О.В. Белавина, Л.А. Ясюкова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ КОММЕРСАНТОВ И РАЗРАБОТЧИКОВ-ПРОГРАММИСТОВ
Формирование личности представляет собой сложный и многоплановый процесс. Выявление детерминант развития личности имеет уже более чем вековую историю, в которой значительное число исследований указывает на наличие связей между характером деятельности человека и его психологическими особенностями. На наличие явных связей между сферой деятельности человека и его ценностями и культурными установками указывал еще в начале прошлого века Э. Шпрангер. Вследствие устойчивости этих связей он предложили обосновывал соответствующую типологию личности1. В дальнейшем выявленные Э. Шпрангером закономерности успешно разрабатывались как в русле социальной психологии, так и психологии труда и привели к появлению термина «профессиональный тип личности». Особое значение для развития теоретических и прикладных аспектов данного направления имели работы Б.Г. Ананьева. Он рассматривал роль труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека, выделил и обосновал понятие субъекта деятельности как инстанцию, формирующую базовые свойства личности2. В работах его учеников нашли подтверждение его идеи о влиянии характера труда на формирование личности человека. В экспериментальных исследованиях Л.А. Головей, Н.А. Грищенко, А.А. Русалиновой, А.Л. Свенцицкого, Э.С. Чугуновой и других неоднократно выявлялось наличие устойчивых личностных особенностей, свойственных представителям тех или иных профессий. Однако вопрос о характере детерминации до сих пор остается открытым: определяется ли сам выбор профессии внутренними особенностями личности, к чему склонялся Э. Шпрангер, или сама профессиональная деятельность формирует качества личности человека, на что указывал Б.Г. Ананьев.
Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. На профессиональное самоопределение оказывают влияние множество факторов. У человека должны быть развиты определенные свойства интеллекта, которые необходимы для приобретения профессиональных знаний и навыков. Помимо соответствующих интеллектуальных способностей для успешной работы в той или иной профессиональной сфере от человека требуются и определенные личностные свойства, черты характера. Эти личностные особенности помогают ему лучше выполнять свою работу и становиться настоящим профессионалом.
Целью нашего исследования было выявление типологических особенностей людей, работающих в двух наиболее популярных в настоящее время профессиональных сферах: в сфере бизнеса и торговли и в сфере программирования и разработки программного обеспечения. Нами было проведено комплексное психологическое обследование 89 коммерсантов (продавцов, частных предпринимателей, администраторов и директоров магазинов) и 17 разработчиков (программистов, дизайнеров, аниматоров). В исследовании принимали участие успешные молодые профессионалы (возрастной диапазон 22-29 лет), в основном мужчины с высшим техническим образованием. Использовались следующие методики: тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест социального интеллекта Гил фор да-Салливена,
© О.В. Белавина, Л.А. Ясюкова, 2006
задачи на дивергентное мышление Гилфорда, тест скорости и точности переработки информации Тулуз-Пьерона, цветовой тест Люшера, личностный опросник Кеттелла (форма А), фрустрационный тест Розенцвейга, тест социальной перцепции и коммуникативных установок Фидлера-Ясюковой, ориентационный тест Басса, тест Томаса, тест правового сознания Ясюковой.
По своим интеллектуальным способностям обе изучаемые группы оказались очень неоднородными, поэтому мы не сравнивали интеллект коммерсантов и разработчиков. Действительно, среди коммерсантов были как высокоинтеллектуальные люди, так и работники со средним уровнем интеллекта. Аналогичная ситуация была и в группе разработчиков: программистов отличал высокий уровень интеллекта в целом, в то время как дизайнеры обладали средним интеллектом при высоком развитии пространственного мышления и творческого воображения.
Для сравнения личностных особенностей коммерсантов и разработчиков был использован И-критерий Манна-Уитни; результаты представлены в таблице (символом ** отмечены различия, значимые на уровне 1%, а символом * - на уровне 5%).
