Научная статья на тему 'Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев'

Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ясюкова Л.А., Матузова Н.Н.

A social-psvchological study revealed the mentality (moral, legal, civic) ofspecialists in humanities to be related with their personal traits, labor values, communicative attitudes and emotional states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and legal aspects in the mentality of the Russian professionals in humanities

A social-psvchological study revealed the mentality (moral, legal, civic) ofspecialists in humanities to be related with their personal traits, labor values, communicative attitudes and emotional states.

Текст научной работы на тему «Моральные и правовые аспекты менталитета российских гуманитариев»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 1

JI.A. Ясюкова, H.H. Матузова

МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕНТАЛИТЕТА РОССИЙСКИХ ГУМАНИТАРИЕВ*

В статье излагаются результаты социально-психологического исследования представителей гуманитарной интеллигенции (журналистов, преподавателей, психологов) Санкт-Петербурга. Анализируются взаимосвязи морального, гражданского, правового сознания гуманитариев с их личностными особенностями, коммуникативными установками, трудовыми ценностями и общим эмоциональным самочувствием в современной социально-экономической ситуации.

Взаимоотношения людей внутри любой социальной группы регулируются посредством исторически сложившихся моральных норм, признаваемых ее членами, выполнение которых обеспечивает им вхождение в данную группу. Любое современное государство имеет самые различные социально-профессиональные группы, существенно различающиеся по доминирующим жизненным целям и ценностям. Различия в мировосприятии приводят к тому, что каждый микросоциум имеет свое представление об «идеальном человеке», свой эталон одобряемого поведения и соответствующую систему морально-этических норм для регуляции и управления людьми внутри группы. Абсолютная приверженность ценностям «своей» группы и неприятие, отторжение ценностей других групп может приводить к вражде, гражданским конфликтам, вооруженным столкновениям. Например, религиозная непримиримость приводила и до сих пор приводит к вооруженным конфликтам, ненависть бедных к богатым - к революциям, национальная неприязнь - к геноциду.

Для сохранения и поддержания гражданского мира каждое государство вырабатывает единую для всех входящих в него социальных групп систему регулирования деловых и личных отношений - гражданское, уголовное и трудовое законодательство. Наличие законов, как известно, само по себе автоматически не ведет к осуществлению ими регулирующих, стабилизирующих, защитных функций, даже если разработаны санкции по отношению к их нарушителям. Законы действуют только в том случае, когда подавляющее большинство членов общества добровольно им подчиняется, даже если какие-либо положения их не устраивают. Невозможно разработать такие законы, статьи которого полностью и одновременно удовлетворяли бы разнообразные и нередко взаимоисключающие претензии и стремления различных социальных групп, входящих в государство. Правосознание - это формирующаяся по мере взросления человека система представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами государства, между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Только при обязательном подчинении всех членов общества существующим

* Работа проведена при поддержке РГНФ, грант Х° 04-06-00410а. © Л.А. Ясюкова, H.H. Матузова, 2006

законам могут быть гарантированы права каждого человека, его личная безопасность и сохранение гражданского мира в целом.

Между тем исследования социологов и психологов свидетельствуют о слабой выраженности законопослушных установок среди россиян, что вполне согласуется и с реальным нарушением законов буквально во всех сферах жизни общества. Причины такой ситуации, разумеется, не сводятся только к особенностям переживаемого периода, когда и сам процесс законотворчества происходит очень динамично, сопровождается нестыковками, борьбой групповых интересов, и, соответственно, законы не воспринимаются населением как устойчивые, надежные и справедливые. Установлению адекватных отношений между законом и личностью могут препятствовать также те или иные ее собственные психологические особенности, жизненные установки, инерция социальных условий и традиций.

Настоящее социально-нсихологическое исследование проводилось в 2004-2005 гг. сотрудниками лаборатории социальной психологии НИИКСИ СПбГУ. Целью его являлось изучение правового и гражданского сознания россиян, его связей с морально-этическими установками, отношением человека к себе и к окружающим людям, с его индивидуальными особенностями и системой трудовых ценностей. Особое внимание уделялось анализу соотношения моральных и правовых установок в структуре общественного сознания россиян.

В исследовании использовались психологические тесты: 16ФЛО Кеттелла (личностные особенности), Фидлера - Ясюковой (коммуникативные установки и самооценка), Самойловой (выраженность синдрома авторитарного сознания), Ясюковой (правовое и гражданское сознание, трудовые ценности), а также специально разработанная анкета, в которой респондент, кроме сведений общего характера (пол, возраст, образование, профессия, должность, материальный достаток, отношение к религии), отмечал преобладающее у него в последнее время настроение (предлагалось пять градаций: от оптимистичного до подавленного) и свое отношение к законам и правовому регулированию (какие законы следует выполнять; причины, побуждающие подчиняться существующим законам; как существующие законы влияют на его собственную жизнь).

