УДК 340.114.5 ББК 67.0
Загутин Дмитрий Сергеевич Zagutin Dmitry Sergeevich
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук.
Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy. E-mail: [email protected]
Самыгин Петр Сергеевич Samygin Petr Sergeevich
профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, доцент.
Professor, Department of Theory and History of State and Law of the Rostov State University of Economics (RINH), Doctor of Sociology, Associate Professor. E-mail: [email protected]
Самыгин Сергей Иванович Samygin Sergey Ivanovich
профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) доктор социологических наук, профессор.
Professor, Department of Personnel Management and Sociology of the Rostov State University of Economics (RINH), Doctor of Sociology, Professor. E-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ АТТИТЮДЫ МОЛОДЕЖИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
The legal attitudes of young people and peculiarities of their formation in the modern Russian society
В статье анализируются правовые аттитю-ды молодежи и особенности их формирования в современном российском обществе. Отмечается, что именно посредством правовых аттитюдов, синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности, осуществляется так называемая регулятивная функция правового сознания.
По мнению авторов, аттитюды, входящие в состав правового сознания, не являются врожденными, а складываются по мере развития человека в ходе его правовой социализации, следствием которой в идеале должно стать формирование особого отношения к праву, воспринимающегося субъектом в качестве безусловной нравственной ценности, что влечет за собой включенность личности в общественно-правовые процессы, выбор социально-активного правомерного поведения в качестве основной жизненной стратегии.
Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, аттитюды, правовые аттитюды, социализация, правовая социализация, правовая культура, правосознание, правовое поведение.
This article analyzes the legal attitudes of young people and peculiarities of their formation in the modern Russian society. The authors highlight that it is through the legal attitudes synthesizing and stabilizing all other sources of legal activity the so-called regulatory function of legal consciousness is realized.
The attitudes included in the legal consciousness are not innate, but are formed with the development of the person in the course of legal socialization, which should ideally result in the formation ofa special relationship to the law that are perceived by the subject as an unconditional moral value, which entails the involvement of the individual in socio-legal processes, the choice of socially active lawful behavior as a primary life strategy.
Keywords: youth, students, attitudes, legal attitudes, socialization, legal socialization, legal culture, legal consciousness, legal behavior.
Важнейшую роль в формировании ценностного сознания современной российской молодежи играет являющийся составным компонентом общего процесса социализации личности процесс правовой социализации. Именно в нем происходит освоение социализирующимся субъектом базовых норм права и основных принципов, на основе которых осуществляется правовое регулирование в обществе, а также приобретение молодым человеком навыков регулирования своего поведения, согласованного с законодательными требованиями. Значение правовой социализации обусловлено тем обстоятельством, что именно в ее рамках формирующаяся личность приобретает представление о правовых нормах, которые реализуются в тех или иных юридически значимых действиях. Достигнув возраста полной дееспособности, индивид получает возможность вступать в различные правоотношения с другими гражданами, организациями и государством, что предполагает наличие определенных правовых знаний и умений действовать в ситуациях, регулируемых правовыми нормами. В процессе правовой реализации представители молодежи определенным образом воспринимают реалии современной им правовой жизни, на основе данного восприятия формируется ценностное отношение молодых людей к праву, которое в свою очередь определяет характер и направленность правового поведения представителей рассматриваемой социально-демографической группы.
Несмотря на то, что правовая социализация является процессом, осуществляющимся на всех этапах жизненного развития человека, основополагающее значение имеет первичный этап, основным содержанием которого выступает адаптация индивида к функционирующей в данном обществе правовой системе и ее компонентам, на основе которой выстраиваются личностные стратегии правового поведения. На рассматриваемом этапе возможно возникновение различных деформаций или дефектов в правовом сознании личности, имеющих следствием выбор противоправного поведения в качестве предпочтительной для конкретного индивида формы правовой активности. Данное обстоятельство предопределило интерес авторов к правовой социализации молодежи: своеобразным критерием эффек-
тивности этого процесса может служить уровень законопослушности представителей молодежи, характер ее правового поведения. На наш взгляд, в качестве своеобразного механизма, формирующего готовность индивида действовать в определенном направлении, выступают аттитюды, в том случае, когда их объектом являются различные элементы правовой системы общества, мы имеем дело с правовыми аттитюдами, отражающимся в индивидуальном правовом поведении. Именно посредством правовых аттитюдов, которые синтезируют и стабилизируют все иные источники правовой активности, осуществляется так называемая регулятивная функция правового сознания. Интегрированная совокупность правовых аттитюдов образует правовую ориентацию личности, непосредственно формирующую ее внутренний план, программу действий в юридически значимых ситуациях. Аттитюды, входящие в состав правового сознания, не являются врожденными, а складываются по мере развития человека в ходе его правовой социализации. Принято считать, что в качестве высшей ступени процесса правовой социализации индивида выступает формирование особого отношения к праву, которое воспринимается субъектом как безусловная нравственная ценность, что приводит вследствие к включенности личности в общественно-правовые процессы, выбор социально-активного правомерного поведения в качестве основной жизненной стратегии [1, с. 52].
