Научная статья на тему 'Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта'

Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
606
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / УРОВЕНЬ ДОПУСТИМОГО РИСКА / УРОВЕНЬ ПОЛНОТЫ (ГАРАНТИРОВАННОСТИ) БЕЗОПАСНОСТИ / INTEGRATED SAFETY OF THE RAILWAY TRANSPORT / TRANSPORT SAFETY / RISK MANAGEMENT / ACCEPTABLE RISK LEVEL / SAFETY INTEGRITY (GUARANTEED) LEVEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Плеханов П. А.

Цель: Описание перспективного риск-ориентированного подхода к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта. Методы: Применены методы оценки рисков на железнодорожном транспорте в соответствии с современными международными стандартами по управлению комплексом взаимоувязанных показателей надежности, готовности, ремонтопригодности, безопасности (Reliability, Availability, Maintainability, Safety RAMS) и стоимости (Life Cycle Cost LCC) на всех этапах жизненного цикла систем и технических средств железнодорожного транспорта. Результаты: На основе современной практики управления рисками нарушений безопасности на железнодорожном транспорте с использованием инструментария уровней полноты (гарантированности) безопасности предложен механизм обоснования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, исходя из необходимости нормативного определения уровня допустимого риска, связанного с угрозами возникновения актов незаконного вмешательства, и построения моделей нарушителей. Рассмотрены семь вариантов уровней полноты (гарантированности) транспортной безопасности в зависимости от возможной тяжести последствий (ущерба), времени реагирования, возможности предотвращения (подконтрольности), а также вероятности возникновения угрозы акта незаконного вмешательства. Каждому из уровней поставлена в соответствие необходимость проведения дополнительных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, при этом мероприятия предлагается распределить по трем контурам реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства упреждающему, своевременному и чрезвычайному. Практическая значимость: Предлагаемый риск-ориентированный подход к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта в перспективе может быть использован для оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта, а также при разработке для них планов обеспечения транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Плеханов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk-based approach to transport safety as part of the integrated safety of the railway transport

Objective: To describe the prospective risk-based approach to substantiation of transport safety measures as part of the integrated safety of the railway transport. Methods: The methods of risk assessment in the railway transport were applied in accordance with current international standards for managing a set of interrelated indicators of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) and Life Cycle Cost (LCC) throughout the life cycle of the railway transport systems and technical means. Results: Based on the current practice of managing the risks of safety violations in the railway transport using the tools of safety integrity (guaranteed) levels, a mechanism has been proposed to substantiate measures to ensure the transport safety, based on the need to regulate the level of acceptable risk associated with threats of acts of unlawful interference and to build models of violators. Seven options for the transport safety integrity (guaranteed) levels have been considered, depending on the possible severity of the consequences (damage), response time, the possibility of prevention (control), and the likelihood of an act of unlawful interference. Additional measures to ensure the transport safety are suggested for each level, while it is proposed to distribute the measures along three response paths to threats of acts of unlawful interference: proactive, timely, and emergency paths. Practical importance: The proposed risk-based approach to substantiation of transport safety measures as part of the integrated safety of the railway transport can be used in the future to assess the vulnerability of railroad facilities, as well as to develop transport safety plans for them.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта»

^ ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 625.1:656.2

Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта

П. А. Плеханов

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Плеханов П. А. Риск-ориентированный подход к обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 4. - С. 539-551. DOI: 10.20295/1815-588Х-2019-4-539-551