Характеристика личностных особенностей коммерсантов и разработчиков
Тесты Средние значения
Коммерсанты Разработчики
А 6,63** 4,76**
Кеттелл Р 6,54* 5,47*
М 4,51** 6,41**
<3з 6,04** 4 71**
ЬРС д 5,18* 3,94*
Фидлер ЬРС л 5,04* 3,93*
АБО Д 9,96* 13,52*
Р Д -0,66* -5,47*
Розенцвейг / 3,45* 2,44*
Правосознание Знания (Пз) 5,99* 5,29*
Во-первых, как и следовало ожидать, сфера общения оказалась гораздо более значимой для работников сферы мелкого бизнеса и торговли. Поскольку коммерсантам (продавцам, администраторам, частным предпринимателям и пр.) все время приходится по роду своей профессиональной деятельности контактировать с людьми, то профессию в сфере бизнеса и торговли чаще всего выбирают люди более общительные, те, кто настроен на установление и поддержание дружеских, неформальных контактов с окружающими (см. табл., Кеттелл, фактор А|). Кроме того, поскольку коммерсант вынужден находить общий язык и договариваться с очень разными людьми, даже с теми, кто ему неприятен, то для успешной работы в сфере торговли и бизнеса необходима терпимость к людям, умение видеть в любом человеке не только недостатки, но и положительные стороны. Особенно важно, чтобы коммерсант мог объективно оценивать деловые качества людей. Результаты сравнения говорят о том, что коммерсанты более терпимы по отношению к другим людям, менее категоричны, нежели разработчики, и способны более объективно и непредвзято оценивать окружающих (Фидлер-Ясюкова, индексы ЬРСд и ЬРСД, индекс АБСЭД). Разработчики программного обеспечения большую часть рабочего дня проводят в одиночестве за компьютером, и для их успешной работы не очень важно, умеют ли они устанавливать дружеские и деловые отношения с окружающими.
Во-вторых, разработчики уступают коммерсантам в практичности и прагматизме. По данным таблицы видно, что для большинства разработчиков характерны такие черты творческой личности, как мечтательность, некоторая оторванность от реальной жизни, богатство внутреннего мира, широта интересов и увлечений (Кеттелл, фактор М|), в то время как коммерсанты характеризуются скорее практичным и прагматичным подходом к жизни. В отличие от рассеянных, работающих скорее по вдохновению, а не по расписанию разработчиков коммерсанты более организованны и методичны, склонны следовать заранее составленному плану (Кеттелл, фактор С)3Т). Кроме того, практичные коммерсанты лучше ориентируются в существующих законах и правовых нормах (Ясю-кова, правовые знания |) и в большинстве случаев могут самостоятельно найти выход из неприятностей и стрессовых ситуаций, разрешить возникший неожиданно конфликт (Розенцвейг, фактор /|). Разработчики же в стрессовых и конфликтных ситуациях, при столкновении с неожиданными трудностями реальной жизни могут оказаться беспомощными, особенно если им будет не с кем посоветоваться.
В-третьих, оказалось, что коммерсанты более оптимистичны и более уверены в своих силах, нежели разработчики. Заниматься коммерцией и предпринимательской деятельностью сейчас начинают те, кто, с одной стороны, характеризуется уверенностью в себе и своих деловых качествах, часто даже несколько преувеличивая свои возможности (Фидлер, индекс Р Т), и> С другой стороны, те, кто оптимистичен, не боится неудач и готов пробовать снова и снова (Кеттелл, фактор Р|).
Итак, коммерсанты оказались более общительными и терпимыми к другим людям, более практичными и уверенными в себе и в будущем, нежели творческие и мечтательные разработчики. Однако нас интересовал не только подобный усредненный портрет каждой из сравниваемых групп, но и то, каким образом замеряемые в исследовании характеристики взаимосвязаны друг с другом, какое влияние они оказывают друг на друга. Для сравнения структуры личности коммерсанта и разработчика мы использовали корреляционный анализ.
