Научная статья на тему 'Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе'

Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1722
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жидяева Елена Сергеевна, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье рассматриваются особенности процесса формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе, анализируются когнитивно-познава-тельный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Особое внимание акцентируется на выявлении специфики отношения молодого поколения к закону, выступающего в качестве индикатора, отражающего уровень развития правосознания молодежи. Авторы указывают на необходимость усиления воспитательного воздействия на молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жидяева Елена Сергеевна, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе»

УДК 316

Жидяева Елена Сергеевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ [email protected]

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор Российского государственного экономического университета (РИНХ) [email protected]

Особенности

формирования

ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Elena S. Zhidyaeva

candidate of sociological Sciences, associate professor of technologies of service and business communications. Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT [email protected]

Petr S. Samygin

Doctor of sociological Sciences, docent, professor at the Department of theory and history of state and law.

Rostov State Economic University «RINH» [email protected]

Sergei I. Samygin

Doctor of sociological Sciences, full professor.

Russian State Economic University (RINH) darya [email protected]

The peculiarities of

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE STUDENTS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе, анализируются когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Особое внимание акцентируется на выявлении специфики отношения молодого поколения к закону, выступающего в качестве индикатора, отражающего уровень развития правосознания молодежи. Авторы указывают на необходимость усиления воспитательного воздействия на молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение.

Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, социализация, правовая социализация, правосознание, правовое поведение.

Annotation. The article considers the peculiarities of the process of formation of legal consciousness of the students in the modern Russian society, examines cognitive, educational, emotional, axiological, active and practical components of the legal consciousness of the representatives of the considered socio-demographic groups. Identifying the specific of attitude of the young generation to the law as an indicator reflecting the level of development of legal consciousness of the youth is specifically emphasized in the article. The authors point to the necessity to strengthen the educational impact on young people in the direction of formation of positive attitude to the law, sustainable orientations on good behavior.

Keywords: youth, students, socialization, legal socialization, legal consciousness, legal behavior.

Исследование процессов формирования правового сознания различных социальных групп в российском обществе относится к числу наиболее актуальных направлений в современной социологии права, что объясняется тем, что именно от характера общественногоправосозна-ния зависит успешная реализация одной из важ-

нейших стратегических целей реформирования правовой системы российского общества, связанной с формированием правового государства. В ходе радикальных преобразований основ российской правовой системы в постсоветский период так называемая институциональная основа правового государства была сформирована

69

и зафиксирована в текстах базовых нормативноправовых актов, однако подобных институциональных преобразований, как показал опыт российских реформ, недостаточно для достижения указанной цели, предполагающей становление подлинного правового государства: для этого необходимы существенные изменения в сфере общественного правосознания, предусматривающие формирование устойчивых установок правомерного поведения.

Как справедливо отмечает И. В. Клочко, многие системные преобразования в области государственного и правового строительства, которые проводились в нашей стране в течение последних десятилетий, не достигали поставленных целей именно по той причине, что они осуществлялись без учета состояния правосознания населения. С точки зрения данной исследовательницы, перспективы преодоления негативных явлений, характерных для правовой сферы жизни российского общества, во многом детерминированы состоянием правового сознания представителей молодежи как особой социальнодемографической группы в российском обществе и динамикой развития основных компонентов ее правосознания в ближайшем будущем [1, с. 131]. Для формирования нового поколения российских граждан, способных отстаивать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц способами, предусмотренными законом, необходимо осознание молодыми людьми сущности и значения права как основополагающего регулятора общественных отношений, что составляет ядро правового сознания личности. Особенно важное значение для успешной модернизации правовой системы страны, становления подлинного правового государства имеет правосознание учащейся молодежи как особой социальной группы, проходящей обучение в образовательных учреждениях различного уровня, которое в идеале также должно быть направлено на формирование высокого правосознания обучающихся. В состав учащейся молодежи входят и представители современного российского студенчества, которые потенциально являются интеллектуальной элитой будущей России, вследствие чего формирование правовых ценностей и установок студентов приобретает особую значимость. В то же время, по меткому замечанию П.С. Самыгина, степень проявленности различных деформаций в структуре правового сознания представителей учащейся молодежи может служить косвенным индикатором масштабов социализационных отклонений в среде тех категорий отечественной молодежи, которые находятся вне воспитательного воздействия образовательных учреждений [2, с. 5].