Аннотация

Цель: Описание перспективного риск-ориентированного подхода к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта. Методы: Применены методы оценки рисков на железнодорожном транспорте в соответствии с современными международными стандартами по управлению комплексом взаимоувязанных показателей надежности, готовности, ремонтопригодности, безопасности (Reliability, Availability, Maintainability, Safety - RAMS) и стоимости (Life Cycle Cost - LCC) на всех этапах жизненного цикла систем и технических средств железнодорожного транспорта. Результаты: На основе современной практики управления рисками нарушений безопасности на железнодорожном транспорте с использованием инструментария уровней полноты (гарантированности) безопасности предложен механизм обоснования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, исходя из необходимости нормативного определения уровня допустимого риска, связанного с угрозами возникновения актов незаконного вмешательства, и построения моделей нарушителей. Рассмотрены семь вариантов уровней полноты (гарантированности) транспортной безопасности в зависимости от возможной тяжести последствий (ущерба), времени реагирования, возможности предотвращения (подконтрольности), а также вероятности возникновения угрозы акта незаконного вмешательства. Каждому из уровней поставлена в соответствие необходимость проведения дополнительных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, при этом мероприятия предлагается распределить по трем контурам реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства - упреждающему, своевременному и чрезвычайному. Практическая значимость: Предлагаемый риск-ориентированный подход к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта в перспективе может быть использован для оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта, а также при разработке для них планов обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: Комплексная безопасность железнодорожного транспорта, транспортная безопасность, управление рисками, уровень допустимого риска, уровень полноты (гарантированно-сти) безопасности.

Применительно к железнодорожному транспорту транспортная безопасность, т. е. состояние защищенности от актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов и несанкционированного доступа), является частью комплексной безопасности [13], обеспечение которой, в свою очередь, означает отсутствие недопустимого риска возникновения нарушений, связанных с нанесением ущерба жизни или здоровью людей, окружающей среде, материальным ценностям, и определяется соответствующей нормативной

базой [4], включающей нормативные правовые и нормативные технические документы (рис. 1).

Как известно, обеспечение транспортной безопасности в России регламентируется федеральным законом [5] и связанными с ним подзаконными актами, которые предусматривают принятие организационных и технических мер, требующих существенных затрат на свою реализацию, а именно:

- комплектование и поддержание штата аттестованных сил обеспечения транспортной

Рис. 1. Российская нормативная база комплексной безопасности железнодорожного транспорта

безопасности, призванных реагировать на попытки совершения актов незаконного вмешательства;

- проектирование и строительство инженерных сооружений, к которым относятся системы периметрального заграждения, автомобильные и пешеходные дороги (проходы) для сил обеспечения транспортной безопасности, специальные здания и сооружения, а также дополнительная защита дверных и оконных конструкций и технологических (вентиляционных, канализационных и т. п.) каналов;

- оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, включающими технические системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения (в том числе интеллектуального видеонаблюдения), видео- и аудиозаписи, связи, приема и передачи информации, оповещения, сбора и обработки информации;

- проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с утверждением их результатов.

Снижение затрат возможно при условии внесения изменений в нормативную базу обе-

спечения транспортной безопасности, например в части пересмотра требований к техническим средствам (для уменьшения их общего количества), организации досмотра (исключение избыточных процедур), порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности и т. д. При этом мероприятия по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта должны обеспечивать отсутствие недопустимого риска, связанного с актами незаконного вмешательства. Проблема состоит в том, что в нормативной базе как комплексной безопасности железнодорожного транспорта вообще, так и транспортной безопасности в частности отсутствует критерий допустимости риска [6-8].

В мировой практике управления комплексной безопасностью железнодорожного транспорта на основе управления комплексом взаимоувязанных показателей надежности, готовности, ремонтопригодности, безопасности (Reliability, Availability, Maintainability, Safety -RAMS) [9-12] и стоимости (Life Cycle Cost -LCC) [13] на всех этапах жизненного цикла риск нарушения безопасности рассматривается как комбинация вероятности возникновения нарушения и тяжести его последствий (табл. 1, рис. 2).

ТАБЛИЦА 1. Матрица рисков нарушений комплексной безопасности железнодорожного транспорта

Частота возникновения нарушения Последствия нарушения

незначительные ограниченные критические катастрофические

Уровень риска

Частое Нежелательный Недопустимый Недопустимый Недопустимый

Вероятное Допустимый Нежелательный Недопустимый Недопустимый

Случайное Допустимый Нежелательный Нежелательный Недопустимый

Маловероятное Пренебрежимый Допустимый Нежелательный Нежелательный

Практически невероятное Пренебрежимый Пренебрежимый Допустимый Допустимый

Невозможное Пренебрежимый Пренебрежимый Пренебрежимый Пренебрежимый

Рис. 2. Процесс управления рисками нарушений комплексной безопасности железнодорожного транспорта