Рис. 1. Характеристика взаимосвязи качеств, Рис. 2. Характеристика взаимосвязи качеств,
определяющих отношение коммерсантов к определяющих отношение разработчиков к
работе работе
Корреляционные плеяды на рис. 1 и 2 позволяют проанализировать влияние некоторых личностных характеристик на отношение людей к своей работе. Видно, что в обеих исследованных группах конформизм, компанейскость (Кеттелл, фактор С>21) подавляет деловую ориентацию (Басс, «дело» |). Иными словами, чем более значимо для человека быть вписанным в коллектив, в группу, сохранять свое положение в группе, тем менее важна ему работа сама по себе, тем меньше он заботится о качестве выполняемой работы. Причем именно компанейские сотрудники в коллективе выглядят наиболее активными
и хотят добиться чего-нибудь в жизни (Кеттелл, фактор ЬТ), однако при этом коммерсанты и разработчики ведут себя по-разному.
У разработчиков (см. рис. 2) конформизм и честолюбие сочетаются с соперничеством (Томас, «соперничество» |) и заботой лишь о своих собственных интересах (Басс, «эго» '['). Наиболее честолюбивые и активные разработчики стремятся всегда отстаивать свою точку зрения, часто в ущерб интересам общего дела, и не склонны соглашаться с коллегами ради поддержания хороших отношений (Томас, «приспособление» I, Басс, «общение» 4). Более того, честолюбивые разработчики могут пытаться манипулировать другими людьми для достижения собственных целей, используя свои интеллектуальные способности (Кеттелл, фактор В"|, Гилфорд-Салливен, IV субтест |).
У коммерсантов, напротив, конформизм и честолюбие сочетаются с приспособленчеством, стремлением быть как все и поддерживать со всеми хорошие отношения. На рис. 1 показано, что у компанейских, общительных коммерсантов в работе преобладает не деловая ориентация, а ориентация на общение (Басс, «общение» |). В первую очередь они стремятся со всеми коллегами поддерживать хорошие отношения, предпочитая лишний раз не спорить с ними и с начальством и вести себя так, как повело бы себя большинство людей в подобной ситуации (Томас, «приспособление» ^ Розенцвейг, ОСЯ]1). Если честолюбивые разработчики предпочитают действовать через интриги и манипулирование людьми, то честолюбивые коммерсанты - открытые, боле прямолинейные и непосредственные (Кеттелл, фактор N 4, Басс, «эго» |), оптимистичные и жизнерадостные (Кеттелл, Р ^ Люшер, СО |), они не склонны к закулисным интригам, а предпочитают идти «напролом». Причем чем более исполнителен и организован коммерсант (Кеттелл, О и (^3 >Г), тем менее он честолюбив и активен, менее жизнерадостен и прямолинеен, более дипломатичен.
Рис. 3. Характеристика взаимосвязей коммуника- Рис. 4. Характеристика взаимосвязей коммуникативных установок коммерсантов с другими тивных установок разработчиков с другими
личными качествами личными качествами
На рис. 3 и 4 показаны взаимосвязи коммуникативных установок с некоторыми личностными и интеллектуальными характеристиками. Из корреляционной плеяды, изображенной на рисунке 3, видно, что наиболее общительные, честолюбивые и активные коммерсанты (Кеттелл, (^21, 14) относятся к окружающим их людям со скепсисом, несколько недооценивая их деловые качества (Фидлер, индекс МРСд|). Они в первую очередь обращают внимание на недостатки своих коллег, не прощая промахи даже тем, кого считают своими друзьями, и искренне считают, что все люди в деловом плане не представляют собой ничего особенного. Причем такого же мнения они и о собственных деловых способностях (Фидлер, индекс Рд1), что не мешает их честолюбивым устремлениям. Впрочем, активным и общительным коммерсантам несвойственна излишняя категоричность в оценках (Фидлер, индексы АБОиндексы ЬРС'Г), они не склонны игнорировать
сильные стороны или преувеличивать недостатки своих соперников и людей, которые им неприятны.
Доброжелательная установка (Фидлер, индексы МРС^) характерна для менее активных и общительных, но более исполнительных и организованных коммерсантов (Кеттелл,
0 и С?3Доброжелательные коммерсанты ответственны и самокритичны (Томас, «избегание» Фидлер, индексы Р|), а в стрессовых ситуациях теряются, не знают, с кем посоветоваться, берут ответственность за случившееся на себя и пытаются сами найти решение, очень сильно переживая из-за случившегося (Розенцвейг, И-Р|, е[, I], /'!, Е-0|).
