Научная статья на тему 'Проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России'

Проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2288
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
YOUTH / SENSE OF JUSTICE / LEGAL CULTURE / LEGAL SOCIALIZATION / LEGAL EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье анализируются проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России, составляющего основное содержание процесса правовой социализации представителей данной социально-демографической группы. Авторы показывают, что в настоящее время существует необходимость в усилении правовоспитательной деятельности, направленной на формирование у молодежи правовой культуры, устойчивых ориентаций на поведение правомерного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF POSITIVE SENSE OF JUSTICE OF YOUTH IN MODERN RUSSIA

In article problems of formation of the positive sense of justice of youth in modern Russia which is the main content of process of legal socialization of representatives of this social and demographic group are analyzed. Authors show that now there is a need for strengthening of the right educational activity directed to formation at youth of legal culture, steady orientations to behavior of lawful character.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России»

УДК 340.114.5 ББК 60.0

Загутин Дмитрий Сергеевич Zagutin Dmitry Sergeevich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, доцент.

Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, Associate Professor. E-mail: [email protected]

Самыгин Петр Сергеевич Samygin Petr Sergeevich

профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, профессор.

Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics, Doctor of Sociology, Professor. E-mail: [email protected]

Самыгин Сергей Иванович Samygin Sergey Ivanovich

профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, профессор.

Professor, Department of Human Resource Management and Sociology, Rostov State Economic University, Doctor of Sociology, Professor. E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Problems of formation of positive sense of justice of youth in modern Russia

В статье анализируются проблемы формирования позитивного правосознания молодежи в современной России, составляющего основное содержание процесса правовой социализации представителей данной социально-демографической группы. Авторы показывают, что в настоящее время существует необходимость в усилении правовоспитательной деятельности, направленной на формирование у молодежи правовой культуры, устойчивых ориента-ций на поведение правомерного характера.

Ключевые слова: молодежь, правосознание, правовая культура, правовая социализация, правовое воспитание.

In article problems of formation of the positive sense of justice of youth in modern Russia which is the main content ofprocess of legal socialization of representatives of this social and demographic group are analyzed. Authors show that now there is a need for strengthening of the right educational activity directed to formation at youth of legal culture, steady orientations to behavior of lawful character.

Keywords: youth, sense of justice, legal culture, legal socialization, legal education.

Одним из наиболее актуальных направлений исследований в рамках современной отечественной социологии права является изучение правосознания, особенностей его генезиса и трансформации применительно к представителям различных социально-демографических групп в российском обществе. Это во многом обусловлено тем обстоятельством, что именно от характера общественного, группо-

вого правового сознания во многом зависит успешная модернизация правовой системы нашей страны, включающая в качестве неотъемлемой составляющей формирование подлинного правового государства. В процессе радикальных реформ в постсоветской России произошло становление институциональной основы правового государства, что нашло отражение в тексте Конституции России и дру-

гих законах и подзаконных актах, однако преобразований институционального характера недостаточно для формирования правовой государственности: реализация указанной цели предусматривает кардинальную трансформацию общественного правосознания, укоренение в сознании абсолютного большинства российских граждан правовых ценностей и установок позитивного характера, устойчивых ори-ентаций на соблюдение закона, правомерное поведение.

В ряде специальных исследований отмечается, что неуспешный характер многих преобразований политической и правовой системы, осуществленных в нашей стране в постсоветский период, был во многом обусловлен тем, что данные реформы проводились без учета правосознания населения России и его специфических характеристик [1, с. 131]. Степень эффективности реформирования российского общества в ближайшем будущем во многом зависит от облика молодого поколения, в том числе состояния его правового сознания. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед представителями современной российской политической элиты, является формирование молодежи как носителя позитивного правосознания, правовой культуры гражданского или активистского типа, что предполагает готовность молодых людей к отстаиванию своих прав и свобод, а также прав и свобод других лиц законными методами, осознание данными индивидами безусловной ценности права и закона, ориентацию на законопослушное поведение. Молодежь, как известно, представляет собой гетерогенную социальную группу, однако в ее составе важнейшее место занимает обучающиеся, в первую очередь студенты высших учебных заведений, являющиеся будущей интеллектуальной элитой общества. Именно по этой причине особую значимость приобретает процесс формирования правосознания у представителей современного российского студенчества, испытывающего на себе в процессе правовой социализации воздействие многих разнонаправленных факторов. Научное изучение особенностей становления правового сознания молодежи является актуальным, потому что степень проявленности тех или иных дефектов в его структурной композиции может рассматриваться в качестве косвенного индикато-

ра масштабов отклонений в процессе правовой социализации тех групп российской молодежи, которые, оказались вне рамок воспитательного воздействия, осуществляемого в процессе обучения в образовательных организациях различных уровней [2, с. 96].