Сформированность у человека правового сознания оценивалась по 4 сферам: готовность придерживаться правовых норм в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, зрелость гражданской позиции и уровень правовых знаний. При несформированности правосознания в бытовой сфере человек не признает равноправного существования различных этических систем, ориентируется на морально-нравственные нормативы только в том варианте, который сам разделяет. Отрицательно относится к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с его собственными, и в связи с этим характеризуется потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях. При несформированности правосознания в деловой сфере и в профессиональной деятельности у человека доминирует ориентация на личную договоренность, сочетающаяся с пренебрежением к документальному оформлению работы, склонностью действовать в обход трудового законодательства и не соблюдать (или не полностью соблюдать) договорные обязательства, если ему будет так выгоднее или, по его мнению, так будет лучше для дела. При незрелости гражданского сознания человека характеризует социальный инфантилизм, активность в плане предъявления требований к окружающим, к государству и нежелание прикладывать личные усилия, самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за то, как она складывается. Такие люди склонны, в пер-

вую очередь, отстаивать свои права, но «забывают» про свои обязанности, у них отсутствует гражданская ответственность1.

В целом по данному комплексу методик было обследовано более 1000 человек. В настоящей статье мы выделили для анализа группу петербуржцев - представителей гуманитарных профессий (журналисты, преподаватели вузов, учителя и психологи системы образования) - 133 человека. Причина выделения для более углубленного анализа именно данной группы заключалась в том, что представители этих профессий обладают значительным социальным влиянием: журналисты через средства СМИ воздействуют на общественное сознание населения, педагоги и психологи формируют общественные ценности будущего, участвуя в воспитательном процессе подрастающего поколения. Нас интересовало, каков характер этого влияния, какие ценности транслируются представителями гуманитарной интеллигенции, каковы особенности их менталитета.

Гуманитарии традиционно воспринимаются как носители, хранители и проводники морально-этических ценностей в обществе. Их менталитет обычно отражает общечеловеческие ценности, которые не всегда совпадают с государственными. Однако исследования В.А. Самойловой, проведенные в первой половине 90-х годов XX в., выявили и среди гуманитариев достаточно широкую распространенность авторитарного личностного синдрома, который проявляется в комплексе таких свойств, как стереотипность и ригидность мировосприятия, мистическая настроенность, агрессивность, категоричность, подозрительность и недоверие к людям, жесткость воспитательских установок, недостаточная и избирательная сострадательность, превалирование социальных ценностей над личными2. Наличие авторитарного личностного синдрома наблюдалось и нами при изучении в 1993 г. правового и гражданского сознания различных социально-про-фессиональных групп городского населения. Тогда для гуманитариев была характерна явно выраженная авторитарность сознания в сочетании с правовым нигилизмом, резко отрицательным отношением к законам и нежеланием им подчиняться3. С точки зрения Э. Фромма и Т. Адорно, создателей концепции авторитарного сознания, авторитарная личность является продуктом тоталитарных режимов, а правовой нигилизм его следствием, так как авторитарное ядро личности изначально не восприимчиво к усвоению правовых регуляторов социальных отношений1.

В нынешнем исследовании, проведенном спустя 12 лет, отдельные аспекты авторитарного синдрома проявились у незначительной части обследованных гуманитариев (менее чем у 25 %), вследствие чего средний индекс авторитарности, по методике Самойловой, колеблется около 4,5 баллов (из 11 возможных). Авторитарные установки несколько сильнее заметны у тех, кто более всего чтит национальные традиции (5,33 балла), а также у преподавателей вузов (5,02 балла) и в меньшей степени - у психологов (3,92 балла). Можно сказать, что авторитарность в сознании гуманитариев выражена слабо, однако неприятие законов осталось прежним. Лишь 25 % опрошенных согласны подчиняться существующим законам, а 48,6 % уверенно заявляют, что законам не следует подчиняться, если они кажутся несправедливыми. Более 40 % гуманитариев утверждают абсолютную приоритетность моральных норм над правовыми, выказывают недоверие к законам, считают, что они мешают, тормозят деятельность, не способны защитить человека. Хотя более половины опрошенных (64,4 %) осознают, что в стране будет порядок только в том случае, если граждане будут руководствоваться в первую очередь правовыми нормами, а не понятием справедливости.