Интересно отметить, что учиться на своих ошибках (Розенцвейг, могут те коммерсанты, у которых отсутствует категоричность в оценках других людей (Фидлер, индексы АЭО],). Если же человек не умеет разбираться в людях, субъективен и несправедлив в своих оценках других людей, то в случае возникновения неприятностей он будет искать их причину в поступках других людей, не замечая своей вины, не анализируя последствия своих собственных действий.
Среди разработчиков (см. рис. 4) доброжелательная установка характерна для тех, у кого преобладает деловая ориентация (Басс, «дело» Т); фиксация же на своих собственных интересах или ориентация на общение (Басс, «эго» или «общение» Т) приводят к отсутствию доброжелательности как в деловой, так и в личной сфере. Лишь те, кто в первую очередь заботятся об интересах дела, готовы авансировать окружающим хорошую оценку (Фидлер, индексы МРСТ)- Доброжелательные разработчики и более исполнительны, организованны и самокритичны (Кеттелл, и <3,1, Фидлер, индексы Р|), хотя в оценках несимпатичных им людей они могут проявлять субъективизм и излишнюю категоричность (Фидлер, индексы АБО!). Впрочем, подобная необъективность связана скорее с повышенной эмоциональностью, которая проявляется как в обычной обстановке (Кеттелл, С|), так и в стрессовых ситуациях (Розенцвейг, Е’Т и О-В^). Эмоциональный человек под влиянием момента, «сгоряча», выдает поспешное, категоричное суждение, но через некоторое время, подумав и успокоившись, может скорректировать свое мнение. Доброжелательные и ориентированные на дело разработчики хуже переносят неприятности, дольше переживают из-за случившегося (Розенцвейг, Е-ОТ), не знают, что предпринять (Розенцвейг, /', ей Ы-Р|) и во всех неудачах винят в основном себя (Розенцвейг, /'[').
Те из разработчиков, кому на работе важнее всего общение (Басс, «общение» "Г), в стрессе ведут себя по-другому. Они несамокритичны не только в обычной жизни (Фидлер, индексы Р^), но и в стрессовых ситуациях. Даже неприятности не могут заставить их задуматься о том, насколько правильно они себя ведут и каковы могут быть последствия их собственных поступков (Розенцвейг, Д). Ориентированные на общение разработчики в стрессовых ситуациях склонны сразу начинать действовать, искать выход из сложившейся ситуации (Розенцвейг, / и Ы-Р Т). Поэтому они не учатся на своих ошибках и могут из раза в раз попадать в те же самые неприятности. Более того, зачастую они попадают в неприятности не только потому, что не пытаются учиться на собственном опыте, но и потому, что не всегда умеют правильно прогнозировать последствия своих и чужих поступков, анализировать сложившуюся ситуацию (Гилфорд-Салливен,
1 субтест |). Следует отметить, что чем менее доброжелательно человек относится к окружающим (Фидлер, индексы МРС^), тем ярче у него выражена психологическая защита через философское отношение к жизни (Розенцвейг, МТ). Подобные скептики считают, что идеальных людей нет, что невозможно всегда быть честным, работать с полной самоотдачей, всегда поступать порядочно, поэтому нет смысла многого требовать от окружающих и кого-то обвинять (себя или других) в случившихся неприятностях.
І
Результаты корреляционного анализа говорят также о том, что чем лучше разработчики умеют читать пантомимику, чем лучше понимают настроение и мысли другого человека по его позе, выражению лица, жестам (Гилфорд-Салливен, II субтест |), тем лучше они представляют, с кем можно посоветоваться, к кому можно обратиться за помощью при возникновении неприятностей (Розенцвейг, е|). Как раз скептики и обладают необходимым для этого социальным интеллектом, в отличие от доброжелательных и несколько категоричных разработчиков, у которых понимание невербальной информации развито недостаточно.
