Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
848
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / INTEGRATED SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT / REGULATORY FRAMEWORK / SAFETY MANAGEMENT SYSTEM / SITUATION CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плеханов П. А.

Цель: Определение понятия и компонентов комплексной безопасности на железнодорожном транспорте, описание подходов к обеспечению комплексной безопасности. Методы: Применены общие методы эмпирического (наблюдение и сравнение) и теоретического (анализ и синтез) исследований. Результаты: На основе анализа отечественной нормативной базы в области безопасности предложено определение понятия комплексной безопасности на железнодорожном транспорте как отсутствие недопустимого риска возникновения опасных событий, связанных с нанесением ущерба жизни и здоровью людей, вреда окружающей природной среде и материальным ценностям. Выявлены основные виды безопасности, составляющие комплексную безопасность на железнодорожном транспорте, к которым относятся безопасность движения, транспортная безопасность, пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологическая безопасность, информационная безопасность, кибербезопасность, безопасность труда, экологическая безопасность, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях. На основе международного опыта показана необходимость формирования интегрированной системы менеджмента комплексной безопасности на железнодорожном транспорте. Описана концепция ситуационного центра управления комплексной безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Практическая значимость: Предложенные характеристика понятия комплексной безопасности на железнодорожном транспорте и механизмы ее обеспечения могут быть использованы для организации практической деятельности по достижению стратегических целей повышения уровня безопасности на отечественных железных дорогах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плеханов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INTEGRATED SAFETY IN RAILWAY TRANSPORT IN THE CONTEXT OF STRATEGIC DEVELOPMENT

Objective: Definition of the concept and components of integrated safety in railway transport, description of approaches to ensuring integrated safety. Methods: The general methods of empirical (observation and comparison) and theoretical (analysis and synthesis) research were applied. Results: Drawing on the analysis of the national regulatory framework in the field of safety, it is proposed to define the concept of integrated safety in railway transport as the absence of an unacceptable risk of hazardous events associated with damage to human life and health, damage to the environment and material values. The main types of safety that constitute integrated safety in railway transport are identified, which include traffic safety, transport security, fire safety, sanitary and epidemiological safety, information security, cybersecurity, labor safety, environmental safety, industrial safety, safety in emergency situations. On the basis of international experience, the necessity of forming an integrated management system for integrated safety in railway transport is shown. The concept of a situational center for managing the integrated safety of the transportation process in railway transport is described. Practical importance: The proposed characteristics of the concept of integrated safety in railway transport and mechanisms for its ensuring can be used to organize practical activities to achieve the strategic goals of increasing the level of safety on domestic railways

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 625.1:656.2

Обеспечение комплексной безопасности на железнодорожном транспорте в контексте стратегического развития

П. А. Плеханов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Плеханов П. А. Обеспечение комплексной безопасности на железнодорожном транспорте в контексте стратегического развития // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 4. - С. 552-565. БО1: 10.20295/1815-588Х-2020-4-552-565

Аннотация

Цель: Определение понятия и компонентов комплексной безопасности на железнодорожном транспорте, описание подходов к обеспечению комплексной безопасности. Методы: Применены общие методы эмпирического (наблюдение и сравнение) и теоретического (анализ и синтез) исследований. Результаты: На основе анализа отечественной нормативной базы в области безопасности предложено определение понятия комплексной безопасности на железнодорожном транспорте как отсутствие недопустимого риска возникновения опасных событий, связанных с нанесением ущерба жизни и здоровью людей, вреда окружающей природной среде и материальным ценностям. Выявлены основные виды безопасности, составляющие комплексную безопасность на железнодорожном транспорте, к которым относятся безопасность движения, транспортная безопасность, пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологическая безопасность, информационная безопасность, кибербезопасность, безопасность труда, экологическая безопасность, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях. На основе международного опыта показана необходимость формирования интегрированной системы менеджмента комплексной безопасности на железнодорожном транспорте. Описана концепция ситуационного центра управления комплексной безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Практическая значимость: Предложенные характеристика понятия комплексной безопасности на железнодорожном транспорте и механизмы ее обеспечения могут быть использованы для организации практической деятельности по достижению стратегических целей повышения уровня безопасности на отечественных железных дорогах.

