Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 1
JI.A. Ясюкова, H.H. Матузова
МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕНТАЛИТЕТА РОССИЙСКИХ ГУМАНИТАРИЕВ*
В статье излагаются результаты социально-психологического исследования представителей гуманитарной интеллигенции (журналистов, преподавателей, психологов) Санкт-Петербурга. Анализируются взаимосвязи морального, гражданского, правового сознания гуманитариев с их личностными особенностями, коммуникативными установками, трудовыми ценностями и общим эмоциональным самочувствием в современной социально-экономической ситуации.
Взаимоотношения людей внутри любой социальной группы регулируются посредством исторически сложившихся моральных норм, признаваемых ее членами, выполнение которых обеспечивает им вхождение в данную группу. Любое современное государство имеет самые различные социально-профессиональные группы, существенно различающиеся по доминирующим жизненным целям и ценностям. Различия в мировосприятии приводят к тому, что каждый микросоциум имеет свое представление об «идеальном человеке», свой эталон одобряемого поведения и соответствующую систему морально-этических норм для регуляции и управления людьми внутри группы. Абсолютная приверженность ценностям «своей» группы и неприятие, отторжение ценностей других групп может приводить к вражде, гражданским конфликтам, вооруженным столкновениям. Например, религиозная непримиримость приводила и до сих пор приводит к вооруженным конфликтам, ненависть бедных к богатым - к революциям, национальная неприязнь - к геноциду.
Для сохранения и поддержания гражданского мира каждое государство вырабатывает единую для всех входящих в него социальных групп систему регулирования деловых и личных отношений - гражданское, уголовное и трудовое законодательство. Наличие законов, как известно, само по себе автоматически не ведет к осуществлению ими регулирующих, стабилизирующих, защитных функций, даже если разработаны санкции по отношению к их нарушителям. Законы действуют только в том случае, когда подавляющее большинство членов общества добровольно им подчиняется, даже если какие-либо положения их не устраивают. Невозможно разработать такие законы, статьи которого полностью и одновременно удовлетворяли бы разнообразные и нередко взаимоисключающие претензии и стремления различных социальных групп, входящих в государство. Правосознание - это формирующаяся по мере взросления человека система представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами государства, между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Только при обязательном подчинении всех членов общества существующим
* Работа проведена при поддержке РГНФ, грант Х° 04-06-00410а. © Л.А. Ясюкова, H.H. Матузова, 2006
законам могут быть гарантированы права каждого человека, его личная безопасность и сохранение гражданского мира в целом.
Между тем исследования социологов и психологов свидетельствуют о слабой выраженности законопослушных установок среди россиян, что вполне согласуется и с реальным нарушением законов буквально во всех сферах жизни общества. Причины такой ситуации, разумеется, не сводятся только к особенностям переживаемого периода, когда и сам процесс законотворчества происходит очень динамично, сопровождается нестыковками, борьбой групповых интересов, и, соответственно, законы не воспринимаются населением как устойчивые, надежные и справедливые. Установлению адекватных отношений между законом и личностью могут препятствовать также те или иные ее собственные психологические особенности, жизненные установки, инерция социальных условий и традиций.
Настоящее социально-нсихологическое исследование проводилось в 2004-2005 гг. сотрудниками лаборатории социальной психологии НИИКСИ СПбГУ. Целью его являлось изучение правового и гражданского сознания россиян, его связей с морально-этическими установками, отношением человека к себе и к окружающим людям, с его индивидуальными особенностями и системой трудовых ценностей. Особое внимание уделялось анализу соотношения моральных и правовых установок в структуре общественного сознания россиян.
В исследовании использовались психологические тесты: 16ФЛО Кеттелла (личностные особенности), Фидлера - Ясюковой (коммуникативные установки и самооценка), Самойловой (выраженность синдрома авторитарного сознания), Ясюковой (правовое и гражданское сознание, трудовые ценности), а также специально разработанная анкета, в которой респондент, кроме сведений общего характера (пол, возраст, образование, профессия, должность, материальный достаток, отношение к религии), отмечал преобладающее у него в последнее время настроение (предлагалось пять градаций: от оптимистичного до подавленного) и свое отношение к законам и правовому регулированию (какие законы следует выполнять; причины, побуждающие подчиняться существующим законам; как существующие законы влияют на его собственную жизнь).