По этой причине центральным правовым аттитюдом целесообразно считать отношение к праву, воспроизводящее процесс его отражения в ценностном сознании молодежи. С целью анализа указанных аттитюдов целесообразно обратиться к результатам социологических опросов различных групп российской молодежи, проведенных одним из авторов данной статьи. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства отсутствуют целостные представления о праве, что проявляется, в частности в том, что оно не воспринимается как особый социальный институт. При этом право ассоциируется у значительной части молодых людей с действиями и возможностями их совершения. Общее понятие «право» также связывается молодежью с собственными индиви-
дуальными или личными правами - тем, чем конкретный человек обладает, и тем, что имеет отношение к его субъективным интересам и потребностям. Приоритетное значение для современной российской молодежи имеют ее права и свободы, чего нельзя сказать об обязанностях, о которых молодые люди склонны забывать или же всячески игнорировать. Речь идет о совершении тех или иных действий в пользу иных лиц или государства, а также о юридической ответственности, которая может наступить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения тех или иных обязанностей. Акцентируя внимания на собственных правах и свободах, молодежь отводит второстепенную роль индивидуальной ответственности, а также правам и законным интересам других лиц, что не соответствует высокоразвитому правовому сознанию гражданского или активистского типа, носители которого ориентированы на защиту как собственных прав и свобод, так и прав и свобод других лиц предусмотренными законом способами [2, с. 105-106].
Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что в российском обществе аттитюды современной молодежи по отношению к праву значительно отличаются от аналогичных аттитюдов представителей старшего поколения. Это объясняется различиями в макросоциальных факторах, влияющих на процесс первичной правовой социализации поколений «отцов и детей» в нашей стране. Что касается молодого поколения, то его представители проходят первичную социализацию в условиях рыночной экономики переходного характера со всеми присущими ей недостатками, широкой распространенностью различных неправовых, и в том числе криминальных практик. На процесс формирования правового сознания современной российской молодежи, включающий «складывание» основополагающих правовых аттитюдов, воздействует та объективная ситуация в сфере защиты прав и свобод молодых людей и их обеспеченности системой соответствующих государственных гарантий, которая имеет место в настоящее время в нашей стране. Эмпирические данные показывают, что значительная часть молодых людей считает свои права незащищенными: такой точки зрения придерживаются 47 % молодых россиян, в то время как всего 10 % рес-
пондентов полагают, что их права защищены полностью [3, с. 62].
С аттитюдами к праву тесно связаны аттитюды представителей современной российской молодежи к закону. Отметим, что в отечественной науке неоднократно предпринимались попытки произвести классификацию соответствующих аттитюдов на основе выделения доминирующих типов отношения к закону различных социально-демографических групп в российском обществе. Так, в соответствии с типологией, предложенной И. Н. Труш-ковым и основанной на отношении к закону в соответствии с пониманием его целей и оценкой его эффективности, были выделены такие категории граждан, как «рационалисты» (понимают важность закона, но не верят в его справедливую реализацию, считая возможным нарушение закона), «пессимисты» (характеризуются неверием в возможность справедливого решения и отрицательным отношением к закону), «нигилисты» (в принципе отрицают закон как ценность и считают нецелесообразным подчинение ему) и «идеалисты» (относятся к закону исключительно позитивно, отличаясь высоким уровнем доверия к государству и его правоохранительной системе) [5, с. 75].
Более поздняя типология представлена в исследованиях Института социологии РАН и Центра социального прогнозирования, обобщенных М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги. Данными учеными выделены несколько типов молодежи, отличающихся характером аттитю-дов по отношению к закону. В первую группу вошли законопослушные молодые россияне, ориентированные на соблюдение закона независимо от складывающихся жизненных обстоятельств и характеристик самого закона. Вторую группу составили конвенционалисты, считающие возможным соблюдать закон только в том случае, если это делают и представители власти. Третья группа была представлена моралистами, полагающими, что закон необходимо соблюдать лишь тогда, когда он соответствует моральным представлениям и принципам справедливости. И наконец, в четвертую группу вошли так называемые эгоисты, склонные к соблюдению законов лишь тогда, когда они соответствуют их личным интересам (представители данной категории респондентов ставят во главу угла
собственные потребности, считая возможным нарушение предписаний правовых и других социальных норм для достижения собственных целей и в первую очередь материального благополучия) [6, с. 44].