Ключевая роль правового сознания объясняется и тем, какое место оно традиционно занимает в структуре базовой культуры личности: к числу основных элементов правосознания, принято относить правовые чувства, установки, правовой опыт, правовые иллюзии, знание права, представления о праве, отношения и требования к праву, отношение к выполнению правовых предписаний, мотивы соблюдения закона, а также осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве [3, с. 27]. От характера индивидуального правового сознания, таким образом, зависит направленность правового поведения, готовность или неготовность к соблюдению правовых предписаний. В структуре правосознания принято выделять несколько компонентов, в том числе когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный и дея-тельностно-практический. Первый включает в себя правовое мышление его носителя, присущие последнему правовые взгляды и убеждения, эмоционально-ценностный компонент -правовые чувства, ценности и ориентации, дея-тельностно-практический, соответственно, правовые установки, навыки, реализующиеся в рамках правового поведения, могущего быть правомерным или противоправным.

Принято считать, что становление правового сознания осуществляется на основе правовых знаний, которые, формируясь изначально с помощью правового мышления индивида, впоследствии под воздействием индивидуальных чувств, эмоций и настроений трансформируются в правовые убеждения человека, присущее ему правовое мировоззрение. На базе правового мировоззрения осуществляется формирование ценностных личностных ориента-ций и установок в правовой сфере, находящих практическое воплощение в индивидуальном правовом поведении, детерминируя характер и направленность последнего [1, с. 132]. В отечественных исследованиях, посвященных изучению правосознания и факторов, влияющих на его формирование, принято рассматривать данный процесс на основе стандартизирован-

ных схем, одна из которых была приведена авторами выше. В то же время очевидно, что в рамках анализа процессов становления правового сознания молодежи как особой социально-демографической группы следует учитывать особенности, присущие ее представителям, которые не могут не сказываться на характеристиках данной разновидности группового правосознания. Здесь в первую очередь следует принимать во внимание то обстоятельство, что молодежь является формирующимся, становящимся социальным субъектом, вследствие чего и правовое сознание представителей данной группы имеет переходный характер, отличается незавершенностью складывания его основополагающих компонентов.

Базовые компоненты правового сознания молодежи также характеризуются определенной незрелостью и неустойчивостью, разрывом между формирующимися теоретическими представлениями о различных элементах правовой системы общества и приобретенным на данном этапе жизнедеятельности практическим опытом, нередко убеждающим молодых людей в неэффективности формальных правовых норм, их оторванности от реальности, несоответствии ряда распространенных социальных практик требованиям правовых предписаний [4, с. 297]. На молодежное правосознание, его специфические характеристики не могут не воздействовать объективные особенности социального статуса молодых людей в российском обществе, неустойчивость и маргинальность их положения, в той или иной степени присущие молодежи как особой социально-демографической группе в различных общественных системах. Маргинальность социального положения молодежи имеет следствием лабильный характер ее правового сознания, находит отражение в правовом поведении молодых людей, их взаимодействии с представителями различных структур, представляющих государство, и в первую очередь с правоохранительными органами: данное взаимодействие, как известно, нередко приобретает конфликтный характер. Отсюда проистекает необходимость в систематической работе, осуществляемой представителями правоохранительных органов в отношении молодежи, включающей лекции, профилактические беседы, разъяснения смысла и содержания действующего законодательства, а также по-

следствий совершения тех или иных правонарушений. Указанная деятельность является неотъемлемой составной частью правового воспитания молодежи, выступающего в качестве основного средства формирования позитивного правосознания представителей данной социально-демографической группы.

Как часть общего воспитательного процесса правовое воспитание предполагает воздействие на обучающихся молодых людей, имеющее системный и целенаправленный характер и направленное на формирование позитивного правового сознания молодежи, включающего правовые знания в объеме, необходимом для ориентации в правовой среде и участия в различных правоотношениях, а также позитивные правовые ценности и установки на правомерное поведение, деятельность, соответствующую интересам общества и государства, уважение к законодательству страны и другим элементам правовой системы общества, готовность к отстаиванию собственных интересов и интересов других лиц законными способами. В специальных социологических исследованиях, посвященных молодежи, нередко отмечается, что процесс становления личностных качеств молодых людей лишь до определенной степени регламентируется целенаправленным воздействием воспитательного характера [3, с. 118-119]. Социализация в целом и правовая социализация в частности включают социально-контролируемые, реализуемые посредством правового воспитания и стихийные процессы воздействия на личность молодого человека.