При этом можно выделить три основных подхода к определению уровня допустимого риска:

- ALARP (As Low As Reasonably Practicable) - риск нарушения должен быть настолько низким, насколько это достижимо на практике;

- МЕМ (Minimum Endogenous Mortality) -риск нарушения не должен превышать риск минимальной эндогенной смертности, т. е. смертности индивидуума в силу внутренних причин в самом жизнеспособном возрасте (это случаи смерти вследствие врожденных пороков, наследственных заболеваний и т. п., при этом к экзогенной смертности относятся случаи смерти от всех внешних по отношению к организму причин);

- GAMAB (с фр. «Globalement Au Moins Aussi Bon») - риск нарушения для новой системы должен быть, по крайней мере, таким же, как для равнозначной существующей системы.

Таким образом, первым шагом на пути оптимизации затрат на обеспечение транспорт-

ной безопасности железнодорожного транспорта должно стать нормативное определение уровня допустимого риска, связанного с угрозами возникновения актов незаконного вмешательства. В настоящее время законодательно определены шесть типов таких угроз [14]:

- угроза захвата;

- угроза взрыва (обстрела);

- угроза размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ);

- угроза поражения опасными веществами (химическими, радиоактивными или биологическими агентами);

- угроза блокирования;

- угроза хищения.

В отличие от безопасности движения [15] (которая, как и транспортная, является частью комплексной безопасности железнодорожного транспорта и регламентируется федеральным законом [16]), где все причины нарушений можно условно распределить по четырем факторам - технический, человеческий, орга-

низационный, природный, - к области транспортной безопасности относятся только противоправные действия людей. При этом всех потенциальных нарушителей можно опять-таки условно разделить на следующие основные типы:

- случайные - не знают, что объект охраняется, и не имеют специальной цели проникновения на объект;

- неподготовленные - проникают на объект со специальной целью и предполагают возможность охраны объекта, но не обладают информацией о структуре и принципах действия системы охраны;

- подготовленные - имеют информацию о возможных методах обхода системы охраны объекта и прошли общую подготовку;

- специально подготовленные - прошли определенную подготовку и обладают специальными средствами обхода системы охраны объекта;

- работники объекта, в том числе сотрудники службы охраны.

Построение системы обеспечения транспортной безопасности конкретного объекта железнодорожного транспорта должно начинаться с формирования модели потенциального нарушителя, под которой понимается его описательная характеристика, отражающая моральный облик, намерения, степень подготовленности и оснащенности.

Зная уровень допустимого риска, связанного с угрозами возникновения актов незаконного вмешательства, и обладая моделью потенциального нарушителя, можно переходить к определению необходимых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

Сегодня перечень мероприятий по обеспечению транспортной безопасности нормативно определен [17, 18] и зависит от присвоенной конкретному объекту железнодорожного транспорта категории [19] и объявленного уровня безопасности [20]. Соответствующими нормативными документами предусмотрены три подхода к установлению одной из четырех возможных категорий объектов железнодорожного транспорта (в зависимости от коли-

чественных показателей о числе совершенных и предотвращенных актов незаконного вмешательства, возможных погибших или получивших вред здоровью людей, потенциальном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде) и три возможных уровня безопасности (при наличии потенциальных, непосредственных и прямых угроз).

Предлагаемый риск-ориентированный подход к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта предполагает применение инструментария уровней полноты (гарантированно-сти) безопасности (Safety Integrity Levels -SILs) [21, 22] - способности системы к выполнению функций безопасности при всех заданных условиях в течение конкретного промежутка времени (рис. 3).

