Научная статья на тему 'Этническая идентичность подростков в приграничном районе Оренбургской области'

Этническая идентичность подростков в приграничном районе Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКОМПЕТЕНТНОСЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голуб Евгения Викторовна

В статье представлена часть экспериментального исследования этнической идентичности подростков Оренбургского приграничного региона. Отражена взаимосвязь выраженности этнической идентичности от места проживания и этнокомпетентности как когнитивного компонента этнического самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность подростков в приграничном районе Оренбургской области»

Е.В. Голуб

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В ПРИГРАНИЧНОМ РАЙОНЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлена часть экспериментального исследования этнической идентичности подростков Оренбургского приграничного региона. Отражена взаимосвязь выраженности этнической идентичности от места проживания и этнокомпетентности как когнитивного компонента этнического самосознания.

Ключевые слова: этническая идентичность, этнокомпетентнось, этническая осведомленность, этническое самосознание, этнодифференцирующие признаки, этническая индифферентность.

Ситуации этноконфликтов, развивающиеся на фоне этнонационализма, достаточно подробно освещаются в социальной литературе. Однако, причинно-следственные закономерности формирования этнической идентичности толерантных полиэтнических территорий, описываются как в социальной, так и в психолого-педагогической литературе, намного реже. Вместе с тем, опыт развития этой взаимосвязи и анализ специфики Оренбургской области может служить важным примером для других регионов.

Население Оренбургского региона представляет собой некую совокупность этносов многонациональной России. Современная этнокультурная специфика и территориальная организация этнической культуры региона, являющегося «трансграничным и сформировавшегося на стыке разных культурных пространств, представляет собой этноконтактную зону, где сложилась уникальная этнокультурная среда» [2].

Оренбургская область исторически сложилась в процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия в традициях взаимопонимания и уважения, многонационального общения и веротерпимости различных этнических общностей.

Во-первых, Оренбургский край можно отнести к такого рода историческим регионам, где в ходе российской колонизации перемещались и перемешивались большие группы людей разных сословий и разных культурных традиций. Здесь оказалось много новожителей разной этнической принадлежности, которые научились ценить человеческие качества и лучше понимать друг друга, чем, если бы они жили изолированно без сильных инокультурных воздействий.

Во-вторых, Оренбургская область граничит с Казахстаном, Башкирией, Татарстаном, что не может не оказывать влияния на этнические про-

цессы взаимоотношения титульного этноса и этнических меньшинств. На территории Оренбургской области уникальнейшим образом пересекаются славянская и тюркская культуры. Примечательным является и тот факт, что если до 1994 года на территории области наблюдалось миграционная убыль казахов, то с 1994 года происходит миграционный прирост и расселение их в приграничных с Казахстаном районам. Расширяется количество населенных пунктов, где увеличивается доля казахов, в частности в приграничном поселке городского типа Соль-Илецке.

Результаты переписи населения 2002 г. показали увеличение количества национальных групп населения в Оренбуржье. Если в 1989 году в Оренбургской области были зарегистрированы представители 80 национальностей, то по последней переписи населения в Оренбуржье проживают представители более 100 национальностей. Область определяется не только многоэтничностью, но и изменением геополитического положения, превращением его в «новое пограничье». На протяжении многих лет в Оренбургском регионе не наблюдались межнациональные конфликты. Однако оказалось, что в латентном виде нетерпимость по отношению к представителям других этнических групп имеет место и достигает в настоящее время достаточно высокого уровня (41% испытывают недоброжелательное отношение к людям иной национальности). Отметим, что у молодого поколения (18-29 лет) прослеживается весьма ощутимое нарастание негативных чувств к представителям иной национальности. В наибольшей мере это демонстрирует русское население области (47%). Наиболее этнотолеран-тными являются казахи - 73% опрошенных респондентов не испытывают неприязни к людям иной национальности [14].

На фоне этих тенденций парадоксальным кажется выявленный нами феномен неприятия соб-

ственной этнической идентичности подростками, что ведет к психологическому дискомфорту и к проявлениям асоциального поведения.

