Научная статья на тему 'Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе'

Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе»

Корреляционная связь КИ с ПД выражена достаточно сильно (г = -0,73), при этом СД, ДД, СрД, ЧСС имеют, соответственно 0,42; 0,52; - 0,45; - 0,54.

Таким образом, корреляционный анализ выявил достаточно выраженную связь между показателями микроциркуляции и отдельными параметрами системной гемодинамики. Относительная стабильность корреляционной зависимости КИ с параметрами кардиогемодинамики позволяет предполагать существование доминирующей роли микрогемодинамики в энергообеспечении организма в период субпредельных нагрузок. Полученные данные дают основание делать утверждение об эффективности тренировочных нагрузок, используемых на этапе предсоревновательной подготовки в режиме аэробно-анаэробного энергообеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферов, Т.В. Особенности вегетативного портрета борцов высшей квалификации // Тез. докл. Всесоюз. симпозиума. Дилижан, 18 - 21 сент. 1978 г. - М., 1978. - Ч. 1. - С. 8-10.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1975 - 448 с.

3. Дахновский, В.С. Восстановление работоспособности борцов после максимальных нагрузок / В.С. Дахновский, С.С. Лещенко, Ю.В. Жильцов // Спортивная борьба : ежегодник / сост. А. А. Новиков. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - С. 31-33.

4. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. - Новосибирск : Наука, 1980. - 191 с.

5. Новиков, А.А. Основы спортивного мастерства / А.А. Новиков ; Всерос. на-уч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2003. - 208 с.

6. Определение интенсивности тренировочной нагрузки в борьбе дзюдо / В.М. Андреев, Э.А. Матвеева, В.М. Сытник, Г.Г. Ратиашвилли // Спортивная борьба : ежегодник / сост. А.А. Новиков. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 11-13.

7. Парин, В.В. Проблемы управления функциями человека и животных // Принципиальные вопросы общей теории систем. - М. : Наука, 1973. - С. 83 - 92.

8. Путин, В.В. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным / В.В. Путин, В. Д. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М. : ОЛМА - ПРЕСС, 2002. - 158 с.

9. Рашмер, Р. Динамика сердечно - сосудистой системы : пер. с англ. / Р. Раш-мер. - М. : Медицина, 1981. - 600 с.

10. Сытник, В.И. Определение интенсивности тренировочной нагрузки в борьбе дзюдо // Спортивная борьба : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1974 - С.13 -16.

СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С АДАПТАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Л.А. Ясюкова, О.Е. Пискун, Н.Н. Петрова, И.В. Бучин

ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, интеллект, всесторонняя образованность должны стать приоритетными в жизни человечества.

Для современного процесса в области высшего образования характерны две четко выраженные тенденции: интернационализация в связи с созданием международного образовательного пространства и интенсификация на базе современных информационно-образовательных технологий. Обе тенденции при очевидной их прогрессивности актуализируют проблему адаптации студентов, без решения которой невозможна подготовка высококвалифицированных специалистов. Ее значение постоянно возрастает в связи с развитием академической мобильности и дистанционных форм обучения, а также с четко выраженной тенденцией ухудшения показателей психического и физического здоровья молодежи.

Существенную роль в адаптации играют социально-психологические свойства

человека, которые возникают в процессе общения людей по поводу их совместной деятельности, в частности учебы (В.Н.Панферов, 2000).

В связи с вышесказанным для выявления факторов риска дезадаптации в ситуации повышенной психологической нагрузки, вызванной изменившимися жизненными условиями, а именно началом обучения в высшем учебном заведении, нами было обследовано 139 студентов СПбГПУ 1-11 курсов (1 курс - 104 чел, 2 курс - 35 чел.), из них 46 юношей и 93 девушки. Средний возраст студентов 1-го курса составил 17,4 года; 2-го курса - 18,2 года. При обследовании использовались следующие психологические методики: пять факторов (Е, в, М, р1, р2) личностного опросника Кеттелла (формы А), тест коммуникативных установок и самооценки (Фидлера-Ясюковой [1]), тест на толерантность (Самойловой [3]), тесты жизненных ценностей [2], правового и гражданского сознания [4] (Ясюковой). Также студенты отвечали на вопросы анкеты, в которой кроме сведений общего характера (пол, возраст) они отмечали преобладающее в последнее время настроение (предлагалось пять градаций: от оптимистичного до подавленного) и удовлетворенность собственным материальным достатком. Результаты обследования представлены в таблицах 1 - 3 и на рисунках 1-5.