Несмотря на то, что выделенная классификация отражает аттитюды к закону представителей российской молодежи, практически идентичные характеристики правового сознания присущи представителям старших возрастных групп. Результаты социологических опросов свидетельствуют о примерном соответствии доли законопослушных молодых россиян и доли представителей старших поколений. Это со всей очевидностью подтверждает тезис об отсутствии связи между возрастом и правовыми аттитюдами и правосознанием в целом различных категорий населения российского общества, а также позволяет говорить о воспроизводстве нигилистических правовых ценностей в сознании индивидов, проходящих первичную правовую социализацию. Интересно, что доля законопослушных граждан среди различных социально-демографических групп практически не меняется и составляет не более трети (29 % по данным Ф. Э. Шереги) от общего числа граждан Российской Федерации различных возрастов [3, с. 64].
Аттитюды к закону представителей российской молодежи коррелируют с аттитюдами по отношению к государству и правоохранительным органам, которые не пользуются высоким уровнем доверия в молодежной среде. Отсюда проистекает и достаточно терпимое отношение к различным неправовым и, в том числе криминальным практикам, получившим широкое распространение в современном российском обществе. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что характеристика правовых аттитюдов представителей молодого поколения нашей страны не соответствует заявленным целям реформирования российского государства и его правовой системы, связанным с формированием правового государства, абсолютное большинство граждан которого должно выступать носителями позитивного правового сознания. При этом неправомерным следует считать распространенное в обыденном сознании представление, согласно которому молодежь априори выступает в качестве преимущественно девиантной или де-линквентной социальной группы. Молодежь,
как было отмечено выше, по ряду параметров не характеризуется сколько-нибудь значительными отличиями от представителей старшего поколения. Помимо этого, ее необходимо рассматривать в качестве неотъемлемой части общества, испытывающей на себе все изменения, которые происходят в сфере массового сознания населения страны, включающие восприятие закона и других элементов правовой системы [4, с. 298]. Если в массовом правосознании наличествуют негативное отношение к закону и стремление к его нарушению, находящие отражение в правовом поведении различных категорий субъектов права, то они не могут не воспроизводиться в сознании молодых людей, влияя на присущие им правовые аттитюды.
Широкая распространенность негативных правовых аттитюдов в правовом сознании молодого поколения также является следствием неэффективного или малоэффективного характера функционирования базовых институтов правовой социализации, в рамках которой доминирует стихийная составляющая, в то время как воспитательный компонент данного процесса нередко приобретает второстепенное значение. В образовательных учреждениях различных уровней акцент традиционно делается на формировании когнитивно-познавательного компонента правосознания, а эмоционально-ценностный компонент складывается посредством воздействия других институтов и агентов правовой социализации, которые не всегда действуют согласованно, что на практике приводит к возникновению существенных деформаций и противоречий в структуре правового сознания молодых россиян. В специальных исследованиях отмечается, что для правовых аттитюдов могут быть характерны, с одной стороны, разная сфор-мированность компонентов, которая проявляется в том, что некоторые из них могут быть сформированы лучше, чем другие, а, с другой стороны, противоречивость, или амбивалентность правовых аттитюдов, возникающая между двумя разными компонентами, например, когнитивным и аксиологическим или поведенческим [7, с. 280].
Применительно к представителям современной российской молодежи можно наблюдать противоречия между когнитивными и аксиологическими компонентами правовых
аттитюдов по отношению к законам и другим элементам правовой системы общества. На практике это проявляется в существовании достаточно большого количества формально образованных и юридически грамотных молодых россиян, которые при этом не ориентированы на соблюдение законодательных предписаний в рамках своей жизнедеятельности, исповедуя правовые ценности нигилистического характера [8, с. 46] . Это относится, в том числе и к корпусу профессиональных юристов, число которых в Российской Федерации, учитывая большую популярность и престижность юридического образования, является довольно значительным: эмпирические данные показывают, что в нашей стране существует немало специалистов в сфере юриспруденции и достаточно компетентных в правовых вопросах граждан, которые используют свои знания с целью нарушения закона таким образом, чтобы не оказаться привлеченными к юридической ответственности. По этой причине правовое образование должно сопровождаться не только усвоением обучающимися определенной суммы правовых знаний, но и формированием в их сознании аттитюдов позитивного характера по отношению к закону, предполагающих убежденность в его справедливости, а также готовность руководствоваться его предписаниями в повседневной жизни, ориентацию на защиту своих прав и свобод, а также прав и свобод других лиц исключительно законными методами.
