Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1009
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / техническое регулирование / железнодорожный транспорт / угрозы транспортной безопасности / правовое регулирование транспортной безопасности / transport safety / technical regulation / rail transport / threats to transport safety / legal regulation of transport safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антимонов Даниил Михайлович, Землин Александр Игоревич

В статье, с применением методики правового анализа исследуются действующие источники права, которые определяют направление государственной политики в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, и делается вывод о том, какие меры необходимо предпринять отечественному законодательному органу для совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере. С помощью сравнительно-правового метода был проанализирован опыт США и Израиля в обеспечении транспортной безопасности. Также в статьи использован метод системно-правового анализа, с помощью которого произведен анализ понятия «транспортная безопасность» применительно к железнодорожному транспорту, при формально-юридическом подходе определены основные угрозы такой безопасности, возникающие именно на транспорте. Сделанный вывод в статье позволяет определить тенденции правового регулирования в области безопасности на железнодорожном транспорте, определить в дальнейшем проведение государственной политики в данной сфере, обозначить перспективу совершенствования технического регулирования для обеспечения безопасности на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORTATION SAFETY REGULATION

The article, using the method of legal analysis, examines the existing sources of law, determining the direction of public policy in safety on railway transport, and therefore concludes what measures are necessary for the domestic legislator to take measures to improve the legal regulation in the area in question. Also in the article used a method of system-legal analysis, through which the analysis of the concept of “transport safety” in relation to railway transport, the formal-legal approach identified the main threats to such security, arising exactly on transport. The experience of the United States and Israel in ensuring transport security was analyzed using a comparative-legal method. The conclusion in the article allows to determine the trends of legal regulation in safety on railway transport, to determine in the future the implementation of public policy in this area, to outline the prospect of improving technical regulation to ensure safety on transport.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-142-147

АНТИМОНОВ Даниил Михайлович

магистрант ЮИ РУТ (МИИТ) по направлению ««Правовые основы государственного и корпоративного управления цифровой экономикой и транспортом»» (г. Москве), е-таН: bantsekina.tat@yandex.ru

Научный руководитель: ЗЕМЛИН Александр Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой «Транспортное право и административное право» Юридического института ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» (г. Москва),

е-mail: Zemlin.Aldr@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье, с применением методики правового анализа исследуются действующие источники права, которые определяют направление государственной политики в области обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, и делается вывод о том, какие меры необходимо предпринять отечественному законодательному органу для совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере. С помощью сравнительно-правового метода был проанализирован опыт США и Израиля в обеспечении транспортной безопасности. Также в статьи использован метод системно-правового анализа, с помощью которого произведен анализ понятия «транспортная безопасность» применительно к железнодорожному транспорту, при формально-юридическом подходе определены основные угрозы такой безопасности, возникающие именно на транспорте. Сделанный вывод в статье позволяет определить тенденции правового регулирования в области безопасности на железнодорожном транспорте, определить в дальнейшем проведение государственной политики в данной сфере, обозначить перспективу совершенствования технического регулирования для обеспечения безопасности на транспорте.

Ключевые слова: транспортная безопасность, техническое регулирование, железнодорожный транспорт, угрозы транспортной безопасности, правовое регулирование транспортной безопасности

ANTIMONOV Daniil Michailovich

undergraduate yui RUT (MIIT) in the direction of "Legal Foundations of State and Corporate Governance (on Transport) " (Moscow)

Scientific Director: ZEMLIN Alexander Igorevich,

Doctor of Law, Professor, Distinguished Fellow of Science of the Russian Federation, Head of the Department of Transport Law and Administrative Law of the Russian Institute Zemlin.Aldr@yandex.ru of Transport

TRANSPORTATION SAFETY REGULATION

Annotation. The article, using the method of legal analysis, examines the existing sources of law, determining the direction of public policy in safety on railway transport, and therefore concludes what measures are necessary for the domestic legislator to take measures to improve the legal regulation in the area in question. Also in the article used a method of system-legal analysis, through which the analysis of the concept of "transport safety" in relation to railway transport, the formal-legal approach identified the main threats to such security, arising exactly on transport. The experience of the United States and Israel in ensuring transport security was analyzed using a comparative-legal method. The conclusion in the article allows to determine the trends of legal regulation in safety on

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

railway transport, to determine in the future the implementation of public policy in this area, to outline the prospect of improving technical regulation to ensure safety on transport.