Общая характеристика выборки, полученная в результате статистической обработки данных тестирования студентов, представлена на рисунках 1-4. Полученные данные свидетельствуют о том, что характеристики личностных особенностей студентов младших курсов в основном соответствуют средним нормативным значениям замеряемых показателей. На рисунке 1 представлены результаты обследования студентов по тесту Кеттелла (использовались половинные шкалы, поэтому каждый показатель колеблется в пределах от 0 до 6 баллов.)

Рис. 1. Характеристика личностных особенностей студентов (опросник Кеттела)

Условные обозначения:

Q1 - «консерватизм - радикализм»;

Е - «подчиняемость - доминантность»;

О - «несоблюдение норм - социальная нормативность»;

М - «практичность - мечтательность»;

Q2 - «зависимость от группы - самодостаточность».

Можно отметить несколько более выраженную, по сравнению со средним значением, склонность обследованных студентов к соблюдению социальных норм, дисциплинированность, исполнительность (фактор О). Возможно, с этим отчасти связано и стремление к получению образования, что обусловило поступление в один из ведущих вузов России. Этой особенности соответствует и некоторый консерватизм обследованной группы (фактор Ql). Радикализм предполагает открытость переменам, такие люди приветствуют все новое, динамичны, стремятся к разнообразию, новым впечатлениям. Испытуемые, напротив, в большей степени склонны к постоянству, стабильности, могут испытывать трудности адаптации к изменившимся обстоятельствам.

Студентам младших курсов в большей степени свойственна мечтательность, чем практичность, т.е. реалистичность стремлений и реакций (фактор М). Последнее качество достаточно типично для лиц юношеского возраста, однако, может создавать трудности в адаптации к современной социально-экономической ситуации. Низкие значения фактора р2 свидетельствуют об ориентации молодых людей на групповое мнение, о потребности в опоре. Обследованным студентам скорее свойственен конформизм, нежели самодостаточность. Они могут испытывать трудности, если им приходится принимать самостоятельные решения и действовать независимо. С этим согласуются результаты по фактору Е, свидетельствующие о склонности к подчиняемости (несамостоятельности), что отражает неуверенность в себе, покорность. Следовательно, у большинства обследованных студентов отсутствует стремление доминировать, направлять деятельность других людей, проявлять активность и инициативу.

□ првыи курс

□ второй курс

0

5

Рис. 2. Сравнительная характеристика личностных особенностей студентов 1-х и 2-х

курсов (опросник Кеттелла)

Сравнительный анализ личностных характеристик студентов первого и второго курсов показал, что тенденция к консерватизму и социальной нормативности на втором курсе несколько усиливается (рис. 2). На рисунке 3 представлена характеристика коммуникативных установок и самооценки обследованных студентов.

Рис. 3. Характеристика коммуникативных установок и самооценки студентов (тест

Фидлера-Ясюковой)

Условные обозначения:

1. МРС - отношение к друзьям и близким (7 - 9 баллов, если ниже, то скептиче-ски-негативное отношение к близким людям).

2. ЬРС - отношение к людям, которые не нравятся (4 - 6 баллов, если ниже, то скептически-негативное отношение ко всем окружающим).

3. СО - самооценка (6,9 - 7,5 баллов - должна быть ниже МРС).

4. I - представление об идеале (значение должно быть выше МРС и СО).

5. ЛБО - объективность в оценке людей, умение разбираться в людях (3 - 13 баллов, если значение превышает норму, то это свидетельствует о категоричности суждений о людях, субъективности в оценках).

6. Р - Самокритичность (индекс должен иметь отрицательное значение, если положительное, то - не самокритичность, завышенная самооценка).

Данные, приведенные на рисунке 3, показывают, что почти все коммуникативные установки обследованных студентов соответствуют нормативным показателям.

Молодые люди в целом характеризуются достаточной самокритичностью, адекватной самооценкой, в которой нет излишней мнительности, неуверенности в собственных возможностях. На нижней границе нормы находится показатель позитивного отношения к близким людям. В целом студентам свойственна доброжелательная установка по отношению к окружающим. Они могут отмечать достоинства и положительные качества даже в тех людях, которые им не нравятся, т.е. могут устанавливать и поддерживать дружеские отношения с широким кругом людей. Обследованным молодым людям свойственны определенные идеалы, которым они следуют.