Выступая в качестве составляющей базовой культуры личности, правовое сознание характеризует особенности ее правовых знаний, понимания смысла правовых норм, качество правовых установок, которые реализуются индивидом в рамках различных направлений его деятельности; ценности правового сознания конкретного человека отражаются в его поведении, определяя степень правомерности последнего, готовность соблюдать предписания правовых норм и отстаивать права и

свободы предусмотренными законом способами. В специальных исследованиях в структуре правосознания, как правило, выделяют когнитивнопознавательный, эмоционально-ценностный и дея-тельностно-праетический компоненты. Первый из этих компонентов, когнитивно-познавательный, включает правовое мышление индивида, его правовые взгляды и убеждения, второй - правовые чувства, ценности и ориентации, а третий - соответственно, правовые установки, привычки и навыки правового поведения, которое может быть правомерным или противоправным, его мотивацию. В стандартной схеме, описанной И .В. Клочко, правовое сознание формируется на основе правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления и становящихся под влиянием чувств, настроений, эмоций человека его правовыми убеждениями, соответствующим мировоззрением, на основе которого формируются ценностные ориентации личности в сфере права, которые, в свою очередь, определяют характер и направленность его правового поведения [1, с.132].

Правосознание молодежи как особой социальнодемографической группы имеет свою специфику, которая связана с тем обстоятельством, что молодежь является «не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений», вследствие чего, как указывает Е.А. Певцова, ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Данная особенность молодежного правосознания проявляется как в его структуре, так и в степени зрелости и устойчивости образующих правовое сознание компонентов. С точки зрения указанной исследовательницы, групповое и индивидуальное правосознание молодежи отличается разрывом между теоретическими представлениями и практическим опытом, противоречиями в мотивационной сфере и другими специфическими чертами, которые в комплексе характеризуют правовое сознание молодежи как недостаточно зрелое. Наряду с этим, специфика молодежного правосознания детерминируется также и особенностями ее социального положения, присущими ему неустойчивостью и маргинальностью. Указанные характеристики социального положения молодежи определяют лабильный характер ее правового сознания, отражаются на особенностях взаимодействия молодых людей с правоохранительными органами, определяя конфликтность последнего. В целом правовое со-знаниемолодежи, в соответствии с определением, сформулированным Е.А. Певцовой, представляет собой способность отражения теоретических идей, знаний, норм, представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений [3, с. 71].

В качестве основного средства развития правосознания учащейся молодежи традиционно принято рассматривать правовое воспитание, выступающее в качестве процесса целенаправленного и системного воздействия на обучающихся,

70

направленного на формирование основополагающих компонентов правового сознания: определенного объема правовых знаний, ценностных ориентаций и установок в сфере права, соответствующих интересам и потребностям общества и государства, уважительного отношения к законам и другим элементам правовой системы, умений отстаивать свои права и свободы законными способами, навыков правомерного поведения. В то же время, по справедливому замечанию ВИ. Чупрова и Ю.А. Зубок, взросление молодого человека лишь до определенной степени регламентируется воспитательными воздействиями: многие факторы социализации, в том числе и социализации в сфере права, действуют спонтанно, поэтому в значительной мере освоение опыта происходит стихийно. Процесс социализации, с точки зрения данных исследователей, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [4, с.118-119]. Данное утверждение, на наш взгляд, вполне применимо и по отношению к правовой социализации учащейся молодежи.

Необходимо отметить, что в течение последних лет политика российского государства характеризовалась стремлением усилить направленное воспитательное воздействие на молодежь, что нашло отражение, в том числе, и в государственных образовательных стандартах, составляющих нормативно-правовую основу целенаправленной работы по правовому воспитанию представителей учащейся молодежи. Однако в настоящее время, как показывают результаты специальных исследований, правовое образование в учебных заведениях различного уровня направлено в первую очередь на формирование правовых знаний как компонента правосознания учащейся молодежи, в то время как на другие компоненты правового сознания, эмоциональноценностный и деятельностно-практический,

учебный процесс значительного воздействия не оказывает [5, с.66]. С одной стороны, очевидно, что знания как таковые выступают в качестве необходимой предпосылки любой, в том числе и правовой формы сознания (как пишет по этому поводу А.С. Гречин, «нельзя осознавать того, чего мы не знаем, быть убежденным в чем-то неизвестном»). В то же время, с другой стороны, по мнению Гречина, знание закона еще не является его осознанием: показателем высокого уровня правосознания может служить наличие в сознании человека убежденности в справедливости закона, внутренней потребности к соблюдению его предписаний [6, с. 24]. На практике довольно часто встречаются случаи, когда высокий уровень правовых знаний конкретного человека сопровождается игнорированием предписаний закона со стороны последнего, совершением данным лицом тех или иных противоправных деяний. На наш взгляд, важнейшим компонентом правового сознания, своеобразным индикатором, отражающим уровень развития правосознания учащейся молодежи, является отношение к закону. В монографии П.С. Самыгина отмечается, что уважение к закону, понимание его как абсолютной нормы, единой для всех и при