Key words: transport safety, technical regulation, rail transport, threats to transport safety, legal regulation of transport safety

Безопасность железнодорожного

транспорта и, в общем, обеспечение транспортной безопасности, представляется важным для соблюдения национальных государственных интересов. Обеспечение транспортной безопасности в нашем государстве определяется территориальной особенностью, связанной с тем, что отдельные регионы нашей страны имеют значительную удаленность друг от друга, а железнодорожный транспорт предоставляет возможность налаживания постоянного сообщения между центром и регионами при помощи непрерывного грузового и пассажирского потока.

В последнее время транспортная безопасность получила новый толчок в развитии в связи с тем, что появились новые технологии, которые помогают совершенствовать данное направление, железнодорожный транспорт и транспортная инфраструктуры были оснащены современными инженерно-техническими средствами, направленными на улучшение технического регулирования с целью обеспечения безопасности на данном виде транспорта.

Вопрос совершенствования технического регулирования в области обеспечения транспортной безопасности является острым, так как именно низкое качество состояния железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры является одной из основных угроз для обеспечения транспортной безопасности. В то же время, эффективность работы железнодорожного транспорта оказывает воздействие в целом на государственную экономику, определяет экономическое развитие регионов, а также обеспечивает России одно из центральных мест в мировой рыночной системе.

Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте представляется необходимым для соблюдения следующих требований:

- обеспечения гарантии безопасности жизни и здоровья граждан, которые используют железнодорожный транспорт в качестве транспортного средства;

- обеспечение безопасности перемещения багажа пассажиров и различных грузов;

- обеспечение экономической государственной безопасности и экономической безопасности отдельных регионов;

- обеспечение экологической безопасности;

- обеспечение пожарной безопасности;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности [1, с. 411].

Транспортная безопасность считается приоритетным государственным направлением не только в России, но и в других странах, которые данное направление считают важным для обеспечения государственной безопасности [2, с. 105].

При изучении опыта по обеспечению общественной безопасности на объектах транспорта США важно отметить, что в этой стране существует отдельный государственный орган, который непосредственно занимается безопасностью на рассматриваемых объектах. Необходимость создания такого органа пришла только после совершения серии террористических актов 11 сентября 2001 года. Деятельность Управления транспортной безопасности в США оценивается очень высоко, так как с момента его создания было предотвращено множество неблагоприятных инцидентов и терактов, которые планировались совершить на разном виде транспорта. Эффективность такой деятельности определяется тем, что данный орган совмещает в себе практически все функции контрольных органов, проверки пассажиров проводятся с применением закрытых информационных данных [3].

Израиль также наделил отдельного субъекта, в качестве которого выступает Агентство безопасности Израиля, особыми полномочиями в области безопасности транспорта, предоставив данному Агентству специальные полномочия по обеспечению транспортной безопасности, вплоть до контрразведывательной деятельности. В этой стране сами транспортные объекты, их инфраструктура, оснащены высокотехнологическими устройствами, которые помогают специалистам Агентства обеспечивать необходимую безопасность не только данных объектов, но и непосредственно отслеживать безопасность грузового и пассажирского потока.

Перед тем, как провести анализ правового регулирования обеспечения транспортной безопасности, представляется важным рассмотреть само понятие «транспортной безопасности», которое в научной литературе относится к дискуссионным.

В.Н. Салеев важность транспортной безопасности определяет необходимостью ее отнесения в отдельную экономическую категорию. Для того, чтобы достичь необходимого уровня безопасности в транспортной сфере, важно в данной области выработать комплекс мер, которые будут

однообразными и обязательными для исполнения всеми субъектами [4, с. 106].

По мнению Д.В. Карасева, обеспечение транспортной безопасности должно сопровождаться определенными взаимосвязанными социально-экономическими процессами, которые обеспечиваются эффективным механизмом управления и реализации [5, с. 6].

Ю.В. Степаненко рассматривает транспортную безопасность строго в качестве правовой категории, которая не имеет каких-то экономических составляющих [6, с. 22].

Представляется, что данные суждения заслуживают внимания, так как отражают в определенной мере отдельные аспекты обеспечения транспортной безопасности. В то же время, данная категория должна рассматриваться как системная, в связи с чем в рассматриваемое понятие необходимо включать различные аспекты общественных отношений и хозяйственной деятельности.

Именно поэтому Ю.В. Трофименко выявляет, что транспортная безопасность, как система мер, которая включает в себя множество понятий. Транспортная безопасность определяется обеспечением: безопасности здоровья и жизни граждан; безопасности при транспортировке грузов; безопасности в ходе использования объектов и средств транспортной инфраструктуры; обеспечением безопасности в сфере экономики; экологической безопасности; безопасности в информационной области; пожарной, санитарной безопасности; химической, бактериологической, ядерной и радиационной безопасности [7, с. 24].

