■Мшъ-
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ
TRANSPORT SAFETY ON RAILWAY TRANSPORT. PROBLEMS
AND SOLUTIONS
УДК 351.81
И.С. ТУШКО,
специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции (ГУП «Петербургский метрополитен», Россия, Санкт-Петербург) [email protected]
I.S. TUSHKO,
specialist-expert in the field of transport safety,
Master's Degree of Laws (state unitary enterprise «St. Petersburg metro», Saint-Petersburg, Russia)
Аннотация: обеспечение транспортной безопасности транспортного комплекса от потенциальных внутренних и внешних угроз несанкционированного вмешательства в его деятельность имеет важное стратегическое значение для государства. Транспортная инфраструктура всегда будет привлекательной мишенью террористических атак в связи с наличием высокой концентрации человеческих ресурсов и возможностью причинения вреда жизни и здоровью людей, нанесению материального ущерба экономике страны, что вызовет необходимый для достижения целей терроризма общественный политический резонанс.
Данная статья посвящена всестороннему анализу актуальной темы обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта, проблемам применения норм законодательства, практической эффективности реализуемых мер по антитеррористической защищенности.
Особое внимание в статье уделяется поиску методов и способов решения актуальных проблем, возникающих при обеспечении безопасности на объектах железнодорожного транспорта.
Проводя анализ текущего состояния транспортной безопасности, автор делится не только теоретическим, но и практическим опытом организации устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: транспортная безопасность, безопасность на транспорте, акт незаконного вмешательства, железнодорожный транспорт, транспортный комплекс.
Для цитирования: Тушко И.С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте: проблематика и пути решения // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С.62-67.
Abstract: ensuring the transport safety of the transport complex from potential internal and external threats of unauthorized interference in its activities is of great strategic importance for the country. Transport infrastructure will always be an attractive target for terrorist attacks due to the presence of a high concentration of human resources and the possibility of harming people's lives and health, causing material damage to the country's economy, which will cause the necessary public political resonance to achieve the goals of terrorism.
The article is devoted to a comprehensive analysis of the current topic of ensuring the transport safety of railway transport, the problems of application of legislation, the practical effectiveness of implemented measures for anti-terrorist protection.
Special attention is paid to the search for methods and methods of solving urgent problems arising in the provision of safety at railway transport facilities.
Analyzing the current state of transport safety, the author shares not only theoretical but also practical experience in the organization .
Keywords: transport safety, safety onthe transport, act of unlawful interference, railway transport, transport complex.
For citation: Tushko I.S. Transport safety on railway transport. Problems and solutions // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P 62-67.
Транспортная безопасность занимает особое место в общей системе безопасности нашей страны. За последние 10 лет данное направление смогло добиться существенного прогресса в своем развитии благодаря совершенствованию нормативной правовой базы, появлению профессионального обучения и аттестации лиц, его обеспечивающих, оснащению инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры.
Несмотря на то, что избежать некоторых террористических атак на объектах транспорта все же не удалось, важно знать, что принятые меры по антитеррористической защищенности смогли предотвратить немало попыток актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность транспортного комплекса государства.
В связи с тем, что Россия является самой большой страной в мире по занимаемой площади, железнодорожный транспорт всегда будет иметь особую значимость в транспортной системе. Из-за специфики перевозок и технологических особенностей данный вид транспорта остается слабо защищенным от террористических угроз.
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечивает необходимые условия для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе [1] (фото 1).
Фото 1. Сотрудники транспортной безопасности
Транспортная безопасность на железной дороге призвана обеспечить:
- условия безопасности жизни и здоровья пассажиров;
- безопасность перевозки грузов и багажа;
- экономическую безопасность страны;
- экологическую безопасность;
- санитарную и пожарную безопасность [2].
Существует 5 актуальных проблем обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
1. Низкая эффективность досмотровых мероприятий
Бессмысленно отрицать тот факт, что транспортная безопасность на железнодорожном транспорте за 10 лет существенно изменилась и повлияла на механизм пассажирских перевозок. Если еще недавно пассажиры могли позволить себе приехать на железнодорожный вокзал непосредственно перед отправлением поезда, то сегодня везде имеются досмотровые зоны, оснащенные техническими средствами (стационарными и ручными металлодетекторами, лучевыми досмотровыми установками, аппаратурой радиационного контроля и пр.), и пассажирам надо учитывать 5-10 минут для досмотровых мероприятий (фото 2).
Фото 2. Досмотр на железнодорожном вокзале
Кроме того, пассажиры стали более тщательно подходить к вопросу выбора вещей своей ручной клади и багажа во избежание форс-мажорных ситуаций.
Однако при интенсивном пассажиропотоке эффективность проведения досмотровых мероприятий резко снижается. Связано это не столько с количеством пассажиров, сколько с быстрым заполнением территории КПП, и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра [3].