Рис. 3. Использование инструментария уровней полноты (гарантированности) безопасности для определения уровней полноты (гарантированности) транспортной безопасности (см. объяснение в тексте)

На рис. 3 приведены следующие обозначения:

- L - возможная тяжесть последствий (ущерб) акта незаконного вмешательства (табл. 1): L1 - возможен незначительный ущерб, L2 -

возможен ограниченный ущерб, Ь3 - возможен критический ущерб, Ь4 - возможен катастрофический ущерб;

- Т - время реагирования на акт незаконного вмешательства, зависящее от применяемых на объекте инженерных сооружений и технических средств, а также сил обеспечения транспортной безопасности: Т1 - требуется незначительное время реагирования, Т2 -требуется значительное время реагирования;

- С - возможность предотвращения (подконтрольность) акта незаконного вмешательства (локализация нарушителя), также зависящая от находящихся на объекте инженерных сооружений, технических средств и сил обеспечения транспортной безопасности: С1 -предотвращение возможно (акт незаконного вмешательства подконтролен), С2 - предотвращение невозможно (акт незаконного вмешательства неподконтролен);

ТАБЛИЦА 2. Характеристика контуров реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта

Контур реагирования Примеры предметов сбора информации Примеры мероприятий

Упреждающее реагирование (профилактические мероприятия): предотвращение акта незаконного вмешательства, ущерб от действий нарушителя отсутствует Лица и автомобили, находящиеся в розыске; нарушения режима доступа к объектам железнодорожного транспорта; автомобили, появление которых повторяется на разных участках приближения к объектам железнодорожного транспорта; синхронизация появления подозрительных лиц на разных участках приближения к объектам железнодорожного транспорта; появление подозрительных лиц в поездах; движение специальных грузов и др. Анализ оперативных признаков; проверка документов и досмотр подозрительных лиц и автомобилей; оперативная готовность патрульно-постовых групп и др.

Своевременное реагирование: обнаружение и блокирование действий нарушителя, пытающегося осуществить акт незаконного вмешательства (ущерб от действий нарушителя минимален) Проникновение на объекты железнодорожного транспорта; нештатное поведение персонала на объектах железнодорожного транспорта; синхронное движение на разных участках режимных зон лиц, имеющих допуски в соответствующие зоны и др. При необходимости преследование и задержание подозрительных лиц; дополнительное развертывание патрульно-постовых групп; предупреждение дежурных смен подразделений управления движением поездов и др.

Чрезвычайное реагирование: максимально быстрое блокирование действий нарушителя, сумевшего осуществить акт незаконного вмешательства (ущерб от действий нарушителя может быть весьма значительным) Автомобили, остановившиеся на переездах, и др. При необходимости остановка движения поездов и др.

- P - вероятность возникновения угрозы акта незаконного вмешательства (табл. 1): P1 -низкая (практически невероятный или невозможный акт незаконного вмешательства); P2 -средняя (случайный или маловероятный акт незаконного вмешательства); P3 - высокая (частый или вероятный акт незаконного вмешательства);

- SILs - уровни полноты (гарантированно-сти) транспортной безопасности (в данном случае слово «safety» по смыслу необходимо заменить на слово «security» - «Security Integrity Levels»):

SIL «-» - уровень пренебрежимого риска (табл. 1), дополнительные меры по транспортной безопасности не требуются;

SIL «0» - уровень допустимого риска (табл. 1), могут быть приняты дополнительные меры по транспортной безопасности на усмотрение субъекта транспортной инфраструктуры;

SIL «1», SIL «2» - уровень нежелательного риска (табл. 1), должны быть приняты дополнительные меры по транспортной безопасности в соответствии с действующими нормативными документами;

SIL «3», SIL «4» - уровень недопустимого риска (табл. 1), необходим тщательный анализ причинно-следственных связей возникновения и развития акта незаконного вмешательства и принятие усиленных дополнительных мер по транспортной безопасности, направленных на снижение значений параметров L, T, C;

SIL «4+» - уровень недопустимого риска (см. табл. 1), необходим тщательный анализ причинно-следственных связей возникновения и развития акта незаконного вмешательства с обязательным привлечением соответствующих экспертных организаций и силовых ведомств и принятие специальных мер по транспортной безопасности.

Таким образом, дополнительные мероприятия по обеспечению транспортной безопасности могут определяться соответствующим уровнем полноты (гарантированности) транспортной безопасности, который, в свою оче-

редь, должен зависеть от уровня допустимого риска, связанного с угрозами возникновения актов незаконного вмешательства, и моделей потенциальных нарушителей. При этом мероприятия предлагается распределить по трем контурам реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства (табл. 2).