Ключевые слова: Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте, нормативная база, система менеджмента безопасности, ситуационный центр.

Стратегия научно-технологического развития России [1] определяет следующие приоритеты и перспективы научно-технологического развития страны в области транспорта:

- переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источ-

ников, способов транспортировки и хранения энергии;

- связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использова-

нии космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

В свою очередь, в Транспортной стратегии России [2] обозначены следующие цели развития транспортной системы страны на период до 2030 года:

1) формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;

2) обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;

3) обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

4) интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

5) повышение уровня безопасности транспортной системы;

6) снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

В отношении целей в области обеспечения безопасности и экологичности транспорта стратегией поставлены задачи по их достижению (табл. 1).

Таким образом, повышение уровня безопасности является одним из стратегических приоритетов развития отечественного транспорта. В то же время для реализации этого приоритета необходимо иметь ясное представление о том, какие компоненты определяют комплексную безопасность на транспорте.

На основании имеющегося опыта в отношении железнодорожного (как, впрочем, и любого другого вида) транспорта понятием комплексной безопасности предлагается объединить следующие основные виды безопасности:

- безопасность движения;

- транспортная безопасность;

- пожарная безопасность;

- санитарно-эпидемиологическая безопасность;

- информационная безопасность;

- кибербезопасность;

- безопасность труда;

- экологическая безопасность;

- промышленная безопасность;

- безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Каждый из указанных видов безопасности

регулируется своими нормативными правовыми и нормативными техническими документами (рис. 1, табл. 2) [3].

Обобщая приведенные в соответствующих федеральных законах определения, можно обозначить понятие комплексной безопасности как отсутствие недопустимого риска возникновения опасных событий, связанных с нанесением ущерба жизни и здоровью людей, вреда окружающей природной среде и материальным ценностям. Иными словами, для конечного потребителя железнодорожной перевозочной услуги (пассажира и грузовладельца), как и для работника железнодорожного транспорта и общества в целом, важна именно комплексная безопасность.

Мировая и отечественная практика обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте [14, 15] рассматривает риск возникновения нарушения через комбинацию вероятности возникновения нарушения и ущерба от него. В работе [16] описан риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности, который в целом применим и к другим видам безопасности. При этом в отношении комплексной безопасности все относящиеся к конкретным видам безопасности причины нарушений можно условно отнести к четырем факторам - техническому, человеческому, организационному и природному. Например, в транспортной безопасности рассматриваются действия нарушителей, т. е. причины, вызванные человеческим фактором. Обладая значением уровня допустимого риска, обусловленного угрозами возникновения нарушений, можно определить необходимые мероприятия по обеспечению комплексной безопасности. Проблема состоит в том, что в нормативной базе комплексной безопасности на железнодорожном транспорте отсутствует критерий допустимости риска.

ТАБЛИЦА 1. Цели Транспортной стратегии России в области обеспечения безопасности

и экологичности транспорта и задачи по их достижению

Цели Задачи по достижению целей

Повышение уровня безопасности транспортной системы Повышение безопасности движения, полетов и судоходства. Повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям. Обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса. Повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий. Усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности. Развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта. Обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы

Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду Модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий. Повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран. Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждение и сокращение их образования. Внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте. Привлечение граждан и организаций к участию в общественной экспертизе и решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса

В контексте стратегического развития железнодорожного транспорта к главным вопросам относится формирование системы менеджмента комплексной безопасности.

Современные системы менеджмента позволяют наиболее эффективно выполнить требования нормативных правовых и нормативных технических документов и обеспечить необхо-

димый уровень качества и безопасности перевозочных услуг [17].

