Научная статья на тему 'Специфика этнической идентичности у современной российской молодежи'

Специфика этнической идентичности у современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
975
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЗНАЧИМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ETHNIC IDENTITY / COGNITIVE COMPONENT / AFFECTIVE COMPONENT / TYPES OF ETHNIC IDENTITY / IMPORTANCE OF A NATIONALITY / SOCIAL DISTANCE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомина Юлия Игоревна

Рассматриваются особенности проявлений этнической идентичности в молодом возрасте, которая выступает как результат определения человеком себя в этническом пространстве. Именно этническая идентичность рассматривается как одно из важнейших условий развития личности в современном многонациональном мире. Анализируются показатель значимости национальности у современной российской молодежи, а также тип и уровень выраженности этнической идентичности и ее отдельных компонентов. Кроме этого, рассматриваются степень социально-психологического принятия людьми друг друга, связанного с национальной принадлежностью, а также специфика восприятия молодыми людьми инокультурного окружения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of manifestations of ethnic identity at young age are considered. She acts as result of definition by the person of in ethnic space. Ethnic identity is one of the most important conditions of development of the personality in the modern multinational world. The analysis of an indicator of the importance of a nationality at modern Russian youth, and also type and level of expressiveness of ethnic identity and its separate components is presented in article. Besides, extent of social and psychological acceptance by each other people which is connected with a national identity, and also specifics of perception by young people of a foreign culture environment reveals.

Текст научной работы на тему «Специфика этнической идентичности у современной российской молодежи»

2. Полатайко С.В. Теоретические аспекты развития добровольчества // Известия Сочин. гос. ун-та. 2011. №1. С. 125-126.

3. «Добровольческая активность молодежи» 2012-2016 гг.: мониторинговое исследование на базе лаборатории социально-политических исследований ТулГУ. Метод: массовый опрос (анкетирование). 2012 г. - Руководители: Мартынова Т.М., Сычева А.В. Эмпирический объект: молодежь Тульской области в возрасте от 14 до 30 лет (n = 350). Ошибка выборки не превышает + 4,0 %. 2014 г. - Руководители: Лаврикова А.А., Сычева А.В. Эмпирический объект: молодежь Тульской области в возрасте от 14 до 30 лет (n = 255). Ошибка выборки не превышает + 4,05 %; 2016 г. - Руководители: Лаврикова А.А., Сычева А.В. Эмпирический объект: молодежь Тульской области в возрасте от 14 до 30 лет (n = 420). Ошибка выборки не превышает + 4,05 %.

4. Нигматуллина Т.А. Волонтерское движение как фактор роста социально-политической активности молодежи в современной России // Вестник ВЭГУ. 2013. №5. С. 63.

Сычева Анастасия Владимировна, ассистент, dobro 71@,list. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

VOLUNTEERING AS A FORM OF SOCIO-POLITICAL PARTICIPATION OF YOUNG PEOPLE IN SOCIETY

А. V. Sycheva

The article reveals the specifics of volunteerism among the youth. On the basis of national and regional research concludes that volunteering is an effective form of socio-political participation of young people in society.

Key words: volunteerism, volunteer, youth volunteering, development of volunteering.

Sycheva Anastasia Vladimirovna, assistant, dobro71@,list.ru, Russia, Tula, Tula state University

УДК 159.922.4

СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ю.И. Фомина

Рассматриваются особенности проявлений этнической идентичности в молодом возрасте, которая выступает как результат определения человеком себя в этническом пространстве. Именно этническая идентичность рассматривается как одно из важнейших условий развития личности в современном многонациональном мире. Анализируются показатель значимости национальности у современной российской молодежи, а также тип и

уровень выраженности этнической идентичности и ее отдельных компонентов. Кроме этого, рассматриваются степень социально-психологического принятия людьми друг друга, связанного с национальной принадлежностью, а также специфика восприятия молодыми людьми инокультурного окружения.