Предлагаемый риск-ориентированный подход к обоснованию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как части комплексной безопасности железнодорожного транспорта в перспективе может быть использован при проведении оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта [23, 24], а также при разработке для них планов обеспечения транспортной безопасности [25]. Данный подход может оказаться полезен при рассмотрении вопросов обеспечения информационной и кибербезопасности на железнодорожном транспорте [26-29], а также безопасности и надежности перевозочного процесса в целом [30].

Библиографический список

1. Шматченко В. В. Управление безопасностью субъектов предпринимательства / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, В. В. Конюшков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4. -С. 25-28.

2. Красковский А. Е. Комплексная оценка рисков для безопасности движения / А. Е. Красковский, Д. И. Рогоза, П. А. Плеханов // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2011. -Вып. 1. - С. 54-65.

3. Плеханов П. А. Проблема формирования требований к качеству и безопасности перевозочных услуг железнодорожного транспорта / П. А. Плеханов // Экономика железных дорог. - 2015. - № 10. -С. 20-27.

4. Плеханов П. А. Формирование нормативной базы обеспечения безопасности движения в условиях реформирования российских железных дорог / П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Вестн. транспорта Поволжья. - 2011. - № 4. - С. 6-13.

5. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_66069 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

6. Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 003/2011. Технический регламент ТС. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». - Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_118006 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

7. Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 001/2011. Технический регламент ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава». - Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118006 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

8. Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 002/2011. Технический регламент ТС. О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». - Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_118006 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

9. IEC 62278 (2002). Railway applications - Specification and demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) '. - М. : Стандарт-информ, 2002. - 162 с.

10. IEC 62279 (2015). Railway applications - Communications, signalling and processing systems - Software for railway control and protection systems 2. - М. : Стандартинформ, 2015. - 276 с.

11. IEC 62425 (2007). Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety

1 Железнодорожные приложения - Обоснование и подтверждение выполнения требований по надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности.

2 Железнодорожные приложения - Системы связи, сигнализации и обработки данных - Программное обеспечение для систем железнодорожного управления и блокировки.

related electronic systems for signalling 3. - М. : Стан-дартинформ, 2007. - 198 с.

12. Шматченко В. В. Стандарты комитета CE-NELEC как составная часть международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS /

B. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Актуальные вопросы развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики : сб. науч. трудов / под ред. Вл. В. Сапожникова. - СПб. : ПГУПС, 2013. -

C. 75-79.

13. IEC 60300-3-3 (2017). Dependability management - Pt 3-3 : Application guide - Life cycle costing4. -М. : Стандартинформ, 2017. - 130 с.

14. Приказ Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 5 марта 2010 г. «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_99168 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

15. Красковский А. Е. Развитие системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте в международном сообщении / А. Е. Красковский, В. Г. Рейнгардт, П. А. Плеханов // Транспорт Российской Федерации. - 2010. -№ 6. - С. 40-43.

16. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

17. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных

3 Железнодорожные приложения - Системы связи, сигнализации и обработки данных - Безопасные электронные системы сигнализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Менеджмент гарантоспособности - Ч. 3-3 : Руководство по применению - Стоимость жизненного цикла.

средств железнодорожного транспорта» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216086 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

18. Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_192872 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

19. Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111992 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

20. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс». - URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_82521 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

21. Шматченко В. В. Безопасность технологических процессов / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов. - СПб. : ПГУПС, 2016. - 29 с.

22. Шматченко В. В. Управление безопасностью высокоскоростного железнодорожного транспорта / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов // Бюл. результатов науч. исследований. - 2017. - Вып. 3. - С. 105118.

23. Приказ Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_100834 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

24. ГОСТ Р 57119-2016. Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Общие требования // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации «Техэксперт». -URL : http://docs.cntd.ru/document/1200140230 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

25. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_98778 (дата обращения : 22.09.2019 г.).