В настоящее время в отечественных и зарубежных организациях железнодорожного транспорта и на предприятиях железнодорожной промышленности происходит активное внедрение различных систем менеджмента качества и безопасности, соответствующих стан-

Федеральные законы (ФЗ)

Указы Президента

I

Постановления Правительства

I

Нормативные акты Федеральных органов исполнительной

власти (министерства, агентства, службы)

I

Нормативные акты

регионального и местного уровней

Нормативные акты ^уровня организаций

ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Нормативные правовые документы

Отраслевой (межгосударственный и государственный) уровень

Корпоративный уровень

Нормативные технические документы

Рис. 1. Структура отечественной нормативной базы комплексной безопасности

ТАБЛИЦА 2. Описание основных видов безопасности, входящих в комплексную безопасность

на железнодорожном транспорте

Вид безопасности Нормативное понятие вида безопасности и его определение Основной федеральный закон, регламентирующий вид безопасности

Безопасность движения Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц [4] «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [4]

Транспортная безопасность Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства [5] «О транспортной безопасности» [5]

Пожарная безопасность Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [6] «О пожарной безопасности» [6]

Санитарно- эпидемиологическая безопасность Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [7] «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [7]

Информационная безопасность Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации [8] «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8]

Кибербезопасность Безопасность критической информационной инфраструктуры - состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак [9] «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [9]

Окончание табл. 2

Вид безопасности Нормативное понятие вида безопасности и его определение Основной федеральный закон, регламентирующий вид безопасности

Безопасность труда Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [10] Трудовой кодекс Российской Федерации [10], раздел X «Охрана труда»

Экологическая безопасность Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [11] «Об охране окружающей среды» [11]

Промышленная безопасность Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [12] «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [12]

Безопасность в чрезвычайных ситуациях Предупреждение чрезвычайных ситуаций -это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения [13] «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [13]

дартам Международной организации по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Среди таких стандартов можно выделить следующие:

- стандарты ISO 9001 [18] на менеджмент качества и ISO 31000 [19] на менеджмент риска, а также отраслевой стандарт ISO 22163 [20] на менеджмент бизнеса для железнодорожных организаций, разработанный на основе Международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard) - данные стандарты охватывают все указанные выше виды безопасности, состав-

ляющие комплексную безопасность на железнодорожном транспорте;

- стандарт ISO 22301 [21] на менеджмент непрерывности бизнеса, который также может быть применим ко всем рассмотренным видам безопасности;

- стандарт ISO 28001 [22] на менеджмент безопасности цепи поставок - распространяется на транспортную безопасность;

- стандарт ISO 27001 [23] на менеджмент информационной безопасности - используется в отношении информационной и кибербезопас-ности;

- стандарт ISO 45001 [24] на менеджмент профессионального здоровья и безопасности -применим относительно безопасности труда и промышленной безопасности;

- стандарт ISO 14001 [25] на экологический менеджмент - используется для экологической безопасности.

Лучшие практики систем менеджмента железнодорожных организаций основаны на концепции жизненного цикла железнодорожной техники с применением методологии управления комплексом взаимоувязанных показателей RAMS/LCC: надежность (Reliability), готовность (Availability), ремонтопригодность (Maintainability), безопасность (Safety) и стоимость (Life Cycle Cost) на всех этапах жизненного цик-

ла [26]. Также широко используется процессный подход, на котором основана пятиуровневая модель оценки технологической зрелости системы управления организацией (табл. 3) [27].

Практически любая система менеджмента реализуется с использованием управленческого цикла PDCA: планирование (Plan) - выполнение (Do) - контроль (Check) - корректировка (Act). При этом каждый из этапов цикла связан с одним или несколькими компонентами системы менеджмента, которые, в свою очередь, документально регламентируются соответствующими процедурами.