Вместе с тем, следует отметить, что испытуемые отличаются несколько излишней категоричностью, им могут быть свойственны крайние суждения, несправедливые оценки, чрезмерно жесткие требования, завышенные ожидания. Эта особенность обусловливает повышенный риск эмоциональных нарушений, а именно депрессии, и делает целесообразной проведения когнитивной психотерапии, направленной на коррекцию иррациональных когнитивных установок. В целом, категоричность студентов соотносится с их консерватизмом. Коммуникативные характеристики студентов остаются без заметных изменений при переходе учащихся с первого на второй курс (рис. 4).

17 3 4 5 1;

□ первый курс □ второй курс

Рис. 4. Сравнительная характеристика коммуникативных установок и самооценки студентов 1-х и 2-х курсов (тест Фидлера-Ясюковой)

Таблица 1

Приоритеты в системе жизненных ценностей студентов (тест Ясюковой)

Ценности Число студентов I курса (в %) Число студентов II курса (в %) Достоверность различий (р)

Творчество 23,30 14,28 <0,01

Материальный достаток 18,44 22,86

Комфортные условия 19,42 20,00

Общение 32,04 42,86 <0,01

Иждивенчество 6,80 - <0,01

Из данных таблицы 1 видно, что стабильно для 40% студентов наиболее значимыми являются материальные ценности (финансовое положение и общие комфортные условия жизни). Ко второму курсу процент студентов, ориентированных, в первую очередь, на материальный достаток, даже несколько возрастает. Среди студентов 2-го курса уже достоверно меньше процент тех, для кого самостоятельная деятельность, творчество являются наиболее значимыми жизненными ценностями. Явно возрастает значимость общения и полностью исчезает доминирование в системе жизненных ценностей иждивенческих установок. Последнее отражает позитивные тенденции личностного взросления студентов, свидетельствует о возросшем адаптационном потенциале.

Проведенный анализ личностных особенностей студентов младших курсов СПбГПУ позволяет заключить, что в его результате выявлены комплексы характеристик, которые могут как оптимизировать, так и осложнять процесс адаптации. Адекватная самооценка, наличие самокритичности, близкие к оптимальным коммуника-

тивные установки могут облегчать процесс социальной адаптации студентов. Однако свойственные им консерватизм, ригидность, субъективизм в суждениях о людях, несамостоятельность, конформизм, недостаточная практичность могут его существенно осложнять.

Анализ уровня адаптированности студентов проводился на основе самооценки доминирующего у них в последнее время настроения. Предлагалось на выбор пять градаций: 1 - оптимистичное; 2 - спокойное; 3 - раздраженное; 4 - тревожное; 5 - подавленное. Результаты обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика п реобладающего эмоционального состояние у студентов

Настроение Число студентов первого курса (в %) Число студентов второго курса (в %) Достоверность различий (р)

оптимистичное 38,46 48,71 <0,01

спокойное 30,76 23,08 <0,05

раздраженное 10,57 12,82 -

тревожное 11,53 10,26 -

подавленное 8,65 5,12 <0,05

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что у большинства студентов младших курсов СПбГПУ (более 70%) в целом преобладает хорошее настроение. Однако 30% первокурсников находятся в состоянии дезадаптации, т.к. они испытывают преимущественно негативные эмоциональные переживания. Ко второму курсу положение меняется к лучшему, т.к. достоверно больше становится оптимистично настроенных студентов и достоверно меньше тех, кто находится в подавленном состоянии. Тем не менее, около 20% второкурсников также находятся в состоянии дезадаптации.

Сравнительный анализ социально-психологических особенностей студентов, находящихся в различных эмоциональных состояниях, позволяет выявить некоторые дополнительные факторы, облегчающие или осложняющие процесс адаптации к обучению в вузе. Для сравнения все студенты были разбиты на три группы: I группа -спокойно-оптимистично настроенные студенты, II группа - раздраженные студенты, III группа - тревожно-депрессивные студенты. Различия между группами проявились в развитости правового сознания и отдельных его компонентов (тест Ясюковой), в степени самостоятельности (опросник Кеттелла, фактор Е) и в типе коммуникативных установок и самооценке (тест Фидлера-Ясюковой).