Повышение степени эффективности правовой социализации российской молодежи может быть достигнуто посредством координации усилий основных институтов, ответственных за процесс социализации в сфере права, придания их деятельности целенаправленного характера, предполагающего воспитательное воздействие на представителей молодого поколения. Здесь ключевую роль должны играть образование как институт культуры и средства массовой информации, призванные распространять полезные сведения, способствующие развитию правовой грамотности молодых людей и направленные на пропаганду ценностей законопослушания, уважительного отношения к правам и обязанностям при готовности к добросовестному исполнению последних и так далее. С этой целью в электрон-
ных и печатных СМИ, на телевизионных и радио каналах, а также в сети Интернет необходимо создавать постоянные рубрики и тематические передачи, различные периодические и разовые издания. В процессе формирования правовых аттитюдов современной российской молодежи могут быть задействованы специальные творческие проекты и информационные материалы, ориентированные на молодую аудиторию и прививающие ей наряду с правовыми знаниями позитивные правовые ценности и установки.
В рамках образовательной сферы должна создаваться система непрерывного правового образования граждан, начиная с детских дошкольных учреждений и начальной школы и заканчивая высшими образовательными заведениями. Как показывают результаты эмпирических исследований, подавляющее большинство представителей современной российской молодежи не устраивает качество правового образования, молодые люди нуждаются в расширении своих знаний и представлений о содержании базовых нормативных правовых актов, основных отраслей российского права, способах защиты прав и свобод и так далее. Не вызывает сомнений тот факт, что низкий уровень правовой подготовки может препятствовать активной деятельности российских граждан в правовой сфере, связанной с защитой их прав, надлежащим исполнением юридических обязанностей, соблюдением предписаний действующего законодательства. На начальных стадиях правовоспитательного процесса может осуществляться приобщение малолетних к базовым социальным нормам, включающим и основополагающие нормы права, регулирующие те или иные общественные отношения, в которые могут вступать социализирующиеся индивиды в рамках своей жизнедеятельности. Дальнейшее правовое образование должно иметь непрерывный характер и усложняться по мере взросления учащихся вплоть до наступления возраста полной дееспособности, что предусматривает разработку современных учебных курсов по правовой тематике, подготовку образовательных программ, учебных и методических пособий, направленных на формирование позитивного правового сознания молодежи, соответствующего объективным потребностям и интересам общества и государства.
Литература
1. Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самыгин С. И. Отношение к праву как критерий эффективности правовой социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5.
2. Самыгин П. С., Исакова Ю. И., Печку-ров И. В. Правовая социализация современной российской молодежи: монография. М., 2016.
3. Шереги Ф. Э. Российская молодежь: настроения, ожидания, ценностные ориентации. М., 2013.
4. Самыгин П. С., Попов М. Ю., Самыгин С. И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 2.
5. Трушков И. Н. Социокультурные особенности отношения к закону. СПб., 1995.
6. Загутин Д. С., Ивченко М. В. Профилактика молодежного экстремизма и агрессии в социальных сетях на примере молодежной политики в Ростовской области // Вестник непрерывного образования. 2015. № 2.
7. Самыгин С. И., Волочай А. В., Гончарова Н. Г. и др. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов. Ростов н/Д, 2013.
8. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
9. Гулевич О. А. Психологические основы юриспруденции. М., 2009.
10. Самыгин П. С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1.
Bibliography
1. Samygin P. S., Popov M. Yu, Samygin S. I. Attitude to the law as the criterion of efficiency of legal socialization of modern Russian youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. № 5.
2. Samygin P. S., Isakova U. I., Pechkurov I. V. Legal socialization of modern Russian youth: monograph. Moscow, 2016.
3. Sheregi F. E. Russian youth: moods, expectations, value orientations. Moscow, 2013.
4. Samygin P. S., Popov M. Yu., Samygin S. I. Legal socialization of youth in the conditions of the crisis of modern Russian society // Vestnik of the University of people friendship. Serie: Sociology. 2016. Vol. 16. № 2.
5. Trushkov I. N. Sociocultural peculiarities of attitude to the law. St. Petersburg, 1995.
6. Zagutin D. S., Ivchenko M. V. Prevention of youth extremism and aggression in social networks by the example of youth policy in the Rostov region // Bulletin of continuous education. 2015. № 2.
7. Samygin S. I., Volochay A. V., Goncharo-va N. G. and others. Developmental psychology, age psychology: for university students. Rostov on Don, 2013.
8. Gorshkov M. K, Sheregi F. E. Youth of Russia: sociological portrait. Moscow, 2010.
9. Gulevich O. A. Psychological foundations of jurisprudence. Moscow, 2009.
10. Samygin P. S. Condition of law education in Russia as a factor of legal socialization of studying youth // Theory and practices of society development. 2007. № 1.