Можно предположить, что снижение авторитарности сознания служит отражением демократических преобразований, происшедших в нашем обществе. В то же время

стабильность показателей правового нигилизма, возможно, является особенностью ментальное™ российских гуманитариев. В ее основе лежит исторически традиционное противостояние передовой части общества, с которой всегда позиционировала себя российская гуманитарная интеллигенция, и авторитарной власти, характерной для российского государства на протяжении многих веков.

По ряду предложенных вопросов обследованные гуманитарии составили две контрастные группы (не определившиеся составили около 15 %). Одну группу образовали гуманитарии, выступающие за сильную государственную власть (35,6 %), которая, как они считают, должна обеспечить всем нормальный уровень жизни (53,7 %), и в качестве приоритетной задачи выдвигают борьбу за свои права (42,5 %). Их активность заключается в предъявлении требований к государству, не подразумевает личного вклада и поэтому напоминает установки людей с незрелым гражданским сознанием. Другая группа гуманитариев занимает по этим вопросам противоположную позицию. Они выступают против усиления государственной власти, за гражданское демократическое общество (30,9 %), считают, что каждый человек должен самостоятельно строить свою жизнь (34,5 %) и, в первую очередь, выполнять свои обязанности (43,7 %). Уровень правосознания у представителей первой группы не достигает средних значений (колеблется около 17 баллов из 36 возможных по методике Ясюковой), во второй группе - несколько превышает средние значения (23,5 балла), и в целом можно говорить об их более зрелой гражданской позиции.

Корреляционный анализ (рис. 1, 2) выявил значимые связи проявлений авторитарного синдрома (тест Самойловой), уровня правового и гражданского сознания с такими личностными особенностями гуманитариев, как консерватизм - радикализм (фактор Q( теста Кеттелла), конформизм - самодостаточность (фактор Q., теста Кеттелла), зависимость - самостоятельность (фактор Е теста Кет телла), а также с коммуникативными установками и самокритичностью (индексы MPC и Р методики Фидлера - Ясюковой). Из рис. 1 следует, что проявления авторитарного личностного синдрома и неразвитость правового и гражданского сознания характерны для наиболее консервативных (фактор Q,J-), конформных (фактор Q24-), самоуверенных (индекс PÎ), недостаточно самокритичных гуманитариев, склонных предъявлять повышенные требования не к себе, а к другим людям (индекс МРСХ). Причем низкий уровень гражданского сознания определяется приоритетом групповых норм и культурных традиций (положительно взаимосвязанный комплекс: факторы Qr Q, и индекс гражданского сознания). Напротив, низкие показатели авторитарности сочетаются с развитым правовым и гражданским сознанием и характерны для интеллектуально независимых (фактор Q,î), самодостаточных (фактор Q Î) и самокритичных гуманитариев, в первую очередь предъявляющих требования к себе и доброжелательно относящихся к другим людям (индексы P¿ и MPC?).

По тесту Фидлера - Ясюковой, большинство обследованных гуманитариев высоко самокритичны (индекс Р = -6,5), характеризуются доброжелательной установкой по отношению к людям (индекс MPC = 7,43). Они склонны авансировать доброжелательное отношение, умеют видеть положительные черты даже в тех людях, которые им неприятны (индекс LPC = 4,22), объективно оценивают их, не склонны к категоричности суждений (индекс ASO = 14,78). Очевидно, что такие личностные особенности, как самокритичность, доброжелательность, общая гуманистическая направленность коммуникативных установок гуманитариев, и спосооствуют преодолению пережитков авторитаризма в их сознании. В то же время по результатам тестирования по 16ФЛ О Кеттелла средние групповые значения по факторам Q,, Q, и Е оказались ниже нормативного уров-

Рис. 1. Взаимосвязи показателей, характерные для обследованных гуманитариев.

Рис. 2. Взаимосвязи

показателей, характерные

для

обследованных журналистов.

ня, следовательно, свойственные многим из обследованных гуманитариев традиционализм. коллективизм, пассивность затрудняют освоение правовых норм и формирование активной гражданской позиции. Превышают средние нормативные значения такие их личностные особенности, как непрактичность, мечтательность, творческое воображение (фактор М), а также исполнительность, чувство долга (фактор С). В исследовании, как нам кажется, проявилось традиционное для гуманитариев личностное противоречие: присущие им гуманизм, ответственность, с одной стороны, но пассивность и мечтательность - с другой.