Сформированность у человека правового сознания оценивалась по 4 сферам: готовность придерживаться правовых норм в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, зрелость гражданской позиции и уровень правовых знаний. При несформированности правосознания в бытовой сфере человек не признает равноправного существования различных этических систем, ориентируется на морально-нравственные нормативы только в том варианте, который сам разделяет. Отрицательно относится к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с его собственными, и в связи с этим характеризуется потенциальной конфликтностью в межличностных взаимоотношениях. При несформированности правосознания в деловой сфере и в профессиональной деятельности у человека доминирует ориентация на личную договоренность, сочетающаяся с пренебрежением к документальному оформлению работы, склонностью действовать в обход трудового законодательства и не соблюдать (или не полностью соблюдать) договорные обязательства, если ему будет так выгоднее или, по его мнению, так будет лучше для дела. При незрелости гражданского сознания человека характеризует социальный инфантилизм, активность в плане предъявления требований к окружающим, к государству и нежелание прикладывать личные усилия, самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за то, как она складывается. Такие люди склонны, в пер-
вую очередь, отстаивать свои права, но «забывают» про свои обязанности, у них отсутствует гражданская ответственность1.
В целом по данному комплексу методик было обследовано более 1000 человек. В настоящей статье мы выделили для анализа группу петербуржцев - представителей гуманитарных профессий (журналисты, преподаватели вузов, учителя и психологи системы образования) - 133 человека. Причина выделения для более углубленного анализа именно данной группы заключалась в том, что представители этих профессий обладают значительным социальным влиянием: журналисты через средства СМИ воздействуют на общественное сознание населения, педагоги и психологи формируют общественные ценности будущего, участвуя в воспитательном процессе подрастающего поколения. Нас интересовало, каков характер этого влияния, какие ценности транслируются представителями гуманитарной интеллигенции, каковы особенности их менталитета.
Гуманитарии традиционно воспринимаются как носители, хранители и проводники морально-этических ценностей в обществе. Их менталитет обычно отражает общечеловеческие ценности, которые не всегда совпадают с государственными. Однако исследования В.А. Самойловой, проведенные в первой половине 90-х годов XX в., выявили и среди гуманитариев достаточно широкую распространенность авторитарного личностного синдрома, который проявляется в комплексе таких свойств, как стереотипность и ригидность мировосприятия, мистическая настроенность, агрессивность, категоричность, подозрительность и недоверие к людям, жесткость воспитательских установок, недостаточная и избирательная сострадательность, превалирование социальных ценностей над личными2. Наличие авторитарного личностного синдрома наблюдалось и нами при изучении в 1993 г. правового и гражданского сознания различных социально-про-фессиональных групп городского населения. Тогда для гуманитариев была характерна явно выраженная авторитарность сознания в сочетании с правовым нигилизмом, резко отрицательным отношением к законам и нежеланием им подчиняться3. С точки зрения Э. Фромма и Т. Адорно, создателей концепции авторитарного сознания, авторитарная личность является продуктом тоталитарных режимов, а правовой нигилизм его следствием, так как авторитарное ядро личности изначально не восприимчиво к усвоению правовых регуляторов социальных отношений1.
В нынешнем исследовании, проведенном спустя 12 лет, отдельные аспекты авторитарного синдрома проявились у незначительной части обследованных гуманитариев (менее чем у 25 %), вследствие чего средний индекс авторитарности, по методике Самойловой, колеблется около 4,5 баллов (из 11 возможных). Авторитарные установки несколько сильнее заметны у тех, кто более всего чтит национальные традиции (5,33 балла), а также у преподавателей вузов (5,02 балла) и в меньшей степени - у психологов (3,92 балла). Можно сказать, что авторитарность в сознании гуманитариев выражена слабо, однако неприятие законов осталось прежним. Лишь 25 % опрошенных согласны подчиняться существующим законам, а 48,6 % уверенно заявляют, что законам не следует подчиняться, если они кажутся несправедливыми. Более 40 % гуманитариев утверждают абсолютную приоритетность моральных норм над правовыми, выказывают недоверие к законам, считают, что они мешают, тормозят деятельность, не способны защитить человека. Хотя более половины опрошенных (64,4 %) осознают, что в стране будет порядок только в том случае, если граждане будут руководствоваться в первую очередь правовыми нормами, а не понятием справедливости.
Можно предположить, что снижение авторитарности сознания служит отражением демократических преобразований, происшедших в нашем обществе. В то же время
стабильность показателей правового нигилизма, возможно, является особенностью ментальное™ российских гуманитариев. В ее основе лежит исторически традиционное противостояние передовой части общества, с которой всегда позиционировала себя российская гуманитарная интеллигенция, и авторитарной власти, характерной для российского государства на протяжении многих веков.