Очевидно, что общие процедуры (регламенты) различных систем менеджмента одной организации нецелесообразно тиражировать в каж-

ТАБЛИЦА 3. Характеристика уровней технологической зрелости системы управления организацией

Номер уровня Условная характеристика системы управления, соответствующей уровню Краткое описание системы управления, соответствующей уровню

1 Система примитивного управления Управление деятельностью организации носит реактивный характер, результаты принятых управленческих решений и деятельности в целом плохо предсказуемы (условно можно считать, что каждый рабочий день является «подвигом» без гарантий его повторения в следующий раз) - при этом процессное описание деятельности организации может быть приведено в самом общем виде

2 Система функционального управления Процессами представлена производственная деятельность организации - для управленческой деятельности процессное описание отсутствует, в связи с чем управление носит в основном реактивный характер и уязвимо перед внутренними и внешними изменениями

3 Система процессного управления Вся деятельность организации имеет процессное представление - управление регламентировано внутренними стандартами и является главным образом проактивным

4 Система измеримого управления Применяется система ключевых показателей эффективности деятельности KPI (Key Performance Indicators), на основе которых осуществляется измеримое управление всеми процессами деятельности организации

5 Система оптимизированного управления Оптимизация управления всеми процессами деятельности организации происходит на основе их измеримости при помощи KPI

дой из этих систем. В качестве примера можно привести такие обязательные процедуры как управление документацией и записями, корректирующие и предупреждающие действия, внутренние аудиты и управление несоответствиями. В этой связи перспективными направлениями развития являются интеграция систем менеджмента [28-30] и формирование интегрированной системы менеджмента комплексной безопасности.

На тактическом и оперативном уровнях управления комплексной безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте ключевой составляющей представляется создание и функционирование ситуационного центра, объединяющего оперативный и аналитический блоки, работа которых должна быть основана на взаимодействии с соответствующими внешними субъектами (рис. 2).

К основным задачам оперативного блока центра относятся мониторинг состояния систем и технических средств объектов инфраструктуры и подвижного состава, подготовка первичной информации для анализа и оценки рисков нарушений безопасности и надежности перевозочного процесса (БиНПП), в том числе:

- сбор и систематизация информации о БиНПП, получаемой от системы мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, информации о метеорологической обстановке на участках движения поездов, о террористических угрозах и несанкционированном доступе по отношению к объектам железнодорожного транспорта, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, затрагивающих границы железных дорог, а также о других событиях, влияющих на БиНПП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оперативный учет нарушений БиНПП с передачей всей необходимой информации в соответствующие корпоративные и ведомственные базы данных;

- контроль движения поездов в сложных метеорологических условиях;

- анализ готовности аварийно-восстановительных формирований (восстановительные и пожарные поезда) к ликвидации последствий

нарушений БиНПП, контроль ликвидации последствий нарушений БиНПП и координация работы соответствующих подразделений;

- оперативное взаимодействие с единым диспетчерским центром управления перевозками и с соответствующими эксплуатационными подразделениями железных дорог по вопросам обеспечения БиНПП;

- оповещение руководства железных дорог и информирование органов государственной власти о возникновении нарушений БиНПП, организация взаимодействия с центром оповещения при главе государства и национальным центром управления в кризисных ситуациях, а также, при необходимости, с другими органами государственной власти и организациями.

Основными задачами аналитического блока центра являются анализ и оценка рисков, прогнозирование развития ситуации и подготовка проектов управленческих решений для руководства, в том числе:

- анализ достижения целевых показателей БиНПП и подготовка предложений по его результатам;

- совместная с эксплуатационными и ремонтными подразделениями железных дорог работа по формированию информационно-аналитических баз данных источников угроз БиНПП и подготовка предложений по устранению угроз БиНПП;

- выявление новых потенциальных угроз БиНПП и подготовка предложений по их устранению;

- анализ процессов технической эксплуатации (технического обслуживания и ремонта) объектов инфраструктуры и подвижного состава, прогноз влияния их состояния на БиНПП и подготовка предложений по совершенствованию процессов.