всех обстоятельствах является важным показателем правового сознания гражданского или активистского типа. Данный тип означает высокий уровень развития правосознания, при котором «знание закона должно транслироваться в его признание в качестве высшей ценности» [7, с. 195].

Как показывают эмпирические данные, полученные М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги на основе проведенных под их руководством социологических опросов российской молодежи, за последние десять лет позиция представителей молодого поколения по отношению к закону не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, что находит отражение в крайне незначительном росте доли законопослушной молодежи. Наиболее распространенная позиция молодых людей по отношению к закону выглядит следующим образом: законы необходимо соблюдать только в том случае, если это делают и лица, представляющие государственную власть (такой точки зрения придерживаются 47,1 % представителей российской молодежи). Доля так называемых законопослушных граждан в молодежной среде является не очень значительной: лишь 18,1 % молодых людей придерживаются той позиции, что предписания закона необходимо соблюдать «всегда и везде», даже если «закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям».Довольно большая часть молодежи ставит во главу угла справедливость, а не закон: для 22,3 % молодых людей важно в первую очередь то, чтобы их поступки были справедливыми, а их соответствие или несоответствие закону имеет в данной ситуации второстепенное значение. Отметим, что в данном случае речь идет о собственном понимании справедливости, существующем в сознании конкретного представителя молодого поколения: подобные представления могут быть неодинаковыми у молодых людей, принадлежащих к определенным категориям населения, в то время как право и закон как основная форма бытия права выступают в качестве единого универсального регулятора общественных отношений, и их предписания являются едиными для представителей различных социальных групп и слоев. Достаточно позитивным в этой ситуации выглядит то обстоятельство, что среди молодежи очень мало тех, кто считает, что закон можно соблюдать лишь в том случае, если он не мешает реализовывать личные интересы (таких оказалось всего 4,2 %) [8, с. 49-50].

Если обобщить полученные крупнейшими российскими исследовательскими центрами (Центром социологических исследований при Министерстве образования и науки РФ и Институтом социологии РАН) эмпирические данные, касающиеся состояния правосознания молодежи, то получится, что установка на полное законопослушание характерна не более чем для пятой части молодежи, половине молодых респондентов присуще законопослушание, обусловленное ожиданиями к поведению власти, и еще четверти - игнорирование закона. На основе указанных результатов социологических опросов М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги была выстроена первичная сегментация российской молодежи по характеру восприятия ею правовых обя-

71

занностей, что отражает уровень развития правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Рассматриваемая сегментация предусматривала выделение четырех типов носителей правового сознания: законопослушные (те, кто ориентируется на безусловное соблюдение закона, независимо от его соответствия тем или иным представлениям о справедливости), конвенционалисты (те молодые люди, которые ставят свое правовое поведение, предусматривающее соблюдение закона или его нарушение в зависимость от аналогичного поведения представителей государства), моралисты (те, кто склонны соотносить свое индивидуальное поведение в сфере права с принципами справедливости), эгоисты (лица, ставящие свои личные интересы выше закона). Интересно, что сравнительный анализ базовых компонентов правосознания представителей молодого и старшего поколений показал, что доля законопослушных граждан среди молодежной когорты примерно соответствует аналогичной доле законопослушных пожилых россиян [8, 50]. Данное обстоятельство свидетельствует о слабом влиянии возрастных особенностей на правосознание различных категорий населения России и указывает на то, что в сознании современной российской молодежи воспроизводятся традиционные ценности и установки отечественной правовой культуры, присущие предыдущим поколениям российских граждан.