По ряду предложенных вопросов обследованные гуманитарии составили две контрастные группы (не определившиеся составили около 15 %). Одну группу образовали гуманитарии, выступающие за сильную государственную власть (35,6 %), которая, как они считают, должна обеспечить всем нормальный уровень жизни (53,7 %), и в качестве приоритетной задачи выдвигают борьбу за свои права (42,5 %). Их активность заключается в предъявлении требований к государству, не подразумевает личного вклада и поэтому напоминает установки людей с незрелым гражданским сознанием. Другая группа гуманитариев занимает по этим вопросам противоположную позицию. Они выступают против усиления государственной власти, за гражданское демократическое общество (30,9 %), считают, что каждый человек должен самостоятельно строить свою жизнь (34,5 %) и, в первую очередь, выполнять свои обязанности (43,7 %). Уровень правосознания у представителей первой группы не достигает средних значений (колеблется около 17 баллов из 36 возможных по методике Ясюковой), во второй группе - несколько превышает средние значения (23,5 балла), и в целом можно говорить об их более зрелой гражданской позиции.
Корреляционный анализ (рис. 1, 2) выявил значимые связи проявлений авторитарного синдрома (тест Самойловой), уровня правового и гражданского сознания с такими личностными особенностями гуманитариев, как консерватизм - радикализм (фактор Q( теста Кеттелла), конформизм - самодостаточность (фактор Q., теста Кеттелла), зависимость - самостоятельность (фактор Е теста Кет телла), а также с коммуникативными установками и самокритичностью (индексы MPC и Р методики Фидлера - Ясюковой). Из рис. 1 следует, что проявления авторитарного личностного синдрома и неразвитость правового и гражданского сознания характерны для наиболее консервативных (фактор Q,J-), конформных (фактор Q24-), самоуверенных (индекс PÎ), недостаточно самокритичных гуманитариев, склонных предъявлять повышенные требования не к себе, а к другим людям (индекс МРСХ). Причем низкий уровень гражданского сознания определяется приоритетом групповых норм и культурных традиций (положительно взаимосвязанный комплекс: факторы Qr Q, и индекс гражданского сознания). Напротив, низкие показатели авторитарности сочетаются с развитым правовым и гражданским сознанием и характерны для интеллектуально независимых (фактор Q,î), самодостаточных (фактор Q Î) и самокритичных гуманитариев, в первую очередь предъявляющих требования к себе и доброжелательно относящихся к другим людям (индексы P¿ и MPC?).
По тесту Фидлера - Ясюковой, большинство обследованных гуманитариев высоко самокритичны (индекс Р = -6,5), характеризуются доброжелательной установкой по отношению к людям (индекс MPC = 7,43). Они склонны авансировать доброжелательное отношение, умеют видеть положительные черты даже в тех людях, которые им неприятны (индекс LPC = 4,22), объективно оценивают их, не склонны к категоричности суждений (индекс ASO = 14,78). Очевидно, что такие личностные особенности, как самокритичность, доброжелательность, общая гуманистическая направленность коммуникативных установок гуманитариев, и спосооствуют преодолению пережитков авторитаризма в их сознании. В то же время по результатам тестирования по 16ФЛ О Кеттелла средние групповые значения по факторам Q,, Q, и Е оказались ниже нормативного уров-
Рис. 1. Взаимосвязи показателей, характерные для обследованных гуманитариев.
Рис. 2. Взаимосвязи
показателей, характерные
для
обследованных журналистов.
ня, следовательно, свойственные многим из обследованных гуманитариев традиционализм. коллективизм, пассивность затрудняют освоение правовых норм и формирование активной гражданской позиции. Превышают средние нормативные значения такие их личностные особенности, как непрактичность, мечтательность, творческое воображение (фактор М), а также исполнительность, чувство долга (фактор С). В исследовании, как нам кажется, проявилось традиционное для гуманитариев личностное противоречие: присущие им гуманизм, ответственность, с одной стороны, но пассивность и мечтательность - с другой.