В свою очередь, руководство центра принимает решения о реализации мер по обеспечению безопасности и надежности перевозочного процесса и организует их исполнение. При этом все меры можно разделить на оперативные и профилактические, а также по минимизации ущерба в случае возникновения нарушений.

о м о

о п л> л> о. з' ю

О

л> л>

¿л сг

о

< л>

Единый диспетчерский центр управления движением поездов

Взаимодействие

к-—-И

Подразделения железных дорог

И нфра структура

Подвижной состав

Взаимо-действие ^

Аварийно-восстановительные формирования

Восстановительные поезда

Пожарные поезда

Взаимодействие

к-—-и

Центр оповещения при главе государства Национальный центр управления в кризисных ситуациях Органы государственной власти Другие организации

Руководство железными дорогами

Оповещение

Взаимодействие

Органы государственной

власти

-*-

Информирование

Ситуационный центр управления комплексной безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

Руководство

Оперативный блок

Главный диспетчер

Аналил бл пческий ок

Глав эксг ный ерт

Диспетчеры по подсистемам:

- путь;

- искусственные сооружения;

- электроснабжение;

- автоматика и телемеханика;

- связь, оповещение и информационные технологии;

- подвижной состав;

- управление движением

Эксперты по подсистемам:

- путь;

- искусственные сооружения;

- электроснабжение;

- автоматика и телемеханика;

- связь, оповещение и информационные технологии;

- подвижной состав;

- управление движением

Данные

Система мониторинга

И нфра структура

Подвижной состав

Данные

Метео роло гическая обстановка

Информация о террористических угрозах и несанкционированном доступе

Информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

ил

СП

о

Рис. 2. Концепция ситуационного центра управления комплексной безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте

п о го "О

го К го л

л £

со н Л) X л о ь о

"О ш л

Г)

о

Таким образом, понимание основных компонентов комплексной безопасности на железнодорожном транспорте, формирование и развитие интегрированной системы менеджмента комплексной безопасности, а также реализация механизмов оперативного управления комплексной безопасностью на основе функционирования ситуационного центра создают методологическую основу для достижения стратегических целей повышения уровня безопасности отечественных железных дорог.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=207967&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=297899&dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

3. Плеханов П. А. Формирование нормативной базы обеспечения безопасности движения в условиях реформирования российских железных дорог / П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Вестн. транспорта Поволжья. - 2011. - № 4 (28). - С. 6-13.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=330134&dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=339242&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=341901&dst=100005&da te=08.09.2020 (дата обращения: 08.09.2020 г.).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=357147&dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=349433&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

9. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220885 &dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 357134&dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

11. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=358870&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

12. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=303638&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

13. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 355662&dst=1000000001&date=08.09.2020 (дата обращения : 08.09.2020 г.).

14. Красковский А. Е. Развитие системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении / А. Е. Красковский, В. Г. Рейнгардт, П. А. Плеханов // Транспорт Российской Федерации. - 2010. - № 6 (31). - С. 4043.

15. Красковский А. Е. Менеджмент безопасности движения поездов на «пространстве 1520» / А. Е. Красковский, В. А. Касаткин, П. А. Плеханов // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 5. - С. 51-56.

16. Плеханов П. А. Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта / П. А. Плеханов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2019. - Т. 16. -Вып. 4. - С. 539-551.

17. Плеханов П. А. Проблема формирования требований к качеству и безопасности перевозочных услуг железнодорожного транспорта / П. А. Плеханов // Экономика железных дорог. - 2015. - № 10. -С. 20-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Стандартинформ, 2015. -40 с.

19. ISO 31000:2018. Менеджмент риска. Принципы и руководство. - М. : Стандартинформ, 2018. -24 с.

20. ISO/TS 22163:2017. Железнодорожные приложения. Система менеджмента качества. Требования к системе менеджмента бизнеса для железнодорожных организаций : ISO 9001:2015 и особые требования для применения в железнодорожной отрасли. - М. : Стандартинформ, 2017. - 84 с.