Справедливо отметить, что государственная образовательная политика в России в течение последних лет характеризовалась усилением воспитательного компонента в рамках правового образования, что нашло отражение в различных программах, образовательных стандартах и так далее. В настоящее время существует определенная нормативно-правовая основа деятельности, направленной на системное правовое воспитание представителей различных групп обучающихся. В то же время в российских образовательных организациях акцент традиционно делается на формирование когнитивно-знаниевого компонента молодежного правосознания: как отмечается в специальных исследованиях, посвященных образовательному процессу как фактору фор-

мирования правового сознания, в рамках указанного процесса фактически не оказывается сколько-нибудь существенного воздействия на эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты [5, с. 66]. Правовые знания, безусловно, являются важным компонентом индивидуального правового сознания, и их формирование - неотъемлемый компонент процесса правовой социализации личности: без элементарных представлений о праве, системе законодательства нормальное функционирование человека в современном сложном обществе оказывается практически невозможным, поскольку любой индивид сталкивается с правовыми нормами в различных сферах своей деятельности и на разных этапах жизни. Однако «знание закона еще не является его осознанием» [6, с. 24]: индикатором формирования позитивного правосознания высокого уровня выступает в первую очередь укорененная в сознании индивида убежденность в необходимости соблюдения закона, безусловного уважения к нему и признания его справедливости.

Результаты многочисленных эмпирических исследований, проводившихся в нашей стране различными научными учреждениями, показывают, что в России достаточно много граждан, для которых, с одной стороны, характерен высокий уровень правовых знаний (многие из них имеют высшее юридическое образование, являются профессиональными юристами), однако, с другой стороны, эти же высококвалифицированные специалисты могут отличаться нигилистическими взглядами в области права, стремлением к игнорированию правовых предписаний, используя полученные знания в целях совершения тех или иных правонарушений таким образом, чтобы избежать привлечения к юридической ответственности. В качестве важнейшего показателя уровня правового сознания молодежи следует, на наш взгляд, рассматривать отношение представителей рассматриваемой социально-демографической группы к закону: позитивное правовое сознание высокого уровня характеризуется трансформацией правовых знаний в признание права и закона в качестве высших ценностей. Следует признать, что в настоящее время правосознание молодежи в целом не соответствует данным критериям, а отношение абсолютного большинства молодых россиян

к закону не претерпевает кардинальных изменений. Твердой мотивации на безусловное соблюдение закона в сознании молодежи пока не сложилось: установки на полное законопос-лушание, в соответствии с результатами всероссийских социологических опросов, присущи не более чем пятой части представителей отечественной молодежи, что примерно соответствует количеству молодых граждан, склонных к игнорированию закона, считающих для себя допустимым и даже желательным его нарушение в целях достижения жизненно важных целей, в том числе материального благополучия. Отметим, что для большей части молодежи характерна ориентация на соблюдение закона исключительно в случае выполнения определенных условий, связанных с характером действий представителей властных структур («законы необходимо соблюдать только в тех случаях, когда это делают и представители власти»), а также с характеристиками самого закона, включающими их соответствие или несоответствие принципам справедливости или, точнее, тем, как сами молодые люди интерпретируют данную справедливость с присущей ей неопределенностью («не так важно, соответствуют ли поступки людей закону или нет, - главное, чтобы эти поступки были справедливыми») [6, с. 64].

В обыденном сознании существует стереотип, согласно которому старшее поколение, как правило, является в большей степени законопослушным в сравнении с молодыми людьми. Однако он опровергается данными эмпирических исследований, свидетельствующими о том, что доля молодых граждан, ориентированных на безусловное соблюдение закона, количественно соответствует аналогичной доле пожилых россиян. Это показывает, что в правосознании современной российской молодежи воспроизводятся правовые ценности и установки, присущие предшествующим поколениям, включающие в том числе нигилистические правовые воззрения. К сожалению, ситуация в данной сфере не характеризуется сколько-нибудь существенными изменениями положительного характера, включающими радикальное увеличение среди молодежи числа лиц, являющихся носителями позитивного правового сознания. Как уже отмечалось выше, эмоционально-ценностный компонент молодежного правосознания, включающий

отношение представителей данной социально-демографической группы к законам и другим элементам правовой системы общества, практически никак не коррелирует с когнитивно-познавательным компонентом, то есть объемом правовых знаний и представлений молодых россиян. Результаты социологических опросов представителей различных групп учащейся молодежи показывают, что законопослушность молодежи никак не зависит от уровня ее учебной успеваемости, в том числе и по правовым дисциплинам: примерно одинаковый процент законопослушных граждан имеется как среди хорошо, так и среди плохо успевающих школьников и студентов [7, с. 46].