Противоречивость сознания значительной части гуманитариев характеризуется еще и тем, что свое доброжелательное отношением они распространяют не на всех людей. Например, 30,3 % опрошенных считают, что люди некоторых национальностей по своей природе склонны к мошенничеству и несоблюдению норм морали, а 47,6 % утверждает, что в основе законов государства должны лежать этические нормы доминирующей в государстве нации. Это можно квалифицировать и как пробуждение национального сознания, национальной идеи, и как проявление национализма. Таким образом, неразвитость правового сознания на бытовом уровне, приоритет собственных морально-нравственных представлений может приводить даже в целом доброжелательных гуманитариев к осуждению и неприятию людей других национальностей, являющихся носителями иных этнических стандартов.
Преобладающий у гуманитариев эмоциональный настрой оказался непосредственно связанным с уровнем их гражданского сознания (см. рис. 1). Положительные связи доминирующего настроения с уровнем гражданского сознания свидетельствуют о том, ч-та именно его зрелость служит залогом уверенности в завтрашнем дне. Степень активности гражданской позиции определяет и общий положительный эмоциональный настрой. Напротив, у гуманитариев с неразвитым гражданским сознанием, с социально-инфантильными установками преобладающим является состояние тревожности и неуверенности.
Журналисты, хотя по средним значениям исследуемых показателей не отличаются от остальных гуманитариев, но по структурным особенностям характеризуются некоторым своеобразием. У журналистов (см. рис. 2) настроение более тесно и непосредственно зависит от нонконформизма (фактор 02Т) и личной активности (фактор ЕТ). Личная активность, в свою очередь, положительно связана с интеллектуальной независимостью (фактор 0,Т), творческим воображением (фактор МТ), развитыми правовыми установками в деловой сфере и с особой значимостью таких трудовых ценностей, как самостоятельность и творчество в работе (снижение ранговых баллов приближает их по значимости к 1-му месту).
Из корреляций на рис. 1, 2 следует, что тревожное и подавленное настроение, неуверенность в жизни свойственны тем гуманитариям, которые характеризуются гражданским инфантилизмом, неразвитым правовым сознанием, консерватизмом и ригидностью социальных установок, конформизмом и недостаточной личностной активностью. Современное российское общество характеризуется динамичностью происходящих изменений, требует от человека личной активности, гибкости, самостоятельности, и естественно, что при неразвитости этих качеств люди с большими трудностями вписываются в окружающую их жизнь.
Тревожно-подавленное настроение преобладает у гуманитариев, которые пытаются жить по совести и особо остро чувствуют расхождение существующих правовых норм с понятием справедливости (индекс настроения 2,73 при максимально возможных
5 баллах). Оптимизм и спокойная уверенность преобладают у тех, кто подчиняется законам из рациональных соображений (индекс настроения 3,40). Верующие гуманитарии чувствуют себя в современной социальной ситуации более комфортно по сравнению с атеистами (индексы настроения 3,38 и 2,67). Мужчины более уверены (индекс настроения 4,10), чем женщины (индекс настроения 3,12). В журналистской среде наблюдается несколько иная ситуация: женщины немного более уверены в жизни, чем мужчины (индексы настроения 3,81 и 3,58).
На основании ответов гуманитариев на вопрос, какие законы следует соблюдать, были выделены 3 группы. В первую группу вошли те, кто считает, что соблюдать нужно все законы, а во вторую и третью - кто готов соблюдать лишь те законы, которые соответствуют морально-этическим нормам или традициям нашего общества. Естественно, что законопослушные гуманитарии характеризуются и более высоким уровнем развития правового сознания во всех сферах (кроме правовых знаний, где различий не обнаружено). Получены следующие значения индексов правовых установок, характерных для представителей данных трех групп: в межличностных взаимоотношениях: 7,29 - 5,83 - 6,67; в деловых контактах: 7,59 - 5,22 - 4,17; в социально-гражданской сфере: 6,53 - 5,26 - 4,83.
На рис. 3 изображена плеяда, характеризующая взаимосвязи показателей, свойственные законопослушным гуманитариям. Их общее самочувствие, эмоциональный настрой непосредственно зависят от выраженности авторитарного личностного синдрома, нонконформизма (фактор 0,Т), (который, в свою очередь, связан с интеллектуальной независимостью - фактор 0,Т) и от уровня развития гражданского сознания (которое является частью целостного правового сознания). Отрицательные связи правового и гражданского сознания с авторитарным личностным синдромом согласуются с закономерностями, выделенными Э. Фроммом и Т. Адорно. Они подчеркивали, что развитие правового сознания становится возможным по мере изживания авторитарных личностных установок. Отрицательные корреляции фактора О, и правового сознания с
Рис.3. Взаимосвязи показателей, характерные для законопослушных гуманитариев.