Эмпирические данные также указывают на то, что отношение к закону представителей различных категорий молодежи практически не зависит от объема их правовых знаний и даже от уровня их учебной успеваемости по соответствующим дисциплинам, изучаемым молодыми людьми в учебных заведениях разного уровня. Так, социологический опрос учащихся средних специальных и высших учебных заведений, проведенный П.С. Самы-гиным, не позволил подтвердить общераспространенную точку зрения, согласно которой высокий уровень правовых знаний обязательно должен предполагать как неизбежное следствие ориентацию на безусловное соблюдение закона (автор, в частности, обнаружил примерно одинаковый процент законопослушных индивидов как среди сту-дентов-троечников, так и среди студентов-отлич-ников) [7, с. 197]. Приведенные данные показывают необходимость усиления целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение. В настоящее время российские образовательные учреждения оказываются в состоянии готовить достаточно грамотных в правовом отно-

Литература:

1. Клочко И.В. Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6.

2. Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: авторе-

шении специалистов (по наблюдениям одного из авторов статьи, в вузы сейчас приходят выпускники школ, уже имеющие определенный багаж правовых знаний, представлений о содержании Конституции РФ и других базовых нормативно-правовых актов), однако далеко не все из них являются законопослушными гражданами, ориентированными на соблюдении закона в профессиональной и других видах деятельности.

Усилия специалистов, преподающих правовые дисциплины в учебных заведениях различного уровня, должны быть направлены не только на формирование когнитивно-познавательного компонента правосознания учащейся молодежи, но и на эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социальнодемографической группы. Необходимо отметить, что утвержденные в свое время Президентом РФ Д.А. Медведевым «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» предусматривают целый комплекс мер, призванных способствовать становлению позитивного правосознания учащейся молодежи и включающих внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебнометодических материалов, направленных на формирование в сознании молодых людей устойчивого уважения к закону, однако для реализации этих целей необходимо привлечь к преподаванию правовых дисциплин компетентных педагогических кадров, обладающих системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры [9]. В настоящее время процесс формирования правового сознания учащейся молодежи в России во многом происходит стихийно, на правовую социализацию современного молодого поколения оказывают воздействие, в том числе, и средства массовой информации, которые не всегда способствуют становлению позитивного правосознания молодых людей, ориентаций на правомерное поведение. Формирование позитивного типа правосознания представителей молодого поколения зависит как от наличия высокого уровня правового воспитательного воздействия в различных образовательных учреждениях, так и от характера правового воспитания в семьях обучающихся, соответствующего поведения их родителей, а также от степени распространенности информационных материалов, являющихся доступными для их восприятия молодыми людьми и оказывающих воздействие на формирование различных компонентов правового сознания молодежи.

Literature:

1. Klochko I.V. Theoretical and methodological bases of a problem of formation of sense of justice of the studying youth. // The World of science, culture, education. 2013. No. 6.

2. Samygin P.S. Legal socialization of the studying youth in the conditions of social uncertainty of the Russian society: the abstract of the thesis on com-

72

ферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов н/Д., 2008.

3. Чупров В.И. Права молод ежи в России: состояние и проблемы реализации. Сравнительный социолого-правовой анализ / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, ЕЛ. Певцова. М. : «Русское слово», 2007.

4. Чупров В.И. Социология молодежи / В .И. Чупров, Ю.А. Зубок. М. : «Норма». 20l1.

5. Егоров ИЛ. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания / И.А. Егоров, Ф.С. Сафуанов. Психологическая наука и образование. 2014. № 3.

6. Гречин АС. Социология правового сознания. М. : «Юнити-Дана», 2001.

7. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов Н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007.

8. Горшков МЛ. Формировалие правового сознания / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010.

9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Пре-зидентомРФ 28.04.2011 № Пр-1168). Россий-скаягазета. 2011, 14 июля.

petition of an academic degree of the doctor of sociological Sciences. Rostov-on-Don, 2008.

3. Chuprov V.I. The rights of youth in Russia: State and problems of realization: Comparative sociological and legal analysis / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok,

E.A. Pevtsov. M. : «The Russian word», 2007.

4. Chuprov V.I. Sociology of youth / V.I. Chuprov, Yu.A. Zubok. M. : «Norm», 2011.

5. Egorov I.A. Educational process as factor of formation of sense of justice / I.A. Egorov, F.S. Sa-fuanov // Psychological science and education. 2014. № 3.

6. Grechin A.S. Sociology of legal consciousness. M. : «Unity Dana», 2001.

7. Samygin P.S. Social uncertainty and legal socialization of the studying youth in Russia. Rostov-on-Don : SFU Press, 2007.

8. Gorshkov M.K. Formation of legal consciousness / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi // Youth of Russia: sociological portrait. M. : CSPIM, 2010.

9. Bases of a State policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens (appr.by Russian President 28.04.2011 № Pr-1168) // Russian gazette. 14.04.2011.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.