Ключевые слова: этническая идентичность, когнитивный компонент, аффективный компонент, типы этнической идентичности, значимость национальности, социальная дистанция, молодежь.

Этническое самоопределение является важнейшим этапом становления человека как личности, так как этническая идентичность напрямую связана с социумом, в котором человек находится или хочет находиться [2,3]. Формирование этнической идентичности — это результат самоопределения человека в этнокультурном пространстве. Осмысливая личный опыт и опыт других людей, человек актуализирует для себя ту или иную гражданскую и этническую идентичность. Можно уверенно сказать, что самопознание, исследование и принятие самого себя как представителя определенного народа — это и есть суть этнического самоопределения [8]. Сегодня чрезвычайно актуально и важно, чтобы люди понимали необходимость сохранения этнической и культурной идентичности, поскольку только человек, обладающий позитивной этнокультурной идентичностью, способен к этнической толерантности, к жизни в современном, все более глобализующемся мире [1,5,6].

Проблема этнического самоопределения, этнической идентичности чрезвычайно важна именно для представителей молодого возраста. Молодость — это период жизни от окончания юности (18-20 лет) до 30 лет. Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза. В молодости обнаруживается стремление к самовыражению; вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей. В данный период происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями: «Я» - концепция молодого человека продолжает обогащаться опытом активного самопроявления личности в самых разнообразных сферах, в том числе и в этнической сфере [4,10].

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение специфики проявлений этнической идентичности у современной российской молодежи.

В проведенном исследовании приняло участие 90 человек молодого возраста (20-25 лет). В исследовании использовались следующие методики: 1) шкала значимости национальности шкального опросника О.Л.Романовой для исследования этнической идентичности [9]; 2) методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности [9]; 3) шкала социальной дистанции Э. Богардуса [7]; 4) методика «Типы этнической идентичности» Г.У.Солдатовой и С.В.Рыжовой [7]; 5) авторская методика «Этнические ожидания».

Результаты анализа данных первой методики показали следующее. Для всей выборки проблема национальности оказалось довольно значимой на сегодняшний день. Это может быть связано с тем, что обследуемая группа представляет национальное большинство в полинациональном регионе, где постоянно приходится сталкиваться с представителями различных этнических групп. Условно всю выборку можно разделить на 2 подгруппы:

1) этнические толерантные - они готовы воспринимать инокультурное окружение таким, каким оно является без поправки на национальные особенности. Для данной группы национальность как признак во многом нивелирована и выведена из межнационального взаимодействия. Она сохраняет свое значение как одна из категорий оценки человека (как, например, пол, возраст или образование), но часто не учитывается. В силу специфики взглядов данной подгруппы показатель значимости национальности не очень высок (он составляет 2);

2) этнически нетерпимые - для данной категории молодых людей национальность - это если не основной, то один из важнейших признаков оценки человека, поскольку во многом от национальной принадлежности зависит возможное дальнейшее взаимодействие с человеком. Национальность будет определять все сферы общения и деятельности, что формирует гиперпозитивное восприятие своей национальной группы. В силу особенностей взглядов в данной группе показатель значимости национальности оказывается высоким (он составляет 5).

Достоверность различий по показателю значимости национальности оценивалась с помощью ^критерия Стьюдента (1эмп=17,6, при р<0.01).

Данная методика дополняется результатами анализа показателей выраженности (общего и компонентного) этнической идентичности. В группе этнически толерантных молодых людей численные показатели опять же самые низкие: -1 - когнитивный показатель; -1,2 - аффективный показатель; -1,1 - средний показатель. В группе этнически нетерпимых респондентов выраженность показателя когнитивного компонента составляет 1,7; аффективного компонента - 1,9; а средний показатель выраженности идентичности - 1,8.

Достоверность различий по показателям выраженности компонентов и общего уровня этнической идентичности оценивалась с помощью ^критерия Стьюдента ^эмп=14,2, при р<0.01; tэмп=9,2, при р<0.01 соответственно).