значимостью творчества в работе свидетельствуют о том, что при высокой новаторской активности (0,Т) и развитом правосознании стремление к творчеству, самостоятельности в работе выходит на 1-е место в структуре трудовых ценностей законопослушных гуманитариев (за счет снижения рангового индекса, т.е. приближения его к единице).
У гуманитариев, считающих приоритетными морально-этические нормы (рис. 4), общее настроение и снижение авторитарности сознания связаны с повышением уровня их материального достатка, а также с высокой самооценкой и уверенностью в себе (индекс РТ). Уровень гражданского сознания зависит от возраста, т.е. наиболее низкий его уровень наблюдается у более молодых представителей данной группы гуманитариев.
Гражданское сознание
Рис. 4. Взаимосвязи показателей, характерные для гуманитариев, считающих приоритетными морально-этические нормы по сравнению с правовыми.
Взаимосвязи показателей, характерные для третьей группы гуманитариев, склонных соблюдать только те законы, которые соответствуют традициям нашего общества, представлены на рис. 5. Из анализа средних значений по ФЛО Кеттелла, методикам Самойловой и Фидлера - Ясюковой следует, что представители данной группы характеризуются как наиболее авторитарные, консервативные, проявляющие максимум субъективизма и категоричности в оценке людей. Эти же показатели, как видно из пле-
Рис. 5. Взаимосвязи показателей, характерные для гуманитариев, считающих приоритетными традиции общества по сравнению с правовым регулированием.
Возраст
Авторитарный личностный синдром
яды, связаны в единый структурный комплекс: авторитаризма, консервативности (фактор 0.1) и субъективизма (индекс АБОТ). Правовое сознание в этой группе в основном ограничивается только знаниями при слабой выраженности правовых поведенческих установок. Для них, по сравнению с другими группами, характерен и наиболее низкий уровень делового и гражданского сознания.
В целом проведенное исследование позволяет заключить, что значительной части гуманитариев присуща противоречивость сознания. Понятие справедливости представители данной группы соотносят с морально-этическими нормами и традициями российского общества, противопоставляют законодательному регулированию как формальному и тем самым игнорируют одну из основных целей демократического государства: построение единого правового поля. Гуманистичность декларируемых ими целей, самокритичность, высокая ответственность, доброжелательность по отношению к людям вызывают естественное уважение к ним и, соответственно, делают их позицию привлекательной для окружающих людей, в том числе и для молодежи. Это объясняет большие возможности гуманитариев в оказании влияния на сознание, установки и выбор жизненных ценностей окружающими их людьми.
Однако самоутверждение в противостоянии государству, борьба, в первую очередь, за права человека, недооценка значимости воспитания личной ответственности каждого человека за себя и собственную жизнь, свидетельствуют об определенной социальной инфантильности данной группы гуманитариев. С одной стороны, такая позиция может объясняться особенностями традиционного менталитета российских гуманитариев, а с другой - возможно, является следствием личностных особенностей представителей этой группы. Для них характерны коллективизм, традиционализм, деловая несамостоятельность. Эти особенности обусловливают и их неуверенность в современной социальной ситуации, повышенную тревожность, пессимистические представления о будущем нашего государства.
Наиболее уверенно в современном обществе, в основание которого закладывается система рыночных отношений, чувствуют себя гуманитарии с развитым правовым сознанием, активной гражданской позицией, которые осознают необходимость приоритета правового регулирования. Психологическими особенностями этой группы являются личная активность, нонконформизм, самодостаточность, интеллектуальная самостоятельность и новаторская ориентация. Люди с такой позицией и личностными особенностями станут активными членами формирующегося демократического общества.
1 Яаокова J1.A. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Практическая психология. 2000. № 4.
2 Самойлова В.А. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городскою населения // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. ¡996. Вып. 3 (№ 20).
3 Яаокова J1.A. Особенности правосознания населения и тенденции развития общества // Человек в изменяющемся мире. 4.1. СПб., 1993; Мепън Е.А., Самойлова В.А., Яаокова Л.А. Социокультурные установки и личностные особенности гуманитарной и технической интеллигенции // Вести. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1993. Вып. 1 (№6).
4 Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1986; Adorno T.W., Frenkel-Brvnsruik Е., Levinson £>., Sanjord N. The authoritarian personality. New York, 1950.
Статья поступила в редакцию 12 октября 2005 г.