Работники системы образования отмечают, что подростки, которые демонстрируют непринятие своей этнической идентичности, часто испытывают психологический дискомфорт, проявляют асоциальные формы поведения. Таким образом, перед образованием стоит задача поиска путей решения проблемы конфликтных взаимоотношений, асоциальных проявлений посредством гармоничного развития подростков как представителей различных этнокультур.

В нашей многонациональной стране и в Оренбургской области в частности, сохраняется актуальность образовательной задачи по воспитанию человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать право каждого этноса на самобытность, с пониманием относиться к национальным особенностям, уважать культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения.

Современные условия жизни подтверждают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является этничность, этническая идентичность. Нарушения этнической идентичности могут обуславливать появление напряженности, конфликтности. Обретение человеком целостной этнической идентичности обусловливают его психическое созревание, способствует повышению степени психической адаптации к его внутренней и внешней среде [1].

Согласно теории социальной идентичности А. Тешвела [16], базовую потребность в самоуважении человек удовлетворяет через идентификацию с различными социальными группами, наиболее устойчивыми из которых являются этнические. В рамках любой культурной традиции вырабатываются правила и нормы поведения, а распад культурной традиции влечет за собой отказ от прежних норм и правил, а также массовое падение морали.

Н.М. Лебедева отмечает, что «благодаря нормам наших традиционных культур и религий мы все еще живы, поэтому культурная соотнесенность очень важна для выживания человечества, оберегая его от духовной и нравственной анархии». Исследователь понимает этническую идентичность как «отнесение себя индивидом к дан-

ному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению её целостности как этнокультурного организма» [11].

В этнопсихологическом словаре под редакцией Крысько, этническая идентичность (этничность) - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности [13].

Согласно мнению Г. У Солдатовой «на современном этапе этническая принадлежность по значимости называется вслед за категориями частной жизни, смыкаясь с базовыми принадлежностями (семейной, половой, профессиональной, возрастной) - главными опорами адаптации и выживания в кризисные периоды развития общества» [7], что подтверждает необходимость усиления внимания педагогов к проблеме этнической идентичности.

Элементарное представление об этнической принадлежности и её осознание возникает уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всего развития индивида. Однако осознание собственной этнической идентичности получает своё развитие в подростковом возрасте, на что указывает Дж. Фанни [15]. Это происходит в силу известных возрастных психофизиологических особенностей, когда вопросы идентичности приобретают жизненно-важное значение.

Для формирования у подростка этнической идентичности необходимо также соответствие ценностей, передаваемых через семью и ценностей транслируемых через школу и группу сверстников. Там, где ценности первичной социализации подтверждаются ценностями вторичной социализации, усиливается культурное наследие, а, следовательно, идентичность со своей этнической общностью [5].

Этническая идентичность стала предметом теоретических и эмпирических исследований отечественных этносоциологов, этнопсихологов и эт-нопедагогов: А.В. Мудрик, Г. У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Л.М. Дробиже-ва, Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец. Анализ этих исследований показал, что важную роль в процессе формирования этнической идентичности иг-

рает социокультурная и природная среда рождения и проживания, т.е. ландшафтно-климатичес-кие, расово-биологические характеристики этнической идентичности [3; 5; 6; 8; 10].

С целью подтверждения взаимосвязи этнической идентичности подростков с местом проживания и полиэтничностью социальной среды, нами проведено эмпирическое исследование в приграничном с Казахстаном городе Оренбургской области Соль-Илецке. В качестве контрольной была взята группа подростков такого же возраста МОУ «Средняя общеобразовательная школа .№52 города Оренбурга». Результаты эмпирического исследования в приграничном районе Оренбургской области и областном центре были подвергнуты факторному анализу на основе стандартных методов математической статистики.