В целом можно говорить о позитивной этнической идентичности в данной возрастной группе: независимо от ориентации взглядов все испытуемые положительно принимают свое этническое происхождение и свои национальные особенности. Хотя выраженность компонентов этнической идентичности различна, можно отметить сформированность как когнитивной, так и аффективной составляющих. При этом, чем больше этнически толерантными являются испытуемые, тем менее отчетливо они выделяют национальные особенности, менее полно представляют влияние национальности на свою жизнь, также менее осознанной выступает связь со своей этнической группой. Высокий уровень национальной нетерпимости формирует более детализированный и систематизированный образ своего

этноса, при этом лучше осознается связь со своим народом и компоненты подобной связи.

Методика диагностики типов этнической идентичности полностью подтверждает данные, полученные и проанализированные выше. Необходимо отметить, что каждая из выделенных подгрупп выбирает только по два типа этнической идентичности, которые полностью встраиваются в имеющуюся логику оценки и восприятия инокультурного окружения. Что касается группы с толерантным восприятием иностранцев, то основными типами здесь выступили:

1. Этническая индифферентность (23 % респондентов) - этому типу свойственно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

2. Позитивная этническая идентичность (норму) (77 % респондентов) -этот тип характеризуется сочетанием позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Данный тип задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Что касается группы с этнически нетерпимыми взглядами, то здесь также диагностируются два типа этнической идентичности:

1. Этноэгоизм (30 % испытуемых) - этот тип выражается как в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

2. Этноизоляционизм (70 % испытеумых) - этот тип характеризуется убежденностю в превосходстве своего народа, признанием необходимости «очищения» национальной культуры, негативным отношением к межэтническим брачным союзам, ксенофобии.

Таким образом, выделенные типы этнической идентичности полностью соответствуют системе отношения к инокультурному окружению, выявленному в каждой из описанных подгрупп.

Следующей методикой для анализа особенностей межнационального взаимодействия в молодости явилась модифицированная шкала социальной дистанции Э. Богардуса. Испытуемым было предложено 11 этнических регионов для оценки их распределения на 7-позиционной дистантной шкале (Европа, Африка, Дальний Восток, Ближний Восток, евреи, страны Балтии, республики Средней Азии, славянские республики (Украина, Белоруссия), республики Кавказа, цыгане, Латинская Америка).

Что касается группы толерантных молодых людей, то регионы распределены на самых близких социальных дистанциях: на уровне родственников

располагаются славянские этносы, Европа, Дальний Восток; на уровень друзей респонденты помещают Среднюю Азию, евреев, Африку, Латинскую Америку; к уровню соседей относятся Кавказ, Ближний Восток, цыгане, Балтия.

В группе этнически нетерпимых испытуемых используются в основном самые отдаленные социальные зоны. Единственный регион, который принимается на самой близкой дистанции (дистанции дружбы), - это славянские республики. Однако даже в этом случае, дистанция выделена не самая близкая; возможно, на самой близкой дистанции будут располагаться только представители своей национальной группы. На самую высокую ступень из оставшихся - ступень гражданства - попадают Африка и Латинская Америка; на ступени гостей (туристов) располагаются Европа, Дальний Восток; к тем, кого видеть в своей стране нежелательно, относятся Кавказ, Ближний Восток, Средняя Азия, Прибалтика, евреи и цыгане.

Достоверность различий по параметру распределения этнических групп по социальным дистанциям оценивалась с помощью критерия ранговой кор-релляции Спирмена (г=0,5). Данный показатель не достигает уровня критического значения, следовательно, корреляция между группами не достигает уровня статистической значимости.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) ориентацию во взглядах на этнические проблемы во многом определяют знакомство и детализированость образа конкретного этноса;

2) представленность каждой национальной группы в информационном потоке будет определять ее положение на шкале социальной дистанции;

3) славянский регион всегда будет занимать самую близкую позицию на шкале социальной дистанции независимо от ориентации во взглядах на этнические особенности;

4) аффективная оценка национальной группы также будет превалировать над когнитивной оценкой.