Фото 3. Технические средства досмотра (стационарный
рамочный металлодетектор и установка рентгено-телевизионного конвейерного типа)
В настоящее время законодательством установлены правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра (приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 227), но не предусмотрено методики досмотра на железнодорожных вокзалах/станциях с учетом специфики транспорта, количества пас-сажирооборота, вида железнодорожного сообщения и прочих технологических особенностей. Также отсутствует нормативно-правовая обоснованность размещения и конфигурации зон досмотра. Сейчас данные места определяются структурными подразделениями ОАО «РЖД» самостоятельно, но не учитывают взрыво-опасность зоны досмотра, при наличии потенциальной угрозы применения ВУ в момент обнаружения террориста (фото з).
са России, определяют степень защищенности каждого объекта транспорта и транспортного средства.
Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими планами-схемами. Главным итогом данной работы должны стать дополнительные рекомендации привлеченной специализированной организации в отношении мер, которые необходимо ОАО «РЖД» предпринять для защиты выявленных уязвимых участков.
Анализу данного направления автором была посвящена отдельная научно-практическая статья [4], потому затронуть стоит лишь главную проблему - низкую эффективность оценки уязвимости. В период 2011-2019 гг. автором проводилась оценка уязвимости железнодорожных объектов (вокзалы, станции, перегоны, тоннели, мосты, пути необщего пользования, транспортные средства) в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском, Уральском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах России. При проведении дополнительной (повторной) оценки уязвимости в период 2016-2019 годов было выявлено, что большинство мер, рекомендованных специализированными организациями при проведении первичной оценки уязвимости в период 2011-2015 годов, не были реализованы на практике и не улучшили технологию обеспечения транспортной безопасности.
3. Отсутствие планов обеспечения транспортной безопасности
На смену требованиям транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, установленным приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43, пришли новые, изданные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 (рис. 1).
2. Низкая эффективность проведения оценки уязвимости
Одной из мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожной инфраструктуры является оценка уязвимости, в процессе проведения которой специализированные организации, аккредитованные Федеральным агентством железнодорожного транспорта Минтран-
Рис 1. Установленная система мер по обеспечению транспортной безопасности
Следующим этапом в системе мер антитеррористической защищенности после оценки уязвимости является План обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ). Несмотря на установленный трехмесячный срок разработки данного
документа, лишь единицы объектов железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день имеют утвержденный Федеральным агентством железнодорожного транспорта ПОТБ. Важно учесть, что именно ПОТБ является главным организационным и распорядительным документом по транспортной безопасности и включает в себя порядки, инструкции и прочие документы, на основании которых будет осуществляться защита конкретного объекта.
4. Установление границ зоны транспортной безопасности и КПП
В настоящее время границы и конфигурация зоны транспортной безопасности определяются специализированными организациями в процессе оценки уязвимости и устанавливаются ОАО «РЖД» на основании данных рекомендаций. Однако на государственном уровне отсутствует научно-практическая программа или методика, на основании которых было бы возможно провести обоснование установления данных границ и мест размещения КПП для каждого типа железнодорожного объекта.
Более того, в различных регионах страны методы и способы обоснования установления границ зоны транспортной безопасности могут существенно отличаться друг от друга.
При подготовке Результатов оценки уязвимости автором статьи применялась «Методика расчета границ зоны транспортной безопасности и критических элементов с учетом ущерба возможных последствий от совершения АНВ», разработанная в качестве эксперта на основе обобщения многолетних работ по оценке уязвимости, а также исследований других ведущих научно-исследовательских учреждений (рис. 2).
Целью данной разработки являлось применение научно-практического обоснования при определении границ зоны транспортной безопасности и расчете возможного ущерба от АНВ. Данная разработка показала высокую эффективность на практике, позволила исключить субъективность экспертного мнения.
5. Отсутствие аккредитованного подразделения транспортной безопасности
Одним из требований законодательства по транспортной безопасности в отношении железнодорожного транспорта является обязанность субъекта транспортной инфраструктуры (СТИ) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта или транспортного средства подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные,
Рис. 2. Схема взаимодействия информационных потоков при реализации процедур расчета и оценки ущерба от АНВ объекта железнодорожного транспорта, применяемая в Методике
круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.
По прошествии двух лет с момента вступления в силу данного требования закона для подавляющего большинства объектов СТИ так и не провело организационных мероприятий по формированию или привлечению аккредитованных подразделений транспортной безопасности. Данный факт постоянно находит отражение в Результатах оценки уязвимости (фото 4).
Фото 4. Сотрудники привлеченного подразделения охраны
Это вовсе не означает отсутствие какой-либо физической защиты от нарушителей. На некоторых железнодорожных объектах это обеспечивается путем заключения контрактов и привлечением сотрудников ведомственной охраны и частных охранных организаций. По сути, они выполняют, а точнее подменяют функции подразделений транспортной безопасности. Требование закона при этом остается неисполненным, а сотрудники данных охранных организаций не относятся к силам обеспечения транспортной безопасности СТИ и не имеют соответствующего профессионального обучения и аттестации.
Таким образом, исходя из анализа выявленных проблем и практики обеспечения антитеррористической защищенности на железнодорожном транспорте, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительный объем проведенных мероприятий по транспортной безопасности, сформирована лишь частичная защита объектов и транспортных средств. Постоянное развитие технологий в области транспорта и информации приводит к важности увеличения интереса к существующим проблемам данной отрасли.
Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер эконо-
мического, политического, организационного и иного характера, адекватных существующим угрозам и рискам в транспортной сфере [5].
Основные виды безопасности, при которых транспорт будет надежно функционировать, качественно решая поставленные задачи, можно обеспечить по строго установленным правилам, какие составляют сердцевину транспортного права. Процесс формирования транспортного комплекса, установление тесной связи между его элементами, создание безопасной, надежной работы транспортной системы — все это должно осуществляться в сфере транспортных отношений как правового явления, где каждый транспортник наделяется обязанностями осуществлять профессиональную деятельность при строгом соблюдении и исполнении правовых норм [6].
При определении государственной системы правовых, экономических, организационных и иных мер по транспортной безопасности важно понимать нецелесообразность применения методов и способов, используемых на других видах транспорта. Необходимо учитывать специфику и технологию железнодорожного транспорта, уделять больше внимания разработке и реализации научно-практических методик конкретных видов деятельности по антитеррористической защищенности.
В качестве возможных путей решения обозначенных в статье актуальных проблем автором предлагается:
1. В целях повышения эффективности досмотровых мероприятий разработать методику досмотра на железнодорожном транспорте. В методике учесть количественный пассажиро-оборот, вид железнодорожного сообщения, расчет показателей при определении конфигурации зоны размещения пунктов досмотра, прочие количественные и качественные характеристики.
2. Улучшить качество контроля за проведением мероприятий по реализации дополнительных рекомендаций специализированных организаций, указанных в Результатах оценки уязвимости.
3. Создать условия качественной разработки Планов обеспечения транспортной безопасности специалистами-экспертами, имеющими в данной области практический опыт в целях их дальнейшего утверждения в компетентном органе.
4. В целях улучшения качества оценки уязвимости разработать методику расчета границ зоны транспортной безопасности и критических элементов. В методике предусмотреть расчет возможных последствий от АНВ, научно-практическое обоснование мест размещения КПП и определения критических элементов.
5. Повысить качество контроля за проведением мероприятий по формированию или привлечению подразделений транспортной безопасности для обеспечения физической защиты объектов и транспортных средств.
Развитие мировых технологий ставит перед направлением транспортной безопасности но-
вые задачи, решить которые возможно путем интеграции специалистов различных областей и улучшением информационного пространства. Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте может быть достигнуто при своевременном решении проблем, мешающих его стратегическому развитию.
- Литература -
1. Кульба В.В., Косяченко С.А., Шелков А.Б. Методология исследования проблем обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте II Управление большими системами. 2012. № 38. С. 5-19.
2. Лысак К. Проблемы транспортной безопасности российских железных дорог и пути их решения I Материалы XLI Международной научно-практической конференции КазАКТ им. М. Тынышпаева «Инновационные технологии на транспорте: образование, наука, практика» (Э-4 апреля 2017 г.), том 1. - Алматы, 2017. С.411-414.
3. Тушко И.С. Безопасность или комфорт? II Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019. № 5. С. 55-57.
4. Тушко И.С. Оценка уязвимости транспорта. Эффективность и методы улучшения II Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2019. № 6.
5. Рыбин О.А., Попов В.В. Пути повышения транспортной безопасности на основе оценки функционального резерва элементов транспортного комплекса II Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 201Э. С. 16-2Э.
6. Духно Н.А. Обеспечение безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры II Транспортное право и безопасность. 201S. № 2 (26). С. S-19.
= References =
1. Kul'ba V.V., Kosyachenko S.A., SHelkov A.B. Metodologiya issledovaniya problem obespecheniya bezopasnosti na zheleznodorozhnom transporte II Upravlenie bol'shimi sistemami. 2012. № 38. S. 5-19.
2. Lysak K. Problemy transportnoj bezopasnosti rossijskih zheleznyh dorog i puti ih resheniya I Materialy XLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii KazAKT im. M. Tynyshpaeva «Innovacionnye tekhnologii na transporte: obrazovanie, nauka, praktika» (Э-4 aprelya 2017 g.), tom 1. - Almaty, 2017. S.411-414.
3. Tushko I.S. Bezopasnost' ili komfort? II Bezopasnost' i ohrana truda na zheleznodorozhnom transporte. 2019. № 5. S. 55-57.
4. Tushko I.S. Ocenka uyazvimosti transporta. Effektivnost' i metody uluchsheniya II Bezopasnost' i ohrana truda na zheleznodorozhnom transporte. 2019. № 6.
5. Rybin O.A., Popov V.V. Puti povysheniya transportnoj bezopasnosti na osnove ocenki funkcional'nogo rezerva elementov transportnogo kompleksa II Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii. 201Э. S. 16-2Э.
6. Duhno N.A. Obespechenie bezopasnosti pri ekspluatacii ob»ektov transportnoj infrastruktury II Transportnoe pravo i bezopasnost'. 201S. № 2 (26). S. S-19.
(статья сдана в редакцию 20.11.2019)