В настоящем исследовании мы использовали методическую разработку Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжова «Типы этнической идентичности», которая позволяет диагностировать этническое самосознание. Диагностика этих авторов была выбрана в связи с тем, что из имеющихся банков диагностических процедур, их опросник позволяет легко и объективно определить типы этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляция, этнофанатизм [9].

Кроме этой диагностики для определения представлений подростков о собственной этнической идентичности был проведён опросник В.Н. Гурова, по определению этнокультурной компетентности [12]. Данная методика выясняет когнитивные представления подростков об этнической культуре своего народа, чувство принадлежности к своему народу, межэтнические отношения.

Исследование этнической идентичности проводилось среди учащихся 8-9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 города Соль-Илецка». Учебное заведение этнически не ориентировано. Два года назад в школе был факультативный курс казахского языка. В связи с уходом преподавателя на пенсию, специалиста по ведению этого предмета не нашлось. В учебном заведении 644 ученика, из которых 65% составляют дети казахской национальности. Было протестировано 80 подростков от 14 до 16 лет. Из них: 44 казахской национальности, 15 русской, 13 татарской, 8 человек национальность не указали либо затруднялись с её определением т.к. являлись членами биэтнических семей. По утвержде-

нию педагогического состава школы, подростки этнотолеранты, конфликтов на национальной почве не бывает. Это подтверждается исследованием: 75 школьников из 80 хотели бы, чтобы среди их друзей были представители разных народов.

Средняя школа №52 города Оренбурга, также не имеет этнокультурного компонента. Количество учеников в школе - 738. Было протестировано 75 подростков. Из них: 5 армян, 1 грек, 11 татар, остальные русские.

Первоначально был проведён опросник Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжова «Типы этнической идентичности», где мы определили, в зависимости от суммы набранных испытуемыми баллов, выраженность доминирующего типа этнической идентичности. Положительная этническая идентичность у подростков приграничного района 80,2%, а у подростков областного центра лишь 60,4%. А показатель этнической индифферентности у подростков Соль-Илецка ниже, чем у ребят города Оренбурга (соответственно 7,5% и 10,2%). Это говорит о том, что позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству как городских, так и сельских ребят, но степень выраженности выше у подростков приграничного района. Размывание этнической идентичности (этническая индифферентность), проявляющееся в неопределённости этнической принадлежности превалирует у ребят города Оренбурга.

Поскольку областью исследования мы выделили представления подростков о себе как о представителях определенного этноса, нас интересовал когнитивный компонент, который входит в структуру этнической идентичности.

Интерес к своим этническим корням проявили большинство подростков. В тоже время чуть меньше половины затруднились определить своё отношение к людям разных национальностей.

Ориентацию на идентификацию с двумя этническими общностями, неясность представления о своей этнической идентичности указали подростки из биэтнических семей. Таких ребят в Соль-Илецкой школе оказалось 10%. Они определяли свою национальность, например, как: «русская немка» (Таня П.), «русская татарка» (Женя К.), «крещёная татарка» (Аня А.), «метиска» (Луиза Б.), метис (Максим И.).

Вовлечённость в социальную жизнь и культурную практику этнической группы (использование языка, поддержание культурных традиций)

Таблица1

Таблица2

Таблица3

Назовите источники информации о культуре народов Соль-Илецк, школа № 5, ответы в % Оренбург, школа № 52, ответы в %

СМИ 27,5 42,2

родители 23,7 39,8

спецлитература 12,5 10

школа 10 8

Испытываете ли вы интерес к культуре других народов? Соль-Илецк, школа № 5, ответы в % Оренбург, школа № 52, ответы в %

да 60,85 73,4

нет 13,15 11,8

не знаю 26 14,8

Хотите ли вы знать культуру своего народа? Соль-Илецк, школа № 5, ответы в % Оренбург, школа № 52, ответы в %

да 92 73

мы рассматриваем в качестве индикатора этнической идентичности индивида. Так важным условием, влияющим на этническую идентичность, является языковая сфера. Язык часто рассматривается как один из наиболее социально значимых этнических определителей. Знания и владение двумя языками являются по нашему мнению показателями степени выраженности этнической идентичности. По нашему исследованию родным языком в Соль-Илецкой школе владеют 87,3% (казахский и татарский), но говорят подростки на родном языке только в семье, принимая русский язык как язык межнационального общения.