Приведенные данные указывают на необходимость усиления правовоспитательной деятельности, включающей целенаправленное воздействие на молодежь с целью формирования позитивного правосознания, соответствующего отношения к закону, устойчивых ори-ентаций на поведение правомерного характера. В российских образовательных организациях различных уровней в последние годы уделяется повышенное внимание правовой подготовке, так как, несмотря на то, что в отечественные вузы сейчас поступают выпускники школ, имеющие определенный багаж правовых знаний, включающий представления о Конституции России и иных базовых нормативных правовых актах, основополагающих отраслях российского права и т. п., этого, как мы уже отмечали выше, недостаточно для формирования законопослушного гражданина, ориентированного на неукоснительное соблюдение закона в различных видах своей деятельности. В нашей стране разработаны государственные программы, направленные на формирование позитивного правосознания различных групп населения России, в том числе молодежи, включающие воздействие на эмоционально-ценностный и деятельностно-прак-

тический компоненты правового сознания представителей указанной социально-демографической группы. Здесь можно выделить, в частности, «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Данный документ предусматривает в качестве практической реализации внедрение в образовательный процесс различных уровней новых курсов, программ и так далее [8].

Необходимо отметить, что успешное осуществление этой и других программ зависит в том числе и от наличия достаточного количества компетентных педагогических кадров с высоким уровнем правовой компетентности и правовой культуры в целом. Следует признать, что в настоящее время процесс правовой социализации молодежи, включающий и формирование ее правового сознания, во многом имеет стихийный характер, что предполагает воздействие на рассматриваемый процесс многочисленных разнонаправленных факторов. В процессе социализации молодежи в сфере права участвуют различные социальные институты и средства массовой информации. Что касается последних, то они зачастую оказывают негативное влияние на правосознание молодежи, представители которой имеют неокрепшее, несфор-мировавшееся мировоззрение. Актуальная для современного российского общества и государства задача, связанная с формированием позитивного правового сознания молодежи, может быть решена на основе координации усилий образовательных организаций и семьи, призванных осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие на представителей молодого поколения, а также СМИ, распространяющих доступные информационные материалы правового характера, необходимые для развития различных компонентов правосознания российской молодежи.

Литература

1. Клочко И. В. Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6.

2. Самыгин П. С., Исакова Ю. И., Печку-ров И. В. Правовая социализация современной российской молодежи: монография. М., 2016.

Bibliography

1. Klochko I. V. Theoretical and methodological bases of a problem of formation of sense of justice of the studying youth // The World of science, culture, education. 2013. № 6.

2. Samygin P. S., Isakova Yu. I., Pechkurov I. V. Legal socialization of modern Russian youth. Moscow, 2016.

3. Гулевич О. А., Голынчик Е. О. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор). М., 2003.

4. Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самы-гин С. И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Социология». 2016. Т. 16. № 2.

5. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. М., 2011.

6. Егоров И. А., Сафуанов Ф. С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания // Психологическая наука и образование . 2014. № 3.

7. Психология развития, возрастная психология / С. И. Самыгин, А. В. Волочай, Н. Г. Гончарова и др. Ростов н/Д, 2013.

8. Гречин А. С. Социология правового сознания. М., 2001.

9. Шереги Ф. Э. Российская молодежь: настроения, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013.

10. Самыгин П. С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1.

11. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № 1168- Пр) // Российская газета. 2011. 14 июля.

12. Загутин Д.С., Ивченко М. В. Профилактика молодежного экстремизма и агрессии в социальных сетях на примере молодежной политики в ростовской области // Вестник непрерывного образования. 2015. № 2.

3. Gulevich O. A., Golynchik E. O. Legal consciousness and legal socialization (analitycal review). Moscow, 2003.

4. Samygin P. S., Popov M. Yu., Samygin S. I. Legal socialization of youth in the conditions of the crisis of modern Russian society // Bulletin of the University of people friendship. Serie: Sociology. 2016. № 2.

5. Chuprov V. I., Zubok Yu. A. Sociology of youth. Moscow, 2011.

6. Egorov I. A., Safuanov F. S. Educational process as factor of formation of sense ofjustice // Psychological science and education. 2014. № 3.

7. Developmental psychology, age psychology / S. I. Samygin, A. V. Volochay, N. G. Gon-charova, ect. For university students. Rostov-on-Don, 2013.

8. Grechin A. S. Sociology of legal consciousness. Moscow, 2001.

9. Sheregi F. E. Russian youth: moods, expectations, value orientations. Moscow, 2013.

10. Samygin P. S. Condition of law education in Russia as a factor of legal socialization of studying youth // Theory and practices of society development. 2007. № 1.

11. Bases of a State policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and sense of justice of citizens (appr.by Russian President 28.04.2011 № 1168-Pr) // Russian newspaper. 2011. 14 Apl.

12. Zagutin D. S., Ivchenko M. V. Prevention of youth extremism and aggression in social networks by the example of youth policy in the Rostov region// Bulletin of continuous education. 2015. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.