нетерпимости и отчуждению способствует этнодоминирующая идентичность (или этническая гиперидентичность), крайней формой которой является этнический фанатизм. Человек с таким типом этнической идентичности испытывает чувство превосходства своего народа, подчеркивает его особую роль, «миссию» в истории, имеет националистические установки в отношении других этнических групп.
Кроме вышеуказанных типов идентичности встречаются: этноцентричная идентичность, предполагающая акцентированность на значимости этничности, ее безусловном некритическом
предпочтении; этническая индифферентность, когда человек равнодушен к этническим проблемам, свободен от этнических ценностей, традиций, норм, и на его поведение не влияет ни его собственная этническая принадлежность, ни этничность других; этнонигилизм в форме космополитизма как декларирование свободы от всего этнического, отрицание этничности вообще; амбивалентная, маргинальная идентичность, которая распространена в этнически смешанных семьях, а также в семьях мигрантов. Маргинальная личность рассматривается как личность, у которой отсутствует идентификация как со своей, так и с другой группой. Она может вобрать в себя ценности, обычаи и традиции разных этносов. Маргиналам присущи чувства растерянности, амбивалентности, беспокойства, неопределенности, смятения, внутиличностные конфликты, вплоть до психических расстройств.
В структуре этнической идентичности имеются когнитивный и аффективный компоненты [5]. Основу когнитивного компонента составляет образ этнического Я, в котором сконцентрирована вся имеющаяся у субъекта информация о самом себе как представителе этноса. Поскольку информация о себе всегда возникает через сравнение с другими людьми, в когнитивный компонент входят представления об этнических других. Аффективный компонент включает эмоционально-ценностное отношение к своему этносу и своей этнической принадлежности. Он проявляется в позитивных (удовлетворенность своим членством в этнической группе, гордость за достижения своего народа, за его выдающихся представителей, патриотизм, чувство солидарности со своим этносом) и негативных этнических аттитюдах (отрицание собственной этнической принадлежности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных).
На наш взгляд, наибольшую значимость с точки зрения сохранения психического благополучия личности и благоприятных межэтнических отношений в обществе приобретает именно аффективный, эмоционально-оценочный компонент этнической идентичности.
Проблема структуры этнической идентичности неизбежно вызывает вопрос - как соотносятся и взаимодействуют эти компоненты? Один из частных вопросов в этой проблеме - какой из компонентов формируется раньше? Здесь сложились три точки зрения:
1. Формирование когнитивного компонента предшествует формированию аффективных, эмоциональных компонентов;
2. Сначала формируются эмоциональные связи и отношения к своей группе;
3. Оба компонента формируются одновременно.
Третья точка зрения выражает комплексный
подход к изучению такого сложного феномена как этнической идентичности - в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов (Е.М. Галкина, 1993; О.Л. Романова, 1994; Г.У. Солдатова, 1994; В.Ю. Хотинец, 1995).
Этническая идентичность формируется и развивается в постоянной рефлексии этнического своеобразия в сознании и поведении человека на протяжении всей жизни. Возрастом активного формирования ключевых этнических установок, этнической идентичности и толерантности, по мнению многих отечественных и западных ученых, является юношеский возраст[6; 7]. Идентификация с этнической группой может выступать для молодых людей опорой, облегчающей прохождение кризиса, процесс поиска собственной идентичности. Тревожное состояние межэтнических отношений в современном российском обществе - усиление националистических настроений, появление мощных экстремистских молодежных организаций, конфликты на национальной почве - демонстрирует значительную роль этнической группы в развитии личности молодого человека.
Высокая степень готовности к новым образцам поведения, сензитивность к социальным изменениям - так характеризуют юношей Дж. Финни и Т.Г. Стефаненко. Именно в этот период человек начинает задумываться о своей национальной принадлежности, изучать свою этническую группу, ее причастность к его жизни, сравнивать ее с другими группами. Дж. Финни выделила три стадии становлении идентичности подростков: а) "непроверенная" идентичность, когда у ребенка отсутствует пока интерес к этнической проблематике, членству в этнической группе. На ней находятся младшие подростки и взрослые, не имеющие проблем с этнической идентичностью. Стадии «непроверенной» идентичности соответствуют два подвида идентичности: диффузная, когда индивиды просто не задумываются о своей национальной принадлежности и предварительная, когда индивиды принимают (всасывают) позитивные этнические аттитюды родителей и других взрослых; б) поиск этнической идентичности (мораторий), когда человек пытается понять значение этничности в своей жизни. Собственный опыт и жизненные события (как правило, это случаи дискриминации и оскорблений по национальному признаку) стимулируют этническое пробуждение подростка. На данной
стадии происходит интенсивное погружение в культуру своего народа;
в) реализованная этническая идентичность, когда достигается ясное и четкое понимание незыблемости этнических особенностей, привязанности к этнической общности. При этом исследовательница считает, что реализованное этническое Я совпадает с достижением вполне определенной личностной идентичности.