26. Корниенко А. А. Концептуальная модель интеллектуальной системы риск-ориентированного упреждающего управления информационной безопасностью железнодорожного транспорта / А. А. Корниенко, А. П. Глухов, С. В. Диасамид-зе, М. Л. Глухарев, Д. Н. Бирюков // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2018. - Т. 15, вып. 1. - С. 152-160.

27. Корниенко А. А. Модели и методы риск-ориентированного проактивного управления информационной безопасностью железнодорожной транспортной системы / А. А. Корниенко, А. П. Глу-хов // Бюл. Объед. учен. совета ОАО «РЖД». - 2018. -№ 3. - С. 42-54.

28. Сидак А. А. Категорирование и оценка значимости объектов критической информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта / А. А. Сидак, А. А. Корниенко, А. П. Глухов, С. В. Диасамидзе // Двойные технологии. - 2019. -№ 1. - С. 88-93.

29. Журавлева Н. А. Проблемы экономической безопасности транспортных систем в условиях глобальных киберугроз / Н. А. Журавлева, А. Б. Никитин // Экономические науки. - 2018. - № 168. -С. 20-25.

30. Котенко А. Г. Методология риск-ориентированного планирования качественных показателей эксплуатационной работы железных дорог : автореф. дис. ... д-ра техн. наук, специальность : 05.22.08 / А. Г. Котенко. - СПб. : ПГУПС, 2014. -32 с.

Дата поступления: 15.11.2019 Решение о публикации: 21.11.2019

Контактная информация:

ПЛЕХАНОВ Павел Андреевич - канд. техн. наук, доцент; pavelplekhanov@gmail.com

Risk-based approach to transport safety as part of the integrated safety of the railway transport

P. A. Plekhanov

Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Plekhanov P.A. Risk-based approach to transport safety as part of the integrated safety of the railway transport. Proceedings of Petersburg Transport University, 2019, vol. 16, iss. 4, pp. 539-551. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2019-4-539-551

Summary

Objective: To describe the prospective risk-based approach to substantiation of transport safety measures as part of the integrated safety of the railway transport. Methods: The methods of risk assessment in the railway transport were applied in accordance with current international standards for managing a set of interrelated indicators of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) and Life Cycle Cost (LCC) throughout the life cycle of the railway transport systems and technical means. Results: Based on the current practice of managing the risks of safety violations in the railway transport using the tools of safety integrity (guaranteed) levels, a mechanism has been proposed to substantiate measures to ensure the transport safety, based on the need to regulate the level of acceptable risk associated with threats of acts of unlawful interference and to build models of violators. Seven options for the transport safety integrity (guaranteed) levels have been considered, depending on the possible severity of the consequences (damage), response time, the possibility of prevention (control), and the likelihood of an act of unlawful interference. Additional measures to ensure the transport safety are suggested for each level, while it is proposed to distribute the measures along three response paths to threats of acts of unlawful interference: proactive, timely, and emergency paths. Practical importance: The proposed risk-based approach to substantiation of transport safety measures as part of the integrated safety of the railway transport can be used in the future to assess the vulnerability of railroad facilities, as well as to develop transport safety plans for them.

Keywords: Integrated safety of the railway transport, transport safety, risk management, acceptable risk level, safety integrity (guaranteed) level.

References

1. Shmatchenko V. V., Plekhanov P.A., Ivanov V. G. & Konyushkov V. V. Upravleniye bezopasnost'yu sub"yektov predprinimatel'stva [Safety management

of business entities]. The Economic Revival of Russia, 2009, no. 4, pp. 25-28. (In Russian)

2. Kraskovskiy A. E., Rogoza D. I. & Plekhanov P.A. Kompleksnaya otsenka riskov dlya bezo-pasnosti dvizheniya [Comprehensive risk assessment

for traffic safety]. Proceedings of Petersburg Transport University. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2011, iss. 1, pp. 54-65. (In Russian)

3. Plekhanov P. A. Problema formirovaniya trebo-vaniy k kachestvu i bezopasnosti perevozochnykh us-lug zheleznodorozhnogo transporta [The problem of determining requirements for the quality and safety of railway transportation services]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2015, no. 10, pp. 20-27. (In Russian)