П.А. Плеханов фиксирует, что относительно к железнодорожному транспорту транспортная безопасность, т. е. состояние защищенности от актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов и несанкционированного вмешательства), является частью понятия комплексной безопасности, обеспечение которой, означает отсутствие риска возникновения нарушений, связанных с нанесением ущерба здоровья или жизни людей, окружающей среде, материальным ценностям, а так же определяется соответствующей нормативной базой, включающей нормативные правовые и технические документы [8, с. 539].

В российском законодательстве вопросу обеспечения безопасности на объектах транспортной сети уделяется особое внимание. Обращаясь к Федеральному закону №16-ФЗ «О транспортной безопасности» [9], в ст. 1 под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вме-

шательства. Данный Закон определяет перечень объектов, подлежащих охране.

Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации определяется: выявлением объективных и субъективных признаков в рамках установленного времени; проведение мероприятий по выявлению возможных угроз; предусмотрение оперативно-профилактических мер, направленных на раскрытие правонарушений и преступлений в данной области; обеспечение мероприятий по сокращению ущерба, причиненного различными происшествиями; применение международной правоприменительной практики в целях обеспечения безопасности на транспорте [10, с. 9].

В настоящее время в связи с повышением требований системы транспортной безопасности потребность в жестком, ригоричном регулировании отношений, связанных с обеспечением транспортной безопасности, которые определяются строгими нормами, характерными для публичного права все более увеличивается. [11, с. 57].

Обращаясь к вопросу обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта, нужно отметить, что, как место массового скопления людей, железнодорожный транспорт наиболее подвержен угрозам террористических актов. С каждым годом случаи совершения актов незаконного вмешательства на объектах железнодорожного транспорта учащаются [12, с. 88].

Данная проблема регулярно обсуждается на государственном уровне. Итогом дискуссионных обсуждений стало обозначение перечня возможных угроз, которые отраженны в приказе Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»: захвата; взрыва; размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ) в охраняемой зоне; поражения опасными веществами; захвата критического элемента; взрыва критического элемента объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства; размещения или попытки размещения на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства взрывных устройств (взрывчатых веществ); блокирования; хищения [13].

Мерами противодействия подобным угрозам, устанавливается ряд правил, требований и условий, применяемых в ходе обеспечения транспортной безопасности. К примеру, Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» [14] установ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

лено, что для обеспечения защиты железнодорожных вокзалов и станций от актов незаконного вмешательства необходимо продключение подразделений транспортной безопасности как в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и в его наземной, подземной, воздушной, надводной части. В обозначенных зонах устанавливается специальный порядок доступа для физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Наряду с установлением правил обеспечения транспортной безопасности, законодатель закрепил требования по соблюдению режима транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспорта. Указанные требования отражает Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» [15].

На сегодняшний день список мероприятий по обеспечению транспортной безопасности нормативно определен [16, 17] и зависит от категории, присвоенной конкретному объекту железнодорожного транспорта, [18] и объявленного уровня безопасности [19]. Соответствующими нормативными документами предусмотрены три способа к установлению одной из четырех возможных категорий для объектов железнодорожного транспорта (в зависимости от количественных показателей о числе совершенных и предотвращенных происшествий, возможных погибших или получивших вред здоровью людей, потенциальном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде) и три уровня безопасности (по наличию потенциальных, непосредственных и прямых угроз) [20, с. 152].

О необходимости работы с проблемами в исследуемой сфере свидетельствуют такие происшествия, как террористический акт, совершённый 29 декабря 2013 г. в здании железнодорожного вокзала станции Волгоград и теракт, совершенный в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 г. Следствием последнего происшествия стало издание Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» [21]. Данный нормативный акт строго определяет границы станций и тоннелей, а так же дает их определения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

Согласно этому постановлению станция включает в себя остановочные пункты, посредством которых осуществляются посадка и высадка пассажиров. Данная законодательная формулировка строго определяет круг объектов, подлежащих охране в пределах железнодорожного вокзала или станции, способствует организации управленческой и контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел. Дополнительно, законодатель закрепляет за субъектом транспортной сети широкий спектр обязанностей: назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности на транспортных объектах; оперативное взаимодействие с мобильными группами быстрого реагирования, круглосуточно выполняющими задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства; проверку состояния и функционирования механизма обеспечения транспортной безопасности и т. д. [22, с. 16]

В рамках транспортной безопасности предусматривается организация ряда мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры. К данным мероприятиям относятся: организация высокопрофессиональной кадровой политики; формирование дисциплинированности работников; использование актуальных технических средств и технологий; обеспечение круглосуточной готовности для оперативного устранения возникающих угроз [23, с. 255].