З.И. Айгумова утверждает, что в 16-17 лет у юноши укрепляется осознание своей этнической принадлежности. Формируется мотивация выбора национальности, становятся более прочными отношения со своей этнической группой. Эмоциональное отношение к другим этносам переходит в рациональное, а такие новообразования, как высокая чувствительность к социальным влияниям, максимализм, импульсивность, делают молодежь в ситуациях межэтнической напряженности агрессивной и неуправляемой.
Для нас представляет интерес типология юношей, выявленная в эмпирических исследованиях ряда психологов (Г. У. Солдатова, И.И. Кауненко):
1. «Посредники» - юноши, настроенные на развитие позитивных взаимоотношений с представителями других этнических групп. Д ля них характерна этническая толерантность, готовность к межэтническим контактам.
2. «Пассивные посредники». В эту группу вошли юноши, выбравшие «норму» и этническую индифферентность, либо только этническую индифферентность.
3. «Активные националы» - это те, кто дал позитивные ответы на индикаторы гиперидентичности. Представители данного типа характеризуются самосознанием «наступательного» типа, отражающего стремление к этническому доминированию.
4. «Пассивные националы» - юноши, выбравшие наряду с гиперидентичностью, либо «норму», либо этническую индифферентность.
5. «Человек мира» - юноши, выбравшие этнонигилизм [8].
Важными детерминантами становления этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте являются опыт межэтнического взаимодействия и характеристика этноконтактной среды (а именно тип среды проживания - городская или сельская), а также уровень развития самосознания личности (ее когнитивная сложность, рефлексия).
Итак, в своем исследовании мы исходим из следующих положений. Этническая идентичность -это результат когнитивно-эмоционального процесса
осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов [1; 2]. В ее структуре имеются когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты. Этническая идентичность -динамичное образование, наиболее интенсивно формирующееся в юношеском возрасте.
В эмпирической части своего исследования мы попытались выявить особенности этнической идентичности старшеклассников, проживающих в разных условиях - в городе (полиэтническая среда) и в селе (моноэтническая среда). В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов гимназии № 5 г. Кызыла и Шеминской средней школы.
При проведении своего исследования мы исходили из идеи
З.В. Анайбан о трех типах этнических сред: 1 -«тувинский» тип этнической среды, в которой преобладает тувинское население - Эрзинский, Овурский, Дзун-Хемчикский, Тес-Хемский, Улуг-Хемский, Монгун-Тайгинский, Сут-Холский кожууны. Данные районы расположены на юго-востоке и юго-западе республики и наиболее отдалены от центра; 2 - «смешанный» тип этнической среды, в которой соотношение тувинцев и русских равно -Кызылский, Пий-Хемский, Тандинский, Тоджинский кожууны; 3 - «русский» тип этнической среды, где преобладает русское население -Каа-Хемский кожуун и г. Кызыл. Географически они расположены в центре республики [9].
Были использованы методика «Кто Я?» (модифицированный вариант теста двадцати высказываний М.Куна и Т.Макпартлэнда) и опросник О.Л. Романовой [10]. Методика «Кто Я?» основывается на тесте «20-ти высказываний» М. Куна и Т. Макпартлэнда. Она выявляет в когнитивном и аффективном компонентах самосознания представления о себе, отношения к себе, самооценку, идентификации с теми или иными социальными группами.
Опросник О. Л. Романовой состоит из трех блоков вопросов: направленных на выявление чувства принадлежности к своей этнической группе; направленных на оценку того, насколько национальность считается значимой для респондента; направленных на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства. Кроме того, в опросник вошли утверждения, касающиеся использования респондентами того или иного языка.
Приступая к анализу полученных данных, отметим, что испытуемым было предложено самим выбрать язык, на котором они будут отвечать. Для всех испытуемых-сельчан, как мы и ожидали, более
предпочтительным оказался родной язык. В дальнейшем эта тенденция предпочтения ответов на родном языке у них сохраняется. По данным З.В. Анайбан 98,2 % тувинцев предпочитают общаться на родном языке, а для сельских тувинцев он остается единственным языком общения [9]. Испытуемые из городской школы все ответы дали на русском языке без исключения.