Противоречивость сознания значительной части гуманитариев характеризуется еще и тем, что свое доброжелательное отношением они распространяют не на всех людей. Например, 30,3 % опрошенных считают, что люди некоторых национальностей по своей природе склонны к мошенничеству и несоблюдению норм морали, а 47,6 % утверждает, что в основе законов государства должны лежать этические нормы доминирующей в государстве нации. Это можно квалифицировать и как пробуждение национального сознания, национальной идеи, и как проявление национализма. Таким образом, неразвитость правового сознания на бытовом уровне, приоритет собственных морально-нравственных представлений может приводить даже в целом доброжелательных гуманитариев к осуждению и неприятию людей других национальностей, являющихся носителями иных этнических стандартов.

Преобладающий у гуманитариев эмоциональный настрой оказался непосредственно связанным с уровнем их гражданского сознания (см. рис. 1). Положительные связи доминирующего настроения с уровнем гражданского сознания свидетельствуют о том, ч-та именно его зрелость служит залогом уверенности в завтрашнем дне. Степень активности гражданской позиции определяет и общий положительный эмоциональный настрой. Напротив, у гуманитариев с неразвитым гражданским сознанием, с социально-инфантильными установками преобладающим является состояние тревожности и неуверенности.

Журналисты, хотя по средним значениям исследуемых показателей не отличаются от остальных гуманитариев, но по структурным особенностям характеризуются некоторым своеобразием. У журналистов (см. рис. 2) настроение более тесно и непосредственно зависит от нонконформизма (фактор 02Т) и личной активности (фактор ЕТ). Личная активность, в свою очередь, положительно связана с интеллектуальной независимостью (фактор 0,Т), творческим воображением (фактор МТ), развитыми правовыми установками в деловой сфере и с особой значимостью таких трудовых ценностей, как самостоятельность и творчество в работе (снижение ранговых баллов приближает их по значимости к 1-му месту).

Из корреляций на рис. 1, 2 следует, что тревожное и подавленное настроение, неуверенность в жизни свойственны тем гуманитариям, которые характеризуются гражданским инфантилизмом, неразвитым правовым сознанием, консерватизмом и ригидностью социальных установок, конформизмом и недостаточной личностной активностью. Современное российское общество характеризуется динамичностью происходящих изменений, требует от человека личной активности, гибкости, самостоятельности, и естественно, что при неразвитости этих качеств люди с большими трудностями вписываются в окружающую их жизнь.

Тревожно-подавленное настроение преобладает у гуманитариев, которые пытаются жить по совести и особо остро чувствуют расхождение существующих правовых норм с понятием справедливости (индекс настроения 2,73 при максимально возможных

5 баллах). Оптимизм и спокойная уверенность преобладают у тех, кто подчиняется законам из рациональных соображений (индекс настроения 3,40). Верующие гуманитарии чувствуют себя в современной социальной ситуации более комфортно по сравнению с атеистами (индексы настроения 3,38 и 2,67). Мужчины более уверены (индекс настроения 4,10), чем женщины (индекс настроения 3,12). В журналистской среде наблюдается несколько иная ситуация: женщины немного более уверены в жизни, чем мужчины (индексы настроения 3,81 и 3,58).

На основании ответов гуманитариев на вопрос, какие законы следует соблюдать, были выделены 3 группы. В первую группу вошли те, кто считает, что соблюдать нужно все законы, а во вторую и третью - кто готов соблюдать лишь те законы, которые соответствуют морально-этическим нормам или традициям нашего общества. Естественно, что законопослушные гуманитарии характеризуются и более высоким уровнем развития правового сознания во всех сферах (кроме правовых знаний, где различий не обнаружено). Получены следующие значения индексов правовых установок, характерных для представителей данных трех групп: в межличностных взаимоотношениях: 7,29 - 5,83 - 6,67; в деловых контактах: 7,59 - 5,22 - 4,17; в социально-гражданской сфере: 6,53 - 5,26 - 4,83.

На рис. 3 изображена плеяда, характеризующая взаимосвязи показателей, свойственные законопослушным гуманитариям. Их общее самочувствие, эмоциональный настрой непосредственно зависят от выраженности авторитарного личностного синдрома, нонконформизма (фактор 0,Т), (который, в свою очередь, связан с интеллектуальной независимостью - фактор 0,Т) и от уровня развития гражданского сознания (которое является частью целостного правового сознания). Отрицательные связи правового и гражданского сознания с авторитарным личностным синдромом согласуются с закономерностями, выделенными Э. Фроммом и Т. Адорно. Они подчеркивали, что развитие правового сознания становится возможным по мере изживания авторитарных личностных установок. Отрицательные корреляции фактора О, и правового сознания с

Рис.3. Взаимосвязи показателей, характерные для законопослушных гуманитариев.