В условиях растущей потребности в повышении эффективности противодействия терроризму на транспорте острым становится вопрос совершенствования системы участия социальных институтов в сфере транспортной безопасности. Это возможно обеспечить посредством легализации имеющихся и вновь формируемых подходов к правовому урегулированию указанного института [24, с. 48].

Таким образом, железнодорожному транспорту характерны свои специфические угрозы транспортной безопасности. Существует необходимость в реализации мер, направленных на предупреждение и предотвращение угроз данного вида транспорта. С этой целью государство применяет законодательство, которое уполномочивает правоохранительные органы и другие органы государственной власти, определяет направление деятельности по выявлению и устранению угроз транспортной безопасности. Транспортная безопасность является важнейшей правовой категорией, которая прежде всего сосредоточена на охране жизни, здоровья и имущества граждан, а так же юридических лиц, участвующих в грузооборте и перевозке граждан. Состояние транспортной безопасности является ключевым интересом общества и государства в целом.

Список литературы:

[1] Лысак К. Проблемы транспортной безопасности российских железных дорог и пути их решения I Материалы XLI Международной научно-практической конференции КазАКТ им. М. Тынышпаева «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика» (2-4 апреля 2017 г.), том 1. - Алматы, 2017. С.411-414

[2] Шматченко В. В. Управление безопасностью высокоскоростного железнодорожного транспорта / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Бюл. результатов науч. исследований. - 2017. -Вып. 3. - С. 105-118.

[3] Управление транспортной безопасности США — малоизвестные факты работы // РИА Индустрия безопасности. URL: https://www. securitymedia.ru/news_one_6954.html

[4] Салеев В.Н. Транспортная безопасность - категория экономическая // Транспортная безопасность и технологии. - 2004. - № 1. - С. 106-107.

[5] Карасев Д.В. Разработка и реализация комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности транспортных систем: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2013. - С. 6.

[6] Басыров Л.А., Степаненко Ю.В. Законодательное обеспечение транспортной безопасности // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2007. - № 2. - С. 21-25.

[7] Трофименко Ю.В. Методические подходы к обеспечению транспортной безопасности в России и странах Европейского союза // Транспорт Российской Федерации. - 2011. - № 6. - С. 24-25.

[8] Плеханов П. А. Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 4. - С. 539-551

[9] Плеханов П. А. Проблема формирования требований к качеству и безопасности перевозочных услуг железнодорожного транспорта / П. А. Плеханов // Экономика железных дорог. - 2015. -№ 10. -С. 20-27.

[10] Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 02.12.2019) // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс»

[11] Котенко А. Г. Методология риск-ориентированного планирования качественных показателей эксплуатационной работы железных дорог : автореф. дис. ... д-ра техн. наук, специальность : 05.22.08 / А. Г. Котенко. - СПб. : ПГУПС, 2014. -32 с.

[12] Землин А.И. Техническое регулирование в системе административно-правового обеспечения транспортной безопасности (на примере

железнодорожного транспорта) //Юридическая наука. 2019. № 6. С. 57.

[13] Сидак А. А. Категорирование и оценка значимости объектов критической информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта / А. А. Сидак, А. А. Корниенко, А. П. Глухов, С. В. Диасамидзе // Двойные технологии. - 2019. -№ 1. - С. 88-93.

[14] Приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

[15] Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс»

[16] Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 №1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс»

[17] Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

[18] Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[19] Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. № 62 «О порядке установления количества

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»

[20] Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[21] Корниенко А. А. Концептуальная модель интеллектуальной системы риск-ориентированного упреждающего управления информационной безопасностью железнодорожного транспорта / А. А. Корниенко, А. П. Глухов, С. В. Диасамидзе, М. Л. Глухарев, Д. Н. Бирюков // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15, вып. 1. - С. 152-160.

[22] Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требова-

ний по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов»

[23] Шматченко В. В. Безопасность технологических процессов / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов. - СПб. : ПГУПС, 2016. -29 с.

[24] Панфилова О.В., Волков П.А. Основные аспекты обеспечения транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2. С. 255.

[25] Землин А.И., Николаева Н.В. Общественный контроль в сфере транспортной безопасности и противодействия транспортному терроризму: проблемы реализации и перспективы в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2018. № 3. С. 46-53

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.