По результатам проведения методики «Кто Я?» можно сделать предварительный вывод о том, что тувинские старшеклассники, обучающиеся в городской школе, обладают более высоким уровнем развития как самосознания вообще, так и ее этнической составляющей, чем их сельские сверстники. Об этом свидетельствует, в частности, высокий процент этнических характеристик в самоописаниях, большее количество дифференцирующих утверждений. Кроме того, выявлены более позитивные тенденции оценивания себя. Средняя протяженность идентификационного ряда, отражающая когнитивную сложность самосознания, составила 10,3 для испытуемых городской школы и всего 4,4 - для испытуемых сельской школы. В целом, самоописания городских старшеклассников являются более
психологическими, личностными,
дифференцированными, сложными.
Если образ этнического Я в самосознании городских испытуемых достаточно осознан, то у сельских испытуемых обнаружена недостаточная выраженность в самосознании образа этнического Я. На свою национальность указали 71,4 % старшеклассников Кызыла и лишь 21,4 % (что в 3,3 раза меньше) старшеклассников из села. Это может быть связано с ограниченностью сферы межэтнического взаимодействия в селе, а также низкой этнической осведомленностью. Учащиеся Шеминской школы показали низкий уровень самопознания.
По результатам опросника О. Л. Романовой были выявлена большая фиксация сельских старшеклассников на собственной культуре, предпочтения в дружбе и браке представителей своей национальности, хотя, также как и городские, сельские страшеклассники поддерживают смешанные браки и готовы к межнациональному взаимодействию.
В то же время по ряду вопросов и у городских, и у сельских учащихся проскальзывают националистические установки. Так, большая часть школьников обеих групп считают, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации; что представители коренной национальности имеют право решать - жить в их
государстве людям других национальностей или нет. Причем подобные установки больше характерны для сельских старшеклассников. Так, ими выражено согласие с высказыванием «Думаю, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру».
В процессе обработки эмпирического материала, полученного при использовании обеих методик, выявлено 8 параметров, по которым сравнивались выборки школьников между собой. Оценка достоверности различий между обеими группами школьников с использованием критерия и Манна-Уитни выявила четыре статистически значимых различия (по параметрам: длина идентификационного ряда; этническое Я; чувство принадлежности к своей этнической группе; присоединение/дифференциация).
В целом, наше исследование выявило следующую картину этнической идентичности у тувинских старшеклассников: в обеих группах школьников зафиксирована позитивная этническая идентичность, которая характеризуется высокой степенью выраженности этнического Я и национальных чувств, интересом к культуре и истории своего народа, положительным отношением к собственной национальной принадлежности. В группе городских школьников высокая позитивная этническая идентичность сосуществует с большей толерантностью и открытостью в сфере близкого общения. У городских старшеклассников обнаружены более осознанные образы Я личности и Я этнического. Городские старшеклассники продемонстрировали большую когнитивную сложность самосознания, более выраженную этническую идентичность и большую толерантность, чем сельские, что можно объяснить опытом межнационального взаимодействия, большей информированностью о различных этнических группах, рефлексией этнических представлений.
Таким образом, влияние межэтнической ситуации в условиях города на развитие этнической идентичности прослеживается в: большей осознанности этнического Я в структуре самосознания, большей актуализированности этнических чувств, и в то же время большей национальной толернатности и открытости к межнациональным взаимодействиям. На развитие этнической идентичности кызылских старшеклассников влияет не только межнациональное общение, но и более высокий уровень развития самопознания (образ Я личности и Я этнического), а также более высокий уровень этнической информированности. Можно предположить, что развитие знаний о себе и этнической осведомленности способствуют
развитию не только этнической идентичности, но и этнической толерантности. Человек, который больше информирован о себе и других, несомненно, будет более объективен и беспристрастен в ситуациях межэтнического общения.
Обращает на себя внимание отсутствие у школьников (особенно сельских) высказываний о российской принадлежности, указывающих на гражданское самосознание. В гимназии № 5 такие ответы дали всего лишь 5 человек. Данный факт представляется нам проявлением общей для граждан бывшего СССР тенденции расщепления и нивелирования у них общегражданского сознания (Н.М. Лебедева, 1999). Результаты исследований, проведенных в 1993-95 гг. в республиках России под руководством
Л.М. Дробижевой показали, что по категории «гражданин России» у тувинцев отмечены наименьшие показатели по сравнению с другими республиками. Зато наибольшие показатели отмечены по категории «человек». Мы также отметили данную особенность у наших испытуемых.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Этническая идентичность соотносится с уровнем развития рефлексии личности, с одной стороны, и с типом среды проживания, с другой стороны. Эмпирическое исследование выявило зависимость выраженности этнической идентичности от места проживания: этническая идентичность городских старшеклассников оказалось более сформированной по сравнению с сельскими. Развитию этнической идентичности способствовали расширение знаний и кругозора, рост этнической осведомленности, осознание Я личного и Я этнического.