Таблица 3

Сравнительная характеристика социально-психологических особенностей студентов, относящихся к различным группам по доминирующему эмоциональному

состоянию

Группы по преобладающему настроению По Пб Пд Пг Е МРС ЬРС Р

Положительное 19,6 6,9 5,1 5,4 2,9 7,3 4,8 -3,9

Раздраженное 17,4 5,9 4,4 5,1 2,2 6,8 3,5 -6,8

Негативное 18,9 6,2 5,1 5,7 3,1 7,2 4,5 -1.8

Условные обозначения:

ПО - общий индекс правового сознания;

ПБ - индекс правовых установок в бытовой сфере;

Пд - индекс правовых установок в деловой сфере;

ПГ - индекс гражданского сознания;

МРС - индекс отношения к близким людям;

ЬРС - индекс отношения к людям, которые не нравятся;

Р - самооценка.

Как видно из данных, представленных в таблице 3, наиболее явно своими личностными особенностями выделяется II группа. Входящие в нее студенты характеризуются наиболее низким уровнем правового сознания. Это означает, что во взаимодей-

ствии с окружающими они руководствуются исключительно своими эмоциональными оценками людей и их действий, принимают во внимание только свою точку зрения, игнорируя любые другие, даже законодательно закрепленные варианты. Они отличаются, по сравнению с оптимистично настроенными студентами, и достоверно более низким уровнем правовых установок в бытовой сфере. Это означает, что студенты, входящие во II группу, не признают равноправного существования различных этических систем, ориентируются на морально-нравственные нормативы только в том варианте, которого сами придерживаются. Они пренебрежительно или негативно относятся к любым другим морально-этическим нормам и жизненным ценностям, которые не совпадают с их собственными. В связи с этим студенты с низкими правовыми установками в бытовой сфере характеризуются потенциальной конфликтностью в общении с людьми других культур, этносов, религиозных верований. Студенты, для которых характерно постоянное состояние раздражения, отличаются и более низким уровнем правовых установок в деловой сфере. Это означает, что они могут игнорировать положения внутреннего распорядка, дисциплинарные нормы, с пренебрежением относятся к различным требованиям при оформлении документов, могут не соблюдать (или не полностью соблюдать) договорные обязательства, действовать в обход трудового законодательства. Студенты II группы характеризуются, по сравнению с другими, и несколько более низким уровнем гражданского сознания. При незрелости гражданского сознания человека характеризует социальный инфантилизм, активность в плане предъявления требований к окружающим, к государству и нежелание прикладывать личные усилия, самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за то, как она складывается. Такие люди склонны, в первую очередь, отстаивать свои права, но «забывают» про свои обязанности, у них отсутствует гражданская ответственность. Гражданский инфантилизм студентов II группы сочетается и с личностной несамостоятельностью (достоверно более низкие значения фактора Е). Они ожидают помощи от окружающих людей, т.к. испытывают трудности, если приходится самостоятельно принимать решение или действовать. Однако в силу того, как они сами относятся к окружающим, вряд ли они получают какую-либо помощь.

Для студентов, находящихся в раздраженном состоянии, характерно скептичнонегативное отношение к окружающим людям (низкие индексы МРС и ЬРС). Они даже в близких им людях склонны, в первую очередь, видеть и подчеркивать недостатки, а если человек им не нравится, то излишне преувеличивают его недостатки и не замечают никаких положительных качеств. Естественно, что такие установки не способствуют налаживанию отношений с окружающими людьми, напротив, порождают конфликты и взаимные обиды. Раздраженные студенты недовольны и собой, их самооценка наиболее низкая, по сравнению со студентами двух других групп (индекс Р). В системе ценностей у студентов, находящихся преимущественно в раздраженном состоянии, абсолютно преобладает значимость комфортных условий жизни. Для остальных двух групп студентов наиболее значимой ценностью является общение.

Как следует из выполненного анализа, причиной дезадаптивности студентов, постоянно находящихся в состоянии раздражения, являются особенности их личности и поведения. Для оптимизации адаптации данным студентам необходимы тренинги самоанализа, коммуникативных навыков, а также психотерапевтическая помощь в комплексе с системой воспитательных мероприятий.