4. Plekhanov P. A. & Ivanov V. G. Formirovaniye normativnoy bazy obespecheniya bezopasnosti dvizheniya v usloviyakh reformirovaniya rossiyskikh zheleznykh dorog [Establishing the normative base to provide traffic safety under railway reforms in Russia]. VestniktransportaPovolzh'ya [TransportBulletin of the Volga region], 2011, no. 4, pp. 6-13. (In Russian)

5. Federal law N 16-FZ as of February 9, 2007. On Transport Safety. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_66069/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

6. Technical Regulations of the Customs Union TR CU 003/2011. Technical Regulations of the CU. On Safety of Railway Transport Infrastructure. Approved by Resolution of the Customs Union Commission as of July 15, 2011, N 710. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_118006/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

7. Technical Regulations of the Customs Union TR CU 001/2011. Technical Regulations of the CU. On the Safety of Railway Rolling Stock. Approved by Resolution of the Customs Union Commission as of July 15, 2011, N 710. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_118006/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

8. Technical Regulations of the Customs Union TR CU 002/2011. Technical Regulations of the CU. On Safety of High-Speed Railway Transport. Approved by Resolution of the Customs Union Commission as of July 15, 2011, N 710. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_118006/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

9. IEC 62278 (2002). Railway applications - Specification and demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS) . Moscow, Stan-dartinform Publ., 2002, 162 p.

10. IEC 62279 (2015). Railway applications - Communications, signalling and processing systems - Software for railway control and protection systems. Moscow, Standartinform Publ., 2015, 276 p.

11. IEC 62425 (2007). Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety related electronic systems for signalling. Moscow, Standartinform Publ., 2007, 198 p.

12. Shmatchenko V. V. & Plekhanov P. A. Standarty komiteta CENELEC kak sostavnaya chast' mezhduna-rodnogo standarta zheleznodorozhnoy promyshlen-nosti IRIS [Standards of the CENELEC Committee as an integral part of the international railway industry standard IRIS]. Aktual'nyye voprosy razvitiya sis-tem zheleznodorozhnoy avtomatiki i telemekhaniki. Sb. nauch. trudov [Actualproblems of railway automation and remote control systems development. Scientific proceedings]. Ed. by Vl. V. Sapozhnikov. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2013, pp. 75-79. (In Russian)

13. IEC 60300-3-3 (2017). Dependability management. Pt 3-3. Application guide - Life cycle costing. Moscow, Standartinform Publ., 2017, 130 p.

14. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation N 52. Federal Security Service of the Russian Federation N 112, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation N 134 dated March 5, 2010. On approval of the List of potential threats of acts of unlawful interference with the activities of the transport infrastructure and vehicles. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99168/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

15. Kraskovskiy A. E., Reyngardt V. G. & Ple-khanov P. A. Razvitiye sistemy upravleniya bezopas-nost'yu dvizheniya na zheleznodorozhnom transporte v mezhdunarodnom soobshchenii [Development of the railway traffic safety management system in international traffic]. TransportRossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2010, no. 6, pp. 4043. (In Russian)

16. Federal Law N 17-FZ dated January 10, 2003. On Railway Transport in the Russian Federation. Con-

sultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_40443/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

17. Decree of the Government of the Russian Federation N 495 dated April 26, 2017. On approval of requirements for ensuring the transport safety, including requirements for anti-terrorist protection of facilities (territories), taking into account the safety levels for various categories of transport infrastructure objects and railway vehicles. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216086/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

18. Decree of the Government of the Russian Federation N 29, dated January 23, 2016. On approval of requirements for ensuring the transport safety of the transport infrastructure facilities depending on the type of transport at the stage of their designing and construction, and requirements for ensuring the transport safety of facilities (buildings, structures, edifices) that are not the transport infrastructure facilities and are located on land plots adjacent to the transport infrastructure facilities and classified as protected areas of transport lands, in accordance with the land legislation of the Russian Federation, and on amendments to the Regulations on the Scope of the Design Documentation Sections and Requirements to Their Contents. ConsultantPlus reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192872/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

19. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation N 62, dated February 21, 2011. On the procedure for establishing the number of categories and categorization criteria for the transport infrastructure facilities and vehicles by competent authorities related to ensuring the transport safety. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111992/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

20. Decree of the Government of the Russian Federation N 940, dated December 10, 2008. On safety levels of the transport infrastructure facilities and vehicles and on the procedure for their announcement (establishment). ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_82521/(accessed: 22.09.2019). (In Russian)

21. Shmatchenko V. V., Plekhanov P. A. & Iva-nov V. G. Bezopasnost' tekhnologicheskikh protses-sov [Process Safety]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, 29 p. (In Russian)

22. Shmatchenko V. V. & Plekhanov P. A. Uprav-leniye bezopasnost'yu vysokoskorostnogo zhelezno-dorozhnogo transporta [Managing the safety of highspeed railway transport]. Bulletin of scientific research results, 2017, iss. 3, pp. 105-118. (In Russian)

23. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation N 87, dated April 12, 2010. On the procedure for assessing the vulnerability of transport infrastructure facilities and vehicles. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100834/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

24. GOST R 57119-2016. Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements. Electronic repository of regulatory, technical, and legal information "Tekhekspert". Available at: http://docs.cntd. ru/document/1200140230 (accessed: 22.09.2019). (In Russian)

25. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation N 34, dated February 11, 2010. On approval of the procedure for the development of plans for ensuring transport safety of transport infrastructure facilities and vehicles. ConsultantPlus legal reference information system. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98778/(ac-cessed: 22.09.2019). (In Russian)

26. Korniyenko A. A., Glukhov A. P., Diasamid-ze S. V., Glukharev M. L. & Biryukov D. N. Kontsep-tual'naya model' intellektual'noy sistemy risk-oriyenti-rovannogo uprezhdayushchego upravleniya informat-sionnoy bezopasnost'yu zheleznodorozhnogo transporta [A conceptual model of an intelligent system of risk-based proactive management of information safety of the railway transport]. Proceedings of Petersburg Transport University. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, vol. 15, iss. 1, pp. 152-160. (In Russian)

27. Korniyenko A. A. & Glukhov A. P. Modeli i me-tody risk-oriyentirovannogo proaktivnogo upravleniya informatsionnoy bezopasnost'yu zheleznodorozhnoy transportnoy sistemy [Models and methods of risk-

based proactive management of information safety of the railway transport]. Bulletin of the Joint Scientific Council of Russian Railways, 2018, no. 3, pp. 42-54. (In Russian)

28. Sidak A.A., Korniyenko A.A., Glukhov A. P. & Diasamidze S. V. Kategorirovaniye i otsenka znachi-mosti ob"yektov kriticheskoy informatsionnoy infra-struktury zheleznodorozhnogo transporta [Categorizing and assessing the significance of objects of critical information infrastructure of the railway transport]. Dvoynyye tekhnologii [Dual Technologies], 2019, no. 1, pp. 88-93. (In Russian)

29. Zhuravleva N.A. & Nikitin A. B. Problemy eko-nomicheskoy bezopasnosti transportnykh sistem v us-loviyakh global'nykh kiberugroz [Problems of economic safety of the transport systems in the context of global cyber threats]. Economic sciences, 2018, no. 168, pp. 20-25. (In Russian)

30. Kotenko A. G. Metodologiya risk-oriyentiro-vannogo planirovaniya kachestvennykh pokazateley ekspluatatsionnoy raboty zheleznykh dorog [Methodology for risk-based planning of the railways operational performance quality indicators]. Avtoref. dis. na soiskaniye uchen. stepeni d-ra tekh. nauk, spetsial'nost': 05.22.08 [Abstract of the dis. for scientist. degree of D.Sc. (Tech.), specialty: 05.22.08]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2014, 32 p. (In Russian)

Received: November 15, 2019 Accepted: November 21, 2019

Author's information:

Pavel A. PLEKHANOV - PhD in Engineering, Associate Professor, pavelplekhanov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.