Последняя методика также посвящена анализу восприятия молодыми людьми инокультурного окружения. В данном случае им предложен ряд проблемных ситуаций (в количестве 30), которые описывают особенности взаимоотношений с иностранцами. Испытуемым предложено смоделировать свое поведение в подобных ситуациях. Все ситуации могут быть разделены на 5 больших групп: 1) ситуации прямого непосредственного взаимодействия с представителями других национальных групп; 2) ситуации вынужденной смены места жительства, а следовательно, и окружения; 3) ситуации, инициируемые взрослым человеком; 4) ситуации нормативного поведения (как со стороны самого подростка, так и со стороны сверстника другой национальности); 5) ситуации, которые связаны с информированием (возможность рассказать что-либо о своих национальных особенностях или узнать что-либо о других национальностях).

Ситуации первой группы описываются следующим образом. Молодые люди с этнически толерантными взглядами готовы взаимодействовать с иностранцами на любом уровне. Они не испытывают дискомфорта или неприязни

при восприятии как групп молодых людей иной национальной принадлежности, так и отдельных представителей подобных групп. Они довольно легко воспринимают группы как с полинациональным составом, так и с мононациональным составом. Что касается ответов респондентов с этнически нетерпимыми взглядами, то они, сталкиваясь с группами молодых людей иной национальности, демонстрируют реакцию неудовольствия, дискомфорта, раздражения. Причем данная подгруппа считает необходимым общение только на русском языке.

Вторая группа ситуаций представлена следующим образом. Группа молодых людей с этнически толерантными взглядами, в целом, не против переехать жить в другое государство. Испытуемые отмечали, что не готовы совсем покинуть родную страну, но на некоторое время для определенных целей они смогли бы жить и за ее пределами. Они не обязательно хотят вращаться только среди представителей своего этноса, они готовы активно взаимодействовать и с иностранцами. При этом даже в данной группе испытуемые не готовы сменить свою национальность - они довольны и гордятся ею. Кардинально отличаются ответы другой подгруппы испытуемых. Что касается смены места жительства, то здесь возможны две линии поведения - или испытуемые вообще на это не согласятся и останутся на родине, имея возможность общаться и взаимодействовать только с представителями своего народа; или они готовы переехать в другое государство, но в данном случае они хотели бы жить только в пределах своего этноса и уехать сразу же, как только появится такая возможность, поскольку причины, по которым можно покинуть свою страну, должны быть достаточно серьезными (например, военные действия или стихийные бедствия). Смена национальности для данной подгруппы абсолютно неприемлема.

Следующая группа ситуаций - это ситуации информирования. Группа молодых людей с толерантной ориентацией с удовольствием посещали бы различные мероприятия, где они смогли бы получать информацию об обычаях, традициях, обрядах, быте, культуре других национальных групп. Причем, подобная информация может касаться как других национальных групп, так и дополнительных характеристик своего народа. Однако испытуемые уверены, что подобные мероприятия должны быть организованы на добровольной основе -посещать их должны только те, кто действительно интересуется данными вопросами, а не все подряд под давлением окружающих. Члены группы с этнически нетерпимыми взглядами не готовы посещать информационные факультативы. Они готовы делать это только в том случае, если информация касалась бы только своего народа. Желательно, чтобы такие факультативы распространялись на всех, а также чтобы подобные формы были учтены в системе образования. Причем подобные факультативы полезно посещать и иностранцам, поскольку это важно для них как проживающих на чужой территории. О других национальных группах им ничего узнавать было бы не интересно.