Причины повышенной тревожности, которая осложняет процесс адаптации значительной группы студентов, в рамках данного социально-психологического исследования выяснить не удалось. Возможно, повышенная тревожность, депрессивные состояния могут возникать вследствие нервного перенапряжения, физического утомления, общей астенизации. В связи с этим необходим дальнейший медико-валеологический анализ причин дезадаптации студентов.

На основе корреляционного анализа была получена дополнительная информация об особенностях адаптации студентов младших курсов СПбГПУ. Корреляционная

плеяда, в которой представлены взаимосвязи и динамика анализируемых социальнопсихологических характеристик, изображена на рисунке 5. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что плеяда распадается на две относительно самостоятельные подструктуры.

Рис. 5. Характеристика взаимосвязей социально-психологических показателей

Правый комплекс характеризует группу факторов, непосредственно связанных с протеканием процесса адаптации или собственно с настроением, преобладающим у студентов. Наиболее явное и непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие студентов оказывает уровень их материального достатка. Студенты сами оценивали свое материальное положение. Для этого им давались на выбор пять градаций между крайними вариантами: «еле свожу концы с концами» - «ни в чем себе не отказываю». Выявленная значимая положительная корреляция свидетельствует о том, что чем выше уровень материального достатка студента, тем более оптимистично он настроен. Напротив, тревожно-пессимистическое настроение свойственно молодым людям с низким материальным достатком. Согласно выявленным корреляциям, материальное положение и, следовательно, настроение лучше у конформных (02|), исполнительных студентов (в|), имеющих высокий общий уровень правового сознания (ПО), в системе жизненных ценностей которых первое место занимают иждивенческие установки, готовность к подчинению и избегание самостоятельной деятельности.

Левая часть плеяды состоит из комплекса качеств, характеризующих активную, творческую личность^!, р2|, Е|, М|). Радикализм, склонность к экспериментированию, активность, самостоятельность, нонконформизм, мечтательность, богатое воображение - базовые характеристики творческой личности. Высоко значимые отрицательные связи этих качеств с ценностью творчества означают то, что чем выше их уровень, тем ниже значение рангового балла, т.е. ближе к первому месту ценность творчества в системе жизненных ценностей студента. Напротив, значимые положительные связи фактора М с установками на иждивенчество и финансовое благополучие свидетельствует о том, что высоким значениям творческого воображения соответствуют высокие ранговые баллы данных ценностей, т.е. последние места в системе жизненных ценностей личности. Отрицательные связи фактора р2 с индексом материального достатка свидетельствуют о том, что студенты с ярко выраженным творческим комплексом личностных качеств характеризуются и наиболее низким уровнем материального положения и тревожно-депрессивным настроением. Следовательно, результаты корреляционного анализа позволяют предположить, что наиболее трудно процесс адаптации протекает у творческих личностей.

Из рисунка 5 также видно, что с комплексом творческих качеств, гибкостью и радикализмом высоко положительно связан индекс толерантности, т.е. именно творческая личность оказывается и наиболее толерантной. Однако высоко значимые отрицательные корреляции с возрастом свидетельствуют о том, что по мере взросления студентов будет отмечаться снижение творческого потенциала и толерантности. Возраст положительно влияет на формирование гражданского сознания студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционный анализ выявил противоречие, заключающееся в несовместимости двух тенденций в развитии личности студентов: стремление к адаптации, эмо-

циональному комфорту вступает в противоречие с активизацией творческого потенциала. Высокий уровень адаптированности оказывается возможным только при условии подавления комплекса творческих качеств. Возрастные тенденции развития указывают на наиболее вероятное движение именно в направлении повышения уровня адаптации, достижения материального и эмоционального благополучия. Соответственно, будет падать уровень творческого потенциала, снижаться толерантность, возрастать ригидность и консерватизм.

Задача, которая встает перед вузом, заключается в том, чтобы оптимизировать процесс адаптации студентов и при этом сохранить и развить их активность и творческий потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ясюкова, Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / Л.А. Ясюкова. - СПб. : [б.и.], 2005.

2. Ясюкова, Л.А. Методика изучения творческого потенциала педагогического коллектива // Человек и общество. Вып. XXXI / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2005. - С. 243-261.

3. Самойлова, В. А. Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населения // Вестник СПбГУ. - 1996. - Сер. 6, вып.

3, № 20.

4. Ясюкова, Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. - 2000. - № 1. - С. 1-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.