О сформированности этнического самосознания говорит и отношение подростков к культуре своего и чужого народа. По таблице 1 мы можем увидеть следующее: меньше всего информации об этнокультуре подростки получают из школы. Из таблицы 2 можно сделать вывод, что подростки, как в приграничном районе, так и в областном городе испытывают интерес к этой информации, но в областном центре этот процент выше. Мы считаем, что это связано с моноэт-ничной средой школьной жизни городских ребят. Подростки Оренбурга хотят знать больше культуру других народов, чем свою, а ребята Соль-Илецка в большей степени проявляют интерес к культуре своего народа (табл. 3).

Мы отмечали, что необходимым условием этнической идентификации являются этнические знания. Проанализируем подростковую этноос-ведомлённость.

Подростки нерусской национальности приграничного района лучше знают русскую литературу и русских общественных деятелей, чем казахских и татарских. Упоминают лишь Назарбаева и Розу Рымбаеву (один раз), слабо знают своих национальных и мифических героев, зато хорошо осведомлены о национальных праздниках и национальных блюдах, причем как своего, так и чужого народа. Пищевые предпочтения стойко сохраняются в этническом самосознании, несмотря на любые социально-экономические изменения. Питание консервативно, что отражается в этническом самосознании и является детерминантом любого этноса.

В школе областного центра желание знать культуру своего и чужого народа ниже, чем у сельских ребят, а подростки нерусской национальности не знают историческое прошлое своего народа.

Обобщая полученные результаты исследования, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в школах отсутствует этнический компонент, у подростков приграничного Соль-Илецкого района более выражена позитивная этническая идентичность, чем у подростков областного центра.

В тоже время слабые этнические знания подростков, как в приграничном, так и в областном центре, свидетельствует о недостаточной работе институтов воспитания семьи и школы по формированию этнического самосознания молодого поколения. С другой стороны подростки являются той аудиторией, которая откликается на усилия воспитателей по формированию позитивного отношения к своей этнической культуре. Ребята указывают, что хотели бы больше знать о традициях, обычаях своего и чужого народа, поэтому развитие у подростков любой национальности чувства самоуважения, удовлетворённости своей принадлежностью к тому или иному народу, гордость за его достижения, можно добиться введением в педагогический процесс курсов народоведения или иными инновационными программами этнокультурного характера, которые ещё недостаточно активно внедряются в систему образования Оренбургского региона.

Библиографический список

1. Бромлей Ю.В. Очерки тории этноса. - М.: Наука, 1983. - 412 с.

2. Герасименко Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. - СПб., 2005. - С. 101.

3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. -№5. - С. 69-75.

4. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие: материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». - М.: ИЭА РАН, 1997.

5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефанен-ко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М.: «Привет», 2004. - С. 51.

6. МудрикА.В. Воспитание в контексте социализации // Сборник психолого-педагогической литературы. - Н. Тагил, 2002. - С. 6-18.

7. Солдатова Г. У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. - С. 14.

8. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряжённости. - М.: Смысл, 1998. - С. 40-64.

9. СолдатоваГ.У., ШайгероваЛ.А. Психодиагностика толерантной личности. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 1999. - 320 с.

11. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика // Толерантность в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии: Материалы международной научно-практической конференции. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2005. - С. 51.

12. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. - М., 2004. - 240 с.

13. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 298.

14. Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье: ежегодный доклад, 2005 год. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005. - С. 19-22.

15. Phinney J.S. А ThreeStage Model of Ethnik Identity development in Adolescence // Eyhic Identity: formation and Transmission among hispanics and Other Minorities. - Albany, 1993. -P. 61-79.

16. Tajfel H. Social psychology of intergroup relation // Annual Review of Psychology. - 1982. -V 33. - Р. 1-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.