21. ISO/IEC 22301:2019. Безопасность и устойчивость к негативным внешним воздействиям. Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования. -М. : Стандартинформ, 2019. - 30 с.

22. ISO 28001:2007. Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Наилучшие практики обе-

спечения безопасности цепи поставок, оценки и планы. Требования и руководство по применению. - М. : Стандартинформ, 2007. - 34 с.

23. ISO/IEC 27001:2013. Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования. - М. : Стандартинформ, 2013. - 30 с.

24. ISO 45001:2018. Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования и руководство по применению. - М. : Стандарт-информ, 2018. - 52 с.

25. ISO 14001:2015. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. - М. : Стандартинформ, 2015. - 44 с.

26. Шматченко В. В. Стандарты комитета CENE-LEC как составная часть международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Актуальные вопросы развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики : сб. науч. трудов / под ред. Вл. В. Сапожникова. - СПб. : ПГУПС, 2013. - С. 75-79.

27. Шматченко В. В. Комплексная система менеджмента в хозяйстве телекоммуникаций на железнодорожном транспорте / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов. - СПб. : ПГУПС, 2018. - 55 с.

28. Шматченко В. В. Управление безопасностью субъектов предпринимательства / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, В. В. Конюшков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4 (22). -С. 25-28.

29. Шматченко В. В. Проектирование интегрированных систем менеджмента / В. В. Шматченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Эксплуатация морского транспорта. - 2009. - № 3 (57). - С. 15-20.

30. Шматченко В. В. Интеграция систем менеджмента качества, охраны труда, охраны природы и безопасности движения / В. В. Шматченко, В. Г. Иванов, П. А. Плеханов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2009. - Вып. 3. - С. 207-219.

Дата поступления: 08.09.2020 Решение о публикации: 18.09.2020

Контактная информация:

ПЛЕХАНОВ Павел Андреевич - канд. техн. наук, доцент; [email protected]

Ensuring integrated safety in railway transport in the context of strategic development

P. A. Plekhanov

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Plekhanov P.A. Ensuring integrated safety in railway transport in the context of strategic development. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, vol. 17, iss. 4, pp. 552-565. DOI: 10.20295/1815-588X-2020-4-552-565

Summary

Objective: Definition of the concept and components of integrated safety in railway transport, description of approaches to ensuring integrated safety. Methods: The general methods of empirical (observation and comparison) and theoretical (analysis and synthesis) research were applied. Results: Drawing on the analysis of the national regulatory framework in the field of safety, it is proposed to define the concept of integrated safety in railway transport as the absence of an unacceptable risk of hazardous events associated with damage to human life and health, damage to the environment and material values. The main types of safety that constitute integrated safety in railway transport are identified, which include traffic safety, transport security, fire safety, sanitary and epidemiological safety, information security, cybersecurity, labor safety, environmental safety, industrial safety, safety in emergency situations. On the basis of international experience, the necessity of forming an integrated management system for integrated safety in railway transport is shown. The concept of a situational center for managing the integrated safety of the transportation process in railway transport is described. Practical importance: The proposed characteristics of the concept of integrated safety in railway transport and mechanisms for its ensuring can be used to organize practical activities to achieve the strategic goals of increasing the level of safety on domestic railways.

Keywords: Integrated safety in railway transport, regulatory framework, safety management system, situation center.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 dekab-rya 2016 g. no. 642 "O Strategii nauchno-tekhnolo-gicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 N 642 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation "]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=LAW&n=207967&dst=1000000001&date=08. 09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

2. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 noyabrya 2008 g. no. 1734-r "O Transportnoy strategii Rossiyskoy Federatsii" [Order of the Government of the Russian Federation ofNovember 22, 2008 N 1734-r "On the Transport Strategy of the Russian Federation"].

Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=297899&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

3. Plekhanov P.A. & Ivanov V. G. Formirovaniye nor-mativnoy bazy obespecheniya bezopasnosti dvizheniya v usloviyakh reformirovaniya rossiyskikh zheleznykh do-rog [Formation of a regulatory framework for ensuring traffic safety in the context of reforming Russian railways]. Vestnik transporta Povolzh'ya [Volga Transport Bulletin], 2011, no. 4 (28), pp. 6-13. (In Russian)

4. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10 yan-varya 2003 g. no. 17-FZ "O zheleznodorozhnom transporte v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of the Russian Federation of January 10, 2003 N 17-FZ "On Railway Transport in the Russian Federation"]. Available at:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=330134&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

5. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 9 fev-ralya 2007 g. no. 16-FZ "O transportnoy bezopasnos-ti" [Federal Law of the Russian Federation of February 9, 2007 N 16-FZ "On Transport Safety"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=339242&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

6. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 1994 g. no. 69-FZ "Opozharnoy bezopas-nosti" [Federal Law of the Russian Federation of December 21, 1994 N 69-FZ "On Fire Safety"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=LAW&n=341901&dst=100005&date=08.09. 2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

7. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 30 marta 1999 g. no. 52-FZ "O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya" [Federal Law of the Russian Federation of March 30, 1999 N 52-FZ "On the sanitary and epidemiological well-being of the population"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&base=LAW&n=357147&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

8. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 27 iyulya 2006 g. no. 149-FZ "Ob informatsii, infor-matsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii" [Federal Law of the Russian Federation of July 27, 2006 N 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection"]. Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=349433&dst=1000000001&date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

9. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 26 iyulya 2017g. no. 187-FZ "O bezopasnosti kriticheskoy infor-matsionnoy infrastruktury Rossiyskoy Federatsii" [ "On the security of the critical information infrastructure of the Russian Federation "]. Available at: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 220885&dst=1000000001&date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

10. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. no. 197-FZ [Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001N 197-FZ]. Available at:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=357134&dst=1000000001&date=08.09. 2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

11. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10 yan-varya 2002 g. no. 7-FZ "Ob okhrane okruzhayushchey sredy" [Federal Law of the Russian Federation dated January 10, 2002N 7-FZ "On environmental protection"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=358870&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

12. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyulya 1997g. no. 116-FZ "Opromyshlennoy bezopasnosti opasnykhproizvodstvennykh ob"yektov" [Federal Law of the Russian Federation of July 21,1997 N 116-FZ "On industrial safety of hazardous production facilities"]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=303638&dst=1000000001 &date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

13. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 21 dekabrya 1994 g. no. 68-FZ "O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiyprirodnogo i tekhnogennogo kharaktera" [Federal Law of the Russian Federation of December 21,1994 N 68-FZ "On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies"]. Available at: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 355662&dst=1000000001&date=08.09.2020 (accessed: September 08, 2020). (In Russian)

14. Kraskovskiy A. Ye., Reyngardt V. G. & Plekha-nov P. A. Razvitiye sistemy upravleniya bezopasnost'yu dvizheniya na zheleznodorozhnom transporte v mezhdu-narodnom soobshchenii [Development of a traffic safety management system on railway transport in international traffic]. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2010, no. 6 (31), pp. 40-43. (In Russian)

15. Kraskovskiy A. Ye., Kasatkin V.A. & Plekha-nov P.A.Menedzhment bezopasnosti dvizheniya poyez-dov na "prostranstve 1520" [Train traffic safety management in "1520 space"]. Zheleznodorozhnyy transport [Railway transport], 2011, no. 5, pp. 51-56. (In Russian)

16. Plekhanov P. A. Risk-oriyentirovannyy podkhod k obespecheniyu transportnoy bezopasnosti kak chasti

kompleksnoy bezopasnosti zheleznodorozhnogo transporta [Risk-based approach to ensuring transport security as part of the integrated security of railway transport]. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputey soobshche-niya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, vol. 16, iss. 4, pp. 539-551. (In Russian)