—
I© $
^прису
Рис. 5. Структура творческих способностей коммерсантов
Структура творческих способностей тоже оказалась различной в зависимости от вида деятельности (см. рис. 5 и 6). Творческие способности (Гилфорд, вії) в основном проявляются у наиболее интеллектуально развитых коммерсантов (Амтхауэр, А Д, А3|, А,] и А6|, Гилфорд-Салливен, I субтест Ї). Творческие, нестандартно мыслящие коммерсанты мечтательны, характеризуются широтой интересов и кругозора (Кеттелл, фактор МТ), независимы от мнения авторитетов (Кеттелл, фактор <3,Т), зачастую ведут себя не так, как все (Розенцвейг, вОЦ). Они всегда стараются отстаивать свою точку зрения, не соглашаясь с мнением окружающих (Томас, «соперничество» Ї, «приспособление» 4), не склонны придерживаться правил и инструкций (Кеттелл, фактор в|), но ведут они себя подобным образом не ради своей личной выгоды (Басс, «эго» 4, Кеттелл, фактор 14). Они отстаивают свои идеи и точку зрения ради интересов общего дела, искренне считая, что так будет лучше для всех (Басс, «дело» Ї). Кроме того, творческие коммерсанты прямолинейны и категоричны (Кеттелл, фактор N1, Фидлер, индексы А80|), уверены в себе, не боятся высказать свое мнение и не будут сильно переживать, если оно окажется ошибочным (Кеттелл, С^, 0|, Розенцвейг, Е-Б4).
@ 1
Рис. 6. Структура творческих способностей разработчиков
В отличие от коммерсантов, в структуре личности разработчиков аналогичных связей творческих способностей с интеллектуальными или характерологическими показателями
не было выявлено. Дивергентное мышление разработчиков (по тесту Гилфорда) положительно коррелирует только со скоростью нейродинамических процессов (Тулуз-Пьерон, скорость '['). В творческом коллективе разработчиков каждый успевает за ограниченное время предложить столько различных идей, сколько позволяют его нейродинамические характеристики.
Можно сравнить разработчиков, готовых активно использовать новые идеи, и но-ваторов-коммерсантов (Кеттелл, фактор С?,Т). Готовые экспериментировать разработчики и коммерсанты похожи тем, что, во-первых, и те и другие действуют скорее в интересах общего дела, нежели из корыстных побуждений (рис. 5 и 6: Басс, «эго» |), во-вторых, пробовать что-то новое готовы оптимисты, люди уверенные в себе, не принимающие неудачи близко к сердцу (рис. 5: Кеттелл, 0|, С|, Розенцвейг, Е-Э рис.6: Кеттелл, 0|, БТ, Розенцвейг, М’'!'), и, в-третьих, в обеих сравниваемых группах новаторство сочетается с самостоятельностью и независимостью в поведении (рис. 5: Розенцвейг, ССЯ|, Кеттелл, О рис. 6: Кеттелл, Е|, Розенцвейг, <?|). Однако есть одно существенное отличие разработчиков-новаторов от новаторов-коммерсантов: у разработчиков готовность экспериментировать (Кечтелл, фактор (^Д) оказалась связана с коммуникативными качествами, а именно с повышенной потребностью в общении и с отсутствием робости, застенчивости при установлении контактов (Кеттелл, А|, Н|). Подобных связей в структуре творческих способностей коммерсантов обнаружено не было.
На развитие правового сознания в сравниваемых группах также влияют различные факторы. У коммерсантов уровень развития правового и гражданского сознания (тестЯсюковой) оказался обусловлен в первую очередь доминирующими социальными установками: чем более скептично человек относится к окружающим (см. рис. 7: Фидлер, индексы МРС|, при этом часто и индекс А80д|), тем у него выше и общий уровень правосознания, и правовое сознание в деловой и гражданской сфере. Именно скептики, не склонные доверять другим людям, предпочитают действовать не на основе устных договоренностей, а в соответствии с трудовым законодательством (Ясюкова, деловое правосознание'[').
Более скептично настроенные коммерсанты, не рассчитывающие на постороннюю помощь (со стороны государства или других людей), привыкли полагаться только на свои собственные силы, а не занимать иждивенческую позицию (Ясюкова, гражданское правосознание '[').