Сравнительный анализ особенностей этнической идентичности тувинских старшеклассников, проживающих в условиях города, и старшеклассников, проживающих в моноэтнической тувинской среде, показал, что межэтническое взаимодействие и большие возможности развитии интеллекта, в осознании себя и своих качеств, которые все-таки дает жизнь в городе, может приводить к развитию их этнической идентичности в сторону осознания образа Я, положительного отношения к себе как представителю своего этноса. Это происходит у старшеклассников из городской школы раньше, чем у старшеклассников из сельской школы.
Нам представляется, что полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами при работе по формированию этнической идентичности и этнической толерантности подрастающих поколений. Толерантное поведение
может обеспечить позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Работу по развитию национального самосознания необходимо сочетать с интенсивной работой по развитию личности молодых людей, воспитанием самостоятельности и социальной ответственности и этнической толерантности.
Программа по развитию этнической идентичности и национального самосознания должна включать: детальное ориентирование на личностное восприятие культуры и традиций собственного народа; ознакомление с культурой, традициями,
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, "Академический проект", 1999. - 320 с.
2. Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 656-667.
3. Солдатова Г.У. Этническое самосознание и этническая идентичность // Этническая психология. Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. - С. 189-196.
4. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификапдяиэтническое самосознание// Социс.
- 1999.-№ 9. - С. 67-73.
5. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий// Мир психологии.
- 2004. - №3 (39). - С. 38-43.
жизнью других народов; осознание себя как достойного представителя нации; усвоение духовно-нравственных ценностей своего этноса, его культуры, психологии. Воспитательная работа в школах в условиях многонационального Российского государства предполагает приобщение детей к общечеловеческим ценностям и ценностям других народов, формирование уважения и толерантности к ним в соответствии с «принципом диалектического единства трех начал - национального, федерального и общемирового, позволяющего человеку глубоко чувствовать принадлежность родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации» («Федеральная программа развития образования»).
6. Райе Ф. Психологияподросткового и юношескою возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 656 с.
7. Ремшмидт X. Подростковыйиюношескийвозраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
8. Кауненко И.И. К проблеме формирования этнической идентичности в юношеском возрасте (на материале Молдовы) // Журн. прикладной психологии. - 2000. - № 1. - С. 59
9. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Туве в 90-е годы (по материаламэтносоциологи-ческих исследований). - М.,
1999.- 334 с.
10. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.:МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК",
2000. - 208 с.
Т.А. Ондар
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНОВ "ШАМАНСТВО", "ШАМАНИЗМ" И "НЕОШАМАНИЗМ"
Феномен шаманизма необходимо рассматривать не только в рамках этнографии и религиоведения, но этнопсихологии. Соответственно, для раскрытия социально-психологических аспектов шаманизма важно уточнить и соотнести между собой основные понятия исследования: «шаманство», «шаманизм» и «неошаманизм».
The phenomenon of shamanism is necessary for not only within the limits of ethnography and religious studies, but ethno psychology too. Accordingly, for disclosing of socially psychological aspects of shamanism it is important to specify and correlate among themselves the basic concepts of research: «shamanstvo», «shamanism» and «neoshamanism».
Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, феномен шаманизма рассматривался долгое время преимущественно в рамках этнографии и религиоведения. При этом акцентировалось изучение шаманизма тувинцев, алтайцев и других народов Сибири и Севера, особенностей его костюма и атрибутики, шаманских ритуальных действий как проявления архаических[ 1] религиозных верований, религиозных представлений, мифов, устного народного творчества. В социально-психологическом исследовании шаманизма особое место занимают вопросы этнической особенности индивидуального и коллективного сознания и психики верующих-
шаманистов, а также вопросы "психо-социальной роли шамана"[2] и механизмы психологического воздействия в ритуально-обрядовой практике шаманства. К сожалению, социально-психологические механизмы воздействия шамана на группу (род, племя), социально-психологические внутригрупповые процессы, происходящие в связи с шаманистскими верованиями, смысловое содержание терминов "шаманство", "шаманизм" и "неошаманизм", трансформация психики человека, владеющего шаманскими техниками, взаимосвязь психофизиологии человека с опытом духовного переживания отодвигались на второй план или не исследовались вовсе.