значимостью творчества в работе свидетельствуют о том, что при высокой новаторской активности (0,Т) и развитом правосознании стремление к творчеству, самостоятельности в работе выходит на 1-е место в структуре трудовых ценностей законопослушных гуманитариев (за счет снижения рангового индекса, т.е. приближения его к единице).

У гуманитариев, считающих приоритетными морально-этические нормы (рис. 4), общее настроение и снижение авторитарности сознания связаны с повышением уровня их материального достатка, а также с высокой самооценкой и уверенностью в себе (индекс РТ). Уровень гражданского сознания зависит от возраста, т.е. наиболее низкий его уровень наблюдается у более молодых представителей данной группы гуманитариев.

Гражданское сознание

Рис. 4. Взаимосвязи показателей, характерные для гуманитариев, считающих приоритетными морально-этические нормы по сравнению с правовыми.

Взаимосвязи показателей, характерные для третьей группы гуманитариев, склонных соблюдать только те законы, которые соответствуют традициям нашего общества, представлены на рис. 5. Из анализа средних значений по ФЛО Кеттелла, методикам Самойловой и Фидлера - Ясюковой следует, что представители данной группы характеризуются как наиболее авторитарные, консервативные, проявляющие максимум субъективизма и категоричности в оценке людей. Эти же показатели, как видно из пле-

Рис. 5. Взаимосвязи показателей, характерные для гуманитариев, считающих приоритетными традиции общества по сравнению с правовым регулированием.

Возраст

Авторитарный личностный синдром

яды, связаны в единый структурный комплекс: авторитаризма, консервативности (фактор 0.1) и субъективизма (индекс АБОТ). Правовое сознание в этой группе в основном ограничивается только знаниями при слабой выраженности правовых поведенческих установок. Для них, по сравнению с другими группами, характерен и наиболее низкий уровень делового и гражданского сознания.

В целом проведенное исследование позволяет заключить, что значительной части гуманитариев присуща противоречивость сознания. Понятие справедливости представители данной группы соотносят с морально-этическими нормами и традициями российского общества, противопоставляют законодательному регулированию как формальному и тем самым игнорируют одну из основных целей демократического государства: построение единого правового поля. Гуманистичность декларируемых ими целей, самокритичность, высокая ответственность, доброжелательность по отношению к людям вызывают естественное уважение к ним и, соответственно, делают их позицию привлекательной для окружающих людей, в том числе и для молодежи. Это объясняет большие возможности гуманитариев в оказании влияния на сознание, установки и выбор жизненных ценностей окружающими их людьми.

Однако самоутверждение в противостоянии государству, борьба, в первую очередь, за права человека, недооценка значимости воспитания личной ответственности каждого человека за себя и собственную жизнь, свидетельствуют об определенной социальной инфантильности данной группы гуманитариев. С одной стороны, такая позиция может объясняться особенностями традиционного менталитета российских гуманитариев, а с другой - возможно, является следствием личностных особенностей представителей этой группы. Для них характерны коллективизм, традиционализм, деловая несамостоятельность. Эти особенности обусловливают и их неуверенность в современной социальной ситуации, повышенную тревожность, пессимистические представления о будущем нашего государства.

Наиболее уверенно в современном обществе, в основание которого закладывается система рыночных отношений, чувствуют себя гуманитарии с развитым правовым сознанием, активной гражданской позицией, которые осознают необходимость приоритета правового регулирования. Психологическими особенностями этой группы являются личная активность, нонконформизм, самодостаточность, интеллектуальная самостоятельность и новаторская ориентация. Люди с такой позицией и личностными особенностями станут активными членами формирующегося демократического общества.

1 Яаокова J1.A. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Практическая психология. 2000. № 4.

2 Самойлова В.А. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городскою населения // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. ¡996. Вып. 3 (№ 20).

3 Яаокова J1.A. Особенности правосознания населения и тенденции развития общества // Человек в изменяющемся мире. 4.1. СПб., 1993; Мепън Е.А., Самойлова В.А., Яаокова Л.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1993. Вып. 1 (№6).

4 Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1986; Adorno T.W., Frenkel-Brvnsruik Е., Levinson £>., Sanjord N. The authoritarian personality. New York, 1950.

Статья поступила в редакцию 12 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.