Другим важным фактором, влияющим на уровень правового сознания коммерсантов, оказалась стрессоустойчивость. Общий уровень правосознания оказался выше у тех коммерсантов, кто легче переносит стресс (Розенцвейг, Е-0|), т.е. излишние переживания могут мешать рациональному взгляду на ту или иную ситуацию. Зрелость гражданской позиции коммерсантов (Ясюкова, гражданское правосознание) тоже в основном зависит от того, как они ведут себя в стрессовых ситуациях. Социальной активностью, принятием ответственности за свою судьбу, гражданской зрелостью обладают те коммерсанты, которые, с одной стороны, не склонны перекладывать вину за случившиеся неприятности на кого-то другого (Розенцвейг, 2Ц) и, с другой стороны, не сильно переживают из-за случившегося, принимая его как судьбу, как неизбежность,
Рис. 7. Характеристика взаимосвязей личностных качеств коммерсантов с правовым сознанием
По )—{м.
-©
при этом всегда надеясь, что выход из неприятностей рано или поздно будет найден (Розенцвейг, Е-0|, М|, т]).
Степень же сформированности правосознания коммерсантов в деловой сфере оказалась в основном связанной с их отношением к работе. Ориентируются на правовые нормы в профессиональной деятельности (Ясюкова, деловое правосознание ]'), честолюбивые и активные коммерсанты, ставящие интересы общего дела выше своих собственных интересов, заботящиеся в первую очередь о качестве работы (Кеттелл, Басс, «дело» |). Прагматичные карьеристы, пекущиеся в первую очередь о своих собственных интересах (Кеттелл, М|, Басс, «эго» I), предпочитают и в профессиональной деятельности ориентироваться на приятельские отношения и личную договоренность, а не на должностные инструкции, контракты и трудовые договора. Кроме того, оказалось, что ниже развито правовое сознание в деловой сфере у тех коммерсантов, кто привык в случае возникновения неприятностей действовать самостоятельно, а не советоваться с окружающими (Розенцвейг, /!), полагаясь на свои собственные силы, а не на должностные инструкции и указания начальства.
Корреляционные плеяды, на которых показаны факторы, влияющие на формирование правового сознания разработчиков, изображены на рис. 8. Оказалось, что наиболее развитым правовым сознанием обладают наиболее практичные и прагматичные разработчики (Кеттелл, фактор М|), причем прагматизм влияет как на общий уровень правосознания, так и на зрелость гражданской позиции разработчиков. В деловой сфере наиболее сформированным правосознанием обладают активные, оптимистичные и стремящиеся к лидерству разработчики (Кеттелл, Е| и Б'Г).
Проведенный сравнительный анализ личностных особенностей молодых, но уже успешно проявивших себя в профессии коммерсантов и разработчиков, выявил достоверные различия в развитии их коммуникативных и волевых качеств, которые, возможно, и повлияли на выбор направления деятельности. Можно предположить, что именно личностные особенности определили выбор дальнейшей сферы деятельности (работа организатора или программиста), т.к. абсолютное большинство обследованных молодых профессионалов имеют высшее техническое образование и навыки программирования. Исследование выявило особую роль коммуникативных установок в профессиональном развитии индивида, поскольку труд - это совместная деятельность людей. Так, наиболее доброжелательные по отношению к окружающим людям и коммерсанты и программисты имеют много общего в своем профессиональном развитии. Они и наиболее ответственны, исполнительны, самокритичны, больше озабочены общими результатами деятельности, нежели своей карьерой. Напротив, занимают лидерские позиции и делают карьеру прагматично настроенные профессионалы, имеющие скептические установки по отношению к людям. Проявилось также влияние общих социальных установок на характер профессионального развития. Доминирование деловых ценностей формирует правовое сознание и правовое поведение работника. Напротив, преобладание эгоистической направленности закрепляет установку действовать в обход трудового законодательства.
Таким образом, данные исследования говорят о том, что, с одной стороны, личностные особенности влияют на выбор человеком той или иной профессии, а с другой - трудовая деятельность также оказывает на личность определенное влияние, закрепляя и усиливая
Рис. 8. Характеристика взаимосвязей личностных качеств разработчиков с правовым сознанием
именно те качества, которые позволяют добиваться более высокой эффективности в работе и реализовать доминирующие жизненные установки.
1 См.: Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.М., 1982. С. 55-59.
2 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
Статья принята к печати 27 сентября 2006 г.