Что касается четвертой группы ситуаций, то в подгруппе с толерантными взглядами не поддерживается идея о необходимости существования определенных правил для иностранцев, которые проживают на территории РФ. Ре-

спонденты уверены, что правила должны существовать для всех, и все обязаны их соблюдать. Они указывают на необходимость знания законов страны, на территории которой планируется проживание, - причем, это также должно распространяться как на иностранцев, приезжающих жить в РФ, так и на русских, уезжающих за границу, особенно на ПМЖ. В случае конфликта между представителем своего этноса и иностранцем, молодые люди стремятся, прежде всего, разобраться в ситуации. Испытуемые предпримут все усилия, чтобы конфликт оказался исчерпанным и решение устроило бы обе стороны. Что касается подгруппы с этнически нетерпимыми взглядами, то испытуемые уверены в необходимости существования отдельных правил для иностранцев. Причем подобная система правил должна распространяться, только на лиц иной национальной принадлежности, быть обязательной для них и не захватывать представителей коренного этноса. Если вдруг возникает серьезный конфликт, то данная подгруппа в большинстве случаев признает неправым или виновным именно человека другой национальности, чем своего. Однако даже здесь молодые люди не приветствуют разрешение конфликтов агрессивными способами, при этом на первое место необходимо поставить интересы своего народа.

В оценке ситуаций последней группы ответы также полностью зависят от ориентации испытуемых в национальных вопросах. Испытуемые с толерантными взглядами готовы предпринять все усилия, чтобы доказать окружающим отсутствие значимости национальности для общения. Испытуемые с этнически нетерпимыми взглядами не считают возможным достижение полного взаимопонимания, если речь идет о представителях разных национальностей - подобное взаимодействие изначально обречено на непонимание и конфликты. Что касается влияния мнения окружающих, то оно будет иметь особое значение именно в данной подгруппе.

Таким образом, несмотря на ориентацию взглядов на этнические проблемы, национальность и национальные особенности обладают важным значением для оценки человека. При этом соответствующие позиции связаны с определенными типами этнической идентичности, которые будут строго характерны для каждой из описанных подгрупп. При этом восприятие национальности будет зависеть от особенностей возраста и специфики этнического самосознания. Необходимо отметить, что высокий уровень толерантности в восприятии иностранцев способствует определенному размыванию границ своей этической группы; этнический нейтралитет связан с равенством образов своей и чужой этнических групп, а высокий уровень этнической нетерпимости приводит к слабой дифференциации в анализе чужих национальных групп.

Список литературы

1. Богданов Н.А. К вопросу этнической толерантности // Социальная политика и социология. 2007. № 3. С. 197- 202.

2. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. 448 с.

3. Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в многоэтнической среде // Психолог. журнал. Т. 10. № 1. 1989. С.49-54.

4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.656 с.

5. Самохвалова В.И. Идентичность, норма и пределы толерантности // Философ. науки. 2008. № 4. С. 26 -45.

6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. 386 с.

7. Психодиагностика толерантности личности / . Солдатова Г.У., Шайгеро-ва Л.А., Прокофьева Т.Ю. и [др.]; под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, 1999. 320 с.

9. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М.: Аспект Пресс, 2006. 208 с.

10. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240с.

Фомина Юлия Игоревна, канд. психол. наук, доц., yulia0514@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

SPECIFICS OF ETHNIC IDENTITY AT MODERN RUSSIAN YOUTH

Fomina Y. I.

In article features of manifestations of ethnic identity at young age are considered. She acts as result of definition by the person of in ethnic space. Ethnic identity is one of the most important conditions of development of the personality in the modern multinational world. The analysis of an indicator of the importance of a nationality at modern Russian youth, and also type and level of expressiveness of ethnic identity and its separate components is presented in article. Besides, extent of social and psychological acceptance by each other people which is connected with a national identity, and also specifics of perception by young people of a foreign culture environment reveals.

Key words: ethnic identity, cognitive component, affective component, types of ethnic identity, importance of a nationality, social distance, youth.

Fomina Yulia Igorevna, candidate of psychologycal science, docent, yulia0514@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.