17. Plekhanov P.A. Problema formirovaniya trebo-vaniy k kachestvu i bezopasnosti perevozochnykh us-lug zheleznodorozhnogo transporta [The problem of the formation of requirements for the quality and safety of railway transportation services]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway economics], 2015, no. 10, pp. 20-27. (In Russian)

18. ISO 9001:2015. Quality management systems. Requirements. Moscow, Standartinform Publ., 2015, 40 p. (In Russian)

19. ISO 31000:2018. Risk management. Guidelines. Moscow, Standartinform Publ., 2018, 24 p. (In Russian)

20. ISO/TS 22163:2017. Railway applications. Quality management system. Business management system requirements for rail organizations: ISO 9001:2015 and particular requirements for application in the rail sector. Moscow, Standartinform Publ., 2017, 84 p. (In Russian)

21. ISO/IEC 22301:2019. Security and resilience. Business continuity management systems. Requirements. Moscow, Standartinform Publ., 2019, 30 p. (In Russian)

22. ISO 28001:2007. Security management systems for the supply chain. Best practices for implementing supply chain security, assessments and plans. Requirements and guidance. Moscow, Standartinform Publ., 2007, 34 p. (In Russian)

23. ISO/IEC 27001:2013. Information technology. Security techniques. Information security management systems. Requirements. Moscow, Standartinform Publ., 2013, 30 p. (In Russian)

24. ISO 45001:2018. Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use. Moscow, Standartinform Publ., 2018, 52 p. (In Russian)

25. ISO 14001:2015. Environmental management systems. Requirements with guidance for use. Moscow, Standartinform Publ., 2015, 44 p. (In Russian)

26. Shmatchenko V. V. & Plekhanov P. A. Standarty komiteta CENELEC kak sostavnaya chast' mezhdunarod-nogo standarta zheleznodorozhnoy promyshlennosti IRIS [Standards of the CENELEC Committee as an integral part of the international railway industry standard IRIS]. Aktual'nyye voprosy razvitiya sistem zheleznodorozhnoy avtomatiki i telemekhaniki. Sb. nauchnykh trudov. Pod red. Vl. V. Sapozhnikova [Topical issues of the development of railway automation and telemechanics systems. Collection of scientific papers. Ed. by Vl. V. Sapozhni-kov]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2013, pp. 75-79. (In Russian)

27. Shmatchenko V. V., Plekhanov P.A. & Ivanov V. G. Kompleksnaya sistema menedzhmenta v khozyaystve telekommunikatsiy na zheleznodorozhnom transporte [Integrated management system in the telecommunications sector in railway transport]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 201S, 55 p. (In Russian)

2S. Shmatchenko V. V., Plekhanov P. A., Ivanov V. G. & Konyushkov V. V. Upravleniye bezopasnost'yu sub"-yektov predprinimatel'stva [Security management of business entities]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Economic revival of Russia], 2009, no. 4 (22), pp. 25-2S. (In Russian)

29. Shmatchenko V. V., Ivanov V. G. & Plekhanov P. A. Proyektirovaniye integrirovannykh sistem menedzhmenta [Designing integrated management systems]. Eksplua-tatsiya morskogo transporta [Operation of sea transport]. 2009, no. 3 (57), pp. 15-20. (In Russian)

30. Shmatchenko V. V., Ivanov V. G. & Plekhanov P. A. Integratsiya sistem menedzhmenta kachestva, okhrany truda, okhrany prirody i bezopasnosti dvizheniya [Integration of quality management systems, labor protection, environmental protection and traffic safety]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya [Proceedings ofPetersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2009, iss. 3, pp. 207-219. (In Russian)

Received: September 0S, 2020 Accepted: September 1S, 2020

Author's information:

Pavel A. PLEKHANOV